КОНСПЕКТ Познавательно – исследовательской деятельности на тему: «Изучение птичьего пера»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему

Силантьева Любовь Яковлевна

Проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. В дошкольном возрасте происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудиважно научить детей понимать значение птиц в жизни людей, осознавать, что они помогают птицам выжить, тем самым спасают окружающий мир от опасности.

Важно научить детей понимать значение птиц в жизни людей, осознавать, что они помогают птицам выжить, тем самым спасают окружающий мир от опасности. Получив опыт природоохранной деятельности, дети начинают приобретать крупицы экологического сознания. Если подобная работа пройдет с дошкольного детства до взросления, мы получим экологически грамотного человека..

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon od-izuchenie_ptichego_pera.doc96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида№34  «Морячок» г. Поронайска

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сахалинская область, г. Поронайск, ул. Октябрьская,  д. 67 «В», тел. 4-21-85,

сайт: морячок34.рф, e-mail: mbdou.v34moryachok@mail.ru

КОНСПЕКТ

Познавательно – исследовательской деятельности

на тему:  «Изучение птичьего пера»

( средняя  группа)                                                                

Воспитатель МБДОУ

№34 «Морячок»

Л.Я.Силантьева

г. Поронайск

2018г.

Интеграция образовательных областей: «Познавательная», «Социально-коммуникативная», «Художественно-эстетическая», «Речевая», «Физическая».

Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Образовательные  задачи

1. Дать детям первичное представление о значении перьев в жизни птиц, установить связь между строением пера и образом жизни.

2.Узнавать и называть зимующих и перелетных  птиц.

3. Побуждать детей к выполнению элементарных опытов, развивать умение наблюдать и делать словесные выводы.

3. Расширить активный словарь детей по теме: «Птицы».

Развивающие задачи:

1. Развивать умение детей решать проблемный вопрос в процессе исследовательской деятельности методом сравнений и обобщений; рассуждать. наблюдать и делать словесные выводы.

2. Развитие внимания, мелкой моторики рук, силы голоса.

Воспитательные задачи:

1.Воспитывать любознательность и наблюдательность.  

2. Воспитывать доброжелательность, чувство сострадания к птицам, желание заботиться о них.

3. Соблюдать основы безопасности при проведении опытов.

Проблемный вопрос: Что помогает птицам летать? Каким образом?

Гипотеза: Птицам помогают летать крылья.

Материал и оборудование: Ящик ощущений для лабораторных исследований,

перья маховые, пуховые, камни, проволока, кисточки, салфетки, гуашь, силуэты птиц в полете, веер, цветные перья.

Предварительная работа:  игра «Опиши  птицу»,  рассматривание иллюстраций, рисование птиц, лепка птиц.

Содержание:

1. Воспитатель звенит в колокольчик.

- Что это?  (колокольчик). Он зовет к себе.

- Ребята, встаньте на коврик и возьмите друг друга за руки. Вы чувствуете тепло ваших рук. Улыбнитесь, подарите улыбки друг другу.

2. Ребята, о какой птичке мы с вами много говорили на этой неделе? (о синичке). Недавно был синичкин день, день встречи зимующих птиц. Посмотрите и скажите, какая птица здесь лишняя. Слайд №2 (лебедь – птица перелетная).

А каких вы еще знаете зимующих птиц? Слайд №3-6

3.  Ребята, смотрите, какая красивая коробочка.

 - Как вы думаете, что находится в коробке (трясут, нюхают). Давайте определим на ощупь, что находится внутри. Если не отгадали, загадываю загадку:

«По лесу летало, в воде болтыхалось.

В воду упало и сухим стало» (перо).

Открываю, показываю…да, это перо.

- Чье это перо? (птичье)

- Как вы думаете, какую роль играют перья для птиц. Давайте попробуем найти ответ.

Для этого нам надо пройти в лабораторию к профессору Знайке (символ Сова) и исследовать,  как устроено перо.

- Чем отличаются птицы от животных, людей? ( они умеют летать).

- Потому что вся птица покрыта огромным числом перьев. Птицы, единственные на земле,  имеющие перья.

- А за счет чего летают птицы?

- У них есть крылья (схемы крыльев, полета). Показ крыльев от разных птиц – Слайд №7.

- Одинаковые ли они? (птицы разных размеров, цвет пера разный) – Слайд №8.

4. Вос-ль: - Найдите  длинное перо.

- Это перо называется «маховое». Эти перья расположены по краям крыльев – Слайд №9.

- Потрогайте перо. Какое оно? (плотное, жесткое, большое). Обследуем пальчиками.

- Интересно, легкое оно или тяжелое? Дети кладут на одну руку перо, на другую руку – камень.

Вывод – перо легкое.

- Подбросьте перо. Что вы видите? – падает медленно,  плавно кружась.

- А за счет чего оно легкое? Стержень пустой.

- Отрежьте край у пера – видим пустоту (можно попробовать вставить проволоку цветную, проверить пустоту.)

- Вот почему оно легкое, стержень пустой. Помашите пером, что вы ощущаете?

- Воздух.

- Так какое это перо? (маховое)        

- А какие перья лежат у вас ещё?

- Пуховое (маленькое, пушистое, тоненькое, волоски не сцепленные, стержень тоненький).

Накладываем и сравниваем с маховым  (водим по руке – мягкое, пушистое)

- Зачем такое перо птице?

- Пуховое перо служит птице для сохранения тепла. Находятся на туловище, голове, крыльях, лапах.

- Интересно, какое перо легче – пуховое или маховое? Давайте проверим.

