Занятие познавательного цикла "Яркие краски осени"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Иванова Людмила Сергеевна

КОНСПЕКТ

«Яркие краски осени»

 

Образовательные задачи:

• Формировать представления о сезонных (осенних) явлениях природы, признаках осени в разные периоды, о деревьях родного края, умения узнавать и называть деревья по плодам, листьям, коре, называть осенние месяцы, различать раннюю, золотую, позднюю осень.

Коррекционные задачи:

• Закрепить в речи обобщающее понятие «деревья», названия деревьев: липа, береза, рябина, ель, лиственница.

• Активизировать в речи детей прилагательные и описания: (белая, гладкая, тонкая, с черными пятнышками, коричневая, шершавая, темная, с глубокими бороздками, светлая, немного шершавая, с мелкими бороздками, холодная, сырая, пасмурная, дождливая, ветреная, ранняя, золотая, поздняя).

• Согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже: рябиновые листья и т.д.

• Употреблять в речи распространенные предложения: Плоды березы - это сережки. Ранней осенью листья на деревьях еще зеленые. Золотой осенью листья меняют свою окраску, становятся разноцветными. Поздней осенью деревья стоят голые, без листьев.

Коррекционно-воспитательные задачи:

• Совершенствовать умения детей внимательно слушать педагога и сверстников.

• Развивать желание говорить правильно и красиво.

• Формировать у детей чувство прекрасного, умение радоваться, получать положительные эмоции от общения с героем, сверстниками, от встречи с живой природой.

Материалы и оборудования для проведения экскурсии:

1. Зонт.

2. Бубен.

3. Пособие - дождевая туча, султанчик - маленький дождик для ребенка.

4. Фотографии с разными видами коры деревьев.

5. Картинки - листья разных деревьев, плоды и семена.

6. Корзинка с угощениями.

7. Мяч.

8. Букеты осенних листьев.

9. Картинки с изображением периодов осени: ранняя, золотая, поздняя.

 

Методические приемы:

Сюрпризный момент: Приход игрового персонажа Карлсона.

Беседа героя по картинкам: ранняя, золотая, поздняя осень.

Дидактические игры:

1. «Какая погода осенью?»

2. «Назови дерево»

3. «Узнай листья дерева по описанию»

4. «Угадай дерево по коре»

5. Загадка:

За рекой они росли

Их на праздник привезли.

На веточках иголки

Что же это?

6. Игра на общую моторику: «Пляска с листиками»

7. Подвижная игра: «Дождевая тучка»

 

Предшествующая работа:

1. Чтение рассказов об осени И.С. Соколов «Осень», «Листопадничек» И.Н. Сладков «Осень в лесу», И.С. Тургенев «Осенний день в березовой роще».

2. Заучивание стихов о деревьях: березе, липе, ели, рябине, лиственнице. Заучивание стихов к подвижной игре. Упражнения на развитие общей моторики. Произнесение считалок.

3. Рассматривание картин русских художников: И. Левитан «Золотая осень», Е. Лушпин «Сказочные сюжеты», И.Э. Грабарь «Осень. Рябина. Березы».

4. Рассматривание картин, иллюстраций об осени, деревьях.

 

Ход экскурсии:

Приход игрового персонажа Карлсона в групповую комнату.

Карлсон: Ой, как у вас весело, тепло и чисто, а мне очень грустно, потому что я живу на крыше. А у меня на крыше, холодно, дует сильный ветер. Даже деревья вокруг сбросили свои листья на землю, дорожки и даже на крышу моего дома. Сегодня дождик капал все ночь и теперь на крыше много луж. Поэтому я очень скучаю осенью, и мне не нравится осень, деревья осенью и осенний дождь.

- А вы друзья, любите деревья и дождик осенью? (Ответы детей).

Карлсон: - Какие осенние, месяцы, вы знаете? Какая бывает осень?

Как вы думаете, почему ноябрь называют самым холодным месяцем осени? (Ответы детей).

