Конспект НОД по познавательному развитию "Полезные растения"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Образовательная область «Познавательное развитие», конспект НОД в старшей группе по теме «Лекарственные растения».
В представленной НОД были использованы технологии: личностно-ориентированная, информационно-коммуникационные.
Личностно-ориентированная технология - личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.
Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения. Компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребёнка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только путем целесообразно организованного взаимодействия воспитателя, ребёнка и компьютера можно достичь положительного результата.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nod_poleznye_rasteniya.docx | 22.5 КБ |
prezentatsiya1.pptx | 1.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Намруева Бибигуль Кабдрахимовна,
воспитатель МКДОУ д/сад «Малыш»
«Современные образовательные
технологии в детском саду»
номинация: Познавательное развитие
Пояснительная записка
Намруева Бибигуль Кабдрахимовна, воспитатель МКДОУ д/сад «Малыш» п.Яшкуль . Образовательная область «Познавательное развитие», конспект НОД в старшей группе по теме «Лекарственные растения».
В представленной НОД были использованы технологии: личностно-ориентированная, информационно-коммуникационные.
Личностно-ориентированная технология - личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.
Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения. Компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребёнка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только путем целесообразно организованного взаимодействия воспитателя, ребёнка и компьютера можно достичь положительного результата.
Конспект НОД в старшей группе по теме «Лекарственные растения».
Программное содержание:
Задачи:
Обучающие:
- обучить детей различать лекарственные растения по внешнему виду;
- расширить знания детей о растениях, занесенных в Красную книгу;
- активизировать словарь по теме ОД.
Развивающие:
- развивать связную речь, память, наблюдательность, любознательность, внимание, мышление, творческое воображение, умение обобщать;
- расширить кругозор воспитанников.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к знаниям о лекарственных растениях;
- воспитывать бережное отношение к растениям, окружающей среде.
Методы и приемы:
- словесный (вопросы, беседа, логические задачи) ;
- наглядный (демонстрационный материал) ;
- анализ занятия, поощрение.
Технологии:
-личностно-ориентированная,
-информационно-коммуникационные.
Демонстрационный и методический материал:
- иллюстрации лекарственных растений на слайдах, в печатном виде (картинках) ;
- аудиозапись «Аленький цветочек».
Оборудование:
- компьютер, проектор, экран.
- простые карандаши, трафареты цветка, альбомные листы, цветные карандаши, сборы лекарственных растений (мята, душица, листья смородины, чабрец и т. д.), чай из мяты, чайные чашки.
Предварительная работа:
- беседа о Красной книге;
- рассматривание картинок о растениях, находящихся на грани исчезновения, беседы о пользе лекарственных растений, о правильном их сборе безопасном обращении с ядовитыми растениями,
- игры «Определи лекарственное растение по запаху», «Вершки и корешки», «Узнай растение»;
- отгадывание загадок, заучивание стихотворений.
Ход НОД:
I. Организационный момент.
Воспитатель: Сегодня к нам пожаловали гости.
Здравствуйте! – мы скажем гостям,
Здравствуйте! – услышим мы в ответ.
И наверное, не пойдем в аптеку,
И здоровыми мы будем много лет!
II. Основная часть.
1. Польза растений.
Воспитатель: Как вы уже догадались, мы поговорим о здоровье, как его сохранить, ну а если заболели, то, как без таблеток недуг излечить.
Послушайте небольшой рассказ.
Слайд № 1.
«Однажды Красная Шапочка пошла в гости к бабушке. Идя по лугу, по лесу, она собирала цветы, которые ей попадались. Все они были красивые, разные. Она набрала большой букет. «Вот бабушка обрадуется! » – подумала Красная Шапочка. Но, увидев цветы, бабушка сказала: «Цветы в природе растут не для букетов: если любишь собирать букеты, научись выращивать цветы сама». Как вы оцениваете поступок Красной Шапочки? (ответы воспитанников).
Воспитатель: Надо бережно относиться к природе. Какая самая главная польза от всех растений? (ответы воспитанников).
Слайд № 2.
Воспитатель: Правильно, самая главная польза от растений – кислород, который они выделяют, и которым мы дышим.
Слайд № 3.
2. Охрана растений.
Воспитатель: Без растений не могли бы существовать ни рыбы, ни птицы, ни насекомые, ни мы с вами. Иногда люди срывают редкие растения, которые занесены в Красную книгу. В эту книгу еще занесены разные виды животных, растений, которых осталось очень мало в природе, их надо оберегать, чтобы они не исчезли. Растений на Земле много, среди них есть и лекарственные растения. Почему их называют лекарственными растениями? (ответы воспитанников).
Слайд № 4
3. Правильный сбор лекарственных растений.
Воспитатель: А вы знаете, как правильно собирать лекарственные растения? Лекарственные растения собирают в солнечную сухую погоду. Листья и стебли – во время цветения, цветы – в начале цветения, плоды – в период полного созревания, а корни – осенью. Нельзя собирать пыльные, грязные, больные растения. Не собирают растения около дорог и промышленных предприятий. Нельзя брать лекарственные растения в рот, так как многие из них ядовиты. Нельзя растения выдергивать. Их нужно срезать ножом. Корни надо выкапывать. Сушить лекарственные растения нужно без промедления в хорошо проветриваемом месте.
