Сетевое взаимодействие дошкольных учреждений города Зимы. Практикум по теме: "Использование технологии Л.Г. Петерсон "Ситуация" в процессе познавательного развития дошкольников".
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Реброва Евгения Евгеньевна

В материале (текст выступления и презентация) представлено описание структуры и применение технологии "Ситуация" в дошкольном учреждении для конструирования образовательной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирования у дошкольников предпосылок универсальных учебных действий при организации образовательного процесса на основе системно-деятельностного подхода.

Ещё Галилео Галилей сказал: «нельзя чем-то научить человека, можно только помочь ему сделать для себя открытие».

Как научить детей учиться? Как помочь им вырасти людьми, способными понимать и оценивать информацию, анализировать её, применять в нестандартных условиях, принимать решения на основе проведенного анализа?

Сегодня мы познакомимся с технологией деятельностного метода «Ситуация». Технология «Ситуация – новый педагогический инструмент, который позволяет поэтапно и последовательно формировать у дошкольников опыт выполнения универсальных действий, лежащих в основе механизмов саморазвития личности.

Технология «Ситуация», о которой пойдет речь, представляет собой адаптированный вариант ТДМ (технологии деятельностного метода) Людмилы Георгиевны Петерсон для дошкольного образования

- Что может стать пусковым механизмом для появления у человека потребности в самоизменении?

Потребность в самоизменении и саморазвитии возникает в ситуации затруднения – иначе зачем человеку что-то менять, тем более в себе самом?

- Что лучше: оградить детей от проблем или научить их справляться с возникающими трудностями?

Очевидно, что задача взрослых (педагогов, семьи) – помочь ребенку поверить в себя, приобрести опыт побед над трудностями,  («Я могу с этим справиться!», «У меня получится!») и тем самым заложить прочный фундамент для  саморазвития на протяжении всей жизни.

Именно затруднение, если оно является личностно-значимым для ребенка, позволяет ему осознать, что он пока чего-то не знает или не умеет. При систематическом моделировании педагогом ситуаций затруднения и грамотной организации выхода из них дети учатся конструктивно относиться к неудачам, переводить проблемы в задачи, они приобретают опыт успешного преодоления трудностей, развивают положительную самооценку, начинают понимать причины своих затруднений, выбирать оптимальные способы их преодоления.

Безусловно, в детском саду еще рано говорить о рефлексивной самоорганизации в полном смысле этого слова. Однако дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для приобретения первичного опыта выполнения действия по преодолению затруднений.

Именно поэтому в основу технологии деятельностного метода Л.Г. Петерсон (для дошкольного уровня – технологии «Ситуация») положен метод рефлексивной самоорганизации, позволяющий поэтапно и последовательно в системе непрерывного образования формировать у детей механизмы самоизменения, саморазвития и самовоспитания.

Суть данной технологии заключается в организации развивающих ситуаций с детьми на основе использования общекультурных знаний о законах эффективной деятельности с учетом возрастных особенностей дошкольников. Отсюда и название технологии – «Ситуация», так как в ее основе лежат различные ситуации, с которыми сталкиваются дети в течение дня.

В своей целостности данная технология положена в основу специально моделируемых взрослым ситуаций. Следует отметить, что такие ситуации могут отличаться по форме организации (например, это могут быть занятия, экскурсии, праздники, игровые ситуации и пр.), а также по локализации во времени (например, занятия в рамках непосредственной образовательной деятельности, тематические проекты, проводимые в течение дня или недели и др.).

Несмотря на все отличия, они имеют сходную структуру – шесть последовательных этапов, соответствующих этапам метода рефлексивной самоорганизации.

Остановимся на каждом из этих этапов более подробно.

