НОД "Мы Археологи"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Сульдина Ирина Александровна

 Возраст детей:5 -6 лет.

Цель:   Создание условий для развития у детей словесно- логического мышления, интереса к профессии археолога и его деятельности, понимания её общественной значимости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nod_my_arheologi.doc73.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Конспект НОД 

Тема: «Мы археологи»

( старшая группа)

                                             Сульдина Ирина Александровна

воспитатель I категории

ДС № 160 «Дубравушка»

                                              АНО ДО «Планета детства «Лада»

г.о. Тольятти

 

Разработала:  воспитатель I категории Сульдина Ирина Александровна

ДС № 160 «Дубравушка» г.о.Тольятти.

Возраст детей:5 -6 лет.

Цель:   Создание условий для развития у детей словесно- логического мышления, интереса к профессии археолога и его деятельности, понимания её общественной значимости.

Задачи: 

Речевое развитие:

  • Обогащать словарный запас детей с помощью диалога (археолог, реставратор, экспедиция);  
  • Активизировать использование в речи специальных терминов, характеризующих профессию археолога;
  • Закрепить у детей умение отвечать на вопросы воспитателя, высказывать суждения,  

Познавательное развитие:

  • Формировать у детей конкретные представления о работе археолога;  
  • Обогащать знания детей об истории родного города Тольятти;
  • Обогащать знания детей в области археология, через игровые проблемные ситуации в ходе поисковой деятельности;
  • Расширять кругозор детей, поддерживать познавательный интерес.

Социально-коммуникативное развитие:

  • Воспитывать уважительное отношение к профессии археолога, интерес к игре, трудолюбие, аккуратность, умение слушать воспитателя и друг друга;
  • Воспитывать умение работать самостоятельно и в парах;  формировать навыки взаимоконтроля, самоконтроля.

Художественно-эстетическое развитие:

  • Формировать умение слышать музыку, выполнять действия в соответствии с ритмом музыки.
  • Развивать умение работать с конструктором.

Физическое развитие:

  • Закрепить умение выполнять общеразвивающие упражнения.
  • Развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей.
  • Предупредить нарастание  утомления глаз, укрепить глазные мышцы и снять напряжение;
  • Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Методы и приемы:         

Практические:

  • Эксперимент «Археологические раскопки».

Наглядные:

  • дидактическая игра с электронными компонентами;
  • видео фильм о городе Тольятти;
  • фоторепортаж «Ставрополь на Волге»

Словесные:

  • беседа, вопросы к детям.
  • рефлексия.

Материалы и оборудование:

Мультимедийные презентации, аудио запись с ритмичной музыкой для проведения эстафеты, ретро - фотокарточки свиток, карта,   кисточки разных размеров, лопатки- заместители, стеки, контейнер для находок, перчатки,   емкости с песком схемы,   конструктор деревянный, жетоны, картонный игровой автомат, мелкие конфеты, дипломы.     

Предварительная работа: Беседы о работе археологов, науке археологии, археологических экспедициях, рассматривание иллюстраций и картинок, рассматривание энциклопедии «Большая энциклопедия для малышей», просмотр презентации «Музеи России», оформление фото альбома «История Ставрополя на Волге» в детском саду.

Взаимодействие с родителями.

Предложить родителям вместе с детьми провести беседы:

«История Ставрополя на Волге», «Тольятти современный».

 

Формы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Эстафета «Донеси свиток», гимнастика для глаз .

Игровая

  Электонная д\игра «Предметы помошники».

Познавательно-исследовательская

Эксперимент «Археологические раскопки»  

Коммуникативная

Беседа «Город Тольятти», «Итория города Ставрополь на Волге», «Кто такие археологи»,  ситуативные разговоры, вопросы.

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

  1. Вводная часть

1

 Организационный момент:

Воспитатель. Ребята, я сегодня получала видео письмо.  Я вам предлагаю посмотреть.

Просмотр видео письма «Тольятти – город на Волге»

В: Ребята, о чем идет речь в письме?

В: Чем же славится наш город?

В: На берегу какой реки стоит наш город?

В: Мы живем в Тольятти, а раньше как назывался город?

В: Вы знаете, кто его основал?

 

_Молодцы, ребята! За правильные ответы, я вам даю жетончики, они вам пригодятся.

Дети. Да, хотим!

Дети внимательно смотрят видео письмо.

- О городе Тольятти

-Есть Автозавод – это Волжский Автомобильный Завод, который выпускает автомобили.

-Наш город стоит на реке Волга.

-Ставрополь-на-Волге.

-Татищев Василий Никитич.

 

2

 В: Ребята, вы хотели бы окунуться в историю Тольятти.

В: Для того, чтобы разгадать тайны Тольятти, нам нужно стать археологами. Знаете кто они?

В: Археологи узнают о прошлом, раскапывая руины старинных сооружений или места, где давным-давно жили люди. Они исследуют найденные предметы, чтобы по мозаичным кусочкам составить картину прошлого. Ученых, производящих раскопки, называют археологами. Археология – наука о древности. Она изучает историю по остаткам жизни и деятельности людей.

  -Да нам очень интересно.

-Археологи – это люди, которые проводят раскопки и находят старые вещи, что-нибудь удивительное, ценное и необычное. 

- С их помощью мы узнаем о том, как раньше жили люди, какие происходили события.

3

 В: Итак, прежде чем начать раскопки, производится археологическая разведка – это кропотливая работа по изучению летописей, книг, древних карт, осмотр местности. Когда предполагаемое место раскопок найдено, приступают к его исследованию.

