открытое занятие по экспериментальной деятельности "Волшебный песок"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)

Твердова Надежда Вениаминовна

Экспериментирование в детском саду считаю наиважнейшим условием развития любознательности и мыслительной деятельности детей. На представленном занятии представлены примеры опытно - экспериментальной деятельности с песком и водой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx17.6 КБ

Предварительный просмотр:

Открытое занятие «Волшебный песок»

Ход занятия:

Восп.: Поиграли мы с утра,

Заниматься нам пора,

Но не лепкой и не чтеньем,

Ждет нас опыт и игра.

Ребята, я предлагаю стать вам исследователями, мы вместе будем проводить опыты и эксперименты. А вот ЧТО мы будем исследовать, вам нужно будет угадать! Посмотрите, в этом загадочном ящике есть то, что нам нужно для занятия.

Дети по очереди засовывают руку под салфетку и на ощупь угадывают, что в ящике лежит. Воспитатель открывает ящик.

В-ль: Ребята! Что же лежит в этом чудесном ящике?

Дети: песок

В-ль: Правильно! Это песок! Ребята! Где в природе можно встретить песок?

Дети: на речке, в песочнице

В-ль: Как вы думаете, песок – это живая или неживая природа?

Дети: неживая

В-ль: почему вы так думаете?

Дети: неживая, потому что песок не растет, не дышит, не питается, не размножается

Восп.: Ребята, как вы думаете, откуда берётся песок?

Правильно, песок – это кусочки породы. Камень под воздействием ветра, дождя разрушается и получается песок. Назовите мне места, где очень много песка?

Дети: пустыни, морские берега

В-ль: Да, вы правы. Как вы думаете, почему в таких местах очень мало растений?

Дети: песок не задерживает воду

В-ль: Да, почва в пустыне состоит в основном из песка, песок не способен удерживать воду и питательные вещества, необходимые для растений. Поэтому вы не увидите много растений ни на пляже, ни в пустыне.

Вы знаете ребята, что делают из песка? Зачем он нужен?

Дети:  наждачную бумагу, стекло

В-ль: да, ребята, песок создан природой. А  если к песку добавить цемент и воду, получится раствор. Он идет на закладку фундаментов домов, им скрепляют кирпичи между собой. А что из песка делают ребятки в детском саду?

Дети: строят замки, лепят куличики

В-ль: Я приглашаю вас в нашу лабораторию «Хочу всё знать!», где вы станете учеными и немножко волшебниками.

Но сначала давайте вспомним правила безопасности при работе с песком.

  1. После исследования песка руками необходимо пользоваться салфетками.
  2. Нельзя при работе трогать лицо руками, чтобы песок не попал в глаза, рот, нос
  3. Нужно быть осторожными при работе со стеклянными предметами.
  4. После работы вымыть руки с мылом.

Дети и воспитатель надевают шапочки и фартуки для экспериментальной деятельности.

В-ль: А теперь я своей волшебной палочкой превращаю вас в ученых.

Волшебной палочкой взмахну,

Ребят в ученых превращу!

Опыт 1.

В-ль: возьмем ложку, насыпем немного песка в тарелку. Легко ли сыплется песок? Если песок сыплется, значит он какой? (сыпучий)

Возьмем лупу. Внимательно рассмотрим песок. Какие у песка особенности? Скреплены ли отдельные песчинки между собой?

Дети: песок состоит из отдельных песчинок-кристаллов, которые не скреплены между собой и поэтому рассыпаются.

В-ль: какого цвета песчинки?

Дети: светлые и тёмные.

В-ль: одинаковые ли они по размеру?

Дети: есть крупные, есть мелкие

В-ль: Давайте понюхаем песок

Дети: нет запаха

В-ль: правильно, сухой песок не имеет запаха

Давайте сделаем вывод

Дети: песок – сыпучее вещество, отдельные крупинки не сцеплены между собой и разные по размеру, не имеет запаха.

Опыт 2

В-ль: возьмем две баночки и насыплем в них песок. Представим, что прошел дождик, в одну из баночек попала вода. Налейте в одну из баночек немного воды. Каким стал песок?

Дети: влажным, мокрым

В-ль: А куда исчезла вода? Не знаете?

Дети: впиталась в песок

В-ль: да, вода забралась в песок и уютно устроилась между песчинками

Возьмите в руку ёмкость с сухим песком, а в другую руку – с сырым. Что тяжелее? Почему? (предположения детей)

В сухом песке среди песчинок прячется лёгкий воздух, а среди влажных – тяжёлая вода!

