Педагогический проект "Я и мир вокруг меня"
проект по окружающему миру (средняя группа) на тему
Проект для детей среднего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_po_okruzhayke.docx | 33.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Детский сад «Ладушки»
Структурное подразделение МБОУ
«Верхнетоемская средняя общеобразовательная школа»
Педагогический проект
«Я и мир вокруг меня»
Верхняя Тойма
2013
Паспорт проекта:
Вид проекта: познавательно-игровой, групповой
Продолжительность: долгосрочный
Сроки реализации: сентябрь-декабрь 2013
Участники проекта: дети средней группы, воспитатель родители воспитанников
Образовательные области: познание, социализация, художественное творчество, физическое развитие, речевое развитие, труд, здоровье, безопасность, музыка, восприятие художественной литературы
Автор проекта: Меньшикова Юлия Владимировна
Проблема: недостаточные представления дошкольников о себе и об окружающем их мире
Цель: сформировать знания и представления детей о себе и об окружающем мире
Задачи:
- Ознакомление с природой
- Ознакомление с предметами ближайшего окружения
- Ознакомление с трудом людей
- Формирование социализации через сюжетно-ролевую игру
- Воспитание культурно-гигиенических навыков
- Воспитание культуры поведения и положительных моральных качеств
- Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности
Этапы реализации проекта:
I этап – подготовительный. Обсуждение цели, задач с детьми и родителями. Создание необходимых условий для реализации проекта. Перспективное планирование проекта. Разработка и накопление методических материалов по проблеме. Создание атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
II этап - основной (практический). Внедрение в воспитательно – образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников об окружающем их мире.
III этап – оформление результата проекта в виде театрализованного представления на родительском собрании по произведению В.Г.Сутеева «Под грибом»
Содержание работы в процессе реализации проекта.
- Игровая деятельность:
- Дидактические игры
- Сюжетно-ролевые игры
- Театрализация
- Подвижные игры
- Пальчиковые игры
2. Познавательная деятельность:
- Формирование целостной картины мира
- Формирование элементарных математических представлений
- Чтение художественной литературы
- Сенсорное развитие
3. Продуктивная деятельность:
- Рисование
- Лепка
- Аппликация
- Конструирование
4. Трудовая деятельность
5. Коммуникация
6. Наблюдение
7. Работа с родителями
Планируемый результат
Расширение и закрепление знаний и представлений детей о себе, о своей семье, о живом и неживом мире. Развитие у детей любознательности, творческих способностей, этических и положительных моральных качеств, бережного и доброжелательного отношения к природе.
Актуальность
В наш век бурно развивающихся IT – технологий мы все реже стали обращать внимание на прекрасное вокруг нас. Виртуальная реальность все чаще заменяет нам живое общение не только с окружающими нас людьми, но и с природой. Все куда-то бегут, спешат, бояться не успеть, опоздать, пропустить что-то важное. И в этой суете мы зачастую забываем о самом главном – о своих детям, которым живое общение необходимо, как воздух. Им хочется спросить: «А почему?», «Откуда?», «Как?» И зачастую они не получают ответы на свои вопросы. В своей педагогической деятельности я столкнулась с тем, что многие дети могут набрать номер на мобильном телефоне и позвонить своей маме, не зная при этом даже, как зовут маму. Дошкольники часто болеют, а значит, редко бывают на улице. Их маленький мирок заполнен телевизором, планшетом, мобильным телефоном, компьютером. И в нем очень редко можно встретить общение как со взрослыми, так и со сверстниками.
Из всего этого и вытекает проблема недостаточной сформированности представлений и знаний детей дошкольного возраста об окружающем их мире.
I Этап
Обсуждение с родителями создания необходимых условий для реализации проекта. Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
Родители оказали помощь в изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым играм. Пополнили наглядными пособиями, настольными играми и художественной литературой предметно-развивающую среду.
