Методическая разработка для воспитателей по познавательному развитию в подготовительной группе
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
Методическая разработка для воспитателей по познавательному развитию в подготовительной группе
«Опыты с водой»
Цель: создание условий для ознакомления детей подготовительной группы со свойствами воды.
Задачи:
Образовательные: расширять представления детей о свойствах воды и её роли в жизни животного и растительного мира; активизировать речевой словарь: лаборатория, ученый, натяжение воды.
Развивающие: развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение анализировать.
Воспитательные: воспитывать уверенность в своих силах, умение работать сообща.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_-_opyty_s_vodoy.docx | 20.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе
Разработала и провела
воспитатель ГБДОУ д/с №57
Кировского района Санкт-Петербурга
Ляпунова Д.В.
«Опыты с водой профессора Знайки»
Цель: создание условий для ознакомления детей подготовительной группы со свойствами воды.
Задачи:
Образовательные: расширять представления детей о свойствах воды и её роли в жизни животного и растительного мира; активизировать речевой словарь: лаборатория, ученый, натяжение воды.
Развивающие: развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение анализировать.
Воспитательные: воспитывать уверенность в своих силах, умение работать сообща.
Атрибуты:
Костюм профессора: белый халат, медицинская шапочка, бейдж.
Костюмы детям: белые халаты, медицинские шапочки, планшетники.
Атрибуты для опытов: пластиковые прозрачные стаканы, красители, пластиковые маленькие ложечки, небольшая игрушка на каждого ребенка, картинки-значки по 8 штук на каждого ребенка, по 4 картинки рыбы и 4 водомерки – на каждый стол. Пипетка, пачка яблочного сока. Два полиэтиленовых одноразовых пакета. Хорошо наточенные карандаши. Несколько виноградин на пластиковой тарелке. Кусочек марли или бинта. Салфетки или кусочки туалетной бумаги. Аудиозапись физминутки. Диски с мультфильмом на каждого ребенка.
Ход НОД
Дети входят в группу. Их встречает воспитатель в белом халате с бэйджиком «Профессор научной лаборатории Знайкин»
Воспитатель: Здравствуйте! Проходите! Как ваше настроение? Очень хорошо! Меня зовут профессор Ольга Николаевна, я директор научной лаборатории и очень рада вас видеть у себя! Были когда-нибудь в настоящей лаборатории? Нет? А знаете, что там делают? Дождаться ответа детей.
Воспитатель: Правильно! Тампроводят опыты.Делают различные тесты! А, может быть, кто-то из вас знает, как называется профессия человека, который работает в НАУЧНОЙлаборатории?
Дети: Ученый!
Воспитатель: Да, в научных лабораториях работают ученые! И сегодня я вам предлагаю стать сотрудниками лаборатории, самыми настоящими учеными! Хотите?
Дети: Да, хотим!
Воспитатель: Хорошо, итак каждый сотрудник лаборатории одевает шапочку и бейджик.
Одеть на каждого ребенка медицинскую шапочку и раздать красочныебейджи.
Воспитатель:Я вас поздравляю! Теперь вы все ученые! Сегодня в нашу лабораторию поступил заказ исследовать свойства воды. Наша задача: провести опыты с водой и отметить результаты. Уважаемые ученые, проходите в лабораторию!
Дети проходят к столам, выставленным буквой П. По бокам рассаживаются дети, а стол посередине предназначен для опытов.
Воспитательпоказывает маленькую бутылочку с водой:как вы думаете, имеет ли вода форму? Какую сейчас форму имеет вода?А если воду налить в стакан? А в пакет? А если пакет согнуть? Дети отвечают.
Воспитатель:Вода принимает форму любого сосуда, в который её нальют. А сама вода имеет форму? Воспитатель выливает из пакета воду в плоский неглубокий контейнер.
Дети: нет!
Воспитатель: Совершенно верно, вода не имеет форму. Давайте это обозначим на доске. Прикрепляют значок.
Воспитатель:У вас на столах стоят стаканы с водой и игрушка. Возьмите их, пожалуйста. Налито полстакана воды. Посмотрите сквозь стакан с водой на игрушку. Видно игрушку? А друг на друга? Видите?
Воспитатель подходит к каждому с жидким красителем и пипеткой. Капает по несколько капель детям в стакан с водой.
Воспитатель: Перемешайте ложечкой воду. Теперь посмотрите на игрушку. Видно теперь игрушку?
Дети: нет!
Воспитатель: Почему в не закрашенной воде видно предметы, а в подкрашенной не видно?
Дети: Потому что вода прозрачная!
Воспитатель: Правильно, вода не имеет цвета. Но она может принимать цвет той краски, которой её подкрашивают. Отмечают на доске.
Воспитатель: У вас есть ещё стаканы с водой. Давайте её понюхаем. Пахнет чем-нибудь? А попробуйте её на вкус. Какой вкус у воды? А если я сделаю так: наливает яблочный сок каждому, примерно 50 на 50. Теперь понюхайте. Чем пахнет?
Дети: Яблоком!
Воспитатель:А попробуйте на вкус! Какой вкус теперь?
Дети: Вкус яблока!
Воспитатель: Уважаемые ученые, так какое мы вынесем решение? Имеет ли чистая вода запах?А имеет ли вода вкус?Отмечают на доске.
Воспитатель:Уважаемые коллеги! Вы прекрасно справляетесь с заданиями! Давайте немного разомнёмся!
Музыкальная физминутка.Дети выполняют движения в соответствии с текстом.
