Занятие познавательного цикла " По следам осени"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Никитина Марина Дмитриевна

Закрепить понятие о приметах осени, повадках и изменении в жизни диких животных, уметь использовать в речи пословицы и поговорки об осени и ее приметах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл po_sledam_oseni.docx20.01 КБ
Файл po_sledam_oseni.docx20.01 КБ

Предварительный просмотр:

НОД в подготовительной группе «По следам осени».

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи:
• Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь (словарь: черешок, кромка, хлорофилл)
• Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)
• Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения. 
• Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
• В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
• Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
Приёмы: решение проблемной ситуации, пояснения, действия моторного характера
Используемые формы организации познавательной деятельности детей:
групповая, подгрупповая и индивидуальная
Оборудование и материал:
Колокольчик,  шарик, тайное письмо, сундук, карта маршрута, мнемотаблица-загадка, кленовые листья с приметами и пословицами, лупы,  две коробки( с сухими и свежими листьями), кусочки белой ткани, сложенные пополам, деревянные кубики, листья настоящие крупные и мелкие, разной формы, коробки, молоко, пищевой краситель, жидкое мыло, волшебный мешочек, кисточки, гуашь.
Предварительная работа:
• На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
• Сбор листьев разной формы и окраски.
• Беседы об осени;
• Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И.Соколов-Микитов,
«Лес осенью» А. Твардовский,
стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
• Разучивание стихов и поговорок об осени;
• Пение песен об осени и слушание музыки;
• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
• Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев
• Наблюдение за деревьями на прогулке;
• Поделки из природного материала;
Ожидаемый результат:
Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.

Воспитатель
- (воспитатель стоит у окна) и звенит колокольчиком: 
- Мой звоночек звенит, заливается
И ребята вокруг собираются
Собрались все дети вкруг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся
(закройте глазки 1,2,3 – волшебство скорей приди!!!)
(влетает шарик, ни нитке письмо, написанной лимонным соком)
Воспитатель – ловит шарик, удивляется. Ух ты, что это?
-Дети предлагают варианты действия. (Давайте посмотрим)
-Воспитатель-это какой-то чистый лист. Я ничего не вижу.
- ну и что это может быть? (Ответ детей,а может это не просто чистый лист, а тайное письмо?)
Воспитатель –А разве бывают такие письма?
Ответ детей –Да, такие письма могут быть написаны секретными чернилами ( лимоном или крахмалом)
Воспитатель- А как же узнать что в нем написано?
Ответ детей- развести йод в воде и слегка смочить при помощи кисточки письмо.
Воспитатель - есть у нас такая водичка.
Ответ детей- Давайте проверим? (ребенок смачивает письмо йодовой водичкой). Появляется надпись (СУНДУК)
Воспитатель - Посмотрите проявляется что-то. Удивляется, что это?
Ответ детей- (дети читают)
Воспитатель - оказывается ребята это письмо с секретом. Вы поняли, что надо найти?
Воспитатель - (Создание проблемной ситуации.)
Дети находят сундук, открывают и находят письмо.


Воспитатель –(читает письмо от осени)
Дорогие ребята!
Одни говорят, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Я не знаю, что делать. Как мне украсить свое платье? Посоветуйте, пожалуйста. Я не могу понять, кончается осень или нет? Только прошу вас, представьте убедительные доказательства, а в этом поможет карта.
 
Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Что вы решили ребята?
Ответ детей- (пойдем искать доказательства)

Рассматриваем карту- (на карте изображен желтый лист, дети находят его. )
Задание: назвать
приметы осени, которые определяют время года.
-день короче, а ночь длиннее;
-На деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад.
-небо серое, хмурое;
-часто идут дожди;
-перелетные птицы улетают на юг;
-дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку;
- люди надевают демисезонную одежду;
-собирают урожай овощей, фруктов и зерна



Рассматриваем карту-(на карте изображен красный лист.)
Дети с воспитателем вспоминают
приметы осени, которые определяют погоду:
-Облака редкие - будет ясно и холодно.
-Много рябины к дождливой осени и холодной зиме. 
-Теплая осень - к долгой зиме. 
-У зайцев шерсть побелела - зима близко.
-Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая. 
-Белки делают большой запас орехов - жди холодной зимы

Рассматриваем карту - (на карте изображен оранжевый лист.)
Дети
называют поговорки осени:
-Красна весна цветами, а осень пирогами. 
-Осень - время собирать урожай.
-Сентябрь пахнет яблоком, октябрь — капустой. 
-Осенью и воробей богат.
В Ноябре зима с осенью борется.

