Сценарий викторины "Что? Где? Когда?" в старшей группе компенсирующей направленности
методическая разработка по окружающему миру

Гилева Рафига Шамильевна

Сценарий викторины "Что? Где? Когда?" тема "Зимующие птицы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий викторины «Что? Где? Когда?»

в старшей группе компенсирующей направленности

на тему «Зимующие птицы»

Подготовила Гилева Р.Ш.

воспитатель 1 категории

Возрастная группа: старшая группа , дети 5-6 лет

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Вид НОД: интегрированное

Форма организации: групповая

Цель: закрепить знания детей о зимующих птицах.

Задачи:

1. Образовательные

Расширить и закрепить знания детей о зимующих птицах;

Вырабатывать умение быстро находить ответ.

2. Развивающие

Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полным и чётким ответом;

Развивать умение слушать ответы друг друга;

Развивать наглядно-образное мышление, память, способность детей сравнивать, обобщать, логически мыслить.

3. Воспитательные

Воспитывать у детей стремление к познаниям, умение наблюдать за окружающим миром, любовь к природе;

Воспитывать дух соревнования, дружеские чувства между детьми, сплачивать детский коллектив.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественное – эстетическое, физическое развитие.

Предварительная работа: проведение цикла наблюдений за птицами на участке, рассматривание картинок с изображением птиц, чтение художественной литературы о птицах, прослушивание аудиозаписей.

Оборудование: картинки с изображением  различных птиц, пазлы  птиц, кормушка с угощением, магнитофон, грамоты для победителей, медальки для каждого ребенка

Ход викторины

Дети входят в зал под музыку.

Воспитатель:

Приветствуем сегодня всех

Мы рады встрече с вами

И не случайно в этом зале

Всех вместе мы собрали.

Детей и взрослых позвала игра

«Что? Где? Когда? »

И думаем, пройдёт она

Активно и не скучно.

Воспитатель: Ребята отгадайте загадку

«Различаемся мы цветом

Встретишь нас зимой и летом,

Если крыльями взмахнём,

Будем в небе голубом.

Нас зимою покормите

Дети кто мы? Назовите»

Воспитатель: Правильно, это птицы.

Сегодня мы проведём необычную игру - викторину на тему «Зимующие  птицы».

 Итак, мы начинаем игру «Что? Где? Когда? », в ней участвуют две команды.

Воспитатель:

Представить приветствие

Командам предлагаем,

А из него подробнее

Мы об участниках узнаем

Воспитатель:

Встречайте первую команду: «Синички»

Девиз команды:

Дети: Мы синички - невилички

Все на свете знать хотим.

И конечно победим.

Воспитатель:

Встречайте вторую команду: «Снегири»

Девиз команды:

Дети: Мы команда – Снегири

Умные, серьезные

Отвечаем запросто

На вопросы сложные.

Воспитатель: Как и в настоящей игре у нас есть свое жюри (представляется жюри), которое будет оценивать нашу игру .

Слышится стук в дверь.

Воспитатель: Ребята кто-то к нам пришел, давайте посмотрим кто это. Появляется сорока.

Сорока: Здравствуйте ребята, я залетела к вам в гости.

Воспитатель:  Сорока ты кстати к нам заглянула, у нас сегодня игра -викторина "Зимующие птицы", предлагаю тебе остаться.

Воспитатель: команды занимайте свои места.

Ребята, вы уже много знаете о зиме, о том, как животные и птицы приспосабливаются к условиям жизни в холодный период года. Я думаю, что вы отлично справитесь со всеми заданиями, которые мы приготовили для вас. Напомню, что темой нашей игры будут зимующие птицы.

Команды готовы к первому заданию?

L:\Рая\Мама Садик\Новая папка (2)\IMG-b1a74c114d2bdc16376caaf58c8761c1-V.jpg

Воспитатель: Первый конкурс – разминка:

В этот час, веселый час

 Вы загадки отгадайте-

 Птиц мне точно называйте,

 Не сорока, не ворона и не чайка,

Что за птица, отвечай-ка»

Загадки буду загадывать по очереди одной и второй команде. За каждый правильный ответ команда получает фишку.

