Педагогический проект
проект по окружающему миру (старшая группа)

Журавлева Татьяна Геннадиевна

Знакомство детей с космосом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_proekt.docx190.55 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение №30

города Калуги.

Педагогический проект

Тема «Этот загадочный космос»

Подготовила

Журавлева Т. Г.

         

Содержание:

  1. Обоснование необходимости проекта.                                                                                     стр. 2
  2. Цели проекта.                                                                                                                              стр. 3
  3. Задачи проекта.                                                                                                                           стр. 3
  4. Участники проекта.                                                                                                                    стр. 4
  5. Описание проекта: стратегия и механизмы достижения поставленных целей.                   стр. 4
  6. Рабочий план реализации проекта.                                                                                           стр. 10
  7. Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта.          стр. 13
  8. Оценка эффективности реализации проекта.                                                                           стр. 14
  9. Дальнейшее развитие проекта.                                                                                                  стр. 16
  10. Список литературы.                                                                                                                    стр. 16
  11. Приложения:

    №1 Фото коллаж.

    №2 Анкеты для родителей.

    №3 Папка – ширма.

    №4 Консультации для родителей.

    №5 Консультации для воспитателей.

    №6 Презентация.

    №7 Сообщение из опыта работы.

    №8 Комплексно – тематическое планирование.

    №9 Работы детей.

    №10 Анкеты для детей.

    №11 Досуг.

    №12 Конспект НОД.

    №13 Конспект НОД.

    №14 Диагностическое обследование детей.

    №15 Картотека стихотворений.

    №16 Картотека подвижных игр.

    №17 Загадки о космосе.

    №18 Картотека опытов.

    №19 Картотека дидактических игр.

    №20 Картотека физминуток.

-1-

Обоснование необходимости проекта.

       В системе образования в настоящее время происходят грандиозные перемены, требуются существенные изменения педагогической теории и практики, внедряются новые инновационные формы работы.

 

       Сегодня традиционное образование сменяется продуктивным обучением, основная цель которого – развитие творческих, коммуникативных и организаторских способностей, формирование у дошкольников интереса и потребности к активной созидательной деятельности. Одним из методов, способствующих решению данного вопроса  является проектный метод. О данном методе много говорят, его рекомендуют использовать в работе, ему посвящены статьи в специальной литературе и интернет – ресурсах.

      Проектный метод носит характер сотрудничества между педагогами, детьми и родителями и позволяет повысить самостоятельную активность детей, развивать творческое мышление, разными способами находить информацию об интересующем предмете. Поэтому данное направление заинтересовало меня.

     Проектная деятельность создает мотивацию к совершенствованию, побуждает к самообразованию.

        Актуальность.

     Введение:

     Современные дети живут и развиваются в эпоху информатизации. В условиях быстро меняющейся жизни от человека требуется не только владение знаниями, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому и оперировать ими, мыслить самостоятельно и творчески.

     Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, самостоятельными и творческими личностями.

     ФГОС ДО направляют содержание образовательной области «Познавательное развитие на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно – исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей».

    Один из этапов познавательного развития дошкольников – знакомство с понятием «Планета Земля». На данном этапе важно вызвать у детей интерес к планете, на которой мы живем, желание узнать больше о её месте в космосе, сформировать представление детей о роли человека в изучении и освоении космоса.

    Дети не имеют достаточных знаний о космосе и поэтому первое представление о космосе можно и нужно давать им уже в старшем дошкольном возрасте. Эта тема очень интересна и увлекательна.

     В ДОУ дети получают представление о профессиях, связанных с космосом, узнают о Вселенной, о планетах Солнечной системы, созвездиях, о знаменитых космонавтах и о многом другом.

       Элементарные научные знания, термины, представления, доступные пониманию детей, даются в играх, учебной деятельности, наблюдениях, чтении художественной литературы, экспериментах, моделировании, при создании проблемной ситуации.