Я вам предлагая изучить карту исследуемой местности. А «умный карандаш» поможет нам сделать выбор.

В: Ребята, а карта вам знакома?

Что случилось с городом Ставрополь на Волге?

В: Итак, местность определенна, мы будем исследовать местность, рядом с Волгой, где раньше был город Ставрополь. Обратите внимание на экран, этот дом  стоял в городе Ставрополь. Я предлагаю найти части этого дома и восстановить его, реставрировать.

В: Как вы думаете, что нам нужно взять в экспедицию?

В: Все верно, но основной инструмент – лопата. Главное – не торопиться. Кроме того, при раскопках пользуются различными щеточками, лупы, так же нужно одеть перчатки. Нам нужно проверить все ли мы взяли в экспедицию. В этом нам поможет электронное панно.

Электонная д\игра «Предметы помошники».

 

  Рассматривают карту, определяют раскопок с помощью «умного карандаша».

- это карта – схема Ставрополя на Волге.

-во время строительства ГЭС , город Ставрополь перенесли в другую местность, переносили дома по бревнышкам. Несколько домов сохранились в Центральном районе.

- археологи находят и очищают предметы при помощи кисточек, значит нам нужны кисточки. 

С помощью «умного карандаша» дети проверяют

себя.

4

 В: Ребята археологи находят и очищают предметы при помощи кисточек. Оденьте, пожалуйста, перчатки и принимайтесь за дело. Каждому надо найти и очисть предмет.

В: Ребята, встаньте вокруг нашего места раскопок разделитесь на пары, кто с кем желает работать, и аккуратно сначала лопаткой нужно раскопать предмет. Затем нужно работать кисточкой очень осторожно, чтобы не повредить старинные предметы, которые принадлежали Ставрополю на Волге, так как любое неосторожное движение им может навредить.

Дети  одевают кепки, жилетки, перчатки. Подходят  месту раскопок, делятся на пары и начинают вести раскопки. Очищают при помощи лопаток и кисточек спрятанный  предмет в глину, песок или подсушенное соленое тесто.

 

5

 В:  Расскажите мне, что вы нашли?

Как вы думаете, как люди это использовали?

Данные фотокарточки вам знакомы? Расскажите?

Дети в процессе раскопок находят разбитую бревна от стен дома (деревянный конструктор), тарелку, старую фотокарточку, деревянную ложку, часы, самовар. Предполагают, как все это использовалось в быту.

По фотокарточкам рассказывают об истории Ставрополя.

- Волга была богата рыбой.

- По Волге сплавляли лес, которого в этих местах было много.

- Дом Стариковых, перенесенный из Ставрополя, сейчас в нем располагается музей "Наследие".

И т.д. по фотокарточкам.

Из бревен конструируют дом.

6

 В: Физминутка: эстафета «Донеси свиток», задания командам:

1. Прыжки из обруча в обруч – «переправа через болото», в последнем обруче берется «свиток», обратная переправа, свиток отдается последнему, тот «переправляется», оставляя «свиток» в последнем обруче и возвращается.

2. Передай свиток быстро (дети стоят в колонне по одному, вытянув руки вверх, быстро передают «свиток» друг-другу, повторяем 3 раза).

3. «Переправа по узкому мосту» - проползание между шнурами.

 

Дети выполняют задания, следуя инструкции.

8

В: Ребята, а теперь я вам предлагаю отдохнуть.

Гимнастика для глаз

- Садимся на  островок. Ребята, замрите.

Мы плывем по реке Волге. Не поворачивая головы, посмотрите на остров слева. Посмотрите на остров справа. Подымите, глазки вверх и посмотрите на облака. А сейчас на небе всходит солнышко. Оно просыпается на востоке, движется через все небо и садится на западе

(показываю). А теперь мы увидели чайку. (Поставьте пальчик перед собой). Она-то приближается, то удаляется от нас.

 

Дети выполняют гимнастику для глаз вместе с воспитателем.

9

В:Ребята вам понравилось   быть археологами? Что понравилось больше?

 В:Вы молодцы! Мне очень понравилось с вами работать.

В:Вот теперь пришло время воспользоваться жетончиками.

На этом наша экспедиция заканчивается, и мы должны с вами попрощаться, а на память я хочу подарить дипломы юных археологов.

Дети  рассказывают, что им именно понравилось . Каждый высказывает свое мнение.

Дети подходят и игровому автомате и с помощью жетончиков приобретают себе приз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Кто такие археологи?"

Презентация к занятию "Археологические раскопки старинной вазы"...

Презентация "Кто такие археологи?"

Презентация к занятию "Археологические раскопки старинной вазы"...

Физическая культура (на воздухе) «Юные археологи»

Конспект непосредственно образовательной деятельности по физкультуре в старшей группе Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Физическая культура», «Худо...

Развлечение « Слет маленьких археологов»

Цель развлечения:  развивать внимательность, усидчивость, настойчивость и целеустремленность в достижении поставленной цели. Развивать физические качества и волю к победе....

ПРОФЕССИЯ — АРХЕОЛОГ

Познавательное занятие - профессия археолог...

Проект "Профессия археолог"

Проект поможет детям поближе познакомиться с редкой профессией археолога, узнать, какими предметами пользуется археолог, как и где производятся раскопки. Для педагогов представлены виды деятельности, ...

Игровая ситуация в интерактивной песочнице "Археологи".

Игровая ситуация "Археологи". С целью формирования умения взаимодействовать,развития позвательных способностей, исследовательской активности....