конспект НОД " Я и и мое имя"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
конспект по социально-коммуникативнуму развитию " Я и мое имя" Цель: формирование представления о важности своего имени, воспитание чувства гордости за свое имя, фамилию, семью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_i_moe_imya.docx | 31.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей № 19
Тема: Я среди людей
Конспект занятия по основам туризма
«Я и мое имя»
(старшая группа)
Воспитатель: Волкова Н.Е.
г. Выкса Нижегородская область
Цель: формирование представления о важности своего имени, воспитание чувства гордости за свое имя, фамилию, семью.
Задачи:
Образовательная:
- знакомить детей с историей русских имен, со значением имени для человека, обсудить соответствие характера, поведения его имени;
Развивающая:
- развивать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми, делать выводы; формировать представление о правах детей (право на имя)
- развивать мелкую моторику рук посредством пальчиковой гимнастики
Воспитательная:
- воспитывать доброе отношение к себе и окружающим, к своему имени;
- активизировать в речи детей нежные и ласковые слова;
- развивать осознания собственного Я, своей семьи, знание своей фамилии, имени.
Интеграция:
«Познание» - формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
«Социализация» - формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о себе, своем имени.
«Коммуникация» - развитие всех компонентов устной речи детей
«Физическое развитие» - продолжать внедрение здоровье сберегающих технологий в работу с детьми.
Предварительная работа с родителями:
Беседа родителей с ребенком о членах их семьи, обсуждение возникновения имени в семье (почему его так назвали).
Словарная работа: право, тёзка, отчество, фамилия, имя, родственник
Материал:
- иллюстрации: «Имя».
- Документ «Конвенция о правах ребенка».
Литература:
1.М.Д.Маханева «Нравственно – патриотическое воспитание дошкольников».
2.И.Е. Аверина «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ»
3.А.Е.Мамонтов « Большая книга имен»
4. В.Агапова стихотворение «Дорожите именем своим!»
Интернет ресурсы:
https://dettext.com/fizminutki/grisha-shel/
Ход занятия:
Организационный момент
Здравствуйте, здравствуйте,
Здравствуйте, здравствуйте,
Вот и собрался наш круг.
Руку дал другу друг.
Здравствуйте, здравствуйте,
Здравствуйте, здравствуйте,
Настя дала руку Диме,
А Дима дал руку Кириллу…..
(про каждого ребенка по кругу)
Вот и собрался наш круг,
(покачать руками вместе)
Воспитатель: Здравствуйте, дети! Я рада вас приветствовать в нашем дружном кружочке. Скажите, а приятно ли вам, когда с вами здороваются?
Дети: Да
Воспитатель: А для чего люди здороваются друг с другом?
Дети: Чтобы было хорошее настроение, когда люди здороваются друг с другом, то желают здоровья.
Воспитатель: А вы заметили ребята, что когда мы собирались в наш дружный круг мы подавали руку и произносили что?… (имя) Правильно, имя стоящего рядом. Вы уже знаете, что нет ни одного человека, у которого не было бы имени. Имя нельзя увидеть, но оно отличает нас друг от друга.
И вот сегодня я хочу поговорить с вами об именах.
1.Беседа об имени (сидя на стульчиках на коврике)
Воспитатель: Имена - это слова, но особые. Они значат очень многое. Имена можно произносить ласково и грубо. Ласковая форма имени выражает доброжелательное отношение говорящего. Однако нередко можно услышать пренебрежительную форму имени: Димка, Сашка, Варька.Приятно ли слышать такое? Почему? Использование таких форм обижает людей, унижает их достоинство. Мне бы не хотелось слышать у нас в группе такое обращение друг к другу. Люди имеют имена, чтобы при общении отличаться друг от друга, иметь возможность обратиться друг к другу. Я расскажу вам, как на Руси давали имена. Наши предки внимательно относились к выбору имени для своих детей. Им хотелось, чтобы дети их росли сильными, добрыми, справедливыми. Вот и имена им давали такие, как например:
Богдан - данный богами.
Любомир - любящий мир.
Людмила - милая людям.
Владислав - владеющей славой
Благомир - приносящий благо
Владимир – владеющий миром.
Тихомир – тихий и мирный.
Надежда, Вера, Любовь - все это древнерусские имена.
Да, у каждого человека есть имя, и оно играет огромную роль в его жизни. По имени, как правило, определяется его пол - мальчик это или девочка, мужчина или женщина. По имени можно немало узнать о человеке. Например, услышав, как обратились к человеку, можно сказать, что это за человек.
Воспитатель: Допустим, к одному человеку обратились «Юленька», а к другому «Юлия Николаевна»? Кто они?
Дети: «Юленька» - это девочка, а «Юлия Николаевна» - это взрослый человек, т.е. женщина, воспитатель.
Воспитатель: Если ребенка позвали «Дима», а другого «Варя». Что можно сказать про этих детей?
Дети: Можно сказать, что это мальчик и девочка.
Воспитатель: Молодцы, ребята. По имени можно узнать кто ты девочка или мальчик, мужчина или женщина, молодой человек или пожилой.
Воспитатель: Ребята, скажите, к кому можно обратиться просто по имени?
Дети: По имени можно обратиться к другу, к брату, к сестре.
Воспитатель: Правильно, просто по имени можно обратиться к сверстнику. А к кому обращаются по имени и отчеству (Ответы детей)
Проводится игра «Угадай, кто это?»
