мини - проект "Воздух - невидимка" старшая группа
проект по окружающему миру (старшая группа) на тему
Моей целью, в проведении данного проекта было с помощью экспериментов (опытов) выявить уровень сформированности представлений о воздухе у детей старшего дошкольного возраста. А так же обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности, развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними. Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами. Расширять представления о значимости воздуха в жизни человека, сформировать представления детей о кислороде и углекислом газе. Развивать экологическое сознание.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mini_proekt_vozduh.docx | 505.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Название проекта Воздух – невидимка. Образовательные области: 1. социально-коммуникативное развитие; 2. познавательное развитие; 3. речевое развитие; Участники проекта: Дети старшей группы (возраст 5-6 лет). Продолжительность проекта: февраль. Содержание проекта Проблема: Что такое воздух? Какими свойствами обладает? Гипотезы: «Воздух невидим потому, что его нет», «Мы не можем потрогать воздух, потому что он не предмет». Цель: С помощью экспериментов (опытов) выявить уровень сформированности представлений о воздухе у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: 1. Обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности, развивать познавательный интерес и любознательность в процессе наблюдений за реальными природными объектами и к практическому экспериментированию с ними. 2. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы. 3. Учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами, принимать и ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности. 4. Расширять представления о значимости воздуха в жизни человека, сформировать представления детей о кислороде и углекислом газе. Развивать экологическое сознание. Ожидаемые результаты: Активно участвовать в экспериментальной деятельности с воздухом Проявлять дисциплинированность, выдержку, самостоятельность и творчество двигательной активности. Участвовать в коллективном разговоре. Рассказывать наизусть стихи о воздухе Организовать свое рабочее место, привести в порядок по окончании. Осуществлять трудовую деятельность на участке, в группе, дома. Создавать индивидуальные, коллективные рисунки о воздухе, используя разные материалы. Проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопросы и искать на них ответы (самостоятельно и совместно с взрослыми). Осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно с взрослыми). Собирать, обобщать и оценивать факты, формулировать и представлять собственную точку зрения (самостоятельно и совместно с взрослыми). Проявлять элементарные навыки рационального природопользования. Выполнять правила и соблюдать нормы поведения в экспериментальной деятельности с воздухом, соблюдая правила безопасности. Анализировать результаты эксперимента. Этапы реализации проекта 1 этап: подготовительный. Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные материалы). Основное оборудование лаборатории: приборы – «помощники»: лабораторная посуда, весы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы; природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, листья деревьев, семена и т.д.; утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; разные виды бумаги; красители: гуашь, акварельные краски; медицинские материалы: пипетки, колбы, мерные ложки, резиновые груши, шприцы (без игл); прочие материалы: зеркала, воздушные шары, сито, свечи. Обобщение и уточнение представлений детей о функциях и свойствах воздуха. (Чтение художественной литературы, рассматривание картин с природными явлениями). 2 этап: основной. Организация работы над проектом. Теоретическая часть: составление перспективно-тематического плана работы с детьми, разработка конспектов и описание проведения опытов; создание фильма «Ветер «добрый» и «злой», консультирование родителей по теме « Эксперимент в детском саду и дома». Практическая часть: 1. Беседы по данной проблеме. 2. Игры-эксперименты по данной проблеме. 3. Связь с другими видами деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская (самостоятельные опыты), коммуникативная (беседы, чтение художественной литературы). 