Педагогический детско-взрослый экологический проект «Птичья стайка» для детей старшего дошкольного возраста
проект по окружающему миру (старшая группа)
Ценность состоит в совместной деятельности детей, педагогов и родителей по изготовлению продукта проекта, наблюдение за деятельностью – эпизодическое участие в ней – партнерство – сотрудничество.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Совместная деятельность педагогов, детей и родителей | 40.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Педагогический детско-взрослый экологический проект «Птичья стайка» для детей старшего дошкольного возраста
Берегите!
Ястреба, парящего над полем,
Полумесяц над речным покоем,
Ласточку мелькающею в жите,
Берегите Землю! Берегите!
М. Дудин.
Краткое содержание: проект «Птичья стайка» рассчитан на обучающихся воспитанников детского сада в возрасте от 5 до 6 лет. Имеет педагогическую ценность и представлен:
- как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога, воспитанников и их родителей;
- как способ взаимодействия с окружающей средой;
- поэтапной практической деятельностью по достижению поставленной цели.
Надеюсь, что проект будет интересен коллегам и применен ими в практической деятельности. Предполагается реализация целей и задач проектной деятельности в совместной игровой, непосредственно образовательной и других видах деятельности. Ориентирован на зоны актуального и ближайшего развития воспитанников (применение имеющихся и приобретение новых знаний о жизни птиц и влиянии окружающей среды на ни них).
Кроме того, ценность состоит в совместной деятельности детей, педагогов и родителей по изготовлению продукта проекта, наблюдение за деятельностью – эпизодическое участие в ней – партнерство – сотрудничество.
Характеристика проекта
направление – эколого-социальное, природоохранная деятельность
вид – групповой
длительность – краткосрочный - 3 месяца
Участники проекта: воспитанники старшей группы, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Обоснование актуальности деятельности
Актуальность выбранной темы определена тем, что судьба многих птиц во многом зависит от доброты, щедрости и милосердия человека. Мы – взрослые должны воспитывать у детей любовь и желание заботиться о птицах. Особенно тяжело птицам приходится зимой. Голодно и холодно, особенно когда после оттепели наступают морозы и деревья, и кустарники, и даже снег покрываются ледяной коркой. Птицам, даже таким проворным, как поползень приходится туго. Пуховая, теплая шубка птиц спасает от холода, но не от голода. Пара дней без корма, в холоде, означает гибель даже для здоровой птицы. А уж для ослабленной особенно. Птицам нужна помощь людей!
Цель проекта – развитие представлений у старших дошкольников об окружающем мире.
Задачи проекта
- Развитие познавательной активности дошкольников, поддержание детской инициативы, творческих способностей, любознательности, расширение кругозора
- Совершенствование экологической среды ДОУ и возрастной группы
- Формирование у детей старшего дошкольного возраста начал экологической культуры личности через развитие интереса к жизни птиц во взаимосвязи с их экосистемой в сотрудничестве со взрослыми (родителями, педагогом).
- Формирование желания отражать свои впечатления о жизни птиц в разных видах деятельности (изобразительной, трудовой, игровой, познавательной и др.)
- Вовлечение родителей в совместную работу над проектом, создавая радостную атмосферу совместного с ребенком творчества
- Повышение уровня экологической культуры у родителей воспитанников
Формы организации работы с детьми: наблюдения, экскурсии, презентации, выставки, НОД, чтение художественной литературы, сюжетно- ролевые, дидактические, подвижные игры, викторины, беседы, рассматривание картин, иллюстраций, проведение акции
Формы организации работы с родителями: семинар-практикум, консультации, наглядная информация, выставка совместного творчества, акции.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
«ПТИЧЬЯ СТАЙКА»
(СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ)
№ п/п | Мероприятия | Время проведения |
1 этап - подготовительный | ||
1. | Постановка цели проекта, исходя из интересов и потребностей детей | Вторая половина декабря 2019 г |
2. | Вовлечение воспитанников в решение проблемы (обозначение детской цели) | |
3. | Наметить план движения к цели (поддержание интереса детей и родителей) | |
4. | Подготовить художественную литературу, фотографии птиц, иллюстрации, фонограммы с записью голосов птиц | |
5. | Обсудить план реализации проекта с семьями воспитанников | |
2 этап - основной | ||
Наблюдения в природе и работа в повседневной жизни | ||
1. | Цикл наблюдений за птицами на прогулке «Птицы нашего участка» | Ежедневно |
2. | Экскурсия в городской парк | Первая половина января 2019 г. |
3. | Рассматривание картин из серии «Наши птицы», иллюстраций, фотографий | 2-ая половина дня по плану воспитательно-образовательной работы |
4. | Рассматривание с детьми «Красной книги» Цель: Познакомить детей с птицами нашего края, занесенными в «Красную книгу». Воспитывать у детей любовь и бережное отношение к своей природе. | 2-ая половина дня по плану воспитательно-образовательной работы |
5. | Чтение художественной литературы К. Д. Ушинский «Проказы старушки зимы» С. Михалков «Птичья Столовая», Г. Скребницкий «Появились синички» , Г. Снигирев «Птицы наших лесов», А.А. Плешаков «Зеленые страницы», В. Бианки «Наши птицы», В. Чаплина «Птицы под нашим окном», потешки, загадки о птицах | НОД и 2-ая половина дня по плану воспитательно-образовательной работы |
6 | Слушание голосов и пения птиц в грамзаписи: Т. Потапенко «Птички», Е. Теличева «Сорока» и другие произведения | НОД и 2-ая половина дня по плану воспитательно-образовательной работы |
Непосредственно-образовательная деятельность с детьми с интеграцией в другие виды деятельности | ||
1. | Цикл бесед, занятий «Зимующие птицы», «Жизнь птиц зимой» Цель: Выяснить с детьми, что мы знаем о птицах, что хотели бы узнать? Какие птицы и как зимуют у нас? Что надо сделать, чтобы помочь им пережить суровое время года? | Январь, февраль по плану воспитательно-образовательной работы |
2. | Презентация для детей «Зимующие птицы» | Январь по плану воспитательно-образовательной работы |
3. | Рисование, лепка, аппликация «Птички», «Птичка на ветке», по замыслу | по плану воспитательно-образовательной работы на период проекта |
4. | Дидактические игры «Назови птицу», «Зимуют – улетают», «Угадай и назови по описанию», «Какая птица?», «Четвертый лишний» (Птицы), «Придумай предложение», «Кто сидит на кормушке», «Кто как поет», «Назови ласково», «Что это за птица?» и др. | по плану воспитательно-образовательной работы на период проекта |
5. | Сюжетно-ролевые игры, игры-драматизации, театрализованные игры, инсценировки | по плану воспитательно-образовательной работы на период проекта |
6. | Экологические игры: «Горячо – холодно», «Перелетные птицы», «Поломанные слова»: РОСОКА (сорока); ЦАКИНИ (Синица), ВАСО (сова) и т. д. | по плану воспитательно-образовательной работы на период проекта |
7. | Подвижные игры: Игра с мячом «Кого чем угостим?», воробья – «Крошками, Снегиря – рябиной, синицу – салом, голубя – пшеном, свиристель – семечками», «Птичка, раз! Птичка, два!», «Собачка и воробьи», «Снегири и кошка», «Птицы и кукушка», «Птички в гнездышке», Летающий голубь», «Вороны», Птицы и автомобиль», «Воробушки»,«Совушка» и др. | по плану воспитательно-образовательной работы на период проекта |
Совместная деятельность воспитателей, детей и родителей | ||
1. | Организация «Синичкиной почты». Письма детей и их родителей с вопросами о птицах. | Декабрь 2019 г. |
2. | Семинар-практикум для родителей «Мастерим кормушку» | 12 декабря 2019 г. |
3. | Экологическая акция по изготовлению кормушек. Поможем птицам зимой, и они нам отплатят добром! «Поможем птицам зимой, и они нам отплатят добром!» | 24 декабря 2019 г. |
4. | Развешивание кормушек на участке детского сада. | 24 декабря 2019 г. |
5. | Организация «Птичьей столовой» | ежедневно |
6. | Изготовление атрибутов для игр (шапочки, свистульки и т.д) | по плану воспитательно-образовательной работы на период проекта |
3 этап - заключительный | ||
1. | Оформление выставки рисунков совместного творчества «Семейная академия» | 25 февраля 2020 г. |
2. | Подведение итогов по реализации проекта. Совместное определение перспективы развития проекта | 25 февраля 2020 г. |
3. | Презентация проекта «Птичья стайка» на педагогическом Совете МБДОУ | 26 февраля 2020 г. |
Ожидаемые результаты (продукт проекта):
- Повышение экологической культуры, формирование навыков экологически нравственного поведения у всех участников проекта
- Взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой
- Повышение социальной компетентности дошкольников, успешное интеллектуально-личностное развитие воспитанников
- Гармоничное формирование разных видов отношений детей к природе (в т.ч. к птицам) (природоохранного, гуманного, эстетического, познавательного)
- Расширение кругозора воспитанников о жизни птиц
- Накопление информационной базы по изучаемой проблеме в ходе практической деятельности на прогулке
- Отражение знаний, полученных детьми в ходе реализации проекта в различных видах деятельности
- Преобразование предметно-развивающей среды в группе и на участке с участием родителей
- Формирование интереса к совместной деятельности детей и родителей по охране и защите птиц
- Экологическая акция по изготовлению кормушек. «Поможем птицам зимой, и они нам отплатят добром!»
- Выставка рисунков совместного творчества «Семейная академия»
- Презентация проекта «Птичья стайка» на педагогическом Совете МБДОУ
Подведение итогов реализации проекта.
В реализуемом проекте наиболее интересно было наблюдать за тем, как ребята общаются, помогают друг другу в подборе информации. Дошкольники много узнали о зимующих птицах, об их строении, отдельных частях тела, характерных признаках и некоторых особенностях образа жизни в холодное время года. Дети научились заботиться о пернатых, они с удовольствием подкармливали их и принимали активное участие в изготовлении кормушек.
Результативность работы по развитию познавательной активности и расширению кругозора детей о жизни птиц (декабрь 2019 г. – март 2020 г.)
Методы: наблюдение за детьми, беседы по картинкам, вопросники, развивающие игры, продуктивная деятельность
Вывод: результативность могла быть выше, если бы в период проведения проекта не было бы вспышки ОРВИ среди детей.
Благодаря проекту участникам удалось проявить творческие способности, расширить кругозор, проявить любовь и бережное отношение к природе.
Жаркие споры, положительные эмоции, добрые чувства - каждому найдётся дело по душе!
Проектная деятельность - это стимул к успеху каждого воспитанника!
Перспективы развития проекта
- Дальнейшее проведение исследований в зимних изменениях природы, и наблюдения за особенностями жизни птиц в разное время года.
- Ведение календаря природы за прилетом птиц
- Оформление презентации для воспитанников «Перелетные птицы»
- Привлечение родителей к дизайну скворечников и их изготовление через семинар-практикум «Прилетели скворушки!»
- Оформление альбома «Птицы нашего края» (совместно с родителями, детьми и педагогами)
Трудности
- Самая важная испытываемая трудность при реализации проекта – редкая возможность наблюдений с детьми за жизнью птиц из-за не частого прилета их на участок к кормушкам (возможно из-за теплой зимы, либо других экологических причин)
- Отсутствие интереса у некоторых родителей к совместной проектной деятельности
- Повышенный порог заболеваемости ОРВИ в детском саду.
Используемая литература:
Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. М.: ТЦ Сфера, 2006
Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников. М.: АРКТИ, 2001
Ламберт Марк. Детская краткая энциклопедия. Природа. Слово/Slovo, 1994
Маневцова Л.М., Саморукова П.Г. Мир природы и ребенок. СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998
Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников. М.: ООО «Фирма издательство АСТ» 1998
Николаева С.Н. Юный эколог. М.: «Мозаика-Синтез», 2002
Красная книга Смоленской области, Смоленск, СГПИ,1997 г.
Интернет-ресурс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект по эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста "Красота - залог здоровья!"
Проект предназначен для детей подготовительной группы, направлен на изучение имоции и проявление их, длительность 3 недели. В проекте мы раскрывали понятие «Красота», т.е. какая она бывает...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения».
Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсут...
Педагогический проект «Социально-личностное развитие детей старшего дошкольного возраста посредством использования в образовательном процессе сказки»
Одним из самых действенных средств социально-личностного воспитания детей дошкольного возраста является русская народная сказка. Она учит различать хорошее и плохое во взаимоотношениях людей, их повед...
Летний экологический проект «Защитники природы» (для детей старшего дошкольного возраста)
В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. Обретение эколо...
Экологический проект «Мир насекомых» для детей старшего дошкольного возраста (6 -7 лет).
Этот проект знакомит детей с миром насекомых....
Экологический проект «Чудесная грядка» для детей старшего дошкольного возраста
Экологический проект «Чудесная грядка»для детей старшего дошкольного возраста...
Педагогический проект «Повышение педагогической компетенции родителей в развитии креативного мышления у детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии Кроссенс»
Самообразование расширяет и углубляет знания, способствует осмыслению передового опыта на более высоком теоретическом уровне. Это первая ступень к совершенствованию профессионального мастерства. ...