Конспект занятия "Как хлеб на стол пришел"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Ляхова Елена Ивановна

Конспект по познавательному развитию для детей подготовительной к школе группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsp_kak_hleb_na_stol_prishel_peredelannyy.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по познавательному развитию

в подготовительной группе

«Как хлеб на стол пришел»

        Цель: уточнить знания детей о том, как появляется у нас на столе хлеб.

        Задачи:

Образовательные. Закрепить знания о видах зерна, хлеба (словообразование), профессиях людей, выращивающих хлеб. Закрепить эти знания в игре.

Развивающие. Развитие речи, активизация словаря (чёрствый, ароматный, аппетитный, хлебозавод, элеватор, пшеница, рожь, агроном,  словарного запаса. Учить отгадывать загадки. Познакомить со стихами на тему хлеба.

Воспитательные. Воспитывать уважение к труду взрослых, причастных к появлению хлеба, бережное отношение к хлебу, желание стать хлеборобом.

Групповое занятие

Продолжительность: 30 минут

Предварительная работа:

Экскурсия в ближайший магазин, наблюдение за выпечкой булочек в детском саду, лепка хлеба и булок из соленого теста. Рассматривание подборки картин на тему.

Материально-техническое оснащение: картинки, ёмкость с мукой, образцы хлеба для детей, хлебобулочные изделия из соленого теста, образцы зерновых культур  /пшеница, рожь/,  атрибуты – изображение сельскохозяйственной техники, кукла-агроном.

Ход мероприятия.

Воспитатель вносит в группу поднос с хлебом и булочками.

- Дети, посмотрите, какой румяный и вкусный хлеб; ароматные, сдобные булочки.

Знаете ли вы, как получается этот всеми любимый и вкусный продукт?

Я предлагаю не просто вспомнить и назвать, а поучаствовать в съемках фильма о хлебе.

А поможет нам агроном.  Агроном  — руководит посадкой и сбором сельскохозяйственных растений, заготовкой удобрений, борьбой с вредителями и прочей работой, обеспечивающей высокую урожайность

/Воспитатель рассказывает от лица агронома – куклы бибабо или др./

-Здравствуйте ребята! Я пришел к вам в гости, чтоб рассказать о том, как работали хлеборобы в поле этой весной и летом. В  поле люди вспахали землю и посеяли зернышки. Зернышки были разные. Посмотрите, я принес их показать (показывает зерна пшеницы,  ржи.) Немного прошло времени и эти зерна проросли и превратились в огромные поля зеленой поросли. Скоро совсем ростки поднялись над полем и у ростков появились колоски. А там спрятаны были такие же зернышки, как я вам показал. Посмотрите на колоски, я принес их (показ) .

Потом зернышки в колосках за лето созрели и все поле стало словно золотое. Вот и наступила пора жатвы. В поле появились машины. Они называются комбайны. И стали собирать зерно. Повезли его в элеватор. Это огромный дом, где при специальной температуре храниться зерно долгое время чтоб не испортилось. Оттуда понемногу зерно возят молоть на мельницы. Вот тогда из зерна получается мука. Потом муку везут в хлебопекарню и пекут разные вкусные булочки, пирожки и главное - хлеб. А еще муку развозят по магазинам, чтоб люди тоже могли испечь то, что захочется. Когда душистый хлеб готов, его везут в магазин. Там люди покупают его и несут домой.

Хлеб это очень важный продукт. Он нужен каждый день. Его очень сложно вырастить и потом испечь. Поэтому хлеб нужно ценить. А тех кто его вырастил и донес вам на стол, нужно уважать. Труд очень тяжелый, но очень нужный.

(по ходу рассказа агронома на доске вывешены картинки с поэтапным выращиванием хлеба)

Воспитатель:

 -Правильно вы сказали,  хлеб очень тяжело вырастить и выпечь. Спасибо вам за рассказ.

Итак: Хлеб пекут из муки, муку мелят из зерна, зерно выращивают в поле. Я предлагаю снять фильм о труде этих смелых и сильных людей.

