Образовательная деятельность для детей старшей группы «Как звери в лесу зимуют»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Образовательная деятельность для детей старшей группы
«Как звери в лесу зимуют»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zveri.docx | 18.06 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ "Верхососенская СОШ" дошкольная группа.
Воспитатель: Дитяткова Е.Т.
Образовательная деятельность для детей старшей группы
«Как звери в лесу зимуют»
Цели:
познакомить детей с жизнью диких животных в лесу зимой; сформировать умение выделить и охарактеризовать особенности внешнего вида животных, образа их жизни;
развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные существенные признаки приспособления диких животных к зимним условиям;
воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает. Заложить основы экологического воспитания.
Материал:
ели, мягкие игрушки (звери, птицы), картинки с изображением диких животных, чудесный мешочек, кукольный театр с персонажами: старичок-лесовичок, лесные звери.
Предварительная работа:
Экскурсия в парк, наблюдения в природе, чтение художественной литературы, разучивания стихов, дидактические игры.
Ход образовательной деятельности
Организационный момент.
Воспитатель. Ребята, белая и холодная пришла на землю зима. Потонул в снегу лес, и спрятались под ним плоды и семена, еще недоступнее стали корни растений. Нет ни сочной травки, ни мягких листьев на деревьях. Не боятся звери зимы. От лютой стужи их спасает пушистая теплая шерсть. У зайца, белки меняется и окраска шерсти, чтобы лучше спрятаться от хищников. Не страшен им и голод. Хоть и нет в лесу ни орехов, ни грибов, но белка запасла их еще летом и осенью, а теперь отыскивает свои кладовые. С удовольствием ест она и семена еловых шишек, которых и зимой в лесу много. Медвежьего корма в лесу нет. Но медведь неплохо устроился: спит всю зиму в своей берлоге и ничего не ест. Спят еж и барсук в своей норе. Живут они в это время за счет жира, который накопили в своем теле еще летом и осенью.
А вот зайцы, лисы, лоси ничего не запасли. Заяц питается веточками деревьев, гложет кору. Веками кормятся и лоси. А лисе ветки не по вкусу. Ходит рыжая по снегу и тщательно его обнюхивает. Это она норки мышей под снегом отыскивает. Так мышами, в основном, и кормится всю зиму.
Но зверям и птицам зимой нередко бывает голодно. Поэтому их надо подкармливать: в лесу лесники развешивают заготовленные вешки, раскладывают сено, морковь, листья капусты, орехи и желуди. Делают кормушки для птиц.
Вопросы к детям:
1.Как вы думаете, боятся ли звери, живущие в лесу, зимы?
2.Что их спасает от зимней стужи? От хищников? Не страшен ли им холод?
3.Чем питается зимой заяц, белка?
4.Как лиса выслеживает зимой добычу?
5.Почему к зиме барсук, медведь, еж накапливают жир, белка запасает корм, а заяц и лиса – нет?
6.Как проводят зиму медведь, барсук и еж?
7.Как можно помочь лесным жителям зимой? (Ответы детей)
Основные этапы мероприятия.
Встреча с Лесовичком.
Звучит «Тройка» Г. Свиридова. Воспитатель читает стихотворение А. С. Пушкина о зимней природе, лесе и приглашает детей на прогулку в зимний лес. На поляне детей встречает старичок-лесовичок, который загадывает загадки о животных.
Это кто с высоких сосен
В ребятишек шишку бросил? (Белка)
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной,
Иголок очень много,
А нитки ни одной. (Еж)
Кто зимой холодной
Ходит злой, голодный? (Волк)
Он хозяин леса строгий,
Любит спать в своей берлоге,
Страшно может зареветь.
Кто, скажите, он? (Медведь)
Рыжая плутовка,
С пушистым хвостом,
Живет под кустом. (Лиса)
Кукольный театр.
Дети, одетые в костюмы зверей, рассказывают о том, как они зимуют.
Белка. Я белка, веселый зверек, по деревьям скок да скок,
Но зимою я меняюсь, в шубку серую одеваюсь.
