Конспект по окружающему миру на тему: "Домашние птицы" в старшей группе
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Целью данного занятия является расширение представлений детей о домашних птицах. Планируемый результат: дети могут иметь представления о живой и неживой природе, бережном отношении к окружающему миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
domashnie_ptitsy.docx | 20.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение д/ с «Звездочка» г. Зернограда
Конспект
НОД по формированию целостной картины мира для детей старшего возраста.
Тема: «Домашние птицы»
Составила: Данилович Людмила Валентиновна
2020г
Вид занятия: информационное
Формы образовательной деятельности: беседы – диалог, игры.
Цель: Расширять представления детей о домашних птицах.
Задачи:
Образовательные: Систематизировать и закрепить знания о домашних птицах. Дать представление о заботе человека о домашних птицах. Расширять словарный запас детей.
Вопитательные: Воспитывать бережное и заботливое отношение к домашним птицам, доброжелательность.
Развивающие: развивать познавательный интерес, наблюдательность, внимание.
Планируемый результат: дети могут иметь представление о живой и неживой природе, бережном отношении к окружающему миру.
Оборудование: картинка «Птичий двор», картинки с изображением «семей» домашних птиц, диск с записью танца утят, мяч.
Методика проведения:
Показывается картинка «Птичий двор».
Чтение стихотворения:
Возле птичника забор,
За забором птичий двор.
Там большое оживленье –
Птицы в разном оперенье:
Серые индюшки, белые хохлатки,
Желтые цыплятки там играют в прятки.
Кукарекает петух и гогочут гуси.
Стережот их рыжий пес –
Не входи, укусит. (С.А.Васильева)
- Назовите одним словом животных, изображенных на картине (ответы детей).
Правильно, это птицы. А какие это птицы? (Это домашние птицы)
Перечислите всех птиц, изображенных на картинке (ответы детей).
Почему их называют домашними? (ответы детей)
Домашние они потому, что живут рядом с человеком, который о них заботится, ухаживает за ними, кормит и они полностью зависят от него. Могут ли домашние птицы жить независимо от человека? (ответы детей).
Нет, они не могут жить самостоятельно, так как нуждаются в уходе.
Отгадайте загадки:
Белые и красные, все такие разные.
С красным гребешком по двору пешком.
Ходят, не летают, их люди называют
Хохлатками, пеструшками, наседками, несушками. (С.А.Васильева)
(ответы детей)
Во дворе живет певец, разудалый молодец,
Утром запевает, солнышко встречает. (С.А.Васильева)
(ответы детей)
Домик у птенца непрочен и однажды он разбился,
Что за желтенький комочек из скорлупок появился? (С,А.Васильева)
(ответы детей).
Показывается картинка, где изображены курица, петух, цыпленок.
-Правльно дети, это курица, петух и цыпленок – «куриная семья». Куры – самые распространенные домашние птицы. Курица – очень нужная человеку птица. Она дает нам перья, мясо и яйца. Одна несушка может снести 300 яиц за год. Весной из яиц вылупляются маленькие золотистые цыплята. Когда курица их высиживает, то согревает яйца своим теплом. В яйце развивается зародыш. Он растет и постепенно превращается в цыпленка. Через три недели клювиком разбивает изнутри скорлупу и выбирается наружу. Курица заботливая мама! Наседка греет цыплят, показывает, что клевать, где пить, подаст сигнал, где и когда прятаться, сама же смело распушив крылья, бросится на обидчика. А цыплята всюду бегают за мамой – курицей, стараются от нее не отставать, повторяют за ней каждое движение. Можно сказать, что у курицы послушные детки. Ребята, а как вы думаете, почему о цыплятах сложили такую пословицу «Цыплят по осени считают»? (ответы детей) Правильно! Потому, что когда цыплята гуляют по птичьему двору, их может утащить парящий в небе ястреб, а в курятник порой наведывается хищный хорек и рыжая лиса. Петух настоящий куриный царь! Он зорко следит за курами, прогоняет прочь чужих петушков, а если найдет зернышки или червяка, сразу зовет курочек.
