НОД Экологическое развитие 6-7 лет «Круговорот воды в природе»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Парсова Наталья Александровна

Ознакомление детей с круговоротом воды в природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл te.karta_krugovorot_vody_v_prirode.docx58.52 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта НОД

Парсова Наталья Александровна, воспитатель

МДОУ «Детский сад «Улыбка» г. Надыма»

Образовательная область

Экологическое развитие

Возраст детей, группа

6-7 лет, подготовительная группа «Б»

Тема НОД

«Круговорот воды в природе»

Цель:

Ознакомление детей с круговоротом воды в природе.

Цель детская

Помочь Водяному найти пропавшую воду.

Задачи

Формировать систему знаний о воде ее признаках, свойствах, а также связях и отношениях. 
Пополнить словарный запас (испаряется, просачивается, круговорот). 
Развивать у детей познавательное отношение к природе.
Развивать у детей внимание, мышление, умение анализировать и обобщать. 
Развивать интерес к экспериментированию.
Воспитывать у детей экологическую грамотность и бережное отношение к воде.
Воспитывать чувство доброты, желание помогать окружающим.

Материал

Декорация «Водоросли» с целью зонирования помещения.
Инвентарь для опытов: термос, зеркало, стаканы с землёй, стаканы с водой.
Конверты с заданием, пустой конверт, Картинки-модели, клей, клеёнки, салфетки.  экран, ноутбук.

Предполагаемый результат

У детей  сформировано знания о круговороте воды в природе.

Этапы

Деятельность воспитателя

Методы, приемы

Деятельность воспитанника

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

Этапные задачи: Мотивировать детей на включение в игровую ситуацию, активизировать познавательный интерес, развивать воображение, фантазию.

I. Введение в ситуацию

 Воспитатель: Ребята сделаем круг и поприветствуем друг друга. 
Приветствие: «Мы живём все на планете, называется Земля, и живут на той планете наши лучшие друзья». 

Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки, ( да) присаживайтесь на ковер и слушайте внимательно…
Сказка
Жил на белом свете Водяной, не простой, а самый главный. Водой руководил. Решил он как-то раз проверить, вся ли вода в его царстве на месте. Недоверчивый он был,  боялся все, что вдруг вся вода пропадет. Надел главный Водяной очки, взял для точности счеты и стал воду из полной банки в пустые переливать. Как не считает, а воды не хватает, часть воды драгоценной от последнего дождя пропала. Ничего Водяной понять не может. Куда вода подевалась? Может, испарилась? А может сквозь землю провалилась? Нигде ни проливалась, нигде ни появлялась. Но куда-то же она подевалась? 

Воспитатель: Ребята,  как вы  думаете, все-таки, где может быть потерянная вода? Что с ней случилось?  Может ее кто - то украл? Хотите в этом разобраться?

А прежде чем будем,  искать пропавшую воду послушайте  загадку.

беседа

Предполагаемые ответы детей:

Диалог с детьми.

Ответы детей: дети фиксируют детскую цель – помочь Водяному найти воду

Ответы детей

Диалог с детьми

Гипотеза детей

Личностные,

коммуникативные

Ответы на вопросы:

Хотите помочь?

Сможете?

Этапные задачи: Актуализировать и закрепить знания детей, развивать речевую активность детей через полные ответы на вопросы, воспитывать познавательный интерес.

II.Актуализация знаний

Слушайте                                         «На ноге стоит одной.                                     Крутит, вертит головой                                    Нам показывает страны.                        Реки, горы, океаны

- Что это? (Глобус). На что он похож? (Варианты детей)

- Правильно это модель нашей планеты Земля. Скажите, почему глобус разноцветный, и что означают его цвета? (Варианты детей)                                   

- Какого цвета больше на глобусе? Синего, а почему?

Потому что это моря, озера, океаны много воды покрывает ее поверхность, правильно ребята. Ребята: а чем отличается вода в морях и океанах от воды в озёрах, реках?