1 Спиною зеленовато,

Животиком желтовато,

Черненькая лапочка

И полоска шарфика. (Синица)

2 В серой шубке перовой

И в морозы он герой.

Скачет, на лету резвится.

Не орёл, а всё же птица. (Воробей)

3 Черный жилет,

Красный берет,

Нос как топор,

Хвост как упор. {Дятел)

4 Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая! (Сорока)

5 Выпал снег, а эта птица

Снега вовсе не боится.

Эту птицу мы зовем

Красногрудым. (снегирем) .

6 Окраской — сероватая,

Повадкой — вороватая.

 Крикунья хрипловатая

Известная персона.

Кто она? (Ворона)

7 Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит,

Голоском речистым, чистым,

Кле-кле-кле поёт со свистом? (клёст)

8 Сизокрылая птичка любит семечки и крошки.

У окна она сидит и тихонечко воркует. (Голубь.)

9 И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей бояться этих,
Мыши прячутся, дрожа!
Очень уж суровы...(совы)

10 Эти птички с хохолком

 И красивые притом,

На рябину прилетели.

Птички эти — … (свиристели)
Воспитатель: Разминка прошла удачно, молодцы ребята .

Воспитатель: Второй   конкурс  «Четвёртый лишний».

Перед вами  картинки четырёх птиц, необходимо убрать лишнюю и объяснить почему она является лишней. За каждый правильный ответ команды получают фишку.

Команде  "Синички":

Сорока, воробей, ласточка, дятел (ласточка - перелетная птица);

Воробей, снегирь, синичка, сова (сова - ночная птица);

Команде "Снегири"

Утка, снегирь, голубь, свиристель (утка - перелетная птица);

Ворона, воробей, голубь, сорока ( воробей - мелкая птица).

 Воспитатель: И с этим заданием ребята справились отлично, но прежде чем перейти к следующему конкурсу, давайте поиграем.

Воспитатель: Я приготовила, ребята, корм для птиц: лук, конфеты, крошки черного хлеба, колбасу. Правильно?

Дети:

Нет! Птицы этого не едят. Они едят семена подсолнечника, пшено, сырое мясо, несоленое сало,  ягоды рябины, шиповника.

Хлебных крошек не жалей,

Птиц, ты покорми скорей!

Птицам голодно зимой-

Давай заботиться о них с тобой.

Подвижная  игра «Покормите птиц»

L:\Рая\Мама Садик\Новая папка (2)\IMG-465303edc0e811dce711d7caf7f72b0b-V.jpg

Воспитатель: Третий  конкурс « Эрудит»

Я буду задавать каждой команде по очереди вопросы. За каждый правильный ответ команды получают фишку.

1 О какой птице можно сказать -  малоподвижная ? (снегирь)

2 Какая птица высиживает птиц зимой ? (клест)

3 Какая птица любит сало? (синица)

4 О какой птице можно сказать - красногрудый? (снегирь)

5 Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла).

6 Какую птицу называют белобокой? (сорока)

7 Какая птица охотится ночью? (сова)

8 У этой птицы клюв необычный, крестообразный, чтобы шишки легко расклёвывать? (у клеста)

9 Эта небольшая птичка – настоящая красавица. Её ярко-жёлтое брюшко не спутаешь ни с какой другой птицей. (большая синица)  

10 Птица с хохолком на голове, прилетающая к нам зимой. (свиристель)

11 Какая птица передвигается по стволу вниз головой?  (поползень)

12 У какой птицы длинный хвост? (у сороки)

Воспитатель: Молодцы ребята, на все вопросы ответили.

Воспитатель: Четвертый конкурс «Угадай по описанию».

