ПРОЕКТ «Огород – круглый год» для детей старшего дошкольного возраста
проект по окружающему миру (старшая группа)
Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества в будущем способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudo-ogorod_na_podokonnike_rastet.doc | 439.5 КБ |
dnevnik_nablyudeniya_za_lukom.docx | 444.75 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «МЕДВЕЖОНОК» Г.НАДЫМА»
ПРОЕКТ
«Огород – круглый год»
для детей старшего дошкольного возраста
Иванова С..Н. – воспитатель МДОУ «Детский сад «Медвежонок» г. Надыма.
Проект «Огород – круглый год» предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста. Содержит материал по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) через интеграцию образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»; представлен уровневый подход к диагностике познавательного развития.
Предлагаемый материал может быть использован педагогами дошкольных образовательных учреждений в работе с детьми 5-7 лет.
Содержание
- Введение ………………………………………………………………………………..4
2. Проектная часть…………………………………………………………………………5
3. Мониторинг уровня знаний …………………………………………………………..14
- Заключение…………………………………………………………………………….17
- Приложение……………………………………………………………………………18
"У ворот шумит народ.
Где тут зимний огород? Говорят, что там растет. Огуречная рассада.
И укропчик и лучок.
Смотрят все на огород,
И уходят, открыв рот"
Введение
Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Многие родители даже не подозревают, что зелёное царство начнёт вызывать огромный интерес у ребёнка, если взрослые научать наблюдать за растениями, видеть в зелёном ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослого дошкольник может понять, что жизнь растений зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребёнок будет сочувствовать и ухаживать. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимний – весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого «огород на окне». А изменения в природе побуждают бережно относиться к растениям.
Проектная часть
Актуальность. Данная работа направлена на развитие поисково-познавательной деятельности детей, которая дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать познавательную и творческую активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества в будущем способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне со взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.
Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт. Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Проблема:
В условиях современного общества, когда проще приобрести всё готовое, чем выращивать самим, дети не имеют понятия, откуда берутся овощи и как за ними нужно ухаживать.
Цель: формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
Задачи по образовательным областям:
Познавательное развитие:
- расширить знания детей о культурных и дикорастущих растениях;
- продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (пшеница, лук, салат, цветы, овес, помидоры, огурцы, редис);
- формировать у детей понятия взаимосвязи природа и люди;
- обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений;
- развивать умение наблюдать, выделять предмет из окружающего пространства по определённым признакам. Обогащать опыт исследовательских действий, удовлетворять детскую пытливость.
Социально-коммуникативное развитие:
- продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях;
- развивать чувство ответственности за благополучное состояние растений (полив, взрыхление, прополка сорняков);
- воспитывать уважение к труду, бережное отношение к его результатам;
- развивать познавательные и творческие способности;
- формировать положительное взаимоотношения ребенка со взрослыми и со сверстниками;
- развивать чувство общности детей в группе и навыки сотрудничества;
- воспитывать уважительное взаимоотношение ребенка к взрослым.
Речевое развитие:
- развивать речь как средство общения, обогащать и активизировать словарь, развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь;
- стимулировать развитие инициативности и самостоятельности ребёнка в речевом общении с взрослыми и сверстниками .
Художественно-эстетическое развитие:
- способствовать развитию творческих способностей у детей; поощрять разнообразие детских работ, вариативность.
Вид проекта: познавательно-исследовательский
Продолжительность: краткосрочный(март - май)
Объект исследования: огород на подоконнике.
Предмет изучения: процесс выращивания культурных растений в комнатных условиях.
Методы проекта:
Игровые: Дидактические игры, подвижные игры, игры-забавы;
Словесные: Чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок; разговор, беседа, рассматривание картинки;
Практические: Наблюдение, уход за растениями, совместные действия воспитателя и ребенка, выполнение трудовых поручений;
Наглядные: Показ предметов, игрушек, наблюдение явлений природы, труда взрослых, рассматривание живых объектов, рассматривание объекта для наблюдения, использование иллюстраций, картин, фотографий.
Метод трех вопросов:
Что знаем? Знаем, что комнатные цветы растут на подоконнике круглый год. Знаем, что если посадить семечко оно вырастить.
Что хотим узнать? Вырастут ли семена овощей и лука, если их выращивать на подоконнике.
Что нужно сделать, чтобы семена выросли?
Где и как найдем ответы на вопросы? Проведем опыт - эксперимент. Спросим у взрослых. Посадим и будем наблюдать.
Задачи по работе с родителями:
- Повысить компетентность родителей по теме проекта;
- Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического сотрудничества.
Участники проекта:
Дети: активные участники проекта, вовлечены в разнообразные виды деятельности.
Родители: активные и заинтересованные участники проекта, ориентированы на развитие у ребенка потребности к познанию и чтению, созданию в семье благоприятных условий для развития ребенка, с учетом опыта детей приобретенного в детском саду через совместную проектную деятельность.
Педагог: осуществляет инновационную деятельность, повышает профессиональный уровень.
Организация деятельности участников проекта: взаимодействие и сотрудничество всех участников проекта.
Этапы работы по реализации проекта
I этап – подготовительный:
- Определение цели и задач проекта.
- Беседа с родителями «Огород на подоконнике».
- Сбор информационного материала необходимого для реализации проекта.
- Составление плана работы над проектом.
- Разработка конспекта занятий, презентаций по планируемой теме.
- Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
- Изготовить с детьми таблички - указатели с названиями растений для наших грядок.
- Сбор художественной литературы стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы, сказки об овощах, о цветах и о труде.
- Взаимодействие с семьей. Сбор семян, необходимых для посадки. Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.
- Анкетирование родителей.
II этап – основной:
- реализация основных видов деятельности по направлениям проекта;
- приобщение и взаимодействие с педагогами и родителями.
III этап – заключительный:
- подведение итогов реализации проекта;
- повторная диагностика детей;
- соотнесение ожидаемых и реальных результатов;
- Оформление огорода на подоконнике и уход за ним.
- Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, аппликаций, связанных с тематикой проекта
- Оформление коллекции семян овощных культур.
- Консультация для родителей «Как разводить огород на подоконнике».
- Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями».
Предполагаемый результат
со стороны детей:
- дети познакомятся с культурными и дикорастущими растениями и вырастят на подоконнике урожай;
- с помощью опытнической работы дети получат необходимые условия для роста растений;
- с помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала;
- у детей будет формироваться бережное отношение к растительному миру;
- формирование у детей уважительного отношения к труду.
- создание в группе огорода на подоконнике;
- создание дневника наблюдений для фиксации наблюдений за растениями в огороде на подоконнике.
со стороны педагога:
- активизировать поисковую деятельность;
- установить доверительных и партнерских отношений с родителями;
- создать условия для благоприятного взаимодействия с родителями.
со стороны родителей:
- повысить активность участия родителей в реализации проекта.
- повысить уровень педагогической культуры родителей.
Тематический план работы с детьми по проекту «Огород – круглый год»
Этапы проекта | Мероприятия | Цели | Ответственные | Сроки реализации |
I этап – подготовительный | Беседа с родителями «Огород на подоконнике». | Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. | Воспитатели родители | март (1 неделя) |
Подбор наглядно – дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной и научной литературы, приобретение необходимого оборудования, составление плана, разработка конспекта занятий. | Создать условия для реализации проекта «Огород на подоконнике». | Воспитателиродители | март (1-2 недели) | |
Анкетирование родителей. | Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. | Воспитатели | март (3 неделя) | |
Сбор семян необходимых для посадки, изготовление табличек | Сформировать первоначальное представление о растениях и выращивание их в комнатных условиях. | Воспитателиродители | март (3 неделя) | |
II этап – основной | Занятие «Дикорастущие и культурные растения» | Ввести и обосновать классификацию растений как дикорастущих и культурных (по взаимоотношениям с человеком), познакомить с интересными представителями мира растений. | Воспитатели | март (3 неделя) |
Сюжетно - ролевые игры: «Огород» «Магазин «Овощи и фрукты» «Дачники» | Сформировать понятие у детей, что такое огород и способы ухода за ним. Закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах. Развивать социальные навыки детей. | Воспитатели | Март (3 неделя)- май | |
Подвижные игры «Огородник» «Собери урожай» «Фрукты и овощи» | Закрепить представление об огородных растениях, активизировать названия овощей. Развивать речевой слух. Физическое развитие ребенка и формирование его эмоциональной сферы. Учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность. | Воспитатели | Март (3 неделя)- май | |
Беседы с детьми: «Лук от семи недуг» «Что необходимо для роста растений?» | Дать понять представление о культурном растении - репчатом луке и его пользы для организма. Развивать интерес к жизни растений; уточнить представления об условиях, необходимых для жизни растений | Воспитатели | март (4 неделя) | |
Практическая деятельность: Посадка лука, гороха, огурцов, перца, помидоров, петрушки, укропа | Вызвать интерес к выращиванию огородной культуры. | Воспитатели | март (3 неделя) | |
Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений». | Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла) | Воспитатели, дети | март (3 неделя)- апрель | |
Рассматривание семян через лупу. | Дать понятие о том, что форма и количество семян у разных растений разное. С помощью лупы определить, что помогает перезимовать семенам. | Воспитатели | март (3 неделя) | |
Труд в уголке природы. | Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла) | Воспитатели | март (3 неделя)- май | |
Рисование детей на тему «Наш лучок» | Закрепление умения детей передавать в рисунке форму, цвет и характерные особенности овощей, развитие творческого воображения. | Воспитатели | апрель (2 неделя) | |
Лепка детей на тему «Наш урожай» | Продолжать знакомить с названиями овощей, закреплять разнообразные приемы лепки овощей. | Воспитатели | апрель (3 неделя) | |
Аппликация детей на тему «Овощи на тарелке» | Продолжать знакомить с названиями овощей, закреплять разнообразные приемы вырезания. | Воспитатели | апрель (4 неделя) | |
Зарисовка «От семени к ростку» | Познакомиться с развитием растений на различных этапах | Воспитатели | май (1 неделя) | |
2 этап Формирующий | ||||
Дидактические игры: «По грибы да по ягоды» «Дары природы» «Фрукты - овощи» «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?», «Овощной магазин», «Вершки и корешки», « Из какого семени плод?» | Ознакомление детей с различными видами грибов и ягод, научить различать среди них съедобные и ядовитые. Ознакомление детей с овощами и фруктами, различными видами орехов, а так - же со съедобными и ядовитыми ягодами и грибами. Ознакомление детей с названиями фруктов, овощей и ягод, различать их цвету и форме. | Воспитатели | март (3 неделя)- май | |
Пальчиковые игры: «Мы капусту рубим,рубим» «У Лариски две редиски» «Приглашаем в огород» | Развитие мелкой моторики рук, закрепление названия овощей. | Воспитатели | март (3 неделя)- май | |
Рассматривание Книг, иллюстраций о растениях. Чтение детям: Д. Родари “Чипполино”, Н. Носов “Огородники”, “Огурцы”, Потешки об овощах, Е. Благинина “Приходите в огород”, В. Волина “Наша грядка”, Е. Надёжкина “Огуречное семечко”, Г. Юдина “Сказка о том, как овощи воевали” Сказки “Репка”, “Пых” Стихотворение В. Коркина “Что растет на нашей грядке?”. Русские народные сказки “Вершки и корешки”. Стихотворение-игра-считалка Г. Сапгир “Садовник”. Отгадывание загадок Об овощах. Слушание Б. Можжевелова “Огородная – хороводная”. Игра-хоровод “Урожай”. Музыкально-динамическая пауза “Репка”. | Развитие у детей внимания, памяти, мышления. Закрепить представление детей об овощах, цветах, труде и правилах ухода за растениями. | Воспитатели | март (3 неделя)- май | |
III этап – заключительный | 1. Оформление огорода на окне 2. Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, аппликаций, связанных с тематикой проекта 3. Оформление коллекции семян овощных культур. 4. Консультация для родителей «Как разводить огород на окне». 5.Фоторепортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями». 6. Анализ результативности | Воспитатели, дети | Май (3-4 недели) |
Диагностика по освоению проекта
Реализация проекта предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (оценки индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанной с оценкой эффективности педагогических действий и лежащей в основе их дальнейшего планирования).
