Конспект занятия по окружающему миру "Кто они – наши весенние гости?"
консультация по окружающему миру (старшая группа)

Тихоненко Анна Анатольевна

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для детей ст.гр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kto_oni_nashi_vesennie_gosti.docx17.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по окружающему миру "Кто они – наши весенние гости?"

Восп-ль:Тихоненко А.А.

Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Цель:

Обобщить, систематизировать знания детей об  изменениях в  жизни и поведении птиц с приходом весны.

Задачи:

Способствовать расширению и обогащению представлений детей о птицах в весенний период (прилет птиц, гнездование, выведение птенцов, забота о них, помощь человека);

Формировать умение сравнивать грача с вороном;

Выявить связи с живой и не живой природой;

Совершенствовать умение устанавливать связи между прилетом птиц и наличием корма;

Формировать умение называть перелетных птиц, рассказывать о них и их гнездах;

Формировать умение детей  высказывать предположения и делать выводы, излагать свои мысли понятно, активизировать связную речь;

Развивать внимание, память, сообразительность, мышление, самостоятельность суждений;

Воспитывать доброжелательность, заботливое отношение к птицам.

Оборудование: презентация "Птицы весной", аудиозапись "Пение птиц весной",  шапочки с изображением птиц на головах (дятел, жаворонок, ласточка)

                                                     Ход занятия

1. Вступительное слово.

Звучит музыка "Пение птиц весной". Воспитатель читает стихотворение.

О чем поет весна? Автор: Егорова Галина Васильевна.

Вскружит головы людей
Карнавал весенних птиц
Сказочной мелодией
Соловьев, скворцов, синиц.

Зажурчат в полях ручьи,
В небе солнце заиграет.
С юга прилетят грачи,
И другие птичьи стаи.

Пробуждается природа ото сна,
Под жаркими лучами.
Снова к нам пришла весна,
Солнцу радуется с нами.

Воспитатель:

-Ребята, скажите, о чем мое стихотворение? (о весенних птицах, о весне)

 - Какое время года сейчас? (Весна)

 - Что происходит с природой, когда наступает весна? (тает снег, бегут ручьи, природа пробуждается, прилетают птицы)

2. Беседа "Первые весенние птицы"

Воспитатель:

 С началом весны возвращаются на Родину птицы, зимовавшие в теплых краях. У различных птиц весна наступает в разное время.

 - Какая  птица прилетает раньше всех? (ответы детей)

По весне к нам с юга мчится
Чёрная, как ворон, птица.
Для деревьев наших врач –
Ест букашек разных ...(Грач)

(Показываю 2 слайд)

- С какой птицей можно спутать грача ? (с вороном) Показываю 3 слайд

Сравниваем  грача и ворона. Показываю 4 слайд

1.Ворон крупнее грача по размерам и весу.

2.У ворона перья на горле заострены и топорщатся.

3. Отличается грач от вороны и иной формой крыла и хвоста.

4. Главная примета грача, отличающая его от вороны и которую нельзя не заметить - это голое место вокруг клюва. От постоянного ковыряния в земле у грача клюв беловатый.

5.Клюв у ворона очень мощный, у грача он прямой заостренный. Оперение грача отличается особым оттенком.

6.Отличаются эти птицы формой крыльев, кстати, ворон машет в полете крыльями реже, чем грач.

7. Ворон ведет оседлый образ жизни, а грачи - перелетный.

- Как вы думаете, почему грачи прилетают первыми? (Они могут ходить по земле и собирать семена, плоды, оттаявшие из-под снега, первых червяков).

- Как вы понимаете эту поговорку: Грач на горе - весна на дворе? (Когда прилетают грачи, можно говорить о том,  что наступила весна. Грачей называют "Вестниками весны").

- За грачами прилетают и другие птицы. Отгадайте, о ком идет речь в загадке:

На шесте дворец

Во дворце певец

Звать его....(скворец) Показываю 5 слайд

 - Чем питаются скворцы? (Они любят поедать земляных червей, личинок насекомых. Ловят бабочек, гусениц, пауков, кузнечиков и других насекомых.)

Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот 
И в полях поёт, поёт …(Жаворонок) Показываю 6 слайд

- Чем питаются жаворонки? (питаются насекомыми и семенами)

- Следующая загадка:

Она под крышами живет,
Гнездо своё из глины вьет,
Целый день суетится,
На землю  не садится,
Высоко в облаках летает,
Мошек на лету поедает,
В черном фраке лапочка,
А зовется ?…..(Ласточка) Показываю 7 слайд

Позже всех прилетают ласточки. Чем питаются ласточки? (насекомыми, которые летают  в воздухе).

