Интегрированное занятие по познавательной деятельности
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Технологическая карта НОД
Интегрированное занятие по познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Интегрированное занятие по познавательной деятельности | 23.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта НОД
Интегрированное занятие по познавательной деятельности.
ГБДОУ детский сад №25 Красносельского района г. Санкт-Петербурга
Старшая группа «Радуга».
Воспитатель: Соловьева Галина Юрьевна. Квалификационная категория: высшая
Тема занятия: «Письма Осени»
Цель: Систематизировать знания детей об осени, осенних приметах и явлениях, через опытно-экспериментальную деятельность
Задачи:
Образовательные:
- Активизировать словарный запас, расширить представление детей о терминах «вода», «воздух», «ветер», «мерка», «опыты». Умение отгадывать загадки.
- Продолжать учить выделять общие признаки.
Развивающие:
- Развивать навыки связной речи, умение отвечать на вопросы развернутыми предложениями. Упражнять в подборе прилагательных.
- Развивать внимание, наблюдатель, логическое мышление, сообразительность, целеустремленность, выдержку.
- Развивать мелкую моторику.
- Поддерживать интерес к опытно-экспериментальной деятельности.
- Развивать способность рассуждать, делать вывода, принимать собственные решения и умение доказывать его правильность.
Воспитательные:
- Воспитывать умение слушать высказывание товарищей, дополнять их ответы.
- Продолжать учить работать в команде.
- Продолжать воспитывать самостоятельность в работе.
Количество детей: 9.
Способ организации: групповой (у экрана, физминутка, заключительная часть); индивидуальный (опытно-экспериментальная за столами); фронтальный (по командам во время игры).
Материалы: презентация, карточки, дорожки для выкладывания карточек, подносы, одноразовые стаканчики, емкости разной величины, пластиковые бутылки, трубочки для коктейлей, плоды каштана, дуба, клена, карты-схемы, призы.
Оборудование: экран, диапроектор, магнитофон.
Этап, его продолжительность | Задачи этапа. | Деятельность педагога. | Деятельность воспитанников | Методы, формы, приёмы, возможные виды деятельности. | Результат. |
Мотивационно-побудительный 2 минуты | Формирования интереса к содержанию НОД | Создание проблемной ситуации, требующей ответов (ответы на письма осени ) | Дети исследовали как происходят явления в природе: ветер, дождь, жизнь семян. | Создание проблемной ситуации. Сюрпризный момент. | Внутренняя мотивация на деятельность. |
Актуализация. 3 минуты | Создание ситуации, в которой возникает необходимость в получении новых представлений, умений | Направление деятельности воспитанников проблемными вопросами: Воспитатель - Ребята, какое сейчас время года? - По каким приметам и изменениям в природе вы узнали, что наступила осень? | Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное, задают и отвечают на вопросы и доказывают необходимость последовательности смен времен года. Дети: - Осенью часто идут дожди; дует холодный ветер; день становится короче; листья меняют окраску и опадают; солнце светит; но не греет; небо хмурое в тучах; созревают семена и плоды… | Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, вспоминают ранее усвоенное, задают и отвечают на вопросы. Проводят опытно- экспериментированию деятельность. Дидактические игры. | Воспроизведение информации, необходимой для успешного усвоения нового. |
Восприятие и усвоение нового 4 мин | Усвоение определенного объема знаний и представлений о закономерностях в природе; соблюдение последовательности смены времён года; необходимость и связь явлений неживой природы (ветер, дождь) для успешного роста растений. | Подведение детей к разрешению проблемной ситуации с помощью поисковых вопросов и созданию проблемных ситуаций. Воспитатель: - Кто из вас знает, что происходит с листьями деревьев осенью? - Как называется это явление в природе? - Почему осенью листья разного цвета? - Почему деревья сбрасывают листья? | Наблюдают, рассматривают, сравнивают. Участвуют в обсуждениях отвечают и задают вопросы. Составляют связные высказывания, делают выводы (с помощью воспитателя) Дети: - Становится холодно; солнце уже не греет. - Листья деревьев изменяют свой цвет и опадают. - Листопад. - Желтый цвет есть всегда, только он не заметен, а виден только синий и зелёный цвет. Зелёный цвет вырабатывается только на свету, а осенью солнце светит мало и зелёный цвет исчезает, остаётся красный, жёлтый и оранжевый. - Корни деревьев запасают влагу, чтобы зимой хрупкие ветки не ломались. Так деревья готовиться к зиме. | Объяснение с наглядной демонстрацией объектов. Наблюдение. Обсуждение. Дидактические игры. Демонстрация слайдов. | Осознанные, усвоенные понятия, сформированные представления, закономерности, умения, навыки и т.д. Овладение способами познавательной деятельности. Способность самостоятельно действовать, решать интеллектуальные задачи, адекватные возрасту. Любознательность и активность |
Динамическая пауза, 1мин | Смена видов деятельности, предупреждение утомляемости. | Физкультминутка движения со словами. Мы листики осенние на веточках сидим. Дунул ветер – полетели, и на землю тихо сели. Ветер снова набежал, все листочки вверх поднял, Закружились полетели, за столы тихонько сели. | Участвуют в игре, раскладывают карточки. Бегаю по кругу. Тихо дуют Присаживаются. Сильно дуют, Поднимаются, с поднятыми руками бегают по залу. Кружатся и садятся за столы. | Игровые приемы. | Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка. Получение нового игрового опыта. |