Сцена 1. Сев зерна.

Воспитатель:  Сначала распределим роли: выберем режиссера, он руководит съемкой.  Оператор будет снимать фильм. Агроном будет подсказывать как правильно выполнять работу. Механизаторы вспашут землю, посеют зерно.

- Какую технику используют для рыхления почвы?         /трактор с плугом/

- Для посева зерна ?                                                           /трактор с сеялкой/

- Как называются люди, работающие на тракторе?        /механизаторы/

Выбранные дети – механизаторы берут атрибуты: нагрудные изображения трактора с плугом и сеялкой. Под руководством агронома они пашут и сеют.

- Послушайте, какие условия необходимы для роста зерна.

"Дождик, дождик, поливай

- будет хлеба урожай.

Будут булки, будут сушки,

будут вкусные ватрушки".

- А вот какие прекрасные стихи написали поэты о хлебе.

В. Орлов.   Пшеница.

В каждом зёрнышке пшеницы

Летом и зимой

Сила солнышка хранится

И земли родной.

И растет под небом светлым,

Строен и высок,

Словно Родина бессмертный,

Хлебный колосок.

Я. Аким.

Положит в землю Человек зерно,

Прольётся Дождь- зерно орошено.

Крутая Борозда и мягкий Снег

Зерно укроют на зиму от всех.

Весною Солнце выплывет в зенит

И новый колосок позолотит.

Колосьев много в урожайный год,

И человек их с поля уберёт.

И золотые руки Пекарей

Румяный хлеб замесят поскорей.

А женщина на краешке доски

Готовый хлеб разрежет на куски.

Всем, кто лелеял хлебный колосок,

На совести достанется кусок.

Сцена 2. Наблюдение за ростом поросли.

Воспитатель предлагает картинки с изображением зеленого поля, поля с колосками, золотого поля спелых колосьев.

Воспитатель: Пройдет всего два месяца и хлеборобы начнут жатву – уборку зерна.

Сцена 3. Уборка хлеба.

Выбираются дети на роль комбайнеров.

Агроном: Когда созреет колос, на поле появляются огромные машины, которые косят и обмолачивают зерно. Кто из вас знает как они называются       Правильно, комбайны.

Режиссер: Комбайнеры приступают к уборке зерна, а шоферы готовятся возить зерно на элеватор.

   Дети играют, изображая уборку.

Сцена 4. Мельница.

Агроном:  Скажите, можно ли из зерна печь хлеб?    

                 Что надо сделать с зерном ?       Правильно, зерно надо отвезти на мельницу. Там будут мельники молоть зерно и получится  …

Воспитатель загадывает загадку

Из меня пекут ватрушки,

И оладьи, и блины.

Если делаете тесто,

Положить меня должны. (Мука) .

Шоферы везут зерно на мельницу. На столе стоит миска с мукой.

Сцена 5. Хлебзавод.

Режиссер: Теперь выберем пекарей. Что они будут делать   /Ответы детей/

Выбираются пекари /дети надевают фартуки, колпаки и замешивают вместе с воспитателем соленое тесто. Всех детей приглашают слепить хлеб и булочки. Противень ставят в печь /в это время там находится другой противень с готовыми детскими хлебобулочными изделиями, который достает воспитатель/.

-Хлеб, сделанный из пшеницы, называется как?  /пшеничный/

-Хлеб из ржаной муки?                                             /ржаной/

Посмотрите, у нас на тарелочке лежит разный хлеб, сделанный изо ржи, пшеницы. Давайте попробуем его на вкус. (Дети пробуют на вкус, говорят о вкусовой разнице) .

-Давайте с вами подумаем и назовём много слов, каким бывает хлеб? (Вкусный, мягкий, чёрствый, белый, горячий, свежий, ароматный, аппетитный).