Педагогическая диагностика проводится в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности. Инструментарий для педагогической диагностики - карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка.
Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:
1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
2) оптимизации работы с группой детей.
В ходе образовательной деятельности воспитатель создает диагностические ситуации, чтобы оценить индивидуальную динамику детей и скорректировать свои действия.
Блиц – опрос
- Относятся ли растения к живым существам?
- Какие витамины содержаться в луке?
- Какие особенности ухода за комнатными растениями вы знаете?
- Знаешь ли ты классификацию по типу дикое, культурное растение?
- Какие блюда можно приготовить из овощей?
- Как ты думаешь, можно ли вырастить овощи дома?
Уровни освоения:
- Ребенок в полном объёме отвечает на предложенные ему вопросы, без помощи взрослого, полным ответом. (Высокий уровень).
- Ребенок пытается объяснить, но ответы однозначные, неразвернутые. Отвечает на вопросы с небольшой помощью взрослого. (Средний уровень).
- У ребенка общее недеференцируемое представление о растениях. Затрудняется ответить на поставленные вопросы. (Низкий уровень).
На основе полученных данных воспитатель составляет индивидуальные характеристики уровней исследовательской деятельности детей и разрабатывает пути развития исследовательского поведения каждого дошкольника.
Проводится качественный и количественный анализ ответов. Результаты диагностики фиксируются в таблице. Приложение1
По реализации проекта «Огород – круглый год» были получены следующие результаты:
- Дети познакомились с культурными растениями.
-У детей сформировался интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
-В результате практической и опытнической деятельности дети узнали о необходимых условиях роста и развития растений.
-Дети познакомились с многообразием посевного материала.
-Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
-В группе был создан огород на окне.
-Дети стали более уважительно относиться к труду и результатам труда.
-Родители приняли активное участие в проекте «Огород на окне».
Динамика сформированности представлений о разнообразии растений и использовании их человеком в целях украшения, а так же развития экологического и эстетического воспитания детей.
Вывод: Проведя сравнительный промежуточный анализ результатов мониторинга (март 2017- май 2017 года) усвоения воспитанниками материала по проекту «Огород – круглый год», я увидела положительную динамику и рост знаний в данной области. На диаграмме мы можем увидеть, что на начало проекта у детей не было выявлено высокого уровня знания о растениях, преобладал средний уровень, он составлял 58%, остальные 42% показывали низкий уровень. К концу проекта, показатели изменились, появился высокий уровень знаний детей в данной области и составил 45%, средний уровень – 55%, низкий уровень у воспитанников не наблюдается.
Заключение
В ходе исследовательской деятельности я отметила, что дети стали больше интересоваться окружающей действительностью, у них появилось стремление к самостоятельному получению знаний, они активно вступают в общение, аргументируют свой выбор. У детей сформировалось умение самостоятельно действовать, достигать результата и обозначать его с помощью условной схемы (зарисовывать результаты опытов). А главное, ребенок провел настоящее исследование, почувствовал вкус самостоятельной экспериментальной работы, получил первые навыки ее проведения.
Литература:
- Дыбина О.В., Н.П. Рахманова, В.В.Щетинина «Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников» Второе издание, исправленное. Творческий Центр «Сфера», Москва 2013.
- Иванова А. И. «Экологическое воспитание и эксперименты в детском саду. Мир растений», Москва 2005г.
- Комарова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Мир, в котором я живу», Москва 2006г
- Лисина Т.В., Морозова Г.В. «Подвижные тематические игры для дошкольников», Издательство «ТЦ Сфера» 2014г.
- Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего возраста», Санкт – Петербург. Детство – Пресс 2008г.
- Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет / Т.С.Комарова, Л.В.Куцакова, Л.Ю.Павлова. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Дошкольник и рукотворный мир. Пед.технология. / М.В.Крулехт. СПб.: Детство-Пресс, 2003.
- Комплексные занятия в старшей группе. Т.М. Бондаренко. Практическое пособие для воспитателей Воронеж, ТЦ «Учитель», 2007.
Приложение1
№ | Ф.И. ребенка | Уровень исследовательской деятельности | ||
Высокий | Средний | Низкий | ||
Приложение 2
Беседа для родителей «Огород на подоконнике»
В наше время самое интересное чудо для детей в зимнее время - это создание огорода на подоконнике. Многие родители, имеющие свои огороды (дачи, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растениями, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет). Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
Огород на окне в домашних условиях способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и последующем уходе за растениями. Огород на подоконнике, прежде всего, должен помогать в развитии детей. Поэтому для детей раннего возраста целесообразно высаживать более крупные семена.
Рекомендуем родителям выращивать растения разными способами, создавая для них разные условия: для одной — тепло, воду, свет; для другой — тепло, воду, темноту; для третьей — холод, воду, свет. Организуя такой опыт и проводя с детьми регулярные еженедельные наблюдения за прорастанием лука, с последующим фиксированием результатов с помощью рисунков в календаре, родители достигают многого — на конкретном примере убеждают детей в значимости отдельных факторов внешней среды для роста и развития растений.
Родителям предлагается выбрать для посадки: лук-репку, дольки чеснока, семена кабачка, сельдерея, петрушки. Все, что прорастет, нужно использовать как витаминную добавку к обеду. Родителям вместе с детьми рекомендуется вести дневник наблюдений, в котором фиксировать изменение роста растений.
