Конспект занятия исследовательской деятельности «Для чего птицам нужны перья».
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Абдуллина Айгуль Гадельевна

Цель: расширение знаний детей о птицах, как об объектах живой природы умеющих летать
Развитие у детей желания заниматься исследовательской деятельностью, умения высказать предположения.
Задачи:
Образовательные:
Учить детей устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
закреплять представления детей о птицах, особенностях внешнего вида;
научить различать маховые и пуховые перья.
Развивающие:
Развивать у детей познавательные интересы, посредством поисково-исследовательской деятельности;
развивать умение делать выводы, умозаключения;
развивать познавательный интерес к жизни птиц;
дать детям первоначальное представление о строении птиц, их способности летать; 
совершенствовать практические навыки работы с лупой
Воспитательные:
Воспитывать бережное заботливое отношение к птицам.
Продолжать воспитывать познавательный интерес, любознательность.
Материалы и оборудование:
Картинки с изображением разнообразных птиц (обязательно в полёте);
тарелочки на каждого ребёнка на которых лежат:
перья маховые и пуховые;
лупы
камушки;
ножницы;
замки - «молнии».
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zachem_ptitsam_nuzhny_perya.docx34.07 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                             

Конспект занятия исследовательской деятельности
«Для чего птицам нужны перья».
Цель: расширение знаний детей о птицах, как об объектах живой природы умеющих летать
Развитие у детей желания заниматься исследовательской деятельностью, умения высказать предположения.
Задачи:
Образовательные:
Учить детей устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
закреплять представления детей о птицах, особенностях внешнего вида;
научить различать маховые и пуховые перья.
Развивающие:
Развивать у детей познавательные интересы, посредством поисково-исследовательской деятельности;
развивать умение делать выводы, умозаключения;
развивать познавательный интерес к жизни птиц;
дать детям первоначальное представление о строении птиц, их способности летать; 
совершенствовать практические навыки работы с лупой.
Воспитательные:
Воспитывать бережное заботливое отношение к птицам.
Продолжать воспитывать познавательный интерес, любознательность.
Материалы и оборудование:
Картинки с изображением разнообразных птиц (обязательно в полёте);
тарелочки на каждого ребёнка на которых лежат:
перья маховые и пуховые;
лупы
камушки;
ножницы;
замки - «молнии».
Ход занятия:
Воспитатель.
Ребята, внимательно посмотрите пожалуйста на экран телевизора.(просмотр презентации). О чем идет речь, какое время года? А как вы об этом узнали.
Сегодня мы снова поговорим о птицах.
Воспитатель обращает внимание детей на выставку иллюстраций с изображением птиц.
Вспомните, как разнообразен мир птиц. Чем птицы поражают людей?
(Красотой, изяществом, пением).
Давайте послушаем, как птицы красиво поют.( включается магнитофон с записью голосами птиц)
Посмотрите, какие они разные: большие и маленькие, с ярким оперением и строгие, имеют интересные формы клюва, поют на разные голоса и разные песенки. Они везде: на озерах, и в пустынях, и в лесах, И все же как  богат мир птиц ,но все же существуют черты, которые объединяют их всех. И мы с вами об это говорили. Это перья, крылья, клюв и размножение.
Ребята, почему мы называем птиц «пернатыми друзьями»? 
(Потому, что у них есть перья).
Для чего они нужны? 
Перья бывают разные. - Как вы думаете какую роль играют перья для птиц. Давайте попробуем найти ответ.

Для этого нам надо пройти в лабораторию и исследовать как устроено перо.

Дети усаживаются за столами.

- Чем отличаются птицы от животных? Людей?

- Они умеют летать.

Ставлю на доску схему оперения птиц.

- Потому что вся птица покрыта огромным числом перьев. Птицы, единственные на земле имеющие перья.

- А за счет чего летают птицы?

- У них есть крылья (схемы крыльев, полета)

Показ крыльев от разных птиц.

- Одинаковые ли они? (птицы разных размеров, цвет пера разный)

- А сейчас посмотрите на свои крылья для исследований.

Ищем отличия (цвет, различия)

- Найдите самое длинное перо.

- Это перо называется «маховое». Эти перья расположены по краям крыльев.

Рассматриваем.

- Потрогайте перо. Какое оно? (плотное, жесткое, большое)

Обследуем пальчиками.

- Интересно, легкое оно или тяжелое?

