Конспект НОД по познавательному развитию "Полезные растения"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Диганова Бибигуль Кабдрахимовна

 Образовательная область «Познавательное развитие», конспект НОД в старшей группе по теме «Лекарственные растения».

 В представленной НОД были использованы технологии: личностно-ориентированная, информационно-коммуникационные.

 Личностно-ориентированная  технология -  личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения. Компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребёнка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только путем целесообразно организованного взаимодействия воспитателя, ребёнка и компьютера можно достичь положительного результата.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_poleznye_rasteniya.docx22.5 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx1.18 МБ

Предварительный просмотр:

                                                                       Намруева Бибигуль Кабдрахимовна,

                                                                       воспитатель МКДОУ д/сад «Малыш»

                                                                       «Современные образовательные                                                                                                                    

                                                       технологии в детском саду»

                                                                номинация: Познавательное развитие     

                             

Пояснительная записка

Намруева Бибигуль Кабдрахимовна, воспитатель МКДОУ д/сад «Малыш» п.Яшкуль . Образовательная область «Познавательное развитие», конспект НОД в старшей группе по теме «Лекарственные растения».

 В представленной НОД были использованы технологии: личностно-ориентированная, информационно-коммуникационные.

 Личностно-ориентированная  технология -  личностно-ориентированное воспитание – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса.

Актуальность использования информационных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества обучения. Компьютер, обладая огромным потенциалом игровых и обучающих возможностей, оказывает значительное воздействие на ребёнка, но, как и любая техника, он не самоценен, и только путем целесообразно организованного взаимодействия воспитателя, ребёнка и компьютера можно достичь положительного результата.

Конспект НОД в старшей группе по теме «Лекарственные растения».

Программное содержание:

Задачи:

 Обучающие:

 - обучить детей различать лекарственные растения по внешнему виду;

 - расширить знания детей о растениях, занесенных в Красную книгу;

 - активизировать словарь по теме ОД.

 Развивающие:

 - развивать связную речь, память, наблюдательность, любознательность, внимание, мышление, творческое воображение, умение обобщать;

 - расширить кругозор воспитанников.

 Воспитательные:

 - воспитывать интерес к знаниям о лекарственных растениях;

 - воспитывать бережное отношение к растениям, окружающей среде.

Методы и приемы:

 - словесный (вопросы, беседа, логические задачи) ;

 - наглядный (демонстрационный материал) ;

 - анализ занятия, поощрение.

Технологии:

-личностно-ориентированная,

-информационно-коммуникационные.

Демонстрационный и методический материал:

- иллюстрации лекарственных растений на слайдах, в печатном виде (картинках) ;

- аудиозапись «Аленький цветочек».

 Оборудование:

 - компьютер, проектор, экран.

- простые карандаши, трафареты цветка, альбомные листы, цветные карандаши, сборы лекарственных растений (мята, душица, листья смородины, чабрец и т. д.), чай из мяты, чайные чашки.

Предварительная работа:

 - беседа о Красной книге;

 - рассматривание картинок о растениях, находящихся на грани исчезновения, беседы о пользе лекарственных растений, о правильном их сборе безопасном обращении с ядовитыми растениями,

 - игры «Определи лекарственное растение по запаху», «Вершки и корешки», «Узнай растение»;

 - отгадывание загадок, заучивание стихотворений.

Ход НОД:

 I. Организационный момент.

 Воспитатель:  Сегодня к нам пожаловали гости.

 Здравствуйте! – мы скажем гостям,

 Здравствуйте! – услышим мы в ответ.

 И наверное, не пойдем в аптеку,

 И здоровыми мы будем много лет!

II. Основная часть. 

 1. Польза растений.

 Воспитатель:  Как вы уже догадались, мы поговорим о здоровье, как его сохранить, ну а если заболели, то, как без таблеток недуг излечить.

 Послушайте небольшой рассказ.

 Слайд № 1.