1. Введение в ситуацию. На этом этапе создаются условия для возникновения у детей внутренней потребности (мотивации) включения в деятельность. Дети фиксируют, что они хотят сделать (так называемую, «детскую» цель). Для этого воспитатель, как правило, включает детей в беседу, обязательно личностно значимую для них, связанную с их личным опытом. Важно понимать, что «детская» цель не имеет ничего общего с образовательной («взрослой») целью. Младшие дошкольники преимущественно ставят цели, связанные со своими личными интересами и сиюминутными желаниями (например, поиграть, послушать сказку, сходить в гости и пр.). А старшие могут ставить цели, важные не только для них, но и для окружающих (например, помочь кому-либо). Эмоциональное включение детей в беседу позволяет педагогу плавно перейти к сюжету, с которым будут связаны все последующие этапы. Грамотно подобранные темы для беседы позволяют интегрировать различные образовательные области. Ключевыми фразами завершения этапа являются вопросы: «Хотите?», «Сможете?»

2. Актуализация. В ходе дидактической игры воспитатель организует предметную деятельность детей, в которой целенаправленно актуализируются мыслительные операции, а также знания и опыт детей, необходимые для построения нового знания. При этом дети находятся в игровом сюжете, движутся к своей «детской» цели и даже не догадываются, что педагог, как грамотный организатор, ведет их к новым открытиям.

3. Затруднение в ситуации. Данный этап является непродолжительным по времени, но принципиально новым и очень важным, так как содержит в своем истоке основные компоненты структуры рефлексивной самоорганизации, лежащей в основе умения учиться. В рамках выбранного сюжета моделируется ситуация, в которой дети сталкиваются с затруднением в деятельности. Воспитатель с помощью системы вопросов «Смогли?» – «Почему не смогли?» помогает детям приобрести опыт фиксации затруднения и выявления его причины. Так как затруднение является личностно значимым для каждого ребенка (оно препятствует достижению своей «детской» цели), у ребёнка возникает внутренняя потребность в его преодолении, то есть теперь уже познавательная мотивация. Таким образом, создаются условия для развития у детей познавательного интереса.

4. Открытие детьми нового знания (способа действий). На данном этапе воспитатель вовлекает детей в процесс самостоятельного решения вопросов проблемного характера, поиска и открытия новых знаний. Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности детей приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят ее, используя новый способ действия. Таким образом, дети получают начальный опыт выбора метода разрешения проблемной ситуации, выдвижения и обоснования гипотез, самостоятельного (под руководством взрослого) открытия нового знания.

5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка. Воспитатель предлагает дидактические игры, в которых новое знание (новый способ) используется в измененных условиях совместно с освоенным ранее. При этом педагог обращает внимание на умения детей слушать, понимать и повторять инструкцию взрослого, планировать свою деятельность. Использование на данном этапе дидактических игр, когда дети работают в парах или малых группах на общий результат, позволяет формировать навыки культурного общения и коммуникативные умения дошкольников.

 6. Осмысление (итог). Данный этап формирует у детей на доступном для них уровне начальный опыт выполнения самооценки – важнейшего структурного элемента учебной деятельности. С помощью системы вопросов: «Где были?», «Чем занимались?», «Кому помогли?» воспитатель помогает детям осмыслить свои действия и зафиксировать достижение «детской» цели.

Таким образом, познавательная деятельность приобретает для ребенка личностно значимый характер.

Деятельностный подход ставит ребенка в активную позицию деятеля: ребенок сам изменяет себя, взаимодействуя с детьми и взрослыми, с предметами, окружающими его при решении личностно-значимых для него задач и проблем.

Но если дети сами изменяют себя, то какую роль играет педагог?

Функция педагога в ее изначальном, истинном смысле состоит в организации такого образовательного процесса, который создает максимально эффективные условия для самоизменения и саморазвития детей, создавая необходимую развивающую предметно-пространственную среду, используя естественные ситуации, возникающие в повседневной жизни детей либо моделируя ситуации, направленные на решение определенной образовательной задачи.

Но у педагога есть и другая функция – функция помощника. У ребенка может что-то не получаться, у него может возникнуть вопрос, он может обидеться, огорчиться, наблюдая, что у других детей какие-то виды деятельности получаются лучше.

Таким образом, в образовательном процессе у воспитателя можно выделить две основные роли: роль организатора и роль помощника.

Как организатор: моделирует образовательные ситуации; отбирает способы и средства; создает развивающую образовательную среду; организует процесс детских «открытий».

Как помощник: создает доброжелательную, психологически комфортную обстановку; отвечает на вопросы детей; внимательно наблюдает за их состоянием и настроением; помогает тем, кому это необходимо, вдохновляет, замечает и фиксирует успехи каждого ребенка.  

