конспект НОД " Я и и мое имя"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

natalivolkova

конспект по социально-коммуникативнуму развитию " Я и мое имя" Цель: формирование представления о важности своего имени, воспитание чувства гордости за свое имя, фамилию, семью.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_i_moe_imya.docx31.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение  детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 19

Тема: Я среди людей

Конспект  занятия по основам туризма

  «Я и мое имя»

(старшая группа)

Воспитатель: Волкова Н.Е.

г. Выкса  Нижегородская область

Цель: формирование представления о важности своего имени, воспитание чувства гордости за свое имя, фамилию, семью.
Задачи:
Образовательная:

  • знакомить детей с историей русских имен, со значением имени для человека, обсудить соответствие характера, поведения его имени;

Развивающая:

  • развивать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми, делать выводы; формировать представление о правах детей      (право на имя)
  • развивать мелкую моторику рук посредством пальчиковой гимнастики

Воспитательная:

  • воспитывать доброе отношение к себе и окружающим, к своему имени;
  • активизировать в речи детей нежные и ласковые слова;
  • развивать осознания собственного Я, своей семьи, знание своей фамилии, имени.

Интеграция: 

«Познание» - формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

«Социализация» - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, своем имени.

«Коммуникация» - развитие всех компонентов устной речи детей

«Физическое развитие» - продолжать внедрение здоровье сберегающих технологий в работу с детьми.

Предварительная  работа с родителями:

Беседа родителей с ребенком о членах их семьи, обсуждение возникновения имени в семье (почему его так назвали).
Словарная работа: право, тёзка, отчество, фамилия, имя, родственник

Материал:
- иллюстрации: «Имя».
- Документ «Конвенция о правах ребенка».

Литература:

1.М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников».

2.И.Е. Аверина  «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ»

3.А.Е.Мамонтов « Большая книга имен»

4. В.Агапова стихотворение «Дорожите именем своим!»

Интернет ресурсы:

https://dettext.com/fizminutki/grisha-shel/

Ход занятия:

Организационный момент

Здравствуйте, здравствуйте,

Здравствуйте, здравствуйте,

Вот и собрался наш круг.
Руку дал другу друг.

Здравствуйте, здравствуйте,

Здравствуйте, здравствуйте,

 Настя  дала руку Диме,
А Дима дал руку Кириллу…..
(про каждого ребенка по кругу)

Вот и собрался наш круг,
(покачать руками вместе)

Воспитатель: Здравствуйте, дети! Я рада вас приветствовать в нашем дружном кружочке. Скажите, а приятно ли вам, когда с вами здороваются?
Дети: Да
Воспитатель: А для чего люди здороваются друг с другом?
Дети: Чтобы было хорошее настроение, когда люди здороваются друг с другом, то желают здоровья.
Воспитатель:  А вы заметили ребята, что когда мы собирались в  наш дружный круг мы подавали руку  и  произносили что?… (имя) Правильно, имя стоящего рядом. Вы  уже знаете, что нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Имя нельзя увидеть, но оно отличает нас друг от друга.
И вот сегодня я хочу поговорить с вами об именах.

1.Беседа  об имени (сидя на стульчиках на коврике)
Воспитатель: Имена - это слова, но особые. Они значат очень многое. Имена можно произносить  ласково и грубо. Ласковая форма имени выражает доброжелательное отношение говорящего. Однако нередко можно услышать пренебрежительную форму имени: Димка, Сашка, Варька.Приятно ли слышать такое? Почему? Использование таких форм обижает людей, унижает их достоинство. Мне бы не хотелось слышать у нас в группе такое обращение друг к другу. Люди имеют имена, чтобы при общении отличаться друг от друга, иметь возможность обратиться друг к другу. Я расскажу вам, как на Руси давали имена. Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными,  добрыми, справедливыми.  Вот и имена им давали такие, как например:

Богдан - данный богами.
Любомир - любящий мир.
Людмила - милая людям.

Владислав - владеющей славой

Благомир - приносящий благо
Владимир – владеющий миром.
Тихомир – тихий и мирный.
Надежда, Вера, Любовь - все это древнерусские имена.
Да, у каждого человека есть имя, и оно играет огромную роль в его жизни. По имени, как правило, определяется его пол - мальчик это или девочка, мужчина или женщина. По имени можно немало узнать о человеке. Например, услышав, как обратились к человеку, можно сказать, что это за человек.
Воспитатель: Допустим, к одному человеку обратились «Юленька», а к другому «Юлия  Николаевна»? Кто они?
Дети: «Юленька» - это девочка, а «Юлия  Николаевна» - это взрослый человек, т.е. женщина, воспитатель.
Воспитатель: Если ребенка позвали «Дима», а другого «Варя». Что можно сказать про этих детей?
Дети: Можно сказать, что это мальчик и девочка.
Воспитатель: Молодцы, ребята. По имени можно узнать кто ты девочка или мальчик, мужчина или женщина, молодой человек или пожилой.
Воспитатель: Ребята, скажите, к кому можно обратиться просто по имени?
Дети: По имени можно обратиться к другу, к брату, к сестре.
Воспитатель: Правильно, просто по имени можно обратиться к сверстнику. А к кому обращаются по имени и отчеству (Ответы детей)

 Проводится игра «Угадай, кто это?»

