"Зимующие птицы."
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель занятия:
- формирование и закрепление знаний о зимующих птицах, с использованием произведений русского народного творчества.
Задачи:
- Воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к окружающему миру, к зимующим птицам.
- Расширять и активизировать словарь по теме: «Птицы».
- Совершенствовать умение устанавливать причинно – следственные связи, развивать внимание, память.
- Продолжать прививать интерес к русскому устному народному творчеству, знакомить детей с фольклором.
- Продолжать слушать и исполнять с детьми русские народные песни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zimuyushchie_ptitsy.docx | 32.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Инсценированное занятие – развлечение
Тема «Зимующие птицы»
(подготовительная группа)
Выполнил: воспитатель
Калашникова Н.И.
2019 год
Инсценированное занятие – развлечение
в подготовительной группе детского сада.
Тема: Зимующие птицы.
Цель:
- формирование и закрепление знаний о зимующих птицах, с использованием произведений русского народного творчества.
Задачи:
- Воспитывать гуманное, бережное, заботливое отношение к окружающему миру, к зимующим птицам.
- Расширять и активизировать словарь по теме: «Птицы».
- Совершенствовать умение устанавливать причинно – следственные связи, развивать внимание, память.
- Продолжать прививать интерес к русскому устному народному творчеству, знакомить детей с фольклором.
- Продолжать слушать и исполнять с детьми русские народные песни.
Материалы и оборудование
- мультимедийное оборудование,
- шапочки и крылья зимующих птиц,
- запись попевок и песен: «Синичка»., «Люли, люли, люленьки», «Скок, скок, поскок…», «Ворон», «Летят, летят сороки..»
Предварительная работа
- Чтение произведений о зимующих птицах( В.Бианки «Синичкин календарь», «Сова», М.Горький «Воробьишко», И.С.Тургеньев « Воробей», И.Соколов – Микитов «Глухари», «Тетерева», Г.Скребицкий «Чем питаются птицы зимой?», В.А.Сухомлинский «Птичья кладовая». «Любопытный дятел», «Девочка и синичка». «Ёлочка для воробьишек», О.Чусовитина «Трудно птичкам зимовать». Н.Петрова «Птичья ёлка»
- Заучивание стихотворений, разгадывание загадок.
- Беседы.
- Наблюдения на прогулках.
- Просмотр презентации: «Зимующие птицы»,
- Просмотр альбома: «Покормите птиц зимой».
- Рисование и лепка птиц.
- Дидактические и настольно – печатные игры.
Ход занятия
Педагог обращает внимание детей на экран мультимедийного оборудования, на котором демонстрируется картина с зимним пейзажем и кормушками для птиц.
Педагог: Вот и пришла зимушка - зима,
Завьюжила, замела.
Наступили холода. Зима - красавица щедра на искристые снежинки, обильные снега, метели, порывистые ветра. Но не хлебосольна она: не может дать ни сочных овощей, ни ягод. Спрятались насекомые, снег заметает семена трав и деревьев. Всё живое об этом знает, и каждый по – своему готовится к встрече зимы: кто засыпает, кто запасы собирает. А некоторые наши пернатые друзья не рассчитывают на милость зимы, улетают на юг. Это стрижи, совы, лебеди, чижи, скворцы, аисты, ласточки. И прилетают они назад только весной. Как называются такие птицы?
Дети: Перелётные.
Педагог: А вот вороны, сороки, свиристели, галки, дрозды, щеглы, воробьи, голуби, дятлы, синицы зимой не улетают, а селятся ближе к человеку. На зиму к нам прилетают с севера ещё и снегири. Под толстым слоем снега птицам нелегко добывать корм, а голодному и замёрзнуть недолго. Вот и рассчитывают птицы на доброту, сострадание человека. Как называются эти птицы?
Дети: Зимующие.
Педагог:
Девочки и мальчики,
Вокруг себя повернитесь
И в зимующих птиц превратитесь!
(Дети надевают крылышки и шапочки зимующих птиц)
Педагог:
Раз, два, три, четыре, пять –
Вышла птичка полетать,
Про кого загадаю –
Эта птичка вылетает!
Маленькая птичка –
Желтогрудая певичка,
Звонко песенку поёт
Сало вкусное клюёт.
