Проект «Мир вокруг меня»
методическая разработка по окружающему миру (средняя, старшая, подготовительная группа)

Шмунк Альбина Викторовна

Пояснительная записка

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Она пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их личности как части мира. Ребенок, полюбивший природу, станет ее частью, не будет приносить ей вред и всеми силами будет охранять ее.

Мир природы оказывает огромное значение на развитие у детей познавательных, мыслительных процессов, на художественно-эстетическое, физическое, трудовое, коммуникативное развитие детей. Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mir_vokrug_menya.docx40.77 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЕЛИЗАВЕТИНСКИЙ ДЕТСКИЙ САД»
ЧЕРЛАКСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

                                                                                                                                                                     УТВЕРЖДАЮ

                                                                                                                                           заведующий МБДОУ «Елизаветинский

                                                                                                                                           детский сад»                         Н.Н.Татомир

Проект  «Мир вокруг меня»

Руководитель детского объединения Шмунк А.В.

Пояснительная записка

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.

Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Дети постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Она пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их личности как части мира. Ребенок, полюбивший природу, станет ее частью, не будет приносить ей вред и всеми силами будет охранять ее.

Мир природы оказывает огромное значение на развитие у детей познавательных, мыслительных процессов, на художественно-эстетическое, физическое, трудовое, коммуникативное развитие детей. Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.

Актуальность данной программы. Проблема экологического воспитания сейчас является одной из наиболее актуальных проблем.  Необходимость целенаправленного экологического образования очевидна. Процесс приобщения к экологической культуре происходит с раннего  детского возраста. В процессе экологического воспитания и образования дошкольников необходимо формирование представления о мире как целостном единстве земли, воздуха, флоры и фауны, взаимосвязи и и взаимозависимости человека с этим миром.

Проблема. Отрывочность, фрагментарность знаний воспитанников о природе, неумение объединить их в целостную картину, связанную существенными связями и зависимостями.

Участники: воспитанники 4-7 лет, педагог, общественность.

Дети с ОВЗ: нет

Количество детей в группе: 15

Программно - методическое обеспечение.

Основная общеобразовательная программа МБДОУ «Елизаветинский детский сад», парциальная программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», Дик Н.Ф. «Развивающие занятия по экологии для дошкольников».

Цель:  формировать у детей элементы экологического сознания, понимания взаимосвязей всего живого и неживого в природе, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умение жить в относительной гармонии с ней,

Задачи

  • Подвести к осознанному пониманию ценности природы, что взрослые и дети, это тоже часть природы;
  • Развивать наблюдательность, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь, желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
  • Расширить представления детей о многообразии природных явлений, сезонных изменениях в природе.
  • Учить различать и называть овощи, фрукты, ягоды. Расширить представления о животных, их детенышах.
  • Дать представление о признаках и свойствах растений, животных, птиц и человека как живых организмов - двигаются, питаются, дышат, растут.
  • Дать общее представление о существовании разных сред обитания (изменение среды по сезонам, приспособление к среде животных, птиц...)
  • Включать детей под руководством взрослого в деятельность по уходу за комнатными растениями, цветника (поливка, рыхление).
  • Воспитывать любознательность и чувство сопереживания, по отношению к особенностям внешнего вида, образу жизни растений и животных.
  • Продолжать воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней (беречь растения, подкармливать птиц, сохранять чистоту в природе).
  • Воспитывать чувственно-эмоциональных реакций детей на окружающую среду, эстетических и патриотических чувств средствами природы.

Организация деятельности и режим экологического кружка:

 Кружок проводится 2 раз в неделю – вторник, четверг, 8 раз в месяц во вторую половину дня в 15.40 – 17.10ч продолжительностью 30 минут.

