НОД по окружающему миру на тему "Путешествие в весенний лес"
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Марчин-оол Инна Викторовна

Конспект занятия "Путешествие в весенний лес" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nod_puteshestvie_v_vesenniy_les.docx28.59 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД № 36 «НАЙЫРАЛ» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА

ГОРОДА КЫЗЫЛА РЕСПУБЛИКИ ТЫВА

Непосредственно – образовательная деятельность

по окружающему миру в средней группе

на тему:

«Путешествие в весенний лес»

Выполнила воспитатель

                                                                               средней группы №6

                                                                      «Смешарики»

                                                                              Марчин-оол И.В.

Кызыл – 2020г

Тема: «Путешествие в весенний лес»

Возраст детей: 4-5 лет.

Образовательная область: «Познавательное развитие».

Интеграция областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие»

Вид занятия: занятие-путешествие.

Формы образовательной деятельности: непосредственно-образовательная деятельность.

Цель: Развитие у детей познавательного интереса, формирование целостной картины мира в весенний период.

Задачи:

Образовательные: Расширять представления детей о характерных признаках весны; учить находить эти признаки самостоятельно; расширить представления детей об образе жизни лесных зверей и птиц весной; развивать связную речь, умение понятно выражать свои мысли, отвечать на поставленные вопросы.

Развивающие: Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать; развивать зрительное восприятие, память.

Воспитательные: Воспитывать интерес к жизни лесных обитателей, бережное отношение к природе; воспитывать эмоциональную отзывчивость, эстетическое восприятие средствами музыки.

Планируемый результат: Обладает элементарными представлениями о сезонных изменениях в природе весной. Ребенок проявляет самостоятельность в игре, общении. Использует речь для выражения своих мыслей и чувств.

Оборудование и материалы: Аудиозапись «Голоса птиц» «Журчание ручейка», слайды о птицах, о весне, карточки о правилах поведения в лесу, игрушки – белка, лиса, медведь, телевизор, компьютер, картина «Весенний лес», карточки «Весенние приметы, деревья, пеньки.

Методические приемы: игровой – путешествие в весенний лес; словесный – художественное слово, беседы, вопросы; наглядный – слайды на тему весна, птицы, картина о весне,  

Словарная работа: линяет, лесовичок, кислород, ледоход, подснежник, журчание, дятел.

Предварительная работа: Рассматривание картин с иллюстрациями о весне, диких животных, птиц, разгадывание загадок о весне, беседы «У кого какие шубки?», «Птички – невелички»

Ход непосредственно – образовательной деятельности:

1. Организационный момент:

-Ребята, посмотрите, какое сегодня светит яркое солнышко, давайте поздороваемся с ним.

                             Здравствуй, красно солнышко (руки вверх)

                             Здравствуй, ветерок (машем руками)

                             Солнечные зайчики, (раскрываем пальчики)

                             Быстрый ручеек (волнообразные движения)

                             Здравствуй, ранняя трава, (подать правую руку)

                             Здравствуй, свежая листва, (подать левую руку)

                             Здравствуйте, ребята! (взяться за руки)

2. Вводная часть: (мотивация занятия)

- Ребята, вы слышите, кто-то в дверь стучится?

(Раздается стук в дверь, заходит Лесовичок)

Лесовичок: Помогите! Помогите!

- Да это же Лесовичок! Лесовичок, что случилось?

Лесовичок: Дорогие ребята, случилась беда, наступила весна, а лес не просыпается. Помогите, пожалуйста, разбудить цветы, зверей, птиц, насекомых.

-Ребята, что же нам делать? Поможем Лесовичку? Не расстраивайся Лесовичок! Мы тебе поможем разбудить спящий лес!

Лесовичок: Тогда, я жду вас в лесу.

(Лесовичок убегает)

-Ребята, а вы знаете, что такое лес? (Да)

Лес – это зеленый наряд нашей земли

Лес – это дом для птиц и животных

Лес – это наше богатство

Лес – это красота нашей природы

Лес – это врач, который очищает воздух и дает кислород

- Молодцы, ребята!

- Посмотрите на картину.

(На фланелеграфе изображение леса)

- Никого не видно. Тишина. Ну что, ребята, отправимся в лес, помогать Лесовичку?  (Да)

- Прежде чем отправиться в лес, давайте вспомним, как нужно вести себя в лесу? (Не нарушать тишину леса, не ломать ветки деревьев, не бросать мусор, нельзя ловить бабочек, не срывать цветочки) Теперь мы смело можем отправиться в лес.  

-А на чем можно оправиться в лес, ребята?  (На автобусе, на велосипеде, на машине)  Правильно, молодцы! А мы отправимся на поезде! Становитесь друг за другом.

