Из опыта работы по экологическому образованию старших дошкольников
методическая разработка по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 3
МО Каневской район
Информация из опыта работы по экологическому
образованию старших дошкольников.
Автор: воспитатель МБДОУ детского сада № 3
Савельева Наталья Александровна
Каневская
2018г
Экологическое воспитание – одно из приоритетных направление развития современного детского сада и системы образования в целом. Актуальность экологического образования трудно переоценить. Деятельность людей продолжает вносить глубокие изменения в окружающую природу, поставив тем самым острую проблему выживания человеческого рода. Ученые считают, что непременным условием выживания является совершенствование самого человека, поднятие его нравственных качеств на уровень, соответствующий масштабам и скорости перемен в современном мире. Эмоциональность ребенка дошкольного возраста, особая восприимчивость и огромный интерес к миру природы являются основополагающими факторами для успешного экологического воспитания в ДОУ.
На протяжении ряда лет, работая с дошкольниками, сталкивалась с рядом проблем. Так, неправильные представления детей о природе часто служат причиной недоброжелательного отношения к животным, уничтожению растений, полезных насекомых, безжалостное отношение к цветам и лягушкам и пр. Это не только наносит вред природе, но и отрицательно влияет на психику детей, ожесточает их. Полноценные знания могут сформироваться лишь в процессе целенаправленного систематичного, организованного образовательного процесса.
Сколько открытий делает ребенок, общаясь с природой! Неповторимо каждое живое существо, увиденное им. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д., с которыми дети любят играть. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый белый снег и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии – главные задачи экологической работы в ДОУ. В дошкольном возрасте закладывается позитивное отношение к природе, предметному миру, к себе и другим людям. На мой взгляд, познавательный интерес к окружающему и эмоциональную насыщенность, я могла реализовать в экологическом воспитании, в процессе общения с природой: ведь экология – простор для детской деятельности (наблюдение, труд, игра, опытно-экспериментальная и речевая деятельность).
Мною определены цели и задачи экологического воспитания детей.
Цель:
формирование у детей элементов экологического сознания, способности понимать и любить окружающий мир и природу.
Задачи:
Образовательные:
• формирование основ экологической культуры в процессе ознакомления с дошкольниками миром через практическую деятельность с живыми объектами, наблюдения, опыты, исследовательскую работу и работу с дидактическим материалом, формирование экологических представлений.
• осознание детьми знаний о том, что растения и животные – это живые организмы; о наличии в природе неживых тел, об их взаимосвязи;
• на примере конкретных растений и животных раскрытие связи строения и их функционирование, зависимость строения организма от условий среды обитания;
• формирование знаний о значении живой и неживой природы в жизни и хозяйственной деятельности человека;
• показ положительного и отрицательного влияния человека на окружающий мир;
Воспитательные:
• привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умений видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
• воспитание желания и умений сохранять окружающий мир природы;
• воспитание чувства ответственности за состояние окружающей среды, эмоционального отношения к природным объектам.
Развивающие:
• развитие умений наблюдать за живыми объектами и явлениями неживой природы;
• привлечение внимания к окружающим природным объектам, развитие умения видеть красоту окружающего природного мира, разнообразия его красок и форм;
При выстраивании педагогического процесса по экологическому воспитанию я учитывала следующие принципы:
1. Гуманизма и педагогического оптимизма, который заключается в требовании “Не навредить!”
2. Эффективности и научности. Следует помнить, что ребенок — не маленький взрослый, а полноценный человек, обладающий собственным видением мира, образом мысли.
3.Принцип демократизации: совместная деятельность дошкольников, воспитателей и родителей по данному направлению. Общение с ребенком «на равных».
4. Принцип индивидуализации: каждому ребенку – учет индивидуальных и возрастных особенностей детей;
5. Принцип дифференциации и интеграции:
единство всех подсистем воспитательной работы и режимных моментов в экологическом воспитании детей.
6.Принцип развивающего обучения: использование новых технологий, основанных на разумном сочетании всех методов: информационно-репродуктивных и информационно-поисковых;
7.Принципы системности, наглядности, доступности, учета сезонности.
Формы и методы работы
В своей работе по экологическому воспитанию использую различные традиционные и нетрадиционные формы, методы и приемы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Чтобы более широко раскрыть представления детей о природе, углубить знания, развить умение определять погоду использую метеоплощадку детского сада, ИКТ. Они, в силу своей наглядности, красочности и простоты, позволяют мне более эффективно строить процесс изучения новых для детей понятий и для систематизаций знаний.
В работе с детьми использую разнообразные формы:
1. Практическая совместная деятельность детей и педагога.