По имени много можно узнать о человеке: мужчина это или женщина, девочка или мальчик. Давайте попробуем угадать, о ком я говорю: о маленьком или взрослом человеке, о мужчине или женщине
1.Александр Иванович очень любит играть в футбол. (О взрослом мужчине).
2.Ай, люли, люли, люли,
Все давно уснули.
Один Ванечка не спит,
Он в окошечко глядит. (О маленьком мальчике).
По имени и отчеству обращаются к старшим людям (воспитатель, учитель), проявляя тем самым уважение к ним. А вот не знать, как зовут твоих близких, друзей - невежливо. Именно поэтому надо помнить имя, отчество и фамилию своих родных, знакомых и друзей.
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы все правильно отгадали.
А теперь я предлагаю немного размяться
(дети встают в круг на физкультминутку).
Гриша шел
Гриша шел — шел - шел, (Шагаем на месте.)
Белый гриб нашел. (Хлопки в ладоши.)
Раз-грибок, (Наклоны вперед.)
Два - грибок, (Наклоны вперед.)
Три - грибок, (Наклоны вперед.)
Положил их в кузовок.
(Ходьба на месте. Декламируя стихотворение, дети имитируют движения грибника: идут, нагибаются и кладут грибы в кузовок. Движения должны быть неторопливыми, ритмичными.)
2. Тёзки (беседа проводится на ковре, стоя)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете - что такое тезки? Вы знакомы с этим словом? Что оно значит?
Дети: Тезки – это люди, у которых одинаковые имена.
Послушайте стихотворение З. Александровой «Восемь Тань»
В группе было восемь Тань –
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда ни глянь,
Всюду – Таня, Таня, Таня!
Если скажут: «Таня, встань!»
Встанут сразу восемь Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках…
Воспитатель: А как вы думаете, как можно разобраться в этой ситуации?
Дети: Может быть по фамилии?
Воспитатель: Совершенно верно. По фамилии. Хотя бывает и так, что в группе сразу две Ивановых Насти. Что же поможет в этом случае?
Дети: В этом случае поможет отчество.
Воспитатель: Молодцы, правильно. В такой ситуации нам поможет отчество. А сейчас давайте назовем тезок. Есть ли у нас в группе тезки? Хорошо, разобрались в тёзках.
3.«Право на имя»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему мы сегодня разговариваем с вами об именах? Я хотела познакомить вас с правом всех детей. Может быть, вы сами догадались, о каком праве идет речь?
Дети: Может быть – это право на имя?
Воспитатель: Каждый ребенок имеет право на имя. Как только малыш появляется на свет, родители дают ему имя. Это первый подарок, который мамы и папы преподносят своему ребёнку, и подарок этот на всю жизнь. Как нужно относиться к своему имени?
Послушайте внимательно стихотворение В.Агапова «Дорожите именем своим!»
Дорожите именем своим!
Имена даются не случайно…
В них простая маленькая тайна
Дорожите именем своим!
Ах, как много ласковых имён
У мальчишек в школе и девчонок!
Вечером и утречком, спросонок,
Слушайте их звучный перезвон:
Света, Миша, Сашенька, Максим…
Сколько знает каждый, сосчитайте!
Никого, друзья, не обижайте…
Дорожите именем своим!
Проводится пальчиковая гимнастика:
Раз, два, три, четыре, пять, вышли пальчики гулять,
Этот пальчик дедушка, этот пальчик бабушка, Этот пальчик папочка, этот пальчик мамочка, Ну а этот пальчик я, вот и вся моя семья, а зовут меня…(дети называют каждый свое имя)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, почему вас так назвали? А как вас называют ласково дома? (ответы детей) В ваших семьях у каждого члена семьи есть свое имя, так? А объединяет их всех фамилия.
В конце беседы воспитатель предлагает рассказать каждому ребенку, что обозначает его имя. Воспитатель: Вот и заканчивается наша беседа. О чем вы сегодня узнали?
Дети: О праве на имя.
Воспитатель: Да, вы узнали, что означают ваши имена, которые дали вам родители, вы все имеете право носить и гордиться своим именем, потому что оно лучшее, неповторимое. Берегите свое имя, любите его, с уважением относитесь к людям – носителям имен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект проведения комплексного занятия «Грибной дождь», Конспект проведения комплексного занятия «Первы снег», Конспект проведения комплексного занятия «Снег идёт»и Физкультминутка«БУРАТИНО»
1. Проведения занятия, учить детей замечать изменения происходящие в природе.2. Проведения занятия, учить детей группировать предметы по цвету и форме.3. Проведения занятия, Развивать у детей целостно...
Конспект НОД " Азбука безопасности" .Конспект НОД: Тема «Азбука безопасности» Составила : Рахимова Зарифа Тахировна. К конспекту прилагается презентация.
Составила : Рахимова Зарифа Тахировна.Цель: Обобщить и систематизировать знания о безопасности в доме.Задачи:Образовательные:— Формировать умения видеть вокруг себя потенциальные опасности в доме...
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про
Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...
праздника Конспект по сказке «Теремок» Веселится народ, праздник Пасхи у ворот. Конспект совместной деятельности педагогов с детьми с ОВЗ «Звуки весны», План - конспекта Тема: Совместная образовательная деятельность «Рукавичка" и другие
Методическая разработка праздника «По дорожке весело наши ножки шли»для детей со сложным дефектом совместно с родителями.Праздник посвящается Дню Матери.Цели и задачи:Коррекционно-ра...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....