Дети кладут на руку перо, на другую – камень.

Делают вывод – легкое.

Взвешиваем на весах – перо, камень, два пера.

Делаем вывод.

- Подбросьте перо. Что вы видите?

- Падает медленно, плавно кружась.

- А за счет чего оно легкое? Стержень пустой.

- Отрежьте край у пера – видим пустоту (можно попробовать вставить проволоку цветную, проверить пустоту.)

- Вот почему оно легкое, стержень пустой. Помашите пером, что вы ощущаете?

- Воздух.

- Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски.

- Давайте посмотрим перо (опахало) через лупу.

- Видите на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая поверхность пера, а если они расцепляются, то птица клювом соединяет их.

(схема пера)

Опыт с молнией.

Закрепляем, что это перо «маховое»

- А какие перья лежат у вас ещё?

- Пуховое (маленькое, пушистое, тоненькое, волоски не сцепленные, стержень тоненький).

Накладываем и сравниваем с маховым (водим по руке – мягкое, пушистое)

- Зачем такое перо птице?

- Пуховое перо служит птице для сохранения тепла. Находятся на туловище, голове, крыльях, лапах.

- Интересно, какое перо легче – пуховое или маховое?

Дуем – какое улетит быстрее – пуховое или маховое?

Находим пуховые перья на крыльях.

- Перья на хвосте называются «рулевые».  Они помогают менять направление полета.

Схемы хвостов.

- Так зачем птицам перья?

- Помогают взлететь, держаться на воздухе, предохраняют от ушибов, пересыхания, намокания.

- А как вы думаете, почему у водоплавающих перья не намокают? Потому что, у них есть специальная жировая железа и птицы сами клювом смазывают перья.

Давайте проведем эксперимент.

- У вас бумажное перо, нанесем кисточкой на него жировую смазку (растительное масло, а теперь пипеткой капните воду. Вода скатывается, вот так и с перьев птиц не зря говорит пословица «Как с гуся вода».

- Ребята, а что может случиться с птицами, если произойдет непредвиденное загрязнение водоемов, рек, морей нефтью (это вязкое, густое, черное горючее). Его перевозят на больших кораблях в емкостях и случаются аварии и нефть разливается по воде.

- Они могут погибнуть (картинка)

- Почему?

- Потому, что птицы попавшие в нефтяное пятно загрязняют себе перья. Они слипаются, теряют способность отталкивать воздух. И птицы погибают.

Проводим эксперимент.

Разливаем нефть в емкость с водой (растительное масло, покрашенное в черный цвет, бросаем перо)

Перо стало тяжелое, слиплись волоски.

- Надо беречь природу, чтобы птицы не попадали в такую ситуацию.

- А где в быту нам может пригодиться перо?

- Раньше не было ручек, люди писали пером. (картинка)

- Можно покрасить перья для поделок (показ цветных перьев).

Ими украшают шляпы, одежду.

- Пуховыми перьями набивают подушки, одежда, куртки (легкие, теплые).

- А рисовать можно? Давайте попробуем.

Обводим силуэт птицы в полете (гуашью).

- О чем узнали мы сегодня в лаборатории .

- О том, как устроены птичьи перья и их назначение.

- Птицы каждый день заботятся о своих перьях, тщательно чистят свое оперение, удаляют чужеродные предметы, вытирают жир и периодически меняют лишнее перо.

О птицах много знаем мы,

И в то же время мало,

И нужно всем: и вам и нам,

Чтоб их побольше стало.

Для этого побережем

Своих друзей пернатых,

Иначе, мы к нулю сведем

Певцов наших крылатых,

Съедят деревья и плоды

Личинки насекомых.

И поредеют все сады

Без наших птиц знакомых.