Следует помнить, что трудовая деятельность для дошкольника ещё не основная. Взрослые лишь приобщают его к посильному соучастию в семейном труде. В дошкольном возрасте труд-это, прежде всего средство воспитания таких важных качеств, как ответственность за выполнение поручения, за получаемый результат, обязанность, целеустремлённость. Уход за растениями чрезвычайно важен и имеет гуманистический смысл: от него зависит жизнь и состояние живых существ.
Такая работа развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины. Выращивая, ухаживая за растениями, дети наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, определяют условия, необходимые для роста и развития растений, поэтому это ещё и великолепный познавательный материал.
В идеале создание в домашних условиях «Огорода на окне» позволит родителям всесторонне развивать своего ребёнка. Эта совместная деятельность даст возможность сблизиться с ребёнком, увлечь совместной работой и в то же самое время проникнуть в детский мир, увидеть своего ребёнка другими глазами, узнать насколько, мир ребёнка разнообразен и велик, а сам ребёнок талантлив.
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
- Бывал ли ребенок в огороде, на даче?
- Оказывал ли ребенок помощь в выращивании овощей?
- Выращиваете ли Вы что-нибудь из овощей зимой на окошке?
- Привлекаете ли Вы ребенка к совместной деятельности по выращиванию овощей? Если нет, то почему?
- Считаете ли Вы полезной такой вид трудовой деятельности для своего ребенка?
- Какие приемы Вы используете, чтобы заинтересовать ребенка в оказании помощи?
Приложение 3
ЦИКЛ БЕСЕД С ДЕТЬМИ
Беседа с детьми «Лук от семи недуг».
Лук репчатый — пряное культурное растение, относящееся к семейству лилейных. Самая распространенная пряность, употребляемая многими народами ежедневно. Родиной репчатого лука считают Юго-Западную Азию.
Химический состав. Лечебные свойства.
Репчатый лук издает характерный запах, обусловленный присутствием в нем эфирных масел, включающих серу. Фитонциды лука убивают микробов, стрептококки, дизентерийную, дифтерийную, туберкулезную палочки.
Кроме того, в луке имеются протеин, сахароза, мальтоза, фруктоза, полисахарид, белки, зола, жиры. Он богат витаминами С, А, D, В1, В2, В6, Е, РР; содержит кальций, калий, натрий, магний, фосфор, железо. Из репчатого лука готовят спиртовую вытяжку для стимуляции сердечной деятельности, улучшение секреторной деятельности желез пищеварительного тракта. Лук успокаивающе действует на нервную систему. При весеннем авитаминозе очень полезен зеленый лук, способный удовлетворить потребность человеческого организма в витамине С.
Луковицы содержат йод, органические (лимонную, яблочную) кислоты. Фитонциды, содержащиеся в них, убивают микрофлору полости рта, благоприятно влияют на работу почек. Лук приносит пользу здоровью.
Применение в кулинарии.
В настоящее время лук репчатый является одной из важнейших овощных культур. Луковицы и листья используются как приправа в консервной промышленности, к салатам, винегретам, грибам, овощным и мясным блюдам, а также как пряно-витаминная закуска и вкусовая добавка к супам, соусам, подливкам, фаршам.
Чаще всего лук употребляется в сыром виде или поджаренным на сале или растительном масле до золотистого цвета. Сырой лук отлично дополняет колбасные и мясные изделия, творог, сыры, хлеб с салом.
Беседа по ознакомлению с окружающим миром
«Что необходимо для роста растений?
Цель: развивать интерес к жизни растений; уточнить представления об условиях, необходимых для жизни растений (вода, почва, свет, тепло); воспитывать трудолюбие; прививать практические навыки посадки семян в землю; учить работать коллективно; расширять экологический кругозор; предложить проверить семена на всхожесть.
Ход беседы:
Воспитатель:
Посмотрите внимательно на растения в уголке природы. Как вы считаете: растения - живые существа или нет? (ответы детей) Конечно, живые! И как всем живым существам, им необходимы хорошие условия. Какие? Давайте по порядку: сначала растения сажают; значит, для этого нужна земля. А если растение не поливать, что с ним может случиться? (ответы детей). Оно завянет. Значит, необходима вода. В темное место растения не ставят; значит, им нужен свет. А еще им необходимо тепло, потому что на холоде ничего не растет. А в чем еще нуждаются растения? (ответы детей) За ними нужно ухаживать - рыхлить землю, пропалывать ее, удобрять, укрывать растения от холода, обрабатывать от вредителей. А если просто посадить и не ухаживать за ними, растения погибнут.
Сейчас мы с вами посадим в контейнеры семена культур (огурцы, помидор, горох) чтобы проверить их на всхожесть, потому что семена хранятся определенное время и могут не взойти, но сначала вы должны определить, какие это семена, а я подпишу контейнеры с землей.
Действия:
Дети вместе с воспитателем сеют семена, накрывают их пленкой, чтобы земля не высохла и семена взошли быстрее, и ставят на подоконник, на солнечную сторону.
Приложение 5
Пословицы и поговорки.
До поры до времени не сеют семени.
Сей в срок - будет прок.
Каков уход, таков и плод.
Сей лук от семи недуг
Кто ест лук, тот избавлен от мук.
Лук да баня все правят.
Весной пролежишь - зимой с сумой побежишь.
Труд кормит, а лень портит.
Кто весной не сеет, тот осенью жалеет.
Земля - матушка, а хлеб - батюшка.
Пословицы и поговорки обо всех овощах
Всякому овощу свое время.
Овощи хороши во щи.
Не вырастишь овощей - не сваришь и щей.
Всякий день с овощами, да не всякий день со щами.
Пословицы и поговорки о капусте
Капуста не пуста, сама летит во уста.
Без капусты щи не густы.
В одном кармане пусто, в другом капуста.
Здорово заговелись, на хрен, на редьку, на кислу капусту.
Капуста лучше пуста: хоть в брюхе не порожне.
Без поливки и капуста сохнет.
Капуста из куста, густа, да невкусна.
Языком капусту не шинкуют.
Hе казни бог ничем, как капуста ни с чем.