 «Однажды Красная Шапочка пошла в гости к бабушке. Идя по лугу, по лесу, она собирала цветы, которые ей попадались. Все они были красивые, разные. Она набрала большой букет. «Вот бабушка обрадуется! » – подумала Красная Шапочка. Но, увидев цветы, бабушка сказала: «Цветы в природе растут не для букетов: если любишь собирать букеты, научись выращивать цветы сама». Как вы оцениваете поступок Красной Шапочки?  (ответы воспитанников).

 Воспитатель:  Надо бережно относиться к природе. Какая самая главная польза от всех растений?  (ответы воспитанников).

 Слайд № 2.

 Воспитатель:  Правильно, самая главная польза от растений – кислород, который они выделяют, и которым мы дышим.

 Слайд № 3.

 2. Охрана растений. 

 Воспитатель:  Без растений не могли бы существовать ни рыбы, ни птицы, ни насекомые, ни мы с вами. Иногда люди срывают редкие растения, которые занесены в Красную книгу. В эту книгу еще занесены разные виды животных, растений, которых осталось очень мало в природе, их надо оберегать, чтобы они не исчезли. Растений на Земле много, среди них есть и лекарственные растения. Почему их называют лекарственными растениями? (ответы воспитанников).

Слайд № 4

 3. Правильный сбор лекарственных растений.

 Воспитатель:  А вы знаете, как правильно собирать лекарственные растения? Лекарственные растения собирают в солнечную сухую погоду. Листья и стебли – во время цветения, цветы – в начале цветения, плоды – в период полного созревания, а корни – осенью. Нельзя собирать пыльные, грязные, больные растения. Не собирают растения около дорог и промышленных предприятий. Нельзя брать лекарственные растения в рот, так как многие из них ядовиты. Нельзя растения выдергивать. Их нужно срезать ножом. Корни надо выкапывать. Сушить лекарственные растения нужно без промедления в хорошо проветриваемом месте.

 4. Правила обращения с лекарственными растениями.

 Воспитатель:  Лекарственные растения можно самим выращивать на огородах и участках (в детском саду и школе) – например: ромашку, шалфей, валериану, тысячелистник, пустырник. Все лекарства «зеленой аптеки» применяют только по назначению врача. В природе встречаются растения, которые нельзя нюхать, брать в рот, рвать - они ядовиты. Человек еще издавна заметил, что животные среди растений выбирает только те, которые помогут им излечиться. Человек начал изучать эти растения и их свойства. На Руси таких людей называли «травниками». Изучив лекарственные свойства растений, они заносили их в особую книгу. Так появились знания о лечебных свойствах растений, которыми мы сейчас пользуемся.

Дети рассказывают о своих родственниках, которые собирают и используют лекарственные растения.

 Слайд № 5

 Физкультминутка.

Воспитанники выполняют упражнения под песню «Аленький цветочек» авторы музыки и слов Е. Мартынов и Л. Дербенёв.

 IV. Закрепление.

 Отгадывание загадок.

 Воспитатель:  А теперь послушайте загадки: (показ слайдов)

1. Он сорняк, он цветок,

 От болезни мне помог.

 Как присяду на диванчик,

 Вспомню желтый.                 одуванчик (слайд №7)

 Воспитатель: у одуванчика используются листья и корень. Они содержат много витаминов, которые улучшают аппетит, лечат ожоги, лечат заболевания желудка.

 2. Вдоль дорожек его встретишь,

 Ранки, ссадины излечишь,

 Сорвешь листочек осторожно.

 Кто нас излечит?                  подорожник (слайд № 8) .

 Воспитатель:  у подорожника используются листья. Они заживляют раны, помогают при ушибах.

3. Если травку ты сорвешь,

 Руки, знай, не ототрешь.

 Доктор всех аптечных дел,

 Кто лечит ранки?                  чистотел (слайд №9)

 4.Обожжёт без огня,

 И тебя и меня,

 А живёт у плетня.

