открытое занятие по экспериментальной деятельности "Волшебный песок"
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая группа)
Экспериментирование в детском саду считаю наиважнейшим условием развития любознательности и мыслительной деятельности детей. На представленном занятии представлены примеры опытно - экспериментальной деятельности с песком и водой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.docx | 17.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытое занятие «Волшебный песок»
Ход занятия:
Восп.: Поиграли мы с утра,
Заниматься нам пора,
Но не лепкой и не чтеньем,
Ждет нас опыт и игра.
Ребята, я предлагаю стать вам исследователями, мы вместе будем проводить опыты и эксперименты. А вот ЧТО мы будем исследовать, вам нужно будет угадать! Посмотрите, в этом загадочном ящике есть то, что нам нужно для занятия.
Дети по очереди засовывают руку под салфетку и на ощупь угадывают, что в ящике лежит. Воспитатель открывает ящик.
В-ль: Ребята! Что же лежит в этом чудесном ящике?
Дети: песок
В-ль: Правильно! Это песок! Ребята! Где в природе можно встретить песок?
Дети: на речке, в песочнице
В-ль: Как вы думаете, песок – это живая или неживая природа?
Дети: неживая
В-ль: почему вы так думаете?
Дети: неживая, потому что песок не растет, не дышит, не питается, не размножается
Восп.: Ребята, как вы думаете, откуда берётся песок?
Правильно, песок – это кусочки породы. Камень под воздействием ветра, дождя разрушается и получается песок. Назовите мне места, где очень много песка?
Дети: пустыни, морские берега
В-ль: Да, вы правы. Как вы думаете, почему в таких местах очень мало растений?
Дети: песок не задерживает воду
В-ль: Да, почва в пустыне состоит в основном из песка, песок не способен удерживать воду и питательные вещества, необходимые для растений. Поэтому вы не увидите много растений ни на пляже, ни в пустыне.
Вы знаете ребята, что делают из песка? Зачем он нужен?
Дети: наждачную бумагу, стекло
В-ль: да, ребята, песок создан природой. А если к песку добавить цемент и воду, получится раствор. Он идет на закладку фундаментов домов, им скрепляют кирпичи между собой. А что из песка делают ребятки в детском саду?
Дети: строят замки, лепят куличики
В-ль: Я приглашаю вас в нашу лабораторию «Хочу всё знать!», где вы станете учеными и немножко волшебниками.
Но сначала давайте вспомним правила безопасности при работе с песком.
- После исследования песка руками необходимо пользоваться салфетками.
- Нельзя при работе трогать лицо руками, чтобы песок не попал в глаза, рот, нос
- Нужно быть осторожными при работе со стеклянными предметами.
- После работы вымыть руки с мылом.
Дети и воспитатель надевают шапочки и фартуки для экспериментальной деятельности.
В-ль: А теперь я своей волшебной палочкой превращаю вас в ученых.
Волшебной палочкой взмахну,
Ребят в ученых превращу!
Опыт 1.
В-ль: возьмем ложку, насыпем немного песка в тарелку. Легко ли сыплется песок? Если песок сыплется, значит он какой? (сыпучий)
Возьмем лупу. Внимательно рассмотрим песок. Какие у песка особенности? Скреплены ли отдельные песчинки между собой?
Дети: песок состоит из отдельных песчинок-кристаллов, которые не скреплены между собой и поэтому рассыпаются.
В-ль: какого цвета песчинки?
Дети: светлые и тёмные.
В-ль: одинаковые ли они по размеру?
Дети: есть крупные, есть мелкие
В-ль: Давайте понюхаем песок
Дети: нет запаха
В-ль: правильно, сухой песок не имеет запаха
Давайте сделаем вывод
Дети: песок – сыпучее вещество, отдельные крупинки не сцеплены между собой и разные по размеру, не имеет запаха.
Опыт 2
В-ль: возьмем две баночки и насыплем в них песок. Представим, что прошел дождик, в одну из баночек попала вода. Налейте в одну из баночек немного воды. Каким стал песок?
Дети: влажным, мокрым
В-ль: А куда исчезла вода? Не знаете?
Дети: впиталась в песок
В-ль: да, вода забралась в песок и уютно устроилась между песчинками
Возьмите в руку ёмкость с сухим песком, а в другую руку – с сырым. Что тяжелее? Почему? (предположения детей)
В сухом песке среди песчинок прячется лёгкий воздух, а среди влажных – тяжёлая вода!
Аккуратно мерной ложкой возьмем сырой песок и кладём на тарелку. Возьмем лупу. Рассмотрим сырой песок. Чем он отличается от сухого песка?
