Проект "Жизнь семян"
проект по окружающему миру (подготовительная группа)

Кольцова Елена Владимировна

Проект долгосрочный проводился в подготавительной группе, дети наблюдали как развивается семя, от зародыша до взрослого растения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zhizn_semeni.docx27.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное  учреждение «Детский сад комбинированного вида  №22 «Солнышко»

 

«Жизнь семени»

 

Проектно-исследовательская деятельность детей подготовительной  группы

 

 

 

Подготовила:

                                                                                              воспитетель

Кольцова Е.В. 

Мичуринск 2020г

Актуальность темы проекта: Проект направлен на расширение и обобщение знаний о культурных огородных и декоративных растениях, на то, как ухаживать за растениями, на осознание значимости растений в жизнедеятельности человека.

Участники проекта: дети 6-7 лет, родители и педагогический коллектив учреждения.

Сроки реализации проекта: с февраля по май.

Проект носит интегрированный характер: в процессе его выполнения дети наблюдают, экспериментируют, вместе с родителями подбирают информацию в энциклопедиях, рисуют.

Цель проекта: формирование у детей системы знаний о разнообразии и взаимосвязях живой и неживой природы на примере развития растений из семян; организация наблюдений за прорастанием семян в разных условиях, создание условий стимулирующих интерес к исследовательской деятельности, раскрытие творческого и интеллектуального потенциала дошкольников с особыми образовательными потребностями, вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию культурных огородных растений.

 Образовательные задачи:

1. Формировать представления детей о строении, развитии и разнообразии семян и плодов, о роли семян в природе и жизни человека, о взаимосвязи развития растений и неживой природы.

2. Формировать представления о правильном уходе за растениями. Расширять представление детей о том, что растения могут расти из различных плодов (луковицы, зёрнышка, семечка.)

2. Дать наглядное представление детям о необходимости света, тепла, влаги, почвы, заботы человека для роста растений.

3. Учить детей анализировать объект, выделять существенные признаки, делать элементарные выводы.

4. Формировать осознанно – правильное отношение к природе, к труду человека.

Воспитательные задачи:

1.Поддерживать интерес к исследовательской деятельности и символическому моделированию.

2. Создать условия для участия родителей в образовательном процессе. Способствовать взаимодействию ребенка и родителей в познавательно-исследовательской деятельности.

3. Воспитывать доброжелательные взаимоотношения в ходе совместной работы, желание применять полученные знания на практике.

Развивающие задачи:

1. Развивать мелкую моторику рук, связную речь.

2. Развивать познавательные и творческие способности детей, мышление, воображение детей, умение наблюдать, сравнивать, обобщать результаты наблюдений.

Желаемый результат:

Сформируется естественный интерес ребенка к познанию, любознательность, будут заложены основы экологически грамотного, бережного отношения к окружающей среде. 

Объект исследований:

В качестве объекта исследований выбраны семена садовых растений. Семя - это из чего начинается растение и его дальнейшие этапы развития.

Проектная идея: прорастить семена цветов наблюдать за прорастание семян и высадить рассаду цветов вербены и львиного зева на клумбу группового участка и следить за процессом роста и цветения.

Для реализации проекта был разработан план:

1. Выбор актуальной темы.

2. Поставить цель и задачи по выбранной теме.

3. Сбор, покупка и накопление различного (методического и технического) материала.

4. Включение в план – схему занятий, игр и других видов деятельности.

ПЛАН ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

Земля.

Беседа: «Узнаем какая земля»

Цель: Выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая)

Материалы, оборудование: земля в контейнере.

Вода.

Беседа: «Вода и растения»

Цель: Выявить насколько вода необходима для растений.

Материалы, оборудование: 2 стаканчика с землей и проростками растений. (Один проросток поливают, другой нет).

Солнце.

Беседа: «Солнце и растения»

Цель: Определить роль солнечного света в жизни растений.

Материалы, оборудование: 2 стаканчика с землей и проростками растений. (Один проросток получает солнечный свет, другой закрыт в шкафчике).

Человек.

Беседа: «Человек и растение»

Цель: Выяснить насколько растение нуждается в уходе.

Материалы, оборудование: 2 стаканчика с землей и проростками растений (одно растение получает уход, другое нет).

Опыты

Цель опыта

Содержание опыта

1. Подвести детей к выводу о необходимости влаги для роста растений.

Проращивать одинаковые семена в двух блюдцах (в пустом и с влажной тканью).

2. Подвести детей к выводу о необходимости света для роста растений.

Два одинаковых растения поместить одно в темное, другое в светлое место. Наблюдать за движением растений, тянущихся к свету.

3. Подвести детей к выводу о необходимости тепла для роста растений

Поместить два одинаковых растения в разные условия: одно – в теплое место, другое – в холодное

4. Подвести детей к выводу о необходимости воздуха для роста растений

Два одинаковых растения поместить одно в банку с плотно закрытой крышкой, другое в доступным воздуху месте.

 

ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ:

Индивидуальные беседы.

Предложить родителям собрать коллекцию семян огородных растений.

Задание на весну: сделать «огородный» фоторепортаж о выращиваемой рассаде помидоров, болгарского перца в домашних условиях.

