РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА МУШКОВОЙ Е.А НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД ДЛЯ ДЕТЕЙ С ЗПР
рабочая программа по логопедии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_zpr_mushkova.docx | 81.97 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД №73»
Утверждаю
Заведующая МБДОУ
Комиссарова Н.С
личная подпись _____
Приказ №__ от___
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ- ЛОГОПЕДА
МУШКОВОЙ Е.А НА 2019-2020 УЧЕБНЫЙ ГОД
ДЛЯ ДЕТЕЙ ГРУПЫ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
И СИСТЕМНЫМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ОТ 4 ДО 6 ЛЕТ
Принято
Протокол педагогического
совета № от
Мурманск 2019 г.
СОДЕРЖАНИЕ
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
Пояснительная записка
1.1. Цель, задачи и принципы Программы
1.2 Речевые особенности контингента воспитанников.
1.3.Планируемые результаты освоения рабочей программы
II. Содержательный
2.1.Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции речи детей 4-6 лет с ЗПР в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях
Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы. Описание образовательной деятельности разных видов и культурных практик.
III. Организационный
3.1. Особенности организации развивающей предметно- пространственной среды
3.2. Организация пребывания детей в образовательном учреждении
Программно – методическое обеспечение
Приложение
Перспективный план образовательной деятельности по коррекции речи
детей 4-6 лет с ЗПР
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Цель, задачи и принципы Программы
Данная Программа предназначена для обучения и воспитания детей 4 - 6 лет с задержкой психического развития и нарушениями речи системного характера (далее с НРСХ), зачисленными в группу компенсирующей направленности дошкольного образовательного учреждения на основании заключения ТПМПК. Программа разработана в соответствии с ФГОС ДО на основе адаптированной основной образовательной программы ДО для детей с ТНР с учетом содержания примерной образовательной программы дошкольного образования «Детство» (авторы Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева) .Программы «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» Филичева Т.Б, Чиркина Г.В., Москва «Айрис пресс, 2008г.; и "Комплексной образовательной программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) с 3до 7 лет" Н.В. Нищевой. Срок реализации программы - 1 год (с 05.10.2019 по 30.05.2020 года).
Структура Программы соответствует ФГОС ДО, состоит из трех разделов: целевого (пояснительная записка и предполагаемые результаты), содержательного (содержание образовательной деятельности), организационного (материально- техническое и средовое обеспечение программы).
Работа по профессиональной коррекции речи, описанная в Программе, направлена в соответствии с ФГОС ДО на формирование коммуникативных навыков, овладение детьми самостоятельной грамматически правильной речью, фонетической системой русского языка, элементами грамоты с учетом особых образовательных потребностей при организации.
Программа обеспечивает позитивную социализацию, эмоциональное благополучие, охрану и укрепление физического и психического здоровья, формирование оптимистического отношения к окружающему младших дошкольников.
Программа учителя - логопеда демонстрирует индивидуальную образовательную стратегию – систему дидактических мер, обеспечивающих личностное и речевое развитие ребёнка, в том числе ребёнка – инвалида, в соответствии с его индивидуальными образовательными потребностями и социальным заказом.
Содержание программы конкретизируется в индивидуальных образовательных маршрутах (ИОМ) каждого ребёнка. Программа предполагает использование традиционных и инновационных технологий с целью оказания детям с ЗПР адресной помощи в зависимости от индивидуальных особенностей.
Программа содержит подробное описание организации и содержания коррекционно- развивающей работы в средней группе для детей с ЗПР в образовательной области «Речевое развитие» в соответствии с ФГОС ДО.
В Программе представлена информация по оснащению предметно- пространственной развивающей среды в логопедическом кабинете и групповом помещении.
Программа позволит наиболее рационально спланировать интегрированное взаимодействие педагогов группы, сэкономить время на подготовку к организованной образовательной деятельности, в том числе индивидуально ориентированным коррекционным мероприятиям, направленным на полноценное речевое развитие детей 4 - 6 лет с ЗПР.
Теоретической и методологической основой программы являются исследования закономерностей развития детской речи в условиях ее нарушения, проведенные Н.В. Нищевой, программные и нормативно- правовые документы, регламентирующие содержание и организацию коррекционного воздействия на воспитанников с тяжелыми нарушениями речи в разных возрастных группах детского сада: Конституция Российской Федерации;
∙ ФЗ «Об образовании в РФ» № 273- ФЗ от 21.12.2012 г
∙ Приказы Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении
∙ федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» и от 30.08.13 № 1014 « Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования» - Письмом Министерства образования России от 22.01.98 г. № 20-58-07 ин/20-4 «Об учителях- логопедах и педагогах-психологах» (о продолжительности рабочего дня учителя-логопеда) с. 137 – 140. Санитарно - эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима4
∙ работы в дошкольных организациях (СанПин 2.4.1.3049-13 № 26» от 15.05.2013). Устав МБДОУ детского сада № 73 города Мурманска (утвержден приказом комитета образования администрации
Цель, задачи и принципы Программы.
Цель: создание оптимальных условий для устранения речевых недостатков у детей младшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Задачи: коррекция, предупреждение и преодоление трудностей речевого развития;
∙ развитие всех компонентов устной речи детей в различных формах и видах детской деятельности;
∙ обеспечение равных возможностей для полноценного речевого и личностного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей;
∙ создание предметно-пространственной развивающей образовательной среды, стимулирующей речевое и личностное развитие ребенка с ЗПР;
∙организация целостной системы психолого – педагогического и логопедического сопровождения детей в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи 4 - 6 лет с ЗПР.
Принципы и подходы к содержанию программы
Принцип природосообразности заключается в интеграции задач познавательного, речевого, художественно-эстетического, физического, социально-личностного развития дошкольников с ЗПР с целью синхронного выравнивания на основе системно-деятельностного подхода к образовательной деятельности
Онтогенетический принцип предполагает учет возрастных и индивидуальных особенностей ребенка, соответствие развития ребенка нормативному с учетом уникальности, неповторимости, самоценности каждой личности.
Принцип единства диагностики и коррекции отражает целостность процесса оказания коррекционной психолого-педагогической помощи ребенку с ЗПР, выявление динамики развития ребёнка. Приоритетность коррекции каузального типа, которая предполагает устранение причин, лежащих в основе трудностей воспитания и развития.
Принцип гуманизации, индивидуализациии дифференциации образования означает уважение к личности ребенка со стороны всех участников образовательного процесса, предполагает разработку индивидуальных образовательных маршрутов.
Принцип антропоцентризма, при реализации которого, ребёнок становится целевым и организационным центром образования (субъектом) деятельности логопеда.
Принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка.
Деятельностный принцип коррекции означает, что основным способом коррекционно- развивающего воздействия является организация активной деятельности ребенка.
Принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач обеспечивает всесторонний многоуровневый подход специалистов различного профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка с ЗПР. Комплексность методов психологического воздействия предполагает использование многообразия методов, приемов, средств как традиционных, так и инновационных.
Принцип концентрического наращивания информации в каждой из последующих возрастных групп. Активное привлечение ближайшего социального окружения к работе с ребенком обеспечивает перенос нового позитивного опыта, полученного ребенком на коррекционных занятиях в реальную жизненную практику.
Принцип наглядности.
Принцип индивидуального и дифференцированного подхода.
Учет обозначенных принципов обеспечивает целостность, последовательность и преемственность задач и содержания обучающей и развивающей деятельности с детьми с ЗПР, комплексный подход к устранению у ребенка системного недоразвития речи, поскольку объединяются усилия педагогов разного профиля – логопеда, дефектолога воспитателя, музыкального руководителя.
1.3 Речевые особенности контингента воспитанников.
Группу посещают дети с 4до 6 лет с тяжелыми нарушениями речи (системными нарушениями речи, с первым, вторым, третьим уровнями речевого развития)
. Группу посещают 12 детей с нарушениями речи:
НРСХ –I ур- 3 детей
НРСХ – II ур- 5 детей;
НРСХ – III ур.- 4 детей;
У дошкольников с первым уровнем речевого развития при НРСХ ограничен объем словаря (недостаточно слов признаков и действий). Понимание обращенной речи частичное. Отсутствие простой фразы. Использование указательных жестов. Резко нарушено произношение слов разной слоговой структуры, звуковое содержание полиморфного характера.
