Экологический проект «Чудесная грядка» для детей старшего дошкольного возраста
проект по окружающему миру (старшая группа)

Лаур Марина Владимировна

Экологический проект «Чудесная грядка»

для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования  г. Долгопрудного

детский сад общеразвивающего вида № 13 «В гостях у сказки»

(АОУ детский сад № 13 «В гостях у сказки»)

Экологический проект «Чудесная грядка»

для детей старшего дошкольного возраста

                                                            Подготовили и провели:

                                                               воспитатель Лаур М.В.

воспитатель Гурова Т.Н.

г. Долгопрудный

Информационная карта проекта

Авторы  проекта:

Лаур М.В. - воспитатель высшей квалификационной категории.

Гурова Т.Л. - воспитатель впервой квалификационной категории

Продолжительность проекта: долгосрочный (с марта по сентябрь)

Тип проекта: групповой, познавательно - исследовательский, творческий.

Участники проекта: дети, родители,  воспитатели старшей группы № 6

 Возраст детей: Старшая группа, 5-6 лет.

 Цель: вовлечение детей в практическую деятельность по выращиванию овощных культур в открытом грунте.  

Задачи:

Образовательные задачи. Формировать у детей представление о росте культурных растений. Учить детей ухаживать за растениями в комнатных условиях. Обобщить представление детей  о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений. Формировать осознанно - правильное отношение к природным объектам и явлениям. Формировать умение выполнять индивидуальные и коллективные поручения.

Развивающие  задачи. Развивать познавательные и творческие способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности

Воспитательные  задачи.  Воспитывать бережное отношение к своему труду. Привлечь к работе проекта родителей воспитанников

Актуальность проекта:  Необходимость расширения знаний и представлений у детей старшего дошкольного возраста о процессе посадки и выращивании растений на огороде. Самый верный способ получить экологически чистый продукт – это вырастить самому. Данная работа актуальна тем, что выращивание растений из семян и наблюдение за ними – очень увлекательный и познавательный процесс. Наблюдение за всеми фазами развития растения от прорастания семечка до появления первых цветов или плодов – волшебство природы в действии. Требуется много времени и терпения, прежде чем вырастет полноценное растение. Краткое описание проекта: Проект рассчитан  для детей старшей группы, реализуется на протяжении шести месяцев. В проекте используются все методы обучения: словесные, наглядные, практические. В проекте предоставлено перспективное планирование по теме, конспекты занятий,  серии разработанных наблюдений, игровой, а также самостоятельной и творческой деятельности  детей.

Этапы реализации проекта:

   1 этап – подготовительный

Деятельность педагога

Взаимодействие с семьёй

Деятельность детей

 Подбор и изучение методической литературы.

Выявление уровня знания детей о процессе посадки и выращивания овощных культур.

Создание предметно- развивающей среды по теме проекта.

Проведение беседы с родителями «Участие в проекте «От семечка к урожаю ».

Предложить родителям приобрести для проведения проекта – контейнеры, землю, семена для посадки, инвентарь (лопатки, грабельки, леечки).

Дети выбирают культуры, которые будут выращивать, изучают правила ухода и потребности растений.

    2  ЭТАП –  реализация проекта 

На данном этапе дети наблюдают за ростом растений, проводят опыты, эксперименты. Устанавливают связи: растения - земля, растения - вода, растения - человек. Результаты экспериментов фиксировали в рисунках. В процессе исследований дети знакомятся с художественной литературой об овощах: поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривают иллюстрации, картины. Проводятся занятия, дидактические игры, беседы и т.д.

В ходе проектирования:

 1. Будет проведена НОД - рисование, лепка, аппликация.

 2. Участие родителей с детьми в создании альбомов фотографий «Мы огородники», «Мои любимые блюда»

 3. Оформление выставки детских работ «Мой любимый овощ»

 

Продукт проекта:

1. Пополнение развивающей среды.

 2. Фоторепортаж «Мы огородники».

 Виды детской деятельности

 ОО «Познавательное развитие»

 1. Рассматривание картинок, муляжей по теме «Овощи».

 2. Проведение ООД:

 - Рассказ воспитателя о труде овощевода.

