Сценарий викторины "Что? Где? Когда?" в старшей группе компенсирующей направленности
методическая разработка по окружающему миру

Гилева Рафига Шамильевна

Сценарий викторины "Что? Где? Когда?" тема "Зимующие птицы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий викторины «Что? Где? Когда?»

в старшей группе компенсирующей направленности

на тему «Зимующие птицы»

Подготовила Гилева Р.Ш.

воспитатель 1 категории

Возрастная группа: старшая группа , дети 5-6 лет

Образовательная область: «Познавательное развитие»

Вид НОД: интегрированное

Форма организации: групповая

Цель: закрепить знания детей о зимующих птицах.

Задачи:

1. Образовательные

Расширить и закрепить знания детей о зимующих птицах;

Вырабатывать умение быстро находить ответ.

2. Развивающие

Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы полным и чётким ответом;

Развивать умение слушать ответы друг друга;

Развивать наглядно-образное мышление, память, способность детей сравнивать, обобщать, логически мыслить.

3. Воспитательные

Воспитывать у детей стремление к познаниям, умение наблюдать за окружающим миром, любовь к природе;

Воспитывать дух соревнования, дружеские чувства между детьми, сплачивать детский коллектив.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально – коммуникативное развитие, речевое развитие, художественное – эстетическое, физическое развитие.

Предварительная работа: проведение цикла наблюдений за птицами на участке, рассматривание картинок с изображением птиц, чтение художественной литературы о птицах, прослушивание аудиозаписей.

Оборудование: картинки с изображением  различных птиц, пазлы  птиц, кормушка с угощением, магнитофон, грамоты для победителей, медальки для каждого ребенка

Ход викторины

Дети входят в зал под музыку.

Воспитатель:

Приветствуем сегодня всех

Мы рады встрече с вами

И не случайно в этом зале

Всех вместе мы собрали.

Детей и взрослых позвала игра

«Что? Где? Когда? »

И думаем, пройдёт она

Активно и не скучно.

Воспитатель: Ребята отгадайте загадку

«Различаемся мы цветом

Встретишь нас зимой и летом,

Если крыльями взмахнём,

Будем в небе голубом.

Нас зимою покормите

Дети кто мы? Назовите»

Воспитатель: Правильно, это птицы.

Сегодня мы проведём необычную игру - викторину на тему «Зимующие  птицы».

 Итак, мы начинаем игру «Что? Где? Когда? », в ней участвуют две команды.

Воспитатель:

Представить приветствие

Командам предлагаем,

А из него подробнее

Мы об участниках узнаем

Воспитатель:

Встречайте первую команду: «Синички»

Девиз команды:

Дети: Мы синички - невилички

Все на свете знать хотим.

И конечно победим.

Воспитатель:

Встречайте вторую команду: «Снегири»

Девиз команды:

Дети: Мы команда – Снегири

Умные, серьезные

Отвечаем запросто

На вопросы сложные.

Воспитатель: Как и в настоящей игре у нас есть свое жюри (представляется жюри), которое будет оценивать нашу игру .

Слышится стук в дверь.

Воспитатель: Ребята кто-то к нам пришел, давайте посмотрим кто это. Появляется сорока.

Сорока: Здравствуйте ребята, я залетела к вам в гости.

Воспитатель:  Сорока ты кстати к нам заглянула, у нас сегодня игра -викторина "Зимующие птицы", предлагаю тебе остаться.

Воспитатель: команды занимайте свои места.

Ребята, вы уже много знаете о зиме, о том, как животные и птицы приспосабливаются к условиям жизни в холодный период года. Я думаю, что вы отлично справитесь со всеми заданиями, которые мы приготовили для вас. Напомню, что темой нашей игры будут зимующие птицы.

Команды готовы к первому заданию?

