Кружок по ПДД "Дорожная азбука"
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
В наше непростое время на дорогах Российской Федерации происходит очень много дтп с участием несовершеннолетних детей. Необходимо, начиная с раннего дошкольного возраста прививать детям дорожный этикет, поэтому для обучения детей моей группы мною была разработана программа кружка "Дорожная азбука"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_po_pdd.docx | 70.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Абакана «Центр развития ребёнка – детский сад «Рябинушка»
Программа кружка по обучению дошкольников правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге
«Дорожная азбука»
для детей старшего дошкольного возраста
на 2020-2021 учебный год
Руководитель:
воспитатель I кв. кат.,
Халевина Оксана Михайловна
Абакан, 2020 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ:
- Целевой раздел………………………………………………………………3
- Пояснительная записка……………………………………………….....3
- Годовой календарный учебный график………………………………..7
- Учебный план…………………………………………………………....7
- Режим занятий, их продолжительность и периодичность……………8
- Расписание занятий……………………………………………………...8
- Список обучающихся……………………………………………………8
- Содержательный раздел…………………………………………………….9
- Календарно – тематическое планирование……………………………11
- Итогово – отчётные мероприятия………………………………………17
- Организационный раздел…………………………………………………...19
- Техническое оснащение занятий……………………………………….19
- Список литературы……………………………………………………...21
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С каждым годом на улицах городов увеличивается количество автомобилей, автобусов, троллейбусов, мотоциклов и других транспортных средств. Человек привык к быстрому движению. В кратчайшие сроки мы стремимся добраться в необходимое нам место, сетуем, если автомобиль или автобус едет медленно.
Становясь пассажирами или водителями собственного автомобиля, мы порой забываем о пешеходе, хотя большую часть времени на улицах сами являемся именно пешеходами. Психология же пешехода противоположна противоположна психологии тех, кто мчится по дороге. Несущиеся на большой скорости автомобили оглушают людей шумом, заставляя морщиться от выхлопных газов.
В современных городах надо стремиться к тому, чтобы увеличение автомобильного парка не мешало нормальной жизни человека, его труду и отдыху. Над этой проблемой сейчас работают и ученые, и строители, и работники Государственной автомобильной инспекции. Созданы специальные научно – исследовательские центры по борьбе с загрязненностью атмосферы в городах, строятся новые скоростные магистрали с подземными переходами для пешеходов, усовершенствуются старые автомобильные трассы, чтобы избежать «пробок» - большого скопления автомобилей, создать максимум удобства транспорту и безопасность пешеходам. Работники Государственной автомобильной инспекции постоянно наблюдают за движением и за выполнением правил дорожного движения. Но многое в организации порядка и безопасности движения на улицах зависит и от пешеходов.
Не секрет, что увеличение автомобильного парка повысило возможность дорожно – транспортных происшествий. Зачастую даже незначительные нарушения пешеходом правил дорожного движения, невнимательность людей на улицах приводит к тяжким последствиям, стоят жизни им самим, водителю и прохожим, случайно оказавшимся поблизости. Под колесами автомобилей в мире гибнут сотни тысяч человек. И среди жертв дорожно – транспортных происшествий значительный процент составляют дети.
Актуальность: В нашей стране ситуация с детским дорожно – транспортным травматизмом была и остается очень тревожной. В России число пострадавших детей в расчете на 100 тыс. человек населения в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии, и в з раза больше, чем в Италии. Количество дорожно- транспортных происшествий с участием детей в возрасте до 14 лет на 10тыс. единиц транспорта в 10 раз больше, чем в Англии и в 30 раз больше чем в Италии.
Несмотря на принимаемые меры по снижению количества авто аварий с участием детей и подростков, уровень детского дорожно – транспортного травматизма продолжает оставаться недопустимо высоким.
Чаще всего участниками авто происшествий становятся дети пешеходы. Основными причинами ДТП, совершенными по неосторожности несовершеннолетних пешеходов, является переход дороги в неустановленном месте, неподчинение сигналам регулирования и игра вблизи проезжей части. Дети – пассажиры получают травмы в более трети ДТП, причем количество детей, страдающих в салонах автомобилей своих родителей, родственников или знакомых, постоянно увеличивается.
Обеспечение безопасности детей на улицах и дорогах, профилактика детского дорожно – транспортного травматизма является одной из наиболее насущных, требующих безотлагательного решения задача.