(Звучит русская народная мелодия: «Барыня». Вылетает Синичка. Синичка исполняет русскую народную попевку: «Синичка»
Синичка:
Синичка, синичка,
Воробью сестричка,
Непоседа, невеличка,
Симпатичная я птичка.
Люблю сало, зёрна пшенички.
Вы узнали меня – я Синичка.
Зимой исчезли червячки,
Кусочек сала повесьте на сучки.
Педагог: Для синиц можно приготовить вкусные клёцки: из застывшего жира, семян и овсяных хлопьев. Ребята, давайте с Синичкой попрыгаем, поиграем:
Физкультминутка:
Скачет шустрая синица.
Ей на месте не сидится,
Прыг – скок, прыг – скок,
Завертелась как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала носом грудку,
И с дорожки - на плетень. Трень.
Педагог:
А вот ёщё одна загадка
Чёрный жилет,
Красный берет,
Хвост как упор,
Нос как топор.
Дети: Это дятел.
(Под русскую народную мелодию «Барыня» вылетает Дятел)
Дятел:
Я зимою ищу шишки –
Семена сосны и ели,
Только вот под плотным снегом
Нахожу их еле – еле.
Педагог:
Прилетай, дятел, к нам,
Мы насыплем тебе семян,
И ёлки, и сосны –
Голодным не будешь ты.
И пойдёт весёлый стук –
Тук да тук, тук да тук!
Педагог:
А это кто: гладенький,
Аккуратненький,
Урчит, воркует,
Дружка целует?
Дети: Это наши любимые голуби.
Педагог:
Стали голуби прилетать,
Стали голуби ворковать,
Голуби стучатся в окно,
Просят им насыпать зерно.
(Дети исполняют русскую народную попевку: «Люли – люли – люли»
Люли – люли – люли,
Прилетели гули,
Стали гули ворковать,
Стали гули хлопотать:
Залетели в уголок,
Зажигали огонёк,
Стали кашку варить
Стали Машу кормить.
1 голубь:
Спешат к людям до утренней зари
Голуби – голуби, сизари.
2 голубь:
Нахохлились, сели у дверей,
Кто накормит крошками сизарей?
1 ребёнок:
Гули, гули, голубки,
Прилетайте, сизари,
В зимний день среди ветвей
Стол накроем для гостей.
Прилетайте, милые пичужки,
Готовы для вас столы – кормушки.
Семена и крошки
Птицам насыплем на дорожки.
Педагог:
И снова, ребятки,
Про птиц загадки.
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
(Под русскую народную мелодию «Барыня» вылетает Снегирь)
Снегирь:
Летит на снежный ледяной пустырь
Красногрудый красавец – весёлый снегирь.
Снегирям на большой мороз
Припасите рябины воз.
Педагог:
Но не только красногрудые снегири,
А и галки, свиристели, щеглы и дрозды –
Наши друзья легкокрылы
Любят ягоды рябины.
Ну – ка, где наш дрозд,
Деревянный нос
Соломенный хвост?
(Вылетает Дрозд и все дети исполняют русскую народную песню: «Скок, скок, поскок»)
Скок – скок – поскок,
Молодой дроздок,
По водичку пошёл,
Молодичку нашёл.
Молодичка невеличка, -
Сама с вершок,
Голова с горшок.
Молодичка – молода
Поехала по дрова.
Зацепилась за пенёк,
Простояла весь денёк.
Педагог:
А теперь пришёл черёд воробьишке
В сером армячишке.
(Под русскую народную попевку «Андрей – воробей», которую исполняют все дети, вылетает Воробей.)
Андрей – воробей, не гоняй голубей,
Гоняй галочек из – под палочек.
Не клюй песок, не тупи носок,
Пригодиться носок – клевать колосок.
Воробей:
Уличный мальчишка,
В сером армячишке,
По двору шныряет,
Крошки собирает.
1 ребёнок:
Воробушка – воробей,
Ты не бойся, не робей,
Прыгай с веточки сюда.
Насыплем мы тебе зерна.
2 ребёнок:
Воробей, чего не идёшь,
Хлебных крошек не клюёшь?
Воробей:
Я давно заметил крошки,
Но боюсь сердитой кошки.
