Мастер-класс для педагогов ДОО по экспериментально-исследовательской деятельности на тему: «Волшебные приключения Барсика»
консультация (старшая группа)

Мартынюк Елена Алексеевна

Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через экспериментально-исследовательскую деятельность.

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_1.docx22.39 КБ
Файл buklet.docx110.57 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс для педагогов ДОО  по экспериментально-исследовательской деятельности на тему:

«Волшебные приключения Барсика»

Цель мастер-класса:

Представление опыта работы с детьми дошкольного возраста по развитию познавательной активности через экспериментально-исследовательскую деятельность.

Задачи:

  • Поделиться с педагогами опытом по развитию познавательной активности дошкольников через экспериментально-исследовательскую деятельность;
  • Представить одну из форм проведения опытно-экспериментальной деятельности с детьми дошкольного возраста;
  • Сформировать у участников мастер-класса мотивацию на использование в воспитательно–образовательном процессе опытно-экспериментальной деятельности, способствующей познавательной активности дошкольников;
  • Активизировать самостоятельную работу воспитателей, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта.

Практическая значимость:

Данный мастер-класс может быть интересен педагогам, использующим экспериментирование в своей работе, а также этот опыт может быть использован в интегрированной организации занятий. 

Оборудование:

Емкость с водой, банка стеклянная, пластиковые стаканы, пластиковая бутылка, тарелка средняя, пластилин, пена для бритья, пищевые красители, цветные мелки, уксус, сода, соль, акварельные краски, ватные палочки, средство для мытья посуды, растительное масло, цельное молоко.

 

Ход мастер-класса:

- Сегодня мы поговорим с вами об экспериментальной деятельности, а для того чтоб настроиться на совместную работу и сплотиться, начнем со словесной игры «Да-нет»

 

Крикните громко и хором, друзья,

Деток вы любите? Нет или да? (Да)

Пришли на занятие, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет.)

Я вас понимаю. Как быть господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да.)

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет.)

 

-Уважаемые, коллеги, давайте для начала вспомним какую роль, играет экспериментирование в развитии ребёнка-дошкольника?

Опыты и эксперименты способствуют формированию у детей познавательного интереса; развитию наблюдательности, мыслительной деятельности и творческих способностей. Ребёнок учится анализировать, делать выводы, устанавливать простейшие причинно-следственные связи. Расширяется кругозор детей. Поддерживается у детей инициатива, сообразительность, пытливость, самостоятельность. Обогащается словарный запас.

Таким образом можно сделать вывод, что для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне с игрой, является ведущим видом деятельности.

- Высказывание Конфуция гласит: "Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я запомню. Дай мне действовать, и я пойму».

Сегодня, я хочу показать вам в форме сказки, некоторые виды экспериментирования с разными материалами. Сказка называется: «Волшебные приключения Барсика»

 

- В деревне у одной хозяйки жили мама кошка и двое ее котят – Мурзик и Барсик. Мурзик был послушным котенком, всегда слушался маму, а Барсик был  очень любопытный. Однажды котенку надоело сидеть во дворе возле мамы и он решил узнать, что же там за забором, и выбежал за ворота.

Выйдя за забор, он увидел ручей.

Припекало солнце, котенку захотелось пить. Котенок подошел к ручью. Он попробовал воду - без вкуса, понюхал ее - без запаха, посмотрел, а вода прозрачная.

Вывод: закрепить знания о свойствах воды: не имеет вкуса, запаха, прозрачная.

Заглянув в ручей, Барсик увидел, что какие-то маленькие существа то появлялись на поверхности воды, то снова пропадали, это были рыбки, которые резвились на солнышке. Барсику не давал покоя вопрос: «Как же эти загадочные существа плавают под водой без воздуха? Чем они дышат?»

Ход эксперимента: Положить в воду кусок пластилина. Через некоторое время на нем появятся пузырьки воздуха.

Вывод: в воде есть воздух.

Пока котенок гулял, подул ветер, на небе появились тучи, и пошел дождь.