4. Правила обращения с лекарственными растениями.
Воспитатель: Лекарственные растения можно самим выращивать на огородах и участках (в детском саду и школе) – например: ромашку, шалфей, валериану, тысячелистник, пустырник. Все лекарства «зеленой аптеки» применяют только по назначению врача. В природе встречаются растения, которые нельзя нюхать, брать в рот, рвать - они ядовиты. Человек еще издавна заметил, что животные среди растений выбирает только те, которые помогут им излечиться. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками». Изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.
Дети рассказывают о своих родственниках, которые собирают и используют лекарственные растения.
Слайд № 5
Физкультминутка.
Воспитанники выполняют упражнения под песню «Аленький цветочек» авторы музыки и слов Е. Мартынов и Л. Дербенёв.
IV. Закрепление.
Отгадывание загадок.
Воспитатель: А теперь послушайте загадки: (показ слайдов)
1. Он сорняк, он цветок,
От болезни мне помог.
Как присяду на диванчик,
Вспомню желтый. одуванчик (слайд №7)
Воспитатель: у одуванчика используются листья и корень. Они содержат много витаминов, которые улучшают аппетит, лечат ожоги, лечат заболевания желудка.
2. Вдоль дорожек его встретишь,
Ранки, ссадины излечишь,
Сорвешь листочек осторожно.
Кто нас излечит? подорожник (слайд № 8) .
Воспитатель: у подорожника используются листья. Они заживляют раны, помогают при ушибах.
3. Если травку ты сорвешь,
Руки, знай, не ототрешь.
Доктор всех аптечных дел,
Кто лечит ранки? чистотел (слайд №9)
4.Обожжёт без огня,
И тебя и меня,
А живёт у плетня.
Кто это? крапива (слайд № 10) .
Воспитатель: Используют ее, чтобы остановить кровотечение, при гнойных ранах и мелких язвах, так как она обладает обеззараживающими качествами.
5.Кисть ягоды прекрасная,
Жёлтая иль красная,
Я достать её боюсь -
О шипы уколюсь.
Но уважаю с детства
Сердечное средство. боярышник (слайд № 11) .
Воспитатель: Прописывают его при сердечной слабости, переживаниях и постоянных стрессах.
6. Стоит в поле кудряшка,
Белая рубашка,
В середине золотая,
Кто она такая? ромашка (слайд № 12) .
Воспитатель: У ромашки используются цветы. Это противовоспалительное средство, применяется для полоскания горла.
V. Развитие мелкой моторики.
Воспитатель: Мы говорим сегодня о лекарственных растениях, поэтому предлагаю вам нарисовать аптечную ромашку. С помощью шаблона нарисуем ромашку и закрасим ее.
Слайд № 13
Изобразительная деятельность воспитанников.
Выполненные рисунки выставляются в галерее в группе.
Воспитатель:
Все ребята, молодцы,
потрудились от души!
Мы закрепили наши знания о лекарственных растениях, своими умениями.
Растения мы знаем,
бережем и охраняем.
В книгу Красную
они уж давно занесены.
Люди рвут их не на потеху,
Отнесут их все в аптеку.
VI. Итог занятия:
Воспитатель: О чем сегодня мы с вами говорили? Чай с какими лекарственными растениями вы будите пить дома всей семьей и для чего? Какие растения растут у нас во дворе? (ответы воспитанников).
Слайд № 14
Воспитатель:
Столик, столик отзовись,
Что там прячешь, покажи! (на столике заранее приготовленный травяной чай для гостей)
Лучше доктора любого,
Лечит скуку и тоску
Чашка вкусного, парного
Самоварного чайку.
Ребята, приглашайте всех гостей, отведать ароматный чай из: мяты, мелиссы, листьев смородины.
Чтобы гости не скучали, угостим мы их чаем.
Всех гостей мы угощаем
Ароматным чаем!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
физкультминутка
одуванчик
подорожник
чистотел
крапива
боярышник
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательно - речевому развитию во второй младшей группе "Ознакомление с комнатными растениями".
Конспект НОД по познавательно - речевому развитию во второй младшей группе "Ознакомление с комнатными растениями"....
Конспект занятия по познавательному развитию с элементами моделирования в старшей группе «Растение – живое существо»
Занятие способствует формированию представлений детей о растениях как о живых существах, умений абстрагировать свойства и устанавливать связь "Реальность-модель"....
Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Растения вокруг нас».
Конспект НОд помогает организовать совместную деятельность взрослого и детей по ознакомлению с окружающим миром, комнатными и луговыми растениями. Воспитывать интерес к полезным свойствам растений....
КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ Тема: Путешествие в царство комнатных растений Средняя группа
Материал предназначен для воспитателей с целью закрепить знания названий комнатных растений в средней группе....
КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ Тема: Лекарственные растения Краснодарского края. Подготовительная группа
Конспект предназначен для воспитателей детских садов, чтобы расширить представления детей о природе родного края, познакомить с лекарственными растениями, их использованием в лечебных целях....
Конспект занятия по познавательному развитию "Растение – живое существо"
растение - живое существо...
Конспект НОД по «Познавательному развитию в подготовительной группе по теме: »Растения круглый год» лексическая тема: «Комнатные растения».
Интеграция образовательных облостей:"Речевое развитие", "Познавательное развитие",,Художественно-эстетическое развитие"....