Познавательный проект "Мир профессий" для детей второй младшей группы.
проект по окружающему миру (младшая группа)

Чечуева Анна Александровна

Познавательный проект "Мир профессий" для детей второй младшей группы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_mir_professiy.doc591.5 КБ

Предварительный просмотр:

                           

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №14 «Искорка»

Познавательный проект

для детей второй младшей группы

 «Мир профессий».

Составила воспитатель

второй младшей группы

Чечуева Анна Александровна

октябрь,  2020 г.

Содержание

Пояснительная записка   (введение)……………………………..…3

Содержание проекта  ………………………………………………...5

Заключение  ………………………………………………………..…7

Приложение  ……………………………………………………….....9

Литература………………………………………………………….... 15


Пояснительная записка

     В жизни каждого человека профессиональная деятельность

занимает важное место. С первых шагов ребенка родители задумываются о

его будущем, внимательно следят за интересами и склонностями своего

ребенка, стараясь предопределить его профессиональную судьбу. Проблема

формирования представлений дошкольников о мире труда и профессий

недостаточно разработана в педагогике, хотя, казалось бы, всем ясна

огромная роль представлений детей о профессиях и труде. В детских садах

формирование представлений о мире труда и профессий подчас

осуществляется недостаточно целенаправленно и систематически, так как

перед дошкольниками не стоит проблема выбора профессии. Но поскольку

профессиональное самоопределение взаимосвязано с развитием личности на

всех возрастных этапах, то дошкольный возраст можно рассматривать как

подготовительный, закладывающий основы для профессионального

самоопределения в будущем. Представления о профессиях у ребенка

ограничены его пока небогатым жизненным опытом – работа мамы и папы,

воспитателя в детском саду, профессии летчика, полицейского, продавца, но

и об этих так или иначе знакомых профессиях дети знают, как правило, мало

и весьма поверхностно. Между тем, в современном мире существует

огромное количество видов труда. Ориентация в этом океане человеческих

занятий является важнейшим звеном социальной адаптации ребенка. Таким

образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и

профессий – это необходимый процесс, актуальный в современном мире.


Введение

Актуальность:

   Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с трудом взрослых является сложным видом социально-личностного их развития, требующего специально организованной деятельности и создание условий для самостоятельных игр. Пути и формы приближения к ним труда взрослых, его пример, систематическая работа по ознакомлению воспитанников с трудом оказывает огромное влияние на развитие их социального опыта, воспитание положительного отношения и уважения к труду и профессиям.

В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга, и поэтому родитель становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. В это же время, в связи с возрастными особенностями, у детей наблюдается малая активность детей в сюжетно-ролевых игр, отражающих труд взрослых, однообразие сюжета, не особо развит интерес к труду, при проведении бесед отмечается затруднения, при ответах на вопросы «Кем работает мама папа)?, Кто приготовил нам суп?, постирал постель?, зачем это нужно людям?» Не все дети могут узнать, назвать орудия труда, имеющих отношение к выполнению профессиям.

Объектом проектирования является познавательная активность детей второй младшей группы.

Предметом проектирования является лэпбук «Профессии»

Участники проекта: воспитатель второй младшей группы, воспитанники группы 3-4 лет и их родители.

Вид проекта: познавательный

Продолжительность: краткосрочный

Сроки реализации:  1 октября  – 1  ноября 2020 года

Цель: развитие познавательной активности дошкольников посредством ознакомления с профессиями и трудом взрослых.

Задачи:

Социально – коммуникативное развитие

  • Воспитывать положительное отношение к результатам труда взрослых, в том числе родителей
  • формировать навыки сотрудничества, взаимодействия в игровой деятельности, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Познавательное развитие:

  • Создать и поддерживать интерес малышей к деятельности взрослых;
  • воспитывать интерес к профессии родителей;
  • развивать зрительное внимание и восприятие;

Речевое развитие:

  • расширить и закрепить представления о профессиях людей;
  • уточнить, расширить и активизировать словарь по теме;
  • развивать речевую и мыслительную деятельности, мелкую моторику.

Предполагаемые результаты:

  • Развитие у детей познавательного интереса,
  • Знание детьми информации о таких профессиях, как воспитатель, повар, врач, водитель, строитель, продавец, водитель.
  • Понимание детьми значимости этих профессий;
  • Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний;
  • Проявление признательности и уважения к труду взрослых;
  • Повышение интереса родителей к жизни детей в ДОУ, желание участвовать в совместной деятельности с детьми;
  • Создание индивидуального коллажа, совместно с родителями, на тему «Профессия моих родителей»
  • Создание лэпбука  «Профессии».

Содержание проекта

1 этап: Подготовительный.

  • Подбор наглядно-дидактического материала, иллюстраций, стихотворений, загадок о профессиях.
  • Организация развивающей среды в группе
  • рассказ родителей о своей работе детям;
  • Создание индивидуального коллажа, совместно с родителями, на тему «Профессия моих родителей»

2 этап: Основной.