Методы и формы проведения, используемые для реализации работы кружка:

Коммуникативная деятельность: чтение художественной литературы, беседа,

игровая деятельность: игровые ситуации,  дидактические игры (настольно-печатные, словесные), подвижные игры; творческие игры,

познавательная деятельность: исследовательская деятельность, наблюдение, экскурсии, эксперименты,  игра – путешествие,

художественно-эстетическая деятельность: изобразительная деятельность, театрализованная деятельность, досуги,

трудовая деятельность:

физическое развитие: спортивно-экологические праздники

Ожидаемые результаты:

К концу учебного года дети должны знать и уметь:

- называть природные объекты и воспроизводить их по просьбе  взрослого;

- правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести

ответственность за свои поступки, и понимать их последствия для окружающего

мира;

- владеть и самостоятельно реализовывать элементарные навыки

рационального природопользования;

- знать условия существования живого организма и зависимости пребывания

его в разных условиях.

- понимать ценность природных объектов.

Результаты освоения программы:

Результаты экологического развития детей предполагается отслеживать с помощью

проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на

наблюдениях за детьми.

Итоговое мероприятие: Экологический вечер развлечений: «Земля наш общий  дом»

Тематический план экологического кружка «Мир вокруг нас»

Учебный период, сроки

Тема периода

Темы учебных занятий

задачи

Итоговое мероприятие

сентябрь

Мир вокруг меня

1.«Что такое природа?» Понятие о живой и неживой

природе.

.

2.«Наш дом – природа»-

экскурсия по экологической

тропе. Размещение указателей     объектов экологической

тропы.

3.Осенние изменения в природе.

 

4.«Как вести себя в природе»

5.Дары осени.

6.Пестрый мир цветов.

7.В лес за чудесами.

Дать понятие живая – неживая природа. Учить детей

различать по характерным  признакам  живую и неживую природу

Формировать у детей представление о том, что в природе всё взаимосвязано,

создание у детей радостного настроения , воспитание любви к природе.

Способствовать расширению представлений детей об осенних изменениях в природе, умению видеть красоту природы, желанию бережно к ней относиться и выражать свои чувства к ней путем художественного творчества. Учить понимать причины сезонных изменений в природе.

Закреплять у ребят знания о культуре поведения в природе.  Верно оценивать свои поступки и  поступки окружающих.

Способствовать расширению представлений детей об овощах и фруктах, ягодах; развитию представления о среде обитания: сад – огород; накоплению эмоционально-положительного отношения к труду взрослых по выращиванию овощей и фруктов; прививать трудолюбие.

Воспитывать радость от встречи с прекрасными воплощениями природы – цветами. Закреплять желание бережно относиться к ним.

Способствовать расширению представлений детей об осенних изменениях в природе, умению видеть красоту природы, желанию бережно к ней относиться.

8.«Волшебница природа» - изготовление поделок из природного материала

Октябрь

Кто же это?

1.Дикие и домашние

животные.

2.Рыбы.

3.Земноводные. Пресмыкающиеся

4.Насекомые.

5. Птицы.

6. Звери.

7. Животные разных

континентов. Красная книга

Природы.

Познакомить детей с  разнообразными видами животных .Уточнить признаки

диких и домашних животных, чем они отличаются друг от друга.

Расширять знания детей о разновидностях рыб (аквариумные; пресноводные– прудовые, речные; морские; океанические).

Познакомить детей с таким классом животных, как земноводные. Их особенностями и средой обитания. Познакомить детей с таким классом животных, как пресмыкающиеся. Их особенностями и средой обитания

Учить детей сравнивать насекомых по способу передвижения, определять их

по издаваемым звукам и правильно называть их.

Учить различать и классифицировать птиц по местам их обитания, по повадкам.

Учить группировать животных по общим признакам.

Научить детей осознавать значение животных не только для человека, но и в природе. Познакомить детей с Красной книгой. Помочь детям осознать, что

исчезновение животных на Земле приведет к гибели всей природе, в том числе и человека.

8. Игра-викторина «В мире животных»

Ноябрь

Растения

1.Разнообразие видов

растений.

2.Части растений.

3.деревья и кустарники на участке детского сада        

4.Лес - как пример

сообщества.

5.Лес и человек.

Охрана леса.

6.Травинка-путешественница»

7.Сказка про  эльфа

.

Знакомить с разнообразием видов растений: деревья, травы, кустарники, грибы, воспитывать бережное отношение к ним.

Формировать представления детей о том, что у растений есть корень, стебель, листья, цветы и какое значение они имеют для растений.

