Музейная педагогика
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда «Детский сад № 125»
«Музейная педагогика»
Воспитатель: Коваль Светлана Викторовна
г. Калининград
Тема: Музейная педагогика
Актуальность: В настоящее время мини-музеи – неотъемлемая часть развивающей среды многих дошкольных учреждений. Музей в детском саду занимает очень небольшое пространство. Он создан для самых маленьких посетителей и открыт для них постоянно. Мини-музей не отвечает многим строгим требованиям, которые предъявляются к настоящим музеям. Любой мини-музей содержит экспонаты, которые можно трогать, нюхать, рассматривать. С экспонатами можно играть и эта особенность очень привлекает детей. А раз у них появляется интерес, обучение становится более эффективным. К тому же мини-музей для ребенка - это что-то свое, родное, так как дети принимают участие в его создании. Они с гордостью показывают принесенные из дому экспонаты и рассказывают о них. Родители воспитанников активно включаются в работу.
Цели музейной педагогики:
1.Привлечение внимания родителей к музеям;
2.Создание мини-музея, как отражение интересов и проявление инициативы детей;
3.Обогащение развивающей среды группы;
4.Использование новых форм работы с детьми и их родителями;
5.Формирование знаний о животном мире, о мире морей;
6.Развитие экологического и эстетического воспитания детей;
7.Формирование у детей целостного взгляда на природу, ответственного отношения к окружающей среде.
Задачи музейной педагогики:
Образовательные:
- углубить знания о разнообразии подводного мира, его значении для всего живого на планете;
- знакомить с историей возникновения водного транспорта;
- классифицировать водный транспорт на пассажирский и грузовой;
-тренировать мыслительные операции, анализ сравнения;
Развивающие:
-обогащать словарный запас детей и их знания о подводном мире;
-развивать самостоятельность суждений;
-развивать наглядно-образное мышление, мелкую моторику рук, творчество, фантазию, эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое.
Воспитательные:
-воспитывать желание познавать и беречь природу, поддерживать чувство радостного удивления, чувство путешественника и исследователя;
-воспитывать бережное отношение к обитателям моря;
- воспитывать уважение к труду людей морских профессий;
- способствовать воспитанию у детей основ музейной культуры;
- способствовать сотрудничеству педагогов, детей и их родителей - формирование проектно-исследовательских умений и навыков.
В основу решения этих задач положены следующие принципы:
-принцип учета возрастных особенностей дошкольников;
-принцип опоры на интересы ребенка;
-принцип осуществления взаимодействия воспитателя с детьми при руководящей роли взрослого;
-принцип наглядности;
-принцип последовательности;
-принцип сотрудничества и взаимоуважения
Методы работы:
- Словесный: использование художественного слова, чтение энциклопедий, рассказ, беседа
- Наглядный: наблюдение, рассматривание,
- Игровой: подвижные, дидактические игры, пальчиковые игры, дыхательные упражнения
- Практический: экспериментирование
Формы детской деятельности
- поисковая
- научная
- экспозиционная
- познавательная.
Ожидаемые результаты: - у детей расширяются представления об обитателях подводного мира через музейную среду, будет развиваться уровень экологической культуры и бережное отношение к природе в целом;
- владеть понятиями «морские животные», «рыбы», «моллюски» ;
- иметь простейшие представления о некоторых особенностях строения тела в связи с их жизнью в воде, способах передвижения (плавает, ползает, способах маскировки, об уникальности каждого вида);
-знать о профессии военного моряка и рыбака;
-иметь представление о возникновении водного транспорта и его эволюции;
-сформировать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе.
Реализация проекта Этапы проекта: 1. Подготовительный
. Определение целей, задач, содержание проекта, прогнозирование результов. . . .Поисковая работа по подбору иллюстративного материала, экспонатов музея
. Подбор литературных произведений, энциклопедий, пословиц, стихотворений,
. Подбор материала для продуктивной деятельности
. Подбор дидактических игр по данной теме
. Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.
. Составление плана проекта
Основной этап (продуктивный, совместная деятельность с детьми):
Художественно-продуктивная деятельность
. организация выставок работ мини-музея «Моря», рассматривание репродукций картин: И.К.Айвазовский «Ночь.Голубая волна», «Девятый вал», «Черное море», «Ураган на море», А.Рылов «Море.Камни», «В голубом просторе», А.Боголюбов «Парусник в море».
Коммуникация
. загадывание загадок, словотворчество; просмотр мультфильмов «Разноцветная семейка», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Русалочка», «В поисках Немо», «Подводная братва», просмотр документальных фильмов «Морские обитатели», «Богатства дна морского»;
Игровая деятельность:
логоритмического упражнения «Путешествие по морскому дну», пальчиковой гимнастики «Акула», «Чайка», сюжетно-ролевые, режиссерские, строительные игры
Сотрудничество с семьей:
сообщение родителям о проекте на родительском собрании, создание альбома «Эволюция транспорта», привлечение родителей к пополнению музея экспонатами, рекомендовать родителям посетить с детьми музеи родного города
3. Результативный.
1. Организация выставок рисунков по темам проведенных экскурсий.
2. Оформление фотоальбома в электронном виде «Музей и дети».
3. Создание презентаций, слайд-шоу для обогащения предметно-развивающей среды группы и ДОУ.