 (Звучит музыка)

3. Основная часть:

а) поисковый этап:

- Вот мы и приехали в лес, ребята!

                                                     Здравствуй, лес, добрый лес,

                                                     Полный сказок и чудес!

                                                     Кто в глуши твоей таиться?

                                                     Что за зверь, какая птица?

                                                     Все открой, не утаи,

                                                     Ты же видишь, мы свои!

- Присаживайтесь на пенечки.

- Посмотрите на экран, что мы видим? (Весенний лес) (Слайд 1)

- Правильно, ребята это весенний лес, но в нем тихо и грустно. А для того чтобы наш лес расцвел, проснулся от зимней спячки, нам необходимо будет выполнить задания!

- Я буду загадывать загадки, а вы попробуйте их отгадать.

Загадки:

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит, к нам пришла…(весна) (Слайд 2)

Висит за окошком

Кулек ледяной

Он полон капели

И пахнет весной (сосулька) (Слайд 3)

Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня.
Издалека по песенке,
Узнаете меня (ручеек)
 (Слайд 4) 

Наконец река проснулась,

С боку на бок повернулась

Затрещал, ломаясь, лед

Значит скоро… (ледоход) (Слайд 5)
Строим мы для птичек дом,

Чтобы жили они в нем

Вот скворец сел на орешник

Для него готов… (скворечник) (Слайд 6)

Первым вылез из землицы,
На проталинке
Он мороза не боится,
Хоть и маленький (подснежник)
 (Слайд 7)

Молодцы ребята,  загадки вы отгадали, а теперь давайте поиграем. Выходите на поляну, игра называется «Найди приметы весны»

- Подойдите к столу. У меня на столе лежали картинки, подул ветерок и все перепутал. Вам необходимо будет отобрать картинки, на которых изображены приметы весны. (Дети берут по одной картине)

- Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием.

- А сейчас давайте сядем на пенечки и внимательно послушаем.

(Дети садятся на пенечки, включается аудиозапись «Журчание ручейка»)

- Слышите, это журчит ручеек. А вы слышите пение птиц? (Нет)

- А для того чтобы в нашем лесу запели птицы вам нужно будет правильно ответить на вопросы.

- Скажите мне, ребята, а что происходит с птицами весной?  (Птицы весной возвращаются из теплых стран)

- А почему они туда улетали?  (Потому что зимой было холодно и им нечем было питаться)

- А как называются птицы, которые улетают в теплые края?  (Перелетные птицы)

- А как называются птицы, которые остаются с нами зимовать? (Зимующие птицы)

- Давайте мы сейчас рассмотрим некоторых птиц.

- Кто знает, ребята, что это за птички?  (Ворона и воробей) (Слайд 8)

- Скажите мне, чем отличаются ворона и воробей?

(Дети описывают внешний вид птиц)

- Ворона большая, а воробей маленький. Ворона черная, а воробей коричневый. Ворона ходит, а воробей прыгает. Ворона каркает, а воробей чирикает.

- Как ворона каркает?  (Карр – карр - карр)

- А как воробей чирикает?  (Чик – чирик, чик – чирик)

- Ребята, а чем воробей и ворона похожи? (У воробья есть хвост и крылья, у вороны тоже есть хвост и крылья. Голова и туловище, покрыты перьями)

- Правильно, ребята! Ворона большая и важная птица, а воробей маленький и быстрый.

- А это что за птица?  (Дятел) (Слайд 9)  

-Дятел полезная птица, его называют «доктором» леса. Почему, его так называют? (Потому что он уничтожает насекомых приносящих вред дереву)

- Как передвигается, дятел? (Дятел передвигается по дереву скачками, опираясь о хвост)  Покажите, ребята, пальчиками, как стучит дятел по дереву? (Дети показывают стук дятла руками)

- Молодцы, ребята!

- А теперь, что мы видим? Что это за картина? (Гнездо с птенцами) (Слайд 10)

- Хорошо, ребята, на все вопросы ответили. А теперь, уже можем слушать пение птиц.  

(Включается аудиозапись «Голоса птиц»)

- Попробуйте, ребята, определить, кто для нас поет?

(Звучат голоса птиц, дети отгадывают, чей это голос) (Кукушка, Дятел, Ворона, Синица) (Слайд 11)

- Ребята, я сейчас вам предлагаю прогуляться по лесной тропинке. (Дети выходят на тропинку, идут) Посмотрите, как все вокруг красиво!