В морях и океанах вода солёная.

Воспитатель: Ребята, а если вся вода пропадет? что будет? 
(подвести детей к выводу, что без воды не будет жизни на земле, ничего не останется одна пустыня).

Воспитатель обращает внимание детей на картинки с сюжетами использования воды. Дети рассматривают картинки и рассказывают, как человек использует воду. Кому нужна вода? Зачем вода растениям? Как они ее получают? Нужна ли вода животным? Нужна ли вода человеку? Как человек использует воду и.т.д.

Молодцы!

Практический

словесный

  Ответы детей

Диалог с детьми, ответы детей

 Диалог с детьми, ответы детей на поставленный вопрос.

Познавательные

Регулятивные

Наблюдение за процессом, соблюдение правил, ответы детей, выполнение заданий

Этапные задачи: Создать мотивацию для открытия нового знания, формировать опыт под руководством воспитателя функции затруднения.

III Затруднение в ситуации

Воспитатель: Ребята, вы не забыли нам нужно разобраться и найти, куда же всё-таки делась вода? вы как думаете, все-таки, где может быть потерянная вода? Ведь не шуточное дело - Вода пропала! Водяной волнуется.  Вы согласны помочь? (да) Не передумали?

 - Справитесь? - Сможете? (да),

- Хорошо. Как вы будете помогать?

- А если не знаете  что нужно сделать?                                                                                                                                                                                                                      - Из каких источников можно узнать?

(интернет, книги, и.т.д.)

- Идите, УЗНАВАЙТЕ.

- Узнали? Расскажите. 

Ну что узнали куда делась вода?

Словесный

Практический

Предположение детей

Дети выбирают способ действия «если что-то не знаю, то можно спросить у того, кто знает» или узнать из других источниках

Диалог с детьми, ответы детей на поставленный вопрос.

Диалог с детьми, ответы детей на поставленный вопрос.

Познавательные

Ответы на вопросы:

Хотите помочь?

Сможете?

Этапные задачи: тренировать мыслительные операции — обобщение, развивать воображение, инициативность, связную речь; обеспечить многофункциональное   передвижение в группе; содействовать гармоничному физическому развитию детей.

IVОткрытие нового знания или способа действий

Я вам расскажу и покажу что с ней произошло.

Воспитатель: Мы с вами отправимся в сказку и там, на месте во всем разберемся. Вы согласны?  (да).

Тогда вперед! Я вас всех превращаю в капельки, (надеваем на шею медальон «Капелька» и спустимся в этот волшебный колодец.

 Ритуал входа в сказку: «Волшебный колодец» (дети перешагивают через обруч). Вот мы с вами в сказке, а в сказке могут происходить любые чудеса. Смотрите, а Водяной, то какой, грустный сидит. Будем ему помогать, воду, потерянную искать.

Воспитатель присаживайтесь на стульчики и смотрите на экран Старт доску. Картинка круговорот воды в природе.

Мини лекция:

Воспитатель: Ребята: как мы уже знаем вода с самого рождения присутствует в жизни человека и всего живого на нашей планете. Вы знаете, что без воды жизнь невозможна. Она повсюду: и в водоемах, и воздухе, и в земле. Но каким образом? Все это благодаря такому явлению, как круговорот воды в природе. А еще ребята, капельки бывают жидкими, твердыми и парообразными.  

Видео  мультфильма на Смарт доске  – схема движения превращения воды (кратко по схеме путешествие капли).   А сейчас я вас приглашаю в лабораторию, для проведения опытов.

Наглядный

Практический

словесный

 

 речевая активность детей

открытие нового знания или способа действий

Беседа, ответы детей, игра

Коммуникативные Личностные

Регулятивные

Познавательные

Наблюдение за процессом, соблюдение правил, ответы детей, выполнение заданий.