Карлсон: Молодцы, знаете все ответы на вопросы. Вообще то, я тоже люблю и деревья, и дождик, и осень, но ничего про них не знаю. Может быть, вы, расскажите мне о них. Я слышал, что сегодня вы идете на экскурсию по территории детского сада. Возьмите меня, пожалуйста.

Ответы детей.

(Дети одеваются в раздевальной комнате, затем вместе с героем выходят на улицу, на территорию детского сада.)

- Подходят к дереву липе.

1. Чтение стихотворения о липе ребенком.

«От простуды и от гриппа

Дарит нам цветочки липа»

2. Дидактическая игра «Узнай листья дерева по описанию».

Как называются листья этого дерева? Липовые.

Как называются плоды на липе? Орешки с крылышками.

- Дети и Карлсон подходят к дереву рябине.

1 .Чтение стихотворения о рябине ребенком.

«Я нарядная рябинка

На моих плечах косынка

Бусы яркие, как огонь

Только их пока не тронь.

Мои бусы украшение

И для птичек угощение»

2. Дидактическая игра «Узнай и назови правильно»

Как называются листья этого дерева? Рябиновые.

Как называются плоды на рябине? Ягоды.

Какого цвета плоды этого дерева? (Ответы детей)

Карлсон: Дети, а у вас есть желание со мной повеселиться? Как вы думаете, как мы можем себя развеселить? (Ответы детей)

Карлсон: Конечно, мы можем поиграть, петь песни, а я предлагаю весело потанцевать. «Пляска с листиками»:

«Закружился надо мной

Дождь из листьев озорной

До чего же он хорош

Где такой еще найдешь?

Без конца и без начала

Танцевать под ним я стала.

Спляшем вместе мы друзья

Дождь из листиков и я»

(Дети берут в руки букеты листьев и танцуют) (в руках у Карлсона бубен)

- Дети и Карлсон подходят к дереву березе.

1. Карлсон предлагает вспомнить и прочитать стихотворение о березе.

«Березка тонкая и нежная

Надела платье белоснежное

А солнышко в осенний свет

Покрасил косы в желтый цвет

Таким нарядом каждый год

Встречает осени приход»

2. Дидактическая игра «Узнай и назови правильно!»

Как называются листья этого дерева?

Как называются плоды на березе? Сережки.

- Дети и Карлсон подходят к дереву ели.

1. Чтение стихотворения о ели ребенком:

«Надежды на спасение нет.

Осенний клен полураздет

А ветер вор

Стараться рад.

Срывает золотой наряд

Но не сдаются елки

Остры у них иголки»

2. Дидактическая игра «Узнай и назови дерево».

Как называются листья? Хвоя. Иголки.

Как называются плоды на ели? Шишки.

Карлсон: Когда я был маленький, я очень любил играть в игру с мячом.

Дидактическая игра «Расскажи, какая погода осенью?»

Карлсон кидает мяч детям. Кто ловит мяч, тот отвечает.

Когда идет дождь - Погода дождливая.

Дует ветер - Погода ветреная.

Холодно - Погода холодная.

Пасмурно - Погода пасмурная.

Сыро - Погода сырая.

Хмуро - Погода хмурая.

Карлсон: Молодцы ребята. Все вы знаете об осени!

- Дети и Карлсон подходят к дереву лиственнице.

1. Чтение стихотворения о лиственнице ребенком.

«Желтые иголки

На земле лежат.

И они не колки люди говорят»

2. Дидактическая игра «Назови правильно».

Как называются листья лиственницы? Хвоя. Иголки.

Как называются плоды дерева? Шишки.

Карлсон: Дети сегодня со мной к вам пришла дождевая туча. Давайте поиграем с ней.

Подвижная игра «Дождевая тучка».

«Беленькое облако поднялось над крышей

Устремилось облако выше, выше, выше.

Ветер это облако зацепил за тучу.

Превратилось облако в дождевую тучу»

Карлсон берет в руки «Дождевую тучку», выбирают помощника - маленького дождика с помощью считалки:

«Раз, два, три, четыре, пять

Мы решили поиграть.

Но не знали, как нам быть.

