Занятие познавательного цикла "Яркие краски осени"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
КОНСПЕКТ
«Яркие краски осени»
Образовательные задачи:
• Формировать представления о сезонных (осенних) явлениях природы, признаках осени в разные периоды, о деревьях родного края, умения узнавать и называть деревья по плодам, листьям, коре, называть осенние месяцы, различать раннюю, золотую, позднюю осень.
Коррекционные задачи:
• Закрепить в речи обобщающее понятие «деревья», названия деревьев: липа, береза, рябина, ель, лиственница.
• Активизировать в речи детей прилагательные и описания: (белая, гладкая, тонкая, с черными пятнышками, коричневая, шершавая, темная, с глубокими бороздками, светлая, немного шершавая, с мелкими бороздками, холодная, сырая, пасмурная, дождливая, ветреная, ранняя, золотая, поздняя).
• Согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже: рябиновые листья и т.д.
• Употреблять в речи распространенные предложения: Плоды березы - это сережки. Ранней осенью листья на деревьях еще зеленые. Золотой осенью листья меняют свою окраску, становятся разноцветными. Поздней осенью деревья стоят голые, без листьев.
Коррекционно-воспитательные задачи:
• Совершенствовать умения детей внимательно слушать педагога и сверстников.
• Развивать желание говорить правильно и красиво.
• Формировать у детей чувство прекрасного, умение радоваться, получать положительные эмоции от общения с героем, сверстниками, от встречи с живой природой.
Материалы и оборудования для проведения экскурсии:
1. Зонт.
2. Бубен.
3. Пособие - дождевая туча, султанчик - маленький дождик для ребенка.
4. Фотографии с разными видами коры деревьев.
5. Картинки - листья разных деревьев, плоды и семена.
6. Корзинка с угощениями.
7. Мяч.
8. Букеты осенних листьев.
9. Картинки с изображением периодов осени: ранняя, золотая, поздняя.
Методические приемы:
Сюрпризный момент: Приход игрового персонажа Карлсона.
Беседа героя по картинкам: ранняя, золотая, поздняя осень.
Дидактические игры:
1. «Какая погода осенью?»
2. «Назови дерево»
3. «Узнай листья дерева по описанию»
4. «Угадай дерево по коре»
5. Загадка:
За рекой они росли
Их на праздник привезли.
На веточках иголки
Что же это?
6. Игра на общую моторику: «Пляска с листиками»
7. Подвижная игра: «Дождевая тучка»
Предшествующая работа:
1. Чтение рассказов об осени И.С. Соколов «Осень», «Листопадничек» И.Н. Сладков «Осень в лесу», И.С. Тургенев «Осенний день в березовой роще».
2. Заучивание стихов о деревьях: березе, липе, ели, рябине, лиственнице. Заучивание стихов к подвижной игре. Упражнения на развитие общей моторики. Произнесение считалок.
3. Рассматривание картин русских художников: И. Левитан «Золотая осень», Е. Лушпин «Сказочные сюжеты», И.Э. Грабарь «Осень. Рябина. Березы».
4. Рассматривание картин, иллюстраций об осени, деревьях.
Ход экскурсии:
Приход игрового персонажа Карлсона в групповую комнату.
Карлсон: Ой, как у вас весело, тепло и чисто, а мне очень грустно, потому что я живу на крыше. А у меня на крыше, холодно, дует сильный ветер. Даже деревья вокруг сбросили свои листья на землю, дорожки и даже на крышу моего дома. Сегодня дождик капал все ночь и теперь на крыше много луж. Поэтому я очень скучаю осенью, и мне не нравится осень, деревья осенью и осенний дождь.
- А вы друзья, любите деревья и дождик осенью? (Ответы детей).
Карлсон: - Какие осенние, месяцы, вы знаете? Какая бывает осень?
Как вы думаете, почему ноябрь называют самым холодным месяцем осени? (Ответы детей).
