Рабочая программа «Друзья леса» по экологическому воспитанию на 2019-2020 учебный год (подготовительная группа)
рабочая программа по окружающему миру (подготовительная группа)
Создание условий для формирования у детей дошкольного возраста экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Работа по данной программе реализуется в разных видах детской деятельности: игровой, исследовательской, трудовой, занятийной, практической, художественной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_druzya_lesa.docx | 46.29 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
“АЛТАЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №2”
ИМЕНИ ПОЧЁТНОГО ГРАЖДАНИНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ И.А.ЯРКИНА
СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД «ВИШЕНКА»
(МБОУ «АСОШ №2»)
659653 Россия, Алтайский край, Алтайский район, с.Алтайское, ул.З. Космодемьянской,46,
адрес электронной почты: altviсhenka@mail.ru
Рабочая программа «Друзья леса» по экологическому воспитанию
На 2019-2020 учебный год
(подготовительная группа)
Разработала:
Пенкина О.А., воспитатель
Алтайское 2019
Содержание7
Раздел 1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………3
Раздел 2. Комплексно – тематическое планирование (6-7лет) ………………………...………………………………5
Раздел 3. Календарно – тематическое планирование (6-7 лет) ………………………...………………………………6
Раздел 4. Учебно-методический комплекс...…………………………………………………………………………….13
Раздел 1. Пояснительная записка
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребёнка – дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переживаний, часто запоминающихся на всю жизнь. Детская душа раскрывается в общении с природой, пробуждается интерес к окружающему миру, формируется умение делать открытия и удивляться им.
В процессе ознакомления с законами природы нужно формировать в детях ответственность за совершение разнообразных действий в окружающей действительности; не запрещать действовать, а подвести к пониманию осознанного отношения к природе и умения самостоятельно делать выводы о взаимодействии с ней. Следует показать детям, что живая природа – гениальный конструктор, инженер, технолог; великий зодчий и строитель, непревзойдённый метеоролог. Миллионы лет она отрабатывала и совершенствовала свои творения. Человек должен учиться у природы.
Крайне важно показать ребёнку особенности взаимоотношений человека и природы на примерах региона, в котором мы живём. Именно родная природа является богатейшим источником экологического воспитания дошкольников, которое тесно связано с развитием эмоций ребёнка, умением удивляться и сопереживать, заботиться о живых организмах, уметь видеть красоту окружающего мира.
Работа по данной программе реализуется в разных видах детской деятельности: игровой, исследовательской, трудовой, занятийной, практической, художественной.
Цель – создание условий для формирования у детей дошкольного возраста экологической культуры, под которой понимается совокупность экологического сознания, экологических чувств и экологической деятельности.
Задачи:
- воспитывать любовь к природе через прямое общение с ней;
- формировать знания о природе;
- прививать начальные экологические навыки и умения – поведенческие, познавательные, преобразовательные;
- вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;
- развивать познавательный интерес у детей;
Тип программы: программа дошкольного образования
Статус программы: рабочая программа по экологии «Друзья леса».
Режим деятельности:
Категория | Сроки освоения | Объём времени (ч) | ||
Неделя | Месяц | Год | ||
Дети 6-7 лет | 1 год | 2 | 9 | 70 |
Методы педагогической диагностики (мониторинга): карта наблюдений
Требования к уровню освоения рабочей программы:
После проведенной работы планируется, что дети должны знать:
- что нужно разумно относиться к родной природе;
- что нужно охранять окружающую среду.
Уметь:
- видеть красоту природы вокруг себя;
- проявлять самостоятельность и активность в процессе познания живого.
Раздел 2. Комплексно-тематическое планирование.
