КВЕСТ-ИГРА, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДО
статья по окружающему миру
Квест - игра, имеет четко поставленную дидактическую задачу и игровой замысел, у нее есть руководитель и четкие правила. Она реализуется с целью повышения у детей дошкольного возраста уровня определенных знаний и умений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvest-igra_kak_effektivnoe_innovatsionnoe_1.docx | 24.21 КБ |
Предварительный просмотр:
КВЕСТ-ИГРА, КАК ЭФФЕКТИВНОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО В КОНТЕКСТЕ РЕАЛИЗАЦИИ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС ДО
ФИО
Пасько Елена Адамовна
Должность
воспитатель
Место работы
МДОУ «ЦРР д/с №4 п.Майский.
В ФГОС ДО сказано, что педагогическое взаимодействие ребенка и воспитывающих взрослых должно быть ориентировано на обеспечение развития каждого ребенка, сохранение его самобытности и уникальности, создание возможностей раскрытия склонностей и способностей.[4]
На современном этапе развития образовательной системы в России появляются новые технологии и формы взаимодействия педагогов с воспитанниками, в основе которых лежит активизация самостоятельной деятельности и непосредственное участие детей в воспитательно-образовательном процессе. Наиболее востребованными становятся интерактивные формы, позволяющие задействовать всех участников образовательного процесса и реализовать их творческие способности.
Игра для ребенка является наиболее привлекательной, естественной формой и средством познания мира, своих возможностей, самопроявления и саморазвития. Для педагога содержательная, отвечающая интересам детей, правильно организованная игра – эффективное педагогическое средство, позволяющее комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи. Общество создало детские игры для всесторонней подготовки ребенка к жизни, его своевременной социализации и развития. Поэтому игра ребенка связана со всеми видами его деятельности и выступает как форма познания, труда, общения, искусства и спорта.[4]
В настоящее время актуальным является то, что воспитатель ДОУ - это творческая личность. Именно творческая сущность определяет выбор форм и средств его педагогической деятельности. Анализ литературных источников показал, что в последние несколько лет популярными стали квест-игры. Идея квест-игры актуальна в контексте требований ФГОС ДО. Так как применение данной технологии в современном образовании при реализации ФГОС ключевым условием является использование системного подхода в образовании, к которым несомненной относится квест-технология. Поэтому одной из новых форм в нашей практике являются квест-занятия, проводимые в игровой форме.[1]
Квест - это игра-приключение, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, у игры есть цель, дойти до которой можно только последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка - это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, соответствующими ситуации и не требующими специальных знаний или умений от игроков.[3]
Главное преимущество квест-игры в том, что такая форма организации образовательного процесса ненавязчиво, в игровой форме способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников. В каждой квест-игре совмещаются элементы, как обучения, так и отдыха.
Такая форма организации образовательной деятельности детей в дошкольном учреждении имеет ряд преимуществ, что позволяет нам решить следующие цели и задачи:
– создавать положительный эмоциональный настрой, повышать образовательную мотивацию, развивать инициативу, самостоятельность, и творческие способности;
– всесторонне развивать дошкольников по различным направлениям;
– воспитывать помощь и взаимовыручку, возможность действовать в команде, развивать социально-коммуникативные качества путем коллективного решения общих задач;
– побуждать к познавательно-исследовательской деятельности путем решения проблемных ситуаций;
– формировать внимательность и смелость;
– обеспечивать интеграцию содержания различных образовательных областей.[2]
Образовательный квест в ДОУ – это совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, с помощью которой дошкольники полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в образовательную деятельность. Игровой квест не только позволяет дошкольникам проявить свои знания и способности, но и способствует развитию коммуникационных навыков между детьми, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить играющих.
Квест - игра, имеет четко поставленную дидактическую задачу и игровой замысел, у нее есть руководитель и четкие правила. Она реализуется с целью повышения у детей дошкольного возраста уровня определенных знаний и умений. При планировании и подготовки квест-игры большую роль играет сюжет и образовательное пространство где будет проходить мероприятие.
Квест-технологии имеют ряд особенностей: воспитательно-образовательные задачи осуществляются через игровую деятельность и несут в себе поисковый характер; внедрение инновационных средств обучения способствуют самовыражению ребенка-дошкольника; мотивируют эмоциональную и интеллектуальную активности детей. Образовательный процесс в детском саду мы стараемся организовать в форме обучающей игры, творческой, познавательной и поисковой деятельности детей.
Идей для квест-мероприятий у педагогического коллектива нашего ДОУ достаточно много, но главное условие – их грамотная реализация. Сценарий квеста должен быть понятен детям и продуман до мелочей. При подготовке и организации квест-игр мы определяем цели и задачи, при этом учитываем категорию участников (дети, родители), а так же пространство, где будет проходить игра, и после этого начинаем написать сценарий. Самое главное в этом - это заинтересовать дошкольников.
Так в преддверии Дня космонавтики нами была организована и проведена познавательная квест-игра «Космический патруль». Участниками, которой стали дети подготовительной группы. Они продемонстрировали свои знания о космосе, планетах Солнечной системы, космическом пространстве; коллективно выполняли предложенные им задания; выдвигали гипотезы, делали выводы и излагали свои мысли. По окончанию космической квест-игры, дошкольники, своими руками изготовили сувенир – самую красивую планету Солнечной системы «Земля».