Второй уровень речевого развития при НРСХ
1.Дети используют в общении простые по конструкции или искаженные фразы, владеют обиходным словарным запасом (преимущественно пассивным).
2.В их речи дифференцированно обозначаются названия предметов, действий, отдельных признаков. Возможно употребление в речи местоимений, союзов, некоторых предлогов в их элементарных значениях.
3. Дети могут отвечать на вопросы, с помощью педагога беседовать по картинке, рассказывать о семье.
4.Дети пользуются предложениями только простой конструкции, состоящими из двух-трех, редко четырех слов.
5.Лексический запас отстает от возрастной нормы. Это проявляется в незнании слов, обозначающих, например, различные части тела (туловище, локоть, плечи, шея и т. д.), названии животных и их детенышей (осел, волк, черепаха, жираф, поросенок, жеребенок и т. д.), различных профессий (балерина, повар, певица, летчик, капитан, шофер), предметов мебели (раскладушка, табуретка, скамья) и т. д.
6.Отмечаются ограниченные возможности использования детьми не только предметного словаря, но и словаря действий, признаков. Они не знают многие цвета, формы и размера предметов и т. д. Нередко дети заменяют слова другими, близкими по смыслу, например, суп льет вместо наливает.
7. Навыками словообразования они практически не владеют.
Отмечаются грубые ошибки в употреблении ряда грамматических конструкций:
1) неправильное использование падежных форм
2) ошибки в употреблении существительных мужского и женского рода
3) отсутствие согласования прилагательных и числительных с существительными 8.Выраженные трудности испытывают дети при использовании предложных конструкций: часто предлоги опускаются, а существительные употребляются в именительном падеже; возможна и замена предлога. Союзы и частицы употребляются крайне редко.
9.Фонетическая сторона речи отстает от возрастной нормы: у детей нарушено произношение согласных: шипящих, соноров, свистящих, твердых и мягких, звонких и глухих; грубые ошибки отмечаются в воспроизведении слов разного слогового состава (сокращение количества слогов; перестановка и добавление слогов).
10. При воспроизведении контура слов нарушается как слоговая структура, так и звук наполняемость: наблюдаются перестановки слогов, звуков, замена и уподобление слогов, выпадение звуков в позиции стечения согласных. Логопедическое обследование позволяет обнаружить у детей недостаточность фонематического слуха, а в связи с этим — неподготовленность к овладению звуковым анализом и синтезом
Третий уровень речевого развития при НРСХ характеризуется наличием развернутой фразовой речи с выраженными элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Дети могут относительно свободно общаться с окружающими, но нуждаются в постоянной помощи родителей (воспитателей), вносящих в их речь соответствующие пояснения. Самостоятельное общение продолжает оставаться затруднительным и ограничено знакомыми ситуациями. Звуки, которые дети могут правильно произносить изолированно, в самостоятельной речи звучат недостаточно четко. При этом характерным является следующее:
1. Недифференцированное произнесение свистящих, шипящих звуков, аффрикат и соноров, причем один может заменяться одновременно двумя или несколькими звуками данной или близкой фонетической группы.
2. Замена некоторых звуков другими, более простыми по артикуляции. Чаше это относится к замене соноров.
3. Нестойкое употребление звука, когда в разных словах он произносится различно.
4. Смешение звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях — взаимозаменяем их. Это нередко касается свистящих, шипящих звуков, соноров и звуков ль, г, к, х - при этом может наблюдаться искажение артикуляции некоторых фонем (меж- зубное произношение свистящих, горловое р и др.).
5.У детей отмечается нечеткое произнесение звука ы (среднее между ы- и), недостаточное озвончение согласных б, д, г в словах и предложениях, а также замены и смешения звуков к – г- х - т - д - дъ - й, которые у дошкольников с нормальным развитием речи формируются достаточно рано.
6.Фонематическое недоразвитие у описываемой категории детей проявляется, в основном, в несформированной процессов дифференциации звуков, отличающихся тонкими акустико- артикуляционными признаками. Иногда дети не различают и более контрастные звуки, что задерживает овладение звуковым анализом и синтезом. 7.Недоразвитие фонематического восприятия при выполнении элементарных действий звукового анализа (например, узнавание звука) проявляется в том, что дети смешивают исследуемые звуки с близкими им по звучанию. При более сложных формах звукового анализа (например, подбор слов, начинающихся на заданный звук) обнаруживается смешение заданных звуков и с другими, менее сходными. Уровень фонематического восприятия детей находится в определенной зависимости от выраженности лексико-грамматического недоразвития речи
.8 Диагностическим показателем описываемого уровня развития является нарушение звуко-слоговой структуры, которое по-разному видоизменяет слоговой состав слов. Отмечаются, прежде всего ошибки в передаче слоговой структуры слов. Правильно повторяя вслед за логопедом 3-4 сложных слова, дети нередко в самостоятельной речи их искажают, сокращая обычно количество слогов.
9.Множество ошибок наблюдается при передаче звуконаполняемости слов: перестановки и замены звуков и слогов, сокращение при стечении согласных в слове. Типичными для детей являются персеверации слогов, антиципации; добавление лишних звуков и слогов. Установлена определенная зависимость между характером ошибок слогового состава и состоянием сенсорных (фонематических) или моторных (артикуляционных) возможностей ребенка. Так, преобладание ошибок, выражающихся в перестановке или добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового восприятия ребенка. У детей этой категории уподобление слогов и сокращение стечения согласных встречаются редко и имеют изменчивый характер. Ошибки типа сокращения числа слогов, уподобление слогов друг другу, сокращение при стечении согласных указывают на преимущественное нарушение артикуляционной сферы и носят более стабильный характер. На этом уровне понимание речи детей приближается к низкой возрастной норме. Их же активный словарь в количественном отношении значительно беднее, чем у сверстников с нормальной речью. Это отчетливо проявляется при изучении предметного глагольного словаря и словаря признаков. Дети не могут назвать по картинкам целый ряд доступных своему возрасту слов, хотя имеют их в пассивном запасе (ступеньки, форточки, обложка, страница). Преобладающим типом лексических ошибок является неправильное употребление слов в речевом контексте. Не зная наименований частей предметов, дети заменяют их названием самого предмета (циферблат — часы), название действий заменяют словами, близкими по ситуации и внешним призна- кам {подшивает — шьет, широкий — большой, вырезает — рвет). Нередко, правильно показывая на картинках названные действия, в самостоятельной речи дети их смешивают. Они не знают названия оттенков цветов (оранжевый, серый, голубой), плохо различают и форму предметов: круглый, овальный, квадратный, треугольный. Анализ словарного запаса детей позволяет выявить своеобразный характер их лексических ошибок. Например, происходит замена названия части предмета названием всего предмета: ствол, корни — дерево; название предмета заменяется названием действия, характеризующего его назначение: шнурки — завязать чтобы; шланг — пожар гасить; продавец — тетя вешает яблоки. В словаре детей мало обобщающих понятий, в основном это игрушки, посуда, одежда, цветы. Редко используются антонимы, практически отсутствуют синонимы. Например, характеризуя величину предмета, как правило, они используют только понятия: большой — маленький, которые заменяют слова: длинный, короткий, высокий, низкий, толстый, тонкий, широкий, узкий. Это обусловливает частые случаи нарушения лексической сочетаемости. Недостаточная ориентировка в звуковой форме слова отрицательно влияет на усвоение морфологической системы родного языка. Дети затрудняются в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов некоторых прилагательных: вместо маленький — помалюскин стул; деревко, ведречко, мехная шапка, глинный кувшин, деревкин стул, стеклянная ваза. Много ошибок они допускают при употреблении приставочных глаголов (вместо переходит — идет, вместо спрыгивает — прыгает, вместо пришивает — шьет). Ограниченный лексический запас, многократное использование одинаково звучащих слов с различными значениями делают речь детей бедной и стереотипной. Стойкие ошибки при согласовании прилагательного с существительным в роде и падеже; смешение родовой принадлежности существительных; ошибки в согласовании числительного с существительными всех трех родов. Характерны также ошибки в употреблении предлогов: их опускание; замена. При пересказе дети ошибаются в передаче логической последовательности событий, пропускают отдельные звенья, «теряют» действующих лиц.9 Рассказ-описание мало доступен для детей: они обычно ограничиваются перечислением отдельных предметов и их частей. Например, описывая машину, ребенок перечисляет. Часть детей оказывается способной лишь отвечать на вопросы.
