Конспект занятия исследовательской деятельности «Для чего птицам нужны перья».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: расширение знаний детей о птицах, как об объектах живой природы умеющих летать
Развитие у детей желания заниматься исследовательской деятельностью, умения высказать предположения.
Задачи:
Образовательные:
Учить детей устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
закреплять представления детей о птицах, особенностях внешнего вида;
научить различать маховые и пуховые перья.
Развивающие:
Развивать у детей познавательные интересы, посредством поисково-исследовательской деятельности;
развивать умение делать выводы, умозаключения;
развивать познавательный интерес к жизни птиц;
дать детям первоначальное представление о строении птиц, их способности летать;
совершенствовать практические навыки работы с лупой
Воспитательные:
Воспитывать бережное заботливое отношение к птицам.
Продолжать воспитывать познавательный интерес, любознательность.
Материалы и оборудование:
Картинки с изображением разнообразных птиц (обязательно в полёте);
тарелочки на каждого ребёнка на которых лежат:
перья маховые и пуховые;
лупы
камушки;
ножницы;
замки - «молнии».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zachem_ptitsam_nuzhny_perya.docx | 34.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия исследовательской деятельности
«Для чего птицам нужны перья».
Цель: расширение знаний детей о птицах, как об объектах живой природы умеющих летать
Развитие у детей желания заниматься исследовательской деятельностью, умения высказать предположения.
Задачи:
Образовательные:
Учить детей устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
закреплять представления детей о птицах, особенностях внешнего вида;
научить различать маховые и пуховые перья.
Развивающие:
Развивать у детей познавательные интересы, посредством поисково-исследовательской деятельности;
развивать умение делать выводы, умозаключения;
развивать познавательный интерес к жизни птиц;
дать детям первоначальное представление о строении птиц, их способности летать;
совершенствовать практические навыки работы с лупой.
Воспитательные:
Воспитывать бережное заботливое отношение к птицам.
Продолжать воспитывать познавательный интерес, любознательность.
Материалы и оборудование:
Картинки с изображением разнообразных птиц (обязательно в полёте);
тарелочки на каждого ребёнка на которых лежат:
перья маховые и пуховые;
лупы
камушки;
ножницы;
замки - «молнии».
Ход занятия:
Воспитатель.
Ребята, внимательно посмотрите пожалуйста на экран телевизора.(просмотр презентации). О чем идет речь, какое время года? А как вы об этом узнали.
Сегодня мы снова поговорим о птицах.
Воспитатель обращает внимание детей на выставку иллюстраций с изображением птиц.
Вспомните, как разнообразен мир птиц. Чем птицы поражают людей?
(Красотой, изяществом, пением).
Давайте послушаем, как птицы красиво поют.( включается магнитофон с записью голосами птиц)
Посмотрите, какие они разные: большие и маленькие, с ярким оперением и строгие, имеют интересные формы клюва, поют на разные голоса и разные песенки. Они везде: на озерах, и в пустынях, и в лесах, И все же как богат мир птиц ,но все же существуют черты, которые объединяют их всех. И мы с вами об это говорили. Это перья, крылья, клюв и размножение.
Ребята, почему мы называем птиц «пернатыми друзьями»?
(Потому, что у них есть перья).
Для чего они нужны?
Перья бывают разные. - Как вы думаете какую роль играют перья для птиц. Давайте попробуем найти ответ.
Для этого нам надо пройти в лабораторию и исследовать как устроено перо.
Дети усаживаются за столами.
- Чем отличаются птицы от животных? Людей?
- Они умеют летать.
Ставлю на доску схему оперения птиц.
- Потому что вся птица покрыта огромным числом перьев. Птицы, единственные на земле имеющие перья.
- А за счет чего летают птицы?
- У них есть крылья (схемы крыльев, полета)
Показ крыльев от разных птиц.
- Одинаковые ли они? (птицы разных размеров, цвет пера разный)
- А сейчас посмотрите на свои крылья для исследований.
Ищем отличия (цвет, различия)
- Найдите самое длинное перо.
- Это перо называется «маховое». Эти перья расположены по краям крыльев.
Рассматриваем.
- Потрогайте перо. Какое оно? (плотное, жесткое, большое)
Обследуем пальчиками.
- Интересно, легкое оно или тяжелое?
Дети кладут на руку перо, на другую – камень.
