Технологическая карта НОД по теме"Весна" для детей второй младшей группы.
план-конспект занятия по окружающему миру (младшая группа)

Миркина Светлана Васильевна

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Формировать представления детей о весне, ее признаках.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 55»

Технологическая карта НОД для детей второй младшей группы

Тема: «Весна»

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»

 

                                                                                                                                                                 

Подготовил и провёл воспитатель:

Миркина Светлана Васильевна

I квалификационной категории

ЗАТО Северск 2020г.

Технологическая карта НОД по теме «Весна»

для детей второй младшей группы

 Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие»

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

 

УМК (программа) основная общеобразовательная программа МБДОУ «Детский сад №55»

Цель: Закрепить представления детей о весне, ее признаках.

Обучающие задачи:

Познакомить детей с репродукциями картин художников А. И. Куинджи «Ранняя весна» и И.И. Левитана «Цветущие яблони»; с выразительными возможностями музыки на примере образов капели, пения птиц, журчания ручья.

Развивающие задачи:

Развивать у детей умение соотносить по настроению живописный образ с поэтическим и музыкальным; эмоциональный отклик на весенние проявления природы, эстетические чувства переживания, плавность движений при передаче образа подснежника; творческие способности детей, умение высказывать свое мнение. Расширять словарный запас, характеризующий настроение музыки на примере весенних образов.

Воспитательные задачи:

Побуждать детей к отображению полученной информации и впечатлений в творческой продуктивной деятельности. Воспитывать самостоятельность в творческой деятельности. Продолжать развивать умение детей общаться и взаимодействовать со взрослыми и сверстниками

Предварительная работа: Наблюдение за весенними изменениями в природе на прогулке. Чтение и разучивание стихов, пение песен о весне, рассматривание иллюстраций с весенними пейзажами.

Используемый материал: демонстрационный фильм о весне; слайды с репродукциями картин художников А. И. Куинджи «Ранняя весна» и И. И. Левитана «Цветущие яблони»; стихотворения В. Косовицкого «Цвет весны» и И. Токмаковой «К нам весна шагает…»; музыкальные произведения А. Вивальди «Весна», П.И. Чайковского «Подснежник»; плотная бумага, где заранее нарисован свечей подснежник; акварель; кисти.

Используемые методы: (метод вопросов, мотивирование детской деятельности) и приемы (демонстрация фильма, рассматривание репродукций картин, рассказ воспитателя, рассказы детей, чтение художественной литературы, беседа) были направлены на повышение познавательной активности, развитие коммуникативных навыков, творческих способностей, самостоятельности.

Подобранный материал, техническое сопровождение позволяло поддерживать интерес детей к теме на протяжении

всей деятельности.

-  дети познакомились с новыми репродукциями картин художников И. И. Левитана и А. И. Куинджи, а также с новыми музыкальными произведениями

-  отражали полученную информацию, впечатления в рисунках.

Учебно-методический комплект: Программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы.

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Деятельность

педагога

Деятельность

воспитанников

Методы, формы,

приемы, возможные

виды деятельности

Результат

1

2

3

4

5

6

Психологический настрой

Организация

направленного

внимания.

Приветствие,

установление

зрительного контакта, воспитатель

задаёт детям

вопросы.

Приветствие, дети

встают в полукруг,

прослушивают

музыкальный отрывок,

отвечают на вопросы

воспитателя.

Звучат звуки капели.

Беседа по услышанному:

-Ребята, как вы думаете, что это за звуки?

-В какое время года можно их услышать?

-Какие признаки весны Вы знаете?

Привлечение

направленного

внимания.

Внутренняя

мотивация на

деятельность.

Актуализация

Актуализация

имеющихся

знаний и

представлений

о признаках

весны.

Чтение

стихотворения   В. Косовицкого «Цвет весны».

Демонстрация

слайдов с

изображением

картин художников

А. И. Куинджи

«Ранняя весна» и

И. И. Левитана

«Цветущие яблони».

Воспитатель задаёт вопросы по

увиденному и

услышанному.

Чтение стихотворения

И. Токмаковой «К нам весна шагает…»

Рассматривание слайдов с изображением картин художников

А. И. Куинджи «Ранняя

весна» и И.И. Левитана

«Цветущие яблони».

Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы воспитателя, высказывают свое мнение, основываясь на имеющиеся

представления, на

увиденное, вспоминают

ранее усвоенное.

Рассказ воспитателя:

«Весна несёт всем радость жизни, радость творчества, деятельности! Это чувство охватывает всех людей, и поэты пишут стихи, композиторы - музыку, художники - свои картины».                             Чтение стихотворения                И. Токмаковой «К нам весна шагает…»

 К нам весна шагает

 Быстрыми шагами,

 И сугробы тают

 Под её ногами.

 Чёрные проталины

 На полях видны.

 Верно, очень тёплые

 Ноги у весны.

