КОНСПЕКТ Познавательно – исследовательской деятельности на тему: «Изучение птичьего пера»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) на тему
Проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. В дошкольном возрасте происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудиважно научить детей понимать значение птиц в жизни людей, осознавать, что они помогают птицам выжить, тем самым спасают окружающий мир от опасности.
Важно научить детей понимать значение птиц в жизни людей, осознавать, что они помогают птицам выжить, тем самым спасают окружающий мир от опасности. Получив опыт природоохранной деятельности, дети начинают приобретать крупицы экологического сознания. Если подобная работа пройдет с дошкольного детства до взросления, мы получим экологически грамотного человека..
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
od-izuchenie_ptichego_pera.doc | 96 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида№34 «Морячок» г. Поронайска
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Сахалинская область, г. Поронайск, ул. Октябрьская, д. 67 «В», тел. 4-21-85,
сайт: морячок34.рф, e-mail: mbdou.v34moryachok@mail.ru
КОНСПЕКТ
Познавательно – исследовательской деятельности
на тему: «Изучение птичьего пера»
( средняя группа)
Воспитатель МБДОУ
№34 «Морячок»
Л.Я.Силантьева
г. Поронайск
2018г.
Интеграция образовательных областей: «Познавательная», «Социально-коммуникативная», «Художественно-эстетическая», «Речевая», «Физическая».
Виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, продуктивная.
Образовательные задачи
1. Дать детям первичное представление о значении перьев в жизни птиц, установить связь между строением пера и образом жизни.
2.Узнавать и называть зимующих и перелетных птиц.
3. Побуждать детей к выполнению элементарных опытов, развивать умение наблюдать и делать словесные выводы.
3. Расширить активный словарь детей по теме: «Птицы».
Развивающие задачи:
1. Развивать умение детей решать проблемный вопрос в процессе исследовательской деятельности методом сравнений и обобщений; рассуждать. наблюдать и делать словесные выводы.
2. Развитие внимания, мелкой моторики рук, силы голоса.
Воспитательные задачи:
1.Воспитывать любознательность и наблюдательность.
2. Воспитывать доброжелательность, чувство сострадания к птицам, желание заботиться о них.
3. Соблюдать основы безопасности при проведении опытов.
Проблемный вопрос: Что помогает птицам летать? Каким образом?
Гипотеза: Птицам помогают летать крылья.
Материал и оборудование: Ящик ощущений для лабораторных исследований,
перья маховые, пуховые, камни, проволока, кисточки, салфетки, гуашь, силуэты птиц в полете, веер, цветные перья.
Предварительная работа: игра «Опиши птицу», рассматривание иллюстраций, рисование птиц, лепка птиц.
Содержание:
1. Воспитатель звенит в колокольчик.
- Что это? (колокольчик). Он зовет к себе.
- Ребята, встаньте на коврик и возьмите друг друга за руки. Вы чувствуете тепло ваших рук. Улыбнитесь, подарите улыбки друг другу.
2. Ребята, о какой птичке мы с вами много говорили на этой неделе? (о синичке). Недавно был синичкин день, день встречи зимующих птиц. Посмотрите и скажите, какая птица здесь лишняя. Слайд №2 (лебедь – птица перелетная).
А каких вы еще знаете зимующих птиц? Слайд №3-6
3. Ребята, смотрите, какая красивая коробочка.
- Как вы думаете, что находится в коробке (трясут, нюхают). Давайте определим на ощупь, что находится внутри. Если не отгадали, загадываю загадку:
«По лесу летало, в воде болтыхалось.
В воду упало и сухим стало» (перо).
Открываю, показываю…да, это перо.
- Чье это перо? (птичье)
- Как вы думаете, какую роль играют перья для птиц. Давайте попробуем найти ответ.
Для этого нам надо пройти в лабораторию к профессору Знайке (символ Сова) и исследовать, как устроено перо.
- Чем отличаются птицы от животных, людей? ( они умеют летать).
- Потому что вся птица покрыта огромным числом перьев. Птицы, единственные на земле, имеющие перья.
- А за счет чего летают птицы?
- У них есть крылья (схемы крыльев, полета). Показ крыльев от разных птиц – Слайд №7.
- Одинаковые ли они? (птицы разных размеров, цвет пера разный) – Слайд №8.
4. Вос-ль: - Найдите длинное перо.
- Это перо называется «маховое». Эти перья расположены по краям крыльев – Слайд №9.
- Потрогайте перо. Какое оно? (плотное, жесткое, большое). Обследуем пальчиками.
- Интересно, легкое оно или тяжелое? Дети кладут на одну руку перо, на другую руку – камень.
Вывод – перо легкое.
- Подбросьте перо. Что вы видите? – падает медленно, плавно кружась.
- А за счет чего оно легкое? Стержень пустой.
- Отрежьте край у пера – видим пустоту (можно попробовать вставить проволоку цветную, проверить пустоту.)
- Вот почему оно легкое, стержень пустой. Помашите пером, что вы ощущаете?
- Воздух.
- Так какое это перо? (маховое)
- А какие перья лежат у вас ещё?
- Пуховое (маленькое, пушистое, тоненькое, волоски не сцепленные, стержень тоненький).
Накладываем и сравниваем с маховым (водим по руке – мягкое, пушистое)
- Зачем такое перо птице?
- Пуховое перо служит птице для сохранения тепла. Находятся на туловище, голове, крыльях, лапах.
- Интересно, какое перо легче – пуховое или маховое? Давайте проверим.
Дуем – какое улетит быстрее – пуховое или маховое?