 - «Все начинается с семечка»,                                                      

 - «Посев семян»,                                                                        

 - «Первые всходы

Опытно-экспериментальная деятельность:                              

-  «Строение растений»                                                                

-  «Размножение, рост, развитие растений»                       

- «Условия, необходимые для жизни растений»:

 - Земля / Выявить свойства земли: имеет вес, чёрного цвета, сыпется и т.д./                                                          

 - Вода и растения / Выявить насколько вода необходима для роста растений/

 - Солнце и растения /Определить роль солнца в жизни растений/

 - Человек и растения / Выявить насколько растения нуждаются в уходе человека/

 ОО «Развитие речи» (чтение художественной литературы)

 1. Отгадывание загадок об овощах.

 2. Заучивание стихотворений об овощах:

 - «Овощи» Ю. Тувима.

 - «Таня и овощи».

 3. Беседа об овощах.

 4. Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки», «Репка».

 ОО «Художественно-эстетическое развитие»

 1. Рисование «Что созрело в огороде».

 2. Аппликация «Огурцы и помидоры».

 3. Лепка «Овощи».

4. Ручной труд «Макет огорода»

 ОО «Физическое развитие»

 1. Гимнастика для пальчиков «Капуста».

 2. Физкультурная пауза: «Вот так семечки».

 3. Речевое упражнение.

 ОО «Социально-коммуникативное развитие»

 1. Дидактические игры «Вершки, корешки», «Подумай и ответь», «Определи на ощупь», «Попробуй на вкус».

 2. Рассматривание иллюстраций по теме «Овощи».

 3. Домино «Овощи, фрукты».

 4. Разгадывание мнемотаблицы.

 5. Знакомство с трудом взрослых, профессией «Овощевод». (рассматривание картин).

 6. Экскурсия на приусадебный участок, уборка урожая лука, чеснока.

 7. Совместные действия, задания.

 Игры и литературный материал по теме проекта

 Речевые упражнения:

 Если они такие большие, то как мы их назовем?

 - Не репка, а… (репища) .

 - Не морковка, а… (морковища) .

 - Не лук, а… (лукища) .

 - Не чеснок, а… (чесночище) .

 - Не картошка, а… (картошища) .

 Физкультурная пауза: «Вот так семечки».

 Беседа:

 - Ребята, как начинается сказка «Репка»? («Посадил дед репку… »). Взял вот такую репку (показать изображение репки) и посадил? Нет. Он взял маленькое зернышко – вот такое (показать настоящее зернышко) и посадил. А из зернышка выросла большая-пребольшая репка. (Рассмотреть зернышко) .

 - Ребята, вы сейчас тоже мои зернышки, я вас посажу (дети садятся) и буду ухаживать за вами: за кем я не очень хорошо буду ухаживать, тот и расти будет хуже. Вам надо показать, кто как вырос: кто-то будет большой-пребольшой, кто-то не очень, а кто-то из вас, к кому я подойду, совсем не вырастет.

 Дидактическая игра: «Подумай и ответь».

 Перед детьми изображения или муляжи репки, картофеля, груши, лесного гриба.

 - Что общего у репы и картофеля? (это - овощи, они круглые, растут на огороде) .

 - Чем отличается от них груша? (груша – это фрукт).

 - Что общего у репы, картошки и груши? (все съедобные, за ними ухаживает хозяин) .

 - Чем отличается от них гриб? (гриб растет в лесу, и за ним никто не ухаживает) .

 - Что общего у репы, картошки, груши и гриба? (все они съедобные) .

 - Чем репа, картошка, груша и гриб отличаются от игрушек? (игрушки нельзя есть, ими можно только играть) .

 Загадки:

 1. Разве в огороде пусто,

 Если там растет …. (капуста) .

 2. Под кустом копнешь немножко,

 Выглянет на свет… (картошка) .

 3. За ботву, как за веревку,

 Можно вытянуть… (морковку) .

 4. Не пугайтесь, если вдруг

 Слезы лить заставит … (лук) .

 5. Ярче солнечного диска,

 Краснощекая… (редиска) .

