Проект "Огород круглый год" для детей среднего дошкольного возраста (4- 5 лет)
проект по окружающему миру (средняя группа)
Огород на подоконнике в детском саду - это один из элементов предметно-пространственной развивающей среды, который способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Проект "Огород круглый год" (4 - 5 лет) | 182.99 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
«Детский сад № 5 «Тынденок» города Тынды Амурской области
Подготовила и реализовала: Чупрова Инна Андреевна,
воспитатель 1 кв. к. МДОБУ ДС № 5 Тынденок.
г. Тында 2018г.
Введение.
Огород на подоконнике в детском саду - это один из элементов предметно-пространственной развивающей среды, который способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.
Для того чтобы поставленные задачи осуществлялись, очень важно, чтобы дети активно участвовали в посадке и последующем уходе за растениями. Ранее в программах давались точные рекомендации, какие растения должны высаживаться в каждой возрастной группе. Но с переходом на ФГОС строгих требований к перечню растений нет. Огород на подоконнике, прежде всего, должен помогать в развитии детей. Поэтому, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, в каждой группе педагогами ведется работа по вовлечению детей в практическую деятельность по выращиванию культурных и декоративных растений, развитие интереса к опытнической и исследовательской работе в области цветоводства. Воспитание любви к природе - основная задача взрослых, поддержать и развить интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.
Труд в природе способствует развитию у детей эмпатии, позволяет ребёнку увидеть результат своей помощи живому, почувствовать радость дружеских контактов с миром природы. Это существенно совершенствует эмоционально-волевую сферу личности ребёнка, благоприятно сказывается на развитии адаптационных механизмов его психики. Экологически ориентированная активность позволяет дошкольникам овладеть умением экологически целесообразно вести себя в природе. Ребёнок накапливает нравственно – ценностный опыт отношения к миру, что придаёт его деятельности гуманный характер.
Работа по организации огорода на окне проводится поэтапно:
- посадка растений, изготовление таблиц-указателей с названиями и датой посадки;
- знакомство детей с алгоритмом по уходу за растениями;
- подбор художественной литературы о посаженных растениях: поговорки, стихи, сказки, загадки.
- Далее, наблюдение за ростом растений, проведение опытов, экспериментов с фиксацией результатов в дневнике наблюдений.
- Создание коллекции семян овощных культур, популярных в нашем регионе. Знакомство с художественной литературой, создание картотеки художественного слова, рассматривание иллюстраций, проведение бесед, игр.
- Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе исследовательской деятельности детей.
- Оформление выставки фото-коллажей «От семени к ростку».
- Составление рассказов о том, как ухаживать за растениями.
Такая работа, проводимая регулярно начиная с младших групп, обладает большими воспитательно-образовательными возможностями.
Огород на окне в каждой группе - это еще и яркий, творчески оформленный уголок притягивающий внимание детей, побуждающий окунуться в мир природы и чудес.
Паспорт проекта
Название «Огород круглый год»
Руководитель проекта: Чупрова Инна Андреевна, воспитатель 1кв. к.
МДОБУ ДС № 5 Тынденок г. Тынды Амурской обл.
Участники проекта: воспитатель, родители воспитанников и дети среднего дошкольного возраста группы № 9 «Капитошки» МДОБУ ДС № 5 Тынденок г. Тынды Амурской обл.
Тип проекта: познавательный – исследовательский.
Вид проекта: творчески - игровой.
Срок реализации проекта: с февраля по июнь 2018г.
Проблема: - Как вырастить урожай овощей и зелени на подоконнике группы детского сада? – Зачем их выращивать?
Какие растения выбрать для посадки?
Для детского мини-огорода нужно правильно выбрать растения, это ключевой момент мероприятия: в средней группе выращиваем лук-репку, дольки чеснока, корнеплоды свеклы, петрушки, сельдерея. Можно выращивать по 1—2 экземпляра комнатных сортов огурца, томата, горошка – уже известные огородные культуры, но сеем семена разных сортов (например, кабачки с разной окраской плодов), чтобы показать детям многообразие растений, их общие признаки и различия.
6 овощей, которые можно вырастить на подоконнике:
Огурцы: Маринда F1, Онежский F1, Маша F1, Конни F1, Легенда F1, Клавдия F1, Татьяна F1, Серёжа F1. Грибовчанка, Дебют, Зозуля, Регтайм, Вавилон, Апрельский, Полет, Ухажер, Атлет, Королёк, НИИОХ-412, Кукарача.
