Методическая разработка для воспитателей по познавательному развитию в подготовительной группе
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Ляпунова Дарья Викторовна

Методическая разработка  для воспитателей по познавательному развитию в подготовительной группе

«Опыты с водой»

Цель: создание условий для ознакомления детей подготовительной группы со свойствами воды.

Задачи:

Образовательные: расширять представления детей о свойствах воды и её роли в жизни животного и растительного мира; активизировать речевой словарь: лаборатория, ученый, натяжение воды.

Развивающие: развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение анализировать.

Воспитательные: воспитывать уверенность в своих силах, умение работать сообща.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_-_opyty_s_vodoy.docx20.76 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе

Разработала и провела

воспитатель ГБДОУ д/с №57

Кировского района Санкт-Петербурга

Ляпунова Д.В.

«Опыты с водой профессора Знайки»

Цель: создание условий для ознакомления детей подготовительной группы со свойствами воды.

Задачи:

Образовательные: расширять представления детей о свойствах воды и её роли в жизни животного и растительного мира; активизировать речевой словарь: лаборатория, ученый, натяжение воды.

Развивающие: развивать познавательный интерес, наблюдательность, умение анализировать.

Воспитательные: воспитывать уверенность в своих силах, умение работать сообща.

Атрибуты:

Костюм профессора: белый халат, медицинская шапочка, бейдж.

Костюмы детям: белые халаты, медицинские шапочки, планшетники.

Атрибуты для опытов: пластиковые прозрачные стаканы, красители, пластиковые маленькие ложечки, небольшая игрушка на каждого ребенка, картинки-значки по 8 штук на каждого ребенка, по 4 картинки рыбы и 4 водомерки – на каждый стол. Пипетка, пачка яблочного сока. Два полиэтиленовых одноразовых пакета. Хорошо наточенные карандаши. Несколько виноградин на пластиковой тарелке. Кусочек марли или бинта. Салфетки или кусочки туалетной бумаги. Аудиозапись физминутки. Диски с мультфильмом на каждого ребенка.

Ход НОД

Дети входят в группу. Их встречает воспитатель в белом халате с бэйджиком «Профессор научной лаборатории Знайкин»

Воспитатель: Здравствуйте! Проходите! Как ваше настроение? Очень хорошо! Меня зовут профессор Ольга Николаевна, я директор научной лаборатории и очень рада вас видеть у себя! Были когда-нибудь в настоящей лаборатории? Нет? А знаете, что там делают? Дождаться ответа детей.

Воспитатель: Правильно! Тампроводят опыты.Делают различные тесты! А, может быть, кто-то из вас знает, как называется профессия человека, который работает в НАУЧНОЙлаборатории?

Дети: Ученый!

Воспитатель: Да, в научных лабораториях работают ученые! И сегодня я вам предлагаю стать сотрудниками лаборатории, самыми настоящими учеными! Хотите?

Дети: Да, хотим!

Воспитатель: Хорошо, итак каждый сотрудник лаборатории одевает шапочку и бейджик.

Одеть на каждого ребенка медицинскую шапочку и раздать красочныебейджи.

Воспитатель:Я вас поздравляю! Теперь вы все ученые! Сегодня в нашу лабораторию поступил заказ исследовать свойства воды. Наша задача: провести опыты с водой и отметить результаты. Уважаемые ученые, проходите в лабораторию!

Дети проходят к столам, выставленным буквой П. По бокам рассаживаются дети, а стол посередине предназначен для опытов.

Воспитательпоказывает маленькую бутылочку с водой:как вы думаете, имеет ли вода форму? Какую сейчас форму имеет вода?А если воду налить в стакан? А в пакет? А если пакет согнуть? Дети отвечают.

Воспитатель:Вода принимает форму любого сосуда, в который её нальют. А сама вода имеет форму? Воспитатель выливает из пакета воду в плоский неглубокий контейнер.

Дети: нет!  

Воспитатель: Совершенно верно, вода не имеет форму. Давайте это обозначим на доске. Прикрепляют значок.

Воспитатель:У вас на столах стоят стаканы с водой и игрушка. Возьмите их, пожалуйста. Налито полстакана воды. Посмотрите сквозь стакан с водой на игрушку. Видно игрушку? А друг на друга? Видите?

Воспитатель подходит к каждому с жидким красителем и пипеткой. Капает по несколько капель детям в стакан с водой.

Воспитатель: Перемешайте ложечкой воду. Теперь посмотрите на игрушку. Видно теперь игрушку?

Дети: нет!

Воспитатель: Почему в не закрашенной воде видно предметы, а в подкрашенной не видно?

Дети: Потому что вода прозрачная!

Воспитатель: Правильно, вода не имеет цвета. Но она может принимать цвет той краски, которой её подкрашивают. Отмечают на доске.

Воспитатель: У вас есть ещё стаканы с водой. Давайте её понюхаем. Пахнет чем-нибудь? А попробуйте её на вкус. Какой вкус у воды? А если я сделаю так: наливает яблочный сок каждому, примерно 50 на 50. Теперь понюхайте. Чем пахнет?

Дети: Яблоком!

Воспитатель:А попробуйте на вкус! Какой вкус теперь?

Дети: Вкус яблока!

Воспитатель: Уважаемые ученые, так какое мы вынесем решение? Имеет ли чистая вода запах?А имеет ли вода вкус?Отмечают на доске.

Воспитатель:Уважаемые коллеги! Вы прекрасно справляетесь с заданиями! Давайте немного разомнёмся!

Музыкальная физминутка.Дети выполняют движения в соответствии с текстом.

