Экологический проект "Птичья столовая" для детей старшей группы
проект по окружающему миру (старшая группа)

Аннотация проекта:

     В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту. В период дошкольного детства происходит становление личности ребёнка, формирование начал экологической культуры. В этот период важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Став взрослыми, мы часто вспоминаем детство, особенно то, что связано с природой: появление первой травки, цветов, прилёт птиц и т. д. Поэтому очень важно уже в дошкольном возрасте приобщать детей к природе.  Проект позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года, развитию  у детей эмоционального отклика в процессе общения с объектами природы. Проект направлен на совместное с родителями развитие доброжелательного отношения ребенка к миру природы, эмоциональную отзывчивость к близким. В ходе проекта создавались предпосылки к совместной творческой деятельности родителей и детей в кругу семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt_ptichya_stolovaya.docx232.06 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Архангельская СШ»hello_html_m12080e97.pnghello_html_68cf5970.png

группа дошкольного образования

Автор разработки:

Медведева  Наталья Александровна

воспитатель высшей

квалификационной категории  

                                               

2024 г.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

А. Яшин.

Аннотация проекта:

     В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту. В период дошкольного детства происходит становление личности ребёнка, формирование начал экологической культуры. В этот период важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Став взрослыми, мы часто вспоминаем детство, особенно то, что связано с природой: появление первой травки, цветов, прилёт птиц и т. д. Поэтому очень важно уже в дошкольном возрасте приобщать детей к природе.  Проект позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края, послужит формированию бережного отношения к птицам, осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года, развитию  у детей эмоционального отклика в процессе общения с объектами природы. Проект направлен на совместное с родителями развитие доброжелательного отношения ребенка к миру природы, эмоциональную отзывчивость к близким. В ходе проекта создавались предпосылки к совместной творческой деятельности родителей и детей в кругу семьи.

Актуальность реализации проекта:

   Зима - серьёзное испытание для птиц. Птицам очень трудно пережить холодную зиму. Особенно её вторая половина, когда большая часть плодов, растущих на деревьях, съедена. Не так страшен им мороз, как голод. В этот период дополнительная подкормка особенно важна для выживания пернатых. Голодная птица не переносит даже слабых морозов, поэтому много птиц гибнет зимой: из десяти птиц до весны доживает всего одна-две. А помочь им может каждый.

Значимая для детей проблема: Как же выживают в зимнее время наши друзья – птицы, чем мы можем помочь им в это трудное время?

Гипотеза проекта: Если постоянно подкармливать зимующих птиц тем самым помогая им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, то можно сохранить их численность.

Паспорт проекта:

Название проекта: «Птичья столовая»

Вид проекта:

По доминирующей в проекте деятельности: информационный, творческий.
По содержанию:  экологический.
По количеству участников проекта:  групповой.

Срок проведения: средней продолжительности (2 недели)
Форма проведения: социальная акция.

Состав проектной группы: воспитатель, дети и родители старшей группы.

Девиз акции: «Спешите творить добро!»                                                                                              Цель проекта: формирование у детей экологической культуры личности дошкольника.                                                                                                             Задачи проекта:                                                                                                                                            - уточнить и расширить знания детей о зимующих птицах, способствовать формированию умения различать птиц и правильно их называть;                                                                                - воспитывать доброжелательное отношение к птицам, прививать любовь и заботу о них.                                                                                                                  Практическая значимость проекта: привлечение большего количества людей к зимней подкормке птиц.                                                                       

Ожидаемый результат проекта:

  • Освоение детьми доступных знаний о жизнедеятельности птиц в зимний период.
  • Изготовление кормушек для зимующих птиц.
  • Использование изготовленных кормушек для подкормки зимующих птиц на территории детского сада.
  • Систематизирование собранного материала в группе о зимующих птицах.

Реализация проекта по этапам:

I этап – подготовительный:

  • Изучение литературы.
  • Подбор материалов по теме.
  • Составление перспективного плана по реализации проекта.
  • Индивидуальное консультирование родителей и привлечение их к изготовлению  кормушек.
  • Создание необходимых условий для реализации проекта.

II этап – основной (реализация проекта):

Беседы

  • «Зимние гости»
  • «На кормушке»

ООД

  • Занятие по рисованию «Птички невелички ягодки клюют» (нетрадиционным способом)
  • Занятие по лепке «Птицы у кормушки» (коллективная работа)
  • Занятие по аппликации «Птичья столовая»

Дидактические игры

 Лото «Зимующие птицы»; «Кто как голос подает?»; «Зимующие птицы»; «Чей хвост?»; «Кто лишний?»

