Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» занятия – викторины по экологии «Знатоки природы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
НООД по образовательной области "Познавательное развитие" для детей подготовительной к школе группы.
Цель: Обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.
Задачи:
Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе
Выявить знания о птицах, насекомых, животных, деревьях
Закрепить правила поведения в природе
Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, чувство ответственности перед своей командой
Учить детей отвечать на вопросы развёрнутой фразой, используя доказательный стиль речи
Развивать логическое мышление
Продолжать учить работать сообща.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya.docx | 37.09 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ ДЕТСКИЙ САД «СКАЗКА» ОКТЯБРЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области
«Познавательное развитие»
занятия – викторины по экологии «Знатоки природы»
для детей подготовительной к школе группы
Воспитатель: Попова Е.А.
с. Боговарово
2018 г.
Конспект открытого занятия – викторины
по экологии в подготовительной группе
«Знатоки природы»
Цель: Обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины.
Задачи:
Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе
Выявить знания о птицах, насекомых, животных, деревьях
Закрепить правила поведения в природе
Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, чувство ответственности перед своей командой
Учить детей отвечать на вопросы развёрнутой фразой, используя доказательный стиль речи
Развивать логическое мышление
Продолжать учить работать сообща.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально коммуникативное развитие», «Художественно эстетическое развитие», « Физическое развитие»
Вид детской деятельности, лежащий в основе организации образовательной ситуации: игровая, коммуникативная, восприятие художественной литературы
Методические приёмы вопросы, указания, отгадывание загадок, физкультминутка
Активизировать словарь детей
Форма организации: фронтальная, групповая
Планируемый результат: дети отвечают на поставленные вопросы.
Предварительная работа: дидактические игры « Назови одним словом», « Что лишнее?», «Кому - что?», « Чем был и чем стал», чтение сказок, разгадывание загадок, беседа о растениях, насекомых, животных и птицах, их повадках и особенностях, рассматривание иллюстраций и книг о природе
Материалы: проектор, ноутбук, интерактивная доска, презентация к викторине, конверты с картинками, эмблемы с изображением солнышка и радуги, аудиозапись « Звуки птиц», фишки для подсчета баллов.
Ход деятельности
НОД | Деятельность воспитателя | Деятельность детей |
1 часть-Вводная | Цель: Настроить детей на восприятие деятельности | |
Создание образовательной ситуации | -Ребята посмотрите, сколько у нас гостей сегодня. Дети встают в круг: Собрались все дети в круг Я твой друг и ты мой друг Крепко за руки возьмемся и гостям мы улыбнемся -« Здравствуйте гости!» -Мы сегодня собрались здесь, чтобы провести викторину. А вот на какую тему будет наша викторина, догадайтесь сами: Дети, подойдите ко мне, как вы думаете, что у меня в руках? - Отгадайте загадку: На нём уместилась вся наша Земля: Моря, океаны, леса и поля. И северный полюс там тоже найдёшь, А если захочешь — в руках унесёшь. (Слайд 2) - Правильно ребята, это глобус. А что такое глобус? -Скажите, пожалуйста, как называется наша планета? - А какую форму она имеет? - Почему глобус раскрашен разными цветами? - Как можно назвать одним словом горы, моря, реки, леса, поля, пустыни? (Слайд 3) -Правильно, природа! И называться наша викторина будет «Знатоки природы». -Готовы вы сегодня поиграть? Все вместе о природе рассуждать? Молодцы, ребята, в добрый час! Пусть удача встретит вас! | -Здравствуйте! -Ответы детей -Глобус -Модель нашей планеты -Земля -Коричневый – это горы, синий - моря, реки, зеленый - это леса, поля, желтый - это пустыни -Природа -да |