Ты уж, свекла, помолчи, из капусты варят щи.
Пословицы и поговорки о луке
Голо, голо, а луковка во щи есть.
Лук с чесноком - родные братья.
Кто ест лук, того бог избавит от вечных мук.
Честна чесноковина да луковица.
В нашем краю - словно в раю: луку да рябины не приешь.
Облупил, как луковку.
Горе луковое (т.е. незадачливый, неуклюжий человек; недотепа).
Лук с морковкой хоть и с одной грядки, да неодинаково сладки.
Рожа - клюковка, глаза - луковки.
Пословицы и поговорки о чесноке
Лук с чесноком - родные братья.
Не ела душа чесноку, так и не воняет.
Чеснок да редька, так и на животе крепко.
Хоть в Мекку повези, острота чеснока не пройдет. (чеченская пословица)
Кто чесноку поел, сам скажется. (крымскотатарская пословица)
Пословицы и поговорки о свекле
Красен, как свекла, как кровь, как клюква, как маков цвет.
Красна свекла, хоть и в черной земле растет.
Без свеклы борща не ищи.
Свекла - красная девица, да с зеленою косицей, на столе она царица, для здоровья пригодится.
Где нет фруктовых деревьев, свекла сойдёт за апельсин.
Полезна свеколка для нас, ее мы держим про запас.
Не убил рябчика, ешь свеклу.
Свекла - не морошка, хоть и в лукошке, да растёт в земле.
Пословицы и поговорки о моркови
Огуречик в кадке, а морковь – на грядке.
Пошла свинья в огородники: на морковь, на репу, на белу капусту.
В подполе, подполье лежит пирог с морковью: хочется есть, да не хочется лезть.
Будешь на полатях лежать, моркови не видать.
Морковь прибавляет кровь.
Лук с морковкой хоть и с одной грядки, да неодинаково сладки.
Пословицы и поговорки про растения
• Растенье — земли украшенье.
• Зеленая ограда — живая отрада.
• Зеленый наряд радует взгляд.
• Сломить дерево — секунда,
А вырастить — года.
• Дерево водой живет, дерево и воду бережет.
• Была бы водица, а зелень родится.
• Аленький цветок бросается в глазок.
• В горах прольется — степь расцветет.
• Где цветок, там и медок.
• Если у цветка нет тычинок, откуда же взяться аромату.
• Если человек захочет — и на голой вершине цветы зацветут.
• Есть цветы — радуйся цветам, нет цветов — радуйся бутонам.
• Завистника соседская роза, как шип, колет.
• И в пышном цветке гнездится змея.
• И красивые цветики ядовиты бывают.
• И красно, и пестро, да пустоцветом.
• Из одного и того же цветка змея делает яд, пчела — мед.
• Из одного цветка гирлянды не сделаешь.
• Издали все пахнет цветами.
• На красный цветок летит и мотылек.
• Нет цветов — нет уюта.
• Одно дитя, как семя цветка, а пятеро — как семена терновника.
• Опавшие цветы не возвращаются на ветви; разбитое зеркало больше ничего не отражает.
• От дождя травы расцветают, от песни — душа.
• От хорошего цветка хороший аромат.
• Поговорка — цветочек, пословица — ягодка.
• Пустоцвет не приносит плодов.
• Пыль оседает и на самых лучших, и на самых свежих цветах.
• Сегодня в цветах, а завтра в слезах.
Пословицы и поговорки о труде
- Человек рожден для труда.
- Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
- Что потрудился, то и поел.
- Воля и труд дивные всходы дают.
- Не потрудиться, так и хлеба не добиться.
- Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- Наше счастье в общем труде.
- Кто трудится, тот и пользуется.
- Без труда нет добра.
- Без труда меду не едят.
- Трудовая денежка — мозольная.
- Труд кормит и одевает.
- Не замочив рук, не умоешься.
- Вразумись здраво, начни рано, исполни прилежно.
- Не разгрызть ореха — не съесть и ядра.
- Встанешь пораньше — шагнешь подальше.
- Без хорошего труда нет плода.
Приложение 6
Загадки об овощах.
Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он…
Обжигает… Не лимон.
(Лук)
Как на грядке под листок
Закатился чурбачок -
Зеленец удаленький,
Вкусный овощ маленький.
(Огурец)
Огородная краля
Скрылась в подвале,
Ярко-жёлтая на цвет,
А коса-то, как букет.
(Морковь)
Зелёная толстуха
Надела уйму юбок.
Стоит как балерина,
Из листьев пелерина.
(Капуста)
Красный, детки, но не мак.
В огороде - не бурак.
Сочный лакомый синьор.
Угадали?
(Помидор)
В огороде - жёлтый мяч.
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна.
Вкусные в нём семена.
(Тыква)
У извилистой дорожки
Растёт солнышко на ножке.
Как дозреет солнышко,
Будет горстка зёрнышек.
(Подсолнух)
В зелёной палатке
Колобки спят сладко.
Много круглых крошек!
Что это?
(Горошек)
Он кусает, только вот,
Зубок есть, но, где же рот?
Белый носит сюртучок.
Что, скажи, дружок?
(Чеснок)
Бурая - не мишка,
В норке - но не мышка.
(Картошка)
Горлодёрку потри сквозь тёрку,
Добавь кваса да хлеба кусок.
Эта еда продлит года.
(Редька)
В огороде хоть росла,
Знает ноты "соль" и "фа".
(Фасоль)
В этих жёлтых пирамидках
Сотни зёрен аппетитных.
(Кукуруза)
Загадки о труде
Молодцом тебя зовут
Если очень любишь …
(Труд)
Хочешь первым всегда быть,
Сытым и здоровым жить?
Мой совет: ты не ленись,
А работай и …
(Трудись)
Эй, вставай, лежебока,
Не устал ты нисколько.
Тебя успех, удача ждут.
А поможет тебе …
(Труд)
Как из обезьяны смело
Человека можно сделать?
И какой из инструментов
Помогал в прогрессе этом?