Правильное педагогическое общение воспитателя с детьми в этом мероприятии имеет особо глубокий смысл: дошкольники учатся видеть, какие условия необходимы растениям, учатся определить, чего им не хватает в данный момент, учатся практически выполнять трудовые действия, впервые овладевают орудиями труда. Мое общение, как педагога, сводится к доброжелательному пояснению, четкому показу, помощи в каждом случае, когда ребёнок затрудняется. Такое педагогическое общение в совместной деятельности в уголке природы повышает экологическую воспитанность детей
2. Наблюдение.
Провожу циклы наблюдений в уголке природы и на участке детского сада, на метеоплощадке на протяжении учебного года.
Систематически проводим наблюдения за погодой с помощью метеостанции, - дети ежедневно рассматривают небо, уточняют характер осадков, наличие ветра или его отсутствие, по одежде определяют степень тепла или холода. Наблюдая за окружающей природой, дети начинают понимать, что хорошо, а что плохо, отличать доброе от злого, учатся чувствовать красивое и некрасивое, учатся "говорить" с птицей и цветком, солнцем и ветром и любить их. В ходе наблюдений у детей сформировалась наблюдательность, стойкий интерес к природе, представления об особенностях растений и животных.
3. Экологическая тропа.
Значительную роль в экологическом воспитании детей в моей работе играет «экологическая тропа». На территории ДОУ имеется экологическая тропа с описанием природных объектов. Экологическая тропа выполняет познавательную, развивающую, эстетическую и оздоровительную функцию.
4. Экскурсии и прогулки.
Экскурсия - одна из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоёмких и сложных форм обучения. На экскурсиях я знакомлю детей с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе.
Благодаря экскурсиям развивается наблюдательность, возникает интерес к природе. Красота природы, окружающая их, вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических чувств.
Прогулки также широко я использую для экологического воспитания детей. Знакомлю детей с изменениями природы по сезонам (продолжительность дня, погода, изменения в жизни растений и животных, труд людей). На прогулках я организую игры с природным материалом (песок, вода, снег, листья, плоды). Для таких игр на участке имеем такое оборудование, как ящик с песком, совочки, формочки, печатки. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды Дети очень любят играть в игры с игрушками, приводимыми в движение ветром. Через игры дети определяют силу и направление ветра, его контрастность.
5. Опытно - экспериментальная деятельность.
Для установления причин явлений, связей и отношений между предметами и явлениями я стараюсь использовать как можно больше опытов. Опыт всегда строю на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях и т. д.)
Опытно – экспериментальная деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. Создание условий для исследовательской деятельности детей благоприятно сказалось на развитии познавательно-исследовательской деятельности детей. Дети стали чаще задавать вопросы о природных явлениях, объектах, предметах, самостоятельно проводить простейшие опыты, на прогулке их внимание привлекают необычные находки и уже знакомые природные материалы.
Считаю необходимым поддерживать интерес детей и родителей к познавательно-исследовательской деятельности, т. к. она способствует развитию детской любознательности, пытливости ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы, что очень важно в период подготовки ребёнка к школе.
6. Труд в уголке природы, на участке, огороде.
Труд в уголке природы имеет большое воспитательное значение.
У детей формируется бережное, заботливое отношение к природе, воспитывается ответственное отношение к своим обязанностям. В процессе ухода дети получают представления о многообразии растительного мира, о том, как растут и развиваются растения, какие условия для них нужно создавать.
7. Игры на экологические темы
Я считаю, что одним из эффективных и наиболее интересных для детей средств экологического воспитания являются игры. Игры экологического содержания использую, прежде всего, с целью уточнения, закрепления, обобщения, систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Большие возможности в воспитании экологических чувств заложены в дидактических играх. Дидактические игры использую не только в свободной деятельности детей, но и включаю в занятия, целевые прогулки, экспериментальную деятельность. Это такие игры, как «Детки на ветки», «Вершки и корешки», «С какого дерева лист», «Чудесный мешочек», «Угадай, что съел», «Найди в букете такое же растение», «Кто где живет»; «Летает, бегает, прыгает»; «Живое — неживое»; «Птицы — рыбы — звери; «Что сначала, что потом»; «Выбери правильно дорогу» и др. Эффективны игры с природными материалами (овощами, фруктами, цветами, камнями, семенами, сухими плодами. Особую радость и интерес вызывают у детей подвижные игры природоведческого характера, которые связаны с подражанием повадкам животных, их образу жизни: «Лягушата и цапля», «Кот и мыши», в некоторых играх отражаются явления неживой природы: «Капельки», «Веселый ветерок». Получаемая в игре радость способствует углублению у детей интереса к природе и развитию физических качеств.
8 Художественная, природоведческая литература, иллюстрации, репродукции картин, наборы открыток, загадки.
