Зимующие птицы
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Цели НОД: формирование представлений о зимующих птицах.
Задачи приоритетной образовательной области «Познавательное развитие»:
- расширять представления детей о зимующих птицах;
- формировать умение различать зимующих птиц по голосам и внешнему виду;
- подвести к пониманию того, что зимующим птицам нужно помогать;
- закреплять знания детей о корме, который используется в подкормке птиц;
- воспитывать интерес и бережное отношение к пернатым.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimuyushchie_ptitsy.docx | 27.42 КБ |
Предварительный просмотр:
«Зимующие птицы»
Старший возраст (5-6 лет)
Цели НОД: формирование представлений о зимующих птицах.
Задачи приоритетной образовательной области «Познавательное развитие»:
- расширять представления детей о зимующих птицах;
- формировать умение различать зимующих птиц по голосам и внешнему виду;
- подвести к пониманию того, что зимующим птицам нужно помогать;
- закреплять знания детей о корме, который используется в подкормке птиц;
- воспитывать интерес и бережное отношение к пернатым.
Задачи в интеграции образовательных областей:
образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
- формировать позитивные установки к различным видам зимующих птиц
- развивать стремление отражать свои знания и впечатления о зимующих птицах в игровой деятельности;
- совершенствовать игровые навыки детей;
- развивать общение и взаимодействие ребёнка со сверстниками и взрослыми;
- формировать умение работать в парах;
- развивать эмоциональную отзывчивость, сопереживание.
образовательная область «Речевое развитие»:
- активизировать словарь детей по теме «Зимующие птицы»: снегирь, синица, свиристель;
- развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь.
Цель применения ИКТ в НОД:
повышения уровня мотивации познавательно-практической деятельности и двигательной активности у детей.
Обоснование целесообразности применения данной разработки (цифрового образовательного ресурса) на занятии:
- внесение разнообразия в образовательную деятельность;
- использование яркой, интересной, современной формы представления и закрепления информации детям;
- активизация речевой деятельности.
Продолжительность использования данной разработки (цифрового образовательного ресурса) на занятии: 7 минут.
Используемое оборудование для детей: раскраски зимующих птиц, карандаши, силуэты птиц.
Используемое оборудование для педагога: мультимедийное оборудование, авторская презентация Power Point, ноутбук, лазерная указка.
Деятельность педагога | Деятельность обучающегося | |
Этап 1. Вводная часть – мотивационный этап (продолжительность 4-5 минуты). | ||
Цель этапа: Мотивация детей к включению в образовательную деятельность, активизация внимания. | Цель этапа: включение в образовательную деятельность по теме НОД. | |
Слайд 2. Следы птиц на снегу | ||
Воспитатель. Ребята, посмотрите, что это на снегу? Послушайте стихотворение, которое называется «Письма» А. Тараскина. На снегу, как на страничке, Пишут голуби, синички, Пишет стая снегирей, Пишет серый воробей Письма Пете и Андрюшке, Чтобы сделали кормушки. Воспитатель. Так кто же написал письмо? Воспитатель. А чем они писали? На чём? Воспитатель. Это и есть письмо, которое можно прочитать. - А все ли птицы могут написать такое письмо? - Вы догадались, о каких птицах мы сегодня будем разговаривать? | Рассматривают слайд, отвечают на вопрос. - Следы птиц. Ответы детей. | |
Этап 2. Основная часть – содержательно деятельностный этап (продолжительность 15-16 минут) | ||
Цель этапа: обобщение и тренировка теоретических и практических знаний о зимующих птицах: их внешнем виде, голосе, повадках, образе жизни. | Цель этапа: закрепление и расширение знаний о зимующих птицах. | |
Слайд 3. Дерево с зимующими птицами | ||
Воспитатель. Зимой птицы любят собираться у кормушки. Я предлагаю вам отправиться в птичью столовую и поближе познакомиться с птицами, которые остались у нас зимовать. - Каких птиц вы видите на дереве? Правильно, этих птиц мы часто видим на прогулочном участке. Воспитатель. У меня для вас есть интересное задание, чтобы с ним справиться, надо подготовиться. Самомассаж "Внимательные ушки": - Приготовьте ваши ладошки, потрите их, почувствуйте, какими они стали теплыми, и потрите ими ушки, чтобы они стали чуткими и внимательными, приготовились слушать… - Постарайтесь отгадать, чей это голос звучит? (Запись голоса сороки, голубя, вороны, воробья). Воспитатель. А это чей голос? Звучит голос свиристели. - Свири- ри, свири-ри- что за чудеса? Серебристо - нежно льются птичьи голоса. В красненьком беретике, с рыжим хохолком. В оперенье праздничном вслед за ветерком С севера далёкого птахи прилетели, Лакомиться ягодами на рябину сели. - Вы догадались, о какой птице это стихотворение? Это стихотворение о зимующей птице - свиристели. Воспитатель с помощью лазерной указки обращает внимание детей на описываемую часть птицы. Свиристель - это крупная, очень красивая