Делают вывод – легкое.
Взвешиваем на весах – перо, камень, два пера.
Делаем вывод.
- Подбросьте перо. Что вы видите?
- Падает медленно, плавно кружась.
- А за счет чего оно легкое? Стержень пустой.
- Отрежьте край у пера – видим пустоту (можно попробовать вставить проволоку цветную, проверить пустоту.)
- Вот почему оно легкое, стержень пустой. Помашите пером, что вы ощущаете?
- Воздух.
- Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски.
- Давайте посмотрим перо (опахало) через лупу.
- Видите на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая поверхность пера, а если они расцепляются, то птица клювом соединяет их.
(схема пера)
Опыт с молнией.
Закрепляем, что это перо «маховое»
- А какие перья лежат у вас ещё?
- Пуховое (маленькое, пушистое, тоненькое, волоски не сцепленные, стержень тоненький).
Накладываем и сравниваем с маховым (водим по руке – мягкое, пушистое)
- Зачем такое перо птице?
- Пуховое перо служит птице для сохранения тепла. Находятся на туловище, голове, крыльях, лапах.
- Интересно, какое перо легче – пуховое или маховое?
Дуем – какое улетит быстрее – пуховое или маховое?
Находим пуховые перья на крыльях.
- Перья на хвосте называются «рулевые». Они помогают менять направление полета.
Схемы хвостов.
- Так зачем птицам перья?
- Помогают взлететь, держаться на воздухе, предохраняют от ушибов, пересыхания, намокания.
- А как вы думаете, почему у водоплавающих перья не намокают? Потому что, у них есть специальная жировая железа и птицы сами клювом смазывают перья.
Давайте проведем эксперимент.
- У вас бумажное перо, нанесем кисточкой на него жировую смазку (растительное масло, а теперь пипеткой капните воду. Вода скатывается, вот так и с перьев птиц не зря говорит пословица «Как с гуся вода».
- Ребята, а что может случиться с птицами, если произойдет непредвиденное загрязнение водоемов, рек, морей нефтью (это вязкое, густое, черное горючее). Его перевозят на больших кораблях в емкостях и случаются аварии и нефть разливается по воде.
- Они могут погибнуть (картинка)
- Почему?
- Потому, что птицы попавшие в нефтяное пятно загрязняют себе перья. Они слипаются, теряют способность отталкивать воздух. И птицы погибают.
Проводим эксперимент.
Разливаем нефть в емкость с водой (растительное масло, покрашенное в черный цвет, бросаем перо)
Перо стало тяжелое, слиплись волоски.
- Надо беречь природу, чтобы птицы не попадали в такую ситуацию.
- А где в быту нам может пригодиться перо?
- Раньше не было ручек, люди писали пером. (картинка)
- Можно покрасить перья для поделок (показ цветных перьев).
Ими украшают шляпы, одежду.
- Пуховыми перьями набивают подушки, одежда, куртки (легкие, теплые).
- А рисовать можно? Давайте попробуем.
Обводим силуэт птицы в полете (гуашью).
- О чем узнали мы сегодня в лаборатории .
- О том, как устроены птичьи перья и их назначение.
- Птицы каждый день заботятся о своих перьях, тщательно чистят свое оперение, удаляют чужеродные предметы, вытирают жир и периодически меняют лишнее перо.
О птицах много знаем мы,
И в то же время мало,
И нужно всем: и вам и нам,
Чтоб их побольше стало.
Для этого побережем
Своих друзей пернатых,
Иначе, мы к нулю сведем
Певцов наших крылатых,
Съедят деревья и плоды
Личинки насекомых.
И поредеют все сады
Без наших птиц знакомых.
Возьмите маленькое перо, рассмотрите его с помощью лупы. Потрогайте. Какое оно на ощупь?
(Ответы детей).
Стержень тоненький, перо очень мягкое и легкое. Такие перья называются пуховыми. Как вы думаете для чего нужны птицам такие перья? Если дети затрудняются сделать вывод, то предложите вспомнить, что делают из перьев птиц (подушки, одеяла, куртки).
Вывод: пуховые перья согревают птиц.
Физминутка «Не урони пёрышко».
Дети подбрасывают пёрышко вверх и дуют на него, стараясь по дольше удержать в воздухе.
Возьмите большое перо, рассмотрите его через лупу. Потрогайте. Какое оно на ощупь?
