Улитки... какие они?
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
«Улитки... Какие они?»
Задачи:
Учить детей узнавать и называть новую улитку (ахатину), отличать её от садовой улитки (по форме, цвету, месте обитания); учить выделять общие для улиток признаки (есть туловище, раковина, рожки, усики, глаза); развивать умение видеть характерные признаки и вести по ним сравнение; уточнить знания об условиях, необходимых для нормального самочувствия улиток (в террариуме должна быть чистая земля, влажность, поддон с водой, улиток надо кормить); использовать слова, обозначающие признаки улиток (раковина, рожки-усики, ахатина); вызвать желание ухаживать за улитками.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Террариум с улитками, иллюстрации, оборудование для аппликации, ножницы, клей, шаблон улитки, цветная бумага.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ОБЛАСТИ:
Ход занятия:
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
Ползёт такая крошка –
Одна нога и рожки,
По тоненькой травинке,
Спиральный дом на спинке.
По листику, цветочку,
По камню, по песочку,
По тротуарной плитке
Ползет, ползет …. (УЛИТКА)
- Верно, улитка. А как вы догадались?
- Как называется улитка, которую мы наблюдали летом на наших растениях?
(ответы детей: садовая улитка)
- Правильно. Эта улитка живёт в садах и огородах Приморского края (показываем террариум с улиткой)
- Давайте мы с вами вспомним известную сказку К. Чуковского «Доктор Айболит». Назовите каких зверей Айболит лечил в Африке?
(ответы детей).
- А ещё в Африке живёт гигантская улитка и зовут её ахатина. Она живёт на деревьях в странах с тропическим климатом, а в наших условиях эти улитки живут дома в террариумах как домашние питомцы.
Улитки ахатины активны в тёмное время суток, а днём спят. Сейчас мы попробуем её разбудить. Мы польём теплой водой на её «домик».
- А как называется «домик» у улитки? (Ответы детей). Правильно, раковина. У каждой улитки раковины по цвету разные. Она им служит и домом, и защищает от врагов. А кто запомнил, как называют этих улиток? (Ахатины)
- Посмотрите, какие у неё рожки – усики, не одна пара, а две пары. Одна маленькая пара – это усики, которыми улитка нюхает. Вторая большая пара – это глаза. Рожки-усики очень чувствительные.
- Ребята, а как вы думаете, улитка движется быстро или медленно? (ответы детей)
Действительно, улитка движется медленно. Дело в том, что вся нижняя часть тела улитки представляет собой сплошную «ногу». Когда улитка ползёт, из ноги вытекает липкая жидкость, которая помогает улитке двигаться и удерживаться на поверхности.
- Улитки ахатины откладывают яйца в ямку и её засыпают. Из яиц вылупляются маленькие улитки.
- А как вы думаете, чем питается улитка? (ответы детей)
Улитки ахатины любят овощи и фрукты. На языке улитки расположены сотни маленьких зубов, ими она перемалывает пищу. Давайте мы её покормим. (Даем мелко нарезанные листья салата и огурец).
- А как питается наша садовая Приморская улитка?
- Она слизывает верхний слой с нежных листьев растений вместе с росой.
Тело улитки состоит из головы с рожками и глазами, ноги и раковины. Едят улитки всё подряд, особенно любят сочные зеленые листья растений. Садовая улитка роет в почве неглубокую ямку и так же как ахатина откладывает в неё яйца, засыпая их землёй. Потом проползает по зарытой кладке несколько раз, сглаживая её, чтобы сделать незаметной. На зиму улитки вырывают ногой ямку, забираются в неё, сверху подгребают опавшую листву и спят до весны.
- Улитка травоядное животное. Что это значит? Как вы понимаете значение слова «травоядная»?
Травоядная - значит та, которая питается травой и другими растениями.
- Улитки влаголюбивы. Что значит влаголюбивы? Послушайте внимательно это слово и оно подскажет вам своё значение.
Влаголюбива – любит влагу. Улитка в сухую погоду прячется под камнями, в тени растений или в сыром мху. Обычно день проводит, спрятавшись в свою раковину, на кормежку выходит ночью. Наиболее активна улитка ночью и после ливня.
В жаркое, засушливое лето улитка становится вялой, бездеятельной, впадает в оцепенение. В этот период улитка забирается в раковину, оклеивает выход из неё тонкой прозрачной пленкой. Как только пойдут дожди, она выходит из спячки.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА: «УЛИТКА»
Ползет улитка по тропе
Свой домик носит на спине.
Ползет тихонько, не спешит
По сторонам всегда глядит.
Ну, а когда устанет очень
И отдохнуть она захочет,
То может быстренько свернуться
И шаром круглым обернуться.
АППЛИКАЦИЯ из крупы «Улитка».
Ребята, мы с вами рассмотрели улитку, а теперь давайте изобразим ее из крупы.
- Посмотрите, что у вас лежит на столах? (Ответы детей)
Воспитатель рассказывает и показывает этапы работы, при необходимости помогает детям, напоминает о технике безопасности при работе с ножницами.
Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по лепке в первой младшей группе «Улитка, улитка»
Конспект НОД по лепке в первой младшей группе «Улитка, улитка»Программное содержание:1. Развитие мелкой моторики рук и кистей;2. Вызвать интерес у детей интерес к лепке;3. Учить лепить улитку путем св...

Конспект занятия по пластилинографии "Улитка , улитка, выпусти рога" в младшей группе
Конспект занятия по пластилинографии " Улитка , улитка, выпусти рога"Тема занятия: «Улитка, улитка, выпусти рога»(образовательная область «художественное творчество, познание»Цели занятия:1.Продолжать...
"Улитка, улитка, выпусти рога"
Цель: формирование творческих способностей детей в процессе работы с пластилином.Задачи:Обучающие:Создавать условия для развития творческой активности детей;Формировать интерес детей к изображениям пр...

Конспект НОД в первой младшей группе лепка «Улитка, улитка, высунь рожки»
Конспект НОД в первой младшей группе лепка «Улитка, улитка, высунь рожки»...