На основном этап  мы приступили к реализации данного проекта. Далее подробно расписана вся проделанная работа.

Социально-коммуникативное развитие

  • Оформление лэпбука «Профессии»
  • Проведение дидактических игр «Кому, что нужно для работы»,               «Кем быть?»
  • Сюжетно-ролевые игры: «Поможем повару», «В магазине игрушек», «Больница», «Шофёр», «Строители»

Речевое развитие:

  • Дидактические игры (приложение 3)
  • НОД «Профессии»
  • Отгадывание загадок про профессии (Приложение 1)
  • Слушание стихотворений о профессиях (Приложение 1)
  • Беседа на тему «Кем хочешь стать, когда вырастешь?»
  • Рассказ о профессии своих родителей, с помощью коллажа, приготовленного дома вместе с родителями.
  • Пальчиковые игры с заучиванием «Профессии», «Варим компот». (Приложение 2)
  • Чтение художественной литературы:
  • Н. Калинина «Помощники».
  • И. Демьянов «Я теперь большая».
  • А. Кузнецова «Кто умеет».
  • К. Чуковский «Федорино горе».
  • Б. Заходер «Все работы хороши».
  • В. Маяковский «Кем быть?».
  • Заучивание стихотворения Е. Груданова «Наша нянечка».

Познавательное развитие

  • НОД- презентации: «Все профессии важны», «Отгадай профессию?» (Приложение 3)

Художественно-эстетическое развитие:

  • Аппликация «Автобус для друзей» 
  • НОД по развитию речи «Путешествие в страну профессий»
  • Рассматривание иллюстраций на тему «Профессии»
  • Раскрашивание раскрасок «Профессии»

Физическое развитие:

  • Физкультминутка «Мы шоферы», «Летчики», «Профессии»

Взаимодействие с семьями:

  • Беседа-консультация: «Технология изготовления коллажа «Профессия моих родителей»
  • Привлечение родителей к изготовлению коллажа и рассказа о

профессии родителей.

3 этап: Заключительный.

На заключительном этапе, мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяет детей общими впечатлениями.

Критерии оценки эффективности проекта:

1. В процессе работы над проектом у детей сформировался  высокий уровень познавательной активности .

2. Создание лэпбука «Профессии»

3. Активное участие родителей в образовательном процессе дошкольного учреждения. Активность родителей и заинтересованность в реализации проекта привела к увеличению доли их участия в совместных мероприятиях и к подготовке условий для дальнейшей проектной деятельности детей

Исходя из этого , можно выделить следующие результаты:

Дети с интересом рассказывали о том, какая профессия у его мамы (папы) и чем они занимаются на работе. Посредством игры рассуждали на тему «Когда я вырасту я стану…»

Данная тематика нашла свое отражения в различных видах деятельности. Ребята знакомились с профессиями и их назначением, с удовольствием играли, и тем самым закрепляли полученные знания и развивали связную речь в сюжетно-ролевых играх, например, «Кому, что  нужно для работы?». На занятиях расширяли знания о профессиях. Физ. минутки и пальчиковые игры были тоже подобраны, исходя из темы проекта. В результате проекта было создано лото «Профессия моих родителей», которое используется ежедневно как настольная игра. Ребята с удовольствием играют в нее, рассказывают о профессиях, развивая тем самым, связную речь.

Заключение

Проводимая работа помогла создать положительное отношение дошкольников к труду взрослых, повысить их интерес к трудовым действиям, к профессиям взрослых, отразить полученные знания и впечатления в сюжетно-ролевых играх.

  • В результате внедрения проекта в общеобразовательный процесс у детей расширился словарь по теме «Профессии»; стала более развита речевая и мыслительная деятельности, мелкая моторика.
  • В ходе проекта повысилось положительное отношение к результатам труда взрослых, в том числе родителей, сформировалось взаимодействие  в игровой деятельности у детей доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
  • Полученные знания дали детям возможность фантазировать, творчески самовыражаться, что обусловило повышение уровня познавательных и творческих способностей.


Приложение №1

Загадки и стихи на тему «Профессии»:

«Кто в дни болезней всех полезней

И лечит нас от всех болезней?» (врач)

 «Ходит в белом колпаке с поварешкою в руке.

Он готовит нам обед: кашу, щи и винегрет». (повар)        

Вижу в небе самолет

Как светящийся комочек,

Управляет им пилот,

По другому просто ... (Лётчик.)

Все дороги мне знакомы,

Я в кабине словно дома.

Мне мигает светофор,

Знает он, что я - …(Шофёр.)

У этой волшебницы,

Этой художницы,

Не кисти и краски,

А гребень и ножницы.

Она обладает

Таинственной силой:

К кому прикоснётся,

Тот станет красивый. (Парикмахер.)

