Конспект НОД "Экспериментирование с водой".
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Чернякова Татьяна Алексеевна.

Цель: развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования с водой.

Задачи:

1. Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, вес, запах, текучесть). Уточнить значение её для всего живого. Ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная.

2. Развивать любознательность, мышление и речь детей.

3. Воспитывать бережное отношение к воде.

Предварительная работа: разучивание с детьми пословиц, поговорок и стихотворений о воде; чтение рассказов, сказок познавательного характера; рассматривание иллюстраций по теме; беседы на тему: «Где можно встретить воду?», «Кто живёт в воде?».

Оборудование: глобус, клеёнчатые фартуки или халаты на каждого ребёнка и взрослого, одноразовые пластиковые стаканчики на каждого ребёнка, салфетки; пиалы с солью, сахаром, ложечки на каждого ребёнка; тарелочки; молоко; краски или гуашь разных цветов; чеснок.

Рекомендации к проведению: перед началом проведения опытов необходимо провести инструктаж по технике безопасности; дать возможность самостоятельно всем детям проводить опыты (оказывать помощь детям по мере необходимости); подготовить инвентарь для каждого ребёнка; опыты проводить на нескольких столах для большего удобства.

Организационный момент: Дети сидят полукругом на стульчиках. Воспитатель показывает глобус.

Воспитатель: ребята, а вы знаете, что это такое?

Дети отвечают. Воспитатель хвалит за правильные ответы.

Воспитатель: глобус это модель нашей планеты Земля в уменьшенном виде. А какого цвета на глобусе больше всего?

Дети отвечают.

Воспитатель хвалит за правильные ответы.

Воспитатель: голубой и синий цвет – это цвет обозначения воды на глобусе. Посмотрите, как много воды на нашей Земле. Целые океаны, моря, реки и озера! А кому нужна вода?

Дети отвечают (человеку, животным, растениям).

Воспитатель: правильно, без воды нет жизни на земле. Ребята! А вы знаете, вода имеет волшебные свойства: с ней можно играть, проводить разные опыты и фокусы. Для этого мы сейчас превратимся в ученых, и будем проводить опыты в лаборатории. Давайте вспомним, что такое лаборатория? Чем занимаются ученые?

(Ответы детей).

Ученые занимаются наукой. Наука – это познание. Ученые проводят различные опыты. Они задают себе вопросы, а затем пытаются на них ответить. А полученные ответы обязательно записывают или зарисовывают в журнал.

Воспитатель с детьми повторяют правила поведения в лаборатории. Надевают халаты, фартуки. Отправляются в лабораторию. Занимают места.

Ход занятия:

Воспитатель: ребята, сейчас мы с вами проведём несколько опытов с водой.

Опыт № 1. «Вода не имеет вкуса».

(Детям раздаются пиалы с солью или сахаром, ложечки).

Воспитатель: давайте проведём с вами первый опыт. Попробуйте воду каждый из своего стаканчика (воспитатель делает тоже самое).

А теперь положите в стаканчик с водой вещество, которое находится у вас на столе (воспитатель демонстрирует). Размешайте, а теперь попробуйте воду. Какая она стала на вкус? (Ответы детей). Как вы думаете, что вы добавили в воду? (Ответы детей).

Вывод: оказывается, вода может принимать вкус того вещества, которое в неё добавили. Сама по себе вода никакого вкуса не имеет.

Опыт № 2. «Вода – это жидкость».

Воспитатель: возле каждого из вас стоят пустые стаканчики и стаканчики с водой. Переливайте воду из одного стаканчика в другой. Попробуйте сделать это несколько раз.

Дети выполняют вместе с воспитателем.

Вывод: вода – это жидкость, её можно наливать, переливать.

Воспитатель: ребята, а как вы считаете, какого цвета вода?

(Ответы детей).

Сейчас мы это проверим.

Опыт № 3. «Вода бесцветная».

На столе у воспитателя стаканчик с молоком, стаканчик с водой.

Воспитатель: какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета?

(Ответы детей).

Вывод: вода не имеет цвета, она бесцветная.

Воспитатель: ребята, а я знаю, что вода может изменять свой цвет. Хотите убедиться в этом? Давайте вместе со мной проведём следующий опыт.

На столе у каждого по 2 стаканчика с водой, краски.

Воспитатель: сейчас вместе со мной, каждый из вас добавьте в стаканчик с водой краски с баночки и мы посмотрим, что произойдёт с водой. Изменила вода свой цвет?

(Ответы детей).

Вывод: вода может менять цвет в зависимости от того, что и какого цвета в неё добавили.

Опыт № 4. «Вода не имеет запаха».

Воспитатель: а теперь, я предлагаю вам, ребята, понюхать воду. Пахнет ли вода чем-нибудь?

(Ответы детей).

Воспитатель: перед вами в тарелочках лежит порезанный на мелкие кусочки чеснок. Добавьте его в стаканчик с водой и размешайте. Теперь понюхайте. Что изменилось?

(Ответы детей).

Вывод: вода ни чем не пахнет, у неё нет запаха, но она может приобрести запах пахучих веществ.

Опыт № 5. «Имеет ли вода вес?».

Воспитатель: ребята, как вы думаете, имеет ли вода вес? Как это проверить?

(Ответы детей).

Дети сравнивают пустой стакан и стакан, наполненный водой.

Вывод: стакан с водой тяжелее пустого стакана. Вода имеет вес.

Заключительная часть:

Воспитатель: а теперь ребята нам пора возвращаться в детский сад.

- Где мы с вами сегодня были?

- Понравилось вам наше превращение в ученых?

- Что мы сегодня с вами делали?

- Что вы можете сказать о воде?

- А скажите, пожалуйста, нам нужна вода? Кому еще нужна вода?

(Ответы детей).

- А нужно ли беречь воду? И как мы можем это делать?

(Ответы детей - закрывать кран, не мусорить, не загрязнять водоемы).

Давайте вспомнить пословицы и поговорки о воде.

В альбоме экспериментирования дети делают зарисовки проведённых опытов.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД "Секреты воды. У воды температура".

Экспериментирование в подготовительной группе. Соответствует ФГОС....

Конспект образовательной ситуации "Водичка, водичка"

Помощь родителям в обучении детей культурно гигиеническим навыкам...

Конспект ООД Тема: "Водичка, водичка" вторая младшая группа

Конспект  ООД Тема: "Водичка, водичка" вторая младшая группа...

Конспект "Опыты с водой" в рамках экологического проекта "О значении воды".

Развивать у детей познавательный интерес через знакомство с техникой проведения опытов с водой;развивать наблюдательность,способность сравнивать,сопостовлять,делать выводы....

Конспект ООД "С водой и без воды"

Конспект ООД "С водой и без воды"...

Конспект интеллектуальной игры "Вода- водичка"

в помощь воспитателям, мероприятие можно проводить с детьми старшего дошкольного возраста...