Роли организатора и помощника дополняют, но не заменяют друг друга.

Важным условием осуществления системно-деятельностного подхода Л.Г. Петерсон в дошкольной образовательной организации являетсяреализация системы основных принципов деятельностного метода обучения. Данные прицепы выступают как необходимые психолого-педагогические условия организации образовательного процесса всовременном детском саду.

Это следующие принципы:

- психологической комфортности,

- деятельности,

- минимакса,

- целостности,

- вариативности,

- творчества,

- непрерывности.

Мы не будем подробно говорить о каждом принципе, здесь все понятно. Если только принцип МИНИМАКСА, для тех, кто не знает:

  • правило принятия решений
  • значение функции двух переменных (х, у), которого она достигает, если взять сначала максимум по у, а потом минимум по х

Я предлагаю вашему вниманию Рабочие тетради «Раз – ступенька, два – ступенька…», является составной частью комплекта по развитию математических представлений «Раз – ступенька, два – ступенька…» авторов Л.Г. Петерсон, Н.П. Холиной.

В пособии представлен материал для закрепления и расширения математических представлений на занятиях в детском саду, а также в индивидуальной работе детей с родителями или воспитателями.

А сейчас мы проиграем занятие по технологии «Ситуация», и таким образом закрепим полученные знания на практике.



Предварительный просмотр:

Конспект образовательной деятельности

детей в старшей группы компенсирующей направленности в технологии

ситуация деятельностного подхода Л. Г. Петерсон

на тему: «Транспорт».

Цель: Познакомить детей с машинами специального назначения («пожарнаямашина», «полиция», «скорая помощь»): специальные машины спешат напомощь, это нужные, полезные машины.

Материал:

Технические средства: мультимедийный проектор, экран, ЭМП «Транспорт», видео «Автомобили специального назначения»; разрезные картинки «Транспорт», атрибуты к игре «Шоферы».

Дидактическиепособия: карточка – игра «Сложи картинку», игра «Шофёры».

Игрушки: микрофон, мяч.

Ход образовательной ситуации:

Ӏ. Введение в ситуацию

1.«Сюрпризный момент»

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую

деятельность.

Воспитатель собирает детей около экрана.

Воспитатель: Друзья, что это?

Звук входящего эл. Письма. Воспитатель выслушивает мнение детей.

Нам пришло электронное письмо от Незнайки. Хотите узнать, что он нам писал? Воспитатель читает детям письмо.

Письмо: Здравствуйте ребята, меня зовут Незнайка, я живу в цветочномгороде. Однажды я отправился путешествовать на воздушном шаре, нослучилась беда, началась гроза и произошла катастрофа, так я оказался нанеобитаемом острове. Помогите мне вернуться домой, у меня есть карта, но яне могу по ней ориентироваться.

Воспитатель: Друзья, о чем нас просит Незнайка? (ответы детей) Хотите помочь Незнайке? Сможем? (ответы детей)

Воспитатель: Дорога от необитаемого острова до дома Незнайки длинная. По пути нам будут встречать препятствия, которые нам нужно будет преодолеть, чтобы Незнайки быстрее добраться до дома.

Мы будем делать остановки, и выполнять различные задания.

ӀӀ. Актуализация знаний

1. Дидактическая игра с мячом «Скажи наоборот»

Дидактическая задача: закреплять умение детей подбирать слова антонимы.

Воспитатель: для того чтобы нам преодолеть все препятствия, нам нужно много знать и уметь. Сейчас мы проверим, все ли готовы к путешествию, поиграем в игру - «Скажи наоборот».

Я говорю слово и бросаю мяч, а вы бросаете мяч назад и говорите слово наоборот. Попробуем?

- приехал – уехал;

- приплыл – уплыл;

- прикатился – укатился;

- взлетел – приземлился;

- большой – маленький;

- тяжелый – легкий;

- быстрый – медленный;

- новый – старый;

- далеко – близко;

- высоко – низко

Воспитатель: Молодцы, мы убедились, что вы много знаете и готовы к путешествию.

Дети садятся на стулья.