Скажи, кто так вкусно

Готовит щи капустные,


Пахучие котлеты,

Салаты, винегреты,

Все завтраки, обеды? (Повар)

Кирпичи кладет он в ряд,

Строит садик для ребят

Не шахтер и не водитель,

Дом нам выстроит. (строитель)

Стихи на тему «Профессии»:

Воспитатель:

С малышами я вожусь,

 С ними провожу все дни,

Никогда я не сержусь

На проделки ребятни.

С ними я хожу гулять,

Их укладываю спать.

И, конечно их, люблю

Я профессию свою.

Повар детского сада

В небе звёздочка искрится,

Спит клубком усатый кот,

Только повару не спится –

Повар затемно встаёт.

Каша булькает легонько,

И яичница шипит,

И под вкусный шум и гомон

В спальни входит аппетит.

Мы в столовой дружно сядем,

Как огромная семья.

Буду поваром в столовой –

Так сама решила я!


Парикмахер

Дайте ножницы, расчёску, Он вам сделает причёску. Парикмахер непременно Подстрижёт вас современно.

Водитель

Умело он ведёт машину –

Ведь за рулём не первый год!

Слегка шуршат тугие шины,

Он нас по городу везёт.

Шофёры

Шуршат по дорогам

 Весёлые шины,

Спешат по дорогам

 Машины, машины…

 А в кузове - важные,

Срочные грузы:

Цемент и железо,

Изюм и арбузы.

Работа шофёров

Трудна и сложна,

Но как она людям

Повсюду нужна!..

Мы – пожарные

На машине ярко-красной

Мчимся мы вперёд.

Труд тяжёлый и опасный

Нас, пожарных, ждёт.

Вой пронзительной сирены

Может оглушить,

Будем и водой, и пеной

Мы пожар тушить.

Сможем мы помочь,

Ведь с огнём бороться будем

Смело день и ночь!

Портной

Про портного, про пальто

и ещё про кое-что

Мне братишка говорит:

- У меня пальто болит.

Даже хлястик

Отвернулся

И куда-то вниз

Глядит.

Тут пришёл тряпичный доктор,

Или попросту – портной,

Он заахал и заохал:

- Что случилось?

Где больной?

Мой братишка говорит:

- У меня пальто болит.

И никак я не пойму –

Почему?

Посмотрел тряпичный доктор

На пальто со всех сторон

И с улыбкой, и со вздохом

Наконец ответил он:

- Это проще манной каши.

Оттого пальто болит,

Что у пуговицы вашей

Жизнь на наточке висит.


   Приложение №2

Пальчиковые игры на тему «Профессии»:

«Будем мы варить компот»

«Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много – вот.

Будем яблоки крошить,

Будем груши мы рубить,

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

Будем мы варить компот,

Угостим честной народ».

«Почтальон»

 Что принес нам почтальон?

 С толстой сумкой ходит он.

 Перевод, журнал, газеты.

В бандероли 2 кассеты.

И письмо от тети Вали,

Чтоб ее приезда ждали. (загибаем пальчик)

«Профессии»

Много есть профессий знатных,

(Соединять пальцы правой руки с большим.)

И полезных, и приятных.

(Соединять пальцы левой руки с большим.)

Повар, врач, маляр, учитель,

Продавец, шахтёр, строитель…

(Последовательно соединять пальцы обеих рук с большим.)

Сразу всех не называю,

(Сжимать и разжимать кулачки.)

Вам продолжить предлагаю.

(Вытянуть руки вперёд ладонями вверх.)

Приложение №3

Дидактическая игра «Кто что делает».
Дидактическое упражнение «Закончи предложение».
Дидактическая игра «Кому что нужно».

Приложение  №4

Литература

1. Чепуштанова О. Кто, чем занят?: загадки - обманки // Чем развлечь гостей. 2009.

2. Шаламова Е. И. Реализация образовательной области «Труд» в процессе

ознакомления детей старшего дошкольного возраста с профессиями: Учебно-

методическое пособие – СПб: Детство-Пресс, 2012. – 207 с.

3. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей,

гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013. – 96 с.

4. Интернет – ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» для детей второй младшей группы по теме «Матрешка»

Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» для детей второй младшей группы по теме «Матрешка»...

Мини-проект по познавательному развитию для детей второй младшей группы «Открытки»

Проект знакомит детей с историей создания открыток,  со способами их изготовления и украшения....

Рабочая программа по образовательной области «Познавательное развитие» для детей второй младшей группы

Рабочая программа предназначена для организации образовательной деятельности с детьми   младшей группы  3-4 года по образовательной области познавательное развитие....

Спортивно - познавательная НОД для детей второй младшей группы "Ушастики" 13.05.16г.

Расширять представления детей о животных. Развивать любознательность, слух, восприятие....

Сценарный план занятия по познавательному развитию для детей второй младшей группы.

Сценарный план по познавательному рвзвитию для детей второй младшей группы...