Мне приходится прыгать, скакать,
Силы надо беречь, сохранять!
Я всю осень дупло утепляла,
Пуха, соломки туда натаскала.
К зиме готовила запас – орехи, ягоды, грибы.
Чтоб зимой не голодать. Где ж еду зимой достать?
Еж. Зимой я крепко сплю, зарывшись в теплую нору.
Готовил с осени запас: грибы и ягоды припас.
Трудился – не ленился!
Медведь. Я в берлоге крепко сплю,
И меня нельзя будить.
С осени свой жир коплю,
Много ем и много пью.
Медведю зимой одна работа –
Крепко спать и весны ждать.
Заяц. Я заяц, расскажу, как живется мне в лесу.
К зиме, ребята, побелел, шубку новую надел.
Очень трудно зимой бывает,
Когда сильный мороз и еды не хватает.
А питаюсь я корой, ягодой замерзшей,
Что под снегом заяц найдет – все ему впрок пойдет.
Лиса.
Я зимы не боюсь:
В шубу теплую ряжусь,
Хвост красивый какой –
Он мне нравится самой!
Живу в норе. Там сплю, отдыхаю,
А затем охотиться начинаю.
Ищу мышку полевую или живность какую.
Об этом, наверное, мало кто знает,
Но и мне зимой трудно бывает.
Иногда бегаю целый день, а еды нет совсем.
Старичок – лесовичок.
А сейчас расскажу, как зимует волк в лесу.
Волк зимой очень злой.
В одиночку не ходит: волки стаями бродят.
Серые, худые, голодные, злые.
Лучше им не попадаться, надо их остерегаться.
Волку трудно зимой…
Еды не хватает, и он голодает.
Физкультминутка «Прогулка в лесу»
Снегом засыпаны лес и поля,
Спит под сугробом крепко земля.
Ищут, ищут птицы,
Чем бы поживиться.
Нам на зиму долгую в нашем лесу
Мы приготовили зверям еду.
Прибегайте, звери, вы сюда кормиться.
Дети выполняют произвольные движения.
Игра «Чудесный мешочек»
В мешочке находятся: мед, орехи, сыр, пшено, яблоко, морковь и т. д. Дети достают по очереди пищу для зверей, угадывают, для кого она, кто чем питается. Подходят к игрушкам и угощают их.
Настольная дидактическая игра «Сложи картинку»
Дети на столах складывают разрезные картинки с изображением диких животных.
Пословицы о природе.
Воспитатель. А теперь, ребята, послушайте пословицы о природе:
Птиц, зверей оберегайте и всегда им помогайте!
Кто природу губит, тот свой народ не любит.
Кто умеет добрым быть, тот сможет природу беречь и любить.
-Дети, как вы понимаете эти пословицы?
Ответы детей.
Итог мероприятия. Рефлексия.
Лесовичок. А теперь я совершаю волшебное превращение. Закройте все глазки…откройте. Вот вы снова оказались у себя в детском саду. А, чтобы вы не забывали о нашей прогулке в лес, я предлагаю вам нарисовать понравившихся вам диких животных.
Дети рисуют диких животных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Совместная образовательная деятельность для детей с ЗПР "Приключение в лесу"
Совместная образовательная деятельность в коррекционной группе с элементами мониторинга...
Конспект образовательной деятельности для детей средней группы (4-5 лет) «Зимующие птицы нашего края»
нод тема "Зимующие птицы нашего края"...
Конспект интегрированной непосредственно-образовательной деятельности для детей старшей группы №1 по теме «Зима» (коммуникативная деятельность)
- активизация словаря по теме «Зима»;- добиваться полных ответов;- расширять и закреплять сл...
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшей группы "Осень в лесу"
Конспект с элементами логоритмики....
Конспект образовательной деятельности по теме «Как дикие звери приспосабливаются к зиме?».
Образовательная область познавательное развитие + речевое развитие + физическая культура ...
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей раннего возраста «Прогулка в лесу».
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей раннего возраста «Прогулка в лесу»....