 По имени много можно узнать о человеке: мужчина это или женщина, девочка или мальчик. Давайте попробуем угадать, о ком я говорю: о маленьком или взрослом человеке, о мужчине или женщине
1.Александр Иванович очень любит играть в футбол. (О взрослом мужчине).
2.Ай, люли, люли, люли,
Все давно уснули.
Один Ванечка не спит,
Он в окошечко глядит. (О маленьком мальчике).
По имени и отчеству обращаются к старшим людям (воспитатель, учитель), проявляя  тем самым уважение к ним. А вот не знать, как зовут твоих близких, друзей - невежливо. Именно поэтому надо помнить имя, отчество и фамилию своих родных, знакомых и друзей.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы все правильно отгадали.

А теперь я предлагаю немного размяться

 (дети встают в круг на физкультминутку).

                              Гриша шел
Гриша шел — шел - шел, (Шагаем на месте.)
Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)
Раз-грибок, (Наклоны вперед.)
Два - грибок, (Наклоны вперед.)
Три - грибок, (Наклоны вперед.)
Положил их в кузовок.

(Ходьба  на месте. Декламируя стихотворение, дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок. Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.)

2. Тёзки (беседа проводится на ковре, стоя)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете - что такое тезки? Вы знакомы с этим словом? Что оно значит?
Дети: Тезки – это люди, у которых одинаковые имена.
Послушайте стихотворение З. Александровой «Восемь Тань»
В группе было восемь Тань –
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь,
Всюду – Таня, Таня, Таня!
Если скажут: «Таня, встань!»
Встанут сразу восемь Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках…
Воспитатель: А как вы думаете, как можно разобраться в этой ситуации?
Дети: Может быть по фамилии?
Воспитатель: Совершенно верно. По фамилии. Хотя бывает и так, что в группе сразу две Ивановых Насти. Что же поможет в этом случае?
Дети: В этом случае поможет отчество.
Воспитатель: Молодцы, правильно. В такой ситуации нам поможет отчество. А сейчас давайте назовем тезок. Есть ли у нас в группе тезки? Хорошо, разобрались в тёзках.
3.«Право на имя»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему мы сегодня разговариваем с вами об именах? Я хотела познакомить вас с правом всех детей. Может быть, вы сами догадались, о каком праве идет речь?
Дети: Может быть – это право на имя?
Воспитатель: Каждый ребенок имеет право на имя. Как только малыш появляется на свет, родители дают ему имя. Это первый подарок, который мамы и папы преподносят своему ребёнку, и подарок этот на всю жизнь. Как нужно относиться к своему имени?

Послушайте внимательно стихотворение В.Агапова «Дорожите именем своим!»
Дорожите именем своим!
Имена даются не случайно…
В них простая маленькая тайна
Дорожите именем своим!
Ах, как много ласковых имён
У мальчишек в школе и девчонок!
Вечером и утречком, спросонок,
Слушайте их звучный перезвон:
Света, Миша, Сашенька, Максим…
Сколько знает каждый, сосчитайте!
Никого, друзья, не обижайте…
Дорожите именем своим!

Проводится пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять, вышли пальчики гулять,

Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка,                                                Этот  пальчик папочка, этот пальчик мамочка,                                                  Ну а этот пальчик я, вот и вся моя семья, а зовут меня…(дети называют каждый свое имя)

  Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему вас так назвали? А как вас называют ласково дома? (ответы детей)                                                                В ваших семьях у каждого члена семьи есть свое имя, так? А объединяет их всех фамилия.

В конце беседы воспитатель предлагает рассказать каждому ребенку, что обозначает его имя.                                                                              Воспитатель: Вот и заканчивается наша беседа. О чем вы сегодня узнали?
Дети: О праве на имя.
Воспитатель: Да, вы узнали, что означают ваши имена, которые дали вам родители, вы все имеете право носить и гордиться своим именем, потому что оно лучшее, неповторимое. Берегите свое имя, любите его, с уважением относитесь к людям – носителям имен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий

Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...

Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»

1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...

Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.

Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие

Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при  определении величины предметов....