Не хотел никто водить.

На тебя укажем мы.

Это верно будешь ты»

После слов считалки, дети бегут к зонтику, а дождевая тучка и ее помощник догоняют детей. Если тучка и дождик дотронутся до ребенка, значит, на некоторое время пойманный ребенок выбывает из игры.

Карлсон: Понравилась вам игра! Мне тоже понравилось играть с вами. Достает из сумки фотографии коры деревьев. Как вы думаете, что на фотографии? Правильно это кора деревьев.

Дидактическая игра «Угадай дерево по коре»

Карлсон: Дети, берите фотографию и ищите нужное дерево.

Какая кора у березы? (белая, гладкая, тонкая, с черными пятнышками).

Какая кора у ели? (Коричневая, шершавая).

Какая кора у липы? (Темная, шершавая, с глубокими бороздками).

Какая кора у рябины? (Светлая, немного шершавая, с мелкими бороздками).

Карлсон: Спасибо вам, мои друзья. Теперь о деревьях и осени знаю много я. За интересную экскурсию хочу вас угостить. Вот только забыл, куда я спрятал угощение? Ура! Вспомнил! Корзинка с угощением под деревом. Под каким? Узнаете, если угадаете мою загадку:

«За рекой они росли

Их на праздник привезли.

На веточках иголки

Что же это?......»

Дети подходят к елкам и находят корзинку. Благодарят Карлсона за угощение. И уходят вместе с ним в группу.

 

Список литературы:

1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология, ТЦ «Учитель», Воронеж, 2006

2. Шорогина Т.А. Деревья. Какие они? М., Издательство ГНОМ и Д, 2002

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл yarkie_kraski_oseni.docx24.79 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

«Яркие краски осени»

Аннотация: в данной статье представлен конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста

Образовательные задачи:

• Формировать представления о сезонных (осенних) явлениях природы, признаках осени в разные периоды, о деревьях родного края, умения узнавать и называть деревья по плодам, листьям, коре, называть осенние месяцы, различать раннюю, золотую, позднюю осень.

Коррекционные задачи: 

• Закрепить в речи обобщающее понятие «деревья», названия деревьев: липа, береза, рябина, ель, лиственница.

• Активизировать в речи детей прилагательные и описания: (белая, гладкая, тонкая, с черными пятнышками, коричневая, шершавая, темная, с глубокими бороздками, светлая, немного шершавая, с мелкими бороздками, холодная, сырая, пасмурная, дождливая, ветреная, ранняя, золотая, поздняя).

• Согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе, падеже: рябиновые листья и т.д.

• Употреблять в речи распространенные предложения: Плоды березы - это сережки. Ранней осенью листья на деревьях еще зеленые. Золотой осенью листья меняют свою окраску, становятся разноцветными. Поздней осенью деревья стоят голые, без листьев.

Коррекционно-воспитательные задачи:

• Совершенствовать умения детей внимательно слушать педагога и сверстников.

• Развивать желание говорить правильно и красиво.

• Формировать у детей чувство прекрасного, умение радоваться, получать положительные эмоции от общения с героем, сверстниками, от встречи с живой природой.

Материалы и оборудования для проведения экскурсии:

1. Зонт.

2. Бубен.

3. Пособие - дождевая туча, султанчик - маленький дождик для ребенка.

4. Фотографии с разными видами коры деревьев.

5. Картинки - листья разных деревьев, плоды и семена.

6. Корзинка с угощениями.

7. Мяч.

8. Букеты осенних листьев.

9. Картинки с изображением периодов осени: ранняя, золотая, поздняя.

Методические приемы:

Сюрпризный момент: Приход игрового персонажа Карлсона.

Беседа героя по картинкам: ранняя, золотая, поздняя осень.

Дидактические игры:

1. «Какая погода осенью?»

2. «Назови дерево»

3. «Узнай листья дерева по описанию»

4. «Угадай дерево по коре»

5. Загадка:

За рекой они росли

Их на праздник привезли.

На веточках иголки

Что же это?