Предложить сесть к ноутбуку и назвать осенние месяцы (показ слайдов)

1.Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).Почему?
2.Октябрь – листопадник (потому что опадают листья). Почему?
3.Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).Почему?

Мини-викторина «Лесная».

- Кто собирает яблоки спиной? (Еж.)

- У кого щеки вместо мешка? (У бурундука.)

- Какой лесной житель сушит на деревьях грибы? (Белка.)

- Куда на зиму исчезают лягушки? (В тину, в мох.)

- У какого зверя в листопад появляются детеныши? (У зайца.)

Гимнастика для глаз

Ветер дует нам в лицо

(часто моргают веками)

Закачалось деревцо

(влево повернуть голову, потом вправо)

Ветер тише, тише, тише

(медленно приседают, опуская глаза вниз)

Деревца все выше, выше

(встают, глаза поднимают вверх)

Смотрим на карту-

 (на карте лупа и лист) _-  нужно провести опыты и эксперименты.


-А вы задумывались, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают? 
Ответ детей: Листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают.


Воспитатель-А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?
Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.
Воспитатель- А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно)
А для того, чтобы получше рассмотреть, чем надо пользоваться?
-воспользуемся увеличительным прибором — лупой.

 Исследование №1 строения листа с помощью лупы.
Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой.
«Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»
Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.


Исследование №2 «Почему лист зеленый?»
- Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?
Воспитатель: Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?
Дети: На ткани появились зеленые пятна.
Воспитатель- Это зеленое вещество из листочка называется-
хлорофилл , оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).
Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или …
-какого цвета бывают листья у деревьев осенью?

- Оранжевые, красные, коричневые.

Эксперимент «Как листья опадают»
На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.
Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев.
Воспитатель- Пока лист летел , что вы заметили? Быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился.
Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?
Вывод : Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья

падают быстрее и больше кружатся).

Физминутка- Дождь, дождь, надо нам расходиться по домам




Смотрим карту -(волшебный мешочек)
Воспитатель- Тише, тише, тишина. 
Сказка в гости к нам пришла.
Дети садятся на ковер

Жила – была волшебница, и звали ее Осень. Была она могущественной и капризной. Часто меняла свое настроение. 
В волшебном мешочке (педагог показывает сумочку украшенную желтыми листочками) хранила она свое главное волшебную кисточку воспитатель извлекает из сумочки большую, мягкую кисточку, обвитую золотой ленточкой ). Именно волшебная кисточка помогала ей творить множество чудес.
Как красиво Осень раскрашивает дары, но забыла у нас свои кисточки и дары остались не разукрашенными.
 
Воспитатель
-  В мешочке у осени  есть кисточки, белая жидкость и капельки осени
Я поставила вам все на стол! Дети находят столик где стоит молоко в блюдцах, пищевой краситель, жидкое мыло. Прежде, чем стать нам волшебниками и начать раскрашивать листочки, делая их осенними, давайте сделаем
Пальчиковую гимнастику!  (Этот пальчик маленький) Дети капают пипеткой в молоко каплю красного красителя и желтого. Опускают кисточку в жидкое мыло и наблюдают как краски начинают двигаться сами и перемешиваться.
( дети раскрашивают листочки для осени)
Воспитатель : Ребята, вот мы и предоставили осени много доказательств того, что осень еще не закончилась, хотя и нет уже листьев на деревьях, но еще поздняя осень, последний ее месяц ноябрь! Вы разукрасили много листочков, что же нам с ними делать?
Ответ детей: Подарить их осени! (Варианты: когда высохнут, можно украсить платье нам и отправить осени, можно в сундучок ее положить и сама она украсит)

Дети, У меня есть солнышки для вас -одни улыбаются , другие грустные Если вы считаете что хорошо выполнили задания , то возьмете себе улыбающееся солнышко, если что то не получилось – возьмете грустное и прикрепите его на доску, чтобы у нас было тепло и солнечно в группе. Ребята, вы такие молодцы! Вы отзывчивые, внимательные и добрые дети! Я очень рада за вас!



Предварительный просмотр:

НОД в подготовительной группе «По следам осени».