3 этап: заключительный. «Презентация проекта». Представление результатов проекта в виде: - фото отчет с участием детей «Эксперименты с воздухом». - Конспекта итогового занятия с детьми «Что мы знаем о воздухе». Опыты и эксперименты. Для чего нам нужен воздух? (Дышать) Сделайте глубокий вдох, выдох. - Я знаю, что человек может прожить без еды - 5 недель, без воды - 5 дней, без воздуха не больше 5 минут. А каким воздухом полезно дышать? Чистым. Что необходимо делать, чтобы воздух был чистым? Проветривать помещение, гулять на свежем воздухе, ездить загород, и.т.д. А кому ещё нужен воздух? Рыбам, животным, растениям. Правильно, всему живому. И сегодня мы с вами поговорим о воздухе как настоящие ученые-исследователи. Учёные работают в помещении, где много приборов для экспериментов, а как это помещение называется? Лаборатория. В лаборатории надо соблюдать определенные правила: соблюдать тишину, не перебивать друг друга. Давайте мы представим, что вы приехали из разных городов на международную конференцию, чтобы поделиться своим опытом, и в нашей лаборатории, провести опыты. - Скажите, какими качествами должен обладать научный сотрудник? (Быть внимательным, аккуратным, спокойным). Я приглашаю вас в лабораторию. Дети надевают халаты. Итак, я предлагаю вам познакомиться и сесть парами, я вас представлю друг другу по именам. Вот теперь вы не дети, а научные сотрудники. Чтоб природе другом стать, Тайны все её узнать, Все загадки разгадать Научиться наблюдать, Будем вместе развивать качество – внимательность, А поможет всё узнать Наша наблюдательность. - Очутились мы в самой настоящей научной лаборатории. - Проходите, коллеги в научную лабораторию и располагайтесь. Посмотрите на доску, нам предложена какая-то модель, как вы думаете, что здесь изображено? (глаз, руки, нос, ухо, гиря) - Посмотрите на модель (глаз). Как вы думаете, на какой вопрос мы будем искать ответ сейчас? Как можно увидеть воздух?
Эксперимент №1 «Как поймать воздух?» Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он? Вы его видите? Хорошо! Давайте проверим. Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? Вывод: воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Давайте отметим на мольберте карточку-обозначение свойства воздуха «Воздух не имеет цвета. Он прозрачный». - У меня в руке пластиковый стаканчик. Что в нем находится? (Воздух, ничего) - А мы проверим ваши версии.
Эксперимент №2 «Есть ли воздух в стаканчике?» (1 вариант) - Внимание коллеги. Соблюдаем тишину. Идёт эксперимент. На дно стаканчика приклеиваем на пластилин салфетку, тщательно её прижимаем к дну банки. Переворачиваем банку вверх дном, держим банку прямо вертикально и опускаем банку в ёмкость с водой, до дна ёмкости. Затем банку вынимаем из воды. Посмотрим, намокнет ли салфетка. Проделываем опыт коллеги. Что же случилось с салфеткой. (Она сухая) Почему? Как считает? Вывод: салфетка не намокла, потому что воздух есть в банке, он не пускал туда воду.
Эксперимент №3 «Видим воздух, при помощи трубочки и ёмкости с водой» (2 вариант) Этот эксперимент коллеги проделайте самостоятельно. Вам поможет алгоритм, расположенный на экране. Дети рассматривают алгоритм действия и проделывают эксперимент - ребёнок берёт трубочку, опускает один конец в воду, а в другой дует. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему? Вывод: когда в выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух. Давайте теперь посмотрим, что мы должны ещё сделать? Что дальше нарисовано на модели? Руки. Как вы думаете, что руки могут обозначать? Как почувствовать воздух?
Эксперимент №4 «Чувствуем воздух» Возьмите веера. Помашите ими, что чувствуете? (воздух, холодок). А теперь подуйте на ладоши, что чувствуете? (воздух, струю воздуха). Вывод: обнаружили воздух — почувствовали его - Коллеги, как вы считаете, нашли мы ответ на вопрос: Как можно почувствовать воздух? (Да) - А кто считает по-другому? - При помощи чего мы узнали, как можно почувствовать воздух? (При помощи веера, дули на ладошки). - Отправимся на поиски следующего ответа на вопрос. Посмотрите, на следующую модель, нарисовано «ухо» , на какой вопрос мы должны найти ответ? Как услышать воздух?»