В ФГОС отмечено, что одним из принципов дошкольного образования является партнерство с семьей, что является основой для оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.[4]
Квест-игры одно из интересных средств, направленных на самовоспитание и саморазвитие ребенка как личности творческой, физически здоровой, с активной познавательной позицией. Что является основным требованием ФГОС ДО. Главное преимущество квестов в том, что данная форма организации образовательной деятельности дошкольников ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.
Нами был проведен квест-поход «На поиски здоровья», который проходил на территории детского сада, в преддверии Дня здоровья. Целью этого квеста было формирование активной жизненной позиции и здорового образа жизни. Детей ждал Здоровичок нашего детского сада, который и попросил помощи. В квест-игре принимали участие старшие группы, то есть две команды. Маршрут дети искали по завязанным заранее ленточкам, у каждой команды свой цвет. Таким образом, каждая команда пошла по своему маршруту, встречая на пути разных героев (Незнайку, Карлсона, Винни-пуха и Лунтика) и выполняя различные задания, развивающие мотивацию к сбережению своего здоровья.
Квест-технологии требуют привлечения в их проведение родителей воспитанников. Совместные квест-игры создают условия для установления доброжелательных, дружеских взаимоотношений между родителями, детьми и педагогами, а также для обмена опытом воспитания. Эти игры приносят большую пользу как детям, так и взрослым.
Именно поэтому, в рамках эффективного взаимодействия с родителями в нашей группе было принято решение провести квест-игру для детей и их родителей «В гостях у сказки», чтобы показать эффективные методы и игровые приемы данной технологии. Участниками игры стали семьи наших воспитанников. Команды проявили ловкость, эрудицию, смекалку и взаимовыручку, выполняя разнообразные задания. Увлекательное путешествие по маршруту квест-игры, где на каждой станции участников ждали любимые герои, позволило командам и гостям окунуться в атмосферу волшебного мира любимых сказок. В конце познавательного приключения ребята отыскали сказочный клад и получили массу положительных эмоций и хорошее настроение.
В заключении следует отметить, что квест-игры очень актуальны в контексте требований ФГОС ДО. Это инновационная форма организации образовательной деятельности детей в дошкольном образовании, которая способствует развитию активной, деятельности ребенка в ходе решения игровых поисковых задач. Форма проведения ООД в детском саду в форме квест-игры нестандартна и интересна. Это увлекательные путешествия, познавательные экскурсии, интересные встречи. Квест-технологии помогают активизировать педагогов, детей и их родителей.
Таким образом, квест-игры, со своими безграничными возможностями, оказывают неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс в детском саду, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым. Квест-технологии в воспитательно-образовательном процессе ДОУ представляют собой инновационную технологию, направленную на формирование у дошкольников определенных образовательных навыков.
Список литературы
- Акимова Е. В., Повышение профессиональной компетентности педагогов в процессе проведения квест-игры [Текст] // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы III Междунар. науч. конф.— Казань: Молодой ученый, 2018
- Лебедева Л. В., Протопова С. П. Квест-игры для педагогов дошкольного образования // Дошкольное воспитание. — 2017. — №4.
- Николаева Н.В. Образовательные квест-проекты как средство развития дошкольников [Текст] / Н.В. Николаева. - Линка-Пресс Москва, 2017
- Польникова Е.С. Новые педагогические технологии в системе образования : учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров [Текст] / Е.С. Польникова - М. : Академия, 2018
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей Паспортизация кабинетов и групп ДОУ как средство формирования условий реализации требований ФГОС ДО
Создание среды, отвечающей всем этим условиям- задача очень непростая, и для того, чтобы оптимизировать работу старшего воспитателя и педагогов ДОУ по оценке и самооценке созданной в каждой возрастной...
Мастер-класс для педагогов "Использование инновационной квест технологий в организации образовательного процесса при реализации требований ФГОС ДО".
quot;Использование инновационной квест технологий в организации образовательного процессапри реализации требований ФГОС-ДО"....
Квест-игра — одна из эффективных форм реализации требований ФГОС ДО
Квест-игра — одна из эффективных форм реализации требований ФГОС ДО...
Инновационные образовательные технологии и практики как инструмент эффективного решения актуальных проблем современного образования (достижения требований ФГОС)
В век быстрого развития информационно инновационных технологий и в связи с переходом на новую модель образования, в нашей стране актуальной становится задача подготовки социально - адаптированного, ак...
Квест-игра — одна из эффективных форм реализации требований ФГОС ДО
Квест-игра — одна из эффективных форм реализации требований ФГОС ДО...
Инновационные образовательные технологии и практики как инструмент эффективного решения актуальных проблем современного образования (достижения требований ФГОС)
В аек быстрого развития информационно инновационных технологий и в связи с переходом на новую модель образования, в нашей стране актуальной становится задача подготовки социально-адаптированного, акти...
« Квест –игра- как одна из эффективных форм реализации требований ФГОС ДОО по физическому воспитанию».
В настоящее время в дошкольном образовании активно используются разнообразные инновационные технологии в области физического воспитания.В практике физического развития и воспитания дете...