Вопросы по содержанию стихотворения:

-Как описывает весну поэтесса?

-Как вы понимаете слова «К нам весна шагает быстрыми шагами?» (художественный приём-олицетворение)

Чтение стихотворения                В. Косовицкого «Цвет весны»

 На дворе стоит весна!

 После зимней лютой стужи

 Просыпается от сна

 Вся природа. Даже лужи

 Не покроет лёд за ночь,

 Гонит солнце зиму прочь.

 Набухают соком почки,

 И зелёные листочки

 Скоро в струях ветерка

Цвета солнца у реки

 Появились огоньки!

 Всё! Закончились морозы!

 Распускаются мимозы!

Вопросы по содержанию стихотворения:

 -Как вы думаете какое

настроение было у автора, когда он писал это стихотворение?

Рассматривание слайдов с изображением картин художников А. И. Куинджи «Ранняя весна» и И. И. Левитана «Цветущие яблони»

(слайд 2, лайд 3)

Беседа по картинам (с помощью воспитателя):

-Какую весну увидел художник А. И. Куинджи? Почему?

-Какие признаки ранней весны вы здесь увидели?

-Какая весна изображена на картине И.И. Левитана? Почему?

-Какие чувства возникают у вас, когда вы смотрите на эти произведения искусства?

Пробуждение в

детях чувства

нежности, очарования от весеннего

пробуждения

природы, радости от чистоты и ясности

картин, от ожидания

тепла, буйного

расцвета природы.

Воспроизведение

информации, необходимой для

успешного усвоения.

Восприятие и усвоение нового

Расширение

представления

об образе весны в музыкальных

произведениях.

овладение

способами

проигрывания

музыкального

приёма «трель».

Объяснение музыкальных штрихов; показ музыкального приёма «трель» (мелодия, состоящая из двух быстро чередующихся звуков). Рассказывание «Легенды о подснежнике». Организация и исполнение песни «Солнечная капель».

Прослушивают

музыкальные

произведения

А. Вивальди «Весна»,

П.И. Чайковского

«Подснежник».

Участвуют в обсуждениях

произведений, отвечают на вопросы.

Составляют связные

высказывания, делают

выводы. Выполняют

упражнения «Нюхаем

цветочек», «Кап-кап»,

«Ля-ля-ля» по образцу; пробуют сыграть трель третьим пальцем правой и левой руки.

(если необходимо, то с помощью воспитателя).

Исполняют песню «Солнечная капель».

Воспитатель предлагает детям отправиться в «весеннее путешествие» (звучит отрывок произведения «Весна» Антонио Вивальди).

Беседа по произведению:

-Какой характер у этой музыки?

(светлый, весёлый,

жизнерадостный…)

-Что вы услышали в этом

произведении?

–Удалось ли композитору передать пение птиц? (используется приём

трели, который передаёт голоса птиц).

-Можно ли в музыке изобразить звук капели?

(Звучит фонограмма со звуками капели).

-Почему же это похоже на звук капели?

-Какая музыка? (Звонкая,

отрывистая, короткие нотки передают капель, словно капает вода.)

Выполнение упражнения «Нюхаем цветочек». (Вдох – носом, выдох – ртом).

Упражнение «Кап- кап» (передаёт образ капели, исполняется коротко,

отрывисто, колко).

Упражнение «Ля-ля-ля» (передаёт образ ручейка, исполняется плавно, связно, словно течёт ручеек.)

Исполнение песни «Солнечная

капель».

Воспитатель рассказывает легенду о первых цветах-подснежниках.

(Легенда сопровождается слайдовой презентацией – слайд 4)

«Когда на земле появились первые люди, вдруг выпал снег. Людям было очень холодно. Они огорчились и подумали, что снег никогда не растает. Тогда, желая ободрить людей, несколько снежинок превратились в нежные цветы –подснежники. Люди увидели, сколько стойкости в этих цветах и поняли, что скоро снег растает. Цветы подарили надежду на лучшее. С тех пор подснежник стал символом надежды на скорейшие перемены в жизни». Вот такая красивая легенда. Этот цветок особенно любят поэты и музыканты за его смелость, мужество, не смотря на хрупкий и нежный вид».

Прослушивание музыкального

произведения П.И. Чайковского из цикла «Времена года» «Подснежник».

Обсуждение произведения с помощью воспитателя:

-Как рассказывает музыка о природе, как она звучит?

- Что вы чувствуете, представляете, когда слушаете это произведение?

Сформированность

представления об

образе весны в

музыкальных

произведениях;

осознание усвоенных

понятий о штрихах

музыки; овладение

способами

проигрывания

музыкального

приёма-«трель».

Любознательность и активность.

Динамическая пауза

Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости

Воспитатель проводит

упражнение

«Цветок»,

проговаривает слова

и показывает

действия.

Выполняют

упражнение «Цветок».