Дети: песчинки прилипли друг к другу.
В-ль: правильно, а теперь попробуйте пересыпать песок обратно в ёмкость. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он принимает любую нужную нам форму, пока не высохнет. Это происходит потому, что воздух между песчинками исчез, мокрые грани песчинок слиплись и держат друг друга.
Дети лепят «куличики».
Давайте понюхаем мокрый песок. Он имеет специфический запах. А теперь попробуем сделать вывод.
Дети: мокрый песок не сыплется, он лепится, отдельные песчинки сцеплены между собой, имеет специфический запах.
Гимнастика для глаз.
Раз-налево, два-направо,
Три-наверх, четыре-вниз,
А теперь по кругу смотрим,
Чтобы лучше видеть мир.
Взгляд направим ближе, дальше,
И зажмурим добела.
Видеть скоро будем лучше
Даже горного орла!
В-ль: ребята, давайте проверим, пропускает ли песок воду, если её много?
Опыт 3
Вложим кусочек губки в горлышко перевернутой обрезанной пластиковой бутылки. Насыпем туда песок. Под горлышком разместим ёмкость для сбора воды. Наливаем в бутылку воду. Что произошло?
Дети: вода выходит, а остаётся только мокрый песок.
В-ль: какой можно сделать вывод?
Дети: вода пропускает воду.
Опыт 4
В-ль: про песок говорят, что он – природный фильтр, с его помощью можно очистить воду. Вы верите? А давайте лучше проверим!
Берём бутылку без дна, в горлышко вкладываем губку, кладём немного песка. Приготовим ёмкость с грязной водой (примесь глины).
Наливаем часть воды в бутылку с песком и ждём, пока она просочится в песок. Льем дальше! Сравниваем воду. Вода прошла через фильтр и очистилась! Вот таким образом очищали воду наши прапрабабушки.
Сделаем вывод!
Дети: песок - это природный фильтр! Он очищает воду, а вредные примеси задерживает!
В-ль: из песка можно не только лепить, песком можно рисовать. Попробуйте нарисовать солнышко, водя пальчиком по песку!
Здорово! Молодцы!
А теперь я превращаю вас в маленьких волшебников!
Какого цвета песок? Как сделать его разноцветным?
Сейчас мы с вами попробуем сделать радугу из цветных мелков и песка.
Опыт 5
Возьмите мел определённого цвета и аккуратно смешиваем его с песком на чистом листе бумаги. Старайтесь, посильнее нажимайте на песок, он ведь не живой, ему не больно.
Пересыпаем получившийся цветной песок в стеклянный сосуд, заполняя его слоями песка разного цвета.
Пересыпать песок в ёмкость нужно под углом, переворачивая сосуд. Закрутим крышку.
Вот какая получилась у нас радуга в бутылке.
Восп: молодцы! Понравилось вам экспериментировать с песком?
Что вы узнали интересного?
А на следующем занятии мы с вами узнаем особенности жизни животных и растений в условиях пустыни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Удивительный магнит" (открытое занятие по экспериментальной деятельности в старшей группе.)
Учить обследовать предмет и экспериментировать с предметом, выделяяя выраженные качества и свойства....
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ Тема: « Волшебный воздух»
Открытое занятие по экспериментально познавательной деятельности поможет педагогам ДОУ сформировать знания детей о свойствах воздуха....
Конспект открытого занятия по экспериментальной деятельности "Воздух, которым мы дышим" (с использованием методов ТРИЗ)
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНОВАТЕЛЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ«ВОЗДУХ, КОТОРЫМ МЫ ДЫШИМ» (с использованием методов ТРИЗ)Алдашкина Н.П.воспитатель МАДОУ д/с № 29городского округа г. НефтекамскВозраст:...
Конспект открытого занятия (опытно-экспериментальная деятельность) "Подарок Мойдодыра"
Очень интересное занятие для малышей...
Открытое занятие по экспериментальной деятельности "Удивительные камни"
Цель: Познакомить детей с разнообразием мира камней и их свойствами. Задачи:Обучающие: обратить внимание на особенности камней. Вместе с детьми классифицировать камни по признакам: размер (большо...
Конспект открытого занятия по экспериментально - познавательной деятельности в старшей группе " Удивительные свойства воздуха"
Это занятие позволяет познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения . Развивает познавательную активность в процессе эксперементирования ....
Открытое занятие на тему "Чудесный песок"
МуНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДННИЕ «ДЕТСКИЙ САД №6» Технологическая карта (КОНСТРУКТ)организации сов...