Только комплексный подход к воспитанию участников дорожного движения, начиная с дошкольного возраста, с последующей профессиональной подготовкой водителей из числа подростков должны дать положительный результат.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ:
Цель Программы: Создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города.
Задачи Программы:
1.Освоение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих упражнений, занятий, игр, тренингов.
2.Организация развивающей предметно-пространственной среды ДОУ по проблеме согласно ФГОС ДОУ.
3. Активизация пропагандистской деятельности среди родителей воспитанников ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.
4. Повышение профессиональной компетентности педагогов в области обучения дошкольников правилам дорожного движения.
5.Разработка комплекса мероприятий по формированию у детей навыков безопасного поведения на дороге.
6. Обеспечение консультативной помощи родителям по соблюдению правил поведения на улицах и дорогах с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей.
ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ.
Процесс формирования навыков безопасного поведения ребенка на улицах города строится с учётом общедидактических принципов обучения:
- Принцип систематичности и последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на опыт ребёнка в предыдущем.
- Принцип деятельности - включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.
- Принцип интеграции - интеграция всех видов детской деятельности, образовательных областей реализующихся в образовательном процессе.
- Принцип дифференцированного подхода - решение задачи эффективной педагогической помощи детям в специально созданных педагогических ситуациях, не по правилам дорожного движения, а по правилам безопасного поведения на дороге.
- Принцип возрастной адресности - одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.
- Принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи - ничто не убеждает лучше примера родителей.
- Принцип наглядности.
- Принцип доступности обучения.
- Принцип индивидуализации обучения.
- Принцип сознательности и активности детей в усвоении знаний и их реализации.
- Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда» учитывает закономерности: чем меньше возраст ребенка, тем легче сформировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения.
- Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия – дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие опасности могут подстерегать их на улицах и дорогах, если они не будут соблюдать правила дорожного движения.
- Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения, так как неправильные действия опасны для жизни и здоровья всех окружающих.
- Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного право послушного поведения. Тогда они достаточно легко, без сопротивления регулируют свое поведение и замечают нарушения правил дорожного движения сверстниками и взрослыми. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых.
Тематический словарь для детей дошкольного возраста.
Улица – автодорога, автомагистраль, шоссе, проезжая часть, мостовая, обочина, тротуар, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, водитель, шофер, пешеходный переход, светофор, перекресток, железная дорога.
Транспорт – грузовой, пассажирский, автобус, троллейбус, велосипед, мотоцикл, мопед, легковой автомобиль, самосвал, бульдозер, бетономешалка, экскаватор, трактор. Специальный транспорт: «скорая помощь», пожарная машина, полицейская машина. Звуковой сигнал, сирена, прицеп, капот, фара, двигатель автомобиля, тормоз.
Дорожные знаки – пешеходный переход, дети, пункт питания, движение запрещено, остановка автобуса, остановка троллейбуса, опасный поворот, поворот(направо, налево), одностороннее движение, место стоянки, пункт первой медицинской помощи, техобслуживание, АЗС, железнодорожный переезд.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОРОЖНОЙ СИТУАЦИИ
В 6-7 лет, в поведении ребенка потребность в движении преобладает над осторожностью. Подвижность, непоследовательность, импульсивность поведения в сочетании с доверчивостью и наивностью приводят зачастую к непредсказуемости действий детей в опасных ситуациях. Так, ребенок искренне считает, что если он видит машину, то и водитель тоже заметил его и объедет. Он не понимает, что автомобиль не может остановиться мгновенно, даже если водитель видит ребенка. Именно поэтому дошкольника нельзя одного отпускать на улицу и взрослые должны всегда держать его за руку
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ:
Ребенок:
- различающий виды транспорта, его назначение;
- умеющий ориентироваться в окружающем пространстве;
- употребляющий понятия «шофер», «улица», «дорога», «тротуар», «пешеход», «светофор», «пешеходный переход», «дорожные знаки»;
- владеющий элементарными правилами поведения на улице, различающий цвета светофора;
- соблюдающий правила безопасного поведения в транспортном средстве.
