Методическая разработка конспекта НОД по познавательному развитию в подготовительной группе "Свойства перьев" (экспериментирование)
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе. Область: познавательное развитие.Тема: Свойства перьев
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_konspekta_nod_v_podgotovitelnoy_gruppe._svoystva_perev.docx | 16.51 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБДОУ №78 детский сад общеразвивающего вида Калининского района г. Санкт-Петербурга
Методическая разработка
конспекта НОД
по познавательному развитию
в подготовительной группе
Свойства перьев
(экспериментирование)
Воспитатель: Таранова О.Л.
Цель:
знакомить детей со свойствами перьев и значением их для птиц.
Задачи:
познакомиться со строением перьев разного типа, понять их значение для животного;
Изучить свойства перьев;
Закрепить навыки экспериментирования;
Поиграть, развлечься.
Материалы и оборудование:
перья двух типов (контурное и пуховое); лупа, небольшая емкость с водой, тарелка для оборудования, фото птицы, на которой хорошо различимы перья.
Организация детей: дети сидят за столами. Перед каждым ребенком на тарелке оборудование, необходимое для экспериментирования и несколько перьев разного типа.
Методические рекомендации.
Для проведения занятия мы собрали коллекцию перьев разного цвета, размера и значения. Перья должны быть вымыты в кипятке с моющим средством.
В нашей коллекции перья попугая, сороки, воробья, страуса, вороны, чайки, совы, канарейки.
Воспитатель: ребята отгадайте, с чем мы сегодня познакомимся.
По лесу летало,
в воду упало,
не булькнуло
Дети: Перо!
Какие животные покрыты перьями?
1.Рассматривание фотографии птицы.
Одинаковы ли по размеру перья на разных частях тела птицы?
Дети замечают, что на голове перья самые короткие, на спинке чуть длиннее, а самые длинные находятся на крыльях и хвосте.
Какую пользу приносят перья птицам?
Дети: согревают, защищают тело от повреждений, предохраняют от загрязнения, участвуют в полете, благодаря специфической окраске позволяют птицам отличать представителей своего вида, помогают маскироваться, становиться незаметными; некоторым перья нужны для
красоты.
Воспитатель: рассмотрите перья. В одну сторону отложите нужные для полета, а в другую для тепла.
2.Строение контурного пера
Воспитатель: возьмите в руку одно перо, которое нужно птице для полета. Рассмотрите его.
Та трубочка, которая проходит посередине пера, называется стержнем. Он твердый и прочный. К стержню прикрепляется широкая, но тонкая часть пера. Она называется опахало. Как вы думаете, для чего нужны обе части?
-Теперь возьмите лупы и рассмотрите более подробно строение пера
- Попробуйте в одном месте разорвать опахало. И снова рассмотрите перо в лупу. Что видно на месте разрыва?
Если лупа достаточно сильная, то дети смогут увидеть крючочки, сцепляющие бороздки пера А теперь проведите двумя пальчиками вдоль разрыва от стержня к краю опахала так, чтобы один пальчик шел сверху пера, а другой снизу.
-Удалось сцепить крючочки? Стало опахало сплошным?
-У птиц это поучается лучше. Птица часто чинит свои перышки - проводит клювом вдоль бородок, и они соединяются. Как будто она застегивает замок- молнию. Узким клювом это сделать удобнее, чем нашими широкими пальцами.
-А когда и почему у птиц могут разрываться бороздки? (во время полета, если она заденет крыльями какие-нибудь предметы)
3. Рассматривание пуховых перьев.
Воспитатель: теперь возьмите перо, которое нужно для тепла. Как оно устроено?
Рассмотрите его в лупу.
Чем оно отличается от пера, которое используется для полета?
(оно короче, стержень тоньше, бородки более нежные; они не сцеплены и торчат в разные стороны).
4.Взаимодействие перьев с водой
Воспитатель:
-Птицам часто приходится бывать под дождем. Они также любят купаться в лужах. Давайте посмотрим, что получается с перьями в воде.
-Осторожно положите перо для полета на воду.
-Что увидели? (перо не утонуло)
-Пальчиками постарайтесь опустить его на дно. Удалось?
-Выньте перо. Держа за стержень, отряхните его от воды.
-Что скажете о свойствах пера?
-Теперь то же проделайте с пуховым пером.
Дети убеждаются, что стряхнуть воду с пуховых перьев сложнее, чем с контурных.
5.Поведение перьев в воздухе.
(физминутка)
Стая птиц летит на юг
Небо синее вокруг
Чтоб скорее прилетать
Надо крыльями махать
Птички начали спускаться,
На поляне все садятся
Предстоит им долгий путь,
Птичкам надо отдохнуть,
И опять пора в дорогу,
Пролететь им надо много
Вот и юг. Ура!Ура!
Приземляться нам пора
Воспитатель:-Возьмите пуховое перо, поднимите его как можно выше и выпустите из рук. (пуховое перо летит медленно и опускается на пол спокойно)
-А теперь постарайтесь откинуть перо как можно дальше от себя.
Опыт повторяется несколько раз, пока дети не убеждаются, что отбросить от себя перо не удается.
-То же проделайте с пером, необходимым для полета.
-Сначала поднимите его повыше и выпустите. Понаблюдайте, как оно падает.
-Потом постарайтесь отбросить от себя перо как можно дальше.
Теперь в правую руку возьмите перо для полета, а в левую, пуховое перо. И постарайтесь бросить их одновременно как можно дальше.
-Что получилось? (Контурное перо улетает довольно далеко, а пухове упало около ног ребенка).
-Подкиньте вверх оба пера. Какое улетает выше? С помощью каких перьев птице удобнее летать? Почему?
Давайте подведем итог. Что нового узнали о перьях?
(краткий рассказ детей с помощью мнемотаблицы)
Молодцы!
Использованная литература:
Иванова А.И. «Обучать или развивать?»//Управление ДОУ 2006,6
Иванова А.И. «Мир животных»//Москва Творческий центр 2009
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспекта НОД по познавательному развитию: «Школьные правила»
Тема: «Школьные правила».Цель: формирование адаптивного поведения у детей старшего дошкольного возраста.Задачи:- формирование представлений о школе.- развитие самоконтроля и произвольности.- развивать...
Методическая разработка. Конспект НОД по познавательному развитию для детей среднего возраста "Экологический лабиринт"
Игра - путешествие...
Методическая разработка "Конспект НОД по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста"
Конспект интегрированной образовательной деятельности воспитателя сдетьми старшего дошкольного возраста, направленный на закрепление знаний о лесных животных в игровой форме...
Методическая разработка конспекта НОД по познавательному развитию (на основе опытно-экспериментальной деятельности) с детьми подготовительной группы «Мыльные истории»
Методическая разработка предназначена для детей подготовительной к школе группы ....
Методическая разработка конспекта НОД по познавательному развитию с детьми второй младшей группы на тему «Винни-Пух в гостях у ребят»
Закрепление умений различать и называть геометрические фигуры, основные цвета (красный, зеленый, желтый, синий), считать в пределах трех....
Методическая разработка для воспитателей по познавательному развитию в подготовительной группе
Методическая разработка для воспитателей по познавательному развитию в подготовительной группе«Опыты с водой»Цель: создание условий для ознакомления детей подготовительной группы со ...
Методическая разработка Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе. « Моя малая Родина».
воспитание гражданина и патриота своей Родины, формирование нравственных ценностей. Расширить представление детей о малой и большой Родине, любовь к малой Родине...