Практическая работа, 8 мин | Овладение способами действия, применение знаний, навыков и умений. | Проведение игры на логическое мышление. Дидактическая игра: «Да – нет». Проведение игры подбор картинок с листьями по оттенкам. Организация опытно-экспериментированной деятельности за столами. Оказание необходимой помощи и эмоциональной поддержки. Организация взаимодействия в достижении результата. 1 опыт «Ветер» Воспитатель: - Кто может рассказать, откуда бороться ветер? Каким бывает ветер? - Давайте проверим, если тихо подуть в бутылочку, какой будет ветер? - А как сделать сильный ветер? - А как можно определить силу ветра? - А ещё? Опыт 2 «Дождь». - Попробуйте представить, на что похожа губка? - Обследуйте её, что можно сделать с «губкой-облаком» ? - Что произошло с губкой? - Почему? - Что нужно сделать, чтоб пошёл небольшой дождь? - Какой идёт дождь? - Посмотрите в карточку, как надо сделать, чтоб получился сильный дождь? - Какой получился дождь? - Откуда берётся дождь? - Как появляются облака? Опыт 3 «Семена» - Помните мы говорили, что осенью созревают семена? Сравните семена, чем они отличаются? - Давайте проверим для чего семенам клёна необходимы крылышки? Подбросьте их вверх. Что происходит? - А если ветер подхватит семечко, что будет? - А теперь бросьте семечко каштана и жёлудя. Что произошло? - Их может унести ветер? - Почему? - Что произойдёт с семенами после того, как они упадут на землю? | Задают вопросы для угадывания картинки. Дети делаться на три команды по эмблемам. Выбирают нужные листочки (клен, дуб, берёза) и выкладывают по отттенкам. Выполняют практическую работу. По 2 человека за столом взаимодействуют с другими детьми и педагогом Дети: - Тёплый воздух поднимается вверх, на его место поступает холодный воздух – движение воздуха и есть ветер. Сильным, лёгким, тёплым, холодным, ураганным… Действия детей: - Получился тихий ветер. Нужно сильно подуть в трубочку. - По деревьям. - По движению облаков. - На облака. - Сверху она влажная, внизу сухая, её можно сжать. - Дождь не идёт. - Мало воды. работа с карточкой №1 - Добавить одну мерку воды. - Моросящий, небольшой… Работа с карточкой № 2 - Нужно добавить две мерки воды. - Сильный. - Из облаков и туч. - Облако состоит из капелек воды. Вода испаряется, превращается в пар и подымается вверх. Наверху холодно и пар превращается в облако, затем оно соединяется с другими облаками. Когда капли в облаке станут тяжелыми, они падают вниз, так идёт дождь. - Жёлудь продолговатый, светло - коричневый. Каштан круглый, большой, тёмно -коричневый. Семена клёна – длинные, плоские, с крылышками. Отличаются цветом, размером и весом. - Семена падают медленно, плавно, кружась в воздухе. - Ветер унесёт их далеко от дерева. - Каштан и жёлудь упали рядом. - Нет. - Потому что они тяжелее, чем семена клёна. - Листья их укрывают, а весной из семян прорастает росток. | Дидактическая игры, Моделирование. Командная форма организации деятельности в игре; Опытно-экспериментальная деятельность; | Овладение определенным объемом практических навыков и умений при проведении опытно-экспериментированной деятельности Овладение конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми. Умение использовать скрытые резервы умственной деятельности и применять их на практике. |
Заключительный этап 2 минуты Рефлексия сюрпризный момент | Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта. Формирование элементарных навыков самооценки | Подведение итогов НОД с разных точек зрения: качества усвоения новых знаний, эмоционального состояния, обсуждение особенностей индивидуальной и совместной работы - Вам понравились загадки осени? - Вы смогли на них ответить? - Что было самым интересным? - Что было сложным в путешествии? | Высказываются по поводу полученной информации, в ходе исследовательской деятельности; своего эмоционального состояния и т.д. | Сюрпризный момент: осенний листочек с подарками от осени. | Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Сформированност ь элементарных навыков самооценки |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие по познавательной деятельности в подготовительной группе «Воздух – невидимка»
Занятие направлено на закрепление с детьми понятия «воздух» и его свойств(легкость, прозрачность, невидимость), роли воздуха в жизни человека и живой природы, понятие ветра (движение воздуха), его х...
Интегрированное занятие по познавательной деятельности и ИЗО в подготовительной группе На тему: « Весна - красна, сюрприз нам принесла!»
Задачи: привлечь нескольких детей к преподнесению нового материала; обратить внимание на нравственное воспитание: зависть – отрицательное чувство, которое мешает дружбе; использовать личностно-ориенти...
Конспект интегрированного занятия по познавательной деятельности в подготовительной группе "Животные жарких стран"
Формировать представления детей о диких животных жарких стран....
Конспект интегрированного занятия по познавательной деятельности в средней группе: «В гости к Осени»
Проводя данное занятие в своей группе, я преследовала выполнение следующих целей:Обогатить знания детей информацией о явлениях природы в соответствии с сезонными изменениями;Развивать умение чувствова...
Интегрированное занятие по познавательной деятельности (развитие речи, обучение грамоте, ознакомление с художественной литературой) в старшей группе Тема "Путешествие по сказке Ш.Перро "Золушка"
Интегрированное занятие по познавательной деятельности (развитие речи, обучение грамоте, ознакомление с художественной литературой)в старшей группе Тема "Путешествие по сказке Ш.Перро ...
Конспект интегрированного занятия по познавательной деятельности в средней группе:«В гости к Осени»
Цели занятия:Обогатить знания детей информацией о явлениях природы в соответствии с сезонными изменениями;Развивать умение чувствовать и понимать красоту окружающего мира, поэзию, живопись, музыку;Фор...
Конспект интегрированного занятия по познавательной деятельности в средней группе по теме: «Зимующие птицы»
Задачи:Формировать представление о разнообразии зимующих птиц, характерных особенностях их внешнего вида, образе жизни.Учить понимать обобщающее значение слов и формировать обобщающие понятия по...