Аккуратно мерной ложкой возьмем сырой песок и кладём на тарелку. Возьмем лупу. Рассмотрим сырой песок. Чем он отличается от сухого песка?

Дети: песчинки прилипли друг к другу.

В-ль: правильно, а теперь попробуйте пересыпать песок обратно в ёмкость. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он принимает любую нужную нам форму, пока не высохнет. Это происходит потому, что воздух между песчинками исчез, мокрые грани песчинок слиплись и держат друг друга.

Дети лепят «куличики».

Давайте понюхаем мокрый песок. Он имеет специфический запах. А теперь попробуем сделать вывод.

Дети: мокрый песок не сыплется, он лепится, отдельные песчинки сцеплены между собой, имеет специфический запах.

Гимнастика для глаз.

Раз-налево, два-направо,

Три-наверх, четыре-вниз,

А теперь по кругу смотрим,

Чтобы лучше видеть мир.

Взгляд направим ближе, дальше,

И зажмурим добела.

Видеть скоро будем лучше

Даже горного орла!

В-ль: ребята, давайте проверим, пропускает ли песок воду, если её много?

Опыт 3

Вложим кусочек губки в горлышко перевернутой обрезанной пластиковой бутылки. Насыпем туда песок. Под горлышком разместим ёмкость для сбора воды. Наливаем в бутылку воду. Что произошло?

Дети: вода выходит, а остаётся только мокрый песок.

В-ль: какой можно сделать вывод?

Дети: вода пропускает воду.

Опыт 4

В-ль:  про песок говорят, что он – природный фильтр, с его помощью можно очистить воду. Вы верите?  А давайте лучше проверим!

Берём бутылку без дна, в горлышко вкладываем губку, кладём немного песка. Приготовим ёмкость с грязной водой (примесь глины).

Наливаем часть воды в бутылку с песком и ждём, пока она просочится в песок. Льем дальше! Сравниваем воду. Вода прошла через фильтр и очистилась! Вот таким образом очищали воду наши прапрабабушки.

Сделаем вывод!

Дети: песок  - это природный фильтр! Он очищает воду, а вредные примеси задерживает!

В-ль: из песка можно не только лепить, песком можно рисовать. Попробуйте нарисовать солнышко, водя пальчиком по  песку!

Здорово! Молодцы!

 А теперь я превращаю вас в маленьких волшебников!

Какого цвета песок? Как сделать его разноцветным?

Сейчас мы с вами попробуем сделать радугу из цветных мелков и песка.

Опыт 5

Возьмите мел определённого цвета и аккуратно смешиваем его с песком на чистом листе бумаги. Старайтесь, посильнее нажимайте на песок, он ведь не живой, ему не больно.

Пересыпаем получившийся цветной песок в стеклянный сосуд, заполняя его слоями песка разного цвета.

Пересыпать песок в ёмкость нужно под углом, переворачивая сосуд. Закрутим крышку.

Вот какая получилась у нас радуга в бутылке.

Восп: молодцы! Понравилось вам экспериментировать с песком?

Что вы узнали интересного?

А на следующем занятии мы с вами узнаем особенности жизни животных и растений в условиях пустыни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Удивительный магнит" (открытое занятие по экспериментальной деятельности в старшей группе.)

Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяяя выраженные качества и свойства....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Тема: « Волшебный воздух»

Открытое занятие по экспериментально познавательной деятельности поможет педагогам ДОУ сформировать знания детей о свойствах воздуха....

Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности "Воздух, которым мы дышим" (с использованием методов ТРИЗ)

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНОВАТЕЛЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ«ВОЗДУХ, КОТОРЫМ МЫ ДЫШИМ» (с использованием методов ТРИЗ)Алдашкина Н.П.воспитатель МАДОУ д/с № 29городского округа г. НефтекамскВозраст:...

Открытое занятие по экспериментальной деятельности "Удивительные камни"

Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами. Задачи:Обучающие: обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большо...

Конспект открытого занятия по экспериментально - познавательной деятельности в старшей группе " Удивительные свойства воздуха"

Это занятие позволяет познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения . Развивает познавательную активность в процессе эксперементирования ....

Открытое занятие на тему "Чудесный песок"

МуНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДННИЕ «ДЕТСКИЙ САД №6»          Технологическая карта (КОНСТРУКТ)организации сов...