Дуем – какое улетит быстрее – пуховое или маховое?

Вывод: пуховое перо легче махового.

- Перья на хвосте называются «рулевые», они помогают менять направление полета

Вос-ль: Птицам в полете помогают крылья и хвост. С раскрытыми крыльями и хвостом, даже маленькая птица становится широкой, большой. Поэтому она может опираться на воздух. Взмахами крыльев она отталкивается от воздуха. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает. Хотите стать птицами?

5. Подвижная игра «Птицы летают» - на внимание

- Ребята, на что похож веер? Как только я его разверну, вы полетите. А когда сложу, вы садитесь на корточки и складываете крылья.

- Понравилось вам летать? Казалось бы, еще немного и мы полетели, да?

Вос-ль:  - Так зачем птицам перья?

Вывод: Помогают взлететь, держаться на воздухе, предохраняют от ушибов, пересыхания, намокания.

6. Вос-ль: Мы с вами провели различные опыты.  Посмотрите, я разделила лист на 2 части. В левой части мы с вами будем отмечать, что общего у всех перьев, а в правой – чем они отличаются.

Упражнение «Чем похожи и чем отличаются перья».

Перья похожи друг на друга. Посмотрите, в центре пера проходит стержень-палочка и волосики. У всех перьев одинаковое строение. - Я предлагаю этот признак обозначить вот таким значком  (рисуем схематично перо). 

Все перья легкие и воздушные.  Как вы думаете, каким значком можно обозначить этот признак?  (воздушный шарик).

- Есть у перьев еще что-то общее? Нет, тогда перейдем к различиям.
Чем отличаются перья друг от друга? (Цветом, величиной, одни гладкие, другие пушистые).

- Действительно перья разного цвета (рисует  2 кляксы).  Разной величины - маленькие и большие (рисует большой и маленький круг).  Гладкие и пушистые (рисует прямоугольник  с полосками и черточки по кругу, типа солнца)
Ну, что ж! Посмотрите, сколько мы с вами узнали интересного  о птичьих перьях. И я думаю, что теперь, опираясь на эту схему, вы сможете составить интересный рассказ о них.  Кто хочет попробовать?

- Давайте я начну рассказ, а вы продолжите: «Тело птицы покрыто перьями, которые состоят из стержня и волосиков. Перья у птиц очень легкие, разноцветные, большие и маленькие, гладкие и пушистые, впитывают или отталкивают воду. Перья очень важны для птицы, потому что именно перья позволяют птицам летать!»

7.  Веселая минутка.

Вос-ль: А ворона хочет с вами поиграть.

- Вот под елочкой зеленой – встали

Скачут весело вороны – прыгаем

Кар-кар- кар! (громко) –хлопки над головой в ладоши

Целый день они кричали – повороты туловища влево, вправо

спать ребятам не давали – наклоны туловища влево-вправо

Кар-кар-кар! (громко) – хлопки над головой в ладоши

Только к ночи умолкают – машут руками, как крыльями

И все вместе засыпают: кар-кар-кар! (тихо) –хлопки над головой в ладоши.

8.. А где в быту нам может пригодиться перо? –  Слайд №10-14.

- Раньше не было ручек, люди писали пером.

- Можно покрасить перья для поделок (показ цветных перьев).

- Ими украшают шляпы, одежду.

- Пуховыми перьями набивают подушки, одежда, куртки (легкие, теплые).

- А рисовать можно? Давайте попробуем.

9. - Напоследок я хочу вам еще что-то интересное о птичьих перьях рассказать: в старину, когда человек еще не изобрел ручек и карандашей, люди писали гусиными перьями, обмакивая их в чернила. А вы хотите попробовать порисовать перьями.

Обводим силуэт птицы в полете (гуашью).

10. Рефлексия: - О чем узнали мы сегодня в лаборатории профессора Знайки?

- О том, как устроены птичьи перья и их назначение.

Что  больше  всего  вас  удивило? А что вам особенно запомнилось? Что было трудным для вас?  Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали и самостоятельно добыли много новых знаний.  Похвалили себя, похлопали.

Ребята, если вам, было, интересно заниматься, положите перышко на красную тарелочку

Скоро зима. И мы с вами должны помогать птицам зимой. Потому что зимой птицам особенно холодно и голодно. А как мы с вами сможем помочь птицам? (делать кормушки)

 Данила папа сделал нам кормушку. Мы повесим ее на участке, и, выходя на прогулку, будем подкармливать птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Вот я какой!"

Предлагаемый материал поможет детям познакомиться с внутренним строением человека, с функциями внутренних органов....

Конспект познавательно-исследовательской деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Воздух – «невидимка»

КонспектПознавательно-исследовательской деятельностипо познавательному развитию  с детьми старшего дошкольного возраста по теме«Воздух – «невидимка»с использованием соврем...

Конспект занятия с элементами экспериментирования "Свойства птичьего пера"

Данное занятие проводится с разновозрастной группой детей с ОВЗ дошкольного возраста по теме «Свойства птичьего пера»....

Конспект познавательно- исследовательской деятельности "Перелетные птицы и их перья"

Конспект познавательно- исследовательской деятельности "Перелетные птицы и их перья" для средней группы...

Конспект познавательно – исследовательской деятельности педагога с детьми старшей группы Образовательная область «Познавательное развитие » Тема: «Свойства магнита».

   Цель: развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами       магнитов.     Задачи:...

КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода» ОО «Познавательное развитие» Подготовительная группа

Цель: развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты с водой....

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»

В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...