Я пуглив и суетлив
Чив, чив, чив, чив!
1 ребёнок:
Сделаем кормушки,
Насыплем зёрнышки –
Пусть не голодают
Зимой воробушки!
Вылетают Сороки и Ворон. Ворон напевает русскую народную попевку - дразнилку: «Ворон».
Ворон, ворон,
Хвост обломан,
Хвост обломан,
Нос окован.
Сороки напевают русскую народную попевку: «Летят, летят сороки»
Летят, летят сороки,
Сороки – белобоки.
Мы летим не высоко,
Мы летим не далеко.
1 Сорока: А хотите, ребята, мы вам расскажем почему Воробей в Африку не улетел.
Дети: Хотим.
2 Сорока: Ну, слушайте.
За лесами, за долами, за высокими горами жил – был ужасно любопытный воробьишка Чик Чирикин. Всё – то он хотел узнать, на всё своими глазами поглядеть. Едва научившись летать, услыхал Чик про полосатого разбойника Ваську, полетел на него посмотреть – пол хвоста как не бывало. Хорошо ещё, что сам жив остался. Узнав про ворону Настасью, которая собирала блестящие конфетные обёртки, подлетел, только сунул голову к ней в гнездо – трах! – искры из глаз. Очнулся уже на земле. Ох крепок клюв у вредной Настасьи. Но и эта неприятность ничему не научила Воробья. Побывал Чик и в поле, даже в магазин залетел – чуть там голову не разбил о стекло, которое никак не пускало его назад, на улицу. Но больше всего хотелось ему хоть одним глазком взглянуть на Африку. От старого , бывалого Воробья Чик Чирикин слыхал, будто в Африке круглый год растут диковинные цветы, что живут в Африке удивительные звери – слон, с хвостом вместо носа, толстые бегемоты, полосатые лошадки и даже крокодил. А про зиму, снег и лёд там никто не слыхал. Старый Воробей узнал про Африку ещё в молодости, когла, очутившись в городе, попал в зоопарк. Там он диковинных африканских зверей своими глазами видел. А когда молодые воробьи, слушая его рассказы , принимались подмигивать друг другу и хихикать, старый Воробей очень обижался и сердито чирикал: « Не верите? Спросите тогда у перелётных птиц. Они в эту самую Африку каждую осень летят, они потвердят.»
1 Сорока: И вот, когда подошла осень, не выдержал любопытный Чик – решил отправиться с перелётными птицами прямиком в эту самую Африку, узнать, что там, отведать африканских зёрнышек да поболтать с попугаями о разных новостях. Сказано – сделано , полетел Чик в поле, а над полем ласточки кружатся. Воробьишка к ним – так, мол, и так, вы не в Африку зимовать полетели? Попросился воробей с ними, а то он не знает дороги. Но ласточки защебетали, что летят они в Африку, но его с собой не возьмут.
- Тебя? С собой? Да как же это?! – засуетились ласточки.
-Ты же отстанешь – вон как мы быстро летаем. Ты устанешь – мы ведь сотни километров пролетаем без отдыха. И к тому же мы мчимся через всю Африку, на самый юг этой огромной земли. Уж лучше ты поищи другую компанию.
2 Сорока: Подумал, подумал Чик, поглядел с завистью на ласточек и отправился дальше искать попутчиков.
На опушке леса , в кустах, шумела птичья стайка. Там были и пёстрые мухоловки, и звонкоголосые славки, и пеночки. Рассказали воробью пичуги, что летят они в Африку, в пути часто отдыхают: подкормиться надо, а главное силы сберечь, чтобы их на самый главный морской перелёт хватило. . И что летят они ночью. Потому что ночью ни ястребы, ни соколы им не страшны. А Чик ночью лететь побоялся .Воробьи к ночным перелётам не привычны.
- Я в темноте вас потеряю. А ещё хуже, засну на лету. Поищу – ка я других попутчиков.
На болоте отыскал Чик Чирикин диких уток, хотел к ним прибиться, да оказалось, не по пути. Собирались утки в Англию, во Францию, в Голландию. А вот в Африку никто из уток не летит.
