Проект "Жизнь семян"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)
Проект долгосрочный проводился в подготавительной группе, дети наблюдали как развивается семя, от зародыша до взрослого растения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhizn_semeni.docx | 27.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №22 «Солнышко»
«Жизнь семени»
Проектно-исследовательская деятельность детей подготовительной группы
Подготовила:
воспитетель
Кольцова Е.В.
Мичуринск 2020г
Актуальность темы проекта: Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных и декоративных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости растений в жизнедеятельности человека.
Участники проекта: дети 6-7 лет, родители и педагогический коллектив учреждения.
Сроки реализации проекта: с февраля по май.
Проект носит интегрированный характер: в процессе его выполнения дети наблюдают, экспериментируют, вместе с родителями подбирают информацию в энциклопедиях, рисуют.
Цель проекта: формирование у детей системы знаний о разнообразии и взаимосвязях живой и неживой природы на примере развития растений из семян; организация наблюдений за прорастанием семян в разных условиях, создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников с особыми образовательными потребностями, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений.
Образовательные задачи:
1. Формировать представления детей о строении, развитии и разнообразии семян и плодов, о роли семян в природе и жизни человека, о взаимосвязи развития растений и неживой природы.
2. Формировать представления о правильном уходе за растениями. Расширять представление детей о том, что растения могут расти из различных плодов (луковицы, зёрнышка, семечка.)
2. Дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы, заботы человека для роста растений.
3. Учить детей анализировать объект, выделять существенные признаки, делать элементарные выводы.
4. Формировать осознанно – правильное отношение к природе, к труду человека.
Воспитательные задачи:
1.Поддерживать интерес к исследовательской деятельности и символическому моделированию.
2. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе. Способствовать взаимодействию ребенка и родителей в познавательно-исследовательской деятельности.
3. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в ходе совместной работы, желание применять полученные знания на практике.
Развивающие задачи:
1. Развивать мелкую моторику рук, связную речь.
2. Развивать познавательные и творческие способности детей, мышление, воображение детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать результаты наблюдений.
Желаемый результат:
Сформируется естественный интерес ребенка к познанию, любознательность, будут заложены основы экологически грамотного, бережного отношения к окружающей среде.
Объект исследований:
В качестве объекта исследований выбраны семена садовых растений. Семя - это из чего начинается растение и его дальнейшие этапы развития.
Проектная идея: прорастить семена цветов наблюдать за прорастание семян и высадить рассаду цветов вербены и львиного зева на клумбу группового участка и следить за процессом роста и цветения.
Для реализации проекта был разработан план:
1. Выбор актуальной темы.
2. Поставить цель и задачи по выбранной теме.
3. Сбор, покупка и накопление различного (методического и технического) материала.
4. Включение в план – схему занятий, игр и других видов деятельности.
ПЛАН ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
Земля.
Беседа: «Узнаем какая земля»
Цель: Выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая)
Материалы, оборудование: земля в контейнере.
Вода.
Беседа: «Вода и растения»
Цель: Выявить насколько вода необходима для растений.
Материалы, оборудование: 2 стаканчика с землей и проростками растений. (Один проросток поливают, другой нет).
Солнце.
Беседа: «Солнце и растения»
Цель: Определить роль солнечного света в жизни растений.
Материалы, оборудование: 2 стаканчика с землей и проростками растений. (Один проросток получает солнечный свет, другой закрыт в шкафчике).
Человек.
Беседа: «Человек и растение»
Цель: Выяснить насколько растение нуждается в уходе.
Материалы, оборудование: 2 стаканчика с землей и проростками растений (одно растение получает уход, другое нет).
Опыты
Цель опыта | Содержание опыта |
1. Подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений. | Проращивать одинаковые семена в двух блюдцах (в пустом и с влажной тканью). |
2. Подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений. | Два одинаковых растения поместить одно в темное, другое в светлое место. Наблюдать за движением растений, тянущихся к свету. |
3. Подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений | Поместить два одинаковых растения в разные условия: одно – в теплое место, другое – в холодное |
4. Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений | Два одинаковых растения поместить одно в банку с плотно закрытой крышкой, другое в доступным воздуху месте. |
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:
Индивидуальные беседы.
Предложить родителям собрать коллекцию семян огородных растений.
Задание на весну: сделать «огородный» фоторепортаж о выращиваемой рассаде помидоров, болгарского перца в домашних условиях.
Ожидаемый результат:
• Закрепление и расширение знаний детей о культурных огородных растениях, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.
