Конспект исследовательской деятельности с детьми старшей группы на тему «Молоко и молочные продукты»
план-конспект занятия по окружающему миру

Канева Анна Ивановна

Цель: Развитие творческой исследовательской активности в процессе детского экспериментирования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект исследовательской деятельности с детьми старшей группы на тему «Молоко и молочные продукты»


Образовательная область: Познавательное развитие.
Цель: Развитие творческой  исследовательской активности в процессе детского экспериментирования.
Задачи:

*формировать представления у детей о пользе молока и молочных продуктах для организма человека;

* обучать детей проводить элементарные и доступные опыты, строить гипотезы, искать ответы на вопросы и делать простейшие умозаключения, анализируя результат экспериментальной деятельности.

*развивать познавательный интерес у детей в процессе организации элементарных экспериментов, наблюдений, желание делиться информацией, желание познавать новое;

*развивать разговорную речь детей, расширять словарный запас.

*воспитывать у детей здоровый образ жизни, умение работать в коллективе, участвовать в совместной опытно – экспериментальной деятельности.

Виды деятельности: познавательная, исследовательская.

Формы организации: групповая

Формы реализации детских видов деятельности: детское экспериментирование

Оборудование:

Покрывало, выставка «Молоко и молочные продукты», пипетки, пластиковые стаканчики, блюдца, ложки, лимонная кислота,

ватные палочки, молоко, вода, гуашь, жидкое мыло, набор муляжей молочных продуктов, подносы;

мультимедийное оборудование, презентация по теме занятия, фартуки и шапочки; рули от машины…

Предварительная работа:

*Подготовка выставки «Молоко и молочные продукты», подбор материала для выставки;

*Чтение стихов о молоке, разгадывание загадок о молочных продуктах.

Структура ООД:

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

  1. Вводная часть.

Мотивация.

Целеполагание.

Настрой на занятие – Игра «Посмотрите глазками…»

- Ребята, под этим покрывалом я спрятала очень интересную выставку.

- Хотите узнать, что находится у меня в коробке? Интересно? Любопытно?

- Для того, чтобы узнать, что же представлено на выставке, необходимо отгадать загадки.

Цепочка загадок «Веселая кулинария».

1.Очень любят дети 
Холодок в пакете. 
Холодок, холодок, 
Дай лизнуть тебя разок! 
Мороженое


2.Догадайтесь, кто такая,
Белоснежная, густая?
Сливки взбили утром рано,
Чтоб была у нас ...
Сметана


3.Сделан он из молока,
Но тверды его бока.
В нем так много разных дыр.
Догадались? Это ...
Сыр

4.Мы на хлеб его намажем,
И добавим к разным кашам.
Кашу не испортят точно
Бело-желтые кусочки.
Масло

-Молодцы! Все загадки отгадали.

- Назовите все отгадки. Как можем объединить все эти слова?

- Кто сможет сформулировать, о чем будем разговаривать?

- Давайте посмотрим, правильно ли мы сделали предположения. (Воспитатель снимает покрывало с выставки)

- Правильно, ребята, мы будем говорить о молоке, его свойствах и пользе, а так же о молочных продуктах.

- О каких молочных продуктах, мы еще не сказали?

- Какие блюда из молока готовят повара для вас в садике?

 - Мамы чем любят вас побаловать? Что готовят для вас из молочных продуктов?

Дети сидят на стульчиках.

- да, хотим.

Отгадывают загадки:

Мороженое, сметана, сыр, масло.

Дети делают предположения.

-  О молоке и молочных продуктах.

- Дети рассматривают выставку молочной продукции.

- Кефир, йогурт, простокваша, сгущенка, ряженка, снежок,…..

- Молочные супы, каши, соусы, твороженные запеканки, кофейный напиток, чай с молоком, ленивые вареники…

-  Блины, оладушки, вареники, шанежки, пончики……)

  1. Основная часть.

Введение нового материала.

- А кто сможет рассказать о молоке, его свойствах, пользе или вреде?

Рассказ и беседа воспитателя о пользе молока. Показ презентации.

Молоко подарила нам Матушка-Природа. Природой устроено так, что новорожденные дети и животные умеют и любят пить молоко. (Слайд 1 Ребенок пьет материнское молоко, котята пьют молоко).

С раннего детства мамы своим детям начинают давать разные молочные продукты: творог, сливки, кефир, сметану, йогурт, сыр, масло… (Слайд 2 Фото с молочными продуктами).

