Образовательная деятельность для детей старшей группы «Как звери в лесу зимуют»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Дитяткова Елена Тихоновна

Образовательная деятельность для детей старшей  группы

«Как звери в лесу зимуют»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zveri.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ "Верхососенская СОШ" дошкольная группа.

Воспитатель: Дитяткова Е.Т.

Образовательная деятельность для детей старшей  группы

«Как звери в лесу зимуют»

Цели: 

познакомить детей с жизнью диких животных в лесу зимой; сформировать умение выделить и охарактеризовать особенности внешнего вида животных, образа их жизни;

развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные существенные признаки приспособления диких животных к зимним условиям;

воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает. Заложить основы экологического воспитания.

Материал:

ели, мягкие игрушки (звери, птицы), картинки с изображением диких животных, чудесный мешочек, кукольный театр с персонажами: старичок-лесовичок, лесные звери.

Предварительная работа:

Экскурсия в парк, наблюдения в природе, чтение художественной литературы, разучивания стихов, дидактические игры.

Ход образовательной деятельности

Организационный момент.

Воспитатель. Ребята, белая и холодная пришла на землю зима. Потонул в снегу лес, и спрятались под ним плоды и семена, еще недоступнее стали корни растений. Нет ни сочной травки, ни мягких листьев на деревьях. Не боятся звери зимы. От лютой стужи их спасает пушистая теплая шерсть. У зайца, белки меняется и окраска шерсти, чтобы лучше спрятаться от хищников. Не страшен им и голод. Хоть и нет в лесу ни орехов, ни грибов, но белка запасла их еще летом и осенью, а теперь отыскивает свои кладовые. С удовольствием ест она и семена еловых шишек, которых и зимой в лесу много. Медвежьего корма в лесу нет. Но медведь неплохо устроился: спит всю зиму в своей берлоге и ничего не ест. Спят еж и барсук в своей норе. Живут они в это время за счет жира, который накопили в своем теле еще летом и осенью.

А вот зайцы, лисы, лоси ничего не запасли. Заяц питается веточками деревьев, гложет кору. Веками кормятся и лоси. А лисе ветки не по вкусу. Ходит рыжая по снегу и тщательно его обнюхивает. Это она норки мышей под снегом отыскивает. Так мышами, в основном, и кормится всю зиму.

Но зверям и птицам зимой нередко бывает голодно. Поэтому их надо подкармливать: в лесу лесники развешивают заготовленные вешки, раскладывают сено, морковь, листья капусты, орехи и желуди. Делают кормушки для птиц.

Вопросы к детям:

1.Как вы думаете, боятся ли звери, живущие в лесу, зимы?

2.Что их спасает от зимней стужи? От хищников? Не страшен ли им холод?

3.Чем питается зимой заяц, белка?

4.Как лиса выслеживает зимой добычу?

5.Почему к зиме барсук, медведь, еж накапливают жир, белка запасает корм, а заяц и лиса – нет?

6.Как проводят зиму медведь, барсук и еж?

7.Как можно помочь лесным жителям зимой?  (Ответы детей)

Основные этапы мероприятия.

Встреча с Лесовичком.

Звучит «Тройка» Г. Свиридова. Воспитатель читает стихотворение А. С. Пушкина о зимней природе, лесе и приглашает детей на прогулку в зимний лес. На поляне детей встречает старичок-лесовичок, который загадывает загадки о животных.

Это кто с высоких сосен

В ребятишек шишку бросил?  (Белка)

Сердитый недотрога

Живет в глуши лесной,

Иголок очень много,

А нитки ни одной.   (Еж)

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный?  (Волк)

Он хозяин леса строгий,

Любит спать в своей берлоге,

Страшно может зареветь.

Кто, скажите, он?   (Медведь)

Рыжая плутовка,

С пушистым хвостом,

Живет под кустом.  (Лиса)

Кукольный театр.

Дети, одетые в костюмы зверей, рассказывают о том, как они зимуют.

Белка. Я белка, веселый зверек, по деревьям скок да скок,

       Но зимою я меняюсь, в шубку серую одеваюсь.

       Мне приходится прыгать, скакать,

       Силы надо беречь, сохранять!

       Я всю осень дупло утепляла,

       Пуха, соломки туда натаскала.

       К зиме готовила запас – орехи, ягоды, грибы.

       Чтоб зимой не голодать. Где ж еду зимой достать?

Еж.  Зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую нору.

       Готовил с осени запас: грибы и ягоды припас.

       Трудился – не ленился!

Медведь. Я в берлоге крепко сплю,

          И меня нельзя будить.

          С осени свой жир коплю,

          Много ем и много пью.

          Медведю зимой одна работа –

          Крепко спать и весны ждать.

Заяц. Я заяц, расскажу, как живется мне в лесу.

      К зиме, ребята, побелел, шубку новую надел.

      Очень трудно зимой бывает,

      Когда сильный мороз и еды не хватает.

      А питаюсь я корой, ягодой замерзшей,

      Что под снегом заяц найдет – все ему впрок пойдет.

Лиса.

Я зимы не боюсь:

В шубу теплую ряжусь,

Хвост красивый какой –

Он мне нравится самой!

Живу в норе. Там сплю, отдыхаю,

А затем охотиться начинаю.

Ищу мышку полевую или живность какую.

Об этом, наверное, мало кто знает,

Но и мне зимой трудно бывает.

Иногда бегаю целый день, а еды нет совсем.

Старичок – лесовичок.

А сейчас расскажу, как зимует волк в лесу.

Волк зимой очень злой.

В одиночку не ходит: волки стаями бродят.

Серые, худые, голодные, злые.

Лучше им не попадаться, надо их остерегаться.

Волку трудно зимой…

Еды не хватает, и он голодает.

Физкультминутка «Прогулка в лесу»

Снегом засыпаны лес и поля,

Спит под сугробом крепко земля.

Ищут, ищут птицы,

Чем бы поживиться.

Нам на зиму долгую в нашем лесу

Мы приготовили зверям еду.

Прибегайте, звери, вы сюда кормиться.

Дети выполняют произвольные движения.

Игра «Чудесный мешочек»

В мешочке находятся: мед, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т. д. Дети достают по очереди пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто чем питается. Подходят к игрушкам и угощают их.

Настольная дидактическая игра «Сложи картинку»

Дети на столах складывают разрезные картинки с изображением диких животных. 

Пословицы о природе.

Воспитатель. А теперь, ребята, послушайте пословицы о природе:

Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте!

Кто природу губит, тот свой народ не любит.

Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить.

-Дети, как вы понимаете эти пословицы?

Ответы детей.

Итог мероприятия. Рефлексия.

Лесовичок. А теперь я совершаю волшебное превращение. Закройте все глазки…откройте. Вот вы снова оказались у себя в детском саду. А, чтобы вы не забывали о нашей прогулке в лес, я предлагаю вам нарисовать понравившихся вам диких животных.

Дети рисуют диких животных.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная образовательная деятельность для детей с ЗПР "Приключение в лесу"

Совместная образовательная деятельность в коррекционной группе с элементами мониторинга...

Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности для детей старшей группы №1 по теме «Зима» (коммуникативная деятельность)

-       активизация словаря по теме «Зима»;-       добиваться полных ответов;-       расширять и закреплять сл...

Конспект образовательной деятельности по теме «Как дикие звери приспосабливаются к зиме?».

Образовательная область познавательное развитие +  речевое развитие + физическая культура    ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей раннего возраста «Прогулка в лесу».

Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей раннего возраста «Прогулка в лесу»....