Эксперимент №5 «Слышим воздух» Если подуть в баночку или бутылочку, крышки от фломастера, из-под баночек, или сдуть шарик. Возьми те по бутылочке, крышечке и подуйте с краю. Что вы слышите? Звук, воздух. А ещё у нас на столе есть надутый шарик, как вы думаете, что можно сделать с этим шариком, чтобы услышать воздух? Нужно растянуть отверстие шарика и потихоньку спускать воздух, что мы слышим? Писк, воздух. С помощью чего мы услышали воздух коллеги? (Нам помогли баночки, бутылочки и шарик). Вывод: воздух можно услышать разными способами. Итак, мы продолжаем проводить эксперименты. На модели, какой следующий значок? «Нос». Как вы думаете, воздух имеет запах? Как проверить?
Эксперимент №6 «УЗНАЙ ПО ЗАПАХУ» Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили. Я вас приглашаю на ковёр, вначале мы должны подготовиться к эксперименту, для этого необходимо сделать специальные дыхательные упражнения. Я предлагаю вам взять пёрышки, положить на ладонь, что необходимо сделать? Подуть. Сделайте глубокий вдох и сильно выдуйте его на пёрышко. Чтобы ваше пёрышко улетело дальше всех, как нужно подуть? Сильно. Проводиться упражнение. А теперь я вам предлагаю положить ваши пёрышки и взять в руки султанчики. Как вы думаете, как нужно подуть, чтобы дольше всех двигался ваш султанчик? Дуть нужно также сильно? Нет, необходимо сделать глубокий вдох и медленно выдувать воздух на султанчик. Проводиться упражнение. Итак, мы сделали дыхательные упражнения, и теперь кровообращение в головном мозге улучшилось, а значит, мы сможем внимательно сосредоточиться на следующем эксперименте. Я каждому из вас предлагаю закрытыми глазами ощутить аромат, который я предложу и подумать к какой профессии относиться этот запах, например, хлеб-пекарь. Предложить ароматы: бензин, хлеб, лён, духи, лак, приправа, конфета, порошок, и т.д. Дети стараются угадать по запаху профессию. Бензин-водитель или автомеханик; Хлеб - пекарь; Лён - водопроводчик или сантехник; Духи - парфюмер; Лак для ногтей - маникюрша; Приправа – повар; Конфета – кондитер; Земля – агроном; Порошок – прачка; Опилки – плотник, столяр. Молодцы вы совсем справились, а теперь я предлагаю вам последний аромат для всех, закройте глаза, предложить всем аромат яблока. Вы замечательно справились с заданием, и я предлагаю вам съесть кусочек яблока. Коллеги я приглашаю вас снова в лабораторию, посмотрите у нас осталась одна модель, что это – «гиря». Как вы думаете, на какой вопрос мы должны ответить? Имеет ли вес воздух? Кто как думаете? Давайте проверим?
Эксперимент № 7 «Имеет ли воздух вес?» (вариант 1) На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет. Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки? Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.
