Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности на тему «Волшебное пёрышко»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Астафьева Ольга Алексеевна

Конспект НОД по экспериментальной деятельности на тему "Домашние птиы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл domashnie_ptitsy_volshebnoe_pyoryshko.docx25.43 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по экспериментально-исследовательской деятельности на тему «Волшебное пёрышко»

Программное содержание:

Коррекционно-образовательные задачи:

1. Способствовать накоплению и обогащению представлений о домашних птицах.

2. Формировать представления о внешнем виде, образе жизни и повадках домашних птиц.

3. Совершенствовать навыки образовывать глаголы от звукоподражаний птиц.

4. Формировать обобщающее понятие «домашние птицы». Уточнить и расширить словарь по теме.

5. Формировать навыки исследовательской деятельности, развивать познавательную активность. Самостоятельно делать выводы по результатам исследования.

Коррекционно-развивающие задачи:

1. Активизировать речевую деятельность детей.

2. Развивать диалогическую речь, речевой слух, мышление, память, зрительное внимание, восприятие, общую и мелкую моторики, умение согласовывать речь с движением.

3. Развивать логику посредством отгадывания загадок о домашних птицах.

Коррекционно-воспитательные задачи:

1. Формировать положительную установку на участие в занятии.

2. Воспитывать бережное отношение к домашним птицам, живой природе, желание заботиться о птицах, помогать им.

Ход НОД

Собрались все дети в круг,

Я твой друг, и ты мой друг.

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Положить заранее в круг белое пуховое пёрышко.

В: " Что это?"

Когда дети ответят, уточнить, какое оно - чёрное или белое, длинное или короткое, гладкое или пушистое, лёгкое или тяжёлое. Предупредить детей, что пёрышко это не простое, а волшебное.

Стоит на него подуть,

И оно покажет путь -

В какую сторону идти,

Чтоб хозяина найти.

"Интересно кто хозяин этого пёрышка и где он живёт - В лесу или на птичьем дворе? Если хозяин пера живёт в лесу, то какая это птица: дикая или домашняя, а если на птичьем дворе, то. ?"

Положить пёрышко на ладонь вытянутой руки и протянуть руку к детям;

попросить детей всех вместе по команде подуть на волшебное пёрышко.

Произнести команду: «Раз, два, три - пёрышко, лети! "

Пёрышко слетает с ладони. Поднять его с пола, и попросить детей, взявшись за руки, идти вслед за мной туда, куда показывает пёрышко.

Идя змейкой, подвести детей к стульям, стоящим напротив доски.

"Волшебное пёрышко привело нас на птичий двор, где живут домашние птицы".

 -Давайте отгадаем загадки и узнаем какие птицы здесь живут:

По реке плывет, ныряет,

Корм подводный собирает.

Посмотрите кря-кря-кря,

Отыскала я червя. (Утка). На экране появляется Утка

-Как подает голос утка? Что она делает? (Крякает).

- Ребята, давайте покажем руками и пальцами утку (держать правую руку горизонтально, противопоставив большой палец остальным. И соединять и разъединять их ритмично, имитируя открывающийся клюв утки. Выполняем со звукоподражанием кря-кря-кря.

Он стоит на нас гогочет,

Ущипнуть за пятки хочет.

Га-га-га, га-га-га.

Не топчите берега (Гусь). На экране появляется гусь

 -Как подает голос гусь? Что он делает? (Гогочет).

(Описание пальчикового упражнения «Гусь»: держать правую руку вертикально, изогнув ее запястье. Противопоставить большой палец остальным и соединять и разъединять пальцы, имитируя открывающийся клюв гуся. Игра проводится со звукоподражанием «га-га-га»).

Тело перьями покрыто

Бородой трясет сердито

Хвост почти как у павлина

Когти остры, ноги длинны

Балы-балы-балы-бал

Во дворе всех распугал! (Индюк). На экране появляется Индюк

-Как подает голос индюк? Что он делает? (Болбочет).

(Описание пальчикового упражнения «Индюк»: большой и указательный пальцы соединить кончиками. Остальные пальцы опустить вниз, изображая бороду индюка. Игра выполняется со звукоподражанием «Балы-бал»).

Зернышки клюет

Деток зовет

Ко-ко-ко, ко-ко-ко

Не ходите далеко! (Курица). На экране появляется курица

 -Как подает голос курица, что она делает? (Кудахчет).

(Описание пальчикового упражнения «Курица»: большой и указательный пальцы соединить кончиками, остальные пальцы наложить друг на друга в полусогнутом положении. Изображая маленький гребешок. Большой и указательный пальцы соединять и разъединять, имитируя открывающийся клюв у курицы. Игра выполняется со звукоподражанием «Ко-ко-ко»).

Раньше всех встает

Голосисто поет

Ку-ка-ре-ку!

Не спи на боку! (Петух). На экране появляется Петух

-Как подаёт голос петух? Что он делает? (Кукарекает)

(Описание пальчикового упражнения «Петух»: большой и указательный пальцы соединить кончиками. Остальные пальцы поднять вверх, изображая петушиный гребень. Большой и указательный пальцы то соединять, то разъединять. Имитируя открывающийся клюв петуха. Игра выполняется со звукоподражанием «Ку-ка-ре-ку»).

Беседа с детьми с использованием ИКТ.

В: Как одним словом можно назвать всех на картинке? (Птицы) 

В: Как вы определили, что это птицы? (У них есть крылья, тело покрыто перьями, две лапки, туловище, клюв, хвост. Они откладывают яйца, высиживают птенцов.)

В: Почему их называют домашними? (Домашние, потому что они живут рядом с человеком).

В: Как человек заботится о домашних птицах? (Человек дает птицам корм, воду, строит для них домики-курятники.)