Этапные задачи: формировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия; умение самостоятельно применять прием определения глухости – звонкости согласных.; тренировать детей в умении определять место звука в слове начало, середина, конец.

V Введение новых знаний в систему знаний

 Дети рассаживаются за столы.                             Воспитатель. Вода самое удивительное вещество на планете.

Мы с вами проводили различные опыты с водой, давайте вспомним чудесные свойства воды.                                          

Опыт №1 Пар – это тоже вода
Воспитатель: Ребята, что это на столе у меня стоит (термос). Интересно, а что же в нем может быть?

Сейчас я открою  термос и подержу над ним зеркальце. Дети видят, что на стекле образовались капельки воды.

Ребята: Откуда капельки? Ведь стекло, было сухим.

Дети: Когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.

Опыт №2 «Капли на зеркале».
Воспитатель: А вдруг это не вода? У меня есть один способ это проверить.
(Воспитатель подносит к струе пара зеркало, держит некоторое время над паром). (Предлагает детям проверить, потрогать капли воды на зеркале)
Воспитатель: Точно! Капельки воды. Значит в термосе вода.
Горячая вода испаряется, в пар превращается.
Выходит, может вода испаряться? 
Воспитатель: Как вы думаете, во что превращается пар, когда поднимается вверх? (гипотезы детей)
Опыт № 3 «Делаем облако»

Сейчас  мы с вами проведем еще один  опыт «Делаем облако». Для  этого нам, понадобиться: термос, стаканчик пластиковый.

Инструкция: Сверху на термос кладем прозрачный одноразовый стаканчик. Ребята, что происходит?

(Стаканчик запотел, на нем образовались капельки воды.)

- Во что превратилось наше облако?

 (В дождь)

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/663761/9.JPG

Молодцы!

Воспитатель: Ребята давайте представим, что мы стали облаками и легко парим по небу 

Физминутка «Капельки-дождинки»
 дети двигаются по группе в разные стороны, выполняя движения.
Воспитатель сопровождает текстом: 
Облака парят легкие воздушные.

Подул ветер-ветерок.

Холодно-холодно.

Облака собираются все в кучку и превратились в большую тучку.
Капелькам-дождинкам скучно в тучке сидеть хотят они на мир посмотреть.
Из тучки идет дождик поливает цветочки и грибочки.
Воспитатель: Ребята! Пока мы с вами облаками по небу летали, Водяной волнуется ему не терпится поскорей узнать, где его водица.

Подходите к столам  у нас с вами еще один опыт

Опыт №3 (с землей) (дети работают в парах)

Воспитатель: Подходите к столу.

На каждую пару детей по два стакана с землей и водой.  

Инструкция: Ребята: У нас на столе стаканчики с землей и водой (в одних стаканах земля утрамбована, а в других земля рыхлая).

  1. Берем стаканы с водой и польем землю водой те стаканчики где земля рыхлая. Смотрим, что же получается? что происходит?  (вода просачивается, и земля становится влажной) хорошо.
  2. А теперь берем стаканы с водой и польем землю водой те стаканчики где земля утрамбованная. Смотрим, а что же получается с этой землей? что происходит? (вода задерживается на верху и очень медленно просачивается в низ).

(одновременно дети с воспитателем поливают землю)

Воспитатель: подводит к тому что где рыхлая земля вода может сквозь землю просочиться, а вот где почва утрамбованная вода стекает и попадает в речки.

Воспитатель: Ребята как вы думаете, нашли мы пропавшую воду? (дети отвечают). Нам нужно Водяному объяснить, что вода его никуда не денется. Попутешествует и назад к нему вернется. Так как же это явление называется «Круговорот воды в природе».

Молодцы! Воспитатель: Ребята, предлагаю нам, составить отчет для Водяного как вода путешествует и отправить ему этот отчет на электронной почте.

Дидактическая игра:

          «Круговорот воды»

 Воспитатель: Ребята, посмотрите на картинку. На этой картине изображён круговорот воды в природе.  