- способный применять полученную информацию в практической деятельности, предвидеть опасные ситуации в дорожно - транспортной среде, применять навыки культурного, уверенного и безопасного поведения
1.2 ГОДОВОЙ КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ДОРОЖНАЯ АЗБУКА»
№ | Количество часов | Тема | Сроки |
1 | 3 | Путешествие в страну ПДД | Сентябрь |
2 | 3 | Светофор | Октябрь |
3 | 3 | Запрещающие дорожные знаки | Ноябрь |
4 | 3 | Разрешающие дорожные знаки | Декабрь |
5 | 3 | Островок безопасности | Январь |
6 | 3 | Тротуар и проезжая часть | Февраль |
7 | 3 | Я – пассажир. Я – участник дорожного движения | Март |
8 | 3 | Азбука улиц | Апрель |
9 | 3 | Безопасная дорога детства | Май |
- УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Месяц | 1-ая неделя | 2-ая неделя | 3-ая неделя | 4-ая неделя |
Сентябрь | Участники дорожного движения | Основные правила пешеходов | Элементы дороги | Виды транспортных средств |
Октябрь | История светофора | Виды светофоров и их назначение | Три сигнала светофора | Для чего нам светофор |
Ноябрь | Знаки, которые запрещают | Дорожная разметка и ее назначение | Сигналы регулировщика | Пассажирский транспорт |
Декабрь | Знаки, которые разрешают | Помощники на дороге | Пешеходный переход | Информационно указательные знаки |
Январь | Правила пешехода | Внимание! Зимняя дорога | Улицы города | Знаки сервиса |
Февраль | Тротуар и проезжая часть | Безопасные места для перехода улиц | Правила поведения на дороге | Дорожная азбука |
Март | Правила поведения юного пешехода | Правила поведения в общественном транспорте | Перекрёстки города | Где и как переходить улицу |
Апрель | Безопасная улица | Законы улиц и дорог | Дорожные знаки | Ты и улица |
Май | Кто отличник пешеход! | Правила безопасной езды на велосипеде и самокате | Анализ результатов кружковой деятельности по ПДД | Анализ результатов кружковой деятельности по ПДД |
- РЕЖИМ ЗАНЯТИЙ, ИХ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ И ПЕРЕОДИЧНОСТЬ
Периодичность занятий – 1раз в неделю продолжительностью 45 минут. Программа рассчитана на 34 часа в год, 1час в неделю
- РАСПИСАНИЕ ЗАНЯТИЙ
Занятие по кружковой деятельности проходит 1 раз в неделю – во вторник, во вторую половину дня. Начало занятия в 16 часов 10 минут. Кружок посещает 15 человек в возрасте 6 – 7 лет
- СПИСОК ОБУЧАЮЩИХСЯ
- Буров Сергей
- Вирфель Ольга
- Гончаров Ваня
- Жаткина Юля
- Заболотный Сева
- Иванов Денис
- Какаулин Артем
- Леонова Анастасия
- Нечунаев Павел
- Писарев Сева
- Рженева Вика
- Салчак Кан –Демир
- Сунчугашев Максим
- Титова Дарья
- Яковлев Никита
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
СОДЕРЖАНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ ПО ОСВОЕНИЮ ПРАВИЛ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Механизм реализации программы «Дорожная азбука» предусматривает проведение мероприятий с воспитанниками в рамках календарного плана.
Программа рассчитана на 1 год: для воспитанников 6 - 7 лет (Подготовительная к школе группа). Совместные мероприятия проводятся 1 раза в неделю, продолжительность совместных мероприятий до 30 минут.
Направления работы по реализации программы.
- Создание условий:
- оформление уголка безопасности;
- подбор литературы, наглядности по ПДД;
- изготовление атрибутов к играм;
- оформление макетов;
2. Применение разнообразных форм организации совместной деятельности с воспитанниками:
3. Диагностика.
4.Взаимодействие с родителями:
Образовательный процесс по обучению детей ПДД состоит из трех видов деятельности:
1.Обучение теоретическим знаниям (вербальная информация).
2.Самостоятельная работа - рассматривание иллюстраций, решение ситуативных задач.
3.Практическая отработка умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте (дидактические, настольно-печатные, сюжетные игры, игры-драматизации, экскурсии, использование ИКТ на занятиях по ознакомлению с ПДД).
.
Работу с детьми 6 – 7 лет по ознакомлению с ПДД надо организовать так, чтобы знания, полученные на занятиях, экскурсиях и прогулках, стали прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками. Первокласснику приходится порой самостоятельно переходить улицу. К этому его надо подготовить.
Прежде всего в подготовительной к школе группе необходимо закреплять, расширять и углублять представления о ПДД, полученных в других возрастных группах. С этой целью с детьми 6 – 7 лет проводят наблюдения за движением транспорта, работой водителя, сигнализацией светофора.