сроки | задачи | формы и методы работы |
сентябрь | Привлечь родителей для организации выставки работ из янтаря ракушек, камней, | Участие в создании развивающей среды |
Выяснить путем экспериментирования свойства воды | Опытная деятельность | |
Дать знания детям об отличии морских камней от речных, их применении в строительстве зданий, мостов, дорог | Занятие «Морские камни» | |
Развивать способность понимать и чувствовать прекрасное, настроение картины | Рассматривание ре- продукции картины: А.Рылов «Море.Камни» | |
октябрь | ||
Развитие познавательной активности детей | ТРИЗ. Игра «Хорошо-плохо» (море) | |
Нахождение на карте и глобусе знакомых морей и океанов | Беседа «Моря бывают разные» | |
Развитие познавательной активности Напомнить детям содержание знакомой сказки | Познавательно-экспериментальное занятие «Почему вода в море соленая?» Чтение сказки Андерсена «Русалочка», | |
Выяснить с детьми значение водорослей в природе | Ситуация: «Море без водорослей» | |
ноябрь | Учить классифицировать ракушки моллюсков по месту обитания и строению раковин | Рассматривание и сравнение различных ракушек |
Развивать монологическую речь | Рассказ детей о выставке ракушек | |
Развивать умение системного анализа объекта-«ракушка» | ТРИЗ. Игра «Пятиэкранка» | |
Расширить знания детей о подводном мире морей | Просмотр документального фильма «Богатства дна морского» | |
Развитие мелкой моторики рук | Пальчиковая гимнастики «Акула», «Чайка», | |
декабрь | Развитие познавательного процесса | Презентация «Морское путешествие» |
Координация речи и движений | Логоритмическое упражнение «Путешествие по морскому дну | |
Продолжать знакомить с картинами русских художников | Рассматривание репродукции картины. И.К.Айвазовский «Ночь.Голубая волна», | |
«Закрепить знания о морских обитателях | Викторина «Знатоки подводного мира» | |
Продолжать знакомить детей с морскими профессиями – военный моряк, рыбак | Рассказ воспитателя» | |
Познакомить с новой игрой | Подвижная игра «Море волнуется» | |
Развитие фонематического слуха | Игра с бубном «Рыбки» | |
Учить детей объяснять пословицы | Познакомить с пословицами о море и моряках |
январь | Углублять и расширять знания детей о творчестве А.С. Пушкина | Чтение «Сказка о рыбаке и рыбке» |
Добиваться выразительности и необычности изображения сказочного образа | Лепка на тему: «Рыбка | |
Учить находить орудия труда и материалы, необходимые людям морских профессий | Дидактическая игра «Кому что нужно?» | |
Расширить представление детей об обязанностях команды корабля | Сюжетно-ролевая игра «Военные моряки» | |
февраль | Подвести к выводу детей, что плот является первым плавсредством, которое изобрели в древности | Ситуация: «Как передвигались по воде древние люди, если не было водного транспорта?» |
Рассказать детям, что более эффективным и практическим средством передвижения по воде стала лодка | Показ иллюстрации с рассказом воспитателя | |
Дать знания, что ладья вмещала не только людей, но и багаж;она украшена в виде птиц или рыб, появился парус | Сравнение лодки и ладьи | |
Развивать интересс к искусству оригами | Оригами «Лодочка» | |
март | Привлечь родителей к организации выставки кораблей | Выставка парусных кораблей в музее моря |
Развивать способность понимать и чувствовать прекрасное, настроение картины | Рассматривание репродукции картины. А.Боголюбов «Парусник в море». | |
Дать знания, что корвет, бригантина, фрегат, шхуна-большие многопарусные корабли | Рассматривание иллюстраций | |
Обобщить знания детей о пароходах | Ситуация: «Что придумали люди, чтобы заменить парус и весла?» | |
Закрепить умение вырезать нужные части для создания образа предмета | Аппликация на тему: «Пароход» | |
апрель
| Учить классифицировать весь транспорт на водный, наземный, воздушный | Дидактическая игра «Виды транспорта» |
Закрепление и обобщение знаний детей по теме «Транспорт» | Беседа на тему: «Пассажирский и грузовой виды транспорта» | |
Дать знания, что пассажирский транспорт использовался в коммерческих целях для перевозки товаров и грузов | Рассказ воспитателя о появлении пассажирского водного транспорта | |
Продолжать обучать отгадыванию загадок, закреплять знания о характерных признаках предметов | Загадывание загадок о море, водном транспорте | |
май | Познакомить с различными классами военных кораблей – униремы, триремы, галеры, бриги, корветы | Рассматривание и сравнение военных кораблей |
Пополнить музей новым экспонатом – подводной лодкой | Беседа на тему: «Корабли-герои морских сражений: подводная лодка» | |
Развитие познавательного процесса | Показ презентации: «Водный транспорт в наши дни» | |
Вовлечение семьи в воспитательно-образовательный процесс | Выставка работ на тему: «Водный транспорт» | |
Обобщить представление детей о водных видах транспорта и об истории возникновения водного транспорта | Оформление альбома: «История развития водного транспорта | |
Обобщить и закрепить знания детей о животном мире морей, водном транспорте | Викторина на тему: «Знатоки морей и океанов» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по музейной педагогике "Мини-музей Архитектуры"
План работы на год по мини-музею Архитектуры...
Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ
Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Данная технология раскрывает конкретный пример работы с детьми по формированию экологической культуры у воспитанников ДОУ ч...
Использование музейной педагогики в образовательном процессе ДОУ
Музейная педагогика –одно из направлений работы ДОУ. Приобщать детей к музейной культуре, развивать их эстетическое восприятие и...
Музейная педагогика как основа для создания условий для духовно – ценностного развития ребёнка.
Статья будет интересна для воспитателей, ищущих эффективные формы воспитания детей....
Из опыта работы" Система работы ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики"
Материал о системе создания мини - музеев в ДОУ....
Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната".
С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...
Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната" (2023)
С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...