(Труд)
Кому не скучно никогда?
Работа, труд его боятся.
Он мастер дел, всеми любимый
Человек …
(Трудолюбивый)
Я сижу на берегу
Живописного пруда.
Без чего я не смогу
Вынуть рыбку из пруда?
(Без труда)
Самые лучшие загадки об овощах
Золотистый и полезный,
Витаминный, хотя резкий,
Горький вкус имеет он…
Обжигает… Не лимон. (Лук)
Как на грядке под листок
Закатился чурбачок -
Зеленец удаленький,
Вкусный овощ маленький. (Огурец)
Огородная краля
Скрылась в подвале,
Ярко-жёлтая на цвет,
А коса-то, как букет. (Морковь)
Зелёная толстуха
Надела уйму юбок.
Стоит как балерина,
Из листьев пелерина. (Капуста)
Красный, детки, но не мак.
В огороде - не бурак.
Сочный лакомый синьор.
Угадали? (Помидор)
В огороде - жёлтый мяч.
Только не бежит он вскачь,
Он как полная луна.
Вкусные в нём семена. (Тыква)
У извилистой дорожки
Растёт солнышко на ножке.
Как дозреет солнышко,
Будет горстка зёрнышек. (Подсолнух)
В зелёной палатке
Колобки спят сладко.
Много круглых крошек!
Что это? (Горошек)
Он кусает, только вот,
Зубок есть, но, где же рот?
Белый носит сюртучок.
Что, скажи, дружок? (Чеснок)
Бурая - не мишка,
В норке - но не мышка. (Картошка)
Горлодёрку потри сквозь тёрку,
Добавь кваса да хлеба кусок.
Эта еда продлит года. (редька)
В огороде хоть росла,
Знает ноты "соль" и "фа". (Фасоль)
В этих жёлтых пирамидках
Сотни зёрен аппетитных. (Кукуруза)
Приложение 7
Пальчиковые игры
Мы капусту рубим, рубим.
Мы капусту рубим, рубим,
Мы морковку трем, трем,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту жмем, жмем.
Приглашаем в огород.
Приглашаем народ:
Сделать руками жест «к себе».
– Заходите в огород!
Развести руки в стороны перед собой.
Проходите между гряд -
Указательные и средние пальцы обеих рук,
как ножки, «шагают» по столу.
Там огурчики лежат,
Изобразить огурец: сложить пальцы в форме овала.
Помидоры висят,
Изобразить помидор: сложить пальцы в форме круга.
Прямо в рот хотят.
Рядом зреет репка
Изобразить репу: сложить пальцы в форме сердечка.
Ни густа, ни редка.
Наберем мы овощей
Округлить левую руку как лукошко, а правой рукой «класть»
в него воображаемые овощи.
Для себя и для друзей.
У Лариски две редиски.
У Лариски - 2 редиски
(загибаем два пальчика)
У Алешки - две картошки
(загибаем еще 2 пальца)
У Сережки - сорванца -
Два зеленых огурца.
(загибаем пальцы)
У Вовки - две морковки,
Да еще у Петьки -
Две хвостатых редьки.
(загибаем пальчики)
Приложение 8
Сюжетно-ролевые игра «Огород»
Цель: закрепить знания детей об овощах и фруктах.
Задачи: развивать умение осуществлять игровые действия, распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли; воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.
С чего начать. Хорошо, если ребенок хоть примерно представляет, как семена превращаются в еду. Можно прорастить фасоль, она видоизменяются быстро и удивительно. Еще лучше — показать растущие на огороде овощи (если нет настоящего огорода — хотя бы фотографии в Интернете). Прекрасным началом будет совместное отыгрывание сказки «Репка» с игрушками или вырезанными из картона фигурками.
Развитие сюжета. Когда принцип понятен, можно разбивать огород — понарошку копать ковер, сеять семена, поливать из лейки. Вырасти могут воображаемые овощи, или игрушечные овощи, какие есть, или картинки с овощами. С ребенком постарше прибавьте остроту сюжету — накидайте на грядку обрезки ниток и конфетти, пусть юный огородник пропалывает сорняки и прогоняет вредителей. Расскажите, по возможности объективно, об удобрениях и средствах от вредителей и пусть ребенок сам решает, будет ли их использовать на своем огороде. Поговорите о теплолюбивых растениях и постройте им из кубиков теплицу. Не забудьте обсудить, где что растет, когда поспевает.
Собранный урожай можно с аппетитом съесть. Или обсудить что из чего приготовить, что положить в суп, что в компот, а что в салат. Попробуйте разделить роли — ребенок выращивает, а взрослый готовит еду, делает заготовки и потом отчитывается: «Борщ готов, огурцы засолил, из смородины сварил варенье, а из клюквы не знаю — то ли морс сделать, то ли кисель?»
Попробуйте сортировать урожай по разным признакам. Или раздавать подходящее угощение игрушечным зверям. Опытному огороднику задавайте каверзные вопросы — растут ли у него игрушки, конфеты, шоколад? Выросла ли морковка, которую только что посадили? Можно ли есть огурцы с грядки? А картошку? Если посадить ананас — он созреет? А если урожай выйдет хороший и обильный — что делать с излишками?
Если игра увлечет ребенка, вносите разнообразие. Можно вырастить гибриды растений, например, огурдоры или морквеклу. Или вывести новое, небывалое растение (пусть ребенок придумает, как оно выглядит и какое на вкус).
Реквизит. Игра хороша тем, что можно использовать то, что есть, а для остального брать любые предметы-заместители или вовсе обходиться воображаемым инвентарем. Хотя хорошо, если лейка и лопатка будут настоящие. И еще ребенку понравится действовать опрыскивателем, даже пустым. Если вы хотите в игре обучить ребенка названиям овощей — запаситесь или соответствующим игрушечным набором, или карточками с правдоподобными картинками.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин «Овощи и фрукты»
Цель: закрепить знания детей об обобщающем понятии «магазин», а также знания об овощах и фруктах.
