Методическая разработка конспекта НОД по познавательному развитию в подготовительной группе "Свойства перьев" (экспериментирование)
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)

Таранова Ольга Леонидовна

Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе. Область: познавательное развитие.Тема: Свойства перьев

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБДОУ №78 детский сад общеразвивающего вида Калининского района г. Санкт-Петербурга

Методическая разработка

конспекта НОД

по познавательному развитию

в подготовительной группе

Свойства перьев

(экспериментирование)

 Воспитатель: Таранова О.Л.

Цель:

знакомить детей со свойствами перьев  и значением их для птиц.

Задачи:

познакомиться со строением перьев разного типа, понять их значение для животного;

Изучить свойства перьев;

Закрепить навыки экспериментирования;

Поиграть, развлечься.

Материалы и оборудование:

перья двух типов (контурное и пуховое); лупа, небольшая емкость с водой,  тарелка для оборудования, фото птицы, на которой хорошо различимы перья.

Организация детей: дети сидят за столами. Перед каждым ребенком на тарелке оборудование, необходимое для экспериментирования и несколько перьев разного типа.

Методические рекомендации.

Для проведения занятия мы собрали коллекцию перьев разного цвета, размера и значения. Перья должны быть вымыты в кипятке с моющим средством.

В нашей коллекции перья попугая, сороки, воробья, страуса, вороны, чайки, совы, канарейки.

Воспитатель: ребята отгадайте, с чем мы сегодня познакомимся.

По лесу летало,

в воду упало,

не булькнуло

Дети: Перо!

Какие животные покрыты перьями?

1.Рассматривание фотографии птицы.

Одинаковы ли по размеру перья на разных частях тела птицы?

Дети замечают, что на голове перья самые короткие, на спинке чуть длиннее, а самые длинные находятся на крыльях и хвосте.

Какую пользу приносят перья птицам?

Дети: согревают, защищают тело от повреждений, предохраняют от загрязнения, участвуют в полете, благодаря специфической окраске позволяют птицам отличать представителей своего вида, помогают маскироваться, становиться незаметными; некоторым перья нужны для

красоты.

Воспитатель: рассмотрите перья. В одну сторону отложите нужные для полета, а в другую для тепла.

2.Строение контурного пера

Воспитатель: возьмите в руку одно перо, которое нужно птице для полета. Рассмотрите его.

Та трубочка, которая проходит посередине пера, называется стержнем. Он твердый и прочный. К стержню прикрепляется широкая, но тонкая часть пера. Она называется опахало. Как вы думаете, для чего нужны обе части?

-Теперь возьмите лупы и рассмотрите более подробно строение пера

- Попробуйте в одном месте разорвать опахало. И снова рассмотрите перо в лупу. Что видно на месте разрыва?

Если лупа достаточно сильная, то дети смогут увидеть крючочки, сцепляющие бороздки пера А теперь проведите двумя пальчиками вдоль разрыва от стержня к краю опахала так, чтобы один пальчик шел сверху пера, а другой снизу.

-Удалось сцепить крючочки? Стало опахало сплошным?

-У птиц это поучается лучше. Птица часто чинит свои перышки - проводит клювом вдоль бородок, и они соединяются. Как будто она застегивает замок- молнию. Узким клювом это сделать удобнее, чем нашими широкими пальцами.

-А когда и почему у птиц могут разрываться бороздки? (во время полета, если она заденет крыльями какие-нибудь предметы)

3. Рассматривание пуховых перьев.

Воспитатель: теперь возьмите перо, которое нужно для тепла. Как оно устроено?

Рассмотрите его в лупу.

Чем оно отличается от пера, которое используется для полета?

(оно короче, стержень тоньше, бородки более нежные; они не сцеплены и торчат в разные стороны).

4.Взаимодействие перьев с водой

Воспитатель:

-Птицам часто приходится бывать под дождем. Они также любят купаться в лужах. Давайте посмотрим, что получается с перьями в воде.

-Осторожно положите перо для полета на воду.

-Что увидели? (перо не утонуло)

-Пальчиками постарайтесь опустить его на дно. Удалось?

-Выньте перо. Держа за стержень, отряхните его от воды.

-Что скажете о свойствах пера?

-Теперь то же проделайте с пуховым пером.

Дети убеждаются, что стряхнуть воду с пуховых перьев сложнее, чем с контурных.

5.Поведение перьев в воздухе.

(физминутка)

Стая птиц летит на юг

Небо синее вокруг

Чтоб скорее прилетать

Надо крыльями махать

Птички начали спускаться,

На поляне все садятся

Предстоит им долгий путь,
Птичкам надо отдохнуть,

И опять пора в дорогу,

Пролететь им надо много

Вот и юг. Ура!Ура!

Приземляться нам пора

Воспитатель:-Возьмите пуховое перо, поднимите его как можно выше и выпустите из рук. (пуховое перо летит медленно и опускается на пол спокойно)

-А теперь постарайтесь откинуть перо как можно дальше от себя.

Опыт повторяется несколько раз, пока дети не убеждаются, что отбросить от себя перо не удается.

-То же проделайте с пером, необходимым для полета.

-Сначала поднимите его повыше и выпустите. Понаблюдайте, как оно падает.

-Потом постарайтесь отбросить от себя перо как можно дальше.

Теперь в правую руку возьмите перо для полета, а в левую, пуховое перо. И постарайтесь бросить их одновременно как можно дальше.

-Что получилось? (Контурное перо улетает довольно далеко, а пухове упало около ног ребенка).

-Подкиньте вверх оба пера. Какое улетает выше? С помощью каких перьев птице удобнее летать? Почему?

Давайте подведем итог. Что нового узнали о перьях?

(краткий рассказ детей с помощью мнемотаблицы)

Молодцы!

Использованная литература:

Иванова А.И. «Обучать или развивать?»//Управление ДОУ 2006,6

Иванова А.И. «Мир животных»//Москва Творческий центр 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта НОД по познавательному развитию: «Школьные правила»

Тема: «Школьные правила».Цель: формирование адаптивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:- формирование представлений о школе.- развитие самоконтроля и произвольности.- развивать...

Методическая разработка "Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста"

Конспект интегрированной образовательной деятельности воспитателя сдетьми старшего дошкольного возраста, направленный на закрепление знаний о лесных животных в игровой форме...

Методическая разработка конспекта НОД по познавательному развитию с детьми второй младшей группы на тему «Винни-Пух в гостях у ребят»

Закрепление умений различать и называть геометрические фигуры, основные цвета (красный,  зеленый,  желтый,  синий), считать в пределах  трех....

Методическая разработка для воспитателей по познавательному развитию в подготовительной группе

Методическая разработка  для воспитателей по познавательному развитию в подготовительной группе«Опыты с водой»Цель: создание условий для ознакомления детей подготовительной группы со ...

Методическая разработка Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе. « Моя малая Родина».

воспитание гражданина и патриота своей Родины, формирование нравственных ценностей. Расширить представление детей о малой и большой Родине, любовь к малой Родине...