Карлсон: Молодцы, знаете все ответы на вопросы. Вообще то, я тоже люблю и деревья, и дождик, и осень, но ничего про них не знаю. Может быть, вы, расскажите мне о них. Я слышал, что сегодня вы идете на экскурсию по территории детского сада. Возьмите меня, пожалуйста.
Ответы детей.
(Дети одеваются в раздевальной комнате, затем вместе с героем выходят на улицу, на территорию детского сада.)
- Подходят к дереву липе.
1. Чтение стихотворения о липе ребенком.
«От простуды и от гриппа
Дарит нам цветочки липа»
2. Дидактическая игра «Узнай листья дерева по описанию».
Как называются листья этого дерева? Липовые.
Как называются плоды на липе? Орешки с крылышками.
- Дети и Карлсон подходят к дереву рябине.
1 .Чтение стихотворения о рябине ребенком.
«Я нарядная рябинка
На моих плечах косынка
Бусы яркие, как огонь
Только их пока не тронь.
Мои бусы украшение
И для птичек угощение»
2. Дидактическая игра «Узнай и назови правильно»
Как называются листья этого дерева? Рябиновые.
Как называются плоды на рябине? Ягоды.
Какого цвета плоды этого дерева? (Ответы детей)
Карлсон: Дети, а у вас есть желание со мной повеселиться? Как вы думаете, как мы можем себя развеселить? (Ответы детей)
Карлсон: Конечно, мы можем поиграть, петь песни, а я предлагаю весело потанцевать. «Пляска с листиками»:
«Закружился надо мной
Дождь из листьев озорной
До чего же он хорош
Где такой еще найдешь?
Без конца и без начала
Танцевать под ним я стала.
Спляшем вместе мы друзья
Дождь из листиков и я»
(Дети берут в руки букеты листьев и танцуют) (в руках у Карлсона бубен)
- Дети и Карлсон подходят к дереву березе.
1. Карлсон предлагает вспомнить и прочитать стихотворение о березе.
«Березка тонкая и нежная
Надела платье белоснежное
А солнышко в осенний свет
Покрасил косы в желтый цвет
Таким нарядом каждый год
Встречает осени приход»
2. Дидактическая игра «Узнай и назови правильно!»
Как называются листья этого дерева?
Как называются плоды на березе? Сережки.
- Дети и Карлсон подходят к дереву ели.
1. Чтение стихотворения о ели ребенком:
«Надежды на спасение нет.
Осенний клен полураздет
А ветер вор
Стараться рад.
Срывает золотой наряд
Но не сдаются елки
Остры у них иголки»
2. Дидактическая игра «Узнай и назови дерево».
Как называются листья? Хвоя. Иголки.
Как называются плоды на ели? Шишки.
Карлсон: Когда я был маленький, я очень любил играть в игру с мячом.
Дидактическая игра «Расскажи, какая погода осенью?»
Карлсон кидает мяч детям. Кто ловит мяч, тот отвечает.
Когда идет дождь - Погода дождливая.
Дует ветер - Погода ветреная.
Холодно - Погода холодная.
Пасмурно - Погода пасмурная.
Сыро - Погода сырая.
Хмуро - Погода хмурая.
Карлсон: Молодцы ребята. Все вы знаете об осени!
- Дети и Карлсон подходят к дереву лиственнице.
1. Чтение стихотворения о лиственнице ребенком.
«Желтые иголки
На земле лежат.
И они не колки люди говорят»
2. Дидактическая игра «Назови правильно».
Как называются листья лиственницы? Хвоя. Иголки.
Как называются плоды дерева? Шишки.
Карлсон: Дети сегодня со мной к вам пришла дождевая туча. Давайте поиграем с ней.
Подвижная игра «Дождевая тучка».
«Беленькое облако поднялось над крышей
Устремилось облако выше, выше, выше.
Ветер это облако зацепил за тучу.
Превратилось облако в дождевую тучу»
Карлсон берет в руки «Дождевую тучку», выбирают помощника - маленького дождика с помощью считалки:
«Раз, два, три, четыре, пять
Мы решили поиграть.
Но не знали, как нам быть.
Не хотел никто водить.
На тебя укажем мы.