(Ответы детей).
У этого пера толстый стержень, разрежьте его, рассмотрите , что внутри?
(Ответы детей).
Внутри стержня пустота, в пустоте находится воздух. К стержню прикреплены перышки, потрогайте, они жесткие. Такие перья называются маховые.
Воспитатель предлагает детям помахать пером, понаблюдать, что происходит с ним.
Перо эластично пружинит, сохраняя всю поверхность, не расщепляя волосков, потому что по краю перьев есть выступы и крючки. Мы можем увидеть с помощью замка - «молнии».
Дети экспериментируют с замками - «молниями».
Вывод: такие перья помогают птицам летать.
Давайте рассмотрим птиц, где располагаются маховые перья?
(На крыльях и хвосте).
Посмотрите, как складываются и раскладываются крылья и хвост у птиц, когда они взлетают и садятся. С раскрытыми крыльями птица опирается о воздух и отталкивается от него взмахами крыльев. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице поэтому она их складывает, а крылья прижимает к телу.
Давайте проведём опыт: возьмите каждый перо и камешек, бросьте их с одинаковой высоты.
Посмотрите, что вы заметили?
Какой предмет упал быстрее?
Вывод: тяжелые предметы опираться на воздух не могут, они резко падают вниз. Воздух удерживает легкие предметы с широкой поверхностью, вот поэтому птицы умеют летать.
Воспитатель.
Знакомство с птицами мы продолжим на следующих занятиях. Нас ждут еще не менее интересные исследования, а сегодняшнее занятие подходит к концу. Молодцы! Дома обязательно расскажите, что нового вы узнали на занятии, фотографии в интернете на нашей страничке помогут вам сделать это. Занятие окончено.
Организация развивающей среды:
1. Коробка для лабораторных исследований
2. Перья маховые, пуховые, крылья
3. Камни
4. Весы, молнии
5. Схемы пера, крыла, полета птиц, хвостов
6. Пипетки, емкость с водой, растительным маслом, бумажное крыло
7. Лупы, проволока, кисточки, салфетки
8. Ножницы, клеенка
9. Нефть
10. Гуашь, силуэты птиц в полете
11. Цветные перья
1 часть. Вводная.
Воспитатель вносит коробку для лабораторных исследований (читает детям)
- Как вы думаете, что находится в коробке (трясут, нюхают). Загадываю загадку
«По лесу летало, в воде болтыхалось.
В воду упало и сухим стало»
Дети отгадывают – перо.
Открываю, показываю., да, это перо.
- Чье это перо?
- Птичье.
- Как вы думаете какую роль играют перья для птиц. Давайте попробуем найти ответ.
Для этого нам надо пройти в лабораторию к профессору Знайке. (символ Сова) и исследовать как устроено перо.
Дети усаживаются за столами.
- Чем отличаются птицы от животных? Людей?
- Они умеют летать.
Ставлю на доску схему оперения птиц.
- Потому что вся птица покрыта огромным числом перьев. Птицы, единственные на земле имеющие перья.
- А за счет чего летают птицы?
- У них есть крылья (схемы крыльев, полета)
Показ крыльев от разных птиц.
- Одинаковые ли они? (птицы разных размеров, цвет пера разный)
2 часть.
- А сейчас посмотрите на свои крылья, которые приготовил вам профессор Знайка для исследований.
Ищем отличия (цвет, различия)
- Найдите самое длинное перо.
- Это перо называется «маховое». Эти перья расположены по краям крыльев.
Рассматриваем.
- Потрогайте перо. Какое оно? (плотное, жесткое, большое)
Обследуем пальчиками.
- Интересно, легкое оно или тяжелое?
Дети кладут на руку перо, на другую – камень.
Делают вывод – легкое.
Взвешиваем на весах – перо, камень, два пера.
Делаем вывод.
- Подбросьте перо. Что вы видите?
- Падает медленно, плавно кружась.
- А за счет чего оно легкое? Стержень пустой.
- Отрежьте край у пера – видим пустоту (можно попробовать вставить проволоку цветную, проверить пустоту.)
- Вот почему оно легкое, стержень пустой. Помашите пером, что вы ощущаете?
- Воздух.
- Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски.
- Давайте посмотрим перо (опахало) через лупу.
- Видите на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая поверхность пера, а если они расцепляются, то птица клювом соединяет их.