 6. Кто, ребята, не знаком

 С белозубым … (чесноком) .

 7. Рядом с ним его подружка -

 С белым корешком… (петрушка) .

 8. С тростью смотрится неплохо,

 А стручки полны… (гороха) .

 9. Отыскали, наконец,

 И зеленый… (огурец) .

 10. Вот на грядке круглый бок,

 Только он не колобок,

 Врос он в землю крепко,

 Что же это… (репка) .

 Рассказ воспитателя о корнеплоде.

 - Ребята, а знаете ли вы, почему эти овощи называют корнеплодами? Корнеплодами называют те овощи, плоды которых находятся в земле.

 Плод – толстый корень – этих овощей идет в пищу человеку или на корм животным.

 Репка – самое древнее огородное растение: его разводили еще в Древней Греции и Древнем Риме.

 А на Руси это был самый главный овощ. Ни один стол не обходился без репы, пока не появилась картошка. А она появилась у нас только в самом начале ХVIII века.

 3  ЭТАП –  заключительный 

  Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской   деятельности детей.

Деятельность педагога

Деятельность детей

Взаимодействие с семьёй

Составление отчета о проделанной работе;

 Оформление документации;

Подготовка презентации проекта.

 

Подготовка к презентации своего альбома «От семечка к урожаю» (индивидуальная, ребенок-родитель)

По  реализации проекта «Чудесная грялка» были получены следующие результаты:

  1. Дети познакомились с многообразием культурных растений.
  2. У детей формируется интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений.
  3. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
  4. Дети увидели конечный результат своего труда, смогли его увидеть, потрогать и даже попробовать.
  5. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
  6. Дети стали более уважительно относиться к труду.
  7. Наблюдение за растениями были зафиксированы в дневнике наблюдений.
  8. Родители приняли активное участие в проекте.

Работа с родителями:

  1. Беседа с родителями «От семечка до урожая».
  2. Консультация для родителей.
  3. Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на окне.

Список используемой литературы:

  Зенина Т.Н. «Циклы наблюдений за объектами природы» Старший дошкольный возраст. Учебно-методическое пособие. – М.: Центр педагогического образования, 2009

  Зенина Т.Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников  с природными объектами». Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2008

  Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду». – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001

   Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации.  - М.: КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА, 2008.

  Масленникова О.М., Филиппенко А.А. Экологические проекты в детском саду .- Волгоград: Учитель,2011

  Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие.-М.: Издательский центр «Академия», 2001

  Николаева С.Н. Система работы с детьми в старшей группе детского сада.  –М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Летний экологический проект «Защитники природы» (для детей старшего дошкольного возраста)

В настоящее время из-за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии.  Обретение эколо...

Проект «Народный фольклорный праздник с элементами экологического просвещения «Гуканье весны» для детей старшего дошкольного возраста»

Фольклорный праздник с элементами экологического просвещения «Гуканье весны» разработан для педагогов дополнительного образования, воспитателей, работников культуры.  Праздник имеет э...

Проект по формированию у детей старшего дошкольного возраста экологической культуры и культуры природолюбия «Эколята – молодые защитники природы»

Если этот проект будет осуществлен, а его цель и задачи будут решены в полном объеме, то дети, постепенно приобретут новый взгляд на осознанное отношение к окружающей среде....

Детско - родительский образовательный проект "Чудесное лукошко" для детей среднего дошкольного возраста.

Часто в общении с детьми выясняется, что они не знают о том, где и как произрастают овощи. Ребятам необходимо объяснять, что овощи обязательно нужно употреблять в пищу. Важно научить детей навыкам сам...

краткосрочный проект "Чудесная водичка" для детей младшего дошкольного возраста

Первые представления о воде дети получают с младенческого возраста и с удовольствием с ней контактируют. Ежедневно они получают новые представления о живой и неживой природе. Проект « Чудесная в...

Педагогический детско-взрослый экологический проект «Птичья стайка» для детей старшего дошкольного возраста

Ценность состоит в совместной деятельности детей, педагогов и родителей по изготовлению продукта проекта, наблюдение за деятельностью – эпизодическое участие в ней – партнерство – со...