Конспект занятия по познавательному развитию "Вулкан - загадка природы!"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Лобова Маргарита Валерьевна

Конспект занятия

в старшей группе по познавательному развитию

(экспериментально – опытническая деятельность )

 

Автор: Лобова М.В.,

воспитатель МАДОУ «Детский сад

комбинированного вида № 37 «Ягодка»

г.Губкин

Название: «Вулкан – загадка природы!»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_vulkan.docx25.24 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

в старшей группе по познавательному развитию

(экспериментально – опытническая деятельность )

Автор: Лобова М.В.,

воспитатель МАДОУ «Детский сад

комбинированного вида № 37 «Ягодка»

г.Губкин

Название: «Вулкан – загадка природы!»

Форма: подгрупповая.
Цель:  Познакомить детей с таким природным явлением ,как вулкан, его строением. Способствовать накоплению представлений об окружающем мире. Показать детям эксперимент – извержение вулкана.

Образовательная область: познавательное развитие (экспериментально – опытническая деятельность), социально – коммуникативное развитие, речевое развитие.

 Возраст детей: старший дошкольный возраст

Программные задачи:

Образовательные: 

 Расширить словарный запас: вулкан, лава, магма, пепел, спящий вулкан, потухший вулкан, действующий вулкан, «огнедышащая» гора, вулканологи.

Закреплять правила безопасного поведения во время экспериментов.
Учить детей фиксировать этапы эксперимента, делать выводы в соответствии с результатом эксперимента, обобщать и анализировать их. 

Развивающие:

 Развивать умение точно и полно отвечать на поставленные вопросы.
 Развивать умение слушать воспитателя и сверстников.

Воспитательные: 

Воспитывать интерес  к экспериментальной деятельности, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность и умение работать в коллективе.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: презентация «Вулканы»; проектор, ноутбук. 

Раздаточный материал: поддоны, макеты вулканов по числу детей, химические вещества - сода пищевая, гуашь, моющее средство, лимонная кислота, клеенки, маски, шапочки, ложки одноразовые, ёмкости для химических средств; схема проведения опыта.

Ход:

      Оргмомент

В о с п и т а т е л ь. Ребята, я вам приготовила загадки, попробуйте их отгадать:

Магма по жерлу рвется наружу,

Выход из кратера очень ей нужен.

Если проход на поверхность ей дан,

Значит проснулся грозный…

Я плююсь огнем и лавой,
Я – опасный великан,
Славен я недоброй славой,
Как зовут меня? 

Д е т и. Вулкан.

В о с п и т а т е л ь. Правильно, речь пойдет о вулканах. Ребята, вспомните, что такое  вулкан? Кто знает?

Д е т и. Это гора, из которой сначала идет дым, потом летят камни, а затем извергается лава.

     Мотивационно-ориентировочный этап

В о с п и т а т е л ь. Вы хотите узнать, что такое вулкан и почему происходит извержение вулкана?

Д е т и. Да, очень.

В о с п и т а т е л ь. Тогда давайте отправимся в путешествие, присаживайтесь на стульчики и смотрите внимательно. (Презентация  «Вулканы») 

    Поисковый этап

В о с п и т а т е л ь. «Давным-давно в Древней Греции власть над вулканами принадлежала богу Гефесту, богу огня. Странный это был бог - некрасивый, хромой. Но зато он был очень трудолюбивый и сильный. Гефест подчинил себе огонь. Он первый начал делать различные украшения, ковать оружие, а потом он научил этому людей. Когда происходило землетрясение, над горой появлялся дым, огонь, люди говорили: «Это работает Гефест». Древние Римляне дали этому богу другое имя - Вулкан. Оно тоже означает огонь. И дом его тоже стали называть - вулкан»

В о с п и т а т е л ь. «Вулкан работает» – со страхом говорили люди, и уходили жить подальше от этого места. С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть «вулканами». Вулкан — это гора, на вершине которой есть отверстие или трещина – это кратер, внутри вулкана проходит канал, называемый жерлом вулкана, по которому расплавленная масса горных пород — магма, поднимается. Когда во время извержения вулкана магма выходит на поверхность, она меняет свое название, становиться лавой. Но на поверхность земли выбрасывается не только лава, а еще много ядовитых газов, пепла и вулканических бомб. Сначала лава жидкая, очень горячая и красного цвета, а когда она остывает, то становится серой или черной. Если лава затвердевает внутри кратера, то говорят, что вулкан потух или спит. Когда проснуться потухшие вулканы? Этого никто не знает. Но это будет незабываемое зрелище. Самый известный вулкан – Везувий, в результате его извержения были разрушены два города Помпеи и Геркуланум. Это событие изобразил в своей картине великий русский художник Карл Брюллов, картина так и называется – «Последний день Помпеи». На этой картине мы видим, как люди пытаются спастись от разрушительной силы природы. Теперь люди стали жить подальше от вулканов и из далека наблюдать за красотой их извержения. Вулканы бывают разных видов: действующие, потухшие и уснувшие. Иногда вулканы замирают на сотни лет, их называют потухшими.

В о с п и т а т е л ь. Ребята, так что же такое вулканы?

Д е т и. Вулкан - это большая гора, на вершине которой есть отверстие или трещина. Сначала идет дым, потом летят камни, а затем извергается лава.

В о с п и т а т е л ь. Что такое лава? Как меняет свой цвет лава с момента извержения до остывания? 

Д е т и. Лава, это магма, которая состоит из горных пород. Сначала, она красная, а когда остывает, становится серой или чёрной.