Ожидаемый результат:

• Закрепление и расширение знаний детей о культурных огородных растениях, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностного отношения к действительности.

• Экспериментальным путем выяснить:

- как из семян появляется растение;

- влияние благоприятных условий на рост и растений, связь живой и неживой природы.

• Улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада.

Способы оценки успешности: наблюдения, беседы, практикумы.

 I. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

• С помощью родителей собрали коллекцию семян.

• Подготовили почву и контейнеры для посадки, орудия труда.

• Изготовили алгоритмы ухода за растениями.

• Изготовлена таблица строения семени подсолнуха и молодого растения-проростка.

• Сделали подборку дидактических игр «Что сначала, что потом?»,  «Слова, что растут в огороде»(подбор загадок), «Где посадим семена?», «Найди по описанию»

II. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЭТАП

Дети под руководством воспитателя прорастили семена цветов вербены и львиного зева.

Пророщенные семена посадили в  контейнеры с почвой и разместили в теплом, хорошо освещенном месте (на подоконнике).

 Были проведены следующие опыты:

- проращивание семян цветов во влажной ткани;

- высадка пророщенных семян в подготовленную плодородную почву;

- благоприятные условия для выращивания растений из семян (влияние света, тепла, воды на прорастание семян) и рост растений.

В процессе выращивания дети познакомились с загадками, поговорками, пословицами, играми на данную тему.

• Проводились развивающие занятия, беседы по данной теме.

III. ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ЭТАП

• Оформление клумбы на участке группы.

IV. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

• Пророщенные семена посажены на рассаду для  клумбы группового участка.

• Все этапы проекта фотографировались и в результате  оформлены в альбом.

Но в связи со сложившейся ситуацией в стране в режиме самоизоляции, мы не оставили проект и проводили его в режиме онлайн. Все процессы прорастания и роста рассады фотографировались и отправлялись детям и их родителям с помощью Watsap? С детьми проводились онлайн беседы.

Проведена работа воспитателя по подготовке проекта:

  • собраны иллюстрации по теме проекта
  • подготовлены наборы семян для изучения
  • отобрана познавательная и художественная литература по теме, непосредственно-образовательной деятельности на темы «В мире семян», «Строение семени»
  • собрана картотека дидактических игр 
  • подобраны загадки и стихотворения
  • подготовлены наглядные пособия
  • схемы-описания, алгоритмы деятельности

Итог проекта:

В ходе работы по проекту дети научились устанавливать последовательность стадий развития растений, связывая изменяющиеся их внешние признаки с определенным периодом развития.

У детей сформированы знания о том, в каких условиях можно вырастить растение из семени. Дети проявили интерес к данной работе.

Сформированы начала экологической культуры у детей: осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление.

Развивались умственные способности детей, которые проявляются в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы.

У детей появилось желание общаться с природой.

Список используемой литературы:

Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004 – 159с.

Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. – 131с.

Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников // Дошкольная педагогика. – 2006, - С. 23.

Дыбина, О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. – М.: Наука, 2010. – 362 с.

Исследовательская деятельность на прогулках: экологические занятия с детьми 5-7 лет/ авт-сост. М.П. Костюченко. – Волгоград: Учитель, 2014. – 87с.

 

Николаева, С. Н. Экологическое воспитание дошкольников / Николаева, С. Н.// Педагогика. - 2007. - №5. - С. 22 - 27.

 Николаева, С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 112 с.

Соломенникова, О. А. Экологическое воспитание в детском саду :прогр. и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет / Соломенникова О. А. - М. : Мозаика-Синтез, 2005. - 104 с.

Шорыгина Т.А. Овощи. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей.   – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2004. – 88с. («Путешествие в мир природы и развитие речи»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1.Тема: Посадка семян настурции.

План-конспект организованной образовательной деятельностис детьми старшего дошкольного возраста на экологической тропе ВЕСНА 1.Тема: Посадка семян настурции. ВЕСНАТема: Посадка семян н...

Осень. Тема 1. Сбор семян однолетних растений

Тема: Сбор семян однолетних растений.Точки экологической тропы:  «Аисты» - «Пеньково» - «Черепаха».    Программное содержание: дать детям представление об огромном значении с...

Занятие по экологии: «Как вырастить растение из семян»

Занятие по экологии: «Как вырастить растение из семян»Цель: закрепить и обогатить знания детей о росте растений; организовать наблюдение за прорастанием семян в разных условиях и почвах; ввести в детс...

Конспект познавательного занятия на тему: "Посев семян помидоров и огурцов для выращивания рассады"

Научить детей приемам посева семян. Закрепить знания об овощных растениях (помидорах и огурцах) и их семенах. Рассказать об условиях, необходимых для успешного развития растений. Вызвать у ребят желан...

Конспект коллективного труда на огороде в старшей группе "Посев семян гороха и фасоли"

Конспект коллективного труда на огороде в старшей группе "Посев семян гороха и фасоли"....

Посадка семян настурции

Конспект НОД по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с посадкой растений....

Открытое занятие по экологии "Посадка семян настурции"

Расширять представления детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет); расширять представления детей о настурции: её пользе и строении; формировать трудовые...