-2-

       Закрепление знаний осуществляется с опорой на ведущие виды деятельности дошкольника – игровую и художественно – продуктивную – в изобразительной деятельности, конструировании, дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных играх, а так же при проведении досугов и развлечений.

       

       Мечта – стать космонавтом у современных детей уже не актуальна.

       Но мне, как педагогу, очень бы хотелось, чтобы кто-то из моих воспитанников захотел стать космонавтом – таким как Ю. А. Гагарин и прославил нашу Родину.

       Как поддержать интерес ребенка к неизведанному? С помощью каких методов можно заинтересовать ребенка помочь ему узнать новую, интересную информацию о космосе?

       Я считаю, что метод проекта позволит детям усвоить сложный материал через совместный поиск решений проблемы, тем самым делая познавательный процесс интересным и мотивационным.

       Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневную жизнь и НОД.

       В основе данного проекта лежит жажда дошкольников к познанию, стремление к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и моя задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведет к интеллектуальному развитию.

      Свою работу я начала с подбора и изучения литературы, установила проблему.

Я поставила цель проекта, задачи и разработала план реализации проекта. Составила комплексно – тематическое планирование. Провела диагностическое исследование детей и родителей. Сделала краткосрочные и долгосрочные прогнозы результатов реализации проекта. И в течении целого года реализовывала свой проект.

  • Проблема

     Современные дети не имеют достаточных знаний о космосе.

     

      Дети задают воспитателю много вопросов о звездах, планетах, космонавтах, так как эта тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию.

     Таким образом мой проект направлен на развитие кругозора детей, формирование у них познавательной активности, воспитание патриотических чувств, нравственных ценностей.

          Цель проекта.

Формирование у детей элементарных представлений о космосе и космонавтах, о планете Земля.

         Задачи проекта.

Для детей.

  1. Познакомить детей с понятиями «Земля», «космос», «планеты».
  2. Систематизировать детские представления о вселенной, солнечной системе и её планетах.

-3-

  1. Формировать познавательные интересы.
  2. Формировать понятие о себе, как о жителе планеты Земля.
  3. Активизировать и обогащать словарь детей: небо, звезды, планеты, спутник, космос, метеориты и др.
  4. Развивать фантазию и творческие способности.
  5. Развивать опытную деятельность и экспериментирование.
  6. Воспитывать любознательность.
  7. Воспитывать умение работать в коллективе.
  8. Воспитание патриотических чувств.

Для педагогов.

  1. Создать условия для самостоятельной и совместной со взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта.
  2. Способствовать установлению доброжелательных взаимоотношений педагогов и специалистов МБДОУ, родителей в процессе разработки и реализации проекта.
  3. Подготовить для педагогов картотеки, анкеты, рекомендации, консультации по теме «Космос».

Для родителей.

  1. Стимулировать творческую деятельность родителей через участие в конкурсах, мероприятиях, досугах.
  2. Способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов в вопросах воспитания и образования детей.
  3. Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми.

       Участники проекта.

  • Дети старшей группы «Песенка» МБДОУ №30.
  • Родители.
  • Воспитатели группы.

    Описание проекта:

Стратегия и механизмы достижения поставленных целей.

Схема и содержание проекта.

! Продолжительность проекта 1 год : март 2015 года – март 2016 года.

   Подготовительный этап.

  1. Беседа с детьми о космосе. Выяснить объем знаний о космосе, их интерес к космосу, определить перспективу совместной деятельности.

  Анкетирование детей.

  Модель трех вопросов:

Что мы знаем о космосе?

-4-

Что мы хотим узнать о космосе?

Где мы можем узнать о космосе?

  1. Анкетирование родителей.
  2. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
  3. Создание приглашения к участию в проекте для родителей.
  4. Создание развивающей среды в группе:

-5-

-6-

-7-

  1. Рассматривание иллюстраций о космосе.
  2. Разучивание стихов о космосе.

     Деятельностный этап.