6. Игра на общую моторику: «Пляска с листиками»

7. Подвижная игра: «Дождевая тучка»

Предшествующая работа:

1. Чтение рассказов об осени И.С. Соколов «Осень», «Листопадничек» И.Н. Сладков «Осень в лесу», И.С. Тургенев «Осенний день в березовой роще».

2. Заучивание стихов о деревьях: березе, липе, ели, рябине, лиственнице. Заучивание стихов к подвижной игре. Упражнения на развитие общей моторики. Произнесение считалок.

3. Рассматривание картин русских художников: И. Левитан «Золотая осень», Е. Лушпин «Сказочные сюжеты», И.Э. Грабарь «Осень. Рябина. Березы».

4. Рассматривание картин, иллюстраций об осени, деревьях.

Ход экскурсии:

Приход игрового персонажа Карлсона в групповую комнату.

Карлсон: Ой, как у вас весело, тепло и чисто, а мне очень грустно, потому что я живу на крыше. А у меня на крыше, холодно, дует сильный ветер. Даже деревья вокруг сбросили свои листья на землю, дорожки и даже на крышу моего дома. Сегодня дождик капал все ночь и теперь на крыше много луж. Поэтому я очень скучаю осенью, и мне не нравится осень, деревья осенью и осенний дождь.

- А вы друзья, любите деревья и дождик осенью? (Ответы детей).

Карлсон: - Какие осенние, месяцы, вы знаете? Какая бывает осень?

Как вы думаете, почему ноябрь называют самым холодным месяцем осени? (Ответы детей).

Карлсон: Молодцы, знаете все ответы на вопросы. Вообще то, я тоже люблю и деревья, и дождик, и осень, но ничего про них не знаю. Может быть, вы, расскажите мне о них. Я слышал, что сегодня вы идете на экскурсию по территории детского сада. Возьмите меня, пожалуйста.

Ответы детей.

(Дети одеваются в раздевальной комнате, затем вместе с героем выходят на улицу, на территорию детского сада.)

- Подходят к дереву липе.

1. Чтение стихотворения о липе ребенком.

«От простуды и от гриппа

Дарит нам цветочки липа»

2. Дидактическая игра «Узнай листья дерева по описанию».

Как называются листья этого дерева? Липовые.

Как называются плоды на липе? Орешки с крылышками.

- Дети и Карлсон подходят к дереву рябине.

1 .Чтение стихотворения о рябине ребенком.

«Я нарядная рябинка

На моих плечах косынка

Бусы яркие, как огонь

Только их пока не тронь.

Мои бусы украшение

И для птичек угощение»

2. Дидактическая игра «Узнай и назови правильно»

Как называются листья этого дерева? Рябиновые.

Как называются плоды на рябине? Ягоды.

Какого цвета плоды этого дерева? (Ответы детей)

Карлсон: Дети, а у вас есть желание со мной повеселиться? Как вы думаете, как мы можем себя развеселить? (Ответы детей)

Карлсон: Конечно, мы можем поиграть, петь песни, а я предлагаю весело потанцевать. «Пляска с листиками»:

«Закружился надо мной

Дождь из листьев озорной

До чего же он хорош

Где такой еще найдешь?

Без конца и без начала

Танцевать под ним я стала.

Спляшем вместе мы друзья

Дождь из листиков и я»

(Дети берут в руки букеты листьев и танцуют) (в руках у Карлсона бубен)

- Дети и Карлсон подходят к дереву березе.

1. Карлсон предлагает вспомнить и прочитать стихотворение о березе.

«Березка тонкая и нежная

Надела платье белоснежное

А солнышко в осенний свет

Покрасил косы в желтый цвет

Таким нарядом каждый год

Встречает осени приход»

2. Дидактическая игра «Узнай и назови правильно!»

Как называются листья этого дерева?

Как называются плоды на березе? Сережки.

- Дети и Карлсон подходят к дереву ели.

1. Чтение стихотворения о ели ребенком:

«Надежды на спасение нет.

Осенний клен полураздет

А ветер вор

Стараться рад.