 Кто это?                                  крапива (слайд № 10) .

 Воспитатель: Используют ее, чтобы остановить кровотечение, при гнойных ранах и мелких язвах, так как она обладает обеззараживающими качествами.

5.Кисть ягоды прекрасная,

 Жёлтая иль красная,

 Я достать её боюсь -

 О шипы уколюсь.

 Но уважаю с детства

 Сердечное средство.                 боярышник (слайд № 11) .

 Воспитатель:  Прописывают его при сердечной слабости, переживаниях и постоянных стрессах.

6. Стоит в поле кудряшка,

 Белая рубашка,

 В середине золотая,

 Кто она такая?                          ромашка (слайд № 12) .

 Воспитатель: У ромашки используются цветы. Это противовоспалительное средство, применяется для полоскания горла.

 V. Развитие мелкой моторики.

 Воспитатель:  Мы говорим сегодня о лекарственных растениях, поэтому предлагаю вам нарисовать аптечную ромашку. С помощью шаблона нарисуем ромашку и закрасим ее.

 Слайд № 13

 Изобразительная деятельность воспитанников.

 Выполненные рисунки выставляются в галерее в группе.

 Воспитатель:

 Все ребята, молодцы,

 потрудились от души!

 Мы закрепили наши знания о лекарственных растениях, своими умениями.

 Растения мы знаем,

 бережем и охраняем.

 В книгу Красную

 они уж давно занесены.

 Люди рвут их не на потеху,

 Отнесут их все в аптеку.

 VI. Итог занятия:

 Воспитатель: О чем сегодня мы с вами говорили?  Чай с какими лекарственными растениями вы будите пить дома всей семьей и для чего? Какие растения растут у нас во дворе? (ответы воспитанников).

 Слайд № 14

 Воспитатель:

 Столик, столик отзовись,

 Что там прячешь, покажи! (на столике заранее приготовленный травяной чай для гостей)

 Лучше доктора любого,

 Лечит скуку и тоску

 Чашка вкусного, парного

 Самоварного чайку.

Ребята, приглашайте всех гостей, отведать ароматный чай из: мяты, мелиссы, листьев смородины.

 Чтобы гости не скучали, угостим мы их чаем.

 Всех гостей мы угощаем

 Ароматным чаем!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 6

физкультминутка

Слайд 7

одуванчик

Слайд 8

подорожник

Слайд 9

чистотел

Слайд 10

крапива

Слайд 11

боярышник

Слайд 14

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательно - речевому развитию во второй младшей группе "Ознакомление с комнатными растениями".

Конспект НОД по познавательно - речевому развитию во второй младшей группе "Ознакомление с комнатными растениями"....

Конспект занятия по познавательному развитию с элементами моделирования в старшей группе «Растение – живое существо»

Занятие способствует формированию представлений детей о растениях как о живых существах, умений абстрагировать свойства и устанавливать связь "Реальность-модель"....

Конспект НОД по познавательному развитию в средней группе «Растения вокруг нас».

Конспект НОд помогает организовать совместную деятельность взрослого и детей по ознакомлению с окружающим миром, комнатными и луговыми растениями. Воспитывать интерес к полезным свойствам растений....

КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ Тема: Путешествие в царство комнатных растений Средняя группа

Материал предназначен для воспитателей с целью закрепить знания названий  комнатных растений в средней группе....

КОНСПЕКТ НОД ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ Тема: Лекарственные растения Краснодарского края. Подготовительная группа

Конспект предназначен для воспитателей детских садов, чтобы расширить представления детей о природе родного края, познакомить с лекарственными растениями, их использованием в лечебных целях....

Конспект НОД по «Познавательному развитию в подготовительной группе по теме: »Растения круглый год» лексическая тема: «Комнатные растения».

Интеграция образовательных облостей:"Речевое развитие", "Познавательное развитие",,Художественно-эстетическое развитие"....