Непосредственная деятельность по проекту.

Действия детей

Действия педагога

Действия членов семьи

Игровая деятельность

  1. Отображение жизненного опыта в сюжетно-ролевых играх.
  2. Получение знаний о космосе.
  3. Игра-драматизация – отображение полученных знаний и умений в игре.
  1. Разработка сюжетно-ролевых игр по теме проекта.
  2. Подбор дидактических игр.
  3. Подбор материала для игр-драматизаций.
  1. Оснащение сюжетно-ролевых игр атрибутами.
  2. Помощь в изготовлении дидактических игр.

Чтение

  1. Восприятие литературных произведений.
  2. Знакомство и разучивание стихов, загадок, пальчиковых игр, пословиц.
  1. Чтение, рассматривание и обсуждение познавательных книг, энциклопедий.
  2. Подбор стихов, загадок, пословиц по теме «Космос».
  1. Создание выставки книг о космосе.
  2. Рекомендации по ознакомлению с литературными произведениями о космосе для детей.

Коммуникативная деятельность.

  1. Свободное общение на тему «Космос».
  2. Составление рассказов о планетах
  3. Составление описательного рассказа по картинке.
  1. Рассказы детям об интересных фактах и событиях, связанных с темой проекта.
  2. Оснащение уголка новыми пособиями.
  1. Словотворчество детей и родителей «Сочини рассказ о волшебной планете».
  2. Придумывание сказок на тему «Космос».

Познавательно-исследовательская деятельность.

  1. Проведение наблюдений, исследований, опытов.
  2. Дидактические и развивающие игры.
  3. Решение проблемных ситуаций, занимательных задач.
  1. Проведение опытов и экспериментов.
  2. Подбор дидактических и развивающих игр.
  3. Создание картотеки опытов и экспериментов.
  4. Оснащение уголка экспериментирования.
  1. Оснащение материалами, необходимыми для проведения опытов.
  2. Просвещение родителей по теме проекта через информацию в консультациях, памятках.
  3. Создание компьютерных презентаций на тему «Космос».

Продуктивная деятельность.

  1. Рисование.
  2. Лепка.
  3. Аппликация.

  1. Изготовление масок и костюмов.
  2. Конструирование из бумаги объемных поделок.
  1. Знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования.

-8-

  1. Подбор материалов для осуществления работ.
  1. Оснащение необходимыми материалами.

  1. Выполнение работ совместно с детьми для оформления выставки.

Музыкально-художественная деятельность.

  1. Прослушивание музыкальных произведений.
  2. Разучивание песен и танцев.
  3. Экспериментирование со звуками.
  1. Подбор по теме проекта песен, танцев, музыкальных композиций.
  2. Подготовка и проведение досуга(совместно с музыкальным работником).
  1. Подбор музыкальных произведений на диске.
  2. Помощь родителей в подготовке и проведении досуга, участие в нем.

Двигательная деятельность.

  1. Подвижные игры.
  2. Физ. минутки.
  1. Создание картотеки подвижных игр.
  2. Создание картотеки физ. минуток, динамических пауз.
  3. Подготовка и проведение досуга.
  1. Помощь в изготовлении атрибутов и костюмов для проведения подвижных игр и досуга.

Трудовая деятельность.

  1. Изготовление поделок из бросового материала.
  2. Получение знаний о профессии космонавта в беседах с воспитателем и родителями.
  1. Подбор материала для изготовления поделок.
  2. Подборка познавательных бесед о профессии космонавта.
  1. Оснащение группы бросовым материалом.
  2. Участие в совместном изготовлении поделок с детьми для оформления выставки.
  3. Беседы с детьми дома о профессии космонавта.

Завершающий этап.

