"Бюджет моей семьи"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Формировать элементарные представления из области экономики: дать представление о составляющих семейного бюджета и его расходной части, познакомить детей с понятиями «бюджет», «семейный бюджет», «стипендия», «социальное пособие», закрепить понятия «деньги», «зарплата», «пенсия», «доходы», «расходы».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeynyy_byudzhet_konspekt.docx | 20.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Финансовая грамотность в моей семье» для детей старшей группы
на тему «Семейный бюджет»
Васильева Алевтина Вячеславовна
Воспитатель, МБДОУ «Детский сад №116 «
89196623009
Цель: дать детям представление о составе семейного бюджета, о расходовании семейного бюджета.
Задачи:
Образовательные задачи:
1.Формировать элементарные представления из области экономики: дать представление о составляющих семейного бюджета и его расходной части, познакомить детей с понятиями «бюджет», «семейный бюджет», «стипендия», «социальное пособие», закрепить понятия «деньги», «зарплата», «пенсия», «доходы», «расходы».
2. Обогащать словарь детей экономическими терминами («бюджет», «доход», «расход», «пенсия», «стипендия», «сбережения», «накопления».
3. Формировать умения ориентироваться в простых вопросах семейной экономики, и умения экономить самостоятельно.
Развивающиеся задачи:
1.Развивать умение осознанного выбора этикетной формы в зависимости от ситуации общения, возраста собеседника, цели взаимодействия.
2.Поддерживать проявление субъектной позиции ребенка в речевом общении со взрослыми и сверстниками.
Воспитательные задачи:
1.Воспитывать привычки культурного поведения и общения со взрослым и сверстниками.
2.Обогащать опыт сотрудничества, дружеских взаимоотношений со сверстниками и взаимодействия со взрослыми в игровой и коммуникативной деятельности: учить согласовывать свои действия со сверстниками, оценивать результат и взаимоотношения; приучать самостоятельно соблюдать установленный порядок поведения в группе, регулировать свою активность: учитывать права других детей, соблюдать очередность при высказывании мнения, проявлять терпение, не вступать в ссоры.
3.Способствовать формированию положительной самооценки, уверенности в себе, осознания роста своих достижений, чувства собственного достоинства.
.
Предварительная работа: беседа «Моя семья» (предложить детям рассказать, из скольких человек состоит их семья, чем занимается каждый член семьи, помогают ли семье бабушка и дедушка, в чем выражается эта помощь, о чем мечтает семья).
Ход занятия:
- Мне хочется предложить вам послушать и задуматься над словами немецкого писателя Бертольда Авербаха.
Нажить много денег – храбрость,
сохранить их – мудрость,
а умело расходовать – искусство.
-Как вы считаете, о чем эти слова? (Об экономии денег)
- Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие по стране Экономике, поговорим об экономической жизни разных семей. Наша страна-это много-много семей, все они связаны между собой.
- Ребята, чем занимаются ваши родители? (ответы детей)
- Зачем они ходят на работу? (ответы детей)
- Совершенно верно, за свою работу они получают -зарплату.
- А как вы думаете, для чего вашей семье нужны деньги? (ответы детей)
- Какие интересные и разнообразные ответы. Для того чтобы купить то, что мы хотим - еду, одежду, разные предметы, игрушки, жилье и другое. Поэтому человек должен трудиться. Труд человека кормит.
- Ребята, а вы знаете, что такое «бюджет»? Как вы думаете, что оно означает? (ответы детей).
- Бюджет – это все деньги семьи, которыми она может распоряжаться.
- А из каких денег складывается бюджет семьи? Кто пополняет бюджет семьи? (ответы детей).
- Давайте рассмотрим рисунок
Рисунок «Состав семейного бюджета»
- Папа-мужчина, он-опора семьи. Он много работает, чтобы у семьи были деньги, достаток. Папа получает зарплату.
- Мама тоже трудится, делает много добрых дел. Мама получает зарплату.
- Если совместно с вами проживают бабушка и дедушка. Они вносят вклад в семейный бюджет? (ответы детей)
- Конечно вы правы бабушка и дедушка тоже вносят в клад в семейный бюджет, если они работают, то получают зарплату, а если на заслуженном отдыхе, то получают пенсию. А что такое пенсия? (ответы детей)
- Верно, пенсия – это деньги, которые наши бабушки и дедушки получают ежемесячно за многолетний труд на пользу общества.
- А еще… Государство поддерживает молодых людей, которые очень старательно учатся будущей профессии, хотят стать грамотными специалистами и приносить пользу обществу. Эта денежная поддержка называется «стипендия». Стипендия тоже входит в бюджет семьи.
- А дети, которые ходят в садик и в школу, не вносят деньги в семейный бюджет, потому что в школе и детском саду деньги детям не платят.
- Итак, мы с вами рассмотрели рисунок, из чего складывается семейный бюджет. А кто напомнит, что такое семейный бюджет? (ответы детей)
- Совершенно верно, семейный бюджет – это все деньги, которые получают члены семьи за определенный период времени, это доходы семьи за месяц.
- Ребята, как вы думаете, бюджеты ваших семей будут одинаковыми? (ответы детей)
- Верно, они будут разными. У кого-то только один ребенок в семье, у кого-то есть малыш, а у кого-то старший брат-студент. В некоторых семьях нет папы. Одним семьям помогают бабушки и дедушки, а другим-нет. Существует еще много причин различий бюджетов семей, но о них вы узнаете, когда пойдете в школу.
Физкультминутка
Разминка «Бюджет семьи»
Раз, два, три, четыре, пять шаги на месте
Будем мы в бюджет играть!