В: Что едят домашние птицы? (специальный корм, зерно, пшено, хлебные крошки, червяков, мошек, жучков, гусениц)

В: Какую пользу человеку приносят домашние птицы(Птицы дают человеку яйца, мясо, пух и перья)

 В: Для чего используют перья домашних птиц?   Слайды (подушка, куртка, перо)

В: А сейчас мы потанцуем под веселую музыку.

Физминутка под музыку «Танец маленьких утят»

В: Ребята, а кто из вас знает, чем отличаются гусь и утка от других домашних птиц? (Они водоплавающие).

В: Ребята, а вы знаете, почему гуси и утки  не тонут в воде, целый день плавают, ныряют, а выходят сухими из воды?

В: Я помогу вам узнать секрет водоплавающих птиц. Для этого проведём опыт с перьями.

Опыт «Плавающее перо»

       У нас есть утиные и куриные перья и  «озеро». Чтоб провести этот опыт, мы с вами должны быть очень внимательными и осторожными. Аккуратно опустите свои перья туда. Что произошло с пером курицы? (утонуло) Почему? (пропускают воду, намокли, стали тяжёлые). Смотрите, что происходит с утиным пером? (плавает не тонет, оно покрылось капельками). Интересно, что помогает утиному перу плыть?  Вытащите свои перья на салфетки.

Опыт с маслом.

Мы можем проверить, что помогает утиным перышкам! 

-Давайте для начала представим, что наша рука, это крыло курицы и оно покрыто перьями.

-Опустите руку в воду. Какая она стала? (мокрая). А какая была? (сухая) Вытирайте руку полотенцем.

Теперь намажьте одну свою руку маслом и опустите ее в воду. Вытащите и внимательно посмотрите на свою руку. Что с ней случилось? Что вы видите на ней? А теперь потрясите свою руку. Что происходит?  Капельки воды скатываются, стекают также как в поговорке «Как с гуся вода». Вытирайте ручки салфетками.

         Мы взяли масло из тарелки, но утки не носят с собой тарелки. Откуда они берут смазку?  Она содержится в специальных  железах на спине, возле хвоста. Уточка своим плоским клювом как лопаточкой берет и смазывает этим жиром свои перышки.

-Итак, какой вывод мы можем сделать? Чем помогает жирная смазка утке? (помогает воде скатываться с их перышек, перья остаются сухими).  Благодаря этому утки и гуси не тонут.

- А как вы думаете, у курицы есть такая смазка?(перья обычные, не защищённые жиром)

В: Ребята, пока мы проводили опыты, все детки домашних птиц разбежались и перепутались. Давайте поможем мамам отыскать своих птенцов. 

«Самомассаж»

-Сложим пальчики в щепотку, постучим по руке. На что похоже?  На чей клюв?  Клюв какой? Чем он помогает курице?  Что ест курица, как добывает корм?

-Теперь сложим пальчики по-другому, пощиплем себя. На что похоже?  Чей клюв?  Он какой? Уточка плавает и ищет корм в воде. А чем помогает плоский клюв уточке?

Д/игра «У кого кто?»

(Дети соединяют фломастером дорожки «Мама-детёныш»)

В: Давайте вспомним, как называются детеныши домашних птиц.

У курицы – цыплята, у утки – утята, у гуся- гусята, у индюка – индюшата

В: Ребята, а давайте назовем их ласково (Цыплятки, индюшатки, гусятки, утятки).

В: Птицы проголодались. Берите ведёрки, будем кормить. Фасолью взрослых птиц, горохом-птенцов. Здесь всё вместе, надо поделить.

(отделяют фасоль от гороха и насыпают в кормушки)

Сюрпризный момент 

В: Ребята, что это? Откуда они? (курочка снесла яички)

Дети благодарят курочку.

В: Ну, что ж нам пора возвращаться в детский сад. А поможет нам волшебное пёрышко.

Раз, два, три!-    Пёрышко, в группу нас веди!

Релаксационная минутка

В: Дети закройте глаза и представьте наш птичий двор. Слышите голоса домашних птиц. Наверно они рады, что вы им сегодня помогли. Пусть их хорошее настроение передаётся вам. Открывайте глаза.

Итог

-Молодцы ребята!

-Вам понравилось путешествие?

-Где мы с Вами побывали сегодня?

-Кого вы там видели, перечислите?

-Что нового вы узнали?

-Что интересного было для вас?

-Кому мы помогли?

-Благодаря кому, мы смогли провести опыт с перышками?

-Если утята цыплят пригласят искупаться в водоёме, они пойдут?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательно – исследовательской деятельности на тему: «Волшебные горошины» во второй младшей группе

Познавательно - исследовательская деятельность  с детьми младшего дошкольного возраста...

Мастер-класс для педагогов ДОО по экспериментально-исследовательской деятельности на тему: «Волшебные приключения Барсика»

Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через экспериментально-исследовательскую деятельность. ...

Конспект занятия по познавательно - исследовательской деятельности на тему Волшебная песочная страна" в старшей группе.

Программное содержание: формировать представление о песке как об объекте неживой природы, его свойствах (сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить).Конспект непосредственно образовательной деятельн...

Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Волшебное электричество» для детей подготовительной группы.

Конспект образовательной деятельносьти по познавательно-исследовательской деятельности "Волшебное электричество"....

Мастер-класс для педагогов по экспериментально-исследовательской деятельности на тему: «Волшебный мир»

Цель мастер – класса:                    Представление опыта работы с детьми дошкольного возра...

Конспект. НОД по экспериментальной-исследовательской деятельности в средней группе «Пчелка». Тема: «Наш волшебный лук».

НОД по экспериментальной - исследовательской деятельности. Тема "Наш волшебный лук"...