Возьмите маленькое перо, рассмотрите его с помощью лупы. Потрогайте. Какое оно на ощупь?
(Ответы детей).
Стержень тоненький, перо очень мягкое и легкое. Такие перья называются пуховыми. Как вы думаете для чего нужны птицам такие перья? Если дети затрудняются сделать вывод, то предложите вспомнить, что делают из перьев птиц (подушки, одеяла, куртки). 
Вывод: пуховые перья согревают птиц.
Физминутка «Не урони пёрышко».
Дети подбрасывают пёрышко вверх и дуют на него, стараясь по дольше удержать в воздухе.
Возьмите большое перо, рассмотрите его через лупу. Потрогайте. Какое оно на ощупь?
(Ответы детей).
У этого пера толстый стержень, разрежьте его, рассмотрите , что внутри? 
(Ответы детей).
Внутри стержня пустота, в пустоте находится воздух. К стержню прикреплены перышки, потрогайте, они жесткие. Такие перья называются маховые. 
Воспитатель предлагает детям помахать пером, понаблюдать, что происходит с ним.
Перо эластично пружинит, сохраняя всю поверхность, не расщепляя волосков, потому что по краю перьев есть выступы и крючки. Мы можем увидеть с помощью замка - «молнии».
Дети экспериментируют с замками - «молниями».
Вывод: такие перья помогают птицам летать.
Давайте рассмотрим птиц, где располагаются маховые перья? 
(На крыльях и хвосте).
Посмотрите, как складываются и раскладываются крылья и хвост у птиц, когда они взлетают и садятся. С раскрытыми крыльями птица опирается о воздух и отталкивается от него взмахами крыльев. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице поэтому она их складывает, а крылья прижимает к телу.
Давайте проведём опыт: возьмите каждый перо и камешек, бросьте их с одинаковой высоты.
Посмотрите, что вы заметили?
Какой предмет упал быстрее?
Вывод: тяжелые предметы опираться на воздух не могут, они резко падают вниз. Воздух удерживает легкие предметы с широкой поверхностью, вот поэтому птицы умеют летать. 
Воспитатель.
Знакомство с птицами мы продолжим на следующих занятиях. Нас ждут еще не менее интересные исследования, а сегодняшнее занятие подходит к концу. Молодцы! Дома обязательно расскажите, что нового вы узнали на занятии, фотографии в интернете на нашей страничке помогут вам сделать это. Занятие окончено.

Организация развивающей среды:

1. Коробка для лабораторных исследований

2. Перья маховые, пуховые, крылья

3. Камни

4. Весы, молнии

5. Схемы пера, крыла, полета птиц, хвостов

6. Пипетки, емкость с водой, растительным маслом, бумажное крыло

7. Лупы, проволока, кисточки, салфетки

8. Ножницы, клеенка

9. Нефть

10. Гуашь, силуэты птиц в полете

11. Цветные перья

1 часть. Вводная.

Воспитатель вносит коробку для лабораторных исследований (читает детям)

- Как вы думаете, что находится в коробке (трясут, нюхают). Загадываю загадку

«По лесу летало, в воде болтыхалось.

В воду упало и сухим стало»

Дети отгадывают – перо.

Открываю, показываю., да, это перо.

- Чье это перо?

- Птичье.

- Как вы думаете какую роль играют перья для птиц. Давайте попробуем найти ответ.

Для этого нам надо пройти в лабораторию к профессору Знайке. (символ Сова) и исследовать как устроено перо.

Дети усаживаются за столами.

- Чем отличаются птицы от животных? Людей?

- Они умеют летать.

Ставлю на доску схему оперения птиц.

- Потому что вся птица покрыта огромным числом перьевПтицы, единственные на земле имеющие перья.

- А за счет чего летают птицы?

- У них есть крылья (схемы крыльев, полета)

Показ крыльев от разных птиц.

- Одинаковые ли они? (птицы разных размеров, цвет пера разный)

2 часть.

- А сейчас посмотрите на свои крылья, которые приготовил вам профессор Знайка для исследований.

Ищем отличия (цвет, различия)

- Найдите самое длинное перо.

- Это перо называется «маховое». Эти перья расположены по краям крыльев.

Рассматриваем.

- Потрогайте перо. Какое оно? (плотное, жесткое, большое)

Обследуем пальчиками.

- Интересно, легкое оно или тяжелое?

Дети кладут на руку перо, на другую – камень.

Делают вывод – легкое.

Взвешиваем на весах – перо, камень, два пера.

Делаем вывод.

- Подбросьте перо. Что вы видите?

- Падает медленно, плавно кружась.

- А за счет чего оно легкое? Стержень пустой.

- Отрежьте край у пера – видим пустоту (можно попробовать вставить проволоку цветную, проверить пустоту.)

- Вот почему оно легкое, стержень пустой. Помашите пером, что вы ощущаете?

- Воздух.

- Когда птица машет крыльями, перо эластично пружинит, не расцепляя волоски.

- Давайте посмотрим перо (опахало) через лупу.