б) практический этап:

- Посмотрите, а что за зверек пустые шишки возле дерева оставил?  (Белочка)

(Воспитатель подходит к дереву, за которым прячется игрушка белка)

- Посмотрите, ребята, какая шубка у белочки?  (Рыжая)  А в какой шубке она зимой ходила? (В серой)  Почему?  (В серой шубке она легко пряталась среди деревьев) Сейчас белочка рыженькая, она уже одела, свою весеннюю шубку. Весной все звери «линяют» - давайте повторим это слово все вместе (Линяют) Как называется домик у белочки?  (Дупло) Теперь белочка в своем домике не одна. Весной у нее появляются маленькие детеныши. Как детенышей белки зовут?  (Бельчата) Мама белка заботиться о них, кормит своим молоком, укрывает своим хвостом. Отпустим белку, пусть она бежит к своим бельчатам?  А мы дальше пойдем по тропинке.

- Ребята, смотрите, еще чей – то рыжий хвост торчит. Посмотрим? Это же хитрая рыжая лиса. Ребята, скажите, лиса она какая? (Красивая, рыжая, золотистая, пушистая, длиннохвостая, хитрая)  Как называется домик лисы? (Нора)  Шубка у лисы тоже линяет, только цвет остается такой же рыженький.

-Ребята, мы долго шли, давайте сядем на пенечки и отдохнем. Скажите мне, а про кого говорят: «Бурый, косолапый, неуклюжий?» (Медведь)  Послушайте об этом стихотворение

 (Рассказывает ребенок)

Без нужды и без тревоги

Спит медведь своей берлоге

Спал всю зиму до весны

И, наверно, видел сны

Вдруг проснулся косолапый

Слышит: каплет – вот беда!

В темноте пошарил лапой

И вскочил – кругом вода

Заспешил медведь наружу:

Заливает – не до сна!

Вылез он и видит лужи,

Тает снег, пришла весна.

- В этом стихотворении, о чем говориться, ребята? Почему мишка проснулся и вылез из берлоги? (Потому, что начал таять снег и ему стало сыро)

- В конце зимы у медведицы тоже появляются маленькие медвежата. Ребята, как вы думаете, линяет ли шуба у медведя?  (да, старая шерсть выпадает)

Итог. Рефлексия и рефлекторно – оценочный этап:

- Молодцы, ребята, а теперь выходите на поляну, вот и Лесовичок нас встречает.

Лесовичок: Ребята, большое вам спасибо. Вы очень помогли мне и лесу. Вы настоящие друзья природы. Вы хорошо постарались. Разбудили спящий лес! На память о нашей встрече я хочу угостить вас вкусными, ароматными лесными яблочками.

- Спасибо большое, Лесовичок! Мы тоже были очень рады вам помочь. Мы разбудили птиц и зверей, да ребята?  Ну, давайте, ребята, попрощаемся с Лесовичком (До свидания, Лесовичок!)

- Теперь нам пора возвращаться обратно на поезде в детский сад.

(Звучит музыка)

- Вот мы и вернулись в свой родной детский сад.

- Ребята, скажите мне, куда мы ездили? (В лес) Для чего мы туда ездили? (Чтобы будить спящий лес) А кому мы помогали? (Лесовичку) Скажите мне, что больше всего вам понравилось в нашем увлекательном путешествии? (Помогать Лесовичку, будить спящий лес, отгадывать загадки, слушать пение птиц)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе "Весенние трели"

Программное содержание: Формировать у дошкольников пред­ставления о птицах и птенцах. Познакомить с характерными особен­ностями внешнего вида, поведения, образа жизни птиц. Побуждать детей узнавать и ...

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе: «Весенние цветы – первоцветы».

Задачи:• Закрепить знания детей о весенних изменениях в природе;• Продолжать развивать связную речь;• Вызвать у детей положительные эмоции.• Воспитывать аккуратность, бережное отношение ко всему живом...

Занятие по окружающему миру в младшей группе «Весеннее пробуждение»

В ходе занятия дети знакомятся с различиями между деревом и кустарником, закрепляют умение определять один и много предметов, учат порядок следования времен года зимы и весны, воспитывают...

Конспект НОД во второй младшей группе по ознакомлению с окружающим миром Тема: «Путешествие на весеннюю полянку»

Конспект НОД во второй младшей группе по ознакомлению с окружающим миромТема: «Путешествие на весеннюю полянку» Воспитатель: Черепанова Л.И.Задачи:- обобщить и закрепить знания детей ...

Конспект занятия по окружающему миру "Кто они – наши весенние гости?"

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей ст.гр....

Конспект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе " Весенний день 8 Марта!"

нспект по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе " Весенний день 8 Марта!"...

Конспект по окружающему миру в средней группе «Весенние месяцы»

расширение знаний детей о весенних месяцах, характерных признаках весны....