Это верно будешь ты»
После слов считалки, дети бегут к зонтику, а дождевая тучка и ее помощник догоняют детей. Если тучка и дождик дотронутся до ребенка, значит, на некоторое время пойманный ребенок выбывает из игры.
Карлсон: Понравилась вам игра! Мне тоже понравилось играть с вами. Достает из сумки фотографии коры деревьев. Как вы думаете, что на фотографии? Правильно это кора деревьев.
Дидактическая игра «Угадай дерево по коре»
Карлсон: Дети, берите фотографию и ищите нужное дерево.
Какая кора у березы? (белая, гладкая, тонкая, с черными пятнышками).
Какая кора у ели? (Коричневая, шершавая).
Какая кора у липы? (Темная, шершавая, с глубокими бороздками).
Какая кора у рябины? (Светлая, немного шершавая, с мелкими бороздками).
Карлсон: Спасибо вам, мои друзья. Теперь о деревьях и осени знаю много я. За интересную экскурсию хочу вас угостить. Вот только забыл, куда я спрятал угощение? Ура! Вспомнил! Корзинка с угощением под деревом. Под каким? Узнаете, если угадаете мою загадку:
«За рекой они росли
Их на праздник привезли.
На веточках иголки
Что же это?......»
Дети подходят к елкам и находят корзинку. Благодарят Карлсона за угощение. И уходят вместе с ним в группу.
Список литературы:
1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология, ТЦ «Учитель», Воронеж, 2006
2. Шорогина Т.А. Деревья. Какие они? М., Издательство ГНОМ и Д, 2002
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yarkie_kraski_oseni.docx | 24.79 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ
«Яркие краски осени»
Аннотация: в данной статье представлен конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста
Образовательные задачи:
• Формировать представления о сезонных (осенних) явлениях природы, признаках осени в разные периоды, о деревьях родного края, умения узнавать и называть деревья по плодам, листьям, коре, называть осенние месяцы, различать раннюю, золотую, позднюю осень.
Коррекционные задачи:
• Закрепить в речи обобщающее понятие «деревья», названия деревьев: липа, береза, рябина, ель, лиственница.
• Активизировать в речи детей прилагательные и описания: (белая, гладкая, тонкая, с черными пятнышками, коричневая, шершавая, темная, с глубокими бороздками, светлая, немного шершавая, с мелкими бороздками, холодная, сырая, пасмурная, дождливая, ветреная, ранняя, золотая, поздняя).
• Согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже: рябиновые листья и т.д.
• Употреблять в речи распространенные предложения: Плоды березы - это сережки. Ранней осенью листья на деревьях еще зеленые. Золотой осенью листья меняют свою окраску, становятся разноцветными. Поздней осенью деревья стоят голые, без листьев.
Коррекционно-воспитательные задачи:
• Совершенствовать умения детей внимательно слушать педагога и сверстников.
• Развивать желание говорить правильно и красиво.
• Формировать у детей чувство прекрасного, умение радоваться, получать положительные эмоции от общения с героем, сверстниками, от встречи с живой природой.
Материалы и оборудования для проведения экскурсии:
1. Зонт.
2. Бубен.
3. Пособие - дождевая туча, султанчик - маленький дождик для ребенка.
4. Фотографии с разными видами коры деревьев.
5. Картинки - листья разных деревьев, плоды и семена.
6. Корзинка с угощениями.
7. Мяч.
8. Букеты осенних листьев.
9. Картинки с изображением периодов осени: ранняя, золотая, поздняя.
Методические приемы:
Сюрпризный момент: Приход игрового персонажа Карлсона.
Беседа героя по картинкам: ранняя, золотая, поздняя осень.
Дидактические игры:
1. «Какая погода осенью?»
2. «Назови дерево»
3. «Узнай листья дерева по описанию»
4. «Угадай дерево по коре»
5. Загадка:
За рекой они росли
Их на праздник привезли.
На веточках иголки
Что же это?