Помидоры: Балконное чудо, Комнатный сюрприз, Балконный красный F1, Аляска, Бетта, Жемчужина красная, Жемчужина жёлтая, Бонсай, Японский комнатный, Новость Канады; карликовые: Минибел, Бонсай микро F1, Пиноккио, Флорида петит, Лиза F1, Зеленушка F1. Ампельные сорта, в подвесных кашпо — Черри, Жёлтая груша, Перуанский домашний, Ильди.
Перец сладкий (болгарский): Патио-Иво, Калифорнийское чудо, Юпитер F1, Ода, Ласточка, Болгарский-79, подарок Молдовы, Новогошары, Винни-Пух.
Фасоль: спаржевая фасоль Фатима, кустовая фасоль Триумф сахарный 764, Маска и Зеленостручковый 517; из вьющейся фасоли Золотая шейка, либо Виолетта.
Морковь: мини-морковь сорта Пармекс, Софи, Внучка, Амстердамская, Раунд бэби.
Зелень: зеленый лук, кресс салат, листовой салат, петрушка, шнитт-лук.
Цели проекта:
- создание условий для исследовательской деятельности;
- формирование у детей осознанного отношения к огороду;
- расширение знаний о садово-огородном инвентаре, информации об овощах;
- организация сотрудничества с семьями воспитанников.
Задачи:
- сформировать систему элементарных научных экологических знаний, норм правильного поведения в огороде;
- развивать познавательный интерес к разным видам овощей, потребность в общении с природой;
- воспитывать бережное, эмоционально-положительное отношение к растениям;
- прививать трудовые природоведческие навыки;
- учить фиксировать результаты исследований.
Основные формы реализации проекта:
- система развивающих игр, игровые ситуации, дидактические игры;
- тематические беседы, наблюдения;
- ООД;
- тематическое чтение художественной литературы; художественно-музыкальные этюды.
Материально-техническое оборудование:
- научно-популярная и художественная литература ;
- иллюстрации овощей;
- слайды;
- коллекции плодов овощей (муляжи);
- гербарии;
- коллекция семян огородных растений;
- оборудование экологических функциональных зон групповой комнаты;
- мини-огород на окне;
- «природоведческие» книги;
- «паспорт» растений.
Предполагаемый результат:
- развитие у детей познавательной активности, интереса к огородным растениям;
- повышение уровня мотивации к занятиям;
- формирование экологических знаний и умений;
- развитие у детей наблюдательности, гуманного, бережного отношения к растениям.
Ход проекта.
1 этап. Подготовительный.
Деятельность педагога:
- определение проблемы, постановка целей и задач;
- определение методов работы;
- подбор методической, научно-популярной и художественной литературы,
- оформление информационной копилки по данной тематике;
- составление перспективного плана по экологическому воспитанию в свободной деятельности.
Совместная деятельность с детьми:
- ввести детей в проблемную ситуацию, доступную их пониманию.
Совместная деятельность с родителями воспитанников:
-введение родителей в проблемную ситуацию;
-определение круга актуальных и посильных задач.
2 этап. Основной.
Перспективный план работы над проектом
«Огород круглый год»
Раздел программы |
Месяц |
Формы, методы и приемы работы |
Познавательная деятельность | Февраль |
- рассматривание макетов овощей; - чтение художественной литературы об огороде; - работа с природоведческой книгой; - сбор семян и плодов. |
Март |
- беседа с детьми по теме « Незрелый вкусный овощ»; - рассматривание иллюстраций; - работа в экологической комнате; - отгадывание загадок; - знакомство с условиями выращивания огурца. | |
Апрель |
- рассматривание иллюстраций, картинок, слайдов; - беседа по теме « Сначала цветок, потом - плод»; - работа в экологической комнате; - рассматривание макетов овоща; - отгадывание загадок; - знакомство с условиями выращивания помидора. | |
Май |
- беседа по теме « Капризный родственник синьора Помидора»; - рассказ об особенностях ухода за перцем; - познакомить с разными видами перца (отличие по форме, цвету и размеру). | |
Июнь |
- беседа о весенних работах, знакомство с профессиями: агроном, фермер. -совместная высадка саженцев на огороде детского сада. -уход за саженцами. |
Примерный перечень трудовых поручений в течение реализации проекта:
Задание №1
«Полив растений».
Цель: расширить знания детей о потребностях растений в свете и влаге. Развивать аккуратность при работе с водой и растениями, уверенность в своих действиях, трудовые умения и навыки. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Задание №2
«Опрыскивание растений водой из пульверизатора».