Срок проведения | Тема месяца |
Сентябрь | Откуда появились леса? Осень в лесу. |
Октябрь | Как устроен лес? |
Ноябрь | Какие бывают леса?
|
Декабрь | Лиственные леса. Зима в лесу. |
Январь | Хвойные леса. |
Февраль | Смешанные леса. |
Март | Какую пользу приносит лес? |
Апрель | Научитесь беречь лес. Весна в лесу. |
Май | Что вы знаете о русском лесе? |
Раздел 3. Календарно-тематическое планирование
Тема мероприятия | Цель | Дата проведения | Форма проведения | Количество занятий |
Тема месяца: «Откуда появились леса? Осень в лесу.» | ||||
1.Как возникли леса? | Познакомить детей с тем, как и когда возникли леса. Дать знания об условиях произрастания предков современных деревьев. Способствовать развитию познавательного интереса. | 1-я нед. сентября | Просмотр презентации. Рассказ педагога. | 2 |
2.Какие деревья растут в современных лесах? | Закреплять и расширять знания детей о деревьях, произрастающих в современных лесах. Развивать логическое мышление. | 2-я нед. сентября | Виртуальная экскурсия. Беседа. | 2 |
3.Осень в лесу. | Дать детям представление о лесе, как о природном сообществе, научить понимать причины листопада, обоснованно отвечать на вопросы об осенних изменениях в жизни леса. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. | 3-я нед. сентября | Наблюдение. Беседа. | 2 |
4Какие животные живут в лесу? | Научить детей искать необходимую информацию с помощью взрослых. Развивать коммуникативные навыки, умение делиться полученной информацией с окружающими. | 4-я нед. сентября | Детские сообщения. | 2 |
| Тема: «Как устроен лес?» | |||
1.Лесные этажи. | Расширять представления о разнообразии природного мира, о том, как устроен лес. Учить детей с помощью картинок и иллюстраций природных объектов, схематично изображать природные зоны леса. | 1-я нед. октября | Практическое занятие. | 2 |
2.Что такое опушка? | Расширять представление о лесных зонах. Подводить к умению самостоятельно делать выводы об охране окружающей среды. | 2-я нед. октября | Рассматривание фотографий, иллюстраций. | 2 |
3.Лесная чаща. | Продолжать знакомить детей с лесом как природным сообществом. Формировать познавательный интерес. Развивать умение сравнивать. Воспитывать экологическую культуру. | 3-я нед. октября | Рассматривание фотографий, иллюстраций. | 2 |
4.Чем отличается лесная поляна от чащи леса? | Развивать умение сравнивать информацию, делиться информацией с окружающими. Развивать коммуникативные навыки познавательный интерес. | 4-я нед. октября | «Круглый стол» | 2 |
5.Это интересно. | Развивать умение делиться интересной информацией о лесах с детьми других групп, коммуникативные навыки. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми. | 5-я нед. октября | Устный журнал. | 1 |
Тема: «Какие бывают леса?». | ||||
1.Бывают ли у леса враги? | Формировать представление о том, что и у леса есть враги. С помощью энциклопедии выяснить кто и чем может вредить лесу. Развивать познавательный интерес к природе. | 1-я – 2-я нед. ноября | Работа с энциклопедией «Я познаю мир» Исследовательская деятельность. | 2 |
2.Какие леса произрастают на нашей планете? | Познакомить детей с многообразием лесов на нашей планете. Систематизировать и расширить знания детей о разных деревьях (особенности строения, способы приспособления к условиям окружающей среды). Способствовать развитию познавательного интереса. | 2-я – 3-я нед. ноября | Виртуальная экскурсия. | 2 |
3. «Урок мышления». | Расширять кругозор детей, развивать логическое мышление, внимание, память. Учить быстро находить ответ на вопрос. | 3-я – 4-я нед. ноября | Рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок. | 2 |
4. Тайга. | Дать детям представление о природных условиях тайги. Способствовать воспитанию интереса к разнообразию природы. | 4-я нед. ноября | Видеожурнал. | 2 |
Тема: «Лиственные леса. Зима в лесу.». | ||||
1.«Эх, снег – снежок…» | Дать детям представление о том, где и как рождается снег, какую роль играет в жизни животных зимой. Учить получать знания о свойствах снега в процессе опытнической деятельности. Развивать познавательную активность. | 1-я нед. декабря | Наблюдение. Исследовательская деятельность. | 2 |