Мотивация детей на предстоящую деятельность | - Играть мы будем командами, а для этого нам нужно разделиться. -У меня на столе лежат карточки, вам нужно каждому подойти и взять одну. В соответствии с изображением на карточке, делитесь на команды и выбираете капитана. Победит та команда, которая действительно хорошо знает жизнь природы и умеет правильно себя вести в природе и оберегать её. И так у нас получились две команды: «Солнышко» и «Радуга» (садятся за 2 разных стола) (Слайд 4) За каждый правильный ответ команды будут получать фишки . Представьте свою команду Девиз команды «Солнышко» Светить всегда, светить везде и помогать друзьям в беде! Девиз команды «Радуга» Семь цветов – одна семья! Друг без друга нам нельзя! - Ну, вот и поприветствовали друг друга. Отправляемся | |
2 часть- Основная | -Ребята, а вы знаете, куда мы отправимся? Раз сегодня речь зашла о природе, я приглашаю вас в путешествие по лесу. Хотите? А вы были когда-нибудь в лесу? -Значит, вы знаете правила поведения в лесу, давайте их повторим. ( Слайд 5,6) (Детям показываются плакаты с запрещающими знаками "Что нельзя делать в лесу") - Молодцы, ребята! Вы хорошо усвоили правила поведения в лесу. Значит, можно идти в гости. -Ну что, готовы? Закрыли глаза (запись «Звуки птиц»), откройте – мы с вами уже в лесу. (Слайд 7) «Первый день в жизни бабочки» ( Слайд 8, 9) -Посмотрите, кто это нас встречает? (рисунок бабочки). Она только вчера появилась на свет и ничего ещё не знает об этом мире. Она сидит на лепестке ромашки и смотрит вокруг. А кругом – земля, большая, чудесная, неизведанная. -Что это?- спросила Бабочка. И множество голосов ответило ей: « Земля». -Ребята, а что такое Земля? -Вот она какая-Земля! — Бабочка расправила крылья и поднялась в воздух. Воздух был свеж и чист. Не успела подумать обо всём этом , как услышала голоса «Воздух, воздух» - Расскажите, ребята, Бабочка , а что такое воздух. - В воздухе приятно было летать, но Бабочка почувствовала , что снизу потянуло сыростью. -Что же это такое?- подумала Бабочка. Тихий журчащий голос прошептал: « Вода» и раздался всплеск рыбы. -Ответьте, что такое вода? Бабочка летала, радовалась и вдруг на берегу увидела, что на неё смотрят два огромных глаза. - Как вы думаете, кто это мог быть? — А, это человек. От человека зависит то, какими будут земля, воздух, и вода. А чтобы любить и охранять природу, мы должны её хорошо знать. Ну что же ребята! Вперед! 1 конкурс (разминка) ( Слайд 10) -И так начнем наш первый конкурс с разминки команд (Команды отвечают по очереди) - 1 Голубой шатер всю землю покрыл - 2 Красная девушка по небу ходит - 1 Много рук, а нога одна - 2 Неизвестно где живет, налетит - деревья гнёт - 1 Кто в лесу без топора строит избу без угла - 2 Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает -1 Рос шар бел, ветер дунул - шар улетел -2 Меня пьют, меня льют, всем я нужна. Кто я такая? -Молодцы ребята правильно ответили. 2 конкурс «Смотри не зевай загадку отгадай» ( Слайд 11) - 1 Охотнику спрятаться тут же пришлось, Когда к нему вышел из чащи... Кто? -2 Лесники ее котят А проснулся – стал реветь. Этот зверь лесной - 2 Хожу в пушистой шубе, Живу в густом лесу. В дупле на старом дубе орешки я грызу. 1.Словарная работа для каждой команды (Слайд 12, 13) Словарная работа: 2.