Часто на занятиях я использую художественную литературу. Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Прежде всего, я использую литературу, рекомендованную программой детского сада. После чтения с детьми провожу беседу, задаю вопросы, вижу в глазах детей сочувствие, сопереживание или радость, восторг.
Чтобы помочь детям в занимательной форме выявить особенности природных явлений, сезонных изменений в природе, определить качества предмета, повадки животных, использую загадки, стихи, пословицы, поговорки, потешки. В потешках оживают все явления и силы природы: солнце, радуга, гром, дождь, ветер, времена года живут как одушевленные существа.
9. Создание экологического проекта.
экологический проект «Юные метеорологи»,целью которого было:
развитие умений у детей наблюдать за изменениями погоды, анализировать, делать выводы.
В результате осуществления данного проекта:
дети познакомились с метеостанцией и специальными приборами, развили умение снимать показания с приборов, пополнился словарь детей
10. Изобразительная деятельность.
Свои впечатления от общения с природой дети отражали в рисунках.
Создание условий
Для реализации поставленных задач по экологическому воспитанию в группе были созданы необходимые условия:
- подобрана методическая, природоведческая и детская литература о природе;
- подобраны картины, наборы открыток;
- создан природный уголок;
- создана лаборатория юного исследователя, в котором имеется разнообразный природный материал, необходимое оборудование для проведения опытов;
- приобретены орудия труда;
- метеоплощадка;
- собраны материалы для игр с песком и водою.
Работа с родителями
Очень тесно веду работу по экологическому воспитанию с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями можно решить главную задачу-воспитание человека экологически грамотного. В работе с родителями по экологическому воспитанию детей я использую как традиционные формы, так и нетрадиционные.
Основной целью в работе с семьёй считаю – достижение единства в воспитании ребенка. Необходимо, чтобы воспитание детей в ДОУ и в семье было едино. Всегда стою на том, что у нас с ними одна цель – воспитать целеустремлённых, добрых, уравновешенных и любящих людей.
Заключение:
Проделанная работа отразилась на успехах детей. У них отмечаются положительные изменения в формировании нравственных качеств личности дошкольников. Дети стали внимательнее относиться к окружающей живой и неживой природе, к своим товарищам. У них повысился познавательный интерес к объектам природы, желание заботиться о них. Дети научились самостоятельно наблюдать, ухаживать за растениями и, бережно относиться к ним, проявляют любознательность, обращают внимание на красоту окружающей природы, в играх детей присутствует природное содержание. Так, шаг за шагом, я привила детям любовь к природе и бережное отношение к ней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/04/picture-215196-1362402378.jpg)
Из моего опыта работы. «Эмоциональная отзывчивость старших дошкольников через развитие средствами музыкального фольклора».
«Дошкольное детство – период развития человека, в течение которого происходит первоначальное ознакомление с ценностями и нормами общей культуры, обретение ребенком своего «Я», формируется активность в...
презентация к опыту работы "обучение грамоте старших дошкольников как условие успешной адаптации к школе"
презентация к опыту работы...
из опыта работы "Формирование у старших дошкольников положительных нравственных качеств средствами художественной литературы"
Консультация посвящена воспитанию нравственных качеств у детей дошкольного возраста и тесно связано с формированием у них этических представлений, в том числе гуманных качеств личности....
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/14/picture-1069469-1539529680.jpg)
Отзыв на презентацию опыта работы "Развитие инициативности старших дошкольников посредством организации проектной деятельности".
Презентация опыта работы проходила в рамках единого методического дня "Инновационные педагогические технологии в работе с детьми дошкольного возраста" ( в рамках реализации инициативного про...
![](/sites/default/files/pictures/2021/11/27/picture-1367253-1637998834.jpg)
Из опыта работы "Обучение грамоте старших дошкольников посредством игровых приёмов Lego - технологии"
Данная статья содержит материал по использованию игровых приёмов Lego - технологии при обучении грамоте старших дошкольников....
![](/sites/default/files/pictures/2020/12/24/picture-1301080-1608836152.jpg)
Сообщение из опыта работы «Речевая деятельность старших дошкольников, как проявление субъектной позиции ребёнка в речевом общении с взрослыми и сверстниками».
Речь – это важнейшая функция в жизни человека, которая необходима каждому. Невозможно представить себе нашу жизнь без речи, без звучащего слова. Именно благодаря речи мы общаемся между собой, ре...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/07/picture-1087215-1544200184.jpg)
Проведение занятия (из опыта работы) по обучению старших дошкольников составлению описательного рассказа по картине "Собака со щенками" с использованием опорных схем
Из опыта моей работы предлагаю познакомиться с использованием опорных схем при обучении старших дошкольников составлению пересказа по картине "Собака со щенками". Особое внимание...