Цель: обучить новому трудовому навыку; закрепить представление детей о том, что листьям тоже необходима влага; воспитывать бережное отношение к растениям. Учить детей самостоятельно определять необходимость полива (по цвету и состоянию почвы, по внешнему виду растения), напомнить технику полива.
Задание №3
«3еленый десант на огороде» (прополка).
Цель: учить детей определять по состоянию комнатных растений, какие действия по уходу за ними необходимы (полив, прополка, рыхление, подкормка), правильно выполнять соответствующие трудовые операции, предложить ребятам рассказать о назначении каждой из них.
Задание №4
«Рыхление почвы».
Цель: учить детей ухаживать за комнатными растениями; дать детям знания о том, для чего необходимо рыхлить почву растений; закреплять приёмы рыхления и правила пользования необходимыми предметами для этого. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность.
Задание №5
«Мытье поддонов».
Цель: учить детей выполнять работу самостоятельно и ответственно, распределять обязанности, согласовывать действия.
Задание №6
«Пересадка рассады».
Цель: расширить представления детей о трудовых действиях по уходу за растениями различных видов: учить выполнять пересадку растений. Познакомить детей с последовательностью и техникой работы, правилами личной гигиены, предложить оказать посильную помощь воспитателю.
Задание №7
«Посадка лука».
Цель: учить детей ставить перед собой цель, подготавливать рабочее место, инструменты и убирать за собой. Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста лука. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, желание добиться результата, участвовать в общем деле.
Задание №8
«Посадка семян гороха».
Цель: предложить детям рассказать, как из семени вырастает растение, уточнить и дополнить ответы детей. Актуализировать и конкретизировать представления об условиях, необходимых для роста гороха.
Задание№9
«Посев семян цветов и овощей».
Цель: дать детям знания о том, что каждое растение имеет семена. Учить последовательности действий, требуемых при посеве семян: делать углубление в грунте; учить соблюдать при работе культурно – гигиенические навыки. Закреплять знания детей о том, в какое время, какие семена высеваются в ящички в группе для подготовки рассады, а какие семена сеют в открытый грунт. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Задание №10
«Высаживание рассады, уход за ней».
Цель: формировать представления детей об основных стадиях роста и развития растений (семя, проросток, стебель с листьями); об основных способах выращивания растений и ухода за ними (сажать в рыхлую землю, поливать рыхлить почву, пропалывать, подкармливать). При высадке рассады соблюдать осторожность, т. к. растения очень хрупкие. Развивать трудовые умения и навыки, аккуратность при работе с землёй, водой и растениями. Воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней.
Примерная таблица наблюдений за ростом и развитием растений
(рисунки или фото)
НАЗВАНИЕ КУЛЬТУРЫ | Морковь | ||
1 | Когда посадили | ||
2 | Первые всходы | ||
3 | Первые настоящие листья | ||
4 | Ростки на 5 день после всходов | ||
5 | Ростки на 10 день после всходов | ||
6 | Начало цветения | ||
7 | Массовое цветение | ||
8 | Заметный спад цветения | ||
9 | Окончание цветения | ||
10 | Созревание плодов | ||
11 | Сбор плодов | ||
12 | Примечание |
Дополнительные игры, чтения, мероприятия с детьми
в течение реализации проекта.
Создание картотеки дидактических игр «Огородная игротека», подбор литературы по теме «Слова, что растут в огороде», алгоритмы приготовления блюд для сюжетно-ролевой игры «Дом» - «Что можно приготовить», «Советы маленькой хозяйке».
Дидактические игры: «Найди овощи», «Один-много», «Какого цвета овощи», «Куда что положить», «Что лишнее», «Найди растения», «Где что зреет», «Собери урожай», «Кто быстрее соберет», «Что сажают в огороде», «Раньше – позже», «Что сначала, что потом» «Опиши, а я отгадаю» (на классификацию), «Вершки и корешки», «Золушка», «Соберём урожай», «Овощи и фрукты», «Угадай, что в руке», «Угадай по описанию», «Подбери по цвету», «Чудесный мешочек», «Узнай на ощупь», «Узнай на вкус», «От какого овоща эта часть?», «Овощи-Фрукты», «Сад-Огород», «Овощной магазин», «Заготовки на зиму», «Что лишнее», «Орудия труда».
Чтение художественной литературы:
загадки, пословицы и поговорки, чистоговорки по теме.
потешки «Травка – муравка», «Огуречик, огуречик» и др.