Словарная работа: -Продолжим дальше 3 конкурс « Назови одним словом» (Слайд 14,15, 16,17, 18,19, 20, 21) -1 кабан, ёж, заяц, енотовидная собака -2 береза, сосна, дуб, липа -1 щука, карась, окунь, сом -2 опята, маслята, грузди, рыжики -1 муха, стрекоза, бабочка, комар -2 роза, тюльпан, мак, лилия -1 лошадь, корова, коза, поросёнок -2 клубника, малина, смородина, крыжовник - Настроение у всех замечательное, и я думаю, что можно продолжать нашу викторину. 4 конкурс (Слайд 22, 23, 24, 25) 1 «Солнце» – Назовите животных, которые зимой впадают в спячку 2 «Радуга» - Назовите птиц хищников. 1«Солнце» – Назовите птиц, которые не летают? 2 «Радуга» – Что птицам страшнее голод или холод? Почему? «Солнце» – Кого называют лесным доктором? 2 «Радуга» – Какие птицы прилетают к нам с юга первыми? 1«Солнце» - Какая птица умеет считать годы нашей жизни? 2 «Радуга» -У какой птицы красная грудка? 5 конкурс капитанов ( слайд 26) Выбрать зимующих и перелетных птиц. Воробей, снегирь, голубь, дятел, синица, сова. Ласточка, соловей, скворец, грач, лебедь, журавль. Команда «Солнце» выкладывают на мольберте: зимующие птицы. - Молодцы справились и с этим заданием! 6 конкурс « Назови лишнее» ( Слайд 27, 28, 29, 30, 31, 32) -1 тополь, береза, клен, рябина -2 василек, мать и мачеха, ромашка, роза -1 заяц, кот, корова, поросенок -2 груша, слива, смородина, яблоко -1 муравей, пчела, майский жук, муха -2 аист, утка, сорока, лебедь -Молодцы! 7 конкурс Дидактическая игра «Кому – что?» (Слайд 33) 1 «Солнце» — Для чего нужна трава?– Как называются животные, которые питаются травой? 2 «Радуга» — Для чего нужны грибы, ягоды и кому? 1 «Солнце» — Для чего нужны деревья? 2 «Радуга» — Чем служат насекомые в лесу? 1 «Солнце» — Нужны ли птицы в лесу? 2 «Радуга» — Скажите, а по способу питания, на какие две группы делятся животные? – Кто из них чем питается? (Хищники – мясом, травоядные – травой), хищники: медведь, волк, травоядные: лось, корова, кролик. -Молодцы , давайте немножко отдохнём! Физкультминутка «Звериная зарядка» (Слайд34) Мы идем во лесок, Будь внимателен, дружок. (Ходьба.) Впереди ручеек, Перейти – вот мосток. (На носочках.) Пробирайся осторожно – Промочить здесь ноги можно. (Высоко поднимают ноги.) Мы попрыгаем немножко По извилистой дорожке. (Прыжки.) Как услышим в небе гром, Спрячемся мы под кустом. (Приседают.) Будем медленно идти – Дождь настигнет нас в пути. (Легкий бег.) Мы пришли с тобой, дружок, Во дремучий во лесок. (Ходьба.) -Отдохнули продолжим дальше нашу викторину. 8 конкурс, вспомните сказки, героями которых являются животные. (Слайд 35) - 1 Винни-Пух– это кто ?; - 2 Кто одолел Тараканище? - 1 На какой птице летала Дюймовочка? - 2 Кто в русских сказках имеет отчество Патрикеевна? - 1 Какая царевна сбросила с себя кожу и превратилась в Василису Премудрую? - 2 В кого превратился Гадкий утенок? -Молодцы вспомнили сказки! 9конкурс « Узнай время года» ( слайд 36) 1 Завтра утром в лес пойдем и маслят, и опят, все грибочки соберём. 2 Ходим в шубах и ушанках, с гор катаемся на санках. 1 И светла и широка наша тихая река, побежим купаться с рыбками плескаться. 2 Возвращаются скворцы - наши старые жильцы 10 конкурс Заключительный конкурс ( слайд 37, 38) Каждой команде я раздам карточки ( в конверте). Вы должны посовещаться и выложить цепочку. «Чем был и чем стал.” 2 Яйцо – Цыплёнок – курица. | -Да -Ответы детей -Да -Бабочка -ответы детей -ответы детей -Небо -Солнце -Дерево -Ветер -Муравьи -Подснежник -Одуванчик -Вода -Лось -Рысь -Медведь -Белка -ответы детей -дикие животные -деревья -рыба -грибы -насекомые -цветы -Домашние животные -ягоды -медведь, барсук, еж, енот -орёл, сокол, сова, ястреб -страус, пингвин -голод страшнее, т.к когда они едят у них кровь циркулирует от этого им тепло -дятел -грачи -кукушка -снегирь -ответы детей рябина -роза -заяц -смородина -муравей -сорока -Для пищи животных -Травоядные -Для питания животных, птиц и человека. -Это дом для животных и птиц, листья дают свежий воздух. -Едой для птиц, опыляют растения, цветы). -Они санитары леса и помогают ему размножаться, поют прекрасные песни -Хищники и травоядные -медведь -воробей - на ласточке -лиса -царевна- лягушка -лебедь -осень -зима -лето -весна |