способствовать формированию представлений детей о деревьях и кустарниках, сезонных изменениях; развитию у детей умения обобщать по существенным признакам, используя схему-модель; воспитанию интереса к растениям, желания узнавать, как они себя чувствуют, и помогать соответствующим образом; прививать бережное и чуткое отношение к растительному миру природы

Дать детям первоначальные сведения о лесе как о сообществе. Учить

различать по внешнему виду и по другим признакам 5-7 деревьев. Более подробно познакомить детей с обитателями леса нашей местности.

Привить детям навыки экологически грамотного поведения во время

пребывания в лесу, научить любоваться им, понимать необходимость бережного отношения к лесу, и последствий экологически неграмотного поведения.

Закреплять знания детей о фазах жизни растений.

Воспитывать бережное отношение к природе, способность чувствовать ее красоту; объяснить необходимость существования всех живых существ в природе; продолжать знакомить с правилами экологически грамотного поведения.

8.Экологический праздник «В осеннем лесу».

Декабрь

Зима

1.Зимние изменения в природе.

2.Помоги зимующим птицам.

3.Синичкин день.

4.Сон дерева.

5. Зимние встречи

Способствовать расширению представлений детей об осенних изменениях в природе, умению видеть красоту природы, желанию бережно к ней относиться и выражать свои чувства к ней путем художественного творчества. Учить понимать причины сезонных изменений в природе.

Воспитывать заботливое отношение к зимующим птицам.

 Развивать бережное отношение к природе, дать понятие флоры и фауны.

Закрепить знания о зимних изменениях в природе.

Закрепить знания о жизни диких животных и птиц зимой, о том, как живая природа приспосабливается к условиям зимы.

Развлечение на экологическую «В зимнем лесу»

Январь

Вода

1.«Вода вокруг нас» (вода в

природе, водоемы, осадки)

2.«Эта волшебница вода»

(разнообразное состояние

воды в природе: лед, пар,

вода)

3.«Ходит капелька по кругу»

(Круговорот воды в природе)

.

4.Узнаем ,какая вода»-

опыты и эксперименты с водой.

5. Нужная капелька.

6. Сказки о нефтяной рыбке.

7.О чем рассказала капелька

Обобщить, уточнить знания детей о воде: течёт, без цвета, без запаха. Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни, для жизни растений и животных, показать, где, в каком виде существует вода в окружающей среде.

Познакомить детей с различными природными явлениями (дождь, роса, снег, иней и т.д.) показать разнообразие состояний воды в окружающей среде

Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе

Выявить свойства воды: прозрачная , без запаха , без вкуса , растворитель.

Развивать знания детей о пользе воды для всего живого на Земле.

Воспитывать бережное отношение к воде.

Закреплять знания о том, зачем нужна вода, какую работу делает вода для человека.

Развлечение «Путешествие капельки»

Февраль

Воздух

  1. «Воздух вокруг нас,

свойства воздуха. Ветер –

движение воздуха.

2.«Прозрачный неведимка»-

опыты с воздухом.

3.Чистый и загрязнённый

воздух.

4.Танцующие горошины

5. «Воздух вокруг нас

6."Воздух, вода и свет"

Дать представление о воздухе как материальной среде, и о ветре как движении воздуха.

Познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха.

Дать детям элементарные представления об источниках

загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья, о некоторых правилах экологической безопасности.

Познакомить с понятием «Сила движения»; развивать наблюдательность, любознательность, смекалку; учить самостоятельно проводить исследования

Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.Продолжать знакомить детей со свойствами воды, самостоятельно проводить эксперименты. Закрепить значимость воды и воздуха в жизни человека и вообще в жизни на Земле. Закрепить с детьми понятие «кислород» и «углекислый газ» и источники их возникновения.

дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода и свет для всего живого на земле; научить понимать, что чистый воздух необходим для здоровья человека, что чистая вода (родники) – это бесценный дар природы; подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений

Викторина «Воздух, вода и свет»

март

Почва

1.Почва – верхний слой земли

– «Живая земля».

2.Обитатели почвы. Значение        почвы для жизни растений,

животных, человека.

3.Песок и глина.