Вывод: пуховое перо легче махового.
- Перья на хвосте называются «рулевые», они помогают менять направление полета
Вос-ль: Птицам в полете помогают крылья и хвост. С раскрытыми крыльями и хвостом, даже маленькая птица становится широкой, большой. Поэтому она может опираться на воздух. Взмахами крыльев она отталкивается от воздуха. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает. Хотите стать птицами?
5. Подвижная игра «Птицы летают» - на внимание
- Ребята, на что похож веер? Как только я его разверну, вы полетите. А когда сложу, вы садитесь на корточки и складываете крылья.
- Понравилось вам летать? Казалось бы, еще немного и мы полетели, да?
Вос-ль: - Так зачем птицам перья?
Вывод: Помогают взлететь, держаться на воздухе, предохраняют от ушибов, пересыхания, намокания.
6. Вос-ль: Мы с вами провели различные опыты. Посмотрите, я разделила лист на 2 части. В левой части мы с вами будем отмечать, что общего у всех перьев, а в правой – чем они отличаются.
Упражнение «Чем похожи и чем отличаются перья».
Перья похожи друг на друга. Посмотрите, в центре пера проходит стержень-палочка и волосики. У всех перьев одинаковое строение. - Я предлагаю этот признак обозначить вот таким значком (рисуем схематично перо).
Все перья легкие и воздушные. Как вы думаете, каким значком можно обозначить этот признак? (воздушный шарик).
- Есть у перьев еще что-то общее? Нет, тогда перейдем к различиям.
Чем отличаются перья друг от друга? (Цветом, величиной, одни гладкие, другие пушистые).
- Действительно перья разного цвета (рисует 2 кляксы). Разной величины - маленькие и большие (рисует большой и маленький круг). Гладкие и пушистые (рисует прямоугольник с полосками и черточки по кругу, типа солнца)
Ну, что ж! Посмотрите, сколько мы с вами узнали интересного о птичьих перьях. И я думаю, что теперь, опираясь на эту схему, вы сможете составить интересный рассказ о них. Кто хочет попробовать?
- Давайте я начну рассказ, а вы продолжите: «Тело птицы покрыто перьями, которые состоят из стержня и волосиков. Перья у птиц очень легкие, разноцветные, большие и маленькие, гладкие и пушистые, впитывают или отталкивают воду. Перья очень важны для птицы, потому что именно перья позволяют птицам летать!»
7. Веселая минутка.
Вос-ль: А ворона хочет с вами поиграть.
- Вот под елочкой зеленой – встали
Скачут весело вороны – прыгаем
Кар-кар- кар! (громко) –хлопки над головой в ладоши
Целый день они кричали – повороты туловища влево, вправо
спать ребятам не давали – наклоны туловища влево-вправо
Кар-кар-кар! (громко) – хлопки над головой в ладоши
Только к ночи умолкают – машут руками, как крыльями
И все вместе засыпают: кар-кар-кар! (тихо) –хлопки над головой в ладоши.
8.. А где в быту нам может пригодиться перо? – Слайд №10-14.
- Раньше не было ручек, люди писали пером.
- Можно покрасить перья для поделок (показ цветных перьев).
- Ими украшают шляпы, одежду.
- Пуховыми перьями набивают подушки, одежда, куртки (легкие, теплые).
- А рисовать можно? Давайте попробуем.
9. - Напоследок я хочу вам еще что-то интересное о птичьих перьях рассказать: в старину, когда человек еще не изобрел ручек и карандашей, люди писали гусиными перьями, обмакивая их в чернила. А вы хотите попробовать порисовать перьями.
Обводим силуэт птицы в полете (гуашью).
10. Рефлексия: - О чем узнали мы сегодня в лаборатории профессора Знайки?
- О том, как устроены птичьи перья и их назначение.
Что больше всего вас удивило? А что вам особенно запомнилось? Что было трудным для вас? Молодцы! Вы сегодня хорошо поработали и самостоятельно добыли много новых знаний. Похвалили себя, похлопали.
Ребята, если вам, было, интересно заниматься, положите перышко на красную тарелочку
Скоро зима. И мы с вами должны помогать птицам зимой. Потому что зимой птицам особенно холодно и голодно. А как мы с вами сможем помочь птицам? (делать кормушки)
Данила папа сделал нам кормушку. Мы повесим ее на участке, и, выходя на прогулку, будем подкармливать птиц.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект познавательно-исследовательской деятельности "Вот я какой!"
Предлагаемый материал поможет детям познакомиться с внутренним строением человека, с функциями внутренних органов....
Конспект познавательно-исследовательской деятельности по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Воздух – «невидимка»
КонспектПознавательно-исследовательской деятельностипо познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста по теме«Воздух – «невидимка»с использованием соврем...
Конспект занятия с элементами экспериментирования "Свойства птичьего пера"
Данное занятие проводится с разновозрастной группой детей с ОВЗ дошкольного возраста по теме «Свойства птичьего пера»....
Конспект познавательно- исследовательской деятельности "Перелетные птицы и их перья"
Конспект познавательно- исследовательской деятельности "Перелетные птицы и их перья" для средней группы...
Конспект познавательно – исследовательской деятельности педагога с детьми старшей группы Образовательная область «Познавательное развитие » Тема: «Свойства магнита».
Цель: развитие познавательной активности ребенка в процессе знакомства со свойствами магнитов. Задачи:...
КОНСПЕКТ познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода» ОО «Познавательное развитие» Подготовительная группа
Цель: развивать познавательно-исследовательский интерес, показывая занимательные опыты с водой....
Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»
В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...