Выйдет Петя – петушок на зеленый бережок,
Если червяка найдет, курочек к себе зовет.
А что же едят куры? (ответы). Травку, червяков, зернышки, насекомых. Иногда они глоиают мелкие камушки, помогающие перетирать проглоченную пищу, ведь у курицы нет зубов. Петухи – птицы воинственные, драчливые. Если встретят чужого петуха, могут и подраться – только перья летят. В русском языке есть выражение «петушиться». Как вы думаете, что оно означает? Петушиться – значит ссориться, задирать кого-нибудь.. Русский народ любовно называет петуха и деревенским певцом и крестьянским будильником. Как вы считает, ребята, почему? (ответы детей).
Потому что петухи поют в определенное время суток, и по их пению можно примерно определить, который час. Считается, что петух кукарекает трижды за ночь: первый раз – в полночь, второй – перед зарей, а третий – встречая восход солнца. Интересно, умеют ли куры разговаривать? Понимают ли они друг друга, как вы думаете? (ответы детей)
Куры, даже разных пород, отлично понимают друг друга. Есть куры разговорчивые и молчаливые. Куры по-разному кудахчут при появлении коршуна, кошки, когда петух найдет червяка и зовет курочек. Спят куры на насесте в курятнике. А теперь мы немного поиграем. Игра называется «Курочка – хохлатка»
(выбирается курочка и кошка)
«Вышла курочка – хохлатка, с нею желтые цыплятки,
Квохчет курочка: ко-ко, не ходите далеко.
На скамейке, у окошка, улеглась и дремлет кошка…
Кошка глазки открывает и цыпляток догоняет»
Дети, а каких домашних птиц вы еще знаете? (ответы детей)
Курочки и петушки живут на суше, боятся воды. А вот утки и гуси, наоборот, без воды жить не могут. Послушайте стихотворение.
«Утка плавает, ныряет, громко крякает: «Кря – кря!»
Утка деток подзывает: она крякает не зря!
Учит малых деток мать вниз головками нырять,
Укрываться от врагов, в тине находить жуков.
Ни на шаг не отставать учит деток утка – мать.
(Показывается картинка утиной семьи)
Дети назовите пожалуйста, всех, кого вы видите на картинке (утка, селезень, утята). Каждое утро дружная семейка принимает водные процедуры: ныряет и плещется, поднимая брызги, сверкающие на солнце
Домашние утки от своих хозяев никуда не улетают, ведь летать они давно разучились. Жители небольших поселков и деревень часто держат в своем хозяйстве уток. Эти выносливые и неприхотливые птицы с ранней весны до поздней осени плавают в прудах и речках, гуляют на зеленых лужайках и сами находят себе пищу – свежую сочную траву, мелких насекомых: жуков и их личинок, кузнечиков и стрекоз. А теперь, давайте немного потанцуем («Танец маленьких утят»)
(Показывается картинка с изображением «гусиной семьи».
«Га-га-га», - гусыня – мать всех детей ведет гулять.
Лужа встала на пути – нужно лужу обойти:
Перья детские не греют, вдруг гусята заболеют?
Мать не слушают птенцы – вырастут из них пловцы.
В воду хочется забраться, в чистой луже поплескаться.