• Экспериментальным путем выяснить:
- как из семян появляется растение;
- влияние благоприятных условий на рост и растений, связь живой и неживой природы.
• Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.
Способы оценки успешности: наблюдения, беседы, практикумы.
I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
• С помощью родителей собрали коллекцию семян.
• Подготовили почву и контейнеры для посадки, орудия труда.
• Изготовили алгоритмы ухода за растениями.
• Изготовлена таблица строения семени подсолнуха и молодого растения-проростка.
• Сделали подборку дидактических игр «Что сначала, что потом?», «Слова, что растут в огороде»(подбор загадок), «Где посадим семена?», «Найди по описанию»
II. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП
• Дети под руководством воспитателя прорастили семена цветов вербены и львиного зева.
• Пророщенные семена посадили в контейнеры с почвой и разместили в теплом, хорошо освещенном месте (на подоконнике).
• Были проведены следующие опыты:
- проращивание семян цветов во влажной ткани;
- высадка пророщенных семян в подготовленную плодородную почву;
- благоприятные условия для выращивания растений из семян (влияние света, тепла, воды на прорастание семян) и рост растений.
• В процессе выращивания дети познакомились с загадками, поговорками, пословицами, играми на данную тему.
• Проводились развивающие занятия, беседы по данной теме.
III. ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП
• Оформление клумбы на участке группы.
IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
• Пророщенные семена посажены на рассаду для клумбы группового участка.
• Все этапы проекта фотографировались и в результате оформлены в альбом.
Но в связи со сложившейся ситуацией в стране в режиме самоизоляции, мы не оставили проект и проводили его в режиме онлайн. Все процессы прорастания и роста рассады фотографировались и отправлялись детям и их родителям с помощью Watsap? С детьми проводились онлайн беседы.
Проведена работа воспитателя по подготовке проекта:
- собраны иллюстрации по теме проекта
- подготовлены наборы семян для изучения
- отобрана познавательная и художественная литература по теме, непосредственно-образовательной деятельности на темы «В мире семян», «Строение семени»
- собрана картотека дидактических игр
- подобраны загадки и стихотворения
- подготовлены наглядные пособия
- схемы-описания, алгоритмы деятельности
Итог проекта:
В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития.
У детей сформированы знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени. Дети проявили интерес к данной работе.
Сформированы начала экологической культуры у детей: осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление.
Развивались умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.
У детей появилось желание общаться с природой.
Список используемой литературы:
Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004 – 159с.
Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 131с.
Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2006, - С. 23.
Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: Наука, 2010. – 362 с.
Исследовательская деятельность на прогулках: экологические занятия с детьми 5-7 лет/ авт-сост. М.П. Костюченко. – Волгоград: Учитель, 2014. – 87с.
Николаева, С. Н. Экологическое воспитание дошкольников / Николаева, С. Н.// Педагогика. - 2007. - №5. - С. 22 - 27.
Николаева, С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 112 с.
Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду :прогр. и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / Соломенникова О. А. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 104 с.
Шорыгина Т.А. Овощи. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 88с. («Путешествие в мир природы и развитие речи»).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
1.Тема: Посадка семян настурции.
План-конспект организованной образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возраста на экологической тропе ВЕСНА 1.Тема: Посадка семян настурции. ВЕСНАТема: Посадка семян н...
Осень. Тема 1. Сбор семян однолетних растений
Тема: Сбор семян однолетних растений.Точки экологической тропы: «Аисты» - «Пеньково» - «Черепаха». Программное содержание: дать детям представление об огромном значении с...
Занятие по экологии: «Как вырастить растение из семян»
Занятие по экологии: «Как вырастить растение из семян»Цель: закрепить и обогатить знания детей о росте растений; организовать наблюдение за прорастанием семян в разных условиях и почвах; ввести в детс...
Конспект познавательного занятия на тему: "Посев семян помидоров и огурцов для выращивания рассады"
Научить детей приемам посева семян. Закрепить знания об овощных растениях (помидорах и огурцах) и их семенах. Рассказать об условиях, необходимых для успешного развития растений. Вызвать у ребят желан...
Конспект коллективного труда на огороде в старшей группе "Посев семян гороха и фасоли"
Конспект коллективного труда на огороде в старшей группе "Посев семян гороха и фасоли"....
Посадка семян настурции
Конспект НОД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с посадкой растений....
Открытое занятие по экологии "Посадка семян настурции"
Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет); расширять представления детей о настурции: её пользе и строении; формировать трудовые...