3 часть - заключительная | Цель : Создать радостное настроение от проделанной работы | |
Подведение итогов, деятельности | - Ну вот, ребята, и подошла к концу наша викторина, какие вы сегодня были молодцы, показали, как много вы знаете о природе. - А сейчас, командиры подсчитают, сколько заработала его команда фишек, у кого больше та команда и победила. - Ребята, вы такие молодцы, заработали по равному количеству фишек, значит, победила – дружба. - Вы сегодня показали все свои знания о природе и я думаю, они вам пригодятся. Я, надеюсь, что вы будете добры к окружающей нас природе, будете беречь и охранять растения и животных, и будете радовать нас только хорошими поступками. Рефлексия - Что вам понравилось? - Что вы узнали нового? -А что было самым сложным для вас? -Что было самым интересным? Сюрприз | -ответы детей |
Список литературы:
1. Николаева С.Н. Система экологического воспитания дошкольников: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2015.
2. Рыжова Н. Наш дом – природа. Программа экологического воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание. – 1998. – №7. – С. 26–34.
3. Теория и методика экологического образования детей: Учебно-методическое пособие. – М.: Сфера, 2009. – 288 с.
4. Формирование экологической культуры дошкольников: планирование, конспекты занятий / Авт.-сост. Л.Г. Киреева, С.В Бережная. – Волгоград: Учитель, 2008.
5. Аплеева Н.Н. Активные методы обучения в воспитании экологической культуры старших дошкольников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pandia.ru/text/77/282/22675.php (дата обращения: 20.02.2017).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственной образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие», раздел «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» по теме: «Волшебный камень-магнит», для детей старшего дошкольного возраста.
Образовательная область: «Познавательное развитие».Раздел: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности».Тема: «Волшебный камень — магнит».Группа: старшая.Форма проведения: классическа...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» (экология) "Дождик песенку поет"
Знакомство дошкольников с явлениями неживой природы - водой, со свойствами воды: цвет, прозрачность, льется и т.д....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» ФЭМП (Формирование элементарных математических представлений ) Тема: «Знайки и смышлёныши» (математическая викторина)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» ФЭМП (Формирование элементарных математических представлений ) Тема: «...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» «Путешествие по замку Зимы» план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Занятие интегрированное и сочетает в себе образовательные области:- «Познавательное развитие» (ознакомление с окружающим миром)- «Социально-коммуникативное развитие»- «Ре...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» в форме викторины для детей подготовительной группы на тему: «Все профессии важны, все профессии нужны»
Уточнить и обобщить представления детей о профессиях....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие» на тему: «Календарь природы» для детей старшей группы
Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы. Занятие интегрированное, где происходит знакомство детей с календарем и его видами, педагог систематизирует и закрепляет знания д...