В о с п и т а т е л ь. Да, ребята, всё правильно. Какой формы вулкан?

Д е т и. Вулкан имеет форму  конуса.

В о с п и т а т е л ь. Всё верно. А сейчас мы немного поиграем.

Физкультминутка

Стоит гора – старушка, (поднимают руки вверх)

До небес макушка (тянутся на цыпочках)

Её ветер обдувает, (обмахивают себя кистями рук)

Её дождик поливает, (встряхивают кистями рук)

Стоит гора, страдает, камешки теряет

(прикладывают ладошки к щекам и качают головой)

И каждый день, и каждую ночь

(педагог дотрагивается до нескольких детей, которые должны изобразить камешки).

Катятся, катятся камешки прочь (часть детей отходят в сторону).

Раскатились камешки, и с той самой поры

Ничего не осталось от нашей горы! (двумя руками показывают на пустое место).

В о с п и т а т е л ь. Ребята, а вы хотели бы хоть одним глазом посмотреть на извержение вулкана?

Д е т и. Да.

В о с п и т а т е л ь. А что же нам для этого необходимо?

Д е т и. Стать учёными.

В о с п и т а т е л ь.  Правильно. Но не просто учёными, а учёными -вулканологами и сами попробуем сделать вулкан, и посмотреть на его извержение. Проходите в нашу лабораторию. В лаборатории у нас все готово для проведения опытов. Давайте посмотрим, как будут извергать лаву наши вулканы. Но сначала, вспомним правила поведения в нашей лаборатории. Называйте их.

Д е т и. Работа должна проходить под наблюдением взрослых.

Д е т и. Все вещества эксперимента не трогать рукой.

Д е т и. Ложку в рот брать нельзя.

Д е т и. Беречь руки при работе.

Д е т и. Надо быть осторожными – может взорваться.

Д е т и. А ещё нам нужно надеть перчатки, фартуки, шапочки и маски.

В о с п и т а т е л ь. Правильно, надевайте. Что нам будет необходимо для опыта?

Д е т и. Вулкан, сода, краски, моющее средство, вода и др.

В о с п и т а т е л ь. И так, давайте посмотрим на нашу схему последовательности выполнения опыта. Что мы берём первым?

Д е т и. Возьмём сосуд, вставим его  в воронку. Это будет жерло «вулкана».

В о с п и т а т е л ь. Правильно. Что будем делать дальше?

Д е т и. Надо взять две ложки соды, насыпать их в жерло «вулкана», налить воду.

В о с п и т а т е л ь. Правильно, все нужно хорошо перемешать. Далее?

Д е т и. Кладём краску красного цвета и перемешиваем.  Добавляем одну ложку моющёго средства. Всё перемешиваем.

В о с п и т а т е л ь. А ещё нужно добавить  лимонную кислоту. Всё верно. Но прежде чем начать наш опыт, нам нужно  немного отдохнуть.

Пальчиковая гимнастика:

Посчитаем мы сейчас,

Где вулканы есть у нас?

Через Запад на Восток

Через Север, через Юг

Возвращайся, сделав круг.

Минералы здесь нашли

Все собрали и пошли.

В о с п и т а т е л ь. Так начнём же наш опыт.

Проводится опыт.

В о с п и т а т е л ь. Что вы наблюдаете?
Д е т и. Вулкан начал извергаться.

В о с п и т а т е л ь. А что извергает вулкан?

Д е т и. Вулкан извергается лаву.

В о с п и т а т е л ь. Ребята, вы  просто молодцы! Все справились с заданием и узнали, что такое вулкан.

     Рефлексивно-оценочный

В о с п и т а т е л ь. Ребята, вам понравилось наше занятие?

Д е т и. Да, очень понравилось.

В о с п и т а т е л ь. А что вам понравилось больше всего?

Д е т и. Больше всего понравилось то, как «вулкан» извергает свою лаву.

Д е т и. Проводить опыт.

В о с п и т а т е л ь. А, что нам понадобилось для проведения эксперимента?

Д е т и. Нам понадобилась лимонная кислота, краски, вода, сода.

В о с п и т а т е л ь. Скажите, чем опасны вулканы?

Д е т и. Вулканы опасны тем, что могут разрушить дома, автомобили, всё живое.

В о с п и т а т е л ь. Правильно. А как называют людей, которые изучают вулканы?

Д е т и. Это люди – учёные - вулканологи.

В о с п и т а т е л ь. Теперь вы знаете, на что способен вулкан во время извержения. Я вам предлагаю дома родителям, братьям, сёстрам рассказать о вулканах, чем они опасны, и какой опыт мы сегодня с вами провели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ (организованной образовательной деятельности) «Загадки природы» (интерактивная игра)

Содержание конспекта способствует обобщению и систематизации представлений воспитанников о характерных признаках осени....

Конспект занятия по познавательному развитию (Мир природы) по теме «Насекомые» в подготовительной группе для детей с ОНР.

Конспект  занятия по познавательному развитию (Мир природы) по теме  «Насекомые» в подготовительной группе для детей с ОНР....

Конспект занятия по познавательному развитию «ЗАЩИТНИКИ ПРИРОДЫ» подготовительная к школе группа

Конспект занятия по познавательному  развитию  с использованием социоигровой педагогики...

Конспект занятия по познавательному развитию «Любить природу значит беречь ее» в младшей группе.

Цель: Дать детям представление о бережном отношении к окружающему миру и всему живому.Задачи: - Закрепить знания о растительном и животном мире.- Развитие у детей памяти, наблюдательности, логиче...