L:\Рая\Мама Садик\Новая папка (2)\IMG-b1a74c114d2bdc16376caaf58c8761c1-V.jpg

Воспитатель: Первый конкурс – разминка:

В этот час, веселый час

 Вы загадки отгадайте-

 Птиц мне точно называйте,

 Не сорока, не ворона и не чайка,

Что за птица, отвечай-ка»

Загадки буду загадывать по очереди одной и второй команде. За каждый правильный ответ команда получает фишку.

1 Спиною зеленовато,

Животиком желтовато,

Черненькая лапочка

И полоска шарфика. (Синица)

2 В серой шубке перовой

И в морозы он герой.

Скачет, на лету резвится.

Не орёл, а всё же птица. (Воробей)

3 Черный жилет,

Красный берет,

Нос как топор,

Хвост как упор. {Дятел)

4 Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая! (Сорока)

5 Выпал снег, а эта птица

Снега вовсе не боится.

Эту птицу мы зовем

Красногрудым. (снегирем) .

6 Окраской — сероватая,

Повадкой — вороватая.

 Крикунья хрипловатая

Известная персона.

Кто она? (Ворона)

7 Кто там прыгает, шуршит,

Клювом шишки потрошит,

Голоском речистым, чистым,

Кле-кле-кле поёт со свистом? (клёст)

8 Сизокрылая птичка любит семечки и крошки.

У окна она сидит и тихонечко воркует. (Голубь.)

9 И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей бояться этих,
Мыши прячутся, дрожа!
Очень уж суровы...(совы)

10 Эти птички с хохолком

 И красивые притом,

На рябину прилетели.

Птички эти — … (свиристели)
Воспитатель: Разминка прошла удачно, молодцы ребята .

Воспитатель: Второй   конкурс  «Четвёртый лишний».

Перед вами  картинки четырёх птиц, необходимо убрать лишнюю и объяснить почему она является лишней. За каждый правильный ответ команды получают фишку.

Команде  "Синички":

Сорока, воробей, ласточка, дятел (ласточка - перелетная птица);

Воробей, снегирь, синичка, сова (сова - ночная птица);

Команде "Снегири"

Утка, снегирь, голубь, свиристель (утка - перелетная птица);

Ворона, воробей, голубь, сорока ( воробей - мелкая птица).

 Воспитатель: И с этим заданием ребята справились отлично, но прежде чем перейти к следующему конкурсу, давайте поиграем.

Воспитатель: Я приготовила, ребята, корм для птиц: лук, конфеты, крошки черного хлеба, колбасу. Правильно?

Дети:

Нет! Птицы этого не едят. Они едят семена подсолнечника, пшено, сырое мясо, несоленое сало,  ягоды рябины, шиповника.

Хлебных крошек не жалей,

Птиц, ты покорми скорей!

Птицам голодно зимой-

Давай заботиться о них с тобой.

Подвижная  игра «Покормите птиц»

L:\Рая\Мама Садик\Новая папка (2)\IMG-465303edc0e811dce711d7caf7f72b0b-V.jpg

Воспитатель: Третий  конкурс « Эрудит»

Я буду задавать каждой команде по очереди вопросы. За каждый правильный ответ команды получают фишку.

1 О какой птице можно сказать -  малоподвижная ? (снегирь)

2 Какая птица высиживает птиц зимой ? (клест)

3 Какая птица любит сало? (синица)

4 О какой птице можно сказать - красногрудый? (снегирь)

5 Какую птицу называют “лесным доктором? (Дятла).

6 Какую птицу называют белобокой? (сорока)

7 Какая птица охотится ночью? (сова)

8 У этой птицы клюв необычный, крестообразный, чтобы шишки легко расклёвывать? (у клеста)

9 Эта небольшая птичка – настоящая красавица. Её ярко-жёлтое брюшко не спутаешь ни с какой другой птицей. (большая синица)  

10 Птица с хохолком на голове, прилетающая к нам зимой. (свиристель)

11 Какая птица передвигается по стволу вниз головой?  (поползень)

12 У какой птицы длинный хвост? (у сороки)

Воспитатель: Молодцы ребята, на все вопросы ответили.