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи:
• Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь (словарь: черешок, кромка, хлорофилл)
• Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи)
• Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения. 
• Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
• В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.
• Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
Приёмы: решение проблемной ситуации, пояснения, действия моторного характера
Используемые формы организации познавательной деятельности детей:
групповая, подгрупповая и индивидуальная
Оборудование и материал:
Колокольчик,  шарик, тайное письмо, сундук, карта маршрута, мнемотаблица-загадка, кленовые листья с приметами и пословицами, лупы,  две коробки( с сухими и свежими листьями), кусочки белой ткани, сложенные пополам, деревянные кубики, листья настоящие крупные и мелкие, разной формы, коробки, молоко, пищевой краситель, жидкое мыло, волшебный мешочек, кисточки, гуашь.
Предварительная работа:
• На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
• Сбор листьев разной формы и окраски.
• Беседы об осени;
• Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И.Соколов-Микитов,
«Лес осенью» А. Твардовский,
стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
• Разучивание стихов и поговорок об осени;
• Пение песен об осени и слушание музыки;
• Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
• Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев
• Наблюдение за деревьями на прогулке;
• Поделки из природного материала;
Ожидаемый результат:
Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.

Воспитатель
- (воспитатель стоит у окна) и звенит колокольчиком: 
- Мой звоночек звенит, заливается
И ребята вокруг собираются
Собрались все дети вкруг
Ты мой друг и я твой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся
(закройте глазки 1,2,3 – волшебство скорей приди!!!)
(влетает шарик, ни нитке письмо, написанной лимонным соком)
Воспитатель – ловит шарик, удивляется. Ух ты, что это?
-Дети предлагают варианты действия. (Давайте посмотрим)
-Воспитатель-это какой-то чистый лист. Я ничего не вижу.
- ну и что это может быть? (Ответ детей,а может это не просто чистый лист, а тайное письмо?)
Воспитатель –А разве бывают такие письма?
Ответ детей –Да, такие письма могут быть написаны секретными чернилами ( лимоном или крахмалом)
Воспитатель- А как же узнать что в нем написано?
Ответ детей- развести йод в воде и слегка смочить при помощи кисточки письмо.
Воспитатель - есть у нас такая водичка.
Ответ детей- Давайте проверим? (ребенок смачивает письмо йодовой водичкой). Появляется надпись (СУНДУК)
Воспитатель - Посмотрите проявляется что-то. Удивляется, что это?
Ответ детей- (дети читают)
Воспитатель - оказывается ребята это письмо с секретом. Вы поняли, что надо найти?
Воспитатель - (Создание проблемной ситуации.)
Дети находят сундук, открывают и находят письмо.


Воспитатель –(читает письмо от осени)
Дорогие ребята!
Одни говорят, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Я не знаю, что делать. Как мне украсить свое платье? Посоветуйте, пожалуйста. Я не могу понять, кончается осень или нет? Только прошу вас, представьте убедительные доказательства, а в этом поможет карта.
 
Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Что вы решили ребята?
Ответ детей- (пойдем искать доказательства)

Рассматриваем карту- (на карте изображен желтый лист, дети находят его. )
Задание: назвать
приметы осени, которые определяют время года.
-день короче, а ночь длиннее;
-На деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад.
-небо серое, хмурое;
-часто идут дожди;
-перелетные птицы улетают на юг;
-дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку;
- люди надевают демисезонную одежду;
-собирают урожай овощей, фруктов и зерна



Рассматриваем карту-(на карте изображен красный лист.)
Дети с воспитателем вспоминают
приметы осени, которые определяют погоду:
-Облака редкие - будет ясно и холодно.
-Много рябины к дождливой осени и холодной зиме. 
-Теплая осень - к долгой зиме. 
-У зайцев шерсть побелела - зима близко.
-Если орехов много, а грибов нет - зима будет снежная, суровая. 
-Белки делают большой запас орехов - жди холодной зимы

Рассматриваем карту - (на карте изображен оранжевый лист.)
Дети
называют поговорки осени:
-Красна весна цветами, а осень пирогами. 
-Осень - время собирать урожай.
-Сентябрь пахнет яблоком, октябрь — капустой. 
-Осенью и воробей богат.
В Ноябре зима с осенью борется.

Предложить сесть к ноутбуку и назвать осенние месяцы (показ слайдов)

1.Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? (потому что в это время появляется рябина).Почему?
2.Октябрь – листопадник (потому что опадают листья). Почему?
3.Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой).Почему?

Мини-викторина «Лесная».

- Кто собирает яблоки спиной? (Еж.)

- У кого щеки вместо мешка? (У бурундука.)

- Какой лесной житель сушит на деревьях грибы? (Белка.)

- Куда на зиму исчезают лягушки? (В тину, в мох.)

- У какого зверя в листопад появляются детеныши? (У зайца.)