Раз – зарплата папы, чуть-чуть присесть
Два – зарплата мамы, присесть ниже
Три – бабушкина пенсия, присесть ещё ниже
Четыре – братика стипендия. присесть ещё ниже
Ну а пять – ещё мал, присесть на корточки
Не имеет капитал. развести руки в стороны
Он, как только подрастёт – медленно подниматься
Будет приносить доход.
- Продолжим разговор о семейном бюджете. Ведь в каждой семье есть не только доходы, но и расходы. А что такое «расходы»? (ответы детей).
- Верно, расходы - это деньги, потраченные на какие-нибудь потребности. А для того, чтобы узнать на что расходуется семейный бюджет, я предлагаю вам поиграть в игру «Цветок -лепесток». Этот цветок состоит из разноцветных лепестков. Каждый лепесток расходов закрыт определённым цветом. Я буду отрывать лепесток, и чтобы узнать, что там написано, вы будете отвечать на вопросы.
Желтый Лепесток – на этом лепестке находятся расходы на то, что человеку необходимо для жизни, то что он употребляет ежедневно (ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ). Человек не может жить без еды.
Розовый Лепесток – на этом лепестке находятся расходы на то, что человек надевает на себя с целью обезопасить тело от негативного воздействия внешней среды (ОДЕЖДА И ОБУВЬ). Без них человек также не может обойтись
Синий Лепесток – на этом лепестке находятся расходы на то, что человек применяет для лечения или предупреждения болезни (ЛЕКАРСТВА). Если человек заболеет, то лечение необходимо, иначе заболевание может перейти в тяжелую форму
Оранжевый Лепесток – на этом лепестке находятся расходы на то, что человек применяет, чтобы передать другому человеку на расстояние информацию (ОПЛАТА ЗА ТЕЛЕФОН И ИНТЕРНЕТ).
Красный Лепесток – на этом лепестке находятся расходы на то, что создает человеку комфорт и удобство для проживания в квартире или в доме. (ОПЛАТА ЗА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ). Никогда нельзя оставаться должником, иначе отключат свет, газ или можно лишиться жилища.
А сейчас мы с вами поиграем в очень интересную игру.
Игра называется «Доходы и расходы семьи». Я вам буду называть действие, а вы – хлопать, если оно обозначает доход, или топать, если это действие обозначает расход.
- Папа получила премию (хлопают)
- Сын купил воздушный шарик (топают)
- Дедушка продал мёд (хлопают)
- Бабушка купила семена моркови (топают)
- Старшая сестра получила стипендию (хлопают)
- Мама заплатила за электроэнергию (топают
- Молодцы, ребята, хорошо запомнили, что такое доход и расход.
А теперь представьте своих родителей, которые каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают на что их потратить в первую очередь, а с чем подождать. Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на свою просьбу: “Сейчас на это нет денег”. Это не значит, что у мамы и папы нет денег в кошельке – они есть, но не для этого. Ваши родители рассчитали, какие суммы куда пойдут в течение месяца. Ваша просьба может быть выполнена или в ущерб питанию, или в ущерб ещё каких-то покупок. А может быть родителям даже придётся занимать деньги. Поэтому, прежде чем обижаться и требовать чего-то, поговорите с родителями и подсчитайте ваш семейный бюджет.
Дети, сегодня мы узнали с вами, что у каждой семьи есть свой бюджет. Деньги не просто берутся в банкомате, их нужно зарабатывать, да и количество их не всегда очень большое. А столько всего нужно родителям купить. Помните об этом, когда просите своих родителей купить вам что-нибудь.
Итог:
- Чем мы сегодня занимались? (Ответы детей).
- Что нового вы узнали? (Ответы детей).
- Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей).
Список использованной литературы:
- Как вести семейный бюджет: учеб. Пособие / Н.Н. Думная, О.А. Рябова, О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной. — М.: Интеллект Центр, 2015.
- Котюсова И. М., Лукьянова Р. С. Экономика в сказках и играх:
Пособие для воспитателей. Н. Новгород, 1994.
- Липсиц И. В. Удивительные приключения в стране «Экономика»: Для
детей младшего школьного возраста. М., 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Что такое семья"."Роль семьи в формировании здорового образа жизни"«История моей семьи», статья, раздел «Работа с родителями»
Что такое семья?Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью.В теории семейного права сем...
Проект "История моей семьи в истории моей страны"
Совместная исследовательская деятельность дошкольников, родителей и педагогов по изучению истории семьи и рода....
Детский проект "История моей семьи в истории моей страны"
Деятельностный подход, лежащий в основе проекта «История моей семьи в истории моей страны», предполагает полноправное и активное сотрудничество взрослых и ребенка. Содержательная сторона разнообразной...
Открытое районное мероприятие по нравственно- патриотическому воспитанию "Герб моей страны, моего города, моей семьи, моей группы"
Нравственно- патриотическое воспитание является мощным фактором развития детей. Данный материал способствует развитию связной речи,памяти, воображения, творческих способностей, формирует гражданскую п...
Диплом Победителя муниципальной акции " Любовь в моей жизни, моей семье, моём роду"
Воспитанница нашего детского сада, группы "НЕЗАБУДКА" приняла участие и победила в муниципальной акции: "Любовь в моей жизни, моей семье, моём роду". В каждой номинации...
«Бюджет моей семьи» цикл занятий
содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности....
Акции «Любовь в моей жизни, в моей семье, в моём роду» в 2023-2024 учебном году
Акции «Любовь в моей жизни, в моей семье, в моём роду» в 2023-2024 учебном году...