6. Игра на общую моторику: «Пляска с листиками»
7. Подвижная игра: «Дождевая тучка»
Предшествующая работа:
1. Чтение рассказов об осени И.С. Соколов «Осень», «Листопадничек» И.Н. Сладков «Осень в лесу», И.С. Тургенев «Осенний день в березовой роще».
2. Заучивание стихов о деревьях: березе, липе, ели, рябине, лиственнице. Заучивание стихов к подвижной игре. Упражнения на развитие общей моторики. Произнесение считалок.
3. Рассматривание картин русских художников: И. Левитан «Золотая осень», Е. Лушпин «Сказочные сюжеты», И.Э. Грабарь «Осень. Рябина. Березы».
4. Рассматривание картин, иллюстраций об осени, деревьях.
Ход экскурсии:
Приход игрового персонажа Карлсона в групповую комнату.
Карлсон: Ой, как у вас весело, тепло и чисто, а мне очень грустно, потому что я живу на крыше. А у меня на крыше, холодно, дует сильный ветер. Даже деревья вокруг сбросили свои листья на землю, дорожки и даже на крышу моего дома. Сегодня дождик капал все ночь и теперь на крыше много луж. Поэтому я очень скучаю осенью, и мне не нравится осень, деревья осенью и осенний дождь.
- А вы друзья, любите деревья и дождик осенью? (Ответы детей).
Карлсон: - Какие осенние, месяцы, вы знаете? Какая бывает осень?
Как вы думаете, почему ноябрь называют самым холодным месяцем осени? (Ответы детей).
Карлсон: Молодцы, знаете все ответы на вопросы. Вообще то, я тоже люблю и деревья, и дождик, и осень, но ничего про них не знаю. Может быть, вы, расскажите мне о них. Я слышал, что сегодня вы идете на экскурсию по территории детского сада. Возьмите меня, пожалуйста.
Ответы детей.
(Дети одеваются в раздевальной комнате, затем вместе с героем выходят на улицу, на территорию детского сада.)
- Подходят к дереву липе.
1. Чтение стихотворения о липе ребенком.
«От простуды и от гриппа
Дарит нам цветочки липа»
2. Дидактическая игра «Узнай листья дерева по описанию».
Как называются листья этого дерева? Липовые.
Как называются плоды на липе? Орешки с крылышками.
- Дети и Карлсон подходят к дереву рябине.
1 .Чтение стихотворения о рябине ребенком.
«Я нарядная рябинка
На моих плечах косынка
Бусы яркие, как огонь
Только их пока не тронь.
Мои бусы украшение
И для птичек угощение»
2. Дидактическая игра «Узнай и назови правильно»
Как называются листья этого дерева? Рябиновые.
Как называются плоды на рябине? Ягоды.
Какого цвета плоды этого дерева? (Ответы детей)
Карлсон: Дети, а у вас есть желание со мной повеселиться? Как вы думаете, как мы можем себя развеселить? (Ответы детей)
Карлсон: Конечно, мы можем поиграть, петь песни, а я предлагаю весело потанцевать. «Пляска с листиками»:
«Закружился надо мной
Дождь из листьев озорной
До чего же он хорош
Где такой еще найдешь?
Без конца и без начала
Танцевать под ним я стала.
Спляшем вместе мы друзья
Дождь из листиков и я»
(Дети берут в руки букеты листьев и танцуют) (в руках у Карлсона бубен)
- Дети и Карлсон подходят к дереву березе.
1. Карлсон предлагает вспомнить и прочитать стихотворение о березе.
«Березка тонкая и нежная
Надела платье белоснежное
А солнышко в осенний свет
Покрасил косы в желтый цвет
Таким нарядом каждый год
Встречает осени приход»
2. Дидактическая игра «Узнай и назови правильно!»
Как называются листья этого дерева?
Как называются плоды на березе? Сережки.
- Дети и Карлсон подходят к дереву ели.
1. Чтение стихотворения о ели ребенком:
«Надежды на спасение нет.
Осенний клен полураздет
А ветер вор
Стараться рад.
Срывает золотой наряд
Но не сдаются елки
Остры у них иголки»
2. Дидактическая игра «Узнай и назови дерево».