Воспитатель: Посмотрите на экран, перед нами карта, о которой говорил Незнайка. Первый участок пути проходит по воде. На каком транспорте можно плыть по воде?

Дети высказывают свои предположения. 

Как можно назвать этот транспорт одним словом? (ответы детей). Отгадайте, на каком водном транспорте Незнайка отправится в путь:

На море, в реках и озёрах

Я плаваю, проворный, скорый.

Среди военных кораблей

Известен лёгкостью своей (ответы детей).

Незнайка плывет на катере до следующего участка.

2.Игра «Посчитай»

Дидактическая задача: упражнять в согласование числительных с

существительными.

Незнайка доплыл до залива, и увидел разный водный транспорт. А сколько его, он не знает. Незнайка не умеет считать! А вы умете? Поможете сосчитать? Попробуем?

Корабль – первый, катер - …, яхта - …, лодка - …(ответы детей)

Воспитатель: Мы справились с первым препятствием! Отправляемся дальше!

На слайде появляется изображения с горно – болотистым участком.

Воспитатель: На следующем участке пути горы, болота, по земле никак не проехать. На каком транспорте может двигаться Незнайка? (ответы детей).

Как можно назвать этот транспорт одним словом? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, воздушный.

Отгадайте, на каком именно (читает загадку):

Очень, длинный и могучий

Он летит, пронзая тучи.

Громко в облаках ревёт

Пассажиров он везёт (самолет)

Незнайка летит на самолете до следующего участка.

Воспитатель: Молодцы друзья! Мы справились и со вторым препятствием! Готовы помогать Незнайки дальше?

На слайде появляется изображение равнины и дорожного полотна.

III. Затруднение в игровой ситуации

Воспитатель: Следующий участок проходит по равнине. Подумайте, на чем можно ездить по земле, по дороге? (ответы детей)

-Как называется транспорт, на котором можно ездить по дороге, по земле? (дети отвечают)

-Отгадайте, на чём отправится Незнайка:

Чудесный длинный дом,

Пассажиров много в нем.

Носит обувь из резины

И питается бензином... (автобус)

На слайде Незнайка едет на автобусе

Воспитатель:  пока Незнайка продолжает свой путь возращения домой, предлагаю  поиграть в игру «Сложи картинку», согласны?

Необходимо разделиться на пары и собирать картинку из отдельных частей, тогда мы узнаем, что увидел Незнайка из окна автобуса.

Дети выполняют задания. После выполнения задания, воспитатель спрашивает: что получилось? Дети отвечают полными ответами.

Воспитатель: Молодцы друзья! Мы справились и с этим препятствием!

2. игра «Шофёры»

Дидактическая задача: Закреплять знания о ПДД

Воспитатель: Поиграем в шоферов. Выходите на ковёр, выбирайте себе транспорт по душе и в путь. Будьте внимательны. На красный свет тормозите. Не создавайте на дороге аварийную ситуацию.

(звучит звук сирены, на дороге появляется пожарная машина, создается аварийная ситуация)

Воспитатель: Ой, что случилось? Автобус не пропустил пожарную машину. А там гудит скорая. Как нам быть? Как им помочь? Вы хотите узнать?

ӀѴ. Открытие нового знания

Воспитатель: Посмотрите видео, которое прислали Смешарики, друзья Незнайки (показ видео «Автомобили специального назначения»)

- Какие машины могут ехать на красный свет светофора? (ответы детей)

- Почему эти машины мчатся, гудя на всю улицу и не останавливаясь на перекрестках? (ответы детей)

- Почему пешеходы и другие машины должны пропускать их? (ответы детей)

- Все эти машины спешат на помощь. Это нужные, полезные машины. Так как они называются? (ответы детей)

Сегодня мы с вами познакомились со специальным транспортом. Без него людям просто не обойтись. Эти машины вызывают по специальному телефону, если случилась беда.  Давайте познакомимся с ними поближе.

IV. Включение нового знания в систему знаний.

На экране картинка горящего дома.

Если вдруг в доме случится пожар. Какую машину будем вызывать? (ответы детей)

На экране появляется пожарная машина.