русская народная сказка «Репка»
украинская сказка «Мужик и медведь»
белорусская сказка «Пых»
Народная сказка в обработке К. Ушинского «Вершки и корешки»
Ю. Тувим «Овощи»
А.Барто «Морковный сок»
Н. Носов «Огурцы», «Про репку», «Огородники».
Б. Житков «Что я видел».
«Приходите в огород» (шотландская песенка Э. Островская «Картошка»)
Е.И.Тихеева «В огороде
Л. Н. Толстой «Старик и яблони», «Косточка»
А. С. Пушкин «…Оно соку спелого полно…»
М. Исаковский «Вишня»
Дж. Родари «Приключения Чиполлино»
Е. Жуковская «Ох уж, этот злющий лук!»
Ф. Рахимгулова: «Дикий лук»
С.В.Михалкова «Овощи»
В.Коркин «Что растет на нашей грядке»
Г.Х.Андерсен «Пятеро из одного стручка»
В. Сутеев «Бабушкин огород», «Дядя Миша»
Лина Орлова «Три картофельки»
экологические сказки.
Беседы с детьми: Беседы о разнообразии растительного мира. Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях). Составление описательных рассказов об овощах.
«Что такое огород и что на нём растёт?», «Как выращивают овощи на огороде?», «Полезные свойства лука», «Витамины для детей», «Овощи и фрукты», «Что мы знаем о картофеле», «Значение картофеля в жизни человека», «Лекарь в мундире», «Какой вырос у нас урожай?».
Подвижные игры:
«Горячая картошка», «Перенеси картошку», «Баба сеяла горох», «Кабачок», «Огород у нас в порядке», «Огородник», «Посади и собери картофель», «Вершки-корешки», «Урожай», «Овощи в корзину», «Догони».
Пальчиковая гимнастика:
«Овощи», «Росточки», «Мы капусту солим», «На подоконнике цветок» и пр.
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин овощей», «Семья», «Садовник», «Дары природы», «Кафе «Витаминка».
Продуктивная деятельность дошкольников: «Мой огород на окне, каким он будет», Заполнение и ведение дневников наблюдений.
Работа детей с книжками-раскрасками, рисование «Овощи», изготовление и украшение тары для посадки, лепка «Овощи», рисование в нетрадиционной форме: «Овощные фантазии», аппликация «Цветы в подарок маме».
Теневой театр: «Репка», Игра – драматизация по стихотворению Ю.Тувима, импровизация «В огородном царстве-государстве».
Развлечение: «Овощи, фрукты с нашей грядки».
Примерный перечень опытов с луком в течение реализации проекта:
Опыт№1
Посадка лука.
Золотистый и фиолетовый лук посадим в одинаковые поддоны с землёй и поместим их на окно, где много света. Обязательно польём.
Две большие луковицы поместим в банки с водой и также поместим на окно. Зарисуем посадку в календаре. Какой же из них даст первые ростки?
Опыт№2
Прошла неделя.
В поддонах с золотистым и фиолетовым луком никаких изменений не произошло, а вот лук в банках с водой дал небольшие корешки. Но зеленых проростков ещё нет.
Опыт№3
Еще через неделю.
Золотистый лук пока не дал перьев, а вот фиолетовый порадовал редкими ростками. Большие луковицы выпустили в воду огромное количество корней, но зелёных перьев ещё нет. Делаем вывод: что даже при наличии одинаковых условий для роста (свет, вода, тепло, лук прорастает не одновременно.
Опыт№4
Прошёл месяц со дня посадки.
Мы наблюдаем активный рост фиолетового и золотистого лука, перья имеют зелёный насыщенный цвет и они почти сравнялись в росте, а вот луковицы, стоящие в воде при наличии такой корневой системы в росте зелени немного отстают. Делаем вывод: что для роста нужны все три компонента, отсутствие хотя бы одного из них замедляет рост.
Опыт№5
Определение вкусовых качеств.
Вот наш лучок и готов к употреблению в пищу.
Какой же из них самый вкусный, самый питательный и витаминный? После употребления в пищу приходим к выводу: не смотря на цвет, величину, сорт – лук одинаков как по своим вкусовым качествам, так и по витаминным. Особенно в зимний период, когда организм нуждается в витаминах. Ешьте лук и не болейте!
Опыт № 6
Земля.
Беседа: «Узнаем какая земля»
Цель: Выявить свойства земли (имеет вес, черного цвета, сыпучая)
Материалы, оборудование: земля в контейнере.