Воспитатель: Четвертый конкурс «Угадай по описанию».

Команда составляет описательный рассказ о предложенной птице, не показывая её. Вторая команда отгадывает, про какую птицу рассказали. За каждый правильный ответ команды получают фишку.

1 Много имен у этой птицы. Ее называют «лесным доктором», «лесным плотником», а еще и «лесным поваром» за то, что она зимой подкармливает мелких лесных птичек семенами шишек и насекомыми. Что это за птица? (Дятел)

2 Эта птичка в самую стужу гнездо мастерит, птенцов выводит. И клюв у нее необычный – крестообразный. Что это за птица? (Клест)

Воспитатель: Приступаем к пятому  конкурсу для капитанов «Птичья мозаика»

Капитанам  нужно собрать разрезанные картинки (на разрезанных картинках изображены снегирь, синица).

Пока капитаны собирают картинки проводится игра  с сорокой.

Для сороки — белобоки (дети делают птичку из пальцев, она машет крыльями)
Мы построим дом высокий, (ставят кулачок на кулачок попеременно правой и левой рукой)
Вместе пальчики сведем, (прижимают ладошку правой руки к ладошке левой)
Будет крыша в доме том, (подушечки пальцев правой руки соединяют с подушечками левой, образуя уголок)
В доме кошка будет жить, (поглаживание одной руки другой)
И с сорокою дружить, (пальцы рук соединить в замок)
У сороки сорочата (подушечки пальцев соединяют вместе — «клювики» закрывают, затем разводят пальцы в стороны — открывают «клювики»)
Очень славные ребята, (хлопают в ладоши)
Сорочата полетели, (делают птичку, машут «крыльями»)
На деревья тихо сели (кладут ладошки на колени или на плечи)

Воспитатель :

Капитаны наши молодцы, собрали пазлы и получили картинку с изображением птицы своей команды. Принесли своей команде еще  по одной фишке.

 Пришло, пожалуй, время подвести итог,

Хоть каждый из нас сделал все, что мог.

Прошли вы с честью испытанья

И наши сложные заданья.

 Спасибо за работу, вы се такие веселые и находчивые!

И сейчас мы узнаем, кто же победил?

Воспитатель :

Слово для подведения итогов и награждения предоставляется жюри (вручение грамот каждой команде)

Все ребята молодцы,

Все ребята удальцы.

Показали знания отличные.

На сложные вопросы отвечали запросто.

 Доказали, что вы настоящие знатоки птиц.

Но, а в вашем соревновании победила дружба!

Сорока: мне тоже хочется поблагодарить ребят, за то что всю зиму они помогали птицам пережить зиму, сделали вместе с родителями кормушки и подкармливали.

Хочу вручить ребятам сладкие призы (угощает)

Воспитатель: и вот закончилась игра, но мы надеемся, что с ней, вы стали чуточку умней, дружней. Ребята, оставайтесь добрыми друзьями для птиц.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературной викторины по русским народным сказкам для детей старшей группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития.

Развивать речь детей, расширять активный словарь, активизировать устную  речь.  Развивать умение отвечать на вопросы по содержанию произведения. Совершенствовать артикуляцию и дикцию, в...

Сценарий педагогического мероприятия с детьми старшей группы компенсирующей направленности на тему: «Весенние чудеса»

Цель: Способствовать обобщению представлений о весне как времени года, о жизни животных, птиц, о погодных условиях в весеннее время; формировать положительно-эмоциональное отношение к красоте весенней...

Сценарий логопедического квеста в старшей группе компенсирующей направленности "Отряд Зеленые ленты".

На современном этапе развития образования наиболее востребованными становятся интерактивные, деятельностные формы организации образовательного процесса. К таким формам относится образовательный квест ...

Сценарий логопедического досуга для детей старших групп компенсирующей направленности

Сценарий логопедического досуга для детей старших групп компенсирующей направленности«Международный день родного языка»...