Эксперимент №8 «Живой пластилин» (вес воздуха вариант 2) - Давайте нальем два стакана воды. В первый стакан — чистую воду, во - второй стакан - газированную. - В каждый стакан бросьте по 5 кусочков пластилина (размером с рисовое зёрнышко). - Что происходит в первом стакане? Что происходит во - втором стакане? В первом стакане обычная вода, в ней содержится большое количество кислорода, и пластилин оседает на дно. Во - втором стакане вода газированная, она содержит большое количество углекислого газа. Поэтому кусочки пластилина поднимаются к поверхности воды, переворачиваются, и снова идут ко дну, где их снова начинают облеплять пузырьки, но уже в большем количестве). - Верно, коллеги. Вначале пластилин тонет, т. к. он тяжелее воды, затем пузырьки газа облепляют кусочки (они напоминают маленькие воздушные шары) и пластилин всплывает на поверхность. Итак, коллеги, мы сегодня провели множество экспериментов с воздухом, я предлагаю вам вспомнить еще раз как можно увидеть воздух; как почувствовать воздух, как услышать воздух, как воздух переносит запах, имеет ли воздух вес? Увидели воздух: - С помощью трубочек и ёмкости с водой. - Когда наклонили стаканчик и опустили в воду, увидели пузырьки воды. Почувствовали воздух; - С помощью шариков, вееров, дули на ладонь. Услышали воздух: - С помощью бутылочек, баночек. - С помощью шарика. Воздух имеет вес: - С помощью газированной воды и пластилина. Воздух переносит запах - С помощью закрытых глаз, смогли по запаху уловить аромат Наш эксперимент подошёл к концу, вы все были внимательными, активными. Уважаемые коллеги вы сейчас разъедитесь по разным городам, надеюсь, вы сможете повторить увиденными экспериментами, и сможете придумать новые. Мне очень понравилась ваша работа в лаборатории, вы с интересом, увлекательно проделывали эксперименты, как настоящие научные сотрудники. Спасибо за работу!
Литература: 1. «Воздух» сост. Ю.И. Смирнов. – СПб: Сова, 1998. 2. Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» – СПб: Детство-Пресс, 2007. 3. Куликовская И.Э, Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование» – М.: Педагогическое общество России, 2005. 4. Николаева С.Н. «Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду» – М.: Педагогическое общество России, 2003. 5. Павленко И.Н., Родюшкина Н.Г. «Развитие речи и ознакомление с окружающим миром в ДОУ: Интегрированные занятия. – М.: Т.Ц. Сфера, 2006. 6. Паркер С., Оливер К. «Человек и природа» (100 вопросов и ответов)/ пер. с англ. М.М. Жуковой, С.А. Пылаевой. – М.: ЗАО «Росмен-Пресс», 2006. 7. «Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет / Автор-составитель Зубкова Н.М. – СПб: Речь, 2009. 8. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2009. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт создания мини-садика в группе
С ребятишками на подоконнике группы создали симпатичный мини-садик. И красиво, и полезно - мои малыши с удовольствием приобщаются к труду и природе....
Проект мини-музея в группе "Наш край"
Оформление, тематика мини-музея в своей группе. Большая помощь в воспитании патриотизма....
МИНИ МУЗЕЙ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА ТЕМА № 1 "ОСЕННЯЯ ПОРА ОЧЕЙ ОЧАРОВАНИЯ"
ЦЕЛЬ: 1. Воспитывать любовь к природе родного края.2. Познакомить детей с цветовой гаммой осенних листьев.3. Учить детей сравнивать листья по величине: большой, маленький.4. Работать ...
МИНИ МУЗЕЙ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА ТЕМА № 2 "В ГОСТЯХ У СКАЗКИ"
Цель:1. Помочь детям запомнить сказку, вызывать желание воспроизводить диалоги между сказочными( приобщение к театральной игре)2. Приучать детей внимательно слушать, развивать речь, память...
МИНИ МУЗЕЙ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА ТЕМА № 3 "ИГРУШКИ" А. БАРТО
Цель:1. Повторить знакомые стихи А. Барто и познакомить детей с новыми стихотворениями2.Учить слушать и запоминать, договаривая слова и небольшие фразы.3. Совершенствовать умение слу...
Мини-праздник "Новоселье группы"
Развлечение для групп, переезжающих в новые стены. Мы проводили в средней группе, можно и для более старших деток. Песню и танец специально не учили - взяли уже знакомые. Получилось ХО-РО-ШО!...
МИНИ МУЗЕЙ В ГРУППЕ РАННЕГО ВОЗРАСТА ТЕМА: "МОЯ ГРУППА "ЦЫПЛЯТА""
Цель:Познакомить детей с названием группы «Цыплята», показать взаимосвязь ,между маленьким ребенком и цыпленком....