Как называются листья? Хвоя. Иголки.
Как называются плоды на ели? Шишки.
Карлсон: Когда я был маленький, я очень любил играть в игру с мячом.
Дидактическая игра «Расскажи, какая погода осенью?»
Карлсон кидает мяч детям. Кто ловит мяч, тот отвечает.
Когда идет дождь - Погода дождливая.
Дует ветер - Погода ветреная.
Холодно - Погода холодная.
Пасмурно - Погода пасмурная.
Сыро - Погода сырая.
Хмуро - Погода хмурая.
Карлсон: Молодцы ребята. Все вы знаете об осени!
- Дети и Карлсон подходят к дереву лиственнице.
1. Чтение стихотворения о лиственнице ребенком.
«Желтые иголки
На земле лежат.
И они не колки люди говорят»
2. Дидактическая игра «Назови правильно».
Как называются листья лиственницы? Хвоя. Иголки.
Как называются плоды дерева? Шишки.
Карлсон: Дети сегодня со мной к вам пришла дождевая туча. Давайте поиграем с ней.
Подвижная игра «Дождевая тучка».
«Беленькое облако поднялось над крышей
Устремилось облако выше, выше, выше.
Ветер это облако зацепил за тучу.
Превратилось облако в дождевую тучу»
Карлсон берет в руки «Дождевую тучку», выбирают помощника - маленького дождика с помощью считалки:
«Раз, два, три, четыре, пять
Мы решили поиграть.
Но не знали, как нам быть.
Не хотел никто водить.
На тебя укажем мы.
Это верно будешь ты»
После слов считалки, дети бегут к зонтику, а дождевая тучка и ее помощник догоняют детей. Если тучка и дождик дотронутся до ребенка, значит, на некоторое время пойманный ребенок выбывает из игры.
Карлсон: Понравилась вам игра! Мне тоже понравилось играть с вами. Достает из сумки фотографии коры деревьев. Как вы думаете, что на фотографии? Правильно это кора деревьев.
Дидактическая игра «Угадай дерево по коре»
Карлсон: Дети, берите фотографию и ищите нужное дерево.
Какая кора у березы? (белая, гладкая, тонкая, с черными пятнышками).
Какая кора у ели? (Коричневая, шершавая).
Какая кора у липы? (Темная, шершавая, с глубокими бороздками).
Какая кора у рябины? (Светлая, немного шершавая, с мелкими бороздками).
Карлсон: Спасибо вам, мои друзья. Теперь о деревьях и осени знаю много я. За интересную экскурсию хочу вас угостить. Вот только забыл, куда я спрятал угощение? Ура! Вспомнил! Корзинка с угощением под деревом. Под каким? Узнаете, если угадаете мою загадку:
«За рекой они росли
Их на праздник привезли.
На веточках иголки
Что же это?......»
Дети подходят к елкам и находят корзинку. Благодарят Карлсона за угощение. И уходят вместе с ним в группу.
Список литературы:
1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология, ТЦ «Учитель», Воронеж, 2006
2. Шорогина Т.А. Деревья. Какие они? М., Издательство ГНОМ и Д, 2002
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие( музыка + изо) "Краски осени"
Занятие подготовлено для проведения в разновозрастной группе детей.В подготовке и проведении принимала участие музыкальный руководитель ДОУ...
Творческо-познавательный проект «Краски осени»
Работа по проекту расчитана на два месяца, участниками являются воспитатели, дети, родители....
Конспект занятия по рисованию "Краски осени"
- учить детей рисовать в технике "Рисование ватной палочкой" листья деревьев;- учить передавать в рисунке краски осени- учить использовать три цвета - красный, оранжевый и жёл...
Конспект занятия по логоритмике "Краски осени"
Занятие проводилось в начале учебного года в старшей логопедической группе...
конспект интегрированного занятия по теме "Краски осени"
Закрепление темы "Состав числа 9"...
Проект краткосрочный, познавательно-исследовательский "Краски осени"
Проект для детей старшего дошкольного возраста с созданием осеннего гербария...