Таким образом, экспрессивная речь детей со всеми указанными особенностями может служить средством общения лишь в особых условиях, требующих постоянной помощи и побуждения в виде дополнительных вопросов, подсказок, оценочных и поощрительных суждений со стороны логопеда, родителей и пр. Вне специального внимания к их речи эти дети малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения, недостаточно общаются с сверстниками, редко обращаются с вопросами к взрослым, не сопровождают рассказом игровые ситуации. Это обусловливает сниженную коммуникативную направленность их речи. Трудности в овладении детьми словарным запасом и грамматическим строем родного языка тормозят процесс развития связной речи и, прежде всего, своевременный переход от ситуативной формы к контекстной. (год обучения и логопедическое заключение детей см в приложении№1 «Речевой паспорт группы»).
Психолого-педагогические особенности детей с системным недоразвитием речи и ЗПР
Особенности речевого развития детей оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого-педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений. Особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер.
Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительной сохранности смысловой памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. У детей низкая мнемическая активность может сочетаться с задержкой в формировании других психических процессов.
Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития проявляется в специфических особенностях мышления. Дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением. У части детей отмечается соматическая ослабленность и замедленное развитие локомоторных функций; им присуще и некоторое отставание в развитии двигательной сферы – недостаточная координация движений, снижение скорости и ловкости их выполнения.
Наибольшие трудности возникают при выполнении движений по словесной инструкции. Часто встречается недостаточная координация пальцев кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.
У детей с ЗПР отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере. Детям присущи нестойкость интересов, пониженная наблюдательность, сниженная мотивация, негативизм, неуверенность в себе, повышенная раздражительность, агрессивность, обидчивость, трудности в общении с окружающими, в налаживании контактов со своими сверстниками.
У детей с ЗПР отмечаются трудности формирования саморегуляции и самоконтроля. Указанные особенности в развитии детей спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагогов специально организованной коррекционной работы. Специальные исследования детей показали клиническое разнообразие проявлений системного недоразвития речи.
Так, системное недоразвитие речи сочетается с рядом неврологических и психопатологических синдромов. Наиболее часто встречаются: - гипертензионно-гидроцефалический - проявляется в нарушениях умственной работоспособности, произвольной деятельности и поведения детей; в быстрой истощаемости и пресыщаемости любым видом деятельности; в повышенной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности. Дети жалуются на головные боли и головокружение. В некоторых случаях у них может отмечаться приподнято-эйфорический фон настроения с проявлениями дурашливости и благодушия. - церебрастенический синдром – проявляется в виде повышенной нервно-психической истощаемости, эмоциональной неустойчивости, в виде нарушений функций активного внимания и памяти.
В одних случаях синдром сочетается с проявлениями гипервозбудимости, в других – с преобладанием заторможенности, вялости, пассивности. - синдром двигательных расстройств – характеризуется изменением мышечного тонуса, выраженными нарушениями равновесия и координации движений, недостаточностью дифференцированной моторики пальцев рук, несформированностью общего и орального праксиса.
Выявлено наличие у данной группы детей характерных нарушений познавательной деятельности.
1.3. Планируемые результаты освоения Программы
В соответствии с ФГОС ДО планируемые результаты освоения программы конкретизируются в целевых ориентирах с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (образовательных траекторий развития) детей, а также образовательных потребностей дошкольников с ЗПР.
Целевые ориентиры представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования.
Реализация содержания Программы не предполагает требования от ребёнка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и определяет результаты ее освоения в виде целевых ориентиров:
∙Может спокойно, не мешая другому ребенку играть рядом, объединяться в игре с общей игрушкой, участвовать в несложной совместной практической деятельности.
∙Проявляет стремление к положительным поступкам, но взаимоотношения зависят от ситуации и пока еще требуют постоянного внимания воспитателя.
∙Активно участвует в разнообразных видах деятельности: в играх, двигательных упражнениях, в действиях по обследованию свойств и качеств предметов и их использованию, в рисовании, лепке, речевом общении, в творчестве.
∙Принимает цель, в играх, в предметной и художественной деятельности по показу и побуждению взрослых ребенок доводит начатую работу до определенного результата. Понимает, что вещи, предметы сделаны людьми и требуют бережного обращения с ними.
∙ Проявляет эмоциональную отзывчивость, подражая примеру взрослых, старается утешить обиженного, угостить, обрадовать, помочь.
∙Начинает в мимике и жестах различать эмоциональные состояния людей, веселую и грустную музыку, веселое и грустное настроение сверстников, взрослых, эмоционально откликается на содержание прочитанного, сопереживают героям.
∙ Охотно включается в совместную деятельность со взрослым, подражает его действиям, отвечает на вопросы взрослого и комментирует его действия в процессе совместной игры, выполнения режимных моментов.
∙ Проявляет интерес к сверстникам, к взаимодействию в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности.
∙ Владеет игровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, разворачивает игровой сюжет из нескольких эпизодов, приобрел первичные умения ролевого поведения.
∙Способен предложить собственный замысел и воплотить его в игре, рисунке, постройке, значительно увеличился запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, пользуется не только простыми, но и сложными предложениями.
∙Сформирована соответствующая возрасту координация движений. Проявляет положительное отношение к разнообразным физическим упражнениям, стремится к самостоятельности в двигательной деятельности, избирателен по отношению к некоторым двигательным действиям и подвижным играм.
∙Владеет элементарной культурой поведения во время еды за столом, навыкамисамообслуживания: умывания, одевания. Правильно пользуется предметами личной гигиены (полотенцем, носовым платком, расческой).
∙Проявляет интерес к миру, потребность в познавательном общении со взрослыми, задает вопросы о людях, их действиях, о животных, предметах ближайшего окружения.
∙Проявляет стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов, использованию сенсорных эталонов (круг, квадрат, треугольник), к простейшему экспериментированию с предметами и материалами.
∙В совместной с педагогом познавательной деятельности переживает чувство удивления, радости познания мира.
∙ Знает фамилию, пол, возраст.
∙Осознает свои отдельные умения и действия, которые самостоятельно освоены («Я умею строить дом», «Я умею сам застегивать куртку» и т. п.).
∙Узнает дом, квартиру, в которой живет, детский сад, группу, своих воспитателей, няню. Знает членов своей семьи и ближайших родственников.
∙Разговаривает со взрослым о членах своей семьи, отвечая на вопросы при рассматривании семейного альбома или фотографий.
∙Называет хорошо знакомых животных и растения ближайшего окружения их действия, яркие признаки внешнего вида.
∙Способен не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, игрушки).
∙Участвует в элементарной исследовательской деятельности по изучению качеств и свойств объектов неживой природы, в посильной деятельности по уходу за растениями и животными уголка природы.
Н.В. Нищева конкретизировала целевые ориентиры к реализации содержания образовательной области «Речевое развитие»: в средней (от 4 до 6 лет) группе компенсирующей направленности:
∙ребенок контактен, эмоциональные реакции адекватны, в общении проявляется эмоциональная стабильность
∙понимание обращенной речи приближается к норме
∙ в активном словаре представлены существительные, глаголы, прилагательные, некоторые простые предлоги, сочинительные союзы ребенок понимает различные формы словоизменения
∙ может пересказать текст из трех-четырех простых предложений с опорой на картинку и небольшой помощью взрослого, пытается использовать сложносочиненные предложения может составить описательный рассказ по вопросам
∙ повторяет вслед за взрослым простые четверостишья
∙ различает нарушенные и ненарушенные в произношении звуки, владеет простыми формами фонематического анализа
∙ речь ребенка интонирована
Часть II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ.
2.1. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции речи детей 4-6 лет с ЗПР в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях.
Планирование содержательного раздела
Программы основывается на результатах мониторинга речевого развития воспитанников группы в начале учебного года, целью которого является выявление характера и структуры речевой патологии, степени выраженности, индивидуальных особенностей проявления, установление иерархии выявленных отклонений, а также наличие сохранных звеньев, выявить зону ближайшего и перспективного развития
. Мониторинг основывается на рекомендациях Н.В. Нищевой по ведению карты развития ребёнка дошкольного возраста с ТНР (ОНР) с 3 до 5 лет. Основным инструментом мониторинга является наблюдение за речью детей в различных видах деятельности. Так же используются методические пособия: - «Альбом для логопеда» О.Б. Иншакова; - «Дидактический материал по обследованию звуковой стороной речи» Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова.