Продолжается знакомство с назначением дорожных знаков и их начертанием. Закрепляется правильное употребление пространственной терминологии ( слева – справа, вверху – внизу, спереди – сзади, напротив, вдоль, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине и т.д.). Дети должны хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них.
Детей подготовительной к школе группы знакомлю с новыми для них правилами пешеходов и пассажиров:
- переходить улицу на перекрестках (где нет указателей);
- в местах, где есть пешеходные тоннели или мосты, пешеходы должны пользоваться только ими;
- прежде чем переходить дорогу, пешеход должен убедиться в полной безопасности. Запрещается пересекать путь приближающемуся транспорту;
- там, где движение регулируется, выходить на проезжую часть для перехода дороги можно только при зеленом сигнале светофора, светового указателя или при разрешающем жесте регулировщика;
- пешеходы должны быть внимательны к окружающим, взаимовежливы;
- ожидать автобус или троллейбус разрешается лишь на посадочных площадках, а там, где их нет на тротуаре.
Обучая ребенка безопасному участию в дорожном движении, необходимо показать ему те нарушения, которые можно увидеть на улицах среди водителей, чтобы при переходе дорог, перекрестков маленький пешеход научился принимать компенсаторные действия по отношению к другим участникам движения. Необходимо обратить внимание детей на нарушителей пешеходов и самим взрослым показывать правильный пример безопасного участия в дорожном движении. Для детей взрослые — главный объект подражания. Личный пример взрослых соблюдения ПДД поможет сформировать стойкую привычку не нарушать ПДД, довести правильные действия ребенка при переходе через дорогу до автоматизма.
В процессе обучения детей безопасному участию в дорожном движении основная задача родителей и педагогов — сформировать три основных навыка поведения, которые помогут ребенку сориентироваться в дорожных ситуациях.
Навык сосредоточения внимания — это граница, перед которой необходимо останавливаться, выдерживать паузу, для психологического переключения в связи с переходом в опасную зону, а также для адекватной оценки обстановки не только глазами, но и мыслями.
Навык наблюдения - ребенок должен видеть предметы, окружающие его, как подвижные (автомобили, движущиеся по дороге), так и неподвижные (автомобили, стоящие у обочины, кусты и т.д.), закрывающие обзор проезжей части, и воспринимать их как потенциальную опасность.
Навык самоконтроля - ступая на проезжую часть, спешку и волнение необходимо оставить на тротуаре, соблюдать полное спокойствие и не отвлекаться ни на что те несколько минут, которые требуются для перехода дороги.
2.1 КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Сентябрь
Тема: «Путешествие в страну ПДД»
Непосредственная образовательная деятельность | Познавательное развитие: «Дорога, транспорт, пешеход», «Наши маленькие пешеходы», КВН «Безопасное колесо». Речевое развитие: рассказывание сказок «История про грузовичок», «Крутой поворот». Художественно – эстетическое развитие: рисование по замыслу «Моя улица» |
Беседы | «О правилах дорожного движения»; «Знай и выполняй»; «Я – пешеход»; «Улицы города». |
Дидактические игры и упражнения | «Дорожная азбука»; «Большая прогулка по городу»; «Дорожное лото»; «Что не так?» |
Сюжетно – ролевые и подвижные игры | п/и «Весёлый трамвайчик»; п/и «Сигнал регулировщика»; п/и «Цветные автомобили»; п/и «Эстафета автомобилей»; с/р игра «Автомобилисты». |
Чтение художественной литературы | Н. Извекова «Как веселые человечки учили дорожную азбуку»; Я. Пищулаев «Говорящая машина». |
Октябрь
Тема: «Наш друг – Светофор»
Непосредственная образовательная деятельность | Познавательное развитие: «Из истории светофора и появления на улицах регулировщиков», викторина «Кто лучше знает ПДД». Речевое развитие: заучивание стихотворения Малышкина «Светофор», Сказка – инсценировка «Веселые гуси» Художественно – эстетическое развитие: конструирование «Светофор»(из бросового материала) |
Беседы | «Мой друг светофор»; «Светофор и регулировщик»; «Сигналы светофора»; «Два светофора». |
