воздух-невидимка проект
проект по окружающему миру (средняя группа)
дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде, но научиться самостоятельно изучать его свойства, узнавать то о чем раньше не задумывался и не догадывался ребенку еще не под силу. взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши.а вот если они проходили через руки, через деятельность, то мы смогли бы подарить каждому ребенку радостное удивление, пытливый анализ, первый окрыляющий успех естествоиспытателя. пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытия и увлекаться наша задача.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_vozduh_nevidimka_sr_a_onl_shov.docx | 25.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное образовательное учреждение
центр развития ребенка
детский сад «Аленушка»
Исследовательский проект
«Воздух - невидимка»
Воспитатели: Осокина Н.Л.
Шашина О.В.
пгт. Селенгинск 2016 г.
Вид проекта: Познавательно-исследовательский.
Срок реализации проекта: краткосрочный.
Состав проектной группы: воспитатели Осокина Н.Л., Шашина О.В., воспитанники средней группы, родители.
Актуальность.
Воздух – это волшебник, который способен совершать много чудес. Он может поднять с морского дна затонувший корабль, сделать возможным плавный полет дирижабля и стремительное движение самолетов. Дошкольник прожил на свете уже несколько лет и привык встречаться с воздухом везде. Но научиться самостоятельно, изучать его свойства, узнавать то, о чем раньше не задумывался или не догадывался ребенку еще не по силу. Взрослые привыкли передавать ребенку знания в основном через глаза и уши. А вот если они проходили через руки, через деятельность, то мы смогли бы подарить каждому ребенку радостное удивление, пытливый анализ, первый окрыляющий успех естествоиспытателя. Развить у ребенка внимание, мышление, речь. Пробудить интерес к окружающему миру, сформировать умение делать открытие и увлекаться наша задача. В настоящее время в связи с пересмотром приоритетных форм и методов обучения в дошкольном образовании преобладают именно методы, развивающие у детей способности к начальным формам обобщения, умозаключения, абстракции. А таким методом и является экспериментирование.
Цель: Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования .
Задачи:
- Дать детям понятие, что такое «воздух» через детское экспериментирование.
- Формировать элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
- Познакомить с качественной характеристикой воздуха (лёгкий, невидимый, движется, ощущаем).
- Развивать умение детей решать проблемные задачи.
- Воспитывать интерес к экспериментированию.
Организация проекта:
1 этап. Постановка проблемы, определение цели и задач исследовательской работы.
К празднику мы с ребятами решили украсить группу воздушными шарами. Стали их надувать насосом для надувания шаров. Катя спросила: « А почему надувается воздушный шар? Что из насоса туда надувается…?». В ходе размышлений, беседы, мы с детьми выявили проблему: «Что такое воздух?», «Откуда он берется?».
В соответствие с проблемой, мы поставили задачи дальнейшего исследования проблемы:
- Узнать про воздух, как можно больше.
- Провести опыты с воздухом.
- Узнать какой воздух нам полезен.
При разработке проекта детьми были высказаны следующие гипотезы:
- «Воздух невидим потому, что его нет»;
- «Мы не можем потрогать воздух»;
- «Воздух можно поймать»;
- «Воздух может двигать предметы»;
- «Воздух может быть холодным и теплым».
С целью проверки гипотез была запланирована следующая работа:
- серия опытов на выявления свойств воздуха;
- наблюдения на прогулке;
- беседы;
- чтение познавательной литературы;
- игры-развлечения.
Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала
Картинки о загрязнении воздуха, пиктограммы
Создание технической базы для детского экспериментирования:
воздушные шары, пакеты, мыльные пузыри, кирпич, сосуд с водой, теннисные шарики, флажки, дудочки, изготовление веера.
Работа с родителями:
Оформление папок – передвижек. Подбор художественного слова, загадок.
Индивидуальные беседы.
Оформление родительского уголка, размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта
2 этап. Организация исследования в рамках проекта.
1) Занятия.
- Наблюдения.
- Эвристические беседы.
- Опыты и эксперименты.
∙Игровое упражнение «Почувствуй воздух» - дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуем? Воздуха мы не видим, но он везде окружает нас.
∙Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух? Как мы можем это проверить? Пустую прозрачную бутылку опускают в таз с водой, так чтобы она начала заполняться. Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.
∙Назовите предметы, которые мы заполняем воздухом. Дети надувают воздушные шарики. Чем мы заполняем шарики? Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.
Дети отгадывают ее и объясняют, почему они догадались.