Задачи: развивать умение осуществлять игровые действия, распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли; воспитывать дружелюбное отношение друг к другу.
Предварительная работа.
1. Знакомство с обобщающим понятием «магазин», рассматривание
картинок по теме;
2. Дидактические игры «Поворята», «Чудесный мешочек».
Атрибуты: фрукты, овощи, сумки, весы, костюм продавца.
Ход игры:
- Ребята, давайте поздороваемся! Что-то вы грустные, наверное, не проснулись. Давайте будем вместе просыпаться.
- С добрым утром, глазки! Вы проснулись?
- С добрым утром, ушки! Вы проснулись?
- С добрым утром, ручки! Вы проснулись?
- С добрым утром, ножки! Вы проснулись?
- С добрым утром, солнце! Мы проснулись!
- А теперь послушайте стихотворение Мошковской Э. Э. "Весёлый магазин"
В. – Дети, о чём говорится в стихотворении?
Д. – О магазине.
В. – Ребята, а вы любите ходить в магазин? Для чего люди ходят в магазин?
Д. – Чтобы покупать продукты, хлеб, конфеты.
В. – Магазины бывают продуктовые и игрушечные. В продуктовых магазинах можно купить продукты, еду, напитки, а в игрушечных – разные игрушки. У нас в детском саду тоже есть магазин, он называется – «Овощи- фрукты». Поэтому в нашем магазине будут продаваться фрукты и овощи. Ребята, в нашем магазине есть прилавок за которым находится продавец, продавцом буду я (одеваюсь). Но посмотрите, прилавок у нас пустой. У меня есть корзинка, в ней лежат и овощи и фрукты, я буду брать фрукт или овощ, а вы должны назвать что это. Достаю морковь. Что это?
Д. – Морковь. Это овощ. Морковь растёт на грядке.
В. – Достаю грушу. Что это?
Д. – Это груша. Это фрукт.
В. – Достаю игрушку-пирамидку. Что это?
Д. – А это игрушка Она должна продаваться в магазине игрушек.
В. – Молодцы! Догадались. Вот и выложили весь товар. Посмотрите на прилавок – здесь фрукты, а здесь овощи. Приходите ко мне в магазин. (Дети берут сумки и становятся в очередь).
В. – Здравствуй, Диана! Что ты хотела бы купить?
Д. – Яблоко
В. – А какое яблоко – зелёное или красное?
Д. – Зелёное, пожалуйста.
В. – Минутку, сейчас взвешу. Вот возьмите.
Д. – Спасибо!
(Игра продолжается).
Ребята, мы сегодня с вами побывали в магазине, купили овощей, фруктов. Это очень полезные продукты, в них много витаминов. Послушайте стихотворение:
Чтоб здоровым, сильным быть,
Надо фрукты – овощи любить.
В этом нет сомненья!
В каждом польза есть и вкус
И решить я не берусь
Что из них вкуснее,
Что из низ важне
Сюжетно-ролевая игра «Дачники»
Цель: развивать социальные навыки детей.
Задачи:
Формировать у детей умение играть по собственному замыслу, стимулировать творческую активность на основе полученных знаний.
Формировать дружеские взаимоотношения между детьми.
Закреплять ранее полученные знания о труде продавца, водителя, огородника, кондуктора.
Активизировать словарь детей.
Приоритетная область: «Социально-коммуникативное развитие».
Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие».
Оборудование: муляжи овощей, плоскостные фигуры овощей, предметные картинки по теме овощи, алгоритм описания овощей, коллаж «Осень», атрибуты к игре «Магазин», настольно-печатные игры: «Аскорбинка и её друзья», «Кому что нужно?»
Предварительная работа:
Подбор литературы и иллюстративного материала.
Рассказывание и драматизация белорусской народной сказки «Пых».
Рассматривание картины «Ежи».
Беседа об овощах как об огородной культуре, уточнить представление о том, что такое овощи (знать, как растут овощи, где выращивают овощи, кто какие овощи любит, о полезных свойствах, что можно из них приготовить, как заготавливают на зиму).
Загадывание и отгадывание загадок, разучивание пальчиковой гимнастики «У Лариски две редиски» и «Капуста».
Рисование на тему: «Ёж», «Овощи».
Лепка «Во саду ли, во огороде...», «Вот ёжик, ни головы, ни ножек».
Аппликация «Заюшкин огород».
Конструирование «Наша дача».
Ход игры:
Дети конструируют «Автобус» из стульев, готовятся к поездке.
Воспитатель: Куда вы отправляетесь, дети?
Дети: Мы ещё не решили.
Воспитатель: Давайте поедем на дачу.
В ходе беседы воспитатель выясняет, у кого есть дача, что они делают на даче, у кого есть огород, что растёт на огороде, как выращивают овощи. Помогает распределить роли водителя, кондуктора, пассажиров, вспомнить правила поведения в общественном транспорте. Под песенку «Весёлые путешественники» дети отправляются в путь.
Они прибывают на дачу из атрибутов, подготовленных воспитателем. Воспитатель предлагает посадить огород (дети выстраивают грядки из дощечек). Воспитатель уточняет у детей, как надо сажать овощи.
Дети: Сначала надо вскопать землю, высадить рассаду, полить её.
Дети выкладывают муляжи овощей на дощечках (грядках) и называют овощи, которые они посадили.
Воспитатель: Что нужно, чтобы овощи хорошо росли?
Дети: Земля, вода, тепло, свет, уход.
Воспитатель: Какой богатый урожай вырос у нас на огороде! Что же мы можем сделать с ним?
Дети: Съесть сырыми, посолить, заквасить, сварить, пожарить.
Воспитатель: А излишки можно продать в магазине. Но как же нам доставить наш урожай в магазин? Кто же нам поможет?
Воспитатель предлагает детям стать шофёрами грузовиков. Дети собирают урожай и грузят в машины. Воспитатель помогает организовать игру «Овощной магазин». Шофёры привозят овощи в магазин. Дети распределяют роли продавца и покупателей. Продавцы раскладывают овощи на прилавках. В ходе игры воспитатель спрашивают у детей-покупателей, какие овощи они покупают, какого качества, по какой цене и спрашивает у продавца, можно ли доставить овощи на дом.