Индикаторами мониторинга являются: показатели речевого развития не сформированы (НС), находятся в стадии формирования (СФ), сформированы (С).
Результаты проведённой диагностики отражаются в ИОМ и карте развития ребёнка дошкольного возраста с ЗПР ,
оформляются в виде диагностических таблиц и заносятся в «Экран звукопроизношения группы» ,
обсуждаются на Психолого – медико – педагогическом консилиуме ДОУ.
Учителем – логопедом разработан индивидуальный маршрут речевого развития ребёнка с ЗПР , в котором отражаются результаты мониторинга и направления работы по профессиональной коррекции речи в 2019 – 2020 учебном году в соответствие с речевыми заключениями: Исходя из структуры речевых нарушений воспитанников , на основе содержания адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с системными нарушениями речи, в соответствии с ФГОС ДО, по данным мониторинга в начале учебного года определено количество занятий в средней группе по периодам, разработано перспективное и календарно – тематическое планирование.
Периоды обучения I период (сентябрь – декабрь)
II период (январь – май)
В группе 3 ребёнка , которые нуждаются в индивидуализации работы по профессиональной коррекции речи в соответствии с ИПРА и особыми образовательными потребностями.
Содержание образовательных областей подробно изложено в «Комплексной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» Н.В Нищевой (СП.б.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2015): Образовательная область «Познавательное развитие», стр. 135-140 Образовательная область «Социально - коммуникативное развитие», стр. 147-151 Образовательная область «Художественно - эстетическое развитие», стр. 140- 147 Образовательная область «Физическое развитие», стр. 152- 155.
Образовательная область «Речевое развитие», стр. 130-133
Содержание образовательной области «Речевое развитие» I период (сентябрь – декабрь) Речевые компоненты
Основное содержание работы
Формирование словаря
Развитие грамматического строя речи
Работать над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам. («Наш город. Мой детский сад», «Осень. Названия деревьев», «Огород. Овощи», «Сад. Фрукты», «Грибы. Лесные ягоды», «Игрушки», «Одежда», «Обувь», «Семья.», «Посуда. Кухня», «Продукты», «Зима», «Новогодний праздник».)
Учить понимать обобщающее значение слов и формировать обобщающие понятия (овощи, фрукты, одежда, игрушки, обувь, посуда, продукты, грибы, ягоды.)
Расширять словарь за счет активного усвоения и использования в экспрессивной речи личных местоименных форм, притяжательных местоимений, притяжательных прилагательных , определительных местоимений, наречий, количественных и порядковых числительных.
Сформировать понимание простых предлогов.
Сформировать понятие «слово» и умение оперировать с ним
Учить различать и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в единственном и множественном числе в именительном падеже.
Формировать умение понимать вопросы косвенных падежей и употреблять существительные мужского, женского и среднего рода в косвенных падежах сначала в беспредложных конструкциях, затем в предложных конструкциях с простыми предлогами.
Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными
15 Развитие связной речи
Развитие фонетико- фонематической системы языка и навыков языкового анализа. Развитие просодической стороны речи
Коррекция звукопроизношения
Работа над слоговой структурой суффиксами –ик, -чик, -ечк – еньк (пальчик. домик) Формировать умение образовывать и использовать в речи глаголы в повелительном наклонении, инфинитиве, в настоящем и прошедшем времени в изъявительном наклонении.
Учить различать и употреблять противоположные по значению названия действий и признаков. Обучать согласованию притяжательных местоимений и имен прилагательных с существительными мужского и женского рода
Формировать умение составлять предложения из нескольких слов по вопросам, по картинке и по демонстрации действия, дополнять предложения недостающими словами. Обучать распространению простых предложений однородными подлежащими и сказуемыми.
Развивать умение вслушиваться в обращенную речь.
Развивать реакцию на интонацию и мимику, соответствующую интонации.
Работать над соблюдением единства и адекватности речи, мимики, пантомимики, жестов- выразительных средств в игре и ролевом поведении.
Формировать умение «оречевлять» игровую ситуацию Развивать умение поддерживать беседу, задавать вопросы и отвечать на них, выслушивать друг друга до конца. Формировать умение повторять за взрослым описательный рассказ из 2-3 простых предложений, а затем составлять короткий описательный рассказ по алгоритму или предложенному взрослым плану с помощью взрослого.
Формировать навыки пересказа. Обучать пересказывать хорошо знакомые сказки или небольшие тексты с помощью взрослого и со зрительной опорой.
Формировать правильное речевое дыхание и длительный ротовой выдох. Формировать навык мягкого голосоведения. Воспитывать правильный умеренный темп речи (по подражанию логопеду). Развивать ритмичность и интонационную выразительность речи, модуляцию голоса
Уточнить произношение гласных звуков и согласных раннего онтогенеза в свободной речевой деятельности. Активизировать движения речевого аппарата, готовить его к формированию звуков всех групп.
Сформировать правильные уклады свистящих и шипящих звуков, автоматизировать поставленные звуки в игровой и свободной речевой деятельности.
Формировать умение различать на слух длинные и короткие слова.
Формировать умение запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения и интонации; цепочки слогов с разными согласными и одинаковыми гласными; цепочки слогов со стечением согласных.
Научить правильно передавать ритмический рисунок двухсложных и трехсложных слов, состоящих из открытых слогов; односложных слов; двухсложных слов со стечением согласных с простым звуковым наполнением со зрительной опорой
Сформировать понятие слог (часть слова) и умение оперировать этим понятием. Сформировать умение различать гласные и согласные звуки.
Научить выделять из ряда звуков гласные звуки.
Развитие навыков звукового анализа и синтеза
Обучение элементам грамоты
Сформировать первоначальные навыки анализа и синтеза. Научить выполнять анализ и синтез слияний гласных звуков.
Научить выделять начальные ударные гласные [а], [у], [о], [и], из слов, различать слова с начальными ударными гласными.
Научить выделять согласные звуки [т], [п], [н], [м], [к] из ряда звуков, cлогов, слов, из конца и начала слов; дифференцировать звуки, отличающиеся поартикуляционным и акустическим признакам ([м]—[н], [п]—[т], [б]—[д], [к]—[т]) в ряду звуков, слогов, слов.
Научить производить анализ и синтез сначала обратных, а потом и прямых слогов, и слов из трех звуков (ам, он, пу, та, кот, уха). Научить подбирать слова с заданным звуком. Сформировать понятия звук, гласный звук, согласный звук и умение оперировать этими понятиями. _
Cформировать понятие буквы и представление о том, чем звук отличается от буквы. Познакомить с гласными буквами А, У, О, И, с согласными буквами Т, П, Н, М, К. Сформировать навыки составления букв из палочек, выкладывания из шнурочка и мозаики, лепки из пластилина, «рисования» по тонкому слою манки и в воздухе.
Научить узнавать пройденные буквы, изображенные с недостающими элементами; находить знакомые буквы в ряду правильно и зеркально изображенных букв. Сформировать навыки составления и чтения слияний гласных, закрытых и открытых слогов и слов с пройденными буквами, осознанного чтения коротких слов.
II период (январь - май ) Формирование словаря
Развитие грамматического строя речи
Работать над накоплением пассивного словарного запаса и активизацией в речи существительных, глаголов, прилагательных по всем изучаемым лексическим темам («Зимующие птицы», «Дикие животные», «Домашние животные», «Домашние птицы и их детеныши», «Комнатные растения», «Военные профессии», «Транспорт. Профессии на транспорте», «Мамин праздник. Профессии наших мам- продавец, почтальон», «Весна. Первые весенние цветы», «Животные весной», ,, «Дом и его части», «Мебель», «Профессии», «День Победы», «Насекомые», «Лето. Цветы на лугу», «Правила дорожного движения»)
Формировать обобщающие понятия (по изучаемым лексическим темам)
Обобщить и расширить представления детей о явлениях неживой природы зимой. Расширить представления о разнообразии птиц и об их общих признаках.
Уточнить представления об образе жизни диких и домашних животных зимой.
Учить устанавливать простейшие связи между зимними условиями и особенностями поведения зверей.