Гимнастика для глаз

Ветер дует нам в лицо

(часто моргают веками)

Закачалось деревцо

(влево повернуть голову, потом вправо)

Ветер тише, тише, тише

(медленно приседают, опуская глаза вниз)

Деревца все выше, выше

(встают, глаза поднимают вверх)

Смотрим на карту-

 (на карте лупа и лист) _-  нужно провести опыты и эксперименты.


-А вы задумывались, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают? 
Ответ детей: Листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают.


Воспитатель-А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?
Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.
Воспитатель- А вам интересно узнать, как устроен лист? (Интересно)
А для того, чтобы получше рассмотреть, чем надо пользоваться?
-воспользуемся увеличительным прибором — лупой.

 Исследование №1 строения листа с помощью лупы.
Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой.
«Почему осенью листья изменяют окраску и опадают?»
Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.


Исследование №2 «Почему лист зеленый?»
- Давайте сначала выясним, почему листья зелёные?
Воспитатель: Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?
Дети: На ткани появились зеленые пятна.
Воспитатель- Это зеленое вещество из листочка называется-
хлорофилл , оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).
Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или …
-какого цвета бывают листья у деревьев осенью?

- Оранжевые, красные, коричневые.

Эксперимент «Как листья опадают»
На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.
Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев.
Воспитатель- Пока лист летел , что вы заметили? Быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился.
Какие выводы можно сделать из этого эксперимента?
Вывод : Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья

падают быстрее и больше кружатся).

Физминутка- Дождь, дождь, надо нам расходиться по домам




Смотрим карту -(волшебный мешочек)
Воспитатель- Тише, тише, тишина. 
Сказка в гости к нам пришла.
Дети садятся на ковер

Жила – была волшебница, и звали ее Осень. Была она могущественной и капризной. Часто меняла свое настроение. 
В волшебном мешочке (педагог показывает сумочку украшенную желтыми листочками) хранила она свое главное волшебную кисточку воспитатель извлекает из сумочки большую, мягкую кисточку, обвитую золотой ленточкой ). Именно волшебная кисточка помогала ей творить множество чудес.
Как красиво Осень раскрашивает дары, но забыла у нас свои кисточки и дары остались не разукрашенными.
 
Воспитатель
-  В мешочке у осени  есть кисточки, белая жидкость и капельки осени
Я поставила вам все на стол! Дети находят столик где стоит молоко в блюдцах, пищевой краситель, жидкое мыло. Прежде, чем стать нам волшебниками и начать раскрашивать листочки, делая их осенними, давайте сделаем
Пальчиковую гимнастику!  (Этот пальчик маленький) Дети капают пипеткой в молоко каплю красного красителя и желтого. Опускают кисточку в жидкое мыло и наблюдают как краски начинают двигаться сами и перемешиваться.
( дети раскрашивают листочки для осени)
Воспитатель : Ребята, вот мы и предоставили осени много доказательств того, что осень еще не закончилась, хотя и нет уже листьев на деревьях, но еще поздняя осень, последний ее месяц ноябрь! Вы разукрасили много листочков, что же нам с ними делать?
Ответ детей: Подарить их осени! (Варианты: когда высохнут, можно украсить платье нам и отправить осени, можно в сундучок ее положить и сама она украсит)

Дети, У меня есть солнышки для вас -одни улыбаются , другие грустные Если вы считаете что хорошо выполнили задания , то возьмете себе улыбающееся солнышко, если что то не получилось – возьмете грустное и прикрепите его на доску, чтобы у нас было тепло и солнечно в группе. Ребята, вы такие молодцы! Вы отзывчивые, внимательные и добрые дети! Я очень рада за вас!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель занятия познавательного цикла (подготовительная группа) "Беседа об осени"

Закреплять знания детей об осени как о времени года. Развивать эмоционально-эстетическое восприятие осени, как "прекрасной поры". Совершенствовать монологическую речь детей и умение их пользоваться об...

Занятие по экологии " По следам осени".

Эскурсия детей по территории детского сада в игровой и занимательной форме с сюрпризными моментами....

Занятие по познавательному развитию «По следам осени»

конспект занятия в подготовительной группе...

Занятие познавательного цикла "Яркие краски осени"

КОНСПЕКТ«Яркие краски осени» Образовательные задачи: • Формировать представления о сезонных (осенних) явлениях природы, признаках осени в разные периоды, о деревьях родного края,...

Конспект занятия старшей группы «По следам осени»

Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учит...

Конспект НОД по познавательному развитию "По следам осени"

Конспект НОД по познанию "По следам осени"...