4.Камни.

5. Кормилица земля

6 "Удивительная почва"

Познакомить детей с понятием «Живая земля». Познакомить с

составом Земли – почвой.

Учить узнавать, различать, называть обитателей почвы.

Рассказать о значении почвы для жизни растений, животных, человека

Закрепить знания о минералах: песок, глина.

Развивать интерес к камням, умение обследовать их и называть свойства. Дать представление о том, что камни бывают разные: (морские, речные), ценные (мрамор, гранит), драгоценные.

Продолжать знакомить детей с одним из компонентов неживой природы – почвой.

Закреплять знания о почве, песке, глине.

 Праздник  познания «Кладовая Земли»

апрель

Солнечный свет

1.Весенние изменения в природе.

2.Солнечная система.

Солнце – источник света и

тепла

4.Космос. Вселенная.

Звёзды.

5.Земля – часть вселенной.

6.Роль света в жизни

растений, животных,

человека.

7.посадим фасоль        

8.посадим лук        .

.

Способствовать расширению представлений детей об осенних изменениях в природе, умению видеть красоту природы, желанию бережно к ней относиться и выражать свои чувства к ней путем художественного творчества. Учить понимать причины сезонных изменений в природе

Дать первоначальные представления о строении Солнечной системы.

Познакомить детей с «небесным светилом» -

солнцем. Наблюдать за изменением длины дня, связывать их с положением солнца на небе.

Уточнить и расширить представления детей о космосе, работе космонавтов, подчеркнуть уникальность планеты Земля.

Показать уникальность планеты Земля в Солнечной системе.

Познакомить детей с ролью солнечного света в жизни растительного и животного мира.

развивать навыки посадки крупных семян (лунка, посадка, прижатие землей, полив, свет); умение составлять рассказ по схеме «Компоненты труда».

развивать знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения; трудовые навыки детей, умение ставить перед собой цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать за собой; воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле, внося свой вклад

8.Викторина «Земля – наш дом родной»

май

Растения

1.Развитие растений.

Влияние света, тепла и воды

на жизнь растений.

2.Комнатные растения.

3.Понятие о дикорастущих и

культурных растениях.

4.Лекарственные

растения.

5.Ядовитые

растения.

6.Охрана растений.

7.Нужны все на свете

(Обобщение знаний)

Формировать у детей представления о том, что для растениям необходимы сразу несколько факторов: влага, тепло, свет, почва.

Обобщить представления детей о комнатных растениях , об уходе за ними , закрепить знания об основных потребностях комнатных растений.

Познакомить детей с разновидностями растений. Учить различать их в

природе.

Познакомить детей с лекарственными  растениями. Учить различать их в

природе.

Познакомить детей с ядовитыми растениями. Учить различать их в

природе. 

Красная книга природы Познакомить детей с охраняемыми растениями,

сформировать чувство зелёного наряда планеты, познакомить с различными видами деятельности по охране растений, вызвать стремление к этой

деятельности.

Обобщение знаний и полученных в процессе обучения по предыдущим

блокам. Закрепление и обобщение правил экологически

грамотного поведения человека в природе и в быту.

8.Экологический вечер:

« Земля

наш

общий

дом»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологии: " Эко мир вокруг меня".

Экологический проект " Мир вокруг нас"...

Социальный проект «Гендерное воспитание» «Я и все кто вокруг меня»

Создание условий для социально - личностного развития воспитанников с учетом гендерных особенностей, становления основ социальной компетентности и успешной адаптации ребенка в меняющемся мире....

Творческий проект "Мир вокруг меня через призму платковой куклы "

Образовательное пространство детского сада – это социокультурная пища, где воспитатели помогают детям познать себя и открыть игровой мир, в том числе и мир платковых кукол....

Педагогический проект "Я и мир вокруг меня"

Проект для детей среднего дошкольного возраста...

Проект: «Мир вокруг меня через призму платковой куклы»

Проект: «Мир вокруг меня через призму платковой куклы»...

Паспорт педагогического проекта "Природа вокруг меня"

Паспорт педагогического проекта "Природа вокруг меня" подготовительная группа, 6-7 лет...