Расширить представления детей о новогоднем празднике. Познакомить детей с военными профессиями
Закреплять умение согласовывать слова в предложении в роде, числе, падеже. Упражнять в употреблении существительных с суффиксами: -онок, -енок, -ат. –ят. Закрепить в речи простые предлоги: на- с, в-из, под, к.
Учить согласовывать существительные с местоимениями в роде и числе. (мой пистолет, моя форма, моя фиалка мой стол)
Продолжать совершенствовать образование существительных и глаголов
Развитие связной речи
Развитие общих речевых навыков
Звукопроизношение
Работа над слоговой структурой
Развитие навыков звукового анализа и синтеза множественного числа от единственного. Учить употреблять в речи формы повелительного наклонения глаголов: идти, лежать. бежать.
Учить согласовывать числительные от 1 до 5 с именами существительными.
Учить строить фразу с дополнением, выраженным именем существительным единственного числа в родительном падеже с предлогом «с».
Учить строить фразу из 4 слов с предлогом –
Заниматься совершенствованием диалогической речи.
Закрепить умение отвечать на вопросы предложениями из 2-3 слов.
Закрепит умение строить предложения из 2-3 слов по демонстрации действий и по картинке.
Упражнять детей в составлении рассказов описаний и загадок-описаний о зимующих и домашних птицах, диких и домашних животных.
Учить детей пересказывать тексты из 2-3 простых предложений и составлять коротенький рассказ по сюжетной картине (по наводящим вопросам)
Учить детей поддерживать беседу: задавать вопросы и правильно отвечать на них.
Учить детей составлять рассказы из 3 предложений о предмете и по картинке.
Учить пересказывать текст по картинно- графическому плану.
Обучать пересказу хорошо знакомых сказок или небольших текстов с помощью взрослого и со зрительной опорой
Продолжить работу по формированию правильного физиологического и речевого дыхания. Работать над плавностью речи.
Закрепить умение изменять силу голоса.
Продолжить работу над темпом речи.
Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Воспитывать правильный умеренный темп речи
Продолжить подготовку артикуляционного аппарата к формированию правильной артикуляции звуков всех групп в процессе выполнения общей артикуляционной гимнастики и артикуляционного массажа.
Формировать правильную артикуляцию нуждающихся в исправлении звуков. Сформировать правильные уклады свистящих и шипящих звуков, автоматизировать поставленные звуки в игровой и свободной речевой деятельности.
Начать формирование правильной артикуляции соноров
Упражнять детей в передаче ритмического рисунка слова.
Работать над односложными словами из закрытого слова.
Учить воспроизводить слоги со стечением согласных.
Учить дифференцировать на слух короткие и длинные слова
Учить детей выделять из ряда звуков гласные О,У,Э,Ы,И.А
Формировать первоначальные навыки анализа и синтеза. Научить выполнять анализ и синтез слияний гласных звуков.
Научить выделять начальные ударные гласные, а, у, о, и из слов.
Совершенствование фонематических представлений, развития навыков звукового анализа и синтеза: продолжать учить выполнять анализ и синтез слияний гласных звуков. Закрепить умение выделять начальные ударные гласные, а, у, о, и из слов
Учить выделять согласные звуки т, п, н, м, к из рада звуков, слогов, слов, из конца и начала слов; дифференцировать звуки, отличающиеся по артикуляционным и акустическим признакам (м-н, п-т, б-д, к-т) в ряду звуков, слогов, слов.
Подробное понедельное комплексно-тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности всех специалистов группы во всех образовательных областях представлено в методическом комплекте «Комплексно – тематическое планирование коррекционной и образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (с 4 до 5 лет)». Авторы – Н.В. Нищева, Л.Б. Гавришева, Ю.А. Кириллова, СПб: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2016, стр. 119-212.
Учебный год в коррекционной группе для детей с ЗПР начинается первого сентября, длится девять месяцев (до первого июня) и условно делится на два периода:
I период — сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь; II период — январь, февраль март, апрель, май;
3 недели сентября отводится всем специалистам для углубленной диагностики развития детей, сбора анамнеза, индивидуальной работы с детьми, совместной деятельности с детьми в режимные моменты, составления и обсуждения со всеми специалистами группы плана работы на первый период работы и разрабатывание коррекционных образовательных маршрутов на воспитанников. Занятия начинаются с 29 сентября. В середине года (январь) в рабочей программе запланированы для воспитанников недельные каникулы (СанПиН 2.4.1.2660-10)
В средней группе, логопедом проводятся занятия фронтальные и подгрупповые следующих видов:
- по накоплению словаря и формированию лексико-грамматических средств языка
-1 занятия в неделю
-по развитию связной речи -1 занятие в неделю
- по формированию произносительной стороны речи и элементарных навыков грамоты - 1 занятие в неделю
Расписание непосредственно-образовательнаой деятельности
День недели | Непосредственно-образовательная деятельность |
Понедельник | 8.00 – 9.00 Индивидуальная логопедическая деятельность |
9.00-9.50Логопедическая образовательная деятельность (по подгруппам) | |
9.50-11.30 Индивидуальная логопедическая деятельность | |
Вторник | 8.00 – 9.00 Индивидуальная логопедическая деятельность |
9.00-9.50 Логопедическая образовательная деятельность (по подгруппам) | |
9.50-11.30 Индивидуальная логопедическая деятельность | |
Среда | 8.00 – 9.00 Индивидуальная логопедическая деятельность |
9.50 -11.30 Индивидуальная логопедическая деятельность | |
Четверг | 15.00-18.30 Индивидуальная логопедическая деятельность. |
Пятница | 8.00 – 9.00 Индивидуальная логопедическая деятельность |
9.00 – 9.50 Логопедическая образовательная деятельность (по подгруппам) | |
9.50 -11.30 Индивидуальная логопедическая деятельность |
Форма организации занятий - фронтальная, подгрупповая, в микрогруппах, индивидуальная. Продолжительность фронтальных занятий 10-25 минут.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки
Возраст | Продолжительность коррекционно-развивающего занятия |
С 3 до 4 | 15 минут фронтальное, подгрупповое, занятие, 10 минут индивидуальное занятие, 20 минут интегрированное занятие. |
С 4 до 5 | 20 минут фронтальное, подгрупповое, занятие, 15 минут индивидуальное занятие, 25 минут интегрированное занятие. |
С 5 до 6 | 25 минут фронтальное, подгрупповое, занятие, 15 минут индивидуальное занятие, 25 минут интегрированное занятие. |
Микрогрупповые занятия для 2-3-х детей организуются на этапе автоматизации звука в словах, фразах. Индивидуальные занятия направлены на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, автоматизацию, развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий. Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого ребенка и индивидуальным маршрутом. Постановка звуков осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов. Материал для закрепления правильного произношения звуков подбирается таким образом, чтобы он способствовал расширению и уточнению словаря, грамматически правильной связной речи.
Расписание индивидуальной образовательной деятельности составляется в начале учебного года по результатам мониторинга.
Индивидуальные занятия с детьми проводятся ежедневно. В «Журнале учета индивидуальной работы с воспитанниками группы» отмечается работа учителя - логопеда с детьми, количество и систематичность индивидуальных занятий.
Содержание подгрупповых занятий отражено в перспективном и календарно - тематическом планах на учебный год.
В основе планирования занятий учителем – логопедом с детьми с ЗПР лежат следующие принципы:
1.Тематический - для обеспечения речевого и личностного развития детей с ЗПР образовательный процесс строится с учетом 32 лексических тем, подбор которых определяется сезонностью, социальной значимостью, региональными особенностями, годовыми задачами и темой проекта группы. В течение недели все педагоги реализуют лексическую тему в разных видах образовательной деятельности
Координатором работы по лексической теме является учитель- логопед, рекомендации которого отражаются в «Тетради взаимоработы учителя- логопеда и воспитателей группы»
2. Концентрический принцип – программное содержание в рамках одних и тех же лексических тем (изучаемых в течение в течение одной недели), углубляется и расширяется год от года.
Наряду с традиционными видами образовательной деятельности учитель- логопед использует в работе по профессиональной коррекции речи культурные практики, проектную деятельность, сторителлинг, социо-игровые технологии и другие:
1. Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах и разных видах деятельности. Тематика культурных практик исходит от детей, учитель- логопед может только присоединиться и направить деятельность детей в нужное русло.