 «Дождевые облака»

 Ход эксперимента: В банку налейте воды примерно на 2/3. Выдавите пену прямо поверх воды, чтобы она стала похожа на кучевое облако. Теперь пипеткой на пену накапайте (а лучше доверьте это ребенку) окрашенную воду. И теперь осталось только наблюдать, как цветная вода пройдет сквозь облако и продолжит свое путешествие ко дну банки.

Вывод: откуда берется дождь - сначала вода накапливается в облаках, а потом проливается на землю.

Когда дождь закончился, снова появилось солнце. Котенок решил идти дальше. Он не заметил, как вышел из деревни и очутился на лесной поляне.

Барсику стало страшно – он понял что заблудился и заплакал. На его счастье в этом лесу жил добрый волшебник. Он услышал котенка и пожалел маленького непоседу. Он стал показывать ему свои чудеса и котенок засмотрелся и больше не плакал.

 «Исчезающий мелок»

Ход эксперимента: Опустить мел в стакан с уксусом и понаблюдать, что получится. Мелок в стакане начнет шипеть, пузыриться, уменьшаться в размере и вскоре совсем исчезнет.

Вывод: Мел - это известняк, при соприкосновении с уксусной кислотой он превращается в другие вещества, одно из которых – углекислый газ, бурно выделяющийся в виде пузырьков.

 

«Извергающийся вулкан»

Вулкан:

- Конус слепить из пластилина

- Сода, 2 ст. ложки

Лава:

1. Уксус 1/3 стакана

2. Красная краска, капля

3. Капелька жидкого моющего средства, чтобы вулкан лучше пенился.

Ход эксперимента: В  бутылку насыпать 2 столовые ложки соды, добавить пищевой краситель, затем - 1 ложку жидкого мыла.

Смешать уксусную кислоту с водой.

Осторожно влить кислую воду в "кратер"

Вулкан просыпается!

Вывод: происходит  взаимодействие между веществами – уксусной кислотой и содой. Окружающие нас вещества, ведут себя по-разному в разных состояниях.

 «Лава – лампа»

Ход эксперимента: Стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло будет плавать на поверхности. Добавить пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпьте 1 чайную ложку соли.

Вывод: Масло легче воды, поэтому плавает на поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность.

«Надуй шар»

Налить воду в бутылку и растворить в ней чайную ложку пищевой соды.

В отдельном стакане смешать сок лимона с уксусом и вылить в бутылку.

Быстро надеть шарик на горлышко бутылки, закрепив его изолентой. Шарик будет надуваться.

Вывод: Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступая в реакцию, выделяют углекислый газ, который и надувает шарик.

 

«Цветное молоко»

Ход эксперимента: Налить молоко в тарелку, добавить несколько капель разных пищевых красителей. Потом надо взять ватную палочку, окунуть в моющее средство и коснуться палочкой в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться.

Вывод: Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.

Барсику очень понравилось познавать этот огромный, удивительный и волшебный окружающий мир. Он  вернулся домой и рассказал о своих приключениях маме и брату.

Таким образом, посредством использования сказочного сюжета,  процесс познавательной деятельности усваивается детьми дошкольного возраста  не только как процесс усвоения знаний, умений и навыков, а как поиск знаний и их приобретение самостоятельно или под тактичным руководством взрослого. Ведь знания, добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными.

Уважаемые педагоги, вам  для использования в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста буклеты-раздатки «Экеспериментируя, познаем!» с описанием опытов-экспериментов.



Предварительный просмотр:

«Лава – лампа»

Ход эксперимента: Стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло будет плавать на поверхности. Добавить пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпьте 1 чайную ложку соли.

Вывод: Масло легче воды, поэтому плавает на поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность.

«Надуй шар»

Налить воду в бутылку и растворить в ней чайную ложку пищевой соды.

В отдельном стакане смешать сок лимона с уксусом и вылить в бутылку.

Быстро надеть шарик на горлышко бутылки, закрепив его изолентой. Шарик будет надуваться.

Вывод: Пищевая сода и сок лимона, смешанный с уксусом, вступая в реакцию, выделяют углекислый газ, который и надувает шарик.