1 Сорока: На опушке леса встретил Чик красноватую птаху – чечевицу, канарейкину родственницу. Хотел воробей с ней лететь, да оказалось Чику с чечевицей не по пути. Она летела вовсе не в Африку, а на восток, в Сибирь, а оттуда в Индию.
Ну что делать? Проголодался Чик, полетел к огороду, поклевать что – нибудь – разговорами сыт не будешь. По дороге заметил скворцов. Старые скворцы в поле поучали молодёжь. Родители – скворцы своих детишек провожали в дальний путь одних. Потому что старым скворцам холода не страшны, и летят они быстрее молодых – у них крылья крепче. Правда не в Африку, а в Туркмению – там нет снега и в земле можно поковыряться . Хотел Чик Чирикин узнать у старого скворца, не слыхал ли он, кто ещё из птиц собирается в Африку, к кому бы напроситься в попутчики, да не стал спрашивать – очень уж есть хотелось.
Махнул воробьишка крылышком и помчался прямиком к дому. Во дворе поклевал, на огороде поклевал, на дорожке корочку подобрал .Сел на чердаке под крышей, нахохлился, закрыл глазки и, засыпая, решил: «Ну её, эту Африку! Нам, воробьям, слоны ни к чему. Были бы крошки, овса немножко – не хуже других перезимуем. Прилетишь с мороза на чердак, к горячей печной трубе, погреешься – куда там жаркие страны! А без крокодила как – нибудь обойдёмся!»
Педагог: Спасибо, Сороки , за сказку. Теперь мы знаем почему воробьи не улетают в Африку.
Сороки – белобоки,
Непоседы длиннохвостые,
Оперенья пёстрые,
Да вороны важные, глазастые,
Чернокрылые, горластые.
Они не улетают на далёкий юг
И не боятся снежных вьюг.
На дорожках среди снега
Бросим им кусочки хлеба.
Любят они ещё косточки куриные –
Вороны и сороки воровливые.
1Ребёнок:
У еле приметной дорожки
Насыпаны зёрна и крошки,
Слетайтесь, слетайтесь, пичуги!
Теперь не страшны вам холодные вьюги,
Ведь в зимние лютые вьюги
Должны мы помнить друг о друге!
2 Ребёнок:
Пусть прилетают птицы:
Голуби, снегири, синицы,
Галки, вороны, воробьи –
Зимою птичек накорми!
3 Ребёнок:
Каждый день, когда встаём
Мы с братишками вдвоём,
Взяв крупы и хлебных крошек,
На крыльцо бежим скорей.
Много ласковых, хороших
Прилетает к нам друзей.
На кормушке сидя, птицы
Чистят крылышки свои.
Тут щеглы, чижи, синицы
И проныры воробьи.
Педагог:
Чтоб от вредных насекомых
Сады цветущие не погибли зря,
Всегда, в любое время года,
Берегите птиц, друзья!
На следующем занятии мы сделаем кормушки для птиц, повесим их на участке детского сада и будем наблюдать, как наши крылатые питомцы едят приготовленный нами корм.
Список использованной литературы:
1.Дитрих А.К.,Юрмин Г.А., Кошурникова Р. «Почемучка» Москва «Педагогика – пресс» 1996г.
2.Лапшина Г.А. «Фольклорно - экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста». Волгоград, Издательство «Учитель», 2006г.
3.М.Ю.Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 3 – 4 лет» Москва « ТЦ Сфера» 2006г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический проект "Зимующие птицы нашего края"; развлечение "Зимующие птицы нашего края"; материал к проекту
Природа--это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуальго, нравственного, речевого развития ребенка. она своим многообразием, красочностью и динамичностью привлекает малышей, вызывает...
Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям: «Здоровье», «Познание». 3 год обучения. Лексическая тема: «Зима, зимующие птицы» Тема занятия: «Птицы зимой»
Непосредственная образовательная деятельность по формированию количественных предствлений у детей 5-6 лет....
Конспект занятия по познавательному развитию в коррекционной подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» Тема: «Покормите птиц зимой»
Активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Формирование обобщенного представления о зимующих птицах....
презентация о зимующих птицах нашего края "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"
Презентация к занятию по окружающиму миру на тему : "Зимующие птицы "....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»
Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \
НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...