птица с задорным пушистым хохолком на голове и чёрным пятнышком на горле. Оперение имеет серо - розовую окраску, а тёмный хвостик заканчивается жёлтой полоской. Название птицы «Свиристель» означает громко кричать, «свистеть». Воспитатель. У каждой птицы есть свой отличительный признак. - У свиристели это что? - Сейчас, я предлагаю вам, узнать птиц по силуэту. Воспитатель. Итак, ребята, какие птицы прилетели в птичью столовую? Воспитатель. Как можно назвать этих птиц, одним словом? | Внимательно рассматривают изображение, перечисляют птиц (снегирь, синица, голубь, сорока, воробей, ворона), опираясь на личный опыт. Дети выполняют самомассаж. Дети пытаются отгадать чей это голос. Предположения детей. Внимательно слушают воспитателя. Предположения детей. Рассматривают птицу, прослеживая взглядом за лазерной указкой. Дети внимательно слушают и отвечают на вопросы. Предположения детей. Дети называют птиц по силуэту и аргументируют свой выбор. - Перечисляют птиц. - Зимующие. | |
Слайд 3. Изображения разных птиц | ||
Посмотрите на экран и скажите, всех ли птиц мы можем встретить зимой на улице? - Почему эти птицы улетают на юг? - Как этих птиц мы называем? - Давайте вспомним название этих птиц. | Ответы: - нет, не всех. Некоторые птицы улетают в тёплые края на юг. - они не выживут в холоде; - перелётные; - скворцы, ласточки, журавли; | |
Интегрированная двигательно - познавательная пауза | ||
Цель: переключение детей на активную деятельность, снятие возможного статического напряжения, профилактика утомления. | Цель: выполнение движений по тексту. | |
Воспитатель: Мы вспомнили с вами названия зимующих и перелётных птиц, теперь я предлагаю вам поиграть в игру «Не ошибись». Я буду называть птиц, а вы должны будете присесть, если это зимующая птица, а если перелетная, то замахать руками, как крыльями. - Соловей, дятел, клёст, грач, ласточка, утка, синица, свиристель, кукушка, скворец, оляпка, воробей, аист, жаворонок, снегирь, ворона, сорока, журавль, тетерев, галка. | Дети играют, выполняя правила игры. | |
Этап 3. Заключительная часть – рефлексивный этап (продолжительность 3-4 минуты) | ||
Итог НОД. Рефлексия. Мотивация на дальнейшую деятельность. Постепенный переход к самостоятельной деятельности. | ||
Цель: подведение итогов НОД. Определение эмоционального состояния детей в конце деятельности. Заинтересовывать детей самостоятельной дальнейшей деятельностью вне рамок данной НОД. | Цель: осознание результатов своей деятельности и получение от неё положительных эмоций. | |
Воспитатель. Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили? О каких птицах? Ребята, что вам понравилось сегодня делать больше всего? Что нового и интересного вы сегодня узнали? -А теперь, вы можете выбрать любую понравившуюся вам птицу и раскрасить её оперение. |
Отвечают на вопросы, опираясь на собственный опыт. Дети рассуждают, оценивают свою деятельность на занятии. Дети выбирают раскраску. | |
Воспитатель благодарит детей за проделанную работу, отмечает успехи каждого ребёнка. Отмечает детей, которые в процессе деятельности приходили на помощь своим товарищам, затруднявшимся в выполнении какого – либо задания. |
Информационные ресурсы:
- Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа / авт. – сост. Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 364 с.
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014. – 512с.
- Жуковская Р. И. и Пенькова Л. А. Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Сост.: Р. И. Жуковская, Л. А. Пеньевская. Изд. «-е, переработ. и доп. М.: «Просвещение», 1972. 415 с.
- Комплексные занятия по программе под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. Старшая группа / авт. – сост. Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2011. – 364 с.
Беседа. Что мы знаем о рыбах? С. 158 - https://yandex.ru/images
- www.maam.ru
- 1september.ru
- http://dohcolonoc.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту
Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...
Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям: «Здоровье», «Познание». 3 год обучения. Лексическая тема: «Зима, зимующие птицы» Тема занятия: «Птицы зимой»
Непосредственная образовательная деятельность по формированию количественных предствлений у детей 5-6 лет....
Конспект занятия по познавательному развитию в коррекционной подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» Тема: «Покормите птиц зимой»
Активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Формирование обобщенного представления о зимующих птицах....
презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"
Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
Конспект НОД подготовительной к школе группы на тему: «Расширение и усвоение знаний о зимующих птицах» (в рамках тематической недели «Зимующие птицы»)
Цели: Расширение и активизация словаря детей по теме, закрепление в речи названий зимующих птиц, закрепление обобщающего понятия «Зимующие птицы», совершенствование грамматических категори...