  1. Итоговое НОД «Путешествие на волшебную планету».
  2. Выбор из всех представленных работ самых лучших для оформления большой выставки.
  3. Проведение рефлексии настроения и эмоционального настроения.
  1. Подготовка и проведение итогового занятия «Путешествие на волшебную планету».
  2. Оформление выставки детских работ «Космос».
  3. Подведение итогов, награждение подарками, сувенирами детей и родителей.
  4. Разработка анкет для детей и взрослых.
  5. Проведение анкетирования.
  1. Помощь родителей в подготовке итогового НОД.
  2. Помощь в оформлении выставки детских работ.
  3. Анкетирование родителей.

-9-

     Рабочий план реализации проекта.

   

Образовательная область

Содержание

Задача

1. Познавательное развитие.

       1.        Развитие познавательно-исследовательской деятельности.

      2.        Развитие элементарных математических представлений.

      3.        Предметный и природный мир.

      1.        Опыты и эксперименты: «Солнечные зайчики», «Как день меняется с ночью», «Звезды светят постоянно», «Воздух», «Силы тяготения» и др.

      2.        Экскурсия в музей и планетарий.

      3.        Просмотр документальных фильмов о космосе (домашнее задание).

       1.         Дидактические игры: «Построй ракету из геометрических фигур», «Построй ракету из счетных палочек», «Сколько звезд на небе», «Сосчитай планеты», «Лучший космонавт».

      1.        Наблюдения за восходом и заходом солнца (домашнее задание), наблюдение за долготой дня, наблюдения за движением облаков, наблюдения за изменениями в неживой природе.

      2.        Беседы: «О планете Земля», «О звездах», «О космической технике».

      3.        Дидактические игры: «Ракета», «Космический корабль», «Части суток».

      1.        Формировать познавательный интерес.

      2.        Развивать опытную деятельность и экспериментирование.

      3.        Воспитывать любознательность.

      4. Расширять кругозор детей.

2.Речевое развитие.

      1. Беседы: «Зачем нужно изучать космос», «Планеты и звезды», «Земля – наш дом», «Ю. А. Гагарин – первый космонавт планеты», «К. Э. Циолковский», «Калуга – колыбель космонавтики», «Что такое телескоп».

-10-

      2. Составление рассказов на темы: «Что возьмем с собой в полет», «Что я знаю о космосе», «Хотел бы ты стать космонавтом», «Придумай сказку о волшебной планете».

      3. Разгадывание загадок о планете, ракете, космосе, звездах, солнце.

      4. Чтение и заучивание стихотворений о космосе.

      5. Составление рассказов по картинке: «Первооткрыватели космоса», «Созвездия», «Планеты солнечной системы».

      6. Звуковой анализ слов (космос, ракета, планета).

      7. Чтение художественной литературы:  Л. Обухова «Как мальчик стал космонавтом», К. Булычев «Тайна третьей планеты», А. Леонов «Шаги над планетой», В. Бородин «Первый в космосе», П. Клушанцев «О чем рассказал телескоп», Албанская сказка «Как Солнце и Луна друг к другу в гости ходили», Сказка народов Сибири «Небесный олень».

  1. Развивать умение понимать словесную инструкцию, подчиняться определенным правилам, участвовать в коллективных действиях, общаться.

  1. Развивать связную речь.
  2. Расширять словарный запас.
  3. Развивать творческое мышление, воображение и память.
  4. В процессе ознакомления с литературой формировать у детей целостную картину мира.
  5. Развивать способность творчески воспринимать реальную действительность и особенности её отражения в художественном произведении.

3.Социально-комммуникативное развитие.

      1. Развитие игровой деятельности.

      2.Развитие трудовой деятельности

    1. Сюжетно-ролевые игры: «Юные космонавты», «Полет на Луну», «Космические путешественники», «Строители космодрома».

     2. Дидактические игры: «Разрезные картинки», «Найди лишнее», «Космическое лото».

     3. Игры-драматизации (театрализованные): «Сегодня мы летим в космос», «Путешествие на волшебную планету», «Полет на Луну».

     1.Беседа о профессии космонавта: «Я - космонавт», «Кто управляет космическим кораблем».