2.Поделки из снега. | Учить воспитанников использовать знания о свойствах снега при изготовлении снежных фигур. Способствовать развитию творческого воображения. Воспитывать трудолюбие, желание участвовать в общем деле. | 2-я – 3-я нед. декабря | Оформление участка снежными фигурами, участие в конкурсе зимних участков. | 4 |
3.Какие деревья растут в лиственных лесах? | Расширять представление о многообразии деревьев и их значении в природе. Развивать любознательность, активность. Воспитывать бережное отношение к природе. | 4-я нед. декабря | Тематическая беседа. | 2 |
Тема: «Хвойные леса». | ||||
1.Как растения в лесу переносят зимнюю пору? | Дать детям обобщённые представления о растениях и об их состоянии в зимний период. Закреплять знания о зависимости растений от условий внешней среды. Конкретизировать и углублять представления о способах приспособления растений к изменившимся условиям существования. Развивать экологическое мышление. | 2-я – 3-я нед. января | Экскурсия в зимний дендрарий. | 2 |
2 Какие деревья растут в хвойном лесу? | Упражнять детей в определении деревьев по силуэтам. Учить определять дерево по цвету и поверхности коры, по расположению веток. Развивать экологическое мышление. Воспитывать любовь к родной природе. | 3-я – 4-я нед. января | Исследовательская деятельность. | 2 |
3.Почему хвойные деревья всегда зелёные? | Расширять представления детей о хвойных деревьях, их внешнем виде, строении. Развивать память, мышление, речь. Воспитывать желание защищать и сохранять окружающую среду. | 4-я – 5-я нед. января | Наблюдение. Беседа. | 2 |
Тема: «Смешанные леса». | ||||
1.Какие деревья растут в смешанных лесах? | Способствовать развитию логического мышления детей и основ экологических знаний. | 1-я нед. февраля | Дидактические игры. | 2 |
2.Какие условия нужны для роста деревьев в лесу? | Закрепить знания детей о том какие условия необходимы для роста деревьев лесу. Развивать умение сравнивать. Воспитывать экологическую культуру. | 2-я нед. февраля | Исследовательская деятельность. | 2 |
3. «Экологическая разминка» | Способствовать развитию логического мышления детей и основ экологических знаний. Воспитывать экологическую культуру. | 3-я нед. февраля | Дидактические игры: «Парочки», «Экологическое лото» и др. | 2 |
4.Моё любимое дерево. | Учить детей передавать красоту родной природы в рисунке разными изобразительными материалами. Развивать творческие способности детей. Воспитывать художественный вкус. | 4-я нед. февраля | Рисование деревьев разными изобразительными материалами. | 2 |
Тема: «Какую пользу приносит лес?» | ||||
1..Чем полезны деревья? | Учить детей находить нужную информацию вместе с родителями в разных источниках и делиться ею с окружающими. Воспитывать культуру поведения. | 1-я нед. марта | Сообщения детей. | 2 |
2.Покормите птиц зимой». | Углублять представления детей о птицах как о живых существах, их предпочтениях в корме. Развивать наблюдательность, эмоциональную отзывчивость. Вызвать у детей желание помочь птицам зимой и привлечь к этой акции окружающих. | 2-я нед. марта | Экологическая акция. | 2 |
3. Птичья столовая. | Учить детей изготавливать кормушки для птиц своими руками из подручных материалов. Вызвать положительный эмоциональный отклик от выполняемой деятельности. Прививать трудолюбие. Способствовать воспитанию заботливого отношения к птицам. | 3-я нед. марта | Изготовление кормушек. | 2 |
4.Почему так говорят? | Учить детей объяснять смысл пословиц и поговорок о лесе. Развивать логическое мышление, умение доказывать свою точку зрения. Развивать коммуникативные навыки. | 4-я нед. марта | Работа над пословицами. | 2 |
Тема: «Научитесь беречь лес. Весна в лесу.» | ||||
1.Правила поведения в лесу. | Подвести воспитанников к пониманию того, что в лесу необходимо соблюдать определённые правила поведения. Стимулировать проявление любознательности. Способствовать уважительному отношению к природе, соблюдению мер её охраны. | 1-я нед. апреля | Практическое занятие. | 2 |
