Детская метеорологическая станция как средство формирования познавательных действий у детей старшего дошкольного возраста
статья по окружающему миру (старшая группа)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Белоярский детский сад «Огонёк»
«Детская метеорологическая станция как средство формирования познавательных действий у детей старшего дошкольного возраста»
Составитель:
Полетаева Олеся Леонидовна
2020 г.
Детство это радостная пора открытий. Большинство современных детей редко общаются с природой. Экологическое образование начинается со знакомства с объектами ближайшего окружения, с которыми ребенок сталкивается каждый день.
В процессе ознакомления с природой и окружающей действительностью ребёнок учится говорить, мыслить, общаться, осваивает нормы социальной и экологической этики. Огромную роль в экологическом образовании детей дошкольного возраста играет практическая, исследовательская деятельность в природных условиях. Изучать их можно в процессе проектно-исследовательской деятельности. При наблюдении за явлениями природы (например, движением облаков, состоянии растений, поведением животных, при пользовании простыми приборами, помогающими определить погоду) развивается наблюдательность, умение делать выводы, обобщения - все это важно для общего развития ребенка. У дошкольников не сформированы знания о погоде, недостаточно условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов. Познание окружающего мира должно проходить в непосредственном взаимодействии детей с миром природы и разворачиваться как увлекательное путешествие, чтобы они получали от этого радость.
Актуальность рассматриваемой проблемы обусловила выбор темы исследования: «детская метеорологическая станция как средство формирования познавательных действий у детей старшего дошкольного возраста».
Таким образом, продолжая работу в данном направлении, мы поставили перед собой цель: создание социальной ситуации для развития познавательной активности детей дошкольного возраста через организацию системы работы на метеостанции. Гипотеза исследования: познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста будет проходить эффективнее, если будет использоваться комплекс мероприятий по ознакомлению с окружающим миром включающий: игры, исследования, проекты, составление рассказов.
Деятельность, организованная на метеостанции позволяет решать следующие образовательные задачи:
- Организовать опытно–исследовательскую деятельность детей на метеостанции для систематического наблюдения за погодой, по средством игры.
- Учить детей с помощью знаков, символов фиксировать свои наблюдения в календарях погоды.
- Знакомить детей с приборами – помощниками: термометром, дождемером, флюгером, барометром, солнечными часами.
- Развивать у детей навыки исследовательской деятельности: любознательность, наблюдательность, умение сравнивать, предполагать, анализировать, сопоставлять, рассуждать. Находить, делать выводы и умозаключения.
- Формировать представления о четырех частях света; воспитывать бережное отношение к природе.
Метеоролог это специалист, который работает на метеорологической станции, осуществляет сбор сведений о процессах в атмосфере, анализирует полученную информацию и составляет прогноз погоды. Прогнозы метеорологов используют в самых различных целях: для сельского хозяйства (чтобы знать, когда сажать, собирать урожай), для авиации (чтобы знать, когда безопасно лететь самолетам), в судоходстве (чтобы уберечь корабли и пароходы от штормов и ураганов). А еще прогнозы помогают людям, так как, мы должны знать, как одеться, будет ли дождь, не ожидается ли ураганный ветер.
Мы с ребятами сначала наблюдаем за небом и облачностью, определяем какая погода (солнечная, пасмурная, есть облака или нет). Сверяем наше наблюдение с природным барометром (еловой веточкой, если веточка смотрит на верх значит погода солнечная, если по середине - облачная, если опустилась - пасмурная). Потом мы определяем температуру воздуха с помощью термометра. Компас для определения сторон света. Все это оборудование хранится в метеобудке. Дождемер, выполнен из пластиковой бутылки. В передней части закреплена линейка, для измерения колличества осадков. По солнечным часам мы определяем примерное время.
Все снятые показания мы заносим в групповой дневник наблюдений.
Анализируя промежуточные результаты, я пришла к выводу, что деятельность детей на метеоплощадке повышает уровень их познавательного развития: они стали более наблюдательны, любознательны, стали больше задавать вопросов, интересоваться причинно-следственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы. Так же эта работа улучшает практические навыки пользования метеорологическими приборами и фиксации результата наблюдений.
Перспективный план работы на метеостанции:
Название мероприятия | цельмероприятия | Форма проведения |
Что такое погода? Подпроект «Кому нужно знать прогноз погоды?» | Знакомить с погодными явлениями. Формировать элементарные представления о погоде и значении ее в жизни человека Знакомить детей с метеорологией, как наукой и профессией метеоролога. | Презентация. Беседа, загадки, дидактическая игра «Назови погодное явление». Чтение книги «Как меняется погода?». П. Волцит., Г.Граубин |
Что такое метеоплощадка? | Познакомить с метеоплощадкой и её оборудованием. | Занятие на метеоплощадке, |
Народные приметы и загадки о природных явлениях | Знакомить с приметами, которые могут предсказать погоду . | Беседа с испо льзованием картотеки «Погода по народным приметам» «Загадки о природных явлениях» |
Чем измерить скорость ветра? | Познакомить детей с анемометром, для определения скорости ветра. | Дидактическая игра «Как появляется ветер?» |
Знакомство с метеобудкой и термометром | Познакомить детей с назначением метеорологической будкой, строением термометра и упражнять детей в снятии показаний температуры воздуха | Совместное обследование метеобудки. Практическое снятие показаний термометра. Работа на метеоплощадке со стендом «Календарь погоды». Ведение дневника погоды. Игры-эксперименты с опорой на книгу «Природа в занимательных экспериментах» С. Хьюитт. |
Измерение осадков | Уточнить, что называют осад ками. Познакомить с дождемером, снегомером и делениями | Ведение дневника погоды. Путешествие по плану экологической тропы на территории детского сада |
Что такое компас? | Формировать у детей представление о частях света, познакомить воспитанников с компасом | Дидактическая игра «Что такое компас?» |
Работа на метеоплощадке | Закрепление знания о метеоприборах, выработать знания их использования | Ежедневные наблюдения на метеоплощадке, фиксация результатов наблюдений. |
Таким образом, метеоплощадка обладает большими образовательными возможностями для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников. Дошкольники получили элементарные представления о погоде и значении ее в жизни человека. Приобрели навыки использования приборов - помощников для наблюдений и определения погоды. Имеют простейшие представления о температуре воздуха, о силе и направлении ветра, об осадках в разные времена года. Знакомы с приметами, пословицами, поговорками о погоде. Имеют простейшие представления о метеорологии, как науки и профессии метеоролога.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Экспериментирование как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении природой»
Ребенок дошкольник является сам по себе уже исследователь и проявляет живой интерес к различного рода исследовательской деятельности, в частности – к экспериментированию....
Развитие познавательной мотивации и формирование познавательных действий у детей старшего дошкольного возраста через применение игровых технологий.
Обобщение передового педагогического опыта по формированию у старших дошкольников логического мышления посредством использования в образовательном процессе занимательного материала....
Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой».
Опыт работы по теме «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с неживой природой» включает в...
Особенности применения робототехники как средства формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста.
Модным трендом современности является ориентация детей с раннего возраста на раннее развитие прикладных навыков. Все популярнее становятся клубы юных программистов и кружки робототехники для любого во...
Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»
Педагогический проектдля детей старшего дошкольного возраста«Развивающие игры как средство формирования познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста»...