-11-

      2. Ручной труд: изготовление игрушек и атрибутов к сюжетно-ролевым играм, к досугам и вечерам развлечений, изготовление книжек-малышек на тему космоса: «Планеты», «Созвездия», «НЛО».

      3. Изготовление поделок из природного и бросового материала: «НЛО», «Ракета», «Солнечная система».

  1. Воспитание активной жизненной позиции.
  2. Учить детей управлять своими эмоциями.
  3. Развивать самоконтроль и саморегуляцию собственных действий.
  4. Формировать представление о профессии космонавта.
  5. Воспитывать трудолюбие.
  6. Формировать патриотизм.

4.Физическое развитие.

  1. Утренняя гимнастика «Подготовка космонавтов».
  2. Подвижные игры: «Космонавт», «Вокруг Солнца», «Космодром», «Собери звездочки».
  3. Физкультминутки: «Солнышко»,  «Ракета», «Невесомость», «Планеты».
  4. Пальчиковая гимнастика.
  5. Дыхательные упражнения.
  6. Космические эстафеты.
  7. Соревнования: «Полет в космос», «Мы - инопланетяне»
  8. Физкультурный досуг «Космонавт».

  1. Формировать здоровый образ жизни.
  2. Учить детей соблюдать режим.
  3. Прививать любовь к спорту.
  4. Развивать физические качества: быстроту, ловкость, выносливость, равновесие.

  5.Художественно-эстетическое развитие.

   1. Изобразительная деятельность

    2.Конструктивная деятельность.

      3.Музыкальная деятельность

      1. Рисование: «Ракета», «Планеты», «Пришельцы с другой планеты», «Созвездия».

      2. Лепка: «Летающая тарелка», «Инопланетянин», «Ракета».

      3. Аппликация: «Планеты солнечной системы», «Ракета», «Космический корабль».

      1. Конструирование из крупного напольного конструктора: «Космический корабль», «Космическая станция».

      2. Конструирование из «Лего»: «Робот», «Инопланетянин».

-12-

      3. Конструирование по схемам: «Луноход».

      4. Конструирование из настольного конструктора: «Ракета», «Луноход».

      5. Конструирование из природного и бросового материала: оригами «Ракета», из компакт-дисков «НЛО» , из природного материала «Солнышко», из коробок «Космический корабль».

       1. Прослушивание музыкальных произведений: Рыбников «Марш космонавтов», Луконина, Чадова «Разноцветная планета», Филипенко «Марш юных космонавтов», Мигуля «Трава у дома», «Там на Луне» и др.

       2. Пение песен.

       3. Танцы под космические мелодии.

       4. Космическая дискотека.

       5. Музыкальный вечер развлечений «Космическое путешествие».

      1.Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности.

      2.удовлетворение потребности детей в самовыражении.

 

       1. Формировать любовь к музыке.

       2. Развивать эстетический вкус.

       3. Совершенствовать танцевальные движения.

      6.Работа с родителями.

       1. Организация выставки совместных с детьми поделок и рисунков на тему «Космос».

       2. Поход родителей вместе с детьми в Музей космонавтики, изготовление репортажа + фото.

        3. Папка-ширма «Как я ходил в Музей космонавтики».

        4. Анкетирование родителей «Что вы знаете о космосе».

        5. Консультации для родителей: «Детям о космосе», «Как познакомить дошкольников с космосом», «Планеты и звезды», «Как и что рассказать детям о космосе».

        6. Привлечение родителей в подготовке детей к играм-путешествиям и досугам.

      1. Поддерживать с родителями тесный контакт в реализации проекта.

      2. Дать родителям познавательную информацию на тему «Космос».

      3. Обмен семейным опытом.

      4. Привлечь родителей к совместной деятельности с детьми.

      5. Стимулировать творческую активность родителей.

Прогнозируемые краткосрочные и долгосрочные результаты реализации проекта.

-13-

Для детей.