(схема пера,)
Опыт с молнией.
Закрепляем, что это перо «маховое»
- А какие перья лежат у вас ещё?
- Пуховое (маленькое, пушистое, тоненькое, волоски не сцепленные, стержень тоненький).
Накладываем и сравниваем с маховым (водим по руке – мягкое, пушистое)
- Зачем такое перо птице?
- Пуховое перо служит птице для сохранения тепла. Находятся на туловище, голове, крыльях, лапах.
- Интересно, какое перо легче – перовое или маховое?
Дуем – какое улетит быстрее – пуховое или маховое?
Находим пуховые перья на крыльях.
- Перья на хвосте называются «рулевые». они помогают менять направление полета.
Схемы хвостов.
- Так зачем птицам перья?
- Помогают взлететь, держаться на воздухе, предохраняют от ушибов, пересыхания, намокания.
- А как вы думаете, почему у водоплавающих перья не намокают? Потому что, у них есть специальная жировая железа и птицы сами клювом смазывают перья.
Давайте проведем эксперимент.
- У вас бумажное перо, нанесем кисточкой на него жировую смазку (растительное масло, атеперь пипеткой капните воду. Вода скатывается, вот так и с перьев птиц не зря говорит пословица «Как с гуся вода».
- Ребята, а что может случиться с птицами, если произойдет непредвиденное загрязнение водоемов, рек, морей нефтью (это вязкое, густое, черное горючее). Его перевозят на больших кораблях в емкостях и случаются аварии и нефть разливается по воде.
- Они могут погибнуть (картинка)
- Почему?
- Потому, что птицы попавшие в нефтяное пятно загрязняют себе перья. Они слипаются, теряют способность отталкивать воздух. И птицы погибают.
Проводим эксперимент.
Разливаем нефть в емкость с водой (растительное масло, покрашенное в черный цвет, бросаем перо)
Перо стало тяжелое, слиплись волоски.
- Надо беречь природу, чтобы птицы не попадали в такую ситуацию.
3 часть.
- А где в быту нам может пригодиться перо?
- Раньше не было ручек, люди писали пером. (картинка)
- Можно покрасить перья для поделок (показ цветных перьев).
Ими украшают шляпы, одежду.
- Пуховыми перьями набивают подушки, одежда, куртки (легкие, теплые).
- А рисовать можно? Давайте попробуем.
Обводим силуэт птицы в полете (гуашью).
- О чем узнали мы сегодня в лаборатории профессора Знайки?
- О том, как устроены птичьи перья и их назначение.
- Птицы каждый день заботятся о своих перьях, тщательно чистят свое оперение, удаляют чужеродные предметы, вытирают жир и периодически меняют лишнее перо.
О птицах много знаем мы,
И в то же время мало,
И нужно всем: и вам и нам,
Чтоб их побольше стало.
Для этого побережем
Своих друзей пернатых,
Иначе, мы к нулю сведем
Певцов наших крылатых,
Съедят деревья и плоды
Личинки насекомых.
И поредеют все сады
Без наших птиц знакомых.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому творчеству «Перо Жар-птицы» (аппликация)
Цель: продолжить работу, проделанную дома ребенком с родителями.Задачи:1. учить детей соотносить реальные и сказочные образы;2. дать возможн...
Конспекты занятий исследовательской деятельности с песком
Данный материал учит детей играть и исследовать с песком в групповом помещении, который надолго увлекает детей и развивают их мелкую моторику, связанную с развитием речи, мышлением, воображением, зрит...
КОНСПЕКТ Познавательно – исследовательской деятельности на тему: «Изучение птичьего пера»
Проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. В дошкольном возрасте происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудиважно ...
Конспект познавательно- исследовательской деятельности "Перелетные птицы и их перья"
Конспект познавательно- исследовательской деятельности "Перелетные птицы и их перья" для средней группы...
Конспект НОД (познавательное развитие; исследовательская деятельность) : «Для чего нужны семена?».
Конспект НОД (познавательное развитие; исследовательскаядеятельность) : «Для чего нужны семена?»....
Конспект занятия исследовательской деятельности с использованием проблемной ситуации для детей в старшей группе « Поможем Буратино »
Формирование детской самостоятельности в различных видах деятельности посредством применения проблемных ситуаций в воспитательно-образовательном процессе....