Послушайте, какие у русского народа пословицы о хлебе:

«Хочешь есть калачи - не сиди на печи»

«Береги хлеб для еды, а деньги для беды. »

«И богат мужик, да без хлеба — не крестьянин. »

«Всяк на себя хлеб добывает. »

«Хлеб – батюшка, вода – матушка. »

«Хлеб хлебу брат. »

«Худ обед, когда хлеба нет. »

-«Хлеба ни куска, так и в горнице тоска. »

-«Хлеб да вода – мужицкая еда. »

-«Хлебушко – калач дедушка. »

-«Хлеба нет – корочка в честь. »

-«Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь. »

-«Человек хлебом живет, а не промыслом. »

-«Покуда есть хлеб да вода, все не беда. »

-«Без хлеба, без соли худая беседа. » (по ходу пояснение значения

А теперь еще раз давайте вспомним, как растят и пекут хлеб:

• Весной сначала вспахивают поле кто? (механизаторы) .

• Засевают чем (пшеницей, рожью.)

• Из зерна вырастает что (колосья, в которых много новых зерен) .

• Когда собирают урожай (летом июль - август)

• Кто выходит в поле собирать (комбайнеры)

• Кто вывозит зерно с полей (машины, шофера) .

• Куда везут на хранение зерно (элеватор)

• Кто подскажет, где делают муку (на мельнице) .

• Где пекут хлеб? (хлебопекарня) .

• Потом хлеб появляется где? (магазины, больницы, детские сады.)

«Вот лежит каравай у меня на столе

Черный хлеб на столе - нет вкусней на земле. »

Я. Дягутите. "Каравай.

Сцена 6. Магазин.

Детям предлагается поиграть в магазин и сделать покупки.

Ожидаемый результат. Согласно региональному компоненту образовательной программы детского сада, включаются занятия по ознакомлению с родным краем. Так как мы проживаем в сельской местности, то ознакомление с трудом хлеборобов очень актуально. Еще вызывает озабоченность небрежное отношение людей к хлебу. Поэтому, проводя такие занятия, я надеюсь заинтересовать детей трудной, но очень нужной профессией хлеборобов, воспитать уважение к людям, выращивающим хлеб, бережное отношение к хлебу, научить помнить народную мудрость:  ХЛЕБ – всему голова.

Список используемой литературы.

  • От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования/Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.-3-е изд., испр. И доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.-336 с.
  • Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа. В. В. Гербова. Изд-во: МОЗАИКА_СИНТЕЗ Москва, 2016.
  • Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой. Подготовительная группа/авт.-сост. Н.В. Лободина. -Волгоград: Учитель, 2014 – 413с.
  • Занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе  группе детского сада. Конспекты занятий. Дыбина О.Б. – М.: Мозаика-Синтез, 2009—2010.

Интернет ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Откуда хлеб на стол пришел" Конспект образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Обогащать представления дошкольников о том, как делают хлеб, воспитывать уважение к людям, его создающим поможет данный материал....

Конспект комплексного занятия с использованием мультимедийных средств обучения "Как колосок хлебом на стол пришел".

Данное занятие построено на использовании медиапроектора. Воспроизводятся картинки с изображением этапов выращивания хлеба. Дети комментируют слайды заранее выученными стихотворениями. Проводятся...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Откуда хлеб на стол пришел?"

Уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба для изготовления хлебобулочных изделий.  Познакомить детей с трудом хлеборобов. Закрепить литературные знания детей, посвященны...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по образовательной области «Познание» «Как хлеб на стол пришел».

Цели:• Закрепить знание о различии между городом и селом.• Обобщить знания о домашних животных.• Дать знания о профессиях людей, работающих в овощеводстве, животноводстве.• Уточнить представление о тр...

Конспект НОД по ознакомлению с окружающей действительностью для средней группы «Как хлеб на стол пришел»

Конспект НОД по ознакомлению с окружающейдействительностью для средней группы«Как хлеб на стол пришел»...

Конспект НОД по развитию речи "Как хлеб на стол пришел".

Знакомство детей с процессом выращивания и выпечки хлеба, активизация словарного запаса детей,развитие диалогической речи....