Для реализации задач Программы учитель- логопед использует следующие культурные практики: коммуникативные и исследовательские действия, ситуации общения и накопления положительного социально- эмоционального опыта, музыкально- театрализованная и литературная гостиная.
Различные виды арт-терапии (музыкальная, песочная, изобразительная). Наибольший развивающий эффект в работе по Программе дает сказкотерапия- метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности (совершенствования лексико-грамматических средств языка, звуковой стороны речи, согласованной работы зрительного, слухового и моторного анализаторов), и совершенствования взаимодействия с окружающим миром через речь.
.Сторителлинг: рассказывание учителем- логопедом коротких увлекательных историй, мотивирующих к связному высказыванию, побуждающих к диалогическому и полилогическому общению со взрослым и сверстниками.
Здоровьесберегающие технологии: дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз.
Телесноориентированные техники:
- биоэнергопластика- соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки, релаксация; - дыхательные- формирование речевого и физиологического диафрагмального дыхания;
- кинезиологические упражнения- активизация межполушарного взаимодействия, стимулирующего речевое развитие.
Различные виды массажа: - логопедический массаж - активный метод механического воздействия, направленный на коррекцию различных речевых расстройств. Массаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков;
- пальцевый массаж – массаж ладоней металлическими или стеклянными шариками, орехами, каштанами, шестигранными карандашами, приборами Су-Джок терапии.
Социо- игровые технологии- организация деятельности по профессиональной коррекции речи в форме игры периодически сменяющихся микрогрупп.
Информационные технологии обучения - использование специальных способов, программных и технических средств (кино, аудио- и видеосредства, Интернет- ресурсы) учителем –логопедом в целях оптимизации работы с воспитанниками по лексическим темам, усилий специалистов, работающих в группе. Инновационные методы оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма. Одним из эффективных Интернет-ресурсов для передачи знаний, трансляции опыта, получения обратной связи от родителей является персональный сайт учителя – логопеда Персональный сайт – это возможности расширить свое представление о методах и приемах в работе с детьми, педагогами и родителями, используемых в современном педагогическом пространстве.
Таким образом, образовательные технологии, используемые учителем- логопедом при реализации содержания рабочей программы, учитывают уровень актуального развития воспитанников с ЗПР. Они способствуют амплификации речевого и личностного развития, являются условием поддержки детской инициативы и самостоятельности, обеспечивают накопление чувственного опыта, организацию общения детей, фиксацию успеха ребенка при проектировании зоны ближайшего и перспективного развития.
Взаимодействие учителя - логопеда с участниками коррекционно - образовательного процесса.
Интеграция усилий учителя-логопеда и воспитателей
Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах: совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях;
обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы;
∙ оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении (оформление центров);
взаимопосещение занятий и участие в интегрированной образовательной деятельности;
∙ совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов
,∙ еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям в тетради взаимоработы
.∙ Еженедельные задания логопеда воспитателю включают следующие разделы: — логопедические пятиминутки; — подвижные игры и пальчиковая гимнастика; — индивидуальная работа; — рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.
Планируя индивидуальную работу воспитателей с детьми, логопед рекомендует им занятия с двумя- тремя детьми в день по закреплению правильного произношения поставленных звуков, а также по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения.
Перспективный план работы с родителями
на 2019 – 2020 учебный год
Сентябрь - Организационное родительское собрание «Результаты диагностического обследования детей на начало учебного года».
«Цели задачи коррекционного обучения в средней логопедической группе»
- Оформление уголка для родителей «Логопед советует»: «Партнерство ДОУ и семьи в логопедической работе», «Малыш плохо говорит. Тактика воспитателей и родителей». - Индивидуальное консультирование: Собеседование по результатам диагностического обследования. Пути совместного решения проблем в развитии речи ребёнка»
- Заполнение речевых карт вновь прибывших детей.
Воспитатели учитель – логопед, родители
Октябрь - Консультации: «Комплексы артикуляционных упражнений для выработки правильных артикуляционных укладов различных групп звуков»
- Оформление уголка для родителей: «Значение пальчиковых игр для развития речи дошкольников», «Советы по выполнению домашних заданий» «Говорят дети» -Оформление «Звукового экрана», с целью прослеживания динамики детского звукопроизношения
Учитель – логопед, родители, специалисты ДОУ
Ноябрь - Тренинги: «Искусство наказывать и прощать»
- Круглый стол для родителей «Современные здоровье сберегающие технологии, применяемые в работе с детьми».
-Оформление уголка для родителей
Учитель – логопед, воспитатели группы, родители, специалисты ПМП «Приемы выполнения домашних заданий».
-Индивидуальные консультации по проблемам усвоения детьми программного материала по всем разделам
- Проведение мероприятия «Моя мама»
Декабрь - Оформление уголка для родителей «Приёмы развития руки»
- Выставка пособий и методической литературы для родителей по развитию моторики в домашних условиях
-Мультимедийная презентация «Игра в жизни ребенка». «Приемы работы по развитию ручной умелости».
Индивидуальное консультирование по запросам родителей
Учитель – логопед, воспитатели группы
Январь -Консультации: Круглый стол со специалистами по проблемам воспитания и обучения детей с ЗПР «Советы родителям, имеющим детей с нарушениями речи»
Итоги промежуточной диагностики
- Оформление уголка для родителей: «Ошибки, допускаемые взрослыми при обучении чтению в домашних условиях» «Первые успехи и трудности вашего ребенка» - Индивидуальные консультации по запросам родителей
Родительское собрание «Итоги первого полугодия»
Учитель – логопед Февраль
- Консультация «Традиционные и инновационные методики в логопедической работе с детьми, имеющие ЗПР», «Формирование правильного речевого дыхания»
- Оформление уголка для родителей «Стихотворные упражнения для развития у детей с ТНР мышления» - Индивидуальные консультации со специалистами
-Проведения праздника «Папа мой лучший друг»
Учитель – логопед, педагог – психолог, музыкальный руководитель, воспитатель по ФИЗО
Март - «Здоровый ребёнок» - Консультация для родителей «Советы логопеда. Предупреждение недостатков речи».
- Оформление уголка для родителей «Умение расслабляться как составляющая стрессоустойчивости дошкольников»
-Индивидуальные консультации и рекомендации по развитию и совершенствованию мелкой моторики, проведению пальчиковой гимнастики «Дети и компьютер»
Учитель - логопед
Апрель - Консультации: «Игры для формирования грамматического строя речи» Влияние движений пальцев на развитие речи Су-Джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми.
-Участие в конкурсе театрализованной деятельности
Учитель – логопед, воспитатели
Май - Оформление уголка: «Практические рекомендации по развитию словаря» --Родительское собрание «Подводим важные итоги»
Рекомендации родителям по проведению занятий с детьми в летний период
Совместная деятельность учителя - логопеда с воспитателями группы
Эффективность коррекционно-развивающей работы в коррекционной группе во многом зависит от преемственности в работе логопеда и других специалистов и, прежде всего, учителя-логопеда и воспитателей.
Взаимодействие с воспитателями осуществляется в разных формах. Это совместное составление перспективного планирования работы на текущий период во всех образовательных областях; обсуждение и выбор форм, методов и приемов коррекционно-развивающей работы; оснащение развивающего предметного пространства в групповом помещении; взаимопосещение и участие в интегрированной образовательной деятельности; совместное осуществление образовательной деятельности в ходе режимных моментов, еженедельные задания учителя-логопеда воспитателям. Еженедельные задания логопеда воспитателю включают в себя следующие разделы:
• логопедические пятиминутки;
• подвижные игры и пальчиковая гимнастика;
• индивидуальная работа;
•рекомендации по подбору художественной литературы и иллюстративного материала.
Логопедические пятиминутки служат для совместной деятельности воспитателя с детьми и содержат материалы по развитию лексики, грамматики, фонетики, связной речи, упражнения по закреплению или дифференциации поставленных звуков, по развитию навыков звукового и слогового анализа и синтеза, развитию фонематических представлений и неречевых психических функций, связной речи и коммуникативных навыков, то есть для повторения и закрепления материала, отработанного с детьми логопедом. Обычно планируется 2-3 пятиминутки на неделю, и они обязательно должны быть выдержаны в рамках изучаемой лексической темы.