Правильно! Пожарную машину. Чтобы вызвать пожарную машину, на телефоне нужно набрать номер 101.

Послушайте стихотворение, которое подготовила нам …:

Спешит машина красная,

Не выключая фар,

На службу, на опасную

Спешит тушить пожар

Воспитатель: Друзья, посмотрите, что это у пожарной машины? (Воспитатель показывает на сирену-маячок, дети отвечают).

Для чего это нужно машине? (выслушивает ответы детей).

У пожарной машины есть сирена-маячок. Такие сирены есть у всех машин специального назначения. Их включают только тогда, когда машины спешат на срочный вызов. Сирена воет очень громко и другие машины на дороге слышат этот вой сирены и освобождают дорогу, дают проехать машинам специального назначения.

А вот если случится драка или кого-то ограбили. Тогда какая машина приезжает?  (ответы детей)

Послушайте стихотворение, которое подготовила нам …:

Полицейская машина

Нам мигает синим глазом,

И её сирены звук

Слышен далеко вокруг

(На экране появляется полицейская машина)

Для того чтобы вызвать полицейскую машину, на телефоне надо набрать номер 102.

На экране появляется заболевший человек.

Воспитатель: Если кто-нибудь в семье заболел, какая специальная машина приедет к нам на помощь? (ответы детей). Послушайте стихотворение, которое приготовила нам … :

Скорая помощь

Спешит по дороге.

Воют сирены –

Сигналы тревоги.

Успели, приехали,

Вот этот дом.

Встречайте машину с красным крестом.

На экране появляется машина скорой помощи.

Воспитатель: Чтобы вызвать машину скорой помощи, набираем на телефоне номер 103.

На экране появляется карта, звучит веселая музыка и Незнайка на пороге своего дома.

Друзья, что это? (предположения детей). Незнайка дома! Наше путешествие закончилось!

VI. Осмысление (итог)

Дидактические задачи: восстановить в памяти детей то, что делали, и создать ситуацию успеха. Воспитатель берет в руки микрофон.

- Друзья, представьте себе, что теперь я  корреспондент и хочу увас взять интервью для нашего дошкольного канала.

- Вы, ребята молодцы помогли Незнайке. А что же произошло с Незнайкой?

(ответы детей)

- Вам удалось помочь Незнайке вернуться домой? (ответы детей?)

- Какой предмет помог Незнайке найти дорогу домой? (ответы детей?)

- На каком транспорте Незнайка возвращался домой?

-  На какие группы делится транспорт? (дети называют 4 вида транспорта)

- Вы можете теперь ответить на вопрос, что это за специальные машины?

- Очень интересное и поучительное путешествие получилось у Вас.

- Что вам больше всего понравилось?

- А что было самым сложным?

Когда я брала интервью у Незнайки, он рассказал мне, что вы научили его считать по порядку, познакомили с транспортом специального назначения, а также смогли разделить транспорт на группы. Незнайка благодарен вам за ваши старания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс Тема: Использование образовательной технологии Зиганова М.А. «ИнтеллекТ» в развитии детей дошкольного возраста.

Цели: развитие интеллектуальных способностей           повышение мотивации            сниж...

«Физкульт-ура! Спортландия!» или формирование здорового дошкольника посредством сетевого взаимодействия образовательных учреждений города в условиях реализации ФГОС ДО

В статье представлен опыт организации сетевого взаимодействия инструкторов по физической культуре ДОУ города Братска....

Информация на тему: «Использование интерактивных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ»

Интерактивное оборудование активно входит в нашу жизнь, становясь необходимым и важным атрибутом не только жизнедеятельности взрослых, но и средством обучения детей. Существуют различные интерактивные...

Протокол № 2 Педагогического семинара-практикума по теме: «Использование инновационных технологий в речевом развитии дошкольников»

Протокол № 2 Педагогического семинара-практикума по теме: «Использование инновационных технологий в речевом развитии дошкольников»...

Доклад на тему «Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО»

laquo;Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО»...

Консультация для родителей на тему: «Использование техники квиллинг в домашних условиях для познавательного развития дошкольников». (сам.обр.)

Квиллинг – способ создания великолепных композиций при помощи скручивания длинных тонких полосок цветной бумаги....