- Видите на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые прочно и легко соединяются, застегивая поверхность пера, а если они расцепляются, то птица клювом соединяет их.

(схема пера,)

Опыт с молнией.

Закрепляем, что это перо «маховое»

- А какие перья лежат у вас ещё?

- Пуховое (маленькое, пушистое, тоненькое, волоски не сцепленные, стержень тоненький).

Накладываем и сравниваем с маховым (водим по руке – мягкое, пушистое)

- Зачем такое перо птице?

- Пуховое перо служит птице для сохранения тепла. Находятся на туловище, голове, крыльях, лапах.

- Интересно, какое перо легче – перовое или маховое?

Дуем – какое улетит быстрее – пуховое или маховое?

Находим пуховые перья на крыльях.

Перья на хвосте называются «рулевые». они помогают менять направление полета.

Схемы хвостов.

- Так зачем птицам перья?

- Помогают взлететь, держаться на воздухе, предохраняют от ушибов, пересыхания, намокания.

- А как вы думаете, почему у водоплавающих перья не намокают? Потому что, у них есть специальная жировая железа и птицы сами клювом смазывают перья.

Давайте проведем эксперимент.

- У вас бумажное перо, нанесем кисточкой на него жировую смазку (растительное масло, атеперь пипеткой капните воду. Вода скатывается, вот так и с перьев птиц не зря говорит пословица «Как с гуся вода».

- Ребята, а что может случиться с птицами, если произойдет непредвиденное загрязнение водоемов, рек, морей нефтью (это вязкое, густое, черное горючее). Его перевозят на больших кораблях в емкостях и случаются аварии и нефть разливается по воде.

- Они могут погибнуть (картинка)

- Почему?

- Потому, что птицы попавшие в нефтяное пятно загрязняют себе перья. Они слипаются, теряют способность отталкивать воздух. И птицы погибают.

Проводим эксперимент.

Разливаем нефть в емкость с водой (растительное масло, покрашенное в черный цвет, бросаем перо)

Перо стало тяжелое, слиплись волоски.

- Надо беречь природу, чтобы птицы не попадали в такую ситуацию.

3 часть.

- А где в быту нам может пригодиться перо?

- Раньше не было ручек, люди писали пером. (картинка)

- Можно покрасить перья для поделок (показ цветных перьев).

Ими украшают шляпы, одежду.

- Пуховыми перьями набивают подушки, одежда, куртки (легкие, теплые).

- А рисовать можно? Давайте попробуем.

Обводим силуэт птицы в полете (гуашью).

- О чем узнали мы сегодня в лаборатории профессора Знайки?

- О том, как устроены птичьи перья и их назначение.

Птицы каждый день заботятся о своих перьях, тщательно чистят свое оперение, удаляют чужеродные предметы, вытирают жир и периодически меняют лишнее перо.

О птицах много знаем мы,

И в то же время мало,

И нужно всем: и вам и нам,

Чтоб их побольше стало.

Для этого побережем

Своих друзей пернатых,

Иначе, мы к нулю сведем

Певцов наших крылатых,

Съедят деревья и плоды

Личинки насекомых.

И поредеют все сады

Без наших птиц знакомых.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности по художественно-эстетическому творчеству «Перо Жар-птицы» (аппликация)

Цель: продолжить работу, проделанную дома ребенком с родителями.Задачи:1.      учить детей соотносить реальные и сказочные образы;2.      дать возможн...

Конспекты занятий исследовательской деятельности с песком

Данный материал учит детей играть и исследовать с песком в групповом помещении, который надолго увлекает детей и развивают их мелкую моторику, связанную с развитием речи, мышлением, воображением, зрит...

КОНСПЕКТ Познавательно – исследовательской деятельности на тему: «Изучение птичьего пера»

Проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. В дошкольном возрасте происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудиважно ...

Конспект познавательно- исследовательской деятельности "Перелетные птицы и их перья"

Конспект познавательно- исследовательской деятельности "Перелетные птицы и их перья" для средней группы...

Конспект НОД (познавательное развитие; исследовательская деятельность) : «Для чего нужны семена?».

Конспект НОД (познавательное развитие; исследовательскаядеятельность) : «Для чего нужны семена?»....

Конспект занятия исследовательской деятельности с использованием проблемной ситуации для детей в старшей группе « Поможем Буратино »

Формирование детской самостоятельности в различных видах деятельности посредством применения проблемных ситуаций в воспитательно-образовательном процессе....