∙Для чего нам нужен воздух? Сделаем глубокий вдох…и затем выдохнем. Воздух нам нужен чтобы дышать. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Можем ли мы его увидеть? (Нет, он невидим.) Можем ли мы его почувствовать? Возьмем салфетку или веер и помашем возле лица. Чем пахнет воздух?
∙Игра «Узнай по запаху».Детям предлагается с закрытыми глазами отгадать запах (апельсина, духов, ванилина, чеснока) – что вы чувствовали? Д е д З н а й. Вы почувствовали запах того вещества, которое я вам предлагал понюхать. Если в помещении ели апельсин, использовали духи или что-то еще, то воздух имеет запах этого вещества или продукта. Имеет ли свой запах воздух? (Нет.) Посмотрите сегодня у нас в лаборатории много воздушных шариков. Как вы думаете, что внутри этих шариков? (Воздух) А в не надутых шариках есть воздух?
Художественная литература
Пословицы и поговорки о воздухе
• В запас воздухом не надышишься.
• Нам победа, как воздух, нужна.
• Воздух, сколько ни глотай, сыт не будешь.
• Воздуха словами не наполнишь.
• Люди работали, а он воздухом торговал.
• Нечего зря воздух сотрясать, лучше бы тебе помолчать.
• Победа в воздухе не вьётся, а руками достаётся.
• Счастье в воздухе не вьётся, а руками берётся.
• Гонять деньги по воздуху.
• Воздух – символ свободы.
• Свежая струя воздуха.
• Воздух словами не наполнить.
• Идея повисла в воздухе.
• Взлететь на воздух.
• Сделан из воздуха (практически из ничего) .
• Строить воздушные замки.
• Воздушный поцелуй
Загадки о воздухе
• Чего в комнате не видишь? (Воздух)
• Есть невидимка: в дом не просится, а прежде людей бежит, торопится. (Воздух)
• Ни веса ни цвета у него нету! (Воздух)
• Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, с ног сбивает, слышишь его, да не видишь его. (Ветер)
• Гуляет в поле, да не конь, летает на воле, да не птица. (Ветер)
• Всё ломаю, всё срываю, ничему пощады нет. (Вихрь)
• Без рук, без ног, а ворота отворяет и нас погоняет. (Ветер)
Через нос проходит в грудь
И обратно держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.(Воздух)
3 этап. Презентация результатов исследовательской деятельности.
1) Оформление картотеки занимательных опытов и экспериментов с воздухом
2) Оформление проектной папки.
Практическая значимость проекта:
– Ребенок, овладевший навыками поисково-исследовательской деятельности способен самостоятельно решать возникающие задачи, что необходимо для школьного обучения и успешной самореализации в социуме;
– Развитие познавательных навыков, личностных качеств у ребенка.
Предполагаемый результат: открытое занятие, оформление проектной папки.
В результате проведённой совместно с детьми деятельности по проекту были:
- опровергнуты две гипотезы: «Воздух невидим потому, что его нет» и «Мы не можем потрогать воздух, потому что он не предмет»;
- подтверждены следующие высказанные детьми гипотезы: «Воздух можно поймать, он может двигать предметы, может быть холодным и теплым». Дети уяснили и закрепили для себя, что все пространство вокруг заполнено воздухом и что без него не будет жизни на Земле, воздух есть жизнь.
Образовательная область: Познавательная. Развитие речи. Художественно – эстетическое
Литература:
1. Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» ТЦ «Сфера», 2001;
2. Марудова Е.В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование» ООО «Детство – пресс», 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Групповой детский исследовательский проект "Воздух - невидимка"
исследовательская деятельность с участием родителей...
Проект " Я исследователь "Воздух-невидимка"
Этот проект раскрывает интерес ребёнка к окружающему миру, помогает самостоятельно с помощью опытов и экспериментов найти ответы на интересующие вопросы и сделать вывод...
мини - проект "Воздух - невидимка" старшая группа
Моей целью, в проведении данного проекта было с помощью экспериментов (опытов) выявить уровень сформированности представлений о воздухе у детей старшего дошкольного возраста. А так же обучать детей ис...
Презентация среднесрочного проекта по теме «Воздух невидимка»
Презентация среднесрочного проекта по теме «Воздух невидимка»...
Детский исследовательский проект "Воздух невидимка"
Данный проект предназначен для ознакомления детей старшего дошкольного возраста со свойствами воздуха....
Презентация к проекту "Воздух невидимка"
Презентация к проекту "Воздух невидимка с детьми старшей группы....
Познавательный среднесрочный групповой проект. Подготовительная к школе группа "Непоседы" "Воздух-невидимка"
Дошкольный возраст – важный период в жизни человека. Система работы по теме «Воздух» предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка. Совместная деятельность взрослого с де...