- Что сейчас делаю все птицы? (строят гнезда, выводят птенцов)

 - Почему это происходит именно весной? (с каждым днем весной становится все теплее, появляются различные насекомые, т.е пища для птиц)

3. Беседа  "Зачем птицы строят гнезда"

- Давайте подумаем, о чем эта загадка?

Без рук, без топоренка

Построена избенка. (Гнездо)

- Зачем птицы строят гнезда? (в гнезда птицы откладывают яйца, высиживают их, потом появляются птенцы).

-Чем кормят птицы своих птенцов? (насекомыми)

- Какую пользу приносят птицы, выкармливая своих птенцов? (уничтожают вредных насекомых, они помогают сохранять наши леса, сады, поля).

Воспитатель: Пернатый народ строит свои гнезда в самых разнообразных местах. Посмотрите и назовите, где птицы строят гнезда?

Показываю 8 слайд - на деревьях, 9 слайд - в кустах, 10 слайд - в дуплах

- Скажите, как мы можем помочь птицам весной? (покормить их, построит скворечник)

Показываю 11 слайд - скворечник

- Правильно, дети, а кому из птиц нужен скворечник? (скворцу, синицы)

4.Выступление детей в роли птиц

- Послушайте, что расскажут о своих гнездах птицы (выступление детей в ролях дятла, ласточки, жаворонка) Показываю 12 слайд.

Дятел: Я, дятел, хорошо устроился в дупле, но я каждый год новое дупло делаю, а моя старая постройка не пустует. В ней поселяются другие птицы: скворцы, поползни.

Воспитатель: Ребята, где устраивает себе гнездо дятел? (ответы детей)

Показываю 13 слайд.

Ласточка: Я - ласточка, и моя жизнь тесно связана с жизнью человека. Я свое гнездо не вью, а леплю из комочков грязи, илистого песка и глины. Скрепляю все это липкой слюной вперемешку с веточками и травинками. А домик свой устраиваю под карнизами домов, под крышами сараев. А мои сестры-береговушки вырывают узкие длинные норы в крутых берегах.

 - Как строит себе гнездо ласточка? Где?  (ответы детей)

Показываю 14 слайд.

Жаворонок: Я - веселый жаворонок. Свое гнездо я вью из стеблей травы, тонких корешков и небольшого количества шерсти. Оно находится в углублении на поле среди зеленеющих хлебных всходов.

- А у жаворонка,  где гнездо? (ответы детей )

- Молодцы, ребята справились с заданием. И в заключении поиграем с вами в игры.

5.Подвижная игра "Птички в гнездах" (4 обруча - гнездышки)

 Дети-птички размещаются в гнездах (обручах) на корточках. По сигналу воспитателя они вылетают из гнезд и резвятся на полянке, клюют зернышки. по сигналу воспитателя  "птички в гнезда"детивозвращаются   в свои гнезда.

6. Итог занятия

- Скажите, ребята, какие весенние гости прилетают  к нам весной? (грачи, скворцы, жаворонки и тд.)

 - Какую пользу приносят птицы? (уничтожают вредных насекомых)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе "Весенние трели"

Программное содержание: Формировать у дошкольников пред­ставления о птицах и птенцах. Познакомить с характерными особен­ностями внешнего вида, поведения, образа жизни птиц. Побуждать детей узнавать и ...

Конспект занятия по окружающему миру «Деревья нашего леса»

Конспект занятия по окружающему миру «Деревья нашего леса» Воспитатель:  Орлова Т. А. Цель занятия:  уточнить, расширить и закрепить знания детей о деревьях нашего края; учить дете...

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе «Путешествие в весенний лес».

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе....

Конспект занятия по окружающему миру в средней группе: «Весенние цветы – первоцветы».

Задачи:• Закрепить знания детей о весенних изменениях в природе;• Продолжать развивать связную речь;• Вызвать у детей положительные эмоции.• Воспитывать аккуратность, бережное отношение ко всему живом...

Конспект занятия по окружающему миру во второй младшей группе на тему: " Прогулка по весеннему лесу"

Цели: формирование представлений о весне.Задачи: Обучающие: • Обобщить знания детей по теме «Весна». Уточнить знания детей о времени года, изменениях в природе, происходящих...

Конспект занятия по окружающему миру. "Электроприборы наши помощники. Средняя группа.

Окружающий ребенка мир предметов должен вызывать у него любопытство, живой интерес, желание войти в этот мир, преобразовать его, усовершенствовать, а для этого, ребенок к концу дошкольного возраста до...

Конспект занятия по окружающему миру Тема: «Наша планета-наш дом».

Расширить представления о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ, живущих рядом с человеком....