Выполнение упражнения «Цветок».

«Теплый луч упал на землю и согрел в земле луковицу. Из луковицы проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Нежится цветок на

солнце, подставляет теплу и свету каждый свой лепесток, поворачивая свою головку вслед за солнцем».

Описание упражнения. Выразительные движения.

Сесть на корточки, голову и руки

опустить; поднимается голова, распрямляется корпус, руки поднимаются в стороны — цветок расцвел; голова слегка

откидывается назад, медленно поворачивается вслед за солнцем.

Мимика. Глаза полузакрыты, улыбка, мышцы лица расслаблены.

Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разрядка.

Получение нового игрового опыта

Практическая работа

Овладение

способами

нетрадиционной техники

рисования.

Объяснение

воспитателем

как правильно закрасить лист.

Организация

практической

работы.

Оказание необходимой помощи и

эмоциональной

поддержки. Организация взаимодействия в достижении результата.

Выполняют

практическую работу.

Взаимодействуют с

другими детьми и

педагогом (задают

вопросы).

Рисование: «Поляна подснежников»

Техника рисования парафиновой свечой: ребёнок закрашивает лист акварелью. Рисунок свечой остаётся белым. (рисунок нанесён заранее).

Овладение умениями

работать по правилу

и по образцу, слушать взрослого и выполнять его

инструкции.

Рефлексивно-корригирующий

Подведение

итогов НОД,

обобщение

полученных

ребёнком

знаний, умений

и навыков.

Оформление

выставки творческих

работ. Подведение

итогов НОД с разных точек зрения: качества усвоения

новых знаний,

качества выполненной работы,

эмоционального

состояния,

обсуждение особенностей индивидуальной и совместной работы.

Высказываются по

поводу полученной

информации, качества

выполненной работы и воплощения собственного замысла, своего эмоционального

состояния .

Обсуждение творческих работ:

-Что изображено на рисунке?

-Что бы, вы хотели добавить в своём рисунке?

Подведение итогов НОД:

-Что нового, вы сегодня узнали на нашей встрече?

-Что больше всего, вам запомнилось, понравилось?

Осознание себя, как участника

познавательного,

творческого процесса.

Сформированность

элементарных

навыков.

Заключительный этап.

Рефлексия

Подведение итогов НОД, обобщение полученного ребенком опыта.

Формирование элементарных навыков самооценки.

Рассказ воспитателя

о весне сопровождается

демонстрацией

фильма о весне.

Просматривают фильм о весне.

Рассказ воспитателя сопровождается

демонстрацией фильма о весне).

«Наша земля прекрасна во все времена года, и каждое время прекрасно по- своему. Но есть в природе время, когда всё вокруг просыпается от долгово зимнего сна и всё живёт ожиданием тепла и солнца. Зимние лютые морозы сменяются тёплыми лучами солнышка и лёгким дуновением ветерка, трескучий хруст снега под ногами- звонким

журчанием ручейка. Какое нежное и ласковое слово-ВЕСНА! И нет уже сна. Всё живое просыпается слышится

ласковое пение птиц, тихий шелест листвы. Всё вокруг наполняется нежным запахом цветущих садов. ВЕСНА - что-то радостное и беспокойное звучит в этом имени».

Сформированность

представления об

образе весны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта организованной учебной деятельности для детей второй младшей группы. Тема: «В гости к сказкам»

Образовательные области: «Познание»  «Коммуникация»  «Творчество»Разделы: «ФЭМП»  «Лепка» «Художественная литература»...

Технологическая карта НОД по лепке «Снежинки» во второй младшей группе

Технологическая карта НОД по лепке «Снежинки» (3-4 года)...

Технологическая карта занятия по лепке для детей второй младшей группы 3-4 года на тему «Пожарная лестница»

Цель занятия:  формировать умение у детей лепить предмет, состоящих из нескольких частей одинаковой формы, но разной величины.Цель занятия для ребенка: отработать умение раскатывать пластилин, со...

Технологическая карта занятия по физкультуре для детей второй младшей группы 3-4 года на тему «Мячик»

Цель занятия:  совершенствовать двигательные умения и навыки через игру с мячомЦель занятия для ребенка: отработать умение ловко и точно выполнять упражнения с мячомЗадачи занятия:Обучающая: форм...

Технологическая карта занятия по конструированию для детей второй младшей группы 3-4 года на тему «Огнетушитель»

Цель занятия:  формировать у детей умение конструировать из фигур  модель огнетушителя по схемеЦель занятия для ребенка: отработать умение конструировать модель огнетушителя из фигур по схем...

Технологическая карта занятия по аппликии для детей второй младшей группы 3-4 года на тему «Пожарная лестница»

Цель занятия:  формировать у детей умение наклеивать готовые формы, намазывать бумагу клеем с обратной стороны, лицевой стороной к верху прижимая их тряпочкой.Цель занятия для ребенка: отработать...