В конце игры воспитатель отмечает доброжелательное отношение детей к друг другу, подводит итоги.
Приложение 8
Подвижные игры
1. Игра малой подвижности «Огородник»
П. З. - Закрепить представление об огородных растениях, активизировать названия овощей. Развивать речевой слух (узнавать товарища по голосу)Чувствовать игру звуками в глагольной рифме.
Ход игры. Каждый из играющих называет себя каким-нибудь овощем: репой, редькой, луком, морковью, редисом и т. д. и становится в круг. Один из участников игры – огородник – выходит на середину круга и стучит палкой по земле. Его спрашивают:
- Кто там?
- Огородник.
- За чем пришел?
- За репой!
После этого все водят хоровод, приплясывают и поют:
Сверху репа зелена,
По середке толста,
К концу востра, прячет хвост под себя.
Кто к ней не подойдет, всяк за вихор возьмет.
Во время пения Огородник стоит с закрытыми глазами. Тот на кого ведущий укажет (глазами или жестом, подает голос, стараясь его изменить:
- Я репа, ау!
Огородник должен отгадать, кто из ребят назвал себя Репой. Если он угадает, верно, Репа убегает, иначе Огородник поймает и оттреплет за вихор.
2. Подвижная игра - эстафета "Собери урожай"
Цель: Физическое развитие ребенка и формирование его эмоциональной сферы.
Задачи:
• сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
• способствовать развитию опорно-двигательного аппарата;
• создавать условия для удовлетворения естественной потребности детей в движении.
• формировать у детей представление о здоровом образе жизни; формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки в играх-эстафетах, подвижных играх и основных движениях.
• развивать у детей интерес к играм-эстафетам и физическим упражнениям с использованием разных предметов;
• формирование у детей умения играть дружно, согласовывая свои действия с действиями других; побуждать детей к самостоятельности и умению проявлять активность в играх и упражнениях.
Материал: обручи, корзинки для овощей и фруктов, макеты овощей и фруктов.
Ход игры
Все дети делятся на 2-е команды и выстраиваются в две колонны. Напротив команд, на расстоянии 4-5 метров лежат обручи в которых лежат овощи и фрукты. Возле каждой колонны лежит корзинка, куда надо собрать «урожай». По команде, первые участники бегут в обручу, берут предмет, оббегают обруч и возвращаются обратно. Как только предыдущий игрок положил предмет в корзинку и дотронулся до плеча следующего игрока, тот игрок бежит к обручу и т. д. побеждает команда которая быстрей всех «соберет урожай».
3. Подвижная игра «Овощи — фрукты»
Задачи: учить различать фрукты и овощи по их внешнему виду, развивать внимание, наблюдательность.
Атрибуты: предметные картинки овощей и фруктов
Ход игры: в центре круга лежат картинки овощей и фруктов. Дети идут по кругу со словами:
« Раз, два, три — предмет любой бери!» Дети берут любой предмет и организуют группы «Овощи», «Фрукты».
Предварительный просмотр:
Дневник
наблюдения за ростом лука
Первый день наблюдения
Обратить внимание детей на то, что луковицы гладкие и твердые. Для каждого природного явления выбрать свой символ: вода - синий круг, тепло – красный, свет – желтый
1 | 2 | 3 | 4 |
Первую луковицу ставим в банку с синим, красным и желтым кружками. Для нее созданы все условия для роста.
Вторую луковицу ставим в банку с красным и синим кругами. Отсутствие света мы обозначим черным кругом. Накрываем ее колпачком из черной бумаги – светонепроницаемой.
Третью луковицу ставим в банку без воды, но в тепле и на свету. На банку наклеим белый круг – отсутствие воды. Красный – наличие тепла и желтый - наличие света.
Четвертую луковицу ставим в холодильник, где отсутствуют все природные условия, кроме холода. У нее нет тепла, света и воды.
В первый день эксперимента, делаем зарисовки лука, и фотографии
Наблюдение за ростом лука
Дата посадки | дата | дата | дата | дата | дата | дата | дата |
изменения | изменения | изменения | изменения | изменения | изменения | изменения | |
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 |
Дата посадки | дата | дата | дата | дата | дата | дата | дата |
изменения | изменения | изменения | изменения | изменения | изменения | изменения | |
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 | |||||||
Дата посадки | дата | дата | дата | дата | дата | дата | дата |
изменения | изменения | изменения | изменения | изменения | изменения | изменения | |
1 | |||||||
2 | |||||||
3 | |||||||
4 |
Дата посадки | дата | дата | дата | дата | дата | дата |
изменения | изменения | изменения | изменения | изменения | изменения | |
1 | ||||||
2 | ||||||
3 | ||||||
4 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познаватально-исследовательский проект "Огород на подоконнике"для детей старшего дошкольного возраста.
проект для детей старшей группы...
Проект "Огород-круглый год" для детей старшего дошкольного возраста
Проект "Огород-круглый год" для детей старшего дошкольного возраста...
Экологический проект на тему: «Огород круглый год» для детей старшего дошкольного возраста.
Огород наш, огород Всё на нём всегда растет. Если руки не ленивы, Если мы трудолюбив...
Исследовательский проект на тему: «Огород круглый год» для детей старшего дошкольного возраста.
Огород на подоконнике в детском саду способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Он способен расширить представления детей о расте...
Исследовательский проект на тему: «Огород круглый год» для детей старшего дошкольного возраста.
Цель проекта: Формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях, воспитан...
Проект "Огород на окне" для детей старшего дошкольного возраста.
Проект "Огород на окне"...
Проект "Огород круглый год" для детей среднего дошкольного возраста (4- 5 лет)
Огород на подоконнике в детском саду - это один из элементов предметно-пространственной развивающей среды, который способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей. Он способен ...