Дидактические игры и упражнения | «Светофор»; «Играй, да смекай»; «Подумай – отгадай»; «Что будет если….»; «Умный светофор»; «Собери светофор», «Час пик». |
Сюжетно – ролевые и подвижные игры | п/и «Разные машины»; п/и «Сигналы светофора»; п/и «Перекрёсток»; п/и «Срочный груз» с/р игра «Такси». |
Чтение художественной литературы | С. Михалков «Три чудесных цвета»; Л. Овчаренко «Кто без языка, а говорит»; О. Тарутина «Для чего нам светофор» |
Ноябрь
Тема: «Запрещающие дорожные знаки»
Непосредственная образовательная деятельность | Познавательное развитие: «Учим дорожные знаки», развлечение «Путешествие в страну Знакографию». Речевое развитие: инсценировка сказок «Котик Васька» и «В гости к Светофору» Художественно – эстетическое развитие: аппликация «Проезд на велосипеде запрещен»(знак). |
Беседы | «Учим дорожные знаки»; «Зачем нужны запрещающие дорожные знаки»; «История появления в России дорожных знаков»; «О запрещающих дорожных знаках». |
Дидактические игры и упражнения | «Угадай какой знак»; «Подбери знак»; «Говорящие дорожные знаки»; лото «Дорожные знаки», «Собери дорожную ситуацию», «Учись быть пешеходом». |
Сюжетно – ролевые игры и упражнения | п/и «Перекрёсток»; п/и«Поиск жезла»; п/и «Цветные автомобили»; п/и «К своим знакам»; с/р игра «Подземный переход». |
Чтение художественной литературы | Б. Житков «Светофор»; С. Михалков «Шагая осторожно»; Я. Пищулаев «Посмотри, постовой» |
Декабрь
Тема: «Разрешающие дорожные знаки»
Непосредственная образовательная деятельность | Познавательное развитие: «Учим дорожные знаки», «Информационно – указательные знаки». Речевое развитие: продолжать читать стихотворение Усачевой «Домик у перехода». Художественно – эстетическое развитие: аппликация «Пешеходный переход»(знак) |
Беседы | «Учим дорожные знаки»; «Говорящие знаки»; «Зачем нужны разрешающие дорожные знаки»; « Путешествие по стране Дорожных знаков». |
Дидактические игры и упражнения | «Поставь дорожный знак»; «Угадай какой знак»; «Разрешающие знаки»; «Красный и зелёный», «Угадай какой знак», «Поставь дорожный знак», «Хорошо – плохо» «Четвертый лишний». |
Сюжетно – ролевые и подвижные игры | п/и «Дорога, транспорт, пешеход, пассажир»; п/и «Дорожное - недорожное»; п/и «К своим знакам»; игра – путешествие «В стране дорожных знаков»; с/р игра «Перекрёсток». |
Чтение художественной литературы | Я. Аким «Улица»; И. Лешкевич «Азбука безопасности»; Дорохов «Подземный ход» |
Январь
Тема: «Островок безопасности»
Непосредственная образовательная деятельность | Познавательное развитие: игровая ситуация «Лунтик – пешеход», «Городской и общественный транспорт» Речевое развитие: составление рассказов по опорным словам(дорога, пешеход, знак, машина) Художественно – эстетическое развитие: групповое конструирование из бросового материала «Моя улица» |
Беседы | «Правила пешехода»; «Я – пешеход»; «О правилах дорожного движения»; «Железнодорожный транспорт и его опасность». |
Дидактические игры и упражнения | «Дорожное лото»; «Я – грамотный пешеход»; «Маленькие пешеходы»; «Собери дорожные ситуации»; «Дорожная азбука», «Теремок», «Хорошо – плохо». |
Сюжетно – ролевые и подвижные игры | п/и «Цветные автомобили»; п/и «Знай правила движенья, как таблицу умноженья»»; п/и «Это я, это я, Это все мои друзья» п/и «Бегущий светофор»; с/р игра «Пункт ГИБДД» |
Чтение художественной литературы | Н.Носов «Автомобиль»; О.Бедарева «Азбука безопасного движения»; О.Бедарева «Санки»; В.Семернин «Запрещается – разрешается» |
Февраль
Тема: «Тротуар и проезжая часть»
Непосредственная образовательная деятельность | Познавательное развитие: «Дорожная азбука»; «Посадка в общественный транспорт и выход с общественного транспорта». Речевое развитие: составление описательного рассказа «Незнайка в большом городе»; Чтение сказок по ПДД «Как Чебурашка, Гена и их друзья учили ПДД», «Светофор»; Инсценировка сказки «Спор на дороге» Художественно – эстетическое развитие: рисование «Безопасные места для перехода улиц» |
Беседы | «Где можно играть»; «Тише едешь, дальше будешь»; «Правила поведения на дороге»; «Почему играть на проезжей части опасно». |
Дидактические игры и упражнения | «Угадай транспорт»; «Мы водители»; «Пешеходы и транспорт»; «Я – грамотный пешеход». |