У каждого из вас лежат картинки расположите их в такой последовательности, что бы у вас

 получилась схема круговорота воды в природе.

Воспитатель: Молодцы! Вы отлично справились с заданием.
Подходите все к одному столу.

Дети собираются все вокруг одного стола с готовыми отчетами.

Воспитатель: 

- Ребята вода совсем исчезает? - Что с ней происходит?
Воспитатель: (подводит итог) Пусть Водяной больше не грустит и не переживает никуда его вода не денется, попутешествует, пробежит по кругу, да к нему же и вернется.
Воспитатель: (к детям) 
- Мы эти отчеты оставим Водяному.

Наглядный

Словесный

Контроль

Наглядный

Практический

словесный

Наглядный

Словесный

контроль

Наглядный

Словесный

контроль

Наглядный

Словесный

контроль

Наглядный

Словесный

контроль

Практический

Словесный

Диалог с детьми

Выражают собственные мысли.

Ответы детей

Предполагаемые ответы детей .

Диалог с детьми.

Предполагаемые ответы детей .

ФИЗО двигательная деятельность

Дети выражают собственные мысли.

Гипотеза детей

Дети работают в командах

Беседа, ответы детей.

Речевая активность детей

Беседа, ответы детей.

Дети выполняют самостоятельно

Дети выражают собственные  мысли

Коммуникативные Личностные

Регулятивные

Коммуникативные Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные Личностные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные Личностные

Познавательные

Наблюдение за процессом, соблюдение правил, ответы детей, выполнение заданий.

Взаимоконтроль

Наблюдение за процессом, соблюдение правил, ответы детей, выполнение заданий.

Наблюдение за процессом, соблюдение правил, ответы детей, выполнение заданий.

Взаимоконтроль

Наблюдение за процессом, соблюдение правил, ответы детей, выполнение заданий.

Наблюдение за процессом, соблюдение правил, ответы детей, выполнение заданий.

Этапные задачи: провести рефлексию деятельности на занятии.

VI Осмысление (итог)

 - Водяному помогли?
- Воду пропавшую нашли?
А теперь детвора! Нам в обратный путь пора. 

Ритуал выхода из сказки: «Волшебный колодец» (дети перешагивают через обруч).

Воспитатель: 
- Ребята у нас с вами получилось помочь Водяному? 
- Кому понравилось путешествие?
- Ой, посмотрите, что это стоит? Да, это же Водяной угостил вас печеньем. (печенье в виде ракушек)

- Так он благодарит нас за помощь.

Словесный

Дети говорят, что у них получилось найти воду.

Смогли справиться с трудностями?

Ответы детей и рассуждения  что получилось, а что нет.

Коммуникативные Личностные

Познавательные

Регулятивные

Ответы детей на вопросы: Смогли помочь? Чем смогли?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект экологического занятия в старшей группе «Волшебная вода, круговорот воды в природе, берегите воду!»

Цели и задачи:Образовательная область: «познание»- Уточнить и расширить знания детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов.- Закреплять представления об источниках загрязнения в...

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе "Круговорот воды в природе".

Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе "Круговорот воды в природе"....

Конспект по познавательному развитию в подготовительной группе «Круговорот воды в природе»

Конспект  по познавательному развитию в подготовительной группе «Круговорот воды в природе» с использованием образовательных технологий опытно - экспериментальной деятельности с водой...

Конспект ООД по познавательному развитию в средней группе "Круговорот воды в природе".

Конспект ООД по позновательному развитию в средней группе "Круговорот воды в природе"...

Конспект НОД в подготовительной группе по экологическому воспитанию на тему: «Вода вокруг нас. Круговорот воды в природе».

Цели: создать целостное представление у детей о воде как о природном явление. Задачи: Образовательные задачи: уточнить и расширить знание детей о воде; ее свойствах; роли в жизни человека, животных,...