II Этап
Темы | Содержание | Методические приемы | |
«Детский сад» | Дети приходят в детский сад, их кормят завтраком, обедом, укладывают спать. В детском саду они занимаются физкультурой, музыкой, рисованием, лепкой, аппликацией, играют, гуляют на территории участка | Рассматривание помещения и оборудования групповой комнаты, музыкального зала, построек на участке; беседы, рассматривание иллюстраций. Художественное творчество «Мой любимый детский сад» | |
«Предметы ближайшего окружения» | Предметы в группе: игрушки, мебель, посуда, оборудование для занятий музыкой и физкультурой | Беседы, чтение стихотворений А.Барто из цикла «Игрушки». Дидактические игры: «У нас порядок», «Что для чего», «Подбери пару», «Четвертый лишний». Сюжетно-ролевые игры: «В детском саду», «Варим обед для куклы». Рассматривание предметов посуды, игрушек, музыкальных инструментов, спортивного инвентаря. Продуктивная деятельность: «Лепка тарелочек» «Украшение чашечки», «Моя любимая игрушка» | |
«Труд людей» | Труд взрослых в детском саду: воспитатель, няня, медсестра, повар, дворник, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре | Экскурсия по детскому саду, наблюдение за трудом взрослых, помощь няне. Беседа. Рассказ воспитателя. Рассматривание иллюстраций. Чтение: Е. Крылов «Как лечили петуха». Сюжетно-ролевые игры «Мы работаем в детском саду», «Больничка». Продуктивная деятельность: «Витамины для петушка» | |
«Мы – разные» | Определение различий внешнего облика девочек и мальчиков, закрепление имен детей группы, имена и отчества воспитателей, няни, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре | Беседы. Чтение С.Я.Маршак «О девочках и мальчиках». Дидактическая игра «Кто есть кто», «Кто во что одет», «Подбери пару». Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери», «Полицейский патруль». Продуктивная деятельность: «Наряд для куклы». | |
«Семья» | Моя семья: члены семьи, их имена, отчества, профессии, занятия, забота друг о друге. | Беседы. Рассматривание иллюстраций, фотографий, картин. Чтение: потешки «Ладушки-ладушки», «Три медведя». Пальчиковые игры «Моя семья». Дидактические игры: «Профессии», «Кто главный», «Да или нет», «Погладим кукле платье» Сюжетно-ролевая игра «Семья». Продуктивная деятельность: «Платочки сушатся на веревочке», «Грузовик», «Оладушки для бабушки» | |
Сенсорное развитие: «Дерево», «Вода», «Пластмасса» «Металл», «Крупы», «Свет», «Бумага», «Магнит» | Учить выявлять свойства дерева и деревянных предметов. Учить выявлять свойства воды. Учить выявлять свойства пластмассовых предметов. Учить выявлять свойства металлических предметов. Знакомить со свойствами круп, их сходством и различием Показать, что источники света разнообразны. Помочь понять, как образуется тень, и что освещенность предмета зависит от источника света и удаленности от него. Учить выявлять свойства бумаги: рвется, мнется, можно покрасить, легкая, намокает. Показать свойство магнита притягивать металлические предметы. | Беседы. Рассматривание иллюстраций, картин. Наблюдение за источниками света: солнце, лампа, свеча, фонарик. Дидактические игры:«Найди деревянные предметы», «Пересыпаем крупу», «Волшебный мешочек», «Разложи по тарелочкам», «Вкусная кашка».Эксперементирование: «Тонет,не тонет», «Постучим,погремим» «Узнаем,какая вода»,«Меняем цвет», «Изготовление цветных льдинок», «Куда делась вода», «Тонет-не тонет» «Когда это бывает», «Свет вокруг нас», «Волшебные лучи», «Уличные тени», «Волшебная бумага». | |
«Раститель- ный мир» | Рассмотреть цветущие растения в групповом помещение и на участке детского сада. Закреплять умение различать травянистые растения, кустарники и деревья. Учить называть части растений. Закрепить понятия: овощи, фрукты, ягоды. | Рассматривание иллюстраций. Экскурсия на территории детского сада. Чтение художественной литературы по теме недели.Слушание русской народной песни «Во поле береза стояла». Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Покажи и назови», «Найди, что назову» Пальчиковая игра «Фруктовая ладошка». Продуктивная деятельность: «Деревья на нашем участке», «Консервируем овощи и фрукты», «Украсим платочек ромашками» | |
«Животный мир» | Учить различать животных по среде их обитания. Закрепить понятие о домашних и диких животных. Познакомить с видами птиц, насекомыми и обитателями водоемов. | Наблюдение за животными. Рассматривание картин и иллюстраций. Чтение художественной литературы по теме недели. Дидактические игры: «Воробушки и автомобиль», «Покажи и назови», «Кто где живет», «Большой или маленький». Продуктивная деятельность: «Мой мишка», «Зайка»,»Козлик на лугу» | |
«Неживая природа» | Учить замечать, различать и называть явления природы.Обратить внимание детей на неживую природу: камни, песок, земля, вода | Беседа. Наблюдение за погодой. Экспериментирование «Мельница», «Лепим куличики», «Что легче». Продуктивная деятельность: «Дождик льет на улице», «Белый снег пушистый в воздухе кружится». Игры в центре воды и песка | |