Сюжетно – ролевые и подвижные игры | п/и «Автобусы»; п/и «Автомобильные догонялки»; п/и «Передай жезл»; п/и «К своим знакам»; с/р игра «Автопарк» |
Чтение художественной литературы | С. Михалков «Скверная история»; М. Ильин, Е. Сегал «Машины на нашей улице»; И. Павлова «На машине». |
Март
Тема: «Я – пассажир. Я – участник дорожного движения»
Непосредственная образовательная деятельность | Познавательное развитие: «Правила поведения юного пешехода»; Речевое развитие: заучивание стихотворения Ю. Яковлева «Пешеход»; Чтение сказок по ПДД «Приключение Бабы Яги», «Кто важнее всех на улице». Художественно – эстетическое развитие: групповое рисование «Перекрёсток с зеброй». |
Беседы | «Правила поведения в общественном транспорте»; «Мы пассажиры»; «Азбука улиц»; «Наша улица»; «Правила перехода». |
Дидактические игры и упражнения | «Дорожное лото»; «Мы пассажиры»; «Наша улица»; «Весёлый жезл»; «Учись быть пешеходом». |
Сюжетно – ролевые и подвижные игры | п/и «Светофор и скорость»; п/и «Умелый пешеход»; п/и «Узнай по описанию»; п /и «К своим знакам»; с/р игра «Гараж»; с/р игра «Умные машины». |
Чтение художественной литературы | В. Симершина «Запрещается – разрешается»; С. Михалков «Одна рифма»; Я. Пищумова «Самый лучший город». |
Апрель
Тема: «Азбука улиц»
Непосредственная образовательная деятельность | Познавательное развитие: «Безопасная улица»(игровое моделирование «Пешеходы и водители») Речевое развитие: чтение сказок по ПДД «Как котёнок Мурлыка перестал кататься на велосипеде», «Сказка о том, как мальчик Миша стал всегда соблюдать ПДД» Художественно – эстетическое развитие: конструирование «Город на ковре»; |
Беседы | «Где можно играть»; «Наша улица»; «Безопасная улица»; «Законы улиц и дорог»; «Знай и выполняй правила уличного движения». |
Дидактические игры и упражнения | Работа со схемами: «Помоги герою перейти улицу – дорисуй все необходимое»; «Улицы города»; «Путешествия на машинах»; «По дороге»; Лото «Дорожные знаки». |
Сюжетно – ролевые и подвижные игры | п/и «Кого назвали – тот и ловит»; п/и «Запомни сигналы регулировщика»; п/и «Самый быстрый»; п/ и «Сигналы светофора»; с/р игра «Гараж»; с/р игра «Экскурсия по городу». |
Чтение художественной литературы | В. Клименко «Кто важнее всех на улице»; С. Михалков «Дядя Стёпа – милиционер»; И. Серякова «Улица – где все спешат»; Я. Аким «Улица». |
Май
Тема: «Безопасная дорога детства»
Непосредственная образовательная деятельность | Познавательное развитие: «Безопасная дорога детства»; викторина «Лучший пешеход»; Речевое развитие: « Конкурс загадок о дорожных знаках и правилах дорожного движения»; Кукольный спектакль «Доктор Айболит и пятачок» Художественно – эстетическое развитие: игровое конструирование «Улицы нашего города» |
Беседы | «Кто отличник – пешеход?»; «Дорожная азбука»; «Я – пешеход»; «Где можно играть?» |
Дидактические игры и упражнения | «Путешествие на машинах»; «Верно – неверно»; «Знай и выполняй правила дорожного движения»; «Улицы города»; «Что не так?» |
Сюжетно – ролевые и подвижные игры | п/и «Грузовики»; п/и «Иду по дорожке»; п/и «К своим флажкам»; с/р игра «Знающий пешеход»; с/р игра «Автомобилисты» |
Чтение художественной литературы | О. Бедарев «Если бы…»; С. Михалков «Бездельник Светофор»; И. Серяков «Улица, где все спешат»; А. Северный «Светофор»; В. Головко «Правила движения». |
- ИТОГОВО – ОТЧЕТНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
Месяц | Мероприятие |
Сентябрь | Музыкально – спортивный праздник «Азбука дорожного движения» |
Октябрь | Литературный калейдоскоп «Красный, желтый, зелёный» |
Ноябрь | Досуг «В страну Светофорию» |
Декабрь | Досуг «Путешествие в страну Дорожных знаков» |
Январь | КВН «Юные пешеходы» |
Февраль | Инсценировка «На лесном перекрёстке» |
Март | Досуг «Школа юного пешехода» |
Апрель | Выставка рисунков «Безопасная улица» |
Май | Викторина «Лучший пешеход» |
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ:
Важным в обучении дошкольников навыкам безопасного общения со сложным миром пешехода и пассажира являются совместные усилия воспитателей и родителей. С этой целью в перспективный план Программы Дорожная азбука» включены различные формы взаимодействия с родителями: развлечения, досуги, консультации, беседы, папки-передвижки и т.д.