Опыт № 7
Вода.
Беседа: «Вода и растения»
Цель: Выявить насколько вода необходима для растений.
Материалы, оборудование: 2 контейнера с землей и проростками растений (один проросток поливают, другой нет).
Опыт № 8
Солнце.
Беседа: «Солнце и растения»
Цель: Определить роль солнечного света в жизни растений.
Материалы, оборудование: 2 контейнера с землей и проростками растений (один проросток получает солнечный свет, другой закрыт коробкой).
Опыт № 9
Человек.
Беседа: «Человек и растение»
Цель: Выяснить насколько растение нуждается в уходе.
Материалы, оборудование: 2 контейнера с землей и проростками растений (одно растение получает уход, другое нет).
3 этап. Заключительный.
-Анализ достижения поставленной цели и полученных результатов;
-Обобщение результатов работы;
-Презентация в форме ООД « Маленькие огородники».
Методическая литература
- Артемова Л.В. «Окружающий мир в дидактических играх дошкольников»
- Дыбина О.В., Рахманова Н.П., Щетинина В.В. Неизведанное рядом. «Опыты и эксперименты для дошкольников»
- Иванова А.И. Мир растений. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду.
- Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду.
- Мартынова Е.А., Сучкова И.М. «Организация опытно – экспериментальной деятельности детей 2-7 лет»
- Мереньянова О. Р. «Формирование у детей основ экологической культуры»
- Николаева С.Н. Игра в экологическом воспитании дошкольников.
- Павлова Л.Н. «Знакомим малыша с окружающим миром»
- Прохорова Л.Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников.
- Рыжова Н.А. «Наш дом – природа»
- Саморукова П.Г. «Методика ознакомления детей с природой в детском саду»
- Сигимова М.Н. Познание мира растений.
- Сигимова, М.Н. Мир природы глазами ребенка.
- Сорокина А.И. «Дидактические игры в детском саду»
- Шорыгина Т.А. « Овощи. Какие они?»
- «Дошкольное образование» №16, 2001.
- Добро пожаловать в экологию. – С-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002.
- «Мы» программа экологического образования детей. – С-Петербург: ДЕТСТВО-ПРЕСС.
- Программа «Юный эколог». /С.Н. Николаева, – М.: 2005.
- И.Э. Куликовская «Детское экспериментирование»
- А.К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»
- О.А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию». Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста.
- Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет / Т.С.Комарова, Л.В.Куцакова, Л.Ю.Павлова. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
- Дошкольник и рукотворный мир. Пед.технология. / М.В.Крулехт. СПб.: Детство-Пресс, 2003.
- Клочкова Валерия «Витаминный огород зимой на подоконнике»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей детей среднего дошкольного возраста на тему: Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитания детей среднего дошкольного возраста.
Консультация для родителей детей среднего дошкольного возрастана тему: Аппликация из бумаги как средство эстетического воспитаниядетей среднего дошкольного возраста поможет софрмировать пре...
Консультация для родителей детей среднего дошкольного возраста на тему: «Значение аппликации в среднем дошкольном возрасте».
Данный материал даёт расширенное представление о аппликации ,в среднем дошкольном возрасте...
. ГРУППОВЫЕ НОРМЫ И ТРАДИЦИИ В СПЛОЧЕНИИ ГРУППЫ ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 2.1. Цель, задачи и условия работы по разработке групповых норм и традиций в группе детей среднего дошкольного возраста
Цель, задачи и условия работы по разработке групповых норм и традиций....
Сообщение на круглый стол «Социально-личностное развитие детей среднего дошкольного возраста» 2018
Социальное развитие дошкольников - это усвоение ценностей, традиций и культуры общества, в котором детям предстоит жить. В процессе общения с взрослыми или сверстниками ребёнок учится учит...
Круглый стол «Развитие игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста. Сюжетно-ролевая игра.»
Цель: провести системный анализ педагогической деятельности по организации и руководству игровой деятельностью дошкольников в решении задач образовательной области «соци...
«Приемы обогащения словарного запаса детей среднего дошкольного возраста. Игры для развития словаря детей среднего дошкольного возраста».
quot;Приемы обогащения словарного запаса детей среднего дошкольного возраста. Игры для развития словаря детей среднего дошкольного возраста"....
Конспект Родительского собрания с родителями детей среднего дошкольного возраста в форме круглого стола Тема: «Вместе играем - речь детей развиваем».
Круглый стол с родителями на тему:"Вместе играем -речь детей развиваем"...