2. «В царстве Берендея.» | Используя игровые ситуации, приобщать детей к организации собственного досуга, способствовать их творческому развитию. | 2-я нед. апреля | Экологическая сказка. (обыгрывание по ролям) | 2 |
3.Заповедные леса. | Учить детей находить информацию вместе с родителями в разных источниках о лесах, в которых нельзя охотиться и рубить деревья, и делиться ею с окружающими. Воспитывать культуру поведения и общения. | 3-я нед. апреля | Детские сообщения. | 2 |
4.Как выращивают леса? | Развивать интерес к миру природы, эстетическое отношение к окружающей действительности. | 4-я нед. апреля | Рассказ воспитателя. Беседа. | 2 |
5. Весна в лесу. | Познакомить детей с весенними изменениями в лесу. Способствовать эмоциональным реакциям на пробуждение природы, наступление тепла. | 5-я нед. апреля | 2 | |
Тема: «Что вы знаете о лесе?» | ||||
1.Придумывание загадок о лесе и его обитателях. | Расширять представление о многообразии растительного и животного мира. Развивать логическое мышление, внимание, познавательный интерес. | 1-я нед.мая | Уроки мышления. | 2 |
2. Лесоводы и лесники. | Познакомить детей с профессией человека, охраняющего лес, а также с профессией людей, занимающихся выращиванием лесов. Вызвать у детей желание стать в будущем лесниками и лесоводами. | 2-я нед. мая | Практические занятие. | 3 |
3. Почему лес называют «зелёными легкими» планеты? | Учить детей рассуждать на предложенную тему, отстаивать свою точку зрения. Развивать умение внимательно слушать высказывание товарищей. Воспитывать уважение к окружающим. | 3-я нед. мая | Устный журнал. | 2 |
4. «Друзья леса». | Воспитывать желание принимать активное участие в празднике у всех детей. Создать у воспитанников радостное настроение. | 4-я нед. мая | Праздник | 1 |
4. Учебно-методический комплекс
- Масленникова О.М., Филлипенко А.А. Экологические проекты в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2011
- Горбатенко О.Ф. Система экологического воспитания в ДОУ. – Волгоград: Учитель, 2008
- Шорыгина Т.А. Беседы о русском лесе. – ООО ТЦ «Сфера», 2008
- Коломина Н.В. Занятия по экологии в детском саду. – ООО ТЦ «Сфера», 2010
- Шорыгина Т.А. Беседы о том, кто где живёт. – ООО ТЦ «Сфера», 2013
- Шорыгина Т.А. Беседы о природных явлениях и объектах. – ООО ТЦ «Сфера», 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по организованной образовательной деятельности "Физическая культура" 2019-2020 учебный год
Работа по физическому воспитанию в ДОУ ведётся по примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., В...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА МУШКОВОЙ Е.А НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ДЕТСКИЙ САД №73» ...
Рабочая программа для детей 4-5 лет на 2019-2020 учебный год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ГРУППЫобщеразвивающей направленности для детей от 4 до 5 летна 2019 – 2020 учебный год...
Перспективный план работы с родителями на 2019 – 2020 год учебный год (подготовительная к школе группа)
Цель: создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей, обеспечение права родителей на уважение и ...
Рабочая программа для детей 2 - 3 лет на 2019 -2020 учебный год , на основе примерной основной общеобразовательной программы МБДОУ №14 " Теремок".
Рабочая программа для детей 2-3 лет...
Сравнительные диаграммы по экологическому воспитанию за 2019 -2020 и 2020 - 2023 г.г.
В сентябре 2019 года была проведена педагогическая диагностика (методика Н.С. Николаевой), которая выявила снижение уровня развития воспитанников по вопросам экологического воспитания.Учитывая получен...
Рабочая программа дополнительного образования по экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста «Друзья природы» на 2020-2021 учебный год
Рабочая программадополнительного образованияпо экологическому воспитанию детей раннего дошкольного возраста посредством кружковой деятельности«Друзья природы» Возраст детей: 2-3 ...