Формы взаимодействия с родителями:
- Консультации.
- Беседы.
- Буклеты, памятки.
- Родительские собрания
- Совместные развлечения, соревнования, конкурсы и выставки по Правилам дорожного движения,
- В «Уголке безопасности» размещаются материалы по обучению детей правилам поведения на улице, в общественном транспорте (папки-передвижки, ширмы).
Месяц | Мероприятия |
Сентябрь | Консультация: «Знает правила семья, значит знаю их и я» Рекомендации для родителей: - сходить с ребенком к перекрестку, где работают два светофора(для транспорта и для пешеходов), уточнить их назначение; - закрепить с детьми правила перехода проезжей части; - довести до сознания ребенка, что нельзя играть на проезжей части; - выезжая с ребенком за город, учить его ходить по краю обочины, навстречу транспорту. |
Октябрь | Рекомендации для родителей по ПДД: - учить детей переходить проезжую часть только там, где хорошо просматривается обе стороны дороги в радиусе 200 метров; - объяснить ребенку, что если он упал при езде на велосипеде, то следует обратиться за помощью к взрослому; Рекомендация для родителей «Ребенок и взрослый на улице» |
Ноябрь | Рекомендация: «При поездке в транспорте показать детям как лучше принять устойчивое положение, познакомить ребенка с указателем «Аварийный знак». Консультация «Что могу сделать я для безопасного дорожного движения» Картотека дидактических игр по ПДД «Поиграем дома вместе» |
Декабрь | Памятка: «Причины детского дорожно – транспортного травматизма»; Рекомендация для родителей: - не разрешайте кататься на санках с горки, спуск с которой выходит на проезжую часть двора или улицы; Консультация: «Аккуратность в гололёд на дороге вас спасёт». |
Январь | Советы и рекомендации «Ребенок в автомобиле»; Совместная выставка детско – родительских работ «Безопасная дорога домой»; Консультация «Правила поведения при сезонных изменениях погоды(идет снег). |
Февраль | Консультация: «Безопасность детей на дорогах»; Консультация: «Как сформировать у ребенка навыки безопасного поведения на улице»; Литературная гостиная: «Что можно почитать детям по ПДД»; Картотека подвижных игр по ПДД. |
Март | Консультация: «Воспитываем примерного пешехода»; Советы для родителей – водителей: «Неблагоприятная погода на дорогах весной»; Памятка для родителей: «Все начинается с малого» |
Апрель | Анкетирование: «Я и мой ребенок на улице города»; Фотоколлаж: «Улицы нашего города»; Совместная выставка детско – родительских работ «Семейные книжки – малышки по ПДД». |
Май | Папка – передвижка: «Правила поведения на улице и в транспорте»; Консультация: «Готовим ребенка к школе – закрепляем правила дорожного движения»; Фотоколлаж «Дорога и дети»; Литературная гостиная «Правила движения достойны уважения». |
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1 ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО
ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОГРАММЫ
- Художественная литература:
Н. Извекова «Как весёлые человечки учили дорожную азбуку»,
Я. Пищулаев «Говорящая машина», «Самый лучший город», «Посмотри, постовой»;
С. Михалков «Три чудесных цвета», «Шагая осторожно», «Скверная история», «Одна рифма», «Дядя Стёпа – милиционер», «Бездельник Светофор»;
Л. Овчаренко «Кто без языка, а говорит»;
О. Тарутина «Для чего нам светофор»;
Б. Житков «Светофор»;
Я. Аким «Улица»;
И. Лешкевич «Азбука безопасности»;
Н. Носов «Автомобиль»;
О. Бедарева «Азбука безопасного движения», «Санки», «Если, бы…»;
В. Семернин «Запрещается – разрешается»;
М. Ильин, Е. Сегал «Машины на нашей улице»;
И. Павлова «На машине»;
Ю. Яковлева «Пешеход»;
В. Клименко «Кто важнее всех на улице».