Команда составляет описательный рассказ о предложенной птице, не показывая её. Вторая команда отгадывает, про какую птицу рассказали. За каждый правильный ответ команды получают фишку.

1 Много имен у этой птицы. Ее называют «лесным доктором», «лесным плотником», а еще и «лесным поваром» за то, что она зимой подкармливает мелких лесных птичек семенами шишек и насекомыми. Что это за птица? (Дятел)

2 Эта птичка в самую стужу гнездо мастерит, птенцов выводит. И клюв у нее необычный – крестообразный. Что это за птица? (Клест)

Воспитатель: Приступаем к пятому  конкурсу для капитанов «Птичья мозаика»

Капитанам  нужно собрать разрезанные картинки (на разрезанных картинках изображены снегирь, синица).

Пока капитаны собирают картинки проводится игра  с сорокой.

Для сороки — белобоки (дети делают птичку из пальцев, она машет крыльями)
Мы построим дом высокий, (ставят кулачок на кулачок попеременно правой и левой рукой)
Вместе пальчики сведем, (прижимают ладошку правой руки к ладошке левой)
Будет крыша в доме том, (подушечки пальцев правой руки соединяют с подушечками левой, образуя уголок)
В доме кошка будет жить, (поглаживание одной руки другой)
И с сорокою дружить, (пальцы рук соединить в замок)
У сороки сорочата (подушечки пальцев соединяют вместе — «клювики» закрывают, затем разводят пальцы в стороны — открывают «клювики»)
Очень славные ребята, (хлопают в ладоши)
Сорочата полетели, (делают птичку, машут «крыльями»)
На деревья тихо сели (кладут ладошки на колени или на плечи)

Воспитатель :

Капитаны наши молодцы, собрали пазлы и получили картинку с изображением птицы своей команды. Принесли своей команде еще  по одной фишке.

 Пришло, пожалуй, время подвести итог,

Хоть каждый из нас сделал все, что мог.

Прошли вы с честью испытанья

И наши сложные заданья.

 Спасибо за работу, вы се такие веселые и находчивые!

И сейчас мы узнаем, кто же победил?

Воспитатель :

Слово для подведения итогов и награждения предоставляется жюри (вручение грамот каждой команде)

Все ребята молодцы,

Все ребята удальцы.

Показали знания отличные.

На сложные вопросы отвечали запросто.

 Доказали, что вы настоящие знатоки птиц.

Но, а в вашем соревновании победила дружба!

Сорока: мне тоже хочется поблагодарить ребят, за то что всю зиму они помогали птицам пережить зиму, сделали вместе с родителями кормушки и подкармливали.

Хочу вручить ребятам сладкие призы (угощает)

Воспитатель: и вот закончилась игра, но мы надеемся, что с ней, вы стали чуточку умней, дружней. Ребята, оставайтесь добрыми друзьями для птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературной викторины по русским народным сказкам для детей старшей группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития.

Развивать речь детей, расширять активный словарь, активизировать устную  речь.  Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию произведения. Совершенствовать артикуляцию и дикцию, в...

Сценарий педагогического мероприятия с детьми старшей группы компенсирующей направленности на тему: «Весенние чудеса»

Цель: Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время; формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней...

Сценарий логопедического квеста в старшей группе компенсирующей направленности "Отряд Зеленые ленты".

На современном этапе развития образования наиболее востребованными становятся интерактивные, деятельностные формы организации образовательного процесса. К таким формам относится образовательный квест ...

Рождество Христово в старшей группе компенсирующей направленности детского сада. Сценарий досуга

Рождество Христово в старшей группе компенсирующей направленности детского сада. Сценарий досугаВедущий:Доброе утро,Щедрое утро.Людям добрым на здоровье!Сегодня мы отмечаем праздникРождества Христова!...

Сценарий логопедического досуга для детей старших групп компенсирующей направленности

Сценарий логопедического досуга для детей старших групп компенсирующей направленности«Международный день родного языка»...