Воспитатель:Молодцы! Вы выполняете все движения так же хорошо, как и проводите опыты! Ну а теперь я приглашаю вас пройти в совершенно секретную часть лаборатории. Там проводятся очень серьёзные опыты!

Воспитатель: Итак, нам предстоит совершить совершенно серьёзные опыты! Будьте внимательны! Давайте начнём.

Опыт № 1. Подзывает к столу с виноградинкой, становится за спинами детей.Коля, открывай бутылочку и наливай в стакан воду. Наташа, опускай виноградинку в воду. Опускает. Что с ней стало?

Дети: опустилась на дно.

Воспитатель: Как вы думаете, почему? Потому что она тяжелее воды! Но посмотрите, на неё садятся пузырьки воздуха, когда их много - она поднимается на поверхность! Посмотрите, что происходит! Наверху несколько пузырьков лопаются, и она опять опускается вниз. Значит воздух легче воды. По этому принципу в морях и океанах плавают рыбы. Посмотрите, у вас лежит картинка рыбы. У них есть воздушный пузырь. Когда им нужно опуститься глубже, они сжимают мускулами свой пузырь и опускаются, а когда нужно подняться выше – расслабляют мускулы и пузырь снова наполняется воздухом. Рыба становится легче и всплывает верх. Как эта виноградинка. Воздух легче воды, в таком случае говорят, вода очень плотная.

Опыт № 2. Давайте посмотрим на другой опыт. Маша, накрывай стакан кусочком бинта. Воспитатель фиксирует резинкой вокруг стакана. Слава, наливай в него воды, прямо через марлю. Ребята, что будет, если стакан с водой перевернуть?

Дети: Вода выльется.

Воспитатель: Давайте проверим! Накрыть рукой плотно стакан, или бумагой, и резко перевернуть вверх дном. Проделывать эксперимент на всякий случай нужно над контейнером. Убрать руку или лист бумаги. Вода не выливается. Стакан держать чётко ровно!

Вода не выливается из-за её натяжения. Когда вода в спокойном состоянии, не колышется, на её поверхности маленькие невидимые нам молекулы соединяются друг с другом, как пазлы: крепко-крепко и получается невидимая плёночка. Аккуратно вылить воду в контейнер.

Опыт № 3. Воспитатель:Возьмите салфетки и аккуратно вставьте по одной в стаканы. Смотрите внимательно! Что происходит?

Дети: Краска поднимается вверх!

Воспитатель: Да, точно так же растения пьют воду. И деревья, и кустарники, и цветы. Вода от корней поднимается к самым листочкам. Вода нужна не только людям и животным, без неё не могут прожить и растения!

Опыт № 4. Витя, наливай в пакет воду. Воспитатель держит пакет, мальчик наливает. Крепко завязать пакет или удерживать рукой. Что будет, если проткнуть пакет с водой карандашом?

Дети: Вода вытечет!

Воспитатель: Если продырявить пакет и вынуть карандаш обратно, конечно вода вытечет, а если мы оставим карандаш в пакете? Света, возьми карандаш и аккуратно проткни им пакет. Посмотрите, вода не выливается! Витя, ты тоже попробуй! Опыт проделывать на всякий случай над контейнером. Ребята, вода не вытекает потому, что в воде есть пузырьки кислорода. Они обволакивают карандаш сразу, как только он попадаетв пакет с водой. Поэтому нет отверстия между пакетом и карандашом в этих местах.

Воспитатель: Уважаемые коллеги-ученые, мы прекрасно справились со всеми заданиями и я приглашаю вас на последнюю планёрку обсудить результаты опытов.

Все проходят на стулья.

Воспитатель: Итак, мы сегодня очень много узнали о свойствах воды! Кто из вас хочет о них рассказать? Не стесняйтесь! У вас есть значки – подсказки.

Ребенок: Вода не имеет запаха, цвета, она прозрачная, не имеет вкуса. Вода не имеет своей формы, но может принимать любую форму сосуда. Вода жизненно необходима всем живым организмам и растениям. Сверху воды образуется пленка как пазл. Вода имеет свою плотность и в ней есть кислород.

Воспитатель: Всё правильно! Вам понравилось? Я благодарю вас за интересную работу, мне было очень приятно с вами работать!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка с детьми по познавательному развитию в старшей группе "В мире песка"

Методическая разработка с детьми по познавательному развитию в старшей группе "В мире песка"...

Методическая разработка для воспитателей по познавательному развитию «Состав числа 10»

• Учить детей составлять число 10 из двух меньших чисел.•Закрепить состав числа 9 из двух меньших.• Закреплять представления о последовательности дней недели.• Упражнять в определении предыдущего, пос...

Методическая разработка(педагогический проект по познавательному развитию в старшей группе «Овощи и фрукты-полезные продукты» в соответствии с ФГОС)

ull; Создание условий для развития речи детей в процессе разработки совместного проекта «Овощи и фрукты».• Расширение представления детей об обобщающих словах по теме «Овощи и...

Методическая разработка(педагогический проект по познавательному развитию в старшей группе «Бабочка - волшебница» )

Цель проекта:Формирование представлений о бабочках у детей старшего дошкольного возраста....

Методическая разработка конспекта НОД по познавательному развитию в подготовительной группе "Свойства перьев" (экспериментирование)

Непосредственная образовательная деятельность в подготовительной группе. Область: познавательное развитие.Тема: Свойства перьев...

Методическая разработка Конспект НОД по познавательному развитию в подготовительной группе. « Моя малая Родина».

воспитание гражданина и патриота своей Родины, формирование нравственных ценностей. Расширить представление детей о малой и большой Родине, любовь к малой Родине...