- Наглядность:
Машинки;
Дорожные знаки;
Светофор;
- Дидактические игры:
Дорожная азбука»; «Дорожное лото»;
«Что не так?»
«Светофор»;
«Подумай – отгадай»;
«Что будет если….»; «Собери светофор»;
«Угадай какой знак»; «Подбери знак»; лото «Дорожные знаки»;
«Собери дорожную ситуацию»;
«Учись быть пешеходом»;
«Дорожное лото»;
«Дорожная азбука»;
«Теремок»;
«Хорошо – плохо»;
«Угадай транспорт»;
«Мы водители»;
Лото «Дорожные знаки»;
- Папки-передвижки для родителей:
«Будь внимателен!»;
«Правила поведения на остановке маршрутного транспорта»;
«Важно чтобы родители были примером для детей в соблюдении ПДД»;
«Обучение детей наблюдательности на улице»;
«Рекомендации родителям по обучению детей ПДД»;
«Причины детского дорожно – транспортного травматизма»;
«Приёмы обучения юного пешехода»;
«Самый внимательный пешеход»;
«Это должен знать каждый»;
- Буклеты для родителей:
«Знай и соблюдай ПДД»;
«Внимание, ребёнок и дорога»;
«Знай правила дорожного движения»;
«Родителям – водителям»;
«Берегите себя на дорогах»;
«Дорога – дети – безопасность»;
«Безопасность на дорогах и в транспорте»;
«Детям знать положено»;
«Безопасность на дорогах».
3.2 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице: Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования, 2007.
- Поддубная Л. Б. Правила дорожного движения. Занимательные материалы: Волгоград: ИТД «Корифей», 2009.
- Извекова Н. А., Медведева А. Ф.: Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста.: ТЦ Сфера, 2007.
- Черепанова С. Н. Правила дорожного движения – М., «Издательство Скрипторий 2003», 2009.
- Ключанов Н. И. Дорога, ребёнок, безопасность. Методическое пособие по правилам дорожного движения для воспитателей, учителей начальной школы: Ростов – на – Дону, 2004.
- Шалаева Г. П. Азбука маленького пешехода/ Г. П. Шалаева. – М.: Филол.о-во СЛОВО, Эксмо, 2
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Кружок «Азбука правоведения»
Цель:Приобщая детей к миру взрослых людей и расширяя их кругозор, подвести их к пониманию главной идеи Конституции РФ – что все люди, независимо от возраста, пола, языка, религии, места рождения и про...
КРУЖОК «Экологическая азбука»
Дошкольники – прирожденные исследователи. Ребенок стремится к знаниям, а само усвоение знаний происходит через многочисленное «зачем? », «как? », «почему? ». Он вынужден оперировать знаниями, представ...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей среднего дошкольного возраста кружок «АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ»
Программа кружка по основам безопасности жизнедеятельности воспитанников дошкольного образовательного учреждения представляет собой краткое тематическое изложение содержания кружка, включающего сведен...
Самообразование.Кружок "Азбука безопасности".
Самообразование. Кружок "Азбука безопасности" для детей старшей группы.Пояснительная записка, план: цели, задачи, мероприятия....
Кружок "Азбука здоровья"
Перспективный план кружка "Азбука здоровья"...
Кружок "Азбука вежливости" для детей старшего дошкольного возраста.
Материал начинается с пояснительной записки в которой указаны цель, задачи, разделы программы.Кружок "Азбука вежливости расчитан на 2 года.В соответствии с этим представлен тематическое планирование н...
Кружок "Пр дороге к азбуке"
В программе кружка представлено описание системы работы по учебному пособию для детей 4 – 5 лет «По дороге к Азбуке», которое входит в комплект пособий, обеспечивающих дошкольную подготовку в рамках о...