Срывает золотой наряд

Но не сдаются елки

Остры у них иголки»

2. Дидактическая игра «Узнай и назови дерево».

Как называются листья? Хвоя. Иголки.

Как называются плоды на ели? Шишки.

Карлсон: Когда я был маленький, я очень любил играть в игру с мячом.

Дидактическая игра «Расскажи, какая погода осенью?»

Карлсон кидает мяч детям. Кто ловит мяч, тот отвечает.

Когда идет дождь - Погода дождливая.

Дует ветер - Погода ветреная.

Холодно - Погода холодная.

Пасмурно - Погода пасмурная.

Сыро - Погода сырая.

Хмуро - Погода хмурая.

Карлсон: Молодцы ребята. Все вы знаете об осени!

- Дети и Карлсон подходят к дереву лиственнице.

1. Чтение стихотворения о лиственнице ребенком.

«Желтые иголки

На земле лежат.

И они не колки люди говорят»

2. Дидактическая игра «Назови правильно».

Как называются листья лиственницы? Хвоя. Иголки.

Как называются плоды дерева? Шишки.

Карлсон: Дети сегодня со мной к вам пришла дождевая туча. Давайте поиграем с ней.

Подвижная игра «Дождевая тучка».

«Беленькое облако поднялось над крышей

Устремилось облако выше, выше, выше.

Ветер это облако зацепил за тучу.

Превратилось облако в дождевую тучу»

Карлсон берет в руки «Дождевую тучку», выбирают помощника - маленького дождика с помощью считалки:

«Раз, два, три, четыре, пять

Мы решили поиграть.

Но не знали, как нам быть.

Не хотел никто водить.

На тебя укажем мы.

Это верно будешь ты»

После слов считалки, дети бегут к зонтику, а дождевая тучка и ее помощник догоняют детей. Если тучка и дождик дотронутся до ребенка, значит, на некоторое время пойманный ребенок выбывает из игры.

Карлсон: Понравилась вам игра! Мне тоже понравилось играть с вами. Достает из сумки фотографии коры деревьев. Как вы думаете, что на фотографии? Правильно это кора деревьев.

Дидактическая игра «Угадай дерево по коре»

Карлсон: Дети, берите фотографию и ищите нужное дерево.

Какая кора у березы? (белая, гладкая, тонкая, с черными пятнышками).

Какая кора у ели? (Коричневая, шершавая).

Какая кора у липы? (Темная, шершавая, с глубокими бороздками).

Какая кора у рябины? (Светлая, немного шершавая, с мелкими бороздками).

Карлсон: Спасибо вам, мои друзья. Теперь о деревьях и осени знаю много я. За интересную экскурсию хочу вас угостить. Вот только забыл, куда я спрятал угощение? Ура! Вспомнил! Корзинка с угощением под деревом. Под каким? Узнаете, если угадаете мою загадку:

«За рекой они росли

Их на праздник привезли.

На веточках иголки

Что же это?......»

Дети подходят к елкам и находят корзинку. Благодарят Карлсона за угощение. И уходят вместе с ним в группу.

Список литературы:

1. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология, ТЦ «Учитель», Воронеж, 2006

2. Шорогина Т.А. Деревья. Какие они? М., Издательство ГНОМ и Д, 2002


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие( музыка + изо) "Краски осени"

Занятие подготовлено для проведения в разновозрастной группе детей.В подготовке и проведении принимала участие музыкальный руководитель ДОУ...

Творческо-познавательный проект «Краски осени»

Работа по проекту расчитана на два месяца, участниками являются воспитатели, дети, родители....

Конспект занятия по рисованию "Краски осени"

- учить детей рисовать в технике "Рисование ватной палочкой" листья деревьев;- учить передавать в рисунке краски осени- учить использовать три цвета - красный, оранжевый и жёл...

Конспект занятия по логоритмике "Краски осени"

Занятие проводилось  в начале учебного года в старшей логопедической группе...

Проект краткосрочный, познавательно-исследовательский "Краски осени"

Проект для детей старшего дошкольного возраста с созданием осеннего гербария...