«Цветное молоко»

Ход эксперимента: Налить молоко в тарелку, добавить несколько капель разных пищевых красителей. Потом надо взять ватную палочку, окунуть в моющее средство и коснуться палочкой в самый центр тарелки с молоком. Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться.

Вывод: Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для опыта не подходит обезжиренное молоко.

СП ДС «Гнездышко» ГБОУ СОШ №1 города Кинеля

«Экспериментируя,  познаем!»

Опыты, эксперименты для детей старшего дошкольного возраста

Подготовил: воспитатель Мартынюк Елена Алексеевна

C:\Users\Admin\Desktop\two-students-do-science-experiment-vector[1].jpg

Кинель, 2020

«Свойства воды»

Ход эксперимента: попробовать воду - без вкуса, понюхать - без запаха, рассмотреть и отметить, что вода прозрачная.

Вывод: свойства воды -  не имеет вкуса, запаха, прозрачная.

«Чем дышат рыбы в воде?»

Ход эксперимента: Положить в воду кусок пластилина. Через некоторое время на нем появятся пузырьки воздуха.

Вывод: в воде есть воздух.

«Дождевые облака»

 Ход эксперимента: В банку налить воды примерно на 2/3. Выдавить пену прямо поверх воды, чтобы она стала похожа на кучевое облако. Теперь пипеткой на пену накапать окрашенную воду. И теперь осталось только наблюдать, как цветная вода пройдет сквозь облако и продолжит свое путешествие ко дну банки.

Вывод: как идет дождь - сначала вода накапливается в облаках, а потом проливается на землю.

«Исчезающий мелок»

Ход эксперимента: Опустить мел в стакан с уксусом и понаблюдать, что получится. Мелок в стакане начнет шипеть, пузыриться, уменьшаться в размере и вскоре совсем исчезнет.

Вывод: Мел - это известняк, при соприкосновении с уксусной кислотой он превращается в другие вещества, одно из которых – углекислый газ, бурно выделяющийся в виде пузырьков.

 

«Извергающийся вулкан»

Вулкан:

- Конус слепить из пластилина

- Сода, 2 ст. ложки

Лава:

1. Уксус 1/3 стакана

2. Красная краска, капля

3. Капелька жидкого моющего средства, чтобы вулкан лучше пенился.

Ход эксперимента: В  бутылку насыпать 2 столовые ложки соды, добавить пищевой краситель, затем - 1 ложку жидкого мыла.

Смешать уксусную кислоту с водой. Осторожно влить кислую воду в "кратер".

Вулкан просыпается!

Вывод: происходит  взаимодействие между веществами – уксусной кислотой и содой. Окружающие нас вещества, ведут себя по-разному в разных состояниях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Волшебные приключения в городе математических загадок» (старшая возрастная группа)

Конспект НОД по ФЭМП для старшей возрастной группы "Волшебные приключения в городе математических загадок"...

Мастер-класс для педагогов по экспериментально-исследовательской деятельности. «Волшебный мир»

Развивать пытливость ума, знакомить со свойствами предметов при непосредственном наблюдении явлений и процессов, формировать умение планировать и анализировать практическую работу. Ребёнок способен к ...

Методическая разработка. Мастер - класс для родителей и детей старшего дошкольного возраста на тему:" Волшебная ниточка"

Современные картины, созданные и использованием такого метода выделяются мягкими, объемными формами. Ниткография часто применяется в виде развивающих занятий в детском саду и дома с родителями для дет...

мастер-класс Душевное равновесие педагога- основа успешной профессиональной деятельности

Размещен практический материал для снятия эмоционального профессионального напряжения педагогов....

Мастер-класс для педагогов по экспериментально-исследовательской деятельности на тему: «Волшебный мир»

Цель мастер – класса:                    Представление опыта работы с детьми дошкольного возра...

Мастер-класс по конструированию на основе экспериментально-исследовательской деятельности на тему: «Калейдоскоп»

Цель: Содействовать совершенствованию умений в конструктивной деятельности, формировать умение создавать конструкции в соответствии с конкретными условиями. Развивать творческие способности детей...