Подвижные игры, упражнения, пальчиковая гимнастика служат для развития общей и тонкой моторики, координации движений, координации речи с движением, развития подражательности и творческих способностей. Они могут быть использованы воспитателями в качестве физкультминуток в организованной образовательной деятельности, подвижных игр на прогулке или в свободное время во второй половине дня. Они тоже обязательно выдерживаются в рамках изучаемой лексической темы.
Планируя индивидуальную работу воспитателей с детьми, логопед рекомендует им занятия с двумя-тремя детьми в день по тем разделам программы, при усвоении которых эти дети испытывают наибольшие затруднения. Важно, чтобы в течение недели каждый ребенок хотя бы по одному разу позанимался с воспитателями индивидуально. Прежде всего, рекомендуют индивидуальную работу по автоматизации и дифференциации звуков.
Зная, какие трудности испытывают воспитатели при подборе наглядно-дидактических и литературных материалов, как сложно им учесть особенности общего и речевого развития детей с речевой патологией, логопед как правило, составляет примерный перечень художественной литературы и иллюстративного материала, рекомендуемых для каждой недели работы.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ:
3.1. Особенности организации предметно-пространственной развивающей среды
В средней группе компенсирующей направленности организована предметно – пространственная развивающая среда (центры) с учетом возрастных и психологических особенностей старших дошкольников с ЗПР в соответствии с рекомендациями Н.В. Нищевой.29
В кабинете логопеда развивающая среда организована таким образом, чтобы способствовать развитию не только всех сторон речи, но и неречевых психических функций.
Перечень документации учителя-логопеда
Папка «Нормативно-правовое и организационное обеспечение учителя-логопеда» (нормативно-правовые документы в соответствии с должностью, организационные – должностная инструкция, инструкция по охране труда, инструкция по безопасности жизнедеятельности воспитанников, циклограмма деятельности, график работы, расписание образовательной коррекционно-развивающей деятельности с детьми);
- Годовой (перспективный) план работы на 2019-2020 учебный год;
- Индивидуальные речевые карты;
- Индивидуальные программы логопедической работы;
- Календарно-тематическое планирование;
- План индивидуальной логопедической работы;
- Тетрадь по взаимодействию с воспитателями;
- Паспорт логопедического кабинета .
Журналы:
«Журнал обследования»
«Журнал учета движения детей»
«Журнал учета посещаемости детей»
«Журнал учета индивидуальных занятий»
«Консультаций с родителями»
Программы профессиональной коррекции речи:
1.Учебное издание Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. КОРРЕКЦИЯ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ», Москва «Просвещение» 2008г.
2. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с ТНР (ОНР) с 3 до 7 лет. (автор- Нищева Н.В.) -СПб;» Издательство «Детство-ПРЕСС»,2015.
Методическая литература
-О.Гомзяк конспекты фронтальных занятий 5-6 лет
-О.Гомзяк конспекты занятий по развитию связной речи 5-6 лет
-Развитие речи Арганович З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления лексико- грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР. – СПб: Детство – Пресс, 2003
-Е.Д. Худенко, С.Н. Шаховская «Формирование связной речи» (М.1995г) Т.Ю.Бардышева, Е.Н.Моносова « Логопедические занятия в детском саду. Средняя группа»
-Н.В.Нищева «Конспекты подгрупповых логопедических занятий в средней группе детского сада для детей с ОНР» Л.Н.Сластья «Формирование связной речи детей 4-5 лет» Л.Н.Смирнова «Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4-5 лет»
-А.В.Аджи «Конспекты интегрированных занятий в средней группе детского сада» О.Е.Громова, Г.Н.Соломатина «Конспекты занятий по развитию речи детей 4-5 лет»34 Л.Н. Арефьева «Лексические темы по развитию речи детей 4-8 лет» (М.2005) Обучение грамоте
-И.А.Морозова, М.А.Пушкарева «Занятия по развитию речи в специальном детском саду. Выпуск1»
-Е.В.Колесникова «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет»
-Н.Ю.Костылева «Покажи и расскажи».
Игровые упражнения на основе фонетической ритмики.
-Е.А. Пожиленко «Волшебный мир звуков и слов» (М.1999г)
-Л.Н. Ефименкова « Коррекция звуков речи» (М. 1987г) Мелкая моторика рук
-Г.В. Беззубцева, Т.Н. Андриевская «Развиваем руку ребёнка, готовим её к рисованию и письму» (М. «Гном и Д»,2004г)
-Р. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь» (Лань, СП, 1997г) В. В.Коноваленко, С.В.Коноваленко «Хлоп - Топ» 6- 12 лет (М. «Гном и Д»,2004г)
-С.И.Агеева «Необыкновенный цирк» («Мегаполис - Continent» М. 1992г)
-Е. Плутаева, Г.Лосев «Развитие мелкой моторики» (М. 2005г (ж-л «Дошкольное воспитание» №3)
-Л.В Пилипенко «Пальчиковая гимнастика «Путешествие в сказку» (ж-л «Логопед» № 1, 2006г)
-Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков. - М.: Эксмо, 2005. Г.Г.Галкина, Г.И.Дубинина «Пальцы помогают говорить» (М.2006г).
-Диагностика О.Б. Иншакова «Обследование устной речи детей» (М. «Владос», 1998г) Л.Ф. Сербина, Н.Н.Волоскова «Дизартрия» - учебно - методическое пособие (Ставрополь 1996г)
-Т.П. Бессонова, О.Е.Грибова «Дидактический материал но обследованию речи детей» («Аркти»,1997г)
- С.Д. Забрамная «От диагностики к развитию» (М. Новая школа, 1998г)
-С. И. Чаплинская «Схемы обследования детей с различной речевой патологией ( Ставрополь, 2006г)
-Л.Ю. Субботина «Развитие воображения у детей» (Ярославль, «Академия развития», 1996г)
-А.Э.Симановский « Развитие творческого мышления детей» (Ярославль, «Академия развития», 1997г)
-БабаеваТ. И., Михайлова З.А., ГогоберидзеА. Г. «Мониторинг в детском саду»
-О.Н. Сомкова З.В. Бадкова., И.В.Яблонковская; «Путешествие по Стране Правильной Речи»
- В.П. Глухов Диагностическая тетрадь «Оценка уровней развития связной речи»; «Дидактический материал по обследованию звуковой стороны речи» Т.П., Бессонова, О.Е. Грибова.
Интернет – ресурсы:
.Web- образование Нормативная база http://www.edu.ru
Федеральный портал «Российское образование» portal2011.com
Международные бесплатные конкурсы для педагогов http://festival.1september.ru/ Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" учебно-методические статьи по логопедии, коррекционной педагогике и др. http://www.методкабинет.рф
Методические разработки www.metod-kopilka.ru Методические разработки ped-kopilka.ru Методические разработки Сетевые сообщества http://nsportal.ru/
Социальная сеть работников образования публикации, презентации, конспекты занятий http://www.it-n.ru/
Сеть творческих Учителей Библиотека готовых учебных проектов с применением ИКТ. http://www.openclass.ru/ Сетевое образовательное сообщество http://pedsovet.su Педсовет.ру Maam.ru Сеть для педагогов и родителей Логопедические ресурсы logopedihka.narod.ru Материалы по всем патологиям: заикание, ринолалия, дизартрия, алалия, дислалия, дисграфия, ОНР, ФФНР, афазия и т.д. www.dslx.ru Центр коррекции дислексии. CHUDOLogoped.ru
Материал для автоматизации звуков, информация для родителей www.logopedmaster.ru Логопед-мастер Сайт для логопедов, психологов, дефектологов. www.logopunkt.ru
Логопункт на сайте представлены: описания речевых нарушений и некоторые способы их коррекции. azbukalogopeda.ucoz.ru Азбука логопеда. www.logozavr.ru Логозаврия. На сайте представлены обучающие и развивающие компьютерные игры для дошкольников и младших школьников. logopediya.com Статьи по дошкольной и школьной логопедии, других областей дефектологии, а также по педагогике и медицине. www.logopedplus.ru
Сайт речевого центра "Логопед-Плюс". Проект будет полезен логопедам, дефектологам, logoped.org Московский, международный web-портал, посвященный логопедии. Материалы по логопедии для родителей и педагогов. www.logoped.ru
Электронный портал логопедов и дефектологов, всё о развитии и коррекции речи детей и взрослых. Советы профессионального логопеда по развитию речи детей и взрослых. www.logos.pp.ru Логопедический кабинет
Информация для логопедов, а также много материалов для родителей и просто взрослых интересующих логопедической темой. disgraphik.narod.ru Сайт посвящен дисграфия. www.profunde.ru Дизартрия news. Сайт, посвященный проблеме дизартрии. www.zaikanie.com Заикание и его преодоление. ogonevrozy.ru Заикание и логоневрозы у детей.