Воспитание культурно-гигиенических навыков: питание, одевание-раздевание, умывание, содержание одежды и обуви в порядке. Закреплять умения есть вилкой второе блюдо и гарнир, пережевывать пищу с закрытым ртом, пользоваться салфеткой, полоскать рот после приема пищи. Совершенствовать умения быстро одеваться и раздеваться в определенной последовательности, правильно размещать свои вещи в шкафчике, аккуратно складывать и развешивать одежду на стульчике перед сном. Закреплять умения пользоваться всеми видами застежек. Закреплять умения тщательно мыть руки с мылом, умываться после сна и по мере необходимости, насухо вытирать лицо и руки полотенцем, вешать его на место, пользоваться индивидуальной расческой, своевременно пользоваться носовым платком. Продолжать учить обращаться за помощью к взрослым. | Показ приемов работы, объяснение, напоминание. Беседы. Чтение художественной литературы в соответствии с темой недели. Дидактические игры: « В гостях у куклы Кати» | ||
«Культура поведения» | Закреплять навыки здороваться и прощаться, вежливо обращаться с просьбой. Учить правильно вести себя в группе, спальне, раздевальной и умывальной комнатах. Учить благодарить за еду, помощь. Воспитывать доброжелательное отношение к товарищам, умение делиться игрушками. Учить помогать друг другу. | Беседа. Прямое обучение, напоминание, предложение помощи, словесные поручения к взрослым и детям. Рассматривание иллюстраций о детях в различных ситуациях. Чтение художественной литературы по теме недели.Дидактические игры: «Что такое хорошо, и что такое плохо», «Можно-нельзя». Сюжетно-ролевая игра «Детский сад», «Магазин» | |
«Безопас-ность» | Здоровье ребенка. Ребенок на улице и дома. Учить детей запоминать номера телефонов экстренных служб: полиция, пожарная охрана, скорая помощь | Беседы. Рассматривание иллюстраций. Чтение художественной литературы по теме недели.Целевая прогулка по улице. Дидактические игры: «Витамины в саду и огороде», «Правила дорожного движения», «Опасные предметы», «Можно-нельзя». Продуктивная деятельность: «Больница для зверушек», «Витамины на тарелке». Сюжетно-ролевые игры: «Поездка в зоопарк», «В поликлиннике». | |
«Моя страна.Мой город. Я» | Определение гражданской принадлежности Учить детей знать и называть свою страну, город (село), домашний адрес. | Беседа. Рассматривание иллюстраций и фотографий города, села, их достопримечательностей. Экскурсия к достопримечательностям малой родины. Продуктивная деятельность: «Дом, в котором я живу». Конструирование: «Мой двор» | |
«Труд» | На участке.Продолжать учить собирать игрушки перед уходом с прогулки, поливать клумбы, расчищать небольшой отрезок дорожки от листвы, снега. Сгребать листву, сносить ее в ведерках в кучу. Подкармливать птиц.Собирать природный материал. В помещении. Расставлять игрушки по местам, расставлять книжки.Раскладывать на столах материалы к занятиям. Убирать за собой мусор. Протирать игрушки, мебель влажной тряпкой.Поливать растения. |
III Этап
Театрализация детьми совместно с воспитателем сказки
В.Г. Сутеева «Под грибом» на родительском собрании.
Литература:
- Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева - Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» - Мозаика Синтез, 2013
- М.А. Васильева, В.В. Гербова, Т.С, Комарова - «Комплексное перспективное планирование. Средняя группа», Мозаика-Синтез, 2012
- Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – Мозаика-Синтез, 2013
- М.А. Васильева, В.В, Гербова, Т.С.Комарова, Л.В. Куцакова, О.А Соломенникова, О.В.Дыбина, И.А. Помораева, В.А. Позина – Конспекты занятий: развитие речи, занятия по ознакомлению с окружающим миром, занятия по формированию элементарных экологических представлений, занятия по формированию элементарных математических представления, изобразительная деятельность, занятия по конструированию из строительного материала – Мозаика-Синтез, 2010-2013 гг.
- Наглядно-дидактические пособия
- Интернет-ресурсы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект « Народный фольклор вокруг нас»
Познакомить детей с устным народным творчеством и некоторыми видами прикладного народного творчества, приобщение ребят к важной части духовной культуры народа. Научить находить элементы народного фоль...
Педагогический проект "20 дней вокруг света Франция"
Тип проекта: познавательно-исследовательский.Цели проекта: - Создание условий для эстетического развития, творческой самореализа...
Педагогический проект "20 дней вокруг света Франция"
Тип проекта: познавательно-исследовательский.Цели проекта: - Создание условий для эстетического развития, творческой самореализа...
Педагогический проект "Мир насекомых вокруг нас"
Проект направлен на систематизацию знаний детей о пользе и вреде насекомых, развитию поисковой деятельности, решение задач бережного отношения к природе, расширить представления детей о мире насекомых...
Педагогический проект "Красок много у меня, выбирай любую"
Проект предназначен для воспитанников средней группы...
Доклад к педагогическому проекту по профориентации "У меня растут года"
В докладе представлен материал по проету о профориентации....
Педагогический проект Тема: «Мир вокруг нас»
Природа – удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир ребенка-дошкольника трудно переоценить. Природа является источником первых конкретных знаний и радостных переж...