  1. Освоение доступных знаний о космосе.
  2. Знание детьми людей, прославивших наш город – К. Э. Циолковский.
  3. Знание детьми о профессии космонавта.
  4. Развитие у детей познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков.
  5. Формирование бережного отношения к живому миру на нашей планете.
  6. Знание детьми элементарных представлений о солнечной системе и основных космических явлениях.

Для педагогов.

  1. Повышение уровня педагогической компетентности в освоении современных образовательных технологий.
  2. Распространение педагогического опыта.
  3. Систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательской деятельности.

Для родителей.

  1. Обмен опытом.
  2. Приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком.
  3. Установление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.

Долгосрочные результаты – перспективы.

  1. Создать в группе мини-музей «Космос».
  2. Создание библиотеки.
  3. Посещение Музея космонавтики и планетария всей группой.

     Оценка эффективности реализации проекта.

    В ходе реализации моего проекта я пришла к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию чувства гордости за свою страну и в частности за наш родной город Калугу – колыбель космонавтики.

    У детей появился интерес к самостоятельному поиску ответов в различных источниках информации, повысилась мотивационная составляющая: дети стали задавать больше вопросов, интересоваться познавательной литературой.

   Мониторинг знаний детей на тему «Этот загадочный космос» проводился в начале проекта и после его завершения.

   Вопросы детям задавались индивидуально, в непринужденной обстановке в утреннее и вечернее время после небольшой предварительной беседы.

-14-

    Результаты диагностики показали, что на начальном этапе работы показатели были низкими. Знания детей о космосе были поверхностными и отрывочными, полученные , в основном, из мультфильмов.

   

   Заключительный мониторинг показал, что знания детей о космосе систематизировались, обогатился активный словарь за счет введения новых слов на познавательных занятиях и употребления их в других видах деятельности: в играх, беседах, продуктивной деятельности и т. д. дети увидели, насколько проблема освоения космоса значима для страны, для города Калуги и почувствовали себя причастными к ней.

    Результаты итоговой диагностики стали хорошими:

  • Высокий уровень – 80%
  • Средний уровень – 20%
  • Низкий уровень – 0%

   Мониторинг родителей проводился так же до начала и в конце проекта. В мониторинге участвовало 7 человек. В начале проекта результаты были низкими – родители затруднялись в ответах на многие вопросы. Во многих семьях нет литературы о космосе. Такие показатели повысили необходимость проведения проекта.

    По окончании проекта мониторинг показал 100% результат знаний у родителей.

    Практическая значимость проекта состоит в том, что его может использовать в своей работе любой творческий педагог, адаптировав его содержание к условиям своего МБДОУ и возможности взаимодействия с социумом.

   Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а так же при включении в проект заинтересованных взрослых: педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение знаниями о космосе.

        Продукты проекта.

 Для детей.

  • Выставка «Космос» - рисунки и поделки.
  • Настольно-печатные игры.
  • Книжки-малышки.
  • Словарик «Космические слова».
  • Эмблемы космической команды.
  • Итоговое НОД «Путешествие на волшебную планету».
  • Макет «Ракета».

Для педагогов.

  • Демонстрационный материал по теме «Космос».
  • Картотека подвижных игр, стихотворений, считалок, опытов и экспериментов.
  • Дидактические игры.
  • Информация для родительского уголка.
  • Подборка литературы на тему «Космос».
  • Выступление с обобщенным опытом на методическом совете – Май.

-15-

Для родителей.

  • Участие в проекте.
  • Подбор специальной литературы о космосе.
  • Изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр.
  • Изготовление совместно с ребенком поделок для выставки «Космос».
  • Участие в итоговом мероприятии.
  • Папка-ширма «Как мы ходили в Музей космонавтики».
  • Консультации для родителей.
  • Анкеты.

  Дальнейшее развитие проекта.

   Работу по данному проекту я буду продолжать и в следующем году – в подготовительной группе.

   Мне, как педагогу, и моим воспитанникам, очень нравится работать в данном направлении. Родители поддерживают меня во всем. И останавливаться на достигнутом мы не будем. Я буду пополнять развивающую среду в группе.

   В перспективе я хочу создать в группе: мини музей «Космос», создать библиотеку на тему «Космос». Посетить Музей космонавтики вместе со всей группой. Постараюсь внедрить свой опыт в коллектив педагогов, с целью систематизации и повышения качества работы с детьми по познавательному развитию. Представлю свой опыт в виде презентации.

  Список литературы.

  1. Звезды и планеты Энциклопедия перевод с англ. Ю. Н. Касаткиной, Митрофановой – М : АСТ : Астрель2008 г.
  2. Энциклопедия. Открой мир вокруг себя «Космос» ООО «Де Агостини» Россия
  3. Атлас Земли. М, 2003
  4. Николаева С. Н. «Юный эколог» М., 2002
  5. Лыкова И. А. «Аппликация из бумаги «Далекий космос»» М., 2007
  6. Лыкова И. А. «Лепка из пластилина «Космос»» М., 2008
  7. Скоролупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Покорение космоса»». Москва 2010
  8.  Казакова Т. Г. «Развивайте у детей творчество»
  9. Большая книга «Почему» Москва изд. «Махаон» 2006
  10. Бурмистрова Л. Мороз В. «Всемирная детская энциклопедия «Космос»». Москва изд. «Эксмо» 2003
  11. Левитан Е. П. «Твоя вселенная». Москва «Просвещение»1995
  12. Нуриа Рока – серия «Что говорит наука», «Вселенная», «Земля». Москва 2006
  13. Попова Т. И. «Мир вокруг нас». Москва «Линка-Пресс» 1998
  14. Стюарт Кларк «Наша вселенная», «Махаон» 2001
  15. Энциклопедия юного ученого «Космос», Росмэн 2000
  16. Шорыгина Т. А., Парамонова М. Ю. «Детям о космосе и Юрии Гагарине беседы, досуги, рассказы». Москва ТЦ «Сфера» 2011
  17. Паникова. Е. А. Инкина В. В. «Беседы о космосе». Методическое пособие М ТЦ «Сфера» 2015

 

-16-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект на тему: Педагогический проект на тему: «Ознакомление с правилами пожарной безопасности детей 5-7 лет»

Реализация проблемы формирования целостного представления детей о пожарной безопасности....

Создание психолого-педагогических условий для развития проектной деятельности у старших дошкольников на примере педагогического проекта «Сказка — как источник творчества детей.

В соответствии с ФГОС ДО в дошкольном возрасте у детей должен появиться опыт создания собственного замысла и воплощения своих проектов. В дошкольном возрасте дети могут задумывать и реализовывать иссл...

Обмен опытом работы « Использование в профессионально – педагогической деятельности творческого педагогического проекта: Нетрадиционной техники рисования в развитии детей дошкольного возраста »

В своей работе использую программы «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы,  И.А Лыковой «Цветные ладошки»,      пособие для воспитателей Давыдовой Г.Н. «Нетрадиционные техни...

Педагогический проект «Педагогическое мастерство педагога как средство воспитания разумного поколения людей»

Актуальность: На современном этапе развития нашего общества мы  не до конца осознаем всю глубину проблем российского образования. Несмотря на интенсивный рост  количества образовательны...

Педагогический проект "Создание условий для поддержки семьи и повышение педагогической компетенции родителей в вопросах формирования культуры безопасности дошкольников через внедрение и апробацию дополнительной общеразвивающей программы "ВМЕСТЕ" .

Одной из важнейших задач, решаемых ФГОС ДО, является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей в вопросах развития и образования детей, безопасности и у...

Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»

Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...

Педагогический проект в детском саду в старшей группе Педагогический проект «Домашние животные»

Педагогический проект в детском саду в старшей группеПедагогический проект «Домашние животные»...