Воспитатель:Молодцы! Вы выполняете все движения так же хорошо, как и проводите опыты! Ну а теперь я приглашаю вас пройти в совершенно секретную часть лаборатории. Там проводятся очень серьёзные опыты!
Воспитатель: Итак, нам предстоит совершить совершенно серьёзные опыты! Будьте внимательны! Давайте начнём.
Опыт № 1. Подзывает к столу с виноградинкой, становится за спинами детей.Коля, открывай бутылочку и наливай в стакан воду. Наташа, опускай виноградинку в воду. Опускает. Что с ней стало?
Дети: опустилась на дно.
Воспитатель: Как вы думаете, почему? Потому что она тяжелее воды! Но посмотрите, на неё садятся пузырьки воздуха, когда их много - она поднимается на поверхность! Посмотрите, что происходит! Наверху несколько пузырьков лопаются, и она опять опускается вниз. Значит воздух легче воды. По этому принципу в морях и океанах плавают рыбы. Посмотрите, у вас лежит картинка рыбы. У них есть воздушный пузырь. Когда им нужно опуститься глубже, они сжимают мускулами свой пузырь и опускаются, а когда нужно подняться выше – расслабляют мускулы и пузырь снова наполняется воздухом. Рыба становится легче и всплывает верх. Как эта виноградинка. Воздух легче воды, в таком случае говорят, вода очень плотная.
Опыт № 2. Давайте посмотрим на другой опыт. Маша, накрывай стакан кусочком бинта. Воспитатель фиксирует резинкой вокруг стакана. Слава, наливай в него воды, прямо через марлю. Ребята, что будет, если стакан с водой перевернуть?
Дети: Вода выльется.
Воспитатель: Давайте проверим! Накрыть рукой плотно стакан, или бумагой, и резко перевернуть вверх дном. Проделывать эксперимент на всякий случай нужно над контейнером. Убрать руку или лист бумаги. Вода не выливается. Стакан держать чётко ровно!
Вода не выливается из-за её натяжения. Когда вода в спокойном состоянии, не колышется, на её поверхности маленькие невидимые нам молекулы соединяются друг с другом, как пазлы: крепко-крепко и получается невидимая плёночка. Аккуратно вылить воду в контейнер.
Опыт № 3. Воспитатель:Возьмите салфетки и аккуратно вставьте по одной в стаканы. Смотрите внимательно! Что происходит?
Дети: Краска поднимается вверх!
Воспитатель: Да, точно так же растения пьют воду. И деревья, и кустарники, и цветы. Вода от корней поднимается к самым листочкам. Вода нужна не только людям и животным, без неё не могут прожить и растения!
Опыт № 4. Витя, наливай в пакет воду. Воспитатель держит пакет, мальчик наливает. Крепко завязать пакет или удерживать рукой. Что будет, если проткнуть пакет с водой карандашом?
Дети: Вода вытечет!
Воспитатель: Если продырявить пакет и вынуть карандаш обратно, конечно вода вытечет, а если мы оставим карандаш в пакете? Света, возьми карандаш и аккуратно проткни им пакет. Посмотрите, вода не выливается! Витя, ты тоже попробуй! Опыт проделывать на всякий случай над контейнером. Ребята, вода не вытекает потому, что в воде есть пузырьки кислорода. Они обволакивают карандаш сразу, как только он попадаетв пакет с водой. Поэтому нет отверстия между пакетом и карандашом в этих местах.
Воспитатель: Уважаемые коллеги-ученые, мы прекрасно справились со всеми заданиями и я приглашаю вас на последнюю планёрку обсудить результаты опытов.
Все проходят на стулья.
Воспитатель: Итак, мы сегодня очень много узнали о свойствах воды! Кто из вас хочет о них рассказать? Не стесняйтесь! У вас есть значки – подсказки.
Ребенок: Вода не имеет запаха, цвета, она прозрачная, не имеет вкуса. Вода не имеет своей формы, но может принимать любую форму сосуда. Вода жизненно необходима всем живым организмам и растениям. Сверху воды образуется пленка как пазл. Вода имеет свою плотность и в ней есть кислород.
Воспитатель: Всё правильно! Вам понравилось? Я благодарю вас за интересную работу, мне было очень приятно с вами работать!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка с детьми по познавательному развитию в старшей группе "В мире песка"
Методическая разработка с детьми по познавательному развитию в старшей группе "В мире песка"...
Методическая разработка для воспитателей по познавательному развитию «Состав числа 10»
• Учить детей составлять число 10 из двух меньших чисел.•Закрепить состав числа 9 из двух меньших.• Закреплять представления о последовательности дней недели.• Упражнять в определении предыдущего, пос...
Методическая разработка(педагогический проект по познавательному развитию в старшей группе «Овощи и фрукты-полезные продукты» в соответствии с ФГОС)
ull; Создание условий для развития речи детей в процессе разработки совместного проекта «Овощи и фрукты».• Расширение представления детей об обобщающих словах по теме «Овощи и...
Методическая разработка(педагогический проект по познавательному развитию в старшей группе «Бабочка - волшебница» )
Цель проекта:Формирование представлений о бабочках у детей старшего дошкольного возраста....
Методическая разработка открытого занятия по познавательному развитию в средней группе «Поможем Незнайке!».
Знакомство детей с воздухом и некоторыми его свойствами...
Методическая разработка конспекта НОД по познавательному развитию в подготовительной группе "Свойства перьев" (экспериментирование)
Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе. Область: познавательное развитие.Тема: Свойства перьев...
Методическая разработка Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе. « Моя малая Родина».
воспитание гражданина и патриота своей Родины, формирование нравственных ценностей. Расширить представление детей о малой и большой Родине, любовь к малой Родине...