Статьи, профессиональные советы. www.corrects.ru Искусство говорить Авторский сайт логопеда И. Соловьёвой о культуре речи. Механизмы речи, этапы развития речевой системы, а также преодоление трудностей на пути овладения речью – предмет рассмотрения предлагаемого раздела. www.logoped-diakova.ru Логопедический массаж. Официальный сайт Дьяковой Е.А. logopedi.narod.ru Практическая логопедия Сайт предназначен для логопедов.
Представлено описание игротек по разделам. www.r-rech.ru Развитие речи. Этот сайт посвящен развитию речи детей от рождения до 10 лет, то есть все упражнения и игры по развитию речи вы можете использовать для маленьких детей, дошкольников, а также и для младших школьников, выбирая только уровень сложности занятия. www.logoped18.narod.ru Логопед18.
Советы родителям. Материалы, размещенные здесь, помогут определить, нужна ли ребенку помощь логопеда. http://logoburg.com/
Логобург учебно-методические статьи, полезные материалы для логопедов и родителей http://www.logoped.ru/ Логопед.RU конспекты занятий, учебно-методические статьи, полезные материалы для логопедов и родителей http://logoportal.ru/ Логопедический портал конспекты занятий, учебно-методические статьи, полезные материалы для логопедов и родителей http://www.logolife.ru/ Логопедия для всех конспекты занятий, учебно-методические статьи, полезные материалы для логопедов и родителей http://www.logopedy.ru/
Логопеды.RU логопедический портал: конспекты занятий, учебно- методические статьи, полезные материалы http://defektolog.ru/ Дефектолог. ru- вопросы дефектологии http://defectus.ru/
Дефектолог/ Ресурс, полезный для дефектологов, логопедов и родителей, имеющих детей с37 особенностями развития. http://www.pedlib.ru/ Педагогическая библиотека- библиотека научно-методической литературы и мастерская дидактических пособий http://samouchka.com.ua/ задания, практические рекомендации по формированию навыка чтения и письма
Электронные журналы, интернет - магазины http://www.solnet.ru/ Солнышко. Ежедневный познавательно – развлекательный портал для детей, родителей и педагогов www.logoped-sfera.ru Журнал Логопед. Цель журнала: помочь логопедам и педагогам детских садов, школ, других учреждений образования и здравоохранения организовать коррекционную работу с детьми, имеющими нарушения речи. dohcolonoc.ru
Дошколенок – журнал для детей и родителей http://logopelshop.ru/ Все для логопеда http://labirint-shop.ru/?p=4539 лабиринт3
Приложение 1
Перспективный план
образовательной деятельности по коррекции речи
детей 4-6 лет с ЗПР, на 2019-2020 учебный год
(Образовательная область по ФГОС ДОО «Речевое развитие»).
Направления работы | I период обучения (сентябрь, октябрь, ноябрь) | II период обучения (декабрь, январь, февраль) | III период обучения (март, апрель, май) |
Развитие общих речевых навыков | 1.Выработка чёткого, координированного движения органов речевого аппарата; 2.Обучение детей короткому и бесшумному (не поднимая плечи), спокойному и плавному выдоху (не надувая щёки); 3.Работа по формированию диафрагмального дыхания; 4.Работа над мягкой атакой голоса. Выработка у детей умения пользоваться громким и тихим голосом. | 1.Продолжать работу над дыханием, голосом, темпом и ритмом речи у всех детей; 2.Познакомить с различными видами интонации: повествовательной, вопросительной, восклицательной. | 1.Продолжать работу над темпом, ритмом, выразительностью речи. |
Звукопроизношение | 1.Разработка речевого аппарата, подготовка к постановке звуков (проведение общей и специальной артикуляционной гимнастики); 2.Уточнение произношения гласных звуков и наиболее лёгких согласных звуков; 3.Постановка и первоначальное закрепление неправильно произносимых и отсутствующих в произношении детей звуков (индивидуальная работа). | 1.Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих звуков (индивидуальная работа); 2.Автоматизация и дифференциация вызванных звуков. | 1.Продолжить работу по постановке неправильно произносимых и отсутствующих в речи детей звуков (индивидуальная работа); 2.Автоматизация и дифференциация вызванных звуков. |
Работа над слоговой структурой | 1.Работа над односложными словами со стечением согласных в начале и в конце слова (стол, мост); 2.Работа над двусложными словами без стечения согласных (муха, домик); | 1.Работа над структурой слов со стечением согласных в начале слова (книга, цветок), в середине слова (окно, палка, карман), в конце слова (радость). | 1.Закрепление слоговой структуры двухсложных; |
Лексика | Расширение и уточнение словаря по34 темам | Расширение и уточнение словаря по34 темам: | Расширение и уточнение словаря по 34 темам: |
Грамматический строй речи (по лексическим темам периода). | 1.Отработка падежных окончаний имён существительных единственного числа; 2.Преобразование существительных в именительном падеже единственного числа во множественное число; 3.Согласование глаголов с существительными единственного и множественного числа (яблоко растёт, яблоки растут); 4.Согласование существительных с прилагательными в роде, числе, падеже; 5.Согласование существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, моё, мои; 6.Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; 7.Согласование числительных два и пять, десять с существительными. | 1.Закрепление употребления падежных окончаний существител. в единственном и множественном числе; 2.Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже; 3.Согласование существительных с числительными; 4.Образование названий детёнышей животных; 5.Образование притяжательных прилагательных, образование относительных прилагательных от существительных (по лексическим темам II периода). 6.Образование возвратных глаголов, дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида; 7.Уточнение значения предлогов (в, на, под, над, у, за, из-за, из-под, около, перед, в, из, к, от, по, через, за). Учить составлять предложения с предлогами. | 1.Образовывать и употреблять существительные в И.П. ед. и мн.ч. 2.Употреблять существительные в косвенных падежах 3.Согласовывать прилагательные с существительными ед.ч. 4.Употреблять предложно-падежные конструкции. 5.Потреблять числительные 2-10 с существительными 6.Образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами 7.Образовывать названия детенышей животных. |
Развитие связной речи | 1.Составление простых распространённых предложений; 2.Обучение умению задавать вопросы и отвечать на вопросы полным ответом; 3.Обучение составлению описательных рассказов. 4.Работа над диалогической речью (с использованием литературных произведений); 5.Обучение пересказу небольших рассказов и сказок (дословный и свободный пересказ). | 1.Закрепить умение самостоятельно составлять описательные рассказы; 2.Обучать детей пересказу и составлению рассказа по картине и серии картин; | 1.Закрепление умения самостоятельно составлять описательные рассказы, рассказы по сюжетной картине, по серии сюжетных картин, из опыта; 2.Обучение детей составлению рассказов из опыта и творческих рассказов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА подготовительной группы № 3 «Непоседы» на 2019 – 2020 учебный год
Программа разработана с учётом ФГОС дошкольного образования, образовательной программы учреждения, кроме того учтены концептуальные положения используемой Примерной основной образова...
Рабочая программа средняя группа №1 "Солнышко" на 2019-2020 учебный год
Содержание 1. Целевой разделПояснительная записка...
рабочую программу деятельности воспитателя на 2018-2019, 2019-2020 учебные года
рабочую программу деятельности воспитателя на 2018-2019, 2019-2020 учебные года...
рабочую программу деятельности воспитателя на 2018-2019, 2019-2020 учебные года
рабочую программу деятельности воспитателя на 2018-2019, 2019-2020 учебные года...
рабочую программу деятельности воспитателя на 2018-2019, 2019-2020 учебные года
рабочую программу деятельности воспитателя на 2018-2019, 2019-2020 учебные года...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА МУШКОВОЙ Е.А 2019-2020 ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОНР
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ«ДЕТСКИЙ САД №73» ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА средней группы №10 «Брусничка» на 2019-2020 учебный год рабочая программа (средняя группа)
Рабочая программа по развитию детей средней группы № 1 разработана в соответствии с ФЗ от 29.12.112 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», на основе образовательной программы Д...