С.А.Васильева
Назовите всех, кого видите на картинке (ответы детей). Мама – гусыня, папа – гусь, дети – гусята. Гуси очень умные птицы. И то, что они могут заменить собаку, известно давно. Существует даже легенда о гусях, которые спасли Рим. Когда враг подошел к городу, они зашумели, подняли тревогу и разбудили стражу. Дело в том, что эти птицы очень дружные. Пары у гусей, состоящие из папы и мамы, складываются, как правило, на всю жизнь. В любой гусиной группе всегда выделяется один гусь. Он ходит с вытянутой шеей не отвлекается на еду. Он – сторож, охраняющий стаю, завидев опасность, он взлетает. Остальные, как по команде, сразу же следуют его примеру. В особенности он беспокоится за птенцов. На домашнем дворе главная опасность для гусенка – кошка, которая может его схватить. Но эти хищники боятся взрослых гусей и близко к ним не подходят. Собаки тоже держаться подальше от птиц. Даже человеку стоит опасаться. Гусь может очень больно ущипнуть клювом. Гусь – птица водоплавающая и шея у него такая длинная, чтобы нырять и доставать со дна озера или пруда какой-нибудь корм. По краю клюва у него мелкие зубчики, гусь пропускает через них воду, оставляя во рту пищу – насекомых, рачков, водоросли. Птицы хорошо плавают, а по земле ходят довольно быстро, высоко поднимая лапы. Такую походку называют «гусиным шагом». На прогулке птицы идут одна за другой, а мы называем такое движение – «ходить гуськом». Давайте изобразим гусей. Сначала будем ходить быстро, высоко поднимая ноги, а потом присядем и пойдем «гуськом». Молодцы!
Показывается картинка, где изображены индюки.
Ребята, посмотрите на картинку и скажите, кто это? (ответы детей)
Индюк – настоящий хозяин двора,
Ходит смотреть на него детвора.
Толстый и важный, веером хвост,
Не покидает у птичника пост.
Серых индюшек он там охраняет
И бородой всех врагов устрашает,
Еще стережет он своих индюшат –
И никому их не даст обижать.
Смотрит внимательно глаз его зоркий,
Даже клюет когда хлебную корку.
С.А.Васильева
Среди домашних птиц индюки – самые крупные. Назовите всю «семью» индюка (ответы детей). Индюк, индейка и индюшата. Индюки – красивые птицы, оперенье у них разноцветное, большие длинные перья у них на хвосте и крыльях. Летают эти птицы плохо, но в случае опасности могут быстро бежать по земле. В этом им помогают мощные когтистые лапы. Эти птицы любят путешествовать, даже домашние птицы нередко покидают птичий двор, чтобы погулять в самых неожиданных местах. Все индюки очень пугливы. Оказывается, что домашние птицы нее всегда спокойно относятся к приближению человека. Они могут в панике разбегаться, не разбирая дороги и не обращая внимания ни на какие преграды. Дети, мы сегодня вспомнили всех домашних птиц. А теперь, мы поиграем в игру «Кто как разговаривает». Я вам по очереди буду кидать мяч и называть птицу, а вы, бросая мяч обратно мне, изображаете, как она разговаривает (курица: ко-ко-ко, петух: ку-ка-ре-ку, цыпленок: пи-пи-пи и т.д.). Молодцы! И напоследок – давайте вспомним сказки, где персонажами являются домашние птицы («Курочка Ряба», «Гуси – лебеди», «Серая шейка», «Гадкий утенок», «Сказка о золотом петушке»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по лексико-грамматической теме «Домашние звери» в старшей группе с обучающимися ОНР с использованием презентации по теме "Домашние звери".
Тема: Домашние звери.Цель: актуализация словаря детей по теме “Домашние звери”. Задачи:- Закрепление представлений о домашних животных. Уточнение и расширение словаря по теме “Домашни...
Конспект занятия по окружающему миру на тему: " Домашние животные" в средней группе
Задачи:• Познакомить детей с такими понятиями как «домашние животные» и их «детеныши».• Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику.• развивать умение ...
Конспект занятия по окружающему миру на тему: "Домашние животные" в подготовительной группе
Конспект занятия по окружающему миру "Домашние животные"...
Презентация по окружающему миру на тему "Перелетные птицы" (Старшая группа)
Презентация "Перелетные птицы"...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему "Домашние животные" в старшей группе
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему "Домашние животные" в старшей группе...
Конспект НОД по ФЦКМ на тему «Домашние животные» в старшей группе
ГБДОУ детский сад № 55 компенсирующего вида Кировского района г. Санкт-Петербурга Конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе ЗПР на тему «Домашние животные»...
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему «Домашние животные» в младшей группе
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром на тему «Домашние животные» в младшей группе Цель: Расширять знания детей о домашних животных.Задачи:• Способствоват...