- Откуда берется молоко? Кто его нам дает? (Коровы)

Знают взрослые и дети,

И известно всей планете,

Нет полезнее с утра –

Выпить чашку молока!

Чтобы были все здоровы,

Нам дает его корова!

- А, еще кто? (Козы…)

- Ни для кого не секрет, что молоко нам дают коровы и козы. Как называют молоко коровы? ( Коровье ) У козы? ( Козье)

- На свете есть и другие животные, которые дают молоко. Может, вы знаете этих животных? (Слайд 3)

- Например, лошадь. Из лошадиного молока производят очень полезный напиток, который называется кумыс. (Слайд 3).

- Верблюжье молоко – сладкое, полезное; жители регионов Азии его очень ценят и любят. (Слайд 4).

- А там, где всегда холодно, и есть проблемы с доставкой свежего коровьего молока, выручают людей олени. Северяне научились изготавливать из оленьего молока сыр, творожные продукты, масло. (Слайд 4).

В детском питании молоко занимает особое место. Запеканка, молочный суп, каша с маслом, вареники, оладьи, сгущёнка с блинами, изготовленными на молоке, да и любимое всеми мороженое – всё это дети кушают с удовольствием. (Слайд 5).

Самым важным компонентом молока является белок. Если человек долго не будет употреблять белок, то это плохо отразится на его здоровье. В молоке есть витамины, минеральные и другие полезные вещества. (Слайд 6).

- В молоке есть белок – он укрепляет мышцы.

- В молоке есть жир - он обеспечивает организм энергией.

- В молоке есть сахар – еще один источник энергии.

- В молоке есть минеральные соли – они укрепляют кости, волосы.

- В молоке есть витамины (около 30): В2, А, С, Д.

- В молоке есть вода.

Не забывайте, дети, про молоко. Ешьте каждый день молочные продукты. Самое ценное, что есть у человека – это его здоровье.

Пейте дети молоко – будете здоровы! (Слайд 7).

Физминутка «Машина едет далеко…» Прослушивание записи песни и выполнение движений по всей группе.

Дети рассуждают, рассказывают из личного опыта.

Дети смотрят презентацию, беседуют с воспитателем.

Дети рассматривают иллюстрации, отвечают на вопросы.

Выполняют динамическую паузу для снятия физического напряжения.

Опыты. Эксперименты. Исследования.

- Ребята, мы сейчас с вами отправимся в лабораторию! Кто работает в лаборатории? Что делают ученые?  Хотите стать на время учеными?

 «Топ, топ, хлоп, хлоп,

Вокруг себя повернись,

В маленького ученого превратись».

 -Мы будем учеными и что же будем сегодня исследовать?

- Ребята, в нашей лаборатории мы все узнаем о молоке и его свойствах.

- Надеваем фартуки и шапочки.

- Посмотрите на схему и назовите, какие правила необходимо соблюдать во время опытов?

1 опыт. Опыт №1 «Сравнение молока и воды»

Материал: стакан молока и воды.
Постановка исследовательской задачи:
- Чем отличается молоко от воды?
Прогнозирование результата и выполнение эксперимента.
Опустить в стакан воды и молока чайную ложку.
- В каком стакане мы видим ложку?
За стакан с молоком и водой поместить картинку.
- Через какой стакан видим картинку?
- Понюхаем молоко и воду. Что мы можем сказать?
Фиксирование результатов эксперимента и вывод.
Вода прозрачная, а молоко нет. Вода не имеет запаха, а молоко имеет.

Опыт 2 «Получение йогурта»
Материал: стакан кефира, варенье (любое).
Постановка исследовательской задачи:
- Что получим, если в кефир добавим варенье?
Прогнозирование результата и выполнение эксперимента.
В стакан с кефиром добавим варенье и хорошо размешаем. Попробуем на вкус, что получилось?
Фиксирование результатов эксперимента и вывод.
При добавлении варенья в кефир получим йогурт.

Чтобы йогурт получить,
Надо ягод в кефир положить.
Затем его взобьём.
Вот и йогурт уж готов!


Опыт 3 «Радуга на молоке»
Материал: стакан молока, тарелочка для опыта, краски (гуашь) желтая, красная, синяя, моющее средство, ватная палочка.
Постановка исследовательской задачи:
- Как получить радугу на молоке?
Прогнозирование результата и выполнение эксперимента.
Наливаем молоко в тарелочку. В центр тарелки добавляем красную краску, затем синюю и желтую. Ватную палочку окунаем в моющее средство и окунаем в центр тарелочки с молоком и краской.
Фиксирование результатов эксперимента и вывод.
При добавлении моющего средства краска расходится по тарелке в виде радуги. Это происходит, потому что в молоке содержаться жиры. С помощью пищевой краски можно увидеть, как моющее средство воздействует на жиры.

Опыт 4. Сворачивание молока под воздействием кислоты

Большинство фруктов и ягод содержат в себе кислоту. И эта кислота вызывает сворачивание белка в молоке. Например, если в чайную ложку с молоком капнуть гранатовый (яблочный, вишневый и т. п.) сок, то оно поменяет свою структуру- свернется. То же самое произойдет и внутри желудка, что вызовет его расстройство. Нужно запомнить, что после того как попили молоко нельзя есть фрукты и ягоды!

- Давайте проверим, так ли это?

Деятельность детей:

Дети самостоятельно капают в молоко лимонный сок и наблюдают, как молоко меняет свою структуру (сворачивается)

Но молоко может свернуться и без того, чтобы добавлять в него кислоту. Для этого молоко нужно поставить в теплое место и подождать сутки. Тогда белок в нем свернется и из молока получится простокваша. Ее можно пить. Из скисшего молока можно сделать творог.

Скисшее молоко надо поставить на огонь. При нагревании белок, находящийся в молоке, сворачивается и образует белые сгустки. Чтобы отделить их от остальной жидкости, содержимое кастрюльки нужно процедить сквозь ткань. В результате на ткани останется густая масса, практически полностью состоящая из белка казеина - творог.

-А как можно на картинке-схеме рассказать о том, какие свойства имеет молоко?

- В лаборатории работают ученые, исследователи.

- Ученые делают исследования, выводы…

Дети надевают фартуки и шапочки.

Вспоминают правила во время опытов.

Дети садятся на заранее приготовленные места.

Сначала смотрят опыты , потом самостоятельно выполняют. Выдвигают гипотезы, проверяют совместно с воспитателем, делают выводы.

Дети по схеме рассказывают о свойствах молока.

  1. Заключительная часть. Выводы. Рефлексия.

-Что нового вы узнали?

-Что входит в состав молока?

-Почему молоко белого цвета?

-Полезно ли молоко для человека?

-Понравилось ли вам делать опыты с молоком?  

Молоко - продукт полезный

Очень- вкусный, всем известный

Настроенье поднимает

И здоровье укрепляет

Чувствуем себя легко

Если пьём мы молоко

И скажу вам от души

Лучше пищи не ищи!

- Наш разговор о молоке и молочных продуктах подошел к концу. Я желаю вам крепкого здоровья, помните, ребята, что молоко очень полезное!

 В память о нашем занятии вам вручаются медали из молочного шоколада.

Воспитатель раздаем медали из молочного шоколада под музыку «Далеко, далеко…»

Дети делают выводы, рассказывают, что им понравилось на занятии.

                   

                                         

                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-исследовательская деятельность с детьми старшей группы по теме: "Свойства воды"

Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования с водой....

Конспект исследовательской деятельности с детьми старшей группы на тему: «Всё обо всем»

Развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, по заданию на рабочем листе; поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам экспер...

Конспект исследовательской деятельности с детьми старшей группы «Извержение вулкана»

Конспект для детей старшей группы. Позволяет в увлекательной форме, в процессе детского экспериментирования расширить знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы - извержен...

Конспект познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы на тему «Молоко и молочные продукты»

Цель: Развивать творческую исследовательскую активность в процессе детского экспериментирования.Задачи: Расширить представления детей о молоке и молочных продуктах, их пользе для детско...

Конспект исследовательской деятельности детьми старшей группы на тему «Молоко и молочные продукты»

Конспект исследовательской деятельности детьми старшей группы на тему «Молоко и молочные продукты»   Цель: Развивать творческую исследовательскую активность в процессе детск...

Конспект совместной деятельности с детьми старшей группы на тему: «Каша для Незнайки" (лексическая тема «Продукты питания»)

Основой данной образовательной ситуации- является системно-деятельностный подход и образовательная технология"Ситуация", которую мы успешно применяем в своей педагогической деятельности.Данн...

Технологическая карта познавательно-исследовательской деятельности с детьми старшей группы по теме «Секреты жителей Королевства неживой природы»

Занятие способствует развитию у детей умения проводить лабораторные опыты и эксперименты согласно определённому алгоритму; умение выражать свои мысли. отстаивать свою точку зрения; осуществлять самоко...