Исследовательский проект "Огород на подоконнике"
проект (младшая группа)

Развитие интереса к исследовательско – творческой деятельности у детей в процессе выращивания растений в огороде на подоконнике. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Исследовательский проект в младшей группе

 «Огород на подоконнике»

Тип проекта: среднесрочный, групповой, познавательно – исследовательский.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели

Срок реализации: март – май

Актуальность: Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Явления и объекты природы привлекают красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, нужно создавать условия для и поисково-исследовательской деятельности детей, что способствует формированию у детей эстетического восприятия, чувства красоты и гуманное отношение к природе. Основная задача нас, взрослых, поддержать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создать необходимые для этого условия.

Цель проекта: Развитие интереса к исследовательско – творческой деятельности у детей в процессе выращивания растений в огороде на подоконнике. Повышение уровня речевой активности детей через взаимодействие с воспитателями, с детьми, с родителями.

Задачи проекта:

  • Обобщить и расширить знания дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях.
  • Сформировать у детей понятие о тесной взаимосвязи природы и человека: человек выращивает и ухаживает за растениями, растения вырастают, радуют человека своей красотой, кормят своими  плодами.
  • Обобщать представление детей о необходимости света, тепла, влаги почвы для роста растений.
  • Развивать познавательные и творческие способности детей.
  • Формировать осознанно-правильное отношение к природным явлениям и объектам.
  • Воспитывать бережное отношение к своему труду, и труду взрослого.
  • Привлечь родителей к активному сотворчеству во время проекта.

Ожидаемые результаты:

 1. Дети научатся ухаживать за растениями и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать красоту растительного мира.
2. У детей сформируются знания о росте растений в комнатных условиях.
3. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала. 

Этапы работы над проектом.

1 этап. Подготовительный

  • Определение темы, цели, задач, содержание проекта, определение результата;
  • Изучение методической литературы;
  • Подбор художественной литературы (стихи, загадки, пословицы, поговорки)
  • Приобретение посадочного материала, емкостей для посадки (помощь родителей);
  • Продумать творческое оформление огорода

2 этап. Практический (основной)

Мероприятия

Цель

1.

Разучивание потешек, стихов, пословиц, связанных с огородом.

Познакомить с фольклорными произведениями, связанными с огородом, овощами и фруктами.

2.

Беседа

«Как выращивают овощи на огороде, в теплице?», «Как разнообразен этот мир!»

Расширять кругозор детей

3.

Подвижная игра

«Баба сеяла горох»

Учить действовать по сигналу, договорив слова игры.

4.

Дидактическая игра

«Где растет (огород или сад)?», «Что лишнее?», «Узнай на ощупь», «Найди по описанию», «От какого овоща эта часть?»

Расширять кругозор, обогащать словарный запас

5.

Театрализованная игра

«Репка», игра – драматизация по стихотворению Ю.Тувима.

Развивать у детей актёрские способности.

6.

Сюжетно – ролевая игра «Овощной магазин», «Кафе «Витаминка».

Расширять  кругозор  детей

7.

Отгадывание загадок про овощи и фрукты

Развивать смекалку, память, внимание

8.

Рассматривание иллюстраций, картинок. Рисование, лепка детьми овощей.

Воспитывать желание заниматься творчеством самостоятельно

9.

Рассказывание экологических сказок собственного сочинения

Развивать фантазию, связную речь.

10.

Совместное создание в группе огорода. Посадка семян петрушки, укропа, луковиц

Учить ухаживать за растениями

Воспитывать желание помогать взрослым

11.

 Совместный с детьми уход за рассадой: полив, рыхление, прореживание

Воспитывать желание помогать взрослым

Учить ухаживать за растениями

12.

Опытно-экспериментальная деятельность: «Строение растений», «Условия, необходимые для жизни растений», «Размножение, рост, развитие растений».

Учить детей наблюдать, делать выводы, прислушиваться к мнению других детей.

13.

Оформление дневника наблюдения

Учить детей наблюдать, делать выводы

14.

Фоторепортаж «Как мы сажали и ухаживали за растениями»

Привлечь к совместному труду всех детей в группе

15.

Создание фотоальбома «Огород на подоконнике»

Подвести итог проделанной работы

Оформление газеты «Рецепты овощных блюд»

Привлечь к совместной деятельности родителей.

16.

Презентация «Все начинается с семечки»

Обработка и оформление материалов, фотографий.

3 этап. Заключительный.

- Показ презентации на родительском собрании;

- Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, аппликаций, связанных с тематикой проекта.

Работа с родителями.

1.Сделать подборку стихов, загадок про овощи, и рецептов овощных блюд.

2.Предложить родителям приобрести для проведения проекта – контейнеры, землю, семена для посадки, палочки для рыхления, лейки.

3.Домашнее задание – с детьми придумать сказку о любом овоще, записать и нарисовать к ней рисунок.

Вывод:

  1. Дети познакомились с культурными растениями.
  2. У детей сформировался интерес к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
  3. В результате практической и опытнической деятельности дети получили необходимые условия для роста растений.
  4. Дети увидели многообразие посевного материала.
  5. Дети стали бережнее относиться к растительному миру.
  6. В группе был создан огород на подоконнике.
  7. Дети стали более уважительно относиться к труду.
  8. Родители приняли активное участие в проекте «Огород на подоконнике».

Литература:

  1. Русские народные сказки.
  2. "Добро пожаловать в экологию". Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста О.А. Воронкевич.
  3. Методическое пособие для педагогов ДОУ Санкт-Петербург, «Детство-пресс», 2001.
  4. Детство. Программа развития и воспитания детей в детском саду / В.И. Логинова и др. Санкт-Петербург, Детство-Пресс, 2010.
  5. Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет / Т.С.Комарова, Л.В.Куцакова, Л.Ю.Павлова. М.: Мозаика-Синтез, 2005.
  6. Дошкольник и рукотворный мир. Пед.технология. / М.В.Крулехт. СПб.: Детство-Пресс, 2003.
  7. Комплексные занятия в старшей группе. Т.М. Бондаренко. Практическое пособие для воспитателей Воронеж, ТЦ «Учитель», 2007.

Художественная литература:

Р.Н.С. «Репка», «Вершки и корешки», белорусская сказка «Пых», украинская сказка «Колосок», татарская песенка «Мешок», Ю.Тувин «Овощи».

Поговорки:

        Огород – для семьи доход

 «Летом под межой не лежи и гороху не щипли (не отлынивай, дела не    ждут)».

Загадки: 1. Сад

Неразлучный круг подруг
Тянет к солнцу сотни рук.
А в руках душистый груз,
Разных бус На разный вкус.

2.Редис

Красная мышка
С белым хвостом
В норке сидит
Под зелёным листом
Снаружи красна,
Внутри бела,
На голове хохолок -
Зелёненький лесок.

3.Репа

Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
С хвостом, а не мышь.

4.Чеснок

Маленький, горький
Луку брат.
Взрастает он в земле,
Убирается к зиме.
Головой на лук похож.
Если только пожуёшь
Даже маленькую дольку -
Будет пахнуть очень долго.

5.Семя Лежало на свету,
Бросилось в темноту,
Да и там покоя нет:
Как бы вырваться на свет. 6.Горох

На жарком солнышке подсох
И рвётся из стручков..?

7.Мак

Голова на ножке,
В голове - горошки.

Стоит в саду кудряшка -
Красная рубашка,
Сердечко непростое.
Что это такое?

Стихи.

А. Максакова

Посадила в 
огороде;
Помидоры и картофель,
Чуть моркови, огурцов.
Для братишек сорванцов.
Помидор сорвал Алешка.
Вот и сыта стала кошка.
А Максим ест огурец.
Наш мальчишка молодец.
Он на грядке сидит ловко
Вот и вырвана морковка.
Ест морковку кошка, кот,
Кто зашел к нам в огород.
Всех мальчишки угощают.
Витамин есть заставляют.

 

Т. Казырина

А у нас в саду порядок
Мы вскопали десять грядок.
Как на первой горох,
Уродился, не плох!
На второй редиска,
Друг от друга близко.
А на третьей репка,
И сладка и крепка.
На четвертой огурцы
Поспевают, молодцы!
Пятая с морковкой,
Подрастает ловко.
На шестой зеленый лук,
Он и лекарь, он и  друг.
На седьмой огромной грядке,
Ягодки играют в прятки.
На восьмой кабачки,
У них толстые бочки.
На девятой арбуз
Полосатый карапуз.
А десятая отныне,
Нам подарит даже дыни!

Ж. Дарк

Летом 
огород - что город!
В нём – сто тысяч горожан:
помидор, горох, капуста,
кабачок и баклажан.

 
А по осени там пусто!
Скоро в град придёт зима
Люд разъехался в корзинках
в погреба и закрома!

И. Михашина

Дети все стремятся к маме.
Я сижу в своей панаме.
Я люблю свой 
огород.
Здесь клубника лезет в рот.

Дидактические игры:

«Вершки и корешки»

Воспитатель берёт 2 обруча: чёрный и красный, кладёт их так, чтобы обручи пересеклись. В обруч чёрного цвета надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч красного цвета –те, у которых используются вершки. Ребёнок подходит к столу, выбирает овощ, показывает его детям и кладёт его в нужный круг, объясняя, почему он положил овощ именно сюда. (В области пересечения обручей должны находиться овощи, у которых используются и вершки, и корешки ).

  «Что сначала, что потом».

Цель: Учить детей составлять последовательную цепочку взаимосвязанных событий. Развивать мышление, речевую активность.

Материал. Два комплекта  схем  (косточка, росток, дерево с почками, листьями, бутонами, цветами, плодами),  яблоко

Ход игры

Педагог показывает детям яблоко и задает вопрос: «Как оно появилось?» Затем предлагает детям разделится на две команды и составить цепочку схем, объясняя, как как появилось яблоко. Команды составляют рассказ с опорой на схемы.

«Закончи предложение».

Цель. Закрепить у детей знания овощей. Расширять и активизировать словарный запас.

Материал. Мяч.

                                          Ход игры

Огурец овальный, а тыква…

Лук горький, а морковь…

Огурец зеленый, а свекла…

Редиска мелкая, а редька…

Кабачок большой, а тыква…

Помидор кислый, а чеснок…

Морковь в земле, а помидор…

Помидор круглый, а морковь…

 

Пальчиковые игры

Тема "Фрукты"

Самомассаж пальчиков (соединение пальчиков, начиная с мизинцев, между пальчиками мяч-прыгун). Дети соединяют по одной паре пальцев на каждую стихотворную строку, при этом ладони не касаются друг друга
На базар ходили мы,
(мизинцы)
Много груш там и хурмы,
(безымянные пальцы)
Есть лимоны, апельсины,
(средние пальцы)
Дыни, сливы, мандарины,
(указательные пальцы)
Но купили мы арбуз —
(большие пальцы)
Это самый вкусный груз.
(пальцы сжимают в кулак, большой отводят вверх)
 

Театр пальчиков и языка
(сопряженная гимнастика)

1.    Однажды пальчики пошли в лес: топ-топ, топ-топ-топ.
Имитировать ходьбу пальчиков в заданном ритме, темпе: указательным и средним, большим и указательным. Язык двигать вверх-вниз.

2.    Растет на опушке дикая яблоня. На ней плоды — яблоки.
Руки от локтей до запястий свести вместе, кисти сжать в кулаки, большие пальцы поднять вверх. Язык скруглить, выгнуть с опорой на верхнюю губу.

3.    Яблоки кислые.
Махнуть рукой "эх". Сморщиться и слегка высунуть язык.

4.    Яблоки соберем в корзины.
Пальцы рук переплести "корзинкой". Скругленные концы языка загнуть "чашечкой".

5.    Дома сварим из яблок варенье.
Большой палец правой руки поднять кверху — жест одобрения. Улыбнуться и облизать верхнюю и нижнюю губу.

6.    Через лес (топ-топ, топ-топ-топ) вышли к реке.
Руки развести в стороны: плавные движения от плеч к пальцам. Плавно двигать широкий язык вперед-назад.

7.    Тяжело нести корзины. Увидели лодку.
Сложить ладони "лодочкой". Руками делать волнообразные движения. Язык сложить "лодочкой" (боковые края поднять вверх). Вытянуть язык вперед и убрать назад.

8.    Приплыли домой.
Соединить кончики пальцев (пальцы "домиком"). Язык присосать к нёбу (крыша домика).

 

Пальчиковая игра "Варим мы компот"

Используется пособие "Клавиатура" (авторское). Дети поочередно нажимают сначала одной, потом другой и обеими руками вместе на клавиатуру (пуговицы), сопровождая игру произнесением стиха:

Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ.

Пальчиковая игра "В сад  идем мы погулять"

 Сад — решетка для раковины или плоская мыльница с шипами. Дети "ходят" указательным и средним пальцами по клеточкам (шипам), на каждый ударный слог стиха делая по шагу.

Раз, два, три, четыре, пять.
В  сад  идем мы погулять:
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.

Физкультминутки

Бабушка кисель варила

Бабушка кисель варила (Правая рука «помешивает кисель».) На горушечке,

(Кончики пальцев правой и левой руки соединяются, руки расходятся под углом (гора).)

В черепушечке (Округленные ладони, смыкаясь, образуют горшок-черепушечку.)

Для Андрюшечки (Аленушки). (Ладонь правой руки ложится на грудь.)

Летел, летел соколок (Ладони скрещиваются, большие пальцы рук закрепляются друг за друга.)

Через бабушкин порог. Вот он крыльями забил, (Скрещенные ладони помахивают, как крылья.)

Бабушкин кисель разлил, (Руками несколько раз ударить по бокам.)

У старушечки На горушечке. (Вытянуть руки вперед и вниз, пальцы растопырить.)

Бабуля плачет: «Ай-ай-ай!» (Руки вновь показывают горку.)

«Не плачь, бабуля, не рыдай!» (Руки «утирают слезы».)

Чтоб ты стала весела, (Указательный палец правой руки «грозит бабке».)

Мы наварим киселя (Правая рука снова «помешивает кисель».)

Во-о-от столько! (Руки разводятся широко в стороны.)

2

Жил один садовод, он развел огород, Приготовил старательно грядки. (Дети делают движения, словно копают лопатой.)

Он принес чемодан

Полный разных семян. (Дети шагают.)

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна,

И взошли семена. (Дети приседают и встают.)

Садовод любовался на всходы.

Утром их поливал, (Выполняют движения, словно поливают.)

На ночь их укрывал

И берег от холодной погоды. (Дети садятся.)

Но когда садовод

Нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали:

— Никогда и нигде,

Ни в земле, ни в воде

Мы таких овощей не встречали!

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, засеянных густо,

ОГУРБУЗЫ росли,

ПОМИДЫНИ росли,

РЕДИСВЕКЛА, ЧЕСЛУК и РЕПУСТА!

Вот так яблоко

Вот так яблоко!

(Встали.)

Оно

(Руки в стороны.)

Соку сладкого полно.

(Руки на пояс.)

Руку протяните,

(Протянули руки вперед.)

Яблоко сорвите.

(Руки вверх.)

Стал ветер веточку качать,

(Качаем вверху руками.)

Трудно яблоко достать.

(Подтянулись.)

Подпрыгну, руку протяну

(Подпрыгнули.)

И быстро яблоко сорву!

(Хлопок в ладоши над головой.)

Вот так яблоко!

(Встали.)

Оно

(Руки в стороны.)

Соку сладкого полно.

(Руки на пояс.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект "Огород на подоконнике"

Проект разработан для того, чтобы обобщить и расширить знания  дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях;   привлечь к работе проекта как  детей та...

Экологический познавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике» с детьми подготовительной группы

Экологический познавательно-исследовательский проект «Огород на подоконнике» с детьми подготовительной группы Данилова И.Н. и Шушпанова Е.А.Экологический познавательно-исследовательский проект «О...

Познавательно-исследовательский проект"Огород на подоконнике"

Познавательно-исследовательский проект"Огород на подоконнике"...

Презентация познавательно-исследовательского проекта "Огород на подоконнике"

Презентация познавательно-исследовательского проекта "Огород на подоконнике"...