Подвижные игры.

 «Сова»,  «Птички в гнездышках», «Воробушки и автомобили»

Целевые прогулки.

  • Наблюдение за птичьими следами;
  • Наблюдение за повадками и поведением птиц на кормушках и на участке;
  • Подкормка птиц.

Видеоматериалы, презентации, иллюстрации.

 «Несмышленый воробей» по мотивам сказки Леси Украинки «Беда научит»; «Снегири» Профессор Почемучкин; «Мудрые сказки тетушки Совы - Зимнее чудо» ; презентация «Зимующие птицы».

Рассматривание иллюстраций «Зимующие птицы»

Изучение художественной литературы

 «Воробьишко» М. Горький; «Рассказы» М. Пришвин; «Птичьи разговоры», «Сова», «Чей нос лучше» В. Бианки; «Живой огонек» А. Кондратьев; «Птицы под нашим окном» В. Чаплина; «Воробей» Е. Чарушин.

Отгадывание загадок по теме «Зимующие птицы».

Инсценировка стихотворения Бертольда Брехта «Зимний разговор через форточку».

Работа с родителями.

  • Папка-передвижка «Зимующие птицы».
  • Рекомендовать родителям понаблюдать с детьми во время совместных прогулок за птицами.
  • Информация для родителей: «Покормите птиц зимой».
  • Привлечение родителей к участию в конкурсе на изготовление кормушек для акции «Птичья столовая».

III.     Заключительный этап:

Подведение итогов реализации проекта:

  • Проведение социальной акции «Птичья столовая» совместно с родителями (распространение буклетов, листовок);
  • Проведение итогового занятия  «Покорми птиц зимой»  с изготовлением эко-кормушек;
  • Обработка и оформление результатов проекта.

     С  подведением итогов реализации проекта акция не закончилась, она продолжается подкормкой пернатых возле домов и на территории детского сада.

Результат проекта:

  • Расширен кругозор детей о зимующих птицах.
  • Пополнилась предметно-развивающая среда в группе и на участке.
  • У детей сформировалась любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.
  • Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях и изготовлении кормушек.

   Своим проектом мы полностью подтвердили гипотезу о том, что если постоянно подкармливать зимующих птиц, мы можем помочь им пережить холодный период года.

Список методической литературы:

  1. Морозова И. А., Пушкарева  М. А. Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет. – М: Мозаика-Синтез, 2009
  2. Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2002.
  3. Павлова Л. Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром: Для занятий с детьми 4-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2015
  4. Рунова М. А., Бутилова А. В. Ознакомление с природой через движение: Интегрированные занятия. Для работы с детьми 5-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2006
  5. Сазонтьева Т. С., Серебрякова Т. А. Экологическое образование дошкольников: современные тенденции, инновации, проблемы, перспективы: Материалы научно-практической конференции. – Н. Новгород, БИКАР, 2015


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по экологическому воспитанию для детей старшей группы

Формирование представления детей о свойствах воды. Развитие дивергентного мышления при выборе способа действия, развитие тактильных восприятий. Стимулирование самостоятельного формирования выводов дет...

Экологическая викторина для детей старшей группы Тема: «Прогулка в лес»

Экологическая викторина для детей старшей группы по теме: «Прогулка в лес» дает возможность активизировать словарь по лексическим темам: «Лес», «Дикие животные», «Птицы», «Насекомые», ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию для детей старшей группы "Уход за комнатными растениями"

Цель: учить удалять пыль с растений при помощи влажной кисточки, опрыскивать из пульверизатора. Учить определять необходимость ухода, ориентируясь на состояние листьев растения, устанавливать связь ме...

Сценарий экологического развлечения для детей старшей группы "Как мы готовились к Новогоднему празднику"

Цель: Обобщение знаний об окружающем мире. Вместе с известными героями сказок и мультфильмов дети возвращают сказочные предметы-помощники. С Водяным вспомнят об уникальной флоре и фауне болот. С инопл...

КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ: «НАШ ДОМ – ПРИРОДА»

КОНСПЕКТ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ НА ТЕМУ:«НАШ ДОМ – ПРИРОДА»...

конспект занятия по экологическому воспитанию для детей старшей группы

с помощью данного конспекта в игровой непренужденной форме с детьми старшего дошкольного возраста можно закрепить знания о птицах, животных, насекомых Среднего Поволжья....

Конспект образовательной деятельности по экологическому воспитанию для детей старшей группы на тему: «Цветочная страна»

Развивать